Образовательная програам "Народный танец"
рабочая программа по теме

Аносова Наталья Сергеевна

Программа расчитаана на 3 года обучения для обучающихся1-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_narodnyy_tanec.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

1.1. Обоснование необходимости разработки.

       Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие русского народного танца тесно связано с историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за свой народ, любовь к Родине.

     Для того чтобы  дать понятие об основах русского народного танца, показать многообразие его видов и различную манеру исполнения, богатство лексики, познакомить с исполнительскими традициями русского танца разработана программа «Народный танец».  

        Программа «Народный танец» относится к художественно-эстетическому направлению. Она направлена на творческое развитие детей, младшего и среднего школьного возраста через приобщения их  к истокам национальной культуры и необходимости возрождения былых традиций и духовности русского танца.  

      Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности русской танцевальной культуры, а с другой – установка на развитие творческой индивидуальности ребенка. Это и определяет актуальность программы.

Программа "Народный танец" разработана на основе:

  - Письма Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16.

«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

- Письма Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования детей. СанПин 2.4.4. 1251-03;

- Устава   МОУ ДОД «Центр детского творчества»;

Новизна программы:

  - Программа составлена с учетом мотивации, интересов и возрастных особенностей воспитанников.

   - Изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет максимально отразить особенности русского народа  на примере разных танцевальных композиций.  

    -Программа включает в себя не только тренировочные упражнения, определенный репертуар и беседы по искусству, но и тематику занятий по правилам общественного поведения, танцевальному этикету, музыкальной грамоте.

   - В программе предусматривается более глубокое изучение танцевального жанра, овладение практическими умениями и навыками в танцевально-пластическом движении и импровизации, а в рамках программы общего образования «Искусство» и «Ритмика» предусматривается выполнение минимума содержания основных образовательных программ.

   -  Программа включает в себя ритмику и народный танец, и составлена с учетом индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями здоровья. Это является отличительной особенностью данной программы от уже существующих.

     Педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем:

  1. Данная программа даёт возможность обучающимся самоопределиться через реализацию творческих способностей, через создание собственного продукта (танец, танцевальная композиция) и подразумевает равные партнёрские отношения между обучающимися и педагогами;
  2. Комплексный подход к организации занятий с детьми обеспечивает укрепление их психического и физического здоровья, положительную социализацию ребёнка;
  3. Занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств личности, как трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение, самостоятельность, ответственность за результат своей деятельности.
  4. Занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества. Обучающиеся знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями не только русского народа, но и других народов России.

1.2. Цель и задачи программы.

     Цель: развитие личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии.

Задачи программы.

           В обучении:

 - обеспечить усвоение практических умений и навыков при изучении программного материала;

- изучить терминологию в  народном  танце;

- изучить историю танцевальной культуры, основ актерского мастерства танцоров;

- учить ритмическим упражнениям под музыку, дающим представление о танце.

         В воспитании:

- воспитывать у обучающихся настойчивость и стремление преодолевать трудности, возникающие перед ними в выполнении тех или иных упражнений;

- воспитание духовно-нравственных ценностей обучающихся;

- воспитание любви и уважения к народным традициям.

           В развитии:

- развитие чувств ритма и музыкальности детей, их моторико-двигательной и логической памяти;

- развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;

- развитие коммуникативных и организаторских способностей и разносторонних качеств личности обучающихся путём приобщения их к культурному наследию своей страны, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- развитие потребности в самораскрытии и самореализации;

- развитие и формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, подготовка воспитанников.

1.3. Особенности программы.

 Возраст обучающихся и их возрастные особенности:

Программа предназначена для детей   7 – 15 лет.

Младшие школьники:

    Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 7-9 лет является сенситивным периодом для  усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Ребёнок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку. От самооценки зависит уверенность обучающегося в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям.  Младшие школьники с адекватной самооценкой  отличаются активностью, стремлением к достижению успеха, большей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, боятся педагога, ждут неуспеха, на занятиях предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.

Средние школьники:

      Это возраст перемен, противоречий и контрастов.  Они уже не маленькие, но им еще очень далеко до того, чтобы стать взрослыми. Для таких детей характерен повышенный интерес к себе и к изменениям, происходящим в организме, в сознании. На первый план выступает общение со сверстниками, их оценки и ценности. В этом возрасте пробуждается интерес к  собственной личности.  Они склонны завышать свои возможности, оправдывать свои поступки.  Если их самооценка не совпадает с оценкой окружающих, они переживают серьёзные потрясения.  Со взрослыми предпочитают быть на равных, постоянно стремятся к самоутверждению. В тоже время внутренне они часто застенчивы, легкоранимы. В отношениях с подростками  необходимо  прежде всего проявить максимум терпения и понимания. Важно не только предъявить требования, а показывать способы реализации их требований, проявлять максимум внимания к внутреннему миру подростков.  Отрицательные явления в поведении подростка легко устранить, если стремление детей этого возраста проявить свою «взрослость» находит удовлетворения в деятельности, которая носит ярко выраженный общественный смысл. Всё, что возможно, пусть делают сами.  Необходимо чаще их ставить в ситуации ответственности за дело, товарищей, младших ребят, чаще прислушиваться к их мнению, постараться вызвать у них доверие. Предлагаемые подросткам занятия должны быть достаточно серьёзными и общественно-значимыми. С ними надо много говорить обо всём, что их интересует, в чём они пытаются разобраться. Эти дети любят откровенные задушевные беседы о жизни, отношениях между людьми, о мировых проблемах.  Всё это предусмотрено  в программе «Народный танец».

    Срок реализации программы – 3 года.

     Группа 1-ого года обучения формируется из 10-15 человек в возрасте 7-9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа продолжительностью 30 минут Количество учебных часов – 144 часа в год.

       Группа 2-го года обучения состоит из 10-12 человек в возрасте 10-12 лет. Занятия 3 раза в неделю по 2 часа продолжительностью 45 минут. Количество учебных часов – 216 в год.

       Группа 3-го года обучения состоит из 8-10 человек в возрасте 12-14 лет. Занятия 3 раза в неделю и длятся 2 часа по 45 минут. Количество учебных часов – 216 в год.

Условия приема детей в детское объединение.

  В группы принимаются обучающиеся образовательных учреждений от 7 до 14 лет, желающие заниматься народными танцами и имеющие письменное разрешение врача. Особого отбора для занятий не существует, занятия могут посещать все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и получившие разрешение родителей.

Этапы реализации программы.

    В каждой группе первого, второго и третьего годов обучения свой план занятий, который определяет те знания, умения и навыки которые должны усвоить обучающиеся.

      На первом году обучения особое внимание уделяется развитию чувства ритма, музыкально-ритмическим упражнениям, упражнениям на ориентировку в пространстве. Дети изучают понятия и термины классического танца, классический экзерсис у станка, танцевальные этюды.

     На втором году обучения обучающиеся закрепляют  знания полученные,  на первом году обучения и получают новые. Обучающиеся изучают элементы  народного танца у станка по степени их усложнения, изучают понятия и термины, применяемые в народном танце.  На этом этапе вводится подготовка концертных номеров.

     На третьем году обучения воспитанники совершенствуют знания, полученные за два предыдущих года, готовят новые концертные номера.

    В основу программы положено обучение, основанное на раскрытии творческих способностей, задатков ребенка.      

Формы  занятий.

     Основными формами работы в объединении является учебно-практическая деятельность (15% - теоретические, 85% - практические занятия).

       В основе обучения лежит чередование занятий: индивидуальных, коллективных, групповых.

      Используются следующие формы работы на занятиях:

- Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);

- Индивидуализированная (где учитываются учебные и индивидуальные возможности воспитанника);

- Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;

- Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами;

- Коллективная – концертная деятельность (выступление коллектива с танцевальными номерами).

1.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу первого года обучения обучающиеся должны:

- знать термины классического танца,  позиции рук и ног;

- уметь выполнять движения классического танца;

- уметь танцевать 2-3 танцевальных этюда;

- выполнять гимнастические упражнения под музыку различного характера, темпа;

К концу второго года обучения обучающиеся должны:

  1. знать правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце;
  2. знать подготовительные движения рук, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию;
  1. освоить простейшие элементы народного танца у станка и танцевальные элементы на середине зала;
  2. справляться с несложными танцевальными комбинациями;
  3. приобрести навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т.д.).  
  4. уметь танцевать 2 народных танца различного характера.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны:

  1. правильно двигаться в такт  музыке, сохраняя красивую осанку;
  2. чувствовать характер музыки и в соответствии с этим уметь передать настроение;
  3. уметь самостоятельно подбирать музыкальное сопровождение к танцу;
  1. уметь исполнять движения на мелодию с затактовым настроением;
  2. уметь составлять и  исполнять русский или другой несложный национальный танец;
  3. знать русский танец на следующих движениях: переменные ходы, припадания, притопы, “ключ” простой и дробный,  дроби; уметь правильно исполнять присядочные движения и хлопушки.

     На начальном, промежуточном и заключительном этапах работы по условиям программы проводится проверка  знаний, умений и навыков обучающихся. Для этого в детском объединении используется мониторинговая система отслеживания результатов обучения.

 Для первоначальной диагностики используются следующие формы:

- анкетирование;

- наблюдение;

- практическая работа.

Для промежуточной аттестации:

- тесты;

- индивидуальные задания;

- занятие-путешествие.

Для итоговой аттестации:

-открытое занятие;

- выступление с танцевальными номерами;

-отчетные концерты.

Мониторинг образовательного процесса в детском объединении.

1-ый год обучения:

Время проведения контроля

Знаний

Умений

Навыков

1 четверть

сентябрь

Диагностическая беседа для выявления специальных терминов.

Практическая работа с целью выявления способностей воспитанников.

Игровой конкурс «Танец в кругу» с целью выявления навыков воспитанников.

2 четверть

декабрь

Занятие-путешествие «Путешествие с дядюшкой АУ»

3 четверть

март

 Устный опрос по теме «Понятие классического танца»

Индивидуальные упражнения по теме «Позиции ног и позиции рук»

Индивидуальные контрольные задания по теме «Танцевальные композиции»

4 четверть

Тестирование по теме «Классический танец»

Зачет по разделу «Классический танец»

Выступление с танцевальными номерами

                                                 2-й год обучения:

Время проведения контроля

Знаний

Умений

Навыков

1 четверть

сентябрь

Устный опрос по разделу «Основы народного танца»

Практическая работа по разделу «Основы народного танца»

Индивидуальные контрольные задания по разделу «Основы народного танца»

2 четверть

декабрь

Отчетный концерт для родителей «Наши достижения»

3 четверть

март

Тестирование по теме «Значение народного танца в развитии танцевальной культуры»

Индивидуальные контрольные задания по разделу «Основы народного танца»

Конкурс танцевальных композиций по разделу «Основы народного танца»

4 четверть

май

Зачет по разделу  «Основы народного танца»

Выступление с танцевальными номерами

                                                    3-й год обучения:

Время проведения контроля

Знаний

Умений

Навыков

1 четверть

сентябрь

Диагностическая беседа по разделам  «Народно –сценический танец», «Народный  танец»

Самостоятельная работа по разделу «Народный танец»

Конкурс «Турнир танцоров» по пройденному материалу за 2-а года обучения

2 четверть

декабрь

Тестирование по разделу «Народно-сценический танец»

Индивидуальные контрольные задания по разделу «Народный танец»

Индивидуальные задания по теме «Пляски различных областей России»

3 четверть

март

Выступление с концертными номерами на различных мероприятиях и концертах.

4 четверть

май

Творческий отчет танцевального коллектива

   2. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Раздел

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие:

2

1.

Ритмика

32

1.1.Музыкально-ритмические упражнения.

3

1

2

1.2. Фигурная маршировка.

5

1

4

1.3. Движения на ориентировку в пространстве.

4

1

3

1.4. Танцевальные композиции

10

2

8

1.5. Музыкально-танцевальные игры.

10

-

10

2.

Музыкальная азбука

6

3.1. Значение музыки в танце.

2

1

1

3.2. Музыкальный размер.

4

1

3

3.

Классический танец.

28

4.1. Понятие классический танец.

4

4

-

4.2. Постановка корпуса.

2

1

1

4.3. Позиции ног и рук.

6

2

4

4.4.Поклон.

2

-

2

4.5.plie

2

-

2

4. 6 battement tendu

2

-

2

4. 7 releve

2

-

2

4. 8 pas chasse

2

-

2

4. 9 прыжки (соте, эшапе, глиссад)

6

2

4

4.

Детские массовые танцы.

74

5.1. Танец с мячами.

30

2

28

5.2.Танец «Матрешки».

44

2

42

Итоговое занятие.

2

Итого:

144

20

120

2.Учебно-тематический план 2-го года обучения.

Раздел

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие

2

1.

Ритмика

10

1.1. Движения на ориентировку в пространстве.

4

-

4

1.2. Упражнения для коррекции осанки.

6

-

6

2.

Классический танец.

30

2.1. Повторение пройденного материала за 1-ый год обучения.

10

4

6

2.2. Классический экзерсис у станка

20

2

18

3.

Основы народного танца.

60

3.1.Значение народного танца в развитии танцевальной культуры.

4

4

-

3.2.Упражнение «гармошка».

6

2

4

3.3. Каблучные упражнения.

12

2

10

3.4. Характерные особенности русского танца.

2

2

-

3.5. Упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк).

6

-

6

3.6.Подготовка к «веревочке»

4

-

4

3.7. «Веревочка» в сочетании с пристукиванием.

6

         -

          6

3.8.Дробные выстукивания.

10

2

8

3.9.Дробные ходы.

10

10

4.

Концертная деятельность.

112

4.1.Русский народный перепляс.

60

2

58

4.2.Русский хоровод.

52

2

50

Итоговое занятие.

2

Итого:

216 часов

2.Учебно-тематический план 3-го года обучения.

Раздел

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие.

2

1.

Классический танец.

10

1.1. Классический экзерсис.

10

-

10

2.

Народный танец.

64

2.1. Повторение изученного материала.

10

2

8

2.2.Бег по диагонали.

4

-

4

2.3. «Моталочка»

6

-

6

2.4. «Переборы»

4

-

4

2.5. «Присядка»

8

-

8

2.6. Вращения по диагонали

4

-

4

2.7. «Веревочка» в сочетании с пристукиванием.

8

-

8

2.8. «Веревочка с переборами»

       6

-

6

2.9.Дробь в «три листика» (женская)

4

-

4

2.10.Дробь «хромого» (мужская)

4

-

4

2.11. Комбинированные вращения с «моталочкой».

6

-

6

3.

Народно-сценический танец.

20

3.1.Понятие народно-сценический и народно-характерный танец.

4

4

3.2.Пляски различных областей России.

10

6

4

3.3. Разнообразие кадрилей в различных местностях и областях России.

6

4

2

4.

Концертная деятельность.

118

4.1. Пляска «Тимоня».

30

2

28

4.2. Групповая пляска.

38

-

38

4.3. Московская кадриль

50

2

48

Итоговое занятие.

2

Итого:

216

3. Содержание программы 1-го года обучения.

Вводное занятие(2)

 Введение в образовательную программу.

    Теория. Знакомство с обучающимися  детского объединения.. Проведение инструктажа по охране труда. Правила поведения во время занятий и на перерыве.

Практика. Игра «Давай дружить».

1.Ритмика (32)

     Теория. Понятие музыкально-ритмических упражнений. Понятия и виды фигурной маршировки. Понятия ориентировки в пространстве. Понятие танцевальной композиции,  последовательность составления композиций. Понятие музыкально-танцевальных игр, что они развивают.

     Практика. Выполнение музыкально-ритмических упражнений. Выполнение фигурной маршировки. Выполнение движений на координацию. Составление танцевальных композиций. Музыкально-танцевальные игры.

2.Музыкальная азбука (6)

Теория. Значение музыки в танце. Музыка эмоциональная, программная, ритмическая основа танца. Понятие музыкального размера. Музыкальный размер: 2/4, ѕ, 4/4.

Практика. Прослушивание музыкальных произведений, определение характера этой музыки. Определение музыкального размера.

3.Классический танец (28)

    Теория. Понятие «классический танец», терминология классического танца. Понятие «осанка». Какие бывают позиции ног. Какие бывают позиции рук. . Искусство танцевального поклона: поклон как приветствие, «здравствуйте», «до свидание». Понятие основных упражнений классического экзерсиса: плие, батман тандю, релеве, соте, эшапе, глиссад.

    Практика. Постановка корпуса. Разучивание позиций ног и позиций рук. Разучивание поклона. Изучение основных упражнений классического танца: плие, батман тандю, релеве, соте, эшапе, глиссад.

4.Детские массовые танцы (74)

   Теория. Подбор музыкального сопровождения к танцу. Определение характера танца. Подбор музыки к танцу. Определение характера танца. Сюжет танца.

   Практика. Развод танца. Отработка танца под счет и под музыку. Отработка перемещения в танце. Эмоциональное исполнение танцевального номера.

Итоговое занятие (2)

Теория Подведение итогов работы детского объединения.  Поощрение лучших воспитанников.

Практика. Выступление с отчетным концертом.

             3. Содержание программы 2-го года обучения.

Вводное занятие (2)

  Теория. Планы и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий, правила техники безопасности и поведения во время занятий.

   Практика. Танцы - импровизация на тему «Летние каникулы».

1.Ритмика (10)

Практика. Выполнение музыкально-ритмических упражнений. Выполнение движений на ориентировку в пространстве Выполнение комплекса упражнений для

 коррекции осанки.

                                               2.Классический танец (30)

    Теория. Повторение терминологии классического танца. Понятие танцевальных положений. (croise, efface, epaulement). . Понятие – plie. Понятие Battement tendu

Понятие pas glisse. Понятие pas chasse. Понятие releve. Понятие прыжков.

    Практика. Выполнение классического экзерсиса у станка.

                                           3.Основы народного танца.(60)

    Теория. Знакомство с характерными особенностями народных танцев. Беседы об истории, быте и национальной культуре народа. Характерные черты исполнения русской народной пляски.

   Практика. Изучение и отработка народных движений: «гармощка», каблучные упражнения, «Флик-фляк», «веревочка», дробные выстукивания, дробные ходы.

4.Концертная деятельность. (112)

   Теория. Характер и особенности народной пляски. Подбор музыкального сопровождения танца. Характер и особенности исполнения хоровода. Подбор музыкального сопровождения.

   Практика. Разучивание и отработка танца. Развод рисунка танца. Отработка под счет и под музыку. Отработка выхода в танце и его концовки.

Итоговое занятие(2)

   Теория. Подведение итогов работы детского объединения за учебный год.

Поощрение и награждение обучающихся.

  Практика. Выступление с отчетным концертом.

             3. Содержание программы 3-го года обучения.

Вводное занятие. (2)

    Теория. Планы и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий на учебный год, подбор репертуара.

   Практика. Импровизированные этюды.

1.Классический танец. (10)_

    Практика. Выполнение классического экзерсиса у станка и на середине зала.

2.Народный танец. (84)

    Теория. Понятие народно-сценический и народно-характерный танец. Пляски различных областей России. Разнообразие кадрилей в различных местнростях и областях России.

    Практика. Повторение изученного материала. Изучение движений: бег по диагонали, «моталочка», «переборы», «присядка», вращения по диагонали, «веревочка» в сочетании с пристукиванием, «веревочка с переборами», дробь женская, дробь мужская, комбинированные вращения с «моталочкой».

3.Концертная деятельность. (118)

    Теория. Особенности характера групповой пляски, пляски «Тимоня», Московской кадрили.

   Практика. Разучивание и отработка танцев. Развод и отработка рисунка в танце. Отработка под счет и музыку танцевальных номеров. Работа над выразительным исполнением танца.

Итоговое занятие. (2)

   Теория. Подведение итогов работы детского объединения за учебный курс. Награждение и поощрение всех обучающихся детского объединения.

  Практика. Отчетный концерт танцевального коллектива.

              4. Методическое обеспечение программы.

В образовательном процессе применяются такие педагогические технологии:

  Для первого года обучения:

  1) Игровая технология – которая объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.

2) Технология дифференцируемого обучения – которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выполнения задатков, развития интересов и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.

3)Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.

4)Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.

   5)Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.

 Для второго и третьего годов обучения:

    1)Технология проблемного обучения – которая ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся. Механизмом реализации является поисковые методы, приема поставки познавательных задач, поставив перед обучающимися задачу, которую они выполняют используя имеющиеся у них знания и умения. 

   2)Технологии сотрудничества реализуют  равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

  3)Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не только приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

   4)Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.

     Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс детского объединения и является формой организации творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.

      В детском объединении «Народный танец» используются следующие методы организации образовательного процесса:

1. По источнику передач и восприятию информации:

- словесные (беседы, дискуссии)

- наглядные (иллюстрации)

- практические (упражнения, практические занятия)

2. По способам организации деятельности:

- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний; книг, журналов.

- репродуктивный (объяснение материала с показом иллюстраций).

3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:

- методы формирования познавательных интересов

- методы формирования чувства долга.

4. Методы, развивающие творческие способности обучающихся:

- проектная деятельность (творческий проект);

- научно-исследовательская деятельность (научный комментарий, собственные выводы);

- поисковая деятельность (сбор собственного материала, его анализ и обобщение).

    Условия, которые необходимы для позитивных мотивов у обучающихся:

  1. Положительный климат в группе.
  2. Осознание ближайших и конечных целей.
  3. Осознание теоретической и практической значимости в условии знаний.
  4. Наличие любознательности и трудолюбия.

Условия реализации программы.

       Обеспечение учебным помещением. Для того, чтобы обучающиеся усвоили необходимые знания и умения, немалую роль играет правильно оформленный кабинет, где проводятся занятия. Для осуществления учебного процесса в кабинете имеются инструкции по охране труда, правила поведения на занятиях, инструкция по противопожарной безопасности. Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения и вентиляции помещения.

  Инструменты и приспособления.

- хореографический станок;

- зеркальные стены;

- аудиомагнитофон.

Технические средства обеспечения.

- коврики;

- аудиокассеты;

- диски.

Кадровое обеспечение программы. Занятия проводит педагог дополнительного образования Аносова Наталья Сергеевна педагогический стаж - с 1998 года, квалификационная категория – первая.  

 Организационно-педагогическое обеспечение программы:

- педагог обеспечен оптимальной педагогической нагрузкой;

- деятельность педагога курирует методист, отвечающий за качество программно-методического обеспечения образовательного процесса;

- имеется возможность для повышения профессионального уровня внутри МОУ ДОД «Центра детского творчества»  (Школа педмастерства,  методобъединения педагогов) и через  курсовую  подготовку в КИНПО (ПК и ПП) СОО.    

Каталог учебно-методических пособий:

Программа детского объединения   включает в себя следующие разделы:

- Ритмика;

- Партерная гимнастика;

- Музыкальная азбука;

-Классический танец;

-Детские массовые танцы;

- Основы бального танца;

- Танцы народов мира;

- Народный танец;

- Русский танец;

- Игровые импровизации.

     Для этих разделов имеется:

- диск в котором подобранны  музыкальные произведения с четким ритмом и различным характером и темпом;

- учебное пособие «Танцы. Начальный курс», где подробно расписаны упражнения для разогрева мышц;

- схемы длительностей нот, музыкальных размеров;

- подбор музыкальных произведений с разным музыкальным размером;

- учебное пособие «Классический танец» с четким описанием позиций ног и рук, основных движений классического танца;

- видеозаписи выступлений различных  танцевальных коллективов;

- учебные пособия с подробным описанием движений бальных танцев;

- современное учебное пособие по народному танцу, где подробно описаны особенности народного танца, положение рук и ног  в народном танце, описание основных движений народного танца;

- схемы комбинаций движений по народному и бальному танцу;

- методические разработки мероприятий:

     - занятие путешествие «Путешествие в страну гномов»;

     - урок мужества «Память о  Великой Отечественной войне»;

     - беседа «Мы за здоровый образ жизни»;

     - конкурс «Турнир танцоров».

Виды и методы контроля образовательной деятельности.

     Отслеживание результатов в детском объединении направленно на получение информации о знаниях, умениях и навыков воспитанников.

 Вводный – направленный для выявления требуемых на начало обучения знаний, который дает информацию об уровне подготовки обучающихся.

   Для этого вида используются следующие методы:

- диагностическая беседа;

- опрос;

- наблюдение;

- игры (деловые, подвижные, музыкальные).

Текущий – осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения пройденного материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.

  Для этого используются следующие методы:

- тестирование;

- практическая работа;

- индивидуальная работа (творческий проект);

- письменный опрос;

- игровые конкурсы;

- самоконтроль (самостоятельное нахождение ошибок, анализ и устранение обнаруженных пробелов).

Итоговый – проводимый в конце учебного года или полугодия. Здесь целесообразно принимать участие в конкурсах, смотрах, концертах.

      К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:

- индивидуальный характер, требующий отслеживание результатов за работой каждого обучающегося;

- разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;

- всесторонность, т.е. должна обеспечиваться проверка как практических, так и теоретических и интеллектуальных умений и навыков воспитанников.

Вид контроля

Средства

Цель

Действия

1.

Вводный

Диагностическая

 беседа, опрос,

 наблюдения

Выявление

требуемых на

 начало обучения

знаний

1.Возврат к  повторению базовых знаний.

2.продолжение процесса обучения в соответствии с планом.

2.

Текущий

Тестирование,

практические работы,

наблюдение,

игровые конкурсы.

Контроль  за ходом обучения.

Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков.

3.

Итоговый

Зачеты,

Контрольные тесты

Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения. Выявление уровня знаний, умений и

навыков.

Оценка уровня подготовки.

            Партнёры по осуществлению образовательного процесса.

п/п

Наименование партнёра

Суть и содержание партнёрских отношений

1.

Районный РД, детская школа искусств.

Помощь в организации выступлений танцевального коллектива , предоставление концертных костюмов.

2.

 Учителя образовательных учреждений города: «Средняя общеобразовательная школа  №1» ,  «Средняя общеобразовательная школа  №2, «Профессиональное училище №8»,Специальная (к)школа-интернат.

 

Помощь в комплектовании учебных групп и отслеживание посещаемости воспитанников в Детском объединении.

           5. Список литературы для педагога.

1. Н.К. Беснятова «Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации», Айрис-пресс, 2003г.

2. А.Н. Беликова «Бальные танцы» М. Сов. Россия, 1978г.

3. О.В. Ерохина «Школа танцев для детей» Ростов п/д Феникс, 2003г.

4. Васильева-Рождественская. Историко-бытовой танец, М. «Искусство», 1987г.

5. Д.А. Ермакова «От фокстрота до квикстепа». М.: ООО «Издательство АСТ», Донецк: «Сталкер», 2004г.

6. Люси Смит «Танцы. Начальный курс», М.: Артель АСТ-2001г.

7. Танцы народов России. Сборник народных танцев. М.: Сов. Россия, 1970г.

Список литературы и пособий для обучающихся и их родителей.

1. А.В. Вербицкая «Основы сценического движения», М.: 1973г.

2. Е.А. Гринберг «Растем красивыми» Новосибирск, 1992г.

3. История костюма. М.: Искусство, 1996г.

                                                Содержание.

1.Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3.Содержание программы.

4. Методическое обеспечение программы.

5.Список литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Танец"

Образовательная программа расчитана на детей в возрасте 7-14 лет....

Образовательная программа "РИТМИКА И ТАНЕЦ"

Общеобразовательная рограмма для отделений хореографического искусства со сроком обучения 2 года...

Образовательная программа "Ритмика и танец"

Дополнительная образовательная программа...

Адаптированная образовательная программа "Ритмика и танец"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие артистических, исполнительских способностей детей; формирование чувства коллективизма, взаимопомощи. Программа сост...

Раздел образовательной программы Народный танец

 Народный танец - один из основных предметов образовательной программы  «Дорога к прекрасному», являющийся составной частью художественно-эстетического образования и воспитания....

Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"

Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....

Методическая разработка занятия с использованием дистанционных образовательных технологий: «ТАНЕЦ РОК-Н-РОЛЛ. БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

В данной методической разработке представлены этапы работы по созданию интернет-занятия для организации обучения в студии спортивного танца, которое может применяться педагогом при проведении занятий,...