Конкурсная работа «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» НАПРАВЛЕНИЕ: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
опыты и эксперименты

 Байкеева Светлана Владимировна
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Важность патриотического воспитания подчеркивается во всех нормативных документах последних лет. Учитывая актуальность, государственный и социальный заказ в МОУ «Травниковская СОШ» была разработана модель патриотического воспитания.
Система патриотического воспитания в школе развивает важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан,  расширяет познавательные интересы подростков в области истории, обогащает их эмоциональный опыт впечатлениями и переживаниями, стимулирует активность, инициативу и творчество самих детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta.doc179 КБ
Microsoft Office document icon opisanie_opyta.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Травниковская средняя общеобразовательная школа»

456402, Челябинская область, Чебаркульский район, с. Травники, ул. Победы, д. 53

Телефон (факс): 8(35168) 73-2-98

         

«ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

НАПРАВЛЕНИЕ: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Байкеева Светлана Владимировна

МОУ «Травниковская СОШ»

Заместитель директора по воспитательной работе,

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории,

куратор инновационной площадки на базе

МОУ «Травниковская СОШ»

Перечень представленных конкурсных материалов

  1. Заявка на участие в конкурсе в печатном и электронном виде
  2. Портфолио:

1)        Анкета (регистрационный лист)

2)        Цветная фотография (4*6 см) в электронном виде

3)        Описание опыта воспитательной деятельности

4)        Презентация «Моя профессия – воспитать Человека»

      5)        Программа  развития Муниципального общеобразовательного учреждения Травниковской средней общеобразовательной школы по теме: «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно- исторических традиций казачества».

  1. Письменное согласие на обработку персональных данных, оформленное в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Травники, 2020

Историческое значение

 каждого  великого человека

 измеряется его заслугами родине,

 его человеческое достоинство — силою его патриотизма.

Николай Гаврилович Чернышевский.

«Что делает Историю? — Тела. Искусство? — Обезглавленное тело…»

Это изречение Иосифа Бродского как нельзя более кстати отражает моё отношение к этой науке. Ведь историю делают люди, и используют эти знания тоже люди. Я горжусь историей моей страны, моего народа, потому что это история  и моя лично.

Любовь к предмету  «история» я почувствовала в 8 классе, когда сдала экзамен  на одном дыхании. На уроках истории я переносилась вместе со своим учителем в эпохи разного времени: от Петра Первого до Великой Отечественной войны. Учитель готовил для нас интересные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и просто интересными людьми, которые жили рядом с нами. Я восхищалась знаниями учителя истории, его умением дать оценку происходящим событиям, дать совет, как поступать в той или иной ситуации.

Я осознала: «Любить изучать  историю своего государства – значит любить Отечество, быть патриотом».

Вернувшись  работать в свою родную школу, мне стало понятно, что я должна, просто обязана передать свои знания, и любовь к своему Отечеству - детям.

Воспитывая молодое поколение,  мы обязаны противопоставить искуственно-созданным ценностям – истину. А истина заключается в том, что за деньги нельзя купить три вещи: любовь, друзей и здоровье. На первом месте стоит любовь. Любовь к родителям, детям, земле …..  родине. Любовь к родине называется патриотизмом. Человек любит не потому что … а вопреки всему. И нет таких слов,  которые бы смогли объяснить этот феномен.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Важность патриотического воспитания подчеркивается во всех нормативных документах последних лет. Учитывая актуальность, государственный и социальный заказ в МОУ «Травниковская СОШ» была разработана модель патриотического воспитания.

Система патриотического воспитания в школе развивает важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан,  расширяет познавательные интересы подростков в области истории, обогащает их эмоциональный опыт впечатлениями и переживаниями, стимулирует активность, инициативу и творчество самих детей).

Справедливо заметить, что эффективность патриотического воспитания невозможна без тесного взаимодействия семьи и школы, сетевого взаимодействия с социальными партнерами и другими образовательными организациями региональной системы образования.

Цель военно-патриотического воспитания – развитие у учащихся патриотизма, гражданственности, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование  профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, высокой ответственности и дисциплинированности.

Создание в школе особой инновационной площадки на основании программы  развития «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно- исторических традиций казачества», насыщение образовательного процесса краеведческими работами, созданием общественных организаций, включение в учебно-воспитательный процесс школы специальных методик, технологий формирования и развития чувства патриотизма и гражданственности у учащихся, способствует достижению поставленной цели.

В практике работы МОУ «Травниковская СОШ» патриотическое воспитание осуществляется на всех уровнях обучения через реализацию программы  развития «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно - исторических традиций казачества», дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности,  в рамках организации волонтерского отряда, который успешно функционирует не только в селе, но и в Чебаркульском районе, дополнительной общеразвивающей программы «Юнармия».

У современных школьников новые интересы, ориентации. Направить их в нужное русло – дело учителя и родителей. Но для этого надо провести определенную исследовательскую работу с помощью наблюдений, бесед, диагностик и так далее.

Все выше сказанное определило основную идею воспитательной работы – союз учителя, родителей и детей по патриотическому воспитанию моих учеников.          Сегодня необходимость возрождения патриотического воспитания является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей   школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. 

      Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление  школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

     Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.   Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

     С детства, ещё в школе, мы  учим  патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорим мы. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
     С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» общественные институты, школа получила хорошее подкрепление своей деятельности. Это дало возможность мне
активизировать работу по патриотическому воспитанию учащихся МОУ «Травниковская СОШ».
     Я считаю это направление работы актуальным и перспективным, так как без патриотического и гражданского воспитания нельзя говорить не о нравственности, не о духовности. И чем раньше начать эту работу, тем лучше.

Ведущей педагогической идеей моей работы явилось создание модели системы патриотического воспитания учащихся на основе программы  развития «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно- исторических традиций казачества».

 Работа по данной проблеме ведется с 2015 года. Опыт проходит через систему внеклассных мероприятий, уроков, внеурочную деятельность, занятия дополнительного образования, которые носят традиционную народную направленность, чаще всего связанную народными традициями обрядами, знанием истории своей малой  Родины.

Например, ситуации-иллюстрации из курса внеурочной деятельности «История казачества»:

1.        На доске у нас есть арифметическое действие. Помогите мне сделать вычисление: 2020-1768=252

Скажите, что могут означать эти цифры с точки зрения исторического времени. Дети делают вычисление.

2020 г.-  время, в которое мы живем.

1768 г. - дата первого упоминания нашего села.

252 года селу Травники.

Кто проживает в нашем селе более двух веков? Казаки

Кто такие казаки? Ответы: Люди, которые основали село, защищали свою Родину.

Как появилось наше село? Знаете ли вы легенды о возникновении села?

Дети рассказывают две самых распространенных  легенды о возникновении села.

Сегодня мы узнаем: как же жили казаки, о их традициях, их быт.

Казаки были очень набожными людьми. Как вы думаете, какие три святыни были у казака? Ответить на этот вопрос нам помогут пословицы и поговорки, которые находятся в ваших маршрутных листах. Составьте их и ответьте на заданный вопрос. Дети работают в маршрутных листах. Составляют пословицы.

«Береженого Бог бережет, а казака сабля», «Конь да ночь казака товарищи», «Без коня казак кругом сирота», «Прежде не хвались, а Богу помолись».

Дети читают пословицы и называют святыни.

Слайд (дома в селе) Что вы увидели в каждом доме? Правильно: печь, она выполняла несколько важных функций: спальное место, давала тепло, также в ней готовили еду.

Как мы с вами из беседы со сторожилами узнали, крыша домов была крыта соломой. Как вспоминали сторожилы, в холодную зиму дома были полностью раскрыты. Так как в избе находились животные.

Можем ли мы сегодня найти постройки таких домов в селе?

Давайте совершим туда виртуальную экскурсию вместе с репортером канала ТВ Травники.

(Просмотр репортажа)

Что вы узнали нового из репортажа?

Я предлагаю вам поработать рекламными агентами. Вам необходимо, используя полученную информацию, выполнить задания. Вскройте пакеты с заданиями.

Создать буклет «Казачья застава 2020».

Создать сувенирный продукт «Казачья застава 2020».

Создать баннер в технике коллаж «Казачья застава 2020».

В центральной части села находится памятник казакам, погибшим в Русско-Японской войне, а рядом находится мемориальный комплекс казакам-односельчанам, которые ушли на фронт во время Великой Отечественной войны и не вернулись в свои дома к своим семьям. В 2020 году мы будем праздновать 75 лет Великой Победы и 9 мая придем сюда, чтобы почтить память наших односельчан.

Этот курс внеурочной деятельности дает возможность:

  • узнать культурно-бытовые особенности жизни  казаков;
  • узнать основные понятия, характеризующие особенности культуры казаков;
  • уметь наблюдать, делать выводы;
  • развивать связь казачества с православной церковью;
  • знать семейный уклад казаков.

Программа развития «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно - исторических традиций казачества» имеет преемственность. Кадеты 6 класса на постоянной основе занимаются в Центре народного творчества под руководством директора Завьяловой Н.А. и уже сами могут провести экскурсию для младших кадетов и школьников по ЦНТ и в музее «Казачья изба».

В реализации патриотического воспитания в школе приходится сталкиваться с некоторыми проблемами:

1. Труд учителей  не безграничен и нуждается в поддержке. В связи с модернизацией школы вводятся дополнительные часы по физкультуре, иностранному языку, информатике. Это урезает возможности преподавания предметов патриотической направленности. Для дальнейшего совершенствования взаимодействия учебно-воспитательного процесса с этнокультурными особенностями региона необходимо вводить дополнительные ставки: по изучению основ Православной культуры, по начальной военной подготовке, по истории казачества, по преподаванию традиционных ремесел. Без этих дисциплин дальнейшее развитие кадетских классов сталкивается с определенными трудностями. В связи с этим необходимо разработать и утвердите штатное расписание кадетских классов с соответствующим финансированием.

2. Необходимо укомплектовать кадетские классы казачьей направленности соответствующими учебными программами, учебниками, наглядными пособиями, методической и дидактической литературой.

3. Регулярно проводить семинары, конференции, встречи за круглым столом по обмену опытом работы между образовательными учреждениями кадетских классов.

4. Издание в периодической литературе передового опыта работы школ кадетских классов.

5. Необходимо создать краевой координационный совет по налаживанию информационного обмена между образовательными учреждениями кадетских классов.

Мне удалось преодолеть некоторые проблемы. Как руководитель муниципальной площадки, все дополнительные занятия проводим через курсы внеурочной деятельности: «История казачества», «Юный этнограф», «Казачья удаль», «Начальная военная подготовка», «Строевая подготовка», «Юный стрелок» и программы дополнительного образования краеведческой направленности «Истоки». Эти занятия помогают в формировании высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях Оренбурского казачества, владеть навыками военной подготовки, уметь постоять за себя и других,  знать историю, культурные традиции казаков. 

При освоении  программ ребята выполняют творческие задания, исследовательские работы, участвуют в мероприятиях  патриотической направленности. В процессе работы осуществляется взаимодействие с родителями школьников по подготовке учебно-исследовательских и проектных работ, сопровождению на конкурсы и конференции.

    На своих занятиях, по возможности, стараюсь использовать все формы и методы патриотического воспитания: проведение исторических декад, работа кадет и учащихся других классов в Виртуальном музее МОУ «Травниковская СОШ», регулярные встречи с интересными жителями села, экскурсионная работа (90-ая гвардейская танковая казачья дивизия г.Чебаркуля, Музей Казачьей Славы г.Челябинск, Музей «Казачья изба» с.Травники, МБОУ «СОШ № 22 г. Челябинска» кадетская казачья школа. В общеразвивающей программе дополнительного образования «Истоки» используется метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности.

 Мы стараемся тесно сотрудничать  с социальными партнерами и другими образовательными организациями. В настоящее время налажено взаимодействие с военным комиссариатом г.Чебаркуля,  также с территориальным управлением системы ДОСААФ по вопросам первоначальной военной подготовки казачьей молодёжи призывного возраста к службе в вооружённых силах Российской Федерации. Наши педагоги и учащиеся ведут плодотворную совместную работу с Хуторским казачьим обществом Чебаркульского района, с Оренбурским Войсковым казачьим обществом, внесённое в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Один из главных наших социальных партнеров - 90-ая гвардейская танковая казачья дивизия г.Чебаркуля (отдел начальной военной подготовки).

      При организации занятий нужны самые разнообразные формы, позволяющие раскрыться каждому ребенку. Поэтому на практических занятиях детям предлагается попробовать себя в разных ролях. При проведении занятий строевой подготовки они имеют возможность выработать навыки и умения по одиночной строевой подготовке; образцово выполнять команды и соблюдать дисциплинированность; в роли командира происходит саморазвитие личности обучающихся; несомненно развиваются элементы четкости и слаженности движения. Большую часть времени отдается курсу «Огневая подготовка» или «Юный стрелок», где в процессе обучения каждый кадет должен научиться пользоваться огнестрельным оружием (малокалиберная винтовка, пистолет Макарова, автомат Калашникова) и выполнить начальное упражнение стрельб из данного вида оружия.

Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология проектов или метод проектов. Проект – это  способ организации  учебной  деятельности, направленный на  решение  проблемы и  имеющий результат. Как сейчас принято говорить, проект – это пять «П». 1.П-проблема (задача, которую надо решить) 2.П-планирование работы (этапы) 3.П-поиск информации  4.П-продукт(результат) 5П-презентация (защита).

В прошлом  учебном  году вся  школа  начала работу в Виртуальном музее над  созданием  Книги  Памяти. Идея создания данной  книги – не новаторская идея, но очень полезная для каждой школы,   потому что летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов. Целью  данного  проекта -  является создание  на  базе школы электронного  архива о  ветеранах  великой  Отечественной  войны и  тружениках  тыла. Основные  задачи, решаемые  в  ходе  реализации  проекта: изучение семейного  архива, фотографий;  запись рассказов о родственниках - участниках войны; создание   рабочих   групп;  составление  списков участников войны, оформление   книги памяти  и  размещение   на  сайте  школы. Совместная работа с другими организациями (Модельная библиотека с.Травники, Военный комиссариат г.Чебаркуля, Администрация с. Травники, Архивный отдел Администрации Чебаркульского района) в этом направлении дала первые результаты. В мае 2020 года были собраны точные данные участников войны и на основе этих данных установлен Бессмертный полк в парке Победы с.Травники.

Этот  проект – уникальная  возможность для  учеников узнать  о  суровой  правде  тех  дней, развить интерес к  истории, исследованиям, к  научно-познавательной деятельности. Участники  и  организаторы  проекта - это администрация школы, учащиеся с  5 по 11  класс, учителя и   родители.

    Таким образом, технология проектирования может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, трудовых, и других знаний и умений. Ведь внешний  результат можно  увидеть, осмыслить,  применить в  реальной  практической деятельности. Внутренний результат – опыт  деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в  себе  знания и  умения, компетенции и  ценности. 

Использование различных форм, методов и приемов проведения занятий,  позволяют учащимся в интересной доступной форме развивать: высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, становление себя как  гражданина,  а мне – оценить  результативность работы по итогам участия в конкурсах, военно-патриотических сборах, спартакиадах  и конференциях различного уровня, по количеству проведенных патриотических мероприятий и праздников в школе моими воспитанниками.

 Диагностика патриотических чувств – это неотъемлемая часть воспитательной работы учителя с учащимися, которая позволяет педагогу отслеживать качества гражданской ответственности каждого учащегося. Цель диагностики заключается в выявлении уровня сформированности патриотизма на протяжении всего года. Результаты диагностики являются материалом для построения развивающей работы в школьной среде.

Для определения оценки результатов работы школы по патриотическому воспитанию – необходимо осуществить анализ важнейших сторон и направлений этой деятельности. В свою очередь такой анализ я использую на основе  методики Леонтьевой М.Л.. В 2019-2020 учебном году проведенная диагностика выявила ряд проблемных тем, затрагивающих патриотическое воспитание школьников. Некоторые ученики не знали определение слов «патриот», «Родина», «Малая Родина». А так же школьники испытывали трудности в общении на патриотические темы, такие как: символы России, битвы ВОВ, Города-Герои, растения твоего края.

На основе выявленной проблематики  был сформирован ряд мероприятий, направленных на расширение знаний детей о государственной символике Российской Федерации, ход событий ВОВ.

   Меня радуют успехи моих учеников. У каждого они свои: высокий уровень знаний и умений в области: строевых приемов, уставов, военной подготовке,  написание исследовательских работ, защита их на конференции. Результаты, полученные в результате реализации модели патриотического воспитания достаточно высоки:

2016 - 2017

Районная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

 ( Приказ Управления образования Чебаркульского муниципального района  от  02 ноября 2016 г. №464)

Зленко Элеонора 8 класс

Кошелева Елена 9 класс

призер

призер

Областная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

 ( Приказ Управления образования Чебаркульского муниципального района  от  02 ноября 2016 г. №464)

Зленко Элеонора 8 класс

Кошелева Елена 9 класс

призер

призер

Областной конкурс на лучшее знание государственной символики России

Свидетельство участника

Приказ №501 от 07.12.2016

Свидетельство участника областного конкурса методических разработок внеклассного мероприятия по безопасности жизнедеятельности

 «Сам себе спасатель»

Иванова Елизавета  2 класс

призер

Социальный проект «Мы - молодежь Челябинской области. Лучший социальный проект по благоустройству парка Победы с.Травники».

Ежов Владислав  10 класс

Софьяник Александр 10 класс

призеры

Областная конференция исследовательских работ «Наследие»

Зленко Элеонора 8 класс

Кошелева Елена 9 класс

победители

2017 - 2018

Районная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Завьялова Елизавета 8 класс

победитель

Областная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Завьялова Елизавета 8 класс

участник

2018 - 2019

Муниципальная акция «Я – гражданин»

7 участников

призеры

Районная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Завьялова Елизавета 8 класс

победитель

Областная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Завьялова Елизавета 8 класс

призер

2019 - 2020

Областная Спартакиада кадетских классов «Юный спасатель»

12 участников

участники

Региональный конкурс детско-юношеского творчества  «Неопалимая купина»

Бомбина Дарья-10 класс

Швалева Виктория-10 класс

Долгушева Анна -11 класс

призеры

Муниципальный смотр строя и песни

10 участников

призеры

2020 - 2021

Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»

5 участников

Также немало важно, что мои воспитанники осознанно и целенаправленно выбирают предмет «история» и занимаются им вне школьной программы. В 2019 году обучающиеся 9 классов в количестве 5 человек сдали экзамен в форме ОГЭ с 100% качеством, который стал одним из лучших результатов в Челябинской области.

Сегодня я вижу, как стремительно и главное, в правильном направлении идет развитие патриотического воспитания в нашей школе. Учащиеся стремятся к совершенству, как хотят быть успешными в любом деле, а кадеты 6 класса по учебно-воспитательным показателям прошлого года являются лучшим классом школы.

Я с радостью наблюдаю за тем, что каждый из них верит в себя и в свое государство, каждый верит, что он сможет сделать многое, и главное, что они неравнодушны к происходящему вокруг…

Значит, мои труды не напрасны. Это уже не просто мальчики и девочки, это люди, любящие свое село, свой район, свою страну. Они готовы самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, и им не придется в будущем, когда они «захотят построить корабль», «созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья», «они сами построят корабль», потому что они стали взрослыми людьми, и каждый из них – настоящий Человек.

А я… Я «всегда буду в ответе за тех, кого приручила…»

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Травниковская средняя общеобразовательная школа»

456402, Челябинская область, Чебаркульский район, с. Травники, ул. Победы, д. 53

Телефон (факс): 8(35168) 73-2-98

         

«ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

НАПРАВЛЕНИЕ: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Байкеева Светлана Владимировна

МОУ «Травниковская СОШ»

Заместитель директора по воспитательной работе,

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории,

куратор инновационной площадки на базе

МОУ «Травниковская СОШ»

Перечень представленных конкурсных материалов

  1. Заявка на участие в конкурсе в печатном и электронном виде
  2. Портфолио:

1)        Анкета (регистрационный лист)

2)        Цветная фотография (4*6 см) в электронном виде

3)        Описание опыта воспитательной деятельности

4)        Презентация «Моя профессия – воспитать Человека»

      5)        Программа  развития Муниципального общеобразовательного учреждения Травниковской средней общеобразовательной школы по теме: «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно- исторических традиций казачества».

  1. Письменное согласие на обработку персональных данных, оформленное в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Травники, 2020

Историческое значение

 каждого  великого человека

 измеряется его заслугами родине,

 его человеческое достоинство — силою его патриотизма.

Николай Гаврилович Чернышевский.

«Что делает Историю? — Тела. Искусство? — Обезглавленное тело…»

Это изречение Иосифа Бродского как нельзя более кстати отражает моё отношение к этой науке. Ведь историю делают люди, и используют эти знания тоже люди. Я горжусь историей моей страны, моего народа, потому что это история  и моя лично.

Любовь к предмету  «история» я почувствовала в 8 классе, когда сдала экзамен  на одном дыхании. На уроках истории я переносилась вместе со своим учителем в эпохи разного времени: от Петра Первого до Великой Отечественной войны. Учитель готовил для нас интересные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и просто интересными людьми, которые жили рядом с нами. Я восхищалась знаниями учителя истории, его умением дать оценку происходящим событиям, дать совет, как поступать в той или иной ситуации.

Я осознала: «Любить изучать  историю своего государства – значит любить Отечество, быть патриотом».

Вернувшись  работать в свою родную школу, мне стало понятно, что я должна, просто обязана передать свои знания, и любовь к своему Отечеству - детям.

Воспитывая молодое поколение,  мы обязаны противопоставить искуственно-созданным ценностям – истину. А истина заключается в том, что за деньги нельзя купить три вещи: любовь, друзей и здоровье. На первом месте стоит любовь. Любовь к родителям, детям, земле …..  родине. Любовь к родине называется патриотизмом. Человек любит не потому что … а вопреки всему. И нет таких слов,  которые бы смогли объяснить этот феномен.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Важность патриотического воспитания подчеркивается во всех нормативных документах последних лет. Учитывая актуальность, государственный и социальный заказ в МОУ «Травниковская СОШ» была разработана модель патриотического воспитания.

Система патриотического воспитания в школе развивает важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан,  расширяет познавательные интересы подростков в области истории, обогащает их эмоциональный опыт впечатлениями и переживаниями, стимулирует активность, инициативу и творчество самих детей).

Справедливо заметить, что эффективность патриотического воспитания невозможна без тесного взаимодействия семьи и школы, сетевого взаимодействия с социальными партнерами и другими образовательными организациями региональной системы образования.

Цель военно-патриотического воспитания – развитие у учащихся патриотизма, гражданственности, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование  профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, высокой ответственности и дисциплинированности.

Создание в школе особой инновационной площадки на основании программы  развития «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно- исторических традиций казачества», насыщение образовательного процесса краеведческими работами, созданием общественных организаций, включение в учебно-воспитательный процесс школы специальных методик, технологий формирования и развития чувства патриотизма и гражданственности у учащихся, способствует достижению поставленной цели.

В практике работы МОУ «Травниковская СОШ» патриотическое воспитание осуществляется на всех уровнях обучения через реализацию программы  развития «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно - исторических традиций казачества», дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности,  в рамках организации волонтерского отряда, который успешно функционирует не только в селе, но и в Чебаркульском районе, дополнительной общеразвивающей программы «Юнармия».

У современных школьников новые интересы, ориентации. Направить их в нужное русло – дело учителя и родителей. Но для этого надо провести определенную исследовательскую работу с помощью наблюдений, бесед, диагностик и так далее.

Все выше сказанное определило основную идею воспитательной работы – союз учителя, родителей и детей по патриотическому воспитанию моих учеников.          Сегодня необходимость возрождения патриотического воспитания является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей   школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. 

      Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление  школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

     Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.   Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

     С детства, ещё в школе, мы  учим  патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорим мы. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
     С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» общественные институты, школа получила хорошее подкрепление своей деятельности. Это дало возможность мне
активизировать работу по патриотическому воспитанию учащихся МОУ «Травниковская СОШ».
     Я считаю это направление работы актуальным и перспективным, так как без патриотического и гражданского воспитания нельзя говорить не о нравственности, не о духовности. И чем раньше начать эту работу, тем лучше.

Ведущей педагогической идеей моей работы явилось создание модели системы патриотического воспитания учащихся на основе программы  развития «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно- исторических традиций казачества».

 Работа по данной проблеме ведется с 2015 года. Опыт проходит через систему внеклассных мероприятий, уроков, внеурочную деятельность, занятия дополнительного образования, которые носят традиционную народную направленность, чаще всего связанную народными традициями обрядами, знанием истории своей малой  Родины.

Например, ситуации-иллюстрации из курса внеурочной деятельности «История казачества»:

1.        На доске у нас есть арифметическое действие. Помогите мне сделать вычисление: 2020-1768=252

Скажите, что могут означать эти цифры с точки зрения исторического времени. Дети делают вычисление.

2020 г.-  время, в которое мы живем.

1768 г. - дата первого упоминания нашего села.

252 года селу Травники.

Кто проживает в нашем селе более двух веков? Казаки

Кто такие казаки? Ответы: Люди, которые основали село, защищали свою Родину.

Как появилось наше село? Знаете ли вы легенды о возникновении села?

Дети рассказывают две самых распространенных  легенды о возникновении села.

Сегодня мы узнаем: как же жили казаки, о их традициях, их быт.

Казаки были очень набожными людьми. Как вы думаете, какие три святыни были у казака? Ответить на этот вопрос нам помогут пословицы и поговорки, которые находятся в ваших маршрутных листах. Составьте их и ответьте на заданный вопрос. Дети работают в маршрутных листах. Составляют пословицы.

«Береженого Бог бережет, а казака сабля», «Конь да ночь казака товарищи», «Без коня казак кругом сирота», «Прежде не хвались, а Богу помолись».

Дети читают пословицы и называют святыни.

Слайд (дома в селе) Что вы увидели в каждом доме? Правильно: печь, она выполняла несколько важных функций: спальное место, давала тепло, также в ней готовили еду.

Как мы с вами из беседы со сторожилами узнали, крыша домов была крыта соломой. Как вспоминали сторожилы, в холодную зиму дома были полностью раскрыты. Так как в избе находились животные.

Можем ли мы сегодня найти постройки таких домов в селе?

Давайте совершим туда виртуальную экскурсию вместе с репортером канала ТВ Травники.

(Просмотр репортажа)

Что вы узнали нового из репортажа?

Я предлагаю вам поработать рекламными агентами. Вам необходимо, используя полученную информацию, выполнить задания. Вскройте пакеты с заданиями.

Создать буклет «Казачья застава 2020».

Создать сувенирный продукт «Казачья застава 2020».

Создать баннер в технике коллаж «Казачья застава 2020».

В центральной части села находится памятник казакам, погибшим в Русско-Японской войне, а рядом находится мемориальный комплекс казакам-односельчанам, которые ушли на фронт во время Великой Отечественной войны и не вернулись в свои дома к своим семьям. В 2020 году мы будем праздновать 75 лет Великой Победы и 9 мая придем сюда, чтобы почтить память наших односельчан.

Этот курс внеурочной деятельности дает возможность:

  • узнать культурно-бытовые особенности жизни  казаков;
  • узнать основные понятия, характеризующие особенности культуры казаков;
  • уметь наблюдать, делать выводы;
  • развивать связь казачества с православной церковью;
  • знать семейный уклад казаков.

Программа развития «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно - исторических традиций казачества» имеет преемственность. Кадеты 6 класса на постоянной основе занимаются в Центре народного творчества под руководством директора Завьяловой Н.А. и уже сами могут провести экскурсию для младших кадетов и школьников по ЦНТ и в музее «Казачья изба».

В реализации патриотического воспитания в школе приходится сталкиваться с некоторыми проблемами:

1. Труд учителей  не безграничен и нуждается в поддержке. В связи с модернизацией школы вводятся дополнительные часы по физкультуре, иностранному языку, информатике. Это урезает возможности преподавания предметов патриотической направленности. Для дальнейшего совершенствования взаимодействия учебно-воспитательного процесса с этнокультурными особенностями региона необходимо вводить дополнительные ставки: по изучению основ Православной культуры, по начальной военной подготовке, по истории казачества, по преподаванию традиционных ремесел. Без этих дисциплин дальнейшее развитие кадетских классов сталкивается с определенными трудностями. В связи с этим необходимо разработать и утвердите штатное расписание кадетских классов с соответствующим финансированием.

2. Необходимо укомплектовать кадетские классы казачьей направленности соответствующими учебными программами, учебниками, наглядными пособиями, методической и дидактической литературой.

3. Регулярно проводить семинары, конференции, встречи за круглым столом по обмену опытом работы между образовательными учреждениями кадетских классов.

4. Издание в периодической литературе передового опыта работы школ кадетских классов.

5. Необходимо создать краевой координационный совет по налаживанию информационного обмена между образовательными учреждениями кадетских классов.

Мне удалось преодолеть некоторые проблемы. Как руководитель муниципальной площадки, все дополнительные занятия проводим через курсы внеурочной деятельности: «История казачества», «Юный этнограф», «Казачья удаль», «Начальная военная подготовка», «Строевая подготовка», «Юный стрелок» и программы дополнительного образования краеведческой направленности «Истоки». Эти занятия помогают в формировании высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях Оренбурского казачества, владеть навыками военной подготовки, уметь постоять за себя и других,  знать историю, культурные традиции казаков. 

При освоении  программ ребята выполняют творческие задания, исследовательские работы, участвуют в мероприятиях  патриотической направленности. В процессе работы осуществляется взаимодействие с родителями школьников по подготовке учебно-исследовательских и проектных работ, сопровождению на конкурсы и конференции.

    На своих занятиях, по возможности, стараюсь использовать все формы и методы патриотического воспитания: проведение исторических декад, работа кадет и учащихся других классов в Виртуальном музее МОУ «Травниковская СОШ», регулярные встречи с интересными жителями села, экскурсионная работа (90-ая гвардейская танковая казачья дивизия г.Чебаркуля, Музей Казачьей Славы г.Челябинск, Музей «Казачья изба» с.Травники, МБОУ «СОШ № 22 г. Челябинска» кадетская казачья школа. В общеразвивающей программе дополнительного образования «Истоки» используется метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности.

 Мы стараемся тесно сотрудничать  с социальными партнерами и другими образовательными организациями. В настоящее время налажено взаимодействие с военным комиссариатом г.Чебаркуля,  также с территориальным управлением системы ДОСААФ по вопросам первоначальной военной подготовки казачьей молодёжи призывного возраста к службе в вооружённых силах Российской Федерации. Наши педагоги и учащиеся ведут плодотворную совместную работу с Хуторским казачьим обществом Чебаркульского района, с Оренбурским Войсковым казачьим обществом, внесённое в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Один из главных наших социальных партнеров - 90-ая гвардейская танковая казачья дивизия г.Чебаркуля (отдел начальной военной подготовки).

      При организации занятий нужны самые разнообразные формы, позволяющие раскрыться каждому ребенку. Поэтому на практических занятиях детям предлагается попробовать себя в разных ролях. При проведении занятий строевой подготовки они имеют возможность выработать навыки и умения по одиночной строевой подготовке; образцово выполнять команды и соблюдать дисциплинированность; в роли командира происходит саморазвитие личности обучающихся; несомненно развиваются элементы четкости и слаженности движения. Большую часть времени отдается курсу «Огневая подготовка» или «Юный стрелок», где в процессе обучения каждый кадет должен научиться пользоваться огнестрельным оружием (малокалиберная винтовка, пистолет Макарова, автомат Калашникова) и выполнить начальное упражнение стрельб из данного вида оружия.

Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология проектов или метод проектов. Проект – это  способ организации  учебной  деятельности, направленный на  решение  проблемы и  имеющий результат. Как сейчас принято говорить, проект – это пять «П». 1.П-проблема (задача, которую надо решить) 2.П-планирование работы (этапы) 3.П-поиск информации  4.П-продукт(результат) 5П-презентация (защита).

В прошлом  учебном  году вся  школа  начала работу в Виртуальном музее над  созданием  Книги  Памяти. Идея создания данной  книги – не новаторская идея, но очень полезная для каждой школы,   потому что летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов. Целью  данного  проекта -  является создание  на  базе школы электронного  архива о  ветеранах  великой  Отечественной  войны и  тружениках  тыла. Основные  задачи, решаемые  в  ходе  реализации  проекта: изучение семейного  архива, фотографий;  запись рассказов о родственниках - участниках войны; создание   рабочих   групп;  составление  списков участников войны, оформление   книги памяти  и  размещение   на  сайте  школы. Совместная работа с другими организациями (Модельная библиотека с.Травники, Военный комиссариат г.Чебаркуля, Администрация с. Травники, Архивный отдел Администрации Чебаркульского района) в этом направлении дала первые результаты. В мае 2020 года были собраны точные данные участников войны и на основе этих данных установлен Бессмертный полк в парке Победы с.Травники.

Этот  проект – уникальная  возможность для  учеников узнать  о  суровой  правде  тех  дней, развить интерес к  истории, исследованиям, к  научно-познавательной деятельности. Участники  и  организаторы  проекта - это администрация школы, учащиеся с  5 по 11  класс, учителя и   родители.

    Таким образом, технология проектирования может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, трудовых, и других знаний и умений. Ведь внешний  результат можно  увидеть, осмыслить,  применить в  реальной  практической деятельности. Внутренний результат – опыт  деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в  себе  знания и  умения, компетенции и  ценности. 

Использование различных форм, методов и приемов проведения занятий,  позволяют учащимся в интересной доступной форме развивать: высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, становление себя как  гражданина,  а мне – оценить  результативность работы по итогам участия в конкурсах, военно-патриотических сборах, спартакиадах  и конференциях различного уровня, по количеству проведенных патриотических мероприятий и праздников в школе моими воспитанниками.

 Диагностика патриотических чувств – это неотъемлемая часть воспитательной работы учителя с учащимися, которая позволяет педагогу отслеживать качества гражданской ответственности каждого учащегося. Цель диагностики заключается в выявлении уровня сформированности патриотизма на протяжении всего года. Результаты диагностики являются материалом для построения развивающей работы в школьной среде.

Для определения оценки результатов работы школы по патриотическому воспитанию – необходимо осуществить анализ важнейших сторон и направлений этой деятельности. В свою очередь такой анализ я использую на основе  методики Леонтьевой М.Л.. В 2019-2020 учебном году проведенная диагностика выявила ряд проблемных тем, затрагивающих патриотическое воспитание школьников. Некоторые ученики не знали определение слов «патриот», «Родина», «Малая Родина». А так же школьники испытывали трудности в общении на патриотические темы, такие как: символы России, битвы ВОВ, Города-Герои, растения твоего края.

На основе выявленной проблематики  был сформирован ряд мероприятий, направленных на расширение знаний детей о государственной символике Российской Федерации, ход событий ВОВ.

   Меня радуют успехи моих учеников. У каждого они свои: высокий уровень знаний и умений в области: строевых приемов, уставов, военной подготовке,  написание исследовательских работ, защита их на конференции. Результаты, полученные в результате реализации модели патриотического воспитания достаточно высоки:

2016 - 2017

Районная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

 ( Приказ Управления образования Чебаркульского муниципального района  от  02 ноября 2016 г. №464)

Зленко Элеонора 8 класс

Кошелева Елена 9 класс

призер

призер

Областная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

 ( Приказ Управления образования Чебаркульского муниципального района  от  02 ноября 2016 г. №464)

Зленко Элеонора 8 класс

Кошелева Елена 9 класс

призер

призер

Областной конкурс на лучшее знание государственной символики России

Свидетельство участника

Приказ №501 от 07.12.2016

Свидетельство участника областного конкурса методических разработок внеклассного мероприятия по безопасности жизнедеятельности

 «Сам себе спасатель»

Иванова Елизавета  2 класс

призер

Социальный проект «Мы - молодежь Челябинской области. Лучший социальный проект по благоустройству парка Победы с.Травники».

Ежов Владислав  10 класс

Софьяник Александр 10 класс

призеры

Областная конференция исследовательских работ «Наследие»

Зленко Элеонора 8 класс

Кошелева Елена 9 класс

победители

2017 - 2018

Районная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Завьялова Елизавета 8 класс

победитель

Областная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Завьялова Елизавета 8 класс

участник

2018 - 2019

Муниципальная акция «Я – гражданин»

7 участников

призеры

Районная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Завьялова Елизавета 8 класс

победитель

Областная  конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Завьялова Елизавета 8 класс

призер

2019 - 2020

Областная Спартакиада кадетских классов «Юный спасатель»

12 участников

участники

Региональный конкурс детско-юношеского творчества  «Неопалимая купина»

Бомбина Дарья-10 класс

Швалева Виктория-10 класс

Долгушева Анна -11 класс

призеры

Муниципальный смотр строя и песни

10 участников

призеры

2020 - 2021

Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»

5 участников

Также немало важно, что мои воспитанники осознанно и целенаправленно выбирают предмет «история» и занимаются им вне школьной программы. В 2019 году обучающиеся 9 классов в количестве 5 человек сдали экзамен в форме ОГЭ с 100% качеством, который стал одним из лучших результатов в Челябинской области.

Сегодня я вижу, как стремительно и главное, в правильном направлении идет развитие патриотического воспитания в нашей школе. Учащиеся стремятся к совершенству, как хотят быть успешными в любом деле, а кадеты 6 класса по учебно-воспитательным показателям прошлого года являются лучшим классом школы.

Я с радостью наблюдаю за тем, что каждый из них верит в себя и в свое государство, каждый верит, что он сможет сделать многое, и главное, что они неравнодушны к происходящему вокруг…

Значит, мои труды не напрасны. Это уже не просто мальчики и девочки, это люди, любящие свое село, свой район, свою страну. Они готовы самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, и им не придется в будущем, когда они «захотят построить корабль», «созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья», «они сами построят корабль», потому что они стали взрослыми людьми, и каждый из них – настоящий Человек.

А я… Я «всегда буду в ответе за тех, кого приручила…»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как может выглядеть отчет по направлению "Патриотическое воспитание"

В помощь классному руководителю, зам.дир. по ВР...

Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

Огромную роль в патриотическом становлении  человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...

«Из опыта работы: воспитать человека…»

Социальный заказ в сфере физического воспитания нацелен на физическое развитие той категории подростков, которые на сегодняшний день не занимаются никаким видом спорта –дети, не востребованные в секци...

Доклад "Историко - краеведческая работа как одно из направлений патриотического воспитания школы"

Краеведение – это такой раздел истории, который открывает большие возможности для человека в области исследования, поиска, сбора интересного материала. Это  та деятельность, которой очень легко у...

Основные направления патриотического воспитания на уроках истории

Доклад на заседании методического объединения учителей общественных наук...

Конкурсная программа "Воспитать человека"

Разработка и участие в конкурсной программе "Воспитать человека"...

Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя

laquo; Воспитание человека – гражданина,человека – патриота, должно бытьглавной целью всего педагогического процесса »М.В. Ломоносов Патриотизм – это любовь к Родине...