Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе
учебно-методический материал

Колесник Валентина Алексеевна

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.

Мы исходим из того, что воспитание может быть успешным только  при условии его системности. В течение ряда лет, рассматривая воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий, мы строили воспитательную систему школы, охватывающую весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, учитывая влияние социальной среды. Воспитательная система представлялась как психолого-педагогическое,  социально-педагогическое явление,  как фактор социальный (учитывающий включенность в окружающую среду;  отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, друзьями школьников; благоприятный психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в единый коллектив).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnvlenie_vospitatelnoy_sistemy.docx61.75 КБ

Предварительный просмотр:

Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии

в малом городе

Исходя из понимания, что создание положительного опыта взаимодействия гимназии с субъектами воспитательного пространства города возможно при условии признания достижений гимназии этими субъектами,  выделяются предпосылки для позитивного влияния гимназии на воспитательное пространство города. Учитывая особенности и благоприятные для этого влияния возможности малого города,  предусматривается развитие внутренней воспитательной среды гимназии как освоенной её части, как основу для освоения среды малого города, внесения в него педагогически целесообразных корректив.

Мы исходим из позиции А. С. Макаренко, который  видел важнейший путь интенсивного развития теории воспитания в организации  «цельных» комплексов опыта: «Только цельный опыт, проверенный и в самом протекании, и в результатах, только сравнение цельных комплексов опыта может представить нам данные для выбора и решения» (101, с. 180). «Сохранение цельных опытных очагов, уважение к их находкам могут нашу молодую логику воплотить в строгих формах педагогической техники» (там же, с. 182). Аналогичную позицию исповедует  Ю.П. Сокольников: «Организация целостного педагогического опыта даёт исследователям реальную систему взаимосвязанных фактов, характеризующих естественную картину воспитания. В этом и состоит его важнейшее методологическое значение. Целостный педагогический опыт – как опыт функционирования целостных педагогических систем – должен выступать главным методом исследования проблем воспитания. Организация его является необходимым условием получения системы научно обоснованных рекомендаций по проблемам воспитания» (150, с. 146).

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.

Мы исходим из того, что воспитание может быть успешным только  при условии его системности. В течение ряда лет, рассматривая воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий, мы строили воспитательную систему школы, охватывающую весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, учитывая влияние социальной среды. Воспитательная система представлялась как психолого-педагогическое,  социально-педагогическое явление,  как фактор социальный (учитывающий включенность в окружающую среду;  отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, друзьями школьников; благоприятный психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в единый коллектив).

Воспитательная система, имея сложную структуру, воплощалась в деятельности, обеспечивающей реализацию воспитательных целей в деятельности и общении,  интеграции всех  компонентов деятельности, с ориентацией на личностное развитие субъектов воспитания.

Особое внимание в ходе опытно-экспериментальной деятельности  уделялось формированию творческого инновационного подхода педагогических работников к своей деятельности, созданию педагогического коллектива.

Педагогический коллектив рассматривался как сообщество с правом на индивидуальное творчество и работу в команде, в совместной деятельности со всеми субъектами образования, с пониманием того, что

- каждое достижение учителя - это часть успеха педагогического коллектива, а педагогическое достижение - это цель каждого в отдельности и всех вместе;

-  решать задачи обучения, развития и воспитания всех детей с различными особенностями, склонностями и способностями, необходимо на принципах гуманизации отношений между учителями и учениками, сотрудничества и сотворчества, демократизации школьной жизни.

Для того чтобы инновационными педагогическими идеями овладело большинство педагогов, мы стремились обеспечить широкое творческое обсуждение выявленных проблем, противостоять сопротивлению по их решению, избегать скороспелых действий, изучать их возможные последствия, видеть перспективы. Проблема данного исследования органично вписывалась в процесс становления концепции развития. Педагогам предстояло повышение квалификации, целью которого было овладение новыми стандартами образования, профессиональная компетентность, включение в разноплановую творческую инновационную деятельность. Было необходимо создать  условия   и   стимулы  самоопределения и стремления занять адекватную позицию в целостном процессе инновационной деятельности; благоприятный морально- психологический климат в коллективе; организовать  помощь и поддержку в овладении новациями; создать обстановку поиска, радости, интереса, сотворчества, гордости за любые достижения учителя; осуществить раскрытие достоинств учителя, признание его заслуг в коллективе.

При подготовке к экспериментальной деятельности мы понимали, что начать ее могут не только  профессионально опытные, творческие педагоги, но и те, кто  готов включиться в поиск,  принимал инновационные педагогические идеи. С учетом желания педагогов вести опытно-экспериментальную деятельность объединились те, кто разделял новые подходы к созданию инновационной системы обучения и воспитания. С этой целью проводились методологические семинары по проблемам педагогики, коллективные и индивидуальные консультации педагогов; организация педагогического самообразования учителей; малые педагогические советы; педагогические консилиумы по отдельным классам и параллелям; психолого-педагогические семинары и др. (см. приложение 2, с.180 -186).

Особое место в этом принадлежало педагогическому совету как органу     коллективной     мыследеятельности. Педагоги знакомились с передовыми идеями обновления школы, новыми  педагогическими технологиями,  передовой  методикой,  её творческим применением в работе; изучался   передовой  педагогический   опыт учителей школы; анализировались ход и результаты деятельности по различным проблемам; вырабатывались совместные   решения для повышения эффективности   учебно-воспитательного   процесса,   работы   школы   в режиме развития.

  На   заседаниях педагогического совета   рассматривались   важнейшие   вопросы   жизни   и   развития коллектива, подводились итоги работы по разным направлениям деятельности школы, по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых методик, программ. Было выявлено, что способствуют задачам создания морально-психологического климата в коллективе нетрадиционные формы заседаний педсоветов:  деловые игры, круглые столы, подготовку к которым ведут педагоги в группах (см. приложение 6, с. 212 - 213). В исследуемый период были проведены педагогические советы с обсуждением задач развития гимназии, отслеживались показатели в работе на разных этапах жизнедеятельности, разрешались актуальные проблемы (см. приложение 2, с.180). Обсуждались вопросы о гуманизации отношений между учителем и учениками, о том, как выявлять  и развивать способности ученика, какова роль учителя в процессе воспитывающего  обучения и др.

Складывалась система КМНМС (координационного межкафедрального научно-методического Совета) - см. рисунок 1:

Рисунок  1

Направлениями работы КМНМС были организация учебно-исследовательской, научно-методической и  опытно-экспериментальной работы в гимназии; координация работы кафедр, МО, временных групп; выявление   и   распространение   опыта   внутрикафедральной работы; отслеживание    хода   локальных    экспериментов, эффективности внедряемых      педагогических технологий; создание     условий,     активизирующих     творческую      деятельность педагогов; организация мониторинга и работы по повышению профессиональной квалификации; первичная    экспертиза    инновационных    проектов,    представляемых учителями или группой учителей.

Всё это способствовало развитию у педагогов личного отношения к преобразованиям, формированию профессиональной компетентности, профессионально-личностной позиции каждого.

Основополагающие идеи создания воспитательной системы школы - теоретические подходы и анализ опыта создания коллектива и воспитания «трудных» подростков А.С.Макаренко, педагогика общей творческой заботы И.П.Иванова, который рассматривал «воспитание как процесс развития личности  в условиях совместной деятельности старших и младших, направленной на решение жизненно важных задач, на заботу об окружающих людях, о себе и своих товарищах… Воспитание должно быть направлено на создание опыта самих воспитанников, в основе которого должен быть опыт общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни, о людях близких и далёких, о всём обществе» (26, с.4).

Основным средством воспитания, согласно методике  И.П.Иванова, которой мы пользовались, являются коллективные творческие дела (КТД). Под КТД  подразумевалось не простое дело, «а жизненно важное, общественно необходимое, поэтому оно называлось ДЕЛО. Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как старшими и младшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно-важных задач» (52, с. 115).

Коллективная творческая деятельность предусматривает формирование всех сторон личности ребенка: познавательно – мировоззренческой (знаний, взглядов,   убеждений, идеалов); эмоционально-волевой (чувств, стремлений,      интересов, потребностей); деятельностно - практической (умений, навыков, привычек, способностей, черт характера и преодоление потребительско – эгоистических личностных отношений).

 Наследуя разработанные И.П.Ивановым на теоретическом, практическом и методическом уровнях отношения доверия, уважения, творческого содружества между воспитателями и воспитанниками,  менялся стиль отношений между учителем и учениками: не диктат,  не приоритет старшего, а глубочайшее признание за младшим его достоинств, его творческого потенциала, его резервов и возможностей для совместной творческой деятельности.

Методика  реализации  этих идей прошла длительный путь формирования и экспериментов, начала жить по-настоящему  в массовом опыте школы, в практике многих учителей, в знаниях и умениях учащихся.

Освоение нового опыта начиналось на первых двухнедельных выездных коммунарских сборах в пос. Воронцово: на заброшенной военной точке 50 детей и 10 педагогов пытались создать модель коллективной жизни на принципах общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике, как самостоятельной творческой личности. В совместной творческой заботе педагогов и школьников происходило накопление  нового опыта, решалась задача  овладения педагогами и воспитанниками  методикой организации коллективных творческих дел.

Разноуровневые КТД, проводимые каждую четверть, внесли упорядоченность в жизнедеятельность школьного коллектива (создали определенный вид, отлаженность всего механизма) и позволили добиться большей эффективности воспитательной работы. Отрабатывалась системообразующая деятельность, являющаяся основным средством создания и сплочения коллектива, что способствовало качеству всей воспитательной деятельности. Мы поверили в то, что КТД - это защита от суеты, вздорных мелочей, от ненужных напряжений. Традиционность и систематичность исключают бессистемное шараханье. Остается время, которое позволяет учителю остановиться на более тонких воспитательных проблемах.

Каждому классному руководителю, взамен формальных классных часов, представилась возможность общаться с группами детей (микрогруппами) по интересам, организовывать деятельность и  корректировать  отношения. Дети заговорили сами, каждая микрогруппа стала организатором классного дела, каждый класс принимал самое активное участие в общешкольные делах.

При этом исключалось характерное для традиционной системы воспитательной работы  соревнование. Главное - не место, а дело. Культивировались отношения взаимопомощи и взаимовыручки, создавалась обстановка, когда каждый класс, каждый коллектив почувствует радость участия, радость успеха. Стремление к усовершенствованию на основе постоянного анализа   являлось основным принципом деятельности. Быть истинным педагогом значило для нас - не жалеть своего времени, не иметь своей выгоды, своего удобства. Поэтому не редкостью было видеть, как учителя вместе с детьми вечерами участвовали в творческой деятельности.

Постепенно педагоги стали отмечать результаты своего труда - заботу детей друг о друге, отсутствие соперничества. Добились развития активности и инициативы у учащихся во внеурочной деятельности, руководствуясь основным принципом: «Вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем» (для учащихся принцип звучит: «Сами планируем, сами проводим, сами анализируем»).

Главное достоинство такой работы - появившееся желание детей идти в школу, создание благоприятной атмосферы, особого духа. Хотя мы видели, что были еще ребята, неактивно участвующие в деятельности. Им нужна была помощь, необходимо было вовлечь их в интересные, целесообразные виды деятельности и отношения. Это являлось предметом заботы классного руководителя и классных коллективов, организующих коллективную творческую деятельность.

Ежегодно в классных коллективах проводилась их социально-психологическая самооценка (приложение 3, с. 214-216), которая позволяла отслеживать динамику развития основных параметров коллектива и его влияние на личностное развитие членов коллектива, каждой личности.

Благоприятный микроклимат  в коллективе подтверждался высказываниями воспитанников: «с моим мнением считаются», «все ребята думают и я вместе с ними», «можно пообщаться, можно поспорить», «каждый в чем-то помогает», «все поддерживают», «мы дружим», «много общественных дел, много интересного»... Возникало чувство удовлетворения от совместной деятельности и общения,   микроклимата, новой атмосферы в школе. В совместной деятельности  у учителей и учащихся создавалась благоприятная культурно-воспитательная среда,  коллектив единомышленников - учителей и учащихся, решающих задачу создания условий включения каждого в  активную творческую, содержательную, общественно необходимую коллективную деятельность. У каждого ребенка появилась возможность проявить себя в различных делах и ролях, заниматься любимым делом. Возможность выбора позиции в общем деле помогала утвердиться каждому ребенку, пережить чувство  удовлетворения за себя, за общее дело, за успех. Формируется  культурно-воспитательная среда, общее дело рождает нравственно-ценные взаимоотношения между педагогами и учащимися, ощущение личностного роста каждого, готовности к дальнейшему сотрудничеству.

Об эффективности создания культурно-воспитательной среды можно было судить по результатам анализа целой совокупности воспитательных ситуаций, как метода решения воспитательных задач и одновременно как метода исследования. Это были коммунарские сборы и коммунарские лагеря.

Целью сборов было создание для ребят ситуации-образа коллективной жизни, привлекательной и общественно направленной; ситуации, которая могла бы стать компасом для актива и учителей. Мы старались, как можно больше дел совершать в тех населенных пунктах, где проводили сборы: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, концерты для малышей детских садов и жителей. Участники сборов  расчищали Братские могилы, пилили и кололи дрова для пожилых людей, строили снежные городки для детей поселка, помогали  жителям преклонного возраста...

Коллективный анализ после каждого дела (сначала в микрогруппах, где была возможность выразить своё мнение каждому участнику, а потом на общем вечернем «огоньке») позволял выявить отношение воспитанников и педагогов к проводимым делам, их самочувствие и общественно значимую направленность.

Главными темами обсуждения являлись вопросы: «Что было хорошо? Что плохо? Как сделать, чтобы завтра было лучше?» Сопоставление мнений и предложений, уточняющие вопросы, стимулирование поиска причин успехов и неудач, развитие и обобщение мнений представляли собой  заботу об участии каждого в размышлении об опыте (своём и товарищей), в  анализе решения и  постановке воспитательных задач. Вместе с тем, методика коллективных творческих дел, включающая в себя стадии предварительной работы коллектива, коллективного планирования, подготовки, проведения, анализа дела и   последействия,  являлась, по сути, и  методом исследования.

В ходе коллективного обсуждения выяснялось, что названные дела   были на пользу и радость не только тем, для кого они выполняются, но и на радость  самим себе. Учащиеся переживали чувство радости от своей полезности другим, получали удовлетворение от радости, доставленной  детям, старикам.

Эти же выводы подтверждались и проводимыми  анкетами. Так, в ходе работы  коммунарского лагеря проводилось изучение мотивов личного участия школьников в коллективной творческой деятельности с помощью анкетирования, в котором участвовало 90 гимназистов. На вопрос, что и в какой степени их привлекает в коллективной творческой деятельности, были выбраны следующие ответы из предложенных (см. таблицу 2):

Таблица 2

Результаты изучения мотивов участия школьников в деятельности

Привлекает возможность

Привлекает очень сильно

Привлекает в значительной степени

Привлекает слабо

Не привлекает

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

общения с людьми

16

17,7

54

60

12

13,3

8

9

Творчества

30

33,3

42

46,6

12

13,4

6

6.7

помочь пожилым

24

26,6

56

62,2

10

11,1

-

-

помочь сверстникам

20

22,2

49

54,4

15

16,7

6

6,7

участвовать в делах своего коллектива

20

22,2

50

55,2

15

16,7

5

5,9

сделать доброе дело для других

24

26,3

60

67

6

6,7

-

-

выделиться среди других

12

13.3

20

22,2

40

44,5

18

20

выработать у себя определённые черты характера

16

17,7

57

63,3

17

19

-

-

Анализ полученных данных позволяет увидеть, что  коллективные творческие дела на пользу и радость другим людям были привлекательными для абсолютного большинства ребят (это отметили более 80 % школьников), способствовали развитию определённых черт характера  в деятельности и общении со своими товарищами и новыми людьми, развивали творчество у школьников.

Какие чувства испытывали мы, педагоги, на коммунарских сборах? Далеко за полночь, когда засыпали дети, мы садились орлятским кругом и анализировали прожитый день, планировали новый. Несмотря на многочисленные трудности, получали такой заряд радости и энергии, которого нам хватало надолго. Мы забывали возраст, общение с ребятами помогало      вернуться в детство, а это, в свою очередь, помогало   лучше понять детей и их насущные проблемы.

В процессе изучения результатов личного участия и отношения   12 педагогов к коллективным творческим делам в лагере выявилось, что ехали в лагерь с нежеланием  -  2, с пониманием необходимости - 4, с интересом – 2, с желанием овладеть новыми методами работы – 4 педагога. При этом  работали в лагере с большим желанием – 2, с интересом – 8, с желанием овладеть новыми методами работы – 2 человека.

На вопрос, приглашать ли Вас для работы в лагере в следующий раз, утвердительного ответили 8 человек. На вопрос, что для Вас было полезным в лагере, воспитатели дали следующие ответы: «Другими глазами посмотрела на некоторых учеников», «Открыла в ребятах много интересного», «Получила удовольствие от совместных дел», «Вернулась в дни собственной юности», «Приобрела новые методики».

В условиях неформального общения (и это очень важно) педагог имеет возможность открыть для себя ребенка заново, увидеть его скрытые стороны, возможности, склонности, творческий потенциал. Общение учителя со школьником в лагере изменяет его установку на личность ученика. Наблюдения позволяли увидеть, что после лагеря  педагоги меняли свои отношения к учащимся, и это в будущем помогло им в работе с классом.

Из воспоминаний учителя гимназии Григорьевой А.И: «Я работаю в Островской школе-гимназии сравнительно недавно - всего 6 лет. За это время посчастливилось четыре раза побывать в коммунарском лагере. Псковская земля - необыкновенно живописный край, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья».

Усадьба Мусиных-Пушкиных. Елизаровский монастырь. Зима 1996г. Забытый монастырь у обочины дороги за Псковом. Для реконструкции великого памятника старины у местных властей хватило средств только на стропила, которые скорее символизируют реконструкцию, чем осуществление её. И вот эти места оглашаются звонким смехом мальчишек и девчонок, любопытных и любознательных коммунаров. За неделю лагеря все тропинки исхожены, оживились и местные жители от желающей все знать «молодой поросли». А вечером рассказы, предания и... свеча, у которой ребята делятся своими открытиями, находками.

Тихо играет гитара, и задушевные песни поют коммунары. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...». Действительно здорово, потому что именно здесь закаляются настоящие характеры мальчишек и девчонок, именно здесь проявляются скрытые от глаз всех способности и дарования, проявляются ведущие черты характера. Коммунарский лагерь - это не тепличные условия жизни, это школа жизни, школа познания себя и всего того, что окружает, это школа воспитания лучшего в молодом человеке: смелости, доброты, терпения и трудолюбия, смекалки и находчивости, желания больше знать свой любимый край, а, значит, и любить, и беречь его. Завораживающий рассказ сотрудника музея о бережно хранимой монахами рукописи «Слова о полку Игореве»... И так не хочется уезжать... Но лагерь будет, и будут новые открытия...

Псковская земля - родина великого Пушкина. Лагерь 1996 года. «Лето, любил бы я тебя, кабы не комары да мухи». Трудные условия жизни. Двухчасовой ежедневный поход 3 раза в день до ближайшей столовой. Вокруг озера, но войти в него и искупаться даже и не мечтай. Местные жители ходят в накомарниках. Но святое место пусто не бывает. Нас приветливо встречают монах и две монашки, которые обслуживают необыкновенный шедевр старины - церковь, построенную Билибиными, и которой нет равной в Европе. Стоит она на горе, которую называют святым местом, так как говорят, что и воздух здесь целебный, и доброе расположение настоятелей, и бескорыстное ответное желание ребятишек оказать посильную физическую помощь. Оказывается, дарить добро - необыкновенно сладостное чувство. Ребята с удовольствием ищут, чем бы помочь монахам, а те взамен угощают ребят (в Великий пост) кусочками хлеба с медом и поют, ах как поют, играя на рояле, читая молитвы в церкви, исповедуя школьников и наставляя их на путь истинный, не укради, не обмани, не обидь ближнего своего...

В сопровождении монаха совершаем паломничество в забытые, к сожалению, места, связанные с именем Пушкина. «У Лукоморья». У Луки морья каменный диван и два кресла-валуна, правда, остался только диван, остальное кто-то «приватизировал...» А вокруг озера березовые перелески и огромное желание ребят посидеть на каменном диване. Все притихают, и на какое-то мгновение всех охватывает одно чувство - мы побыли рядом с Пушкиным, посмотрели его глазами вокруг - и желание обязательно сюда вернуться и сделать что-то хорошее для этого святого места.

И никто не хочет уезжать из лагеря, как бы трудно не было сегодняшним изнеженным домашним уютом ребятишкам. Поэтому все с нетерпением ждут летнего лагеря, где вместе можно попеть любимые песни у костра, поделиться впечатлениями от проведенных за день полезных дел: сбора лекарственных трав, концерта и спортивных соревнований... Каждому находится дело по душе, и каждый испытывает уважение к себе за совершенное доброе дело. А вечером... «Что было хорошо? Что не получилось? Как сделать так, чтобы было лучше?» Вот где полет фантазии, взрыв эмоций, радость общения, воспитание чувств...

Надеюсь, что хорошее дело не должно погибнуть. И как бы ни сложно было создавать коммунарский лагерь, он должен быть. Хотя, жить он будет все равно в сердцах тех, кто хоть один раз побывал в таком лагере».

Воспитательный эффект достигался в процессе организации воспитания «доброго отношения к людям». Важным итогом было окружение заботой и вниманием  ветеранов ВОВ и труда, бывших работников школы, ставших пенсионерами, поздравления их с Днем учителя, Новым годом, Днем защитника Отечества, Международным женским днем, Днем Победы. Ребята из художественной студии из года в год изготавливали для них памятные сувениры. Ветераны - частые гости наших классных и общешкольных вечеров.

 Культурно-воспитательная среда обогащалась в деятельности организации «Коммунар». Движение милосердия (одно из направлений деятельности) послужило началом сотрудничества организации «Коммунар» с советом ветеранов войны, военнослужащими, с детскими организациями Острова и других городов.

Зимние коммунарские сборы 1995-96 учебного года прошли в поселке Дедовичи. Было создано 4 отряда ребят-коммунаров и отряд педагогов «ВО!» (Великолепное общество), каждый из которых работал по своему плану.

Первый        день был посвящен древним Дедовичам. Ребята посетили городской музей и музей школы, носящий имя Героя Советского Союза Егорова В.В. Узнали историю края, партизанского движения, встречались с ветеранами, расчистили  снег на Братских могилах.

Второй        день   посвятили  современному   поселку,  посетив  Псковскую   ГРЭС.   В последний день ребята поработали  на благоустройстве  церкви.   Служители в благодарность рассказали историю возникновения   храма и каждому коммунару преподнесли в подарок детскую Библию.

А вечерами проходили традиционные огоньки, на которых в творческой форме отряды делились всем новым, что узнали. На одном из наших вечеров в качестве гостей присутствовали директор школы №1 п. Дедовичи и начальник Управления образования Федоров С. П. Они были приятно удивлены, что ребята Островской школы-гимназии интересуются прошлым их края, их поразила работоспособность, деятельность и творчество учеников и учителей, их внимание и отношение к людям и взаимоотношения между собой. Естественным желанием директора Дедовичской средней школы № 2 стало глубже ознакомиться с деятельностью школы-гимназии. И уже через месяц мы встречали делегацию во главе с Федоровым СП. Наших гостей заинтересовала работа школьных кафедр, педагогов- организаторов, психологов, финансово-экономическая деятельность школы. Делегация узнала много для себя полезного.  По их инициативе наши связи продолжались. Летом начальник  Управления образования Дедовичей принял нас на своей базе для организации коммунарского лагеря.

Значимой группой культурно-воспитательных ситуаций были встречи с далёкими друзьями-единомышленниками. Замысел встреч заключался в обмене опытом и общении, которые могли обогатить и педагогов, и воспитанников новыми впечатлениями, идеями,  отношениями в  процессе сотрудничества, сотворчества и  контактов.

В октябре 1995 года делегация из учащихся нашей школы выехала в город Рязань на встречу с теми, кто работает по методике Иванова И.П., где встретилась с делегациями из С-Петербурга, школьники из Минска, Новополоцка и других городов, которые в различных творческих формах представили свои школы. После выступления нашей делегации представители рязанской школы воскликнули: «Вот это наши!»

Программа сборов была насыщенной, интересной, познавательной для всех. В работе принимала участие продолжательница идей Иванова И.П. доцент кафедры инженерной педагогики и психологии С-Петербургского Технического университета, кандидат педагогических наук Аванесян И.Д., заинтересовавшаяся деятельностью нашей школы и пригласила директора  поделиться своим опытом на конференции в С-Петербурге. В продолжительной работе сборов, беседах, выступлениях выяснилось, что на таком большом расстоянии есть единомышленники: люди, которые живут одной с нами жизнью, по тем же законам и традициям. Поэтому и им, и нам хотелось продолжить сотрудничество.

Через несколько недель коммунары и преподаватели в течение 4 дней радушно принимали делегацию из  Рязани, возили на экскурсии в Псков, Пушкинские горы, Печоры, познакомили с достопримечательностями города Острова, организовали встречу с авиаторами аэродрома Веретье. Вечерами проводили интересные КТД, много пели и общались.

Наши дружеские отношения продолжались на ежегодных коммунарских сборах «Рождественские встречи» в п. Шушары  С-Петербурга,  на сборах различной тематики в школе-комплексе № 51 г. Рязани. В ноябре 1998  г.,  в дни 75-летнего юбилея со дня рождения Иванова И.П., мы приняли участие во Всероссийском съезде последователей И.П.Иванова по теме «Воспитание и школа на рубеже XXI столетия», в ноябре 2000 года -  в научно-практической конференции «Игорь Петрович Иванов: создание и развитие педагогики общей заботы», проводимой Ленинградским государственным областным университетом им. А. С. Пушкина и в 8-й областной научно-практической конференции ПОИПКРО, где доклады директора и заместителя директора о воспитательной системе гимназии получили высокую оценку.

В ноябре 2000 года мы проводили международные коммунарские сборы, на которых были представители Москвы, Санкт – Петербурга, Рязани, Свердловской области, Белоруссии, Пскова. Руководитель научно-методического центра по проблемам социальной педагогики, член бюро Московского отделения Ассоциации исследователей детского движения, академик Академии педагогических и социальных наук Р. В. Соколов назвал наше образовательное учреждение самой перспективной гимназией коммунарского движения. Бывая на разных коммунарских сборах с 1964 года, он сравнил по значимости наши сборы с проводимыми 20 лет назад сборами в Перми и рядом со своим автографом выразил свою мечту об участии в коммунарских сборах в гимназии им. И. П. Иванова.

Невозможно словами выразить чувства, переполнявшие в ночь отъезда участников сборов, которые в коммунарском песенном кругу во дворе школы провожали поочерёдно каждую делегацию, последовательно отъезжавшую из гимназии. Слёзы расставания текли по щекам.

Таким образом, культурно-воспитательная среда гимназии обогащалась контактами с далёкими друзьями, совместными с ними действиями и отношениями, которые оказывали иногда более сильное влияние, чем близкие объекты. Формировалась определённая система поведения, установка на определённые действия, развивались отношения ребёнка к окружающей среде, к людям, условиям жизнедеятельности.

Отзывы участников (приложение 7, с. 221-222) подтверждали этот вывод: «Атмосфера праздника, взаимопонимания и дружбы присутствует в душе каждого участника сбора», «Жаль, что встречаемся редко, и тем дороже эти редкие минуты общения. Давайте сотрудничать, учиться, обогащать свой опыт, развивать и беречь то, что уже есть», «Сердечно благодарим за бесценную возможность прикоснуться к красоте, духовным глубинам древней русской земли. Здорово ощущать рядом единомышленников, знать, что есть люди, которым будущее наших государств небезразлично».

Коллективная творческая  деятельность каждого первичного коллектива (классов, кружков, секций, отрядов коммунаров, советов дел, микрогрупп, других коллективов по интересам, по месту жительства и т.п.) становилась средством создания культурно-воспитательной среды в них и обогащала культурно-воспитательную среду гимназии.

Педагоги и воспитанники  думают, решают, обсуждают, что можно сделать на радость и пользу своей школе, людям, выступают в роли не только исполнителей, но и организаторов выездных концертов в школы-интернаты, детские приюты, санаторий. Члены кружков - постоянные участники  школьных вечеров и мероприятий, городских и районных конкурсов и праздников, их усилиями проводятся для родителей городка осенние ярмарки, праздник проводов русской зимы. Совместно с городским комитетом по вопросам семьи и детства была организована концертная программа «Женщины-матери» со встречей, беседой, рассказами о жизненном пути членов многодетных семей, вручением памятных подарков. Одной из областей работы кафедры музыки было проведение лекций-концертов под названием «Музыкальные университеты», для учащихся школы и малышей подшефного детского сада.

Интересна работа театральной студии. Сплочению её коллектива способствовали не только репетиции, выступления, волнения за кулисами, но и «Театральные встречи», которые проводились в форме «огоньков» с самоваром, кулинарными «произведениями», мини-дискотекой и различными конкурсами.

В создании культурно-воспитательной среды  гимназии особую роль имеет краеведческий музей, в его создании, сборе и обработке краеведческого материала участвовали наши школьники. Ряд экспонатов поставлен на государственный учёт. Имеются экспозиции по истории родного края, включающие макеты, планы, схемы, фотографии. Оформлены витрины по нумизматике, народным промыслам района. Построена жилая изба, в которой воссоздан быт крестьян XIX века.

Постоянно действует поисковый отряд, состоящий из учащихся 7-11 классов: участвует в экспедициях, занимается сбором информации, экспонатов для музея; встречается со старожилами и ведет запись их воспоминаний.

Комната боевой славы и истории в / ч 53808, расформированной в 1990 году, как отдел музея, является единственным местом встречи ветеранов полка, которые организует Совет музея, местом, где хранится о них добрая память. К 9 мая 2000 года мы открыли новый зал, посвящённый истории нашей школы. Цель работы этого отдела музея – создать такие экспозиции, которые отразили бы жизнедеятельность каждого участника образовательного процесса, чтобы любой из тех, кто работал или учился в нашей школе, нашёл знакомые ему экспонаты, фотографии, материалы, позволяющие в любой период ощутить себя частицей школьного коллектива, вспомнить интересные факты из своей жизни и, главное, в любом возрасте ощутить чувство не напрасно прожитых лет, выполненных дел, увидеть оставленный именно им след. Это очень важно и для педагогов, порой без остатка отдававших себя любимому делу, на склоне лет оглядывающихся назад для осмысления прожитых лет, и для выпускников, которые стремятся время от времени вновь окунуться в годы детства и юности.

Поисковая группа,  участвуя в туристско-краеведческом движении учащихся РФ «Отечество», выполнила  большую исследовательскую работу по изучению истории одной из типичных деревень Островского района – Рагозино. Работая по направлениям «Летопись родных мест», «Культурное наследие», учащиеся     с педагогами выпустили специальный выпуск альманаха «Островок», создали документальные фильмы «Род Поздеевых - фон Дезен», «Барская усадьба», «Деревенька», показали по Островскому телевидению для привлечения внимания жителей к поднятым проблемам.

Участвуя с 1997 года во всероссийских  конференциях учащихся движения «Отечество», наши школьники ежегодно получают несколько  лауреатских дипломов. Стенд школьного музея «Островок» был признан лучшим, видеофильм «Деревенька» награждён дипломом краеведов России и бал представлен на заключительном просмотре лучших фильмов.

Анализируя результаты любой деятельности, важно выяснить, каким путём они достигались, какие чувства и настроения испытывали  участники этой деятельности, какова степень их удовлетворённости,  каков был климат в коллективе. Безусловно,  посещение  бывшей барской усадьбы, от  которой осталось «два окошка тёмных, две бабули старых», затронуло души школьников, иначе не родилось бы стихотворение Шаинидзе Валерия (см. приложение 7, с. 233),  выражающее глубокую грусть десятиклассника.  

О чувствах и настроениях участников поискового отряда, которые ежедневно в музее что-то творят, анализируют, мечтают о делах и осуществляют их, можно судить по их отзывам:

Виталия Дидушок: «Принимаю участие в работе поисковой группы с большим удовольствием. Раньше  думала, что люди недоброжелательны, ведь сейчас такое тяжелое время, но, побывав во многих городах и деревнях, повстречавшись с разными людьми, я в этом разубедилась...»

Юлия Брокане: «Получаю огромное удовольствие от поездок в далекие заброшенные уголки Псковской области. Люблю бывать в новых местах, исследовать местность, осматривать достопримечательности, делать открытия со своими друзьями и нашим руководителем  Людмилой Ивановной. Огромное ей спасибо за все!»

Михаил Лялин: «Теплые встречи с жителями деревень, интересные истории, связанные с судьбой нашего края, увлекают меня. Теплый коллектив отряда не дает скучать и унывать даже в сложных ситуациях...»

 Валерий Шаинидзе: «Для меня каждое маленькое путешествие поискового отряда сопровождается знакомством с хорошими людьми, с красивыми уголками нашего края. Благодаря этому в моей душе рождаются стихи... А что нас объединяет? - Дружба, закаленная и проверенная в походах, интерес к истории края, в котором живем и, конечно, любовь к нему».

В приложении 7 (с. 226-231) представлены некоторые фрагменты отзывов из писем-размышлений учащихся о нашей гимназии, которые являются ответом директору на вопросы: что Вам в школе нравится, что не удовлетворяет, что  считаете нужным изменить.

 Следует отметить, что в данной ситуации автором сознательно не были поставлены вопросы об отношении к конкретным показателям жизнедеятельности гимназии, чтобы выявить те из них, которые для гимназистов представляются  ценными в  школьной жизни. Поэтому особенно важно, что среди положительных характеристик гимназии значительное  место в отзывах уделено коллективной творческой деятельности, практическим делам на пользу и радость себе и другим, социально значимым делам, возможностям выбора  и  собственного участия в этой деятельности:

«В школе много интересного, постоянно проводятся КТД, в которых принимает участие большая часть школы», «Мы должны поблагодарить коммунаров, которые каждый день планируют новые дела,                       делают всё, чтобы порадовать всех своими выступлениями», «Мне нравится, что наша школа делает много полезных дел. Это очень приятно другим людям и полезно нам», «У меня есть много друзей из других школ, и, когда я рассказываю про мероприятия, проводимые в нашей школе, все удивляются, что у нас такая оживлённая школьная жизнь», «Каждый день не только получаем новые знания, но в школе происходит что-то новенькое», «Главная наша отличительная черта- это организация «Коммунар», я в ней состою»,  «Со стороны видно лучше, поэтому моя мама говорит, что в нашей школе, как не в одной другой, воспитывается личность», «У нас есть коммунарская организация, свой памятник, команда КВН, мы помогаем ветеранам, ездим на экскурсии, проводим КТД и другие мероприятия, у нас есть своя радиорубрика… Это мне всё нравится», «Мне наша школа нравится именно за то, что в ней часто проводятся концерты, конференции, коммунарские сборы, встречи с ветеранами, салоны, спортивные мероприятия», «Я горжусь тем, что в моей школе есть коммунарская организация, к развитию которой я также приложила свои усилия», «Меня поразило, что наша школа принимала детей из всей России на Всероссийских коммунарских сборах», «В нашей школе проводится очень много встреч с интересными людьми, что позволяет ученикам приобрести новые знания», «Очень приятно слышать, что у кого-то сегодня день рождения, слышать тёплые слова в его адрес, музыку на переменах».

Таким образом, высказывания школьников позволяют подтвердить удовлетворённость личным участием в различных видах воспитательной деятельности и возможностью собственного выбора, их гордость от причастности к школьному сообществу. Это  оказывало влияние на личностное развитие, формировало благоприятный морально-эмоциональный климат.

Результатом представленной деятельности была особая атмосфера творчества и единства педагогов и учащихся, которую мы наблюдали в разных ситуациях: - поздним вечером, когда 9-классники, пятиклассники и двое педагогов тесным кругом сидят и обсуждают, как, пробираясь через сугробы, добраться до деревни, в которой осталось 5 жителей, чтобы доставить им радость общения, чтобы узнать от них, или от работников сельского совета что-либо еще из истории выживающей деревни, когда и с каким подарком навестить ослепшую 90-летнюю старушку, которая еще своим пением может пополнить копилку фонограмм  русского фольклора, когда поехать в С-Петербург и где разместиться, чтобы поработать в архиве и найти истоки дворянского рода, потерянные в 1917 году;

- когда, не получив з/платы за 3-4 месяца, 10 педагогов, прихватив с собой 70 учащихся разного возраста, отправляются в экспедицию, или на коммунарские сборы или на сборы юных художников, или в 3-недельный лагерь (а месяца два до этого готовим место, где нас примут, зарабатываем деньги, готовимся к встрече с СЭС) - это удовольствие испытывают и педагоги, и дети почти на каждых каникулах;

- когда в большом актовом зале встают, обогнув кресла, обняв друг друга, 100-200 учащихся к 10 педагогов, поют под гитару любимые коммунарские песни, садятся кругом глаза в глаза и обсуждают свои насущные проблемы;

- когда педагоги на своих педсоветах тоже садятся кругом и обсуждают педагогические проблемы не в форме теоретических постулатов, а каждая группа представляет свою тему, а стихи и песни льются потоком.

Такие формы общения не возникают стихийно, они являются откликом гуманных педагогических отношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности проводилось  изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью и её параметрами с помощью методики оценки суждений учащихся (см. приложение 4, с. 190-191).

В ходе  тестирования   165 учащихся было выявлено, что  удовлетворены школьной жизнью 145 опрошенных учащихся (87,9%), причём, 118 из них (71,5 %)  вполне удовлетворены, 27 учеников (16,4 %)  - скорее, удовлетворены, а 20 школьников (12,1%) не удовлетворены.

Сравнение показателей удовлетворённости учащихся  школьной жизнью  за два года (приложение 4, таблица 12, с. 192) позволило отметить  достаточно высокий  её уровень (с87,9% до 96,5 % опрошенных). Данный вывод подтверждался суждениями учеников: «С каждым годом школа становится всё лучше и лучше, хотелось бы, чтобы так было всегда».

Испытывали в школе хорошее настроение  до 62, 5 % учащихся, хорошую подготовку к жизни - 80,7% (приложение 4, таблица 11, с.190-191). Удовлетворённость учащихся  учебными достижениями  выросла с 68, 5% до 86 % (приложения 4, 6, таблицы 11, 15, с.190-191, 212);  отношениями с одноклассниками в гимназии - до 98,3 % (приложение 6, таблица13), с учителями -  до 92, 1 % (приложение 6, таблица14, с. 212).

Анализ многолетнего опыта работы коллектива гимназии, подтверждаемый результатами анкет, позволяло отметить, что все большее количество ребят с удовольствием ходят  в школу, им интересно, они находят радость в познании, становятся инициаторами многих дел и начинаний в школе.  Дети, чувствуя заботу и теплоту человеческих отношений,  мало доставляют хлопот со своим поведением.

В школе для детей и вместе с ними бережно оформляется и украшается каждый уголок школьного здания, открываются равные возможности для развития способностей - сеть клубов, студий, факультативов, научных обществ, спортивных секций и кружков. Выпускники получают с аттестатом свидетельство о профессиональном образовании по выбору. Туристические и культурные походы, поездки, сборы и слеты, встречи с учеными, творческие гостиные с художниками и поэтами расширяют кругозор, знакомят детей с окружающей жизнью, формируют внутренний мир, обогащают личный нравственный опыт.

Гости школы отмечали, что гимназисты приятно отличаются воспитанностью, вниманием к людям, развитостью и творчеством: «Какие замечательные у Вас учителя и дети!» (Хмелёва Е.И., директор школы № 409 г. Пушкина); «Прекрасные педагоги, замечательные учащиеся. Все – творческие личности» (слушатели ПОИПКРО); «Самые яркие впечатления от посещения Вашей гимназии. Покорены детьми, увлечёнными исследователями» (директор Даугавпилской Русской гимназии (Латвия) Е. Тимошенко);«У Вас самая красивая школа, необыкновенные учителя, талантливые дети» (С. Минаева , г.Рязань);«… С 7.11 на 8.11 мы с Тосей Соколовой промёрзли ночью в к. 31. Ваши девочки узнали об этом и позвали нас жить к себе в к. 40. Вот она,  ваша ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ!!!  А ещё они послушны, добры и надёжны. Таких в наше время очень мало, но ценно, что они есть даже в таком маленьком городе. Большое спасибо!!! К. Стася)».

Постоянным предметом нашего внимания и изучения был социально-психологический климат в коллективе (приложение 3, с.186-189). 

Индивидуальное творчество и работа в команде  укрепляли профессиональную компетентность и личное удовлетворение. Об этом можно судить по результатам опроса   80 педагогов  и  270 учащихся (приложение 4, с.192), отражённом в следующей таблице:

Таблица 3

Результаты оценки педагогами и учащимися качеств  нравственно-психологического климата  в коллективе

№ п/п

Параметр оценки

Педагоги

Учащиеся

1

Дружелюбие

81%

75%

2

Согласие

78%

73%

3

Удовлетворенность

76%

75%

4

Увлеченность

85%

76%

5

Результативность

82%

77%

6

Теплота

80%

78%

7

Сотрудничество

89%

85%

8

Взаимная поддержка

86%

85%

9

Занимательность

89%

93%

10

Успешность

82%

76%

Несмотря на негативные явления в жизни, создавался свой маленький мир, своя планета, своя культурно-воспитательная среда, своё культурно-воспитательное пространство,  где было бы хорошо жить, развиваться, общаться, осваивать внешнюю среду,  внося целесообразные изменения в культурно-воспитательное пространство города.

Системная воспитательная деятельность оказалась жизненно способной для позитивного влияния  на обогащение воспитательного   пространства малого города,  активной деятельности по улучшению окружающей жизни.

Мы исходили из позиции: чтобы действовать во внешней среде, нужно создать внутренние ресурсы школы,  возможности для саморазвития  и развития зрелой личности, способной улучшать окружающий мир.

В связи с этим,  на основе организации  и анализа опыта становления, формирования и развития  культурно-воспитательной  среды гимназии, в данном параграфе мы выявили предпосылки для позитивного влияния гимназии на воспитательное пространство малого города:

1.  включение  в социально-значимую деятельность;

2.  определенный уровень  развития образовательного сообщества;

3.создание благоприятного социально-нравственного климата в гимназии;

4. взаимодействие с окружающей средой города.

Мы показали, что последовательно развивающаяся социально ориентированная  система воспитательной деятельности, построенная на идеях гуманизации взаимоотношений между людьми, явилась первым условием освоения и обогащения   культурно-воспитательной среды в  воспитательном пространстве города.

 Школа как социальный организм в городской среде, в воспитательном пространстве города,  обогащает жизнь детей  за пределами учреждения путём развёртывания широкого поля воспитательной деятельности.

Изучение особенностей малого города позволяло освоить не только внутреннюю воспитательную среду по принципу вхождения одной среды в другую, но и внешнюю среду развития единого культурно-воспитательного пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...

Создание единого воспитательного и образовательного пространства в Студии художественно-эстетического воспитания «Славия» ГБОУ ЦО № 1048 в рамках внеурочной деятельности.

Статья: Создание единого воспитательного и образовательного пространства в Студии художественно-эстетического воспитания «Славия» ГБОУ ЦО № 1048в рамках внеурочной деятельности....

Пути создания единого коррекционно - образовательного пространства семьи и ДОО

Логопедическая работа входит в блок коррекционно - педагогической деятельности, направленной на реабилитацию детей с ОВЗ. Для достижения положительной динамики в речевом развитии таких детей необходим...

Диссертация "Гимназия в структуре культурно-воспитательного пространства малого города"

Исследование содержит теоретическое обоснование и описывает практическую реализацию  эффективного функционирования и системного развития воспитательной деятельности гимназии в структуре культурно...

Диссертация "Гимназия в структуре культурно-воспитательного пространства малого города"

Исследование содержит теоретическое обоснование и описывает практическую реализацию  эффективного функционирования и системного развития воспитательной деятельности гимназии в структуре культурно...

Выступление на семинаре на тему: «Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории» и технологическая карта по истории России 7 класс, Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».

Выступление на семинаре на тему: «Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории» и технологическая карта по истории России 7 класс, Российское общество XVI в.: ...