«ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)»
методическая разработка по теме

Программа обучения учащихся в творческом объединении "Первые шаги. Организация школьных СМИ". (144 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_shkolnyh_smi_programma_144_chasa.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

       «ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ СМИ»

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Данная программа по своей основной направленности является культурологической. Программа призвана вооружить овладевающих ей подростков начальными умениями и навыками создания и организации деятельности школьных средств массовой информации.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Детско-юношеская самодеятельная журналистика стала очень популярной. Детско-юношеские газеты издаются во многих городах. Появляются регулярно выходящие школьные газеты. В районных газетах открываются страницы юнкоров. У этих процессов есть свои социально-исторические причины, но гораздо важнее их последствия: у подростков, принимающих участие в выпуске самодеятельных школьных СМИ, легче проходит переходный период, они, как правило, легче справляются с возрастными психологическими проблемами, быстрее проходят социализацию, становятся активными личностями со сформированной гражданской позицией. Кроме того, обогащается, развивается их духовный и нравственный мир.

Выпуск школьной газеты – это не только продуктивное занятие учащихся, но и возможность школы заявить о себе. Занятие журналистикой может помочь школьникам организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей. Будем откровенны, на первых порах их самовыражение может оказаться обманчивым. Происходит это оттого, что юные стремятся избавиться от многих условностей, ориентируясь на модели поведения взрослых. Чтобы понять свою внутреннюю сущность, ребенку необходимо осознать, что он существует, что его творчество так же важно, как и творчество взрослых. И только разделив радость ребят, впервые в жизни увидевших опубликованными свои тексты, можно воочию убедиться в мощной конструктивной силе такого педагогического инструмента, как газета.

Теоретический и практический курс «Организация школьных СМИ» – это обучение детей школьного актива техническим и содержательным основам литературно-журналистского творчества.

Технологическая составляющая курса или технический процесс производства периодического печатного издания содержит совокупность правил, методов организации СМИ в пределах учебного заведения.

Содержательная составляющая курса или креативный процесс производства периодического печатного издания раскрывает особенности журналистского мастерства и представляет совокупность знаний литературных и филологических дисциплин.

Предлагаемый курс вводит учащихся  в своеобразную творческую «лабораторию», в которой учатся владению словом, сюжетом; основам стилевой игры; способам создания характеров персонажей; жанровым особенностям журналистского дела; психологическим свойствам работы СМИ и многому другому, без чего невозможна организация и существование школьного информационного издания.

Большое место в структуре программы уделяется самостоятельной работе школьников, а именно сбору и обработке информации – подготовке и написанию газетного текста.

Будучи программой синкретического характера, «Организация школьных СМИ» актуализирует междисциплинарные связи, ведь литературное творчество предстает перед школьниками родом деятельности, постоянно обращающимся к знаниям практически по всем дисциплинам, представленным в школьной программе.

Журналистская деятельность – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных особенностей, повышению их социального статуса, развитию личностного роста, определению своей дальнейшей профессии.

Цель программы

  1. формирование у подростков опыта самостоятельной организации результативной социально значимой деятельности.

Задачи программы

Обучающие:

  1. дать теоретические сведения, необходимые для самостоятельной подготовки публикаций и создания газеты;
  2. организовать формирование практических умений в процессе деятельности отрядных редакций;

Развивающие:

  1. включить подростков в совместную продуктивную (в том числе творческую) деятельность;
  2. создать благоприятные условия для реализации индивидуальных способностей, задатков;
  3. привитие трудовых навыков и профессиональное просвещение;

Воспитательные:

  1. социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.

Программа реализуется в течение учебного года. Возраст детей, участвующих в ее реаизации – от 10 до 15 лет.

Учебно–образовательная работа проводится руководителем программы в рамках учебных, теоретическо-практических занятий (лекционно-практический курс). Все полученные знания реализуются в процессе выпуска школьной газеты.

Формы занятий

  1. Коллективная
  2. Групповая,
  3. индивидуальная

Режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю по 2 учебных часа.

Принципы организации работы

  1. Принцип комплексности.
  2. Принцип товарищеского уважения и товарищеской требовательности к каждому члену коллектива.
  3. Использование ритуалов при организации деятельности.
  4. Принцип обязательной рефлексии.

Принцип комплексности

Работа школьников организуется как деятельность в моделируемой ситуации (основные параметры ситуации задаются организаторами; деятельность преимущественно игровая; однако игровая, то есть мнимая, деятельность, дает возможность получить реальные результаты, главный из которых – возникновение самоорганизующегося временного детского коллектива). Перечислим основные виды деятельности в ходе реализации программы:

  1. Учебные занятия (собственно учебные, спортивные, песенные семинары)
  2. Игра (игровые практикумы, макроигры, фоновые игры; игровые методики)
  3. КТД (разной направленности)
  4. Общие сборы (планерные летучки; огоньки - групповая рефлексия)

Каждый из перечисленных видов деятельности воздействует на каждую из трех ведущих потребностей детей и подростков:

  1. Потребность в общении;
  2. Потребность в принадлежности к группе;
  3. Познавательную потребность.

Таким образом, воздействие на личность является комплексным, что повышает его результативность.

Принцип товарищеского уважения и товарищеской требовательности к каждому члену временного коллектива

Основным субъектом деятельности в ходе реализации программы является творческий коллектив детей и взрослых. Однако моделирование ситуации, когда все заинтересованы в успехе каждого, создает условия для максимального раскрытия и реализации потенциальных возможностей каждого участника, способствует снятию психологических и иных зажимов и максимально активной творческой деятельности. Постоянное внимание к личности отдельного ребенка исходит от всех, кто его окружает, и взрослых, и детей; оно не становится навязчивым, так как представляется естественным, как среда, его окружающая, как воздух для дыхания.

Использование ритуалов при организации деятельности

Ритуалы помогают не только создать необходимый колорит, но и организовать работу. Ритуалы можно вводить в ходе работы, если для этого есть необходимость.

Традиции – это способ организации жизни в целом или отдельного дела. Введение традиций может иметь и обучающий характер.

Принцип обязательной рефлексии

Выпуск газеты требует достаточно напряженной работы в течение месяца. Собрание редакции после выхода номера позволяет оживить в памяти весь процесс работы, причем не только рационально, Нои эмоционально. У каждого присутствующего есть возможность соотнести свое восприятие с восприятием окружающих и, возможно, откорректировать его. Ритуал обязательной групповой рефлексии позволяет каждому участнику осмыслить и личностно принять или не принять происходящее.

Ожидаемые результаты программы

  1. получение необходимых знаний и формирование умений, необходимых для организации и осуществления деятельности школьных СМИ
  2. раскрытие и развитие творческих способностей детей;
  3. предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят;
  4. создание условий для продолжения образования в сфере журналистики; профориентация;
  5. выявление организаторских способностей детей.

Способы определения результативности результатов
  1. тестирование;
  2. выполнение зачетных работ;
  3. подготовка различных эскизов страниц газеты;
  4. написание журналистских материалов;
  5. выпуск школьной газеты.

Формы подведения итогов реализации программы
  1. участие в пресс-клубе школьных редакций;
  2. участие в городских конкурсах издательской деятельности;
  3. участие в Форуме школьной прессы.


УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Название тематических блоков

Общее количество часов на блок

Теоретические занятия
(кол-во часов)

Практические занятия
(кол-во часов)

Вводное занятие. Особенности профессиональной деятельности журналиста

2

2

 

Технологическая модель школьной газеты. Основы композиции. Композиция газетной полосы. Газетная верстка.

72

14

58

Содержательная модель школьной газеты. Жанры журналистских текстов. Заголовки. Подбор иллюстраций

66

10

56

Психология журналистского мастерства. Журналистская этика.

4

4

 

ИТОГО:

144

30

114

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Темы занятий

Количество

часов

Форма проведения занятий

Форма и способ

контроля

Особенности профессиональной деятельности журналиста.

2

Лекционно - практический курс

Тестирование

Тема 1. Знакомство с журналистской деятельностью.

2

Беседа-диспут

Тестирование

Технологическая модель школьной газеты. Газетная верстка.

72

Лекционно - практический курс

Выпуск газет

Тема 1. Оформление и подача материала. Основы композиции. Композиция газетной полосы.

8

Беседа,
практические задания

Выполнение зачетной работы

Тема 2. Газетная верстка. Правила и понятия компьютерной верстки.

12

Практические занятия в компьютерном классе

Тестирование

Тема 3. Набор текстов. Верстка школьных газет. Подготовка документа к печати.

52

Практические занятия в компьютерном классе

Выпуск газет

Содержательная модель школьной газеты. Жанры журналистских текстов. Заголовки. Подбор иллюстраций

66

Лекционно - практический курс

Написание журналистских материалов

Тема 1. Темы, освещаемые в школьной газете.

10

Лекция-беседа

Написание журналистских материалов

Тема 2. Сбор информации.

10

Лекция-беседа

Написание журналистских материалов

Тема 3. Жанры журналистских текстов.

12

Лекция-беседа

Написание журналистских материалов

Тема 4. Заголовки.

6

Лекция-беседа

Написание журналистских материалов

Тема 5. Подбор иллюстраций

6

Лекция-беседа

Написание журналистских материалов

Тема 6. Работа над текстами

22

Самостоятельная работа

Написание журналистских материалов

Психология журналистского мастерства

4

Лекционный курс

Тестирование

Тема 1. Психология текста.

1

Лекция-беседа

Тестирование

Тема 2. Композиция текста, как психологический аспект.

2

Лекция-беседа

Тестирование

Тема 3. Журналистская этика.

1

Лекция-беседа

Тестирование

ИТОГО:

144

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(учебные занятия)

«Вводное занятие.Особенности профессиональной деятельности журналиста» (2 часа)

Тема 1.  «Знакомство с журналистской деятельностью»

Аббревиатура СМИ, разновидности СМИ, система средств массовой информации. Кто такой журналист, рабочие действия журналиста. Миссия школьного издания или зачем школе газета. Организация работы редакционной команды. Как издавать газету в школе.

«Технологическая модель школьной газеты» (72 часа)

Тема 1. Оформление и подача материала. Основы композиции. Композиция газетной полосы. (8 часов)

Оформительские особенности изготовления газеты. Специфика размещения текстовых материалов, фотографий, разного рода обрамлений и украшений. Композиция как средство усиления информационного воздействия. Основные принципы и средства композиции.

Тема 2. Газетная верстка. Правила и понятия компьютерной верстки.  (12 часов)

Понятие о дизайне. Правила и понятия компьютерной верстки. Принципы выбора шрифтов.

Тема 3. Набор текстов. Верстка школьных газет. Подготовка документа к печати. (52 часа)

Программы компьютерной верстки. Набор текста, правила набора.

Верстка газет. Подготовка документа к печати.

«Содержательная модель школьной газеты» (66 часова)

Тема 1. Темы, освещаемые в школьной газете. (10 часов)

Как осуществляется подбор тем материалов (что при этом учитывается). Выбора жанра для темы. Обсуждение и выбор тем материалов для текущего номера газеты.

Тема 2. Сбор информации. (10 часов)
Взаимодействие с источниками информации и методы сбора информации: наблюдение, изучение документов, интервью, эксперимент, пресс-конференция.

Тема 3. Жанры журналистских текстов. (12 часов)

Характерные особенности публицистических жанров: заметка, репортаж, зарисовка, рецензия, статья, интервью, колонка, эссе, фельетон.

Тема 4. Заголовки.  (6 часов)

Функции заголовков и их связи с текстом, виды заголовков.

Тема 5. Подбор иллюстраций (6 часов)

Графическое оформление газеты, назначение и возможности иллюстраций, поиск иллюстративного материала. Необходимое качество иллюстративного материала.

Тема 6. Работа над текстами (22 часа)

Выявление разного вида ошибок. Способы корректировки, правки текстового материала. Факт, образ и детали в структуре текста.

«Психология журналистского мастерства» (4 часа)

Тема 1. Психология текста (1 час)

Механизмы воплощения тех или иных психологических аспектов личности, свойств человеческой психики в тексте. Журналистский текст, как инструмент влияния на аудиторию.

Тема 2. Композиция текста, как психологический аспект (2 часа)

Занятие носит одновременно творческий и технический характер. Его цель – не только выявить вместе со школьниками функции и особенности важнейших элементов текста, но и составить своего рода «банк» приемов, речевых оборотов, фразеологизмов, риторических фигур и т. п., характерных для вступления в текст и для его заключения, а главное – обозначить все психологические особенности композиции текста.

Тема 3. Журналистская этика (1 час)

Ответственность журналиста перед аудиторией. Правила журналистской этики.

Для учебных занятий выбраны темы, большей частью требующие теоретического рассмотрения. Практикоориентированный характер обучение приобретает в сочетании учебных занятий с деятельностью пресс-клуба, где участники программы создают собственную газету, практически отрабатывают особенности публицистических жанров, осваивают размещение материала на газетной площади, овладевают различными способами получения информации. Решению задач программы способствует также организация коллективных творческих дел и осуществление групповой рефлексии.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема занятия

Форма организации занятия (коллективная, групповая, индивидуальная)

Используемые методы и технологии

Приемы работы

Ресурсное обеспечение занятий (раздаточный материал, наглядность и т.п.)

Формы подведения итогов

(игра, подготовка проекта, тестирование и т.п.)

Знакомство с журналистской деятельностью

Коллективная

Частично-поисковый метод

Объяснительная беседа

Схема

«Система СМИ»

Тестирование

Оформление и подача материала. Основы композиции. Композиция газетной полосы

Групповая,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстративный
метод

Наглядно-лекционное пояснение

Демонстрация различных композиций в искусстве и в печатных изданиях

Выполнение зачетной работы

Газетная верстка. Правила и понятия компьютерной верстки

Коллективная,

групповая

Объяснительно-иллюстративный
метод

Наглядно-лекционное пояснение

Демонстрация макетов газет

Подготовка эскизов страниц газеты

Набор текстов. Верстка школьных газет. Подготовка документа к печати

Групповая,

индивидуальная

Практический метод

Самостоятельная индивидуальная и групповая работа

Газетные тексты. Программы верстки

Выпуск школьной газеты

Темы, освещаемые в школьной газете

Групповая

Частично-поисковый метод

Эвристическая беседа

Демонстрация тематических подборок детских газет

Написание журналистских материалов

Сбор информации

Коллективная

Частично-поисковый метод

Проблемное изложение изучаемого материала

Эвристическая беседа

Написание журналистских материалов

Жанры журналистских текстов

Коллективная

Объяснительно-иллюстративный
метод

Лекционно-наглядное объяснение

Газетные тексты соответствующих жанров

Написание журналистских материалов

Заглавие и заголовки

Групповая

Практический метод

- беседа;

- самостоятельная работа;

- анализирование;

Заголовки газетных материалов

(подборка по классификации)

Написание журналистских материалов

Подбор иллюстраций

Групповая

Объяснительно-иллюстративный
метод

Лекционно-наглядное объяснение

Демонстрация различных газет

Зачетная работа

Работа над текстами

Групповая

Практический метод

Показ-объяснение и самостоятельная работа

Газетные тексты

Написание журналистских материалов

Психология текста

Коллективная

Проблемное изложение изучаемого материала

Эвристическая беседа

Газетные тексты

Тестирование

Композиция текста, как психологический аспект

Коллективная

Частично-поисковый метод

Эвристическая беседа

Газетные тексты

Тестирование

Журналистская этика

Коллективная

Частично-поисковый метод

Эвристическая беседа

Газетные тексты

Тестирование


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагогов

  1. Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб, 1999
  2. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2001
  3. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. – М., 2000.
  4. Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. – М., 2002.
  5. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград, 2002.
  6. Воскобойников В.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. – М.,1993г.
  7. Голдовская М. Творчество и техника. – М., 1986г.
  8. Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. – СПб, 2000г.
  9. Якушина Е.В. Подростки в интернете: специфика информационного взаимодействия.
  10. Познин В.Ф. От пиктограммы до Интернета. СПб., 2001
  11. Тулупов В.В., Колосов А.А., Цуканова М.И. и др. «Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет», Изд-во Михайлова В.А, 2006
  12. В. В. Ворошилов «Техника и технология СМИ. Конспект лекций» Издательство Михайлова В. А.
  13. Ситников В. П.  «Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. Филол. о-во «СЛОВО», "Эксмо", 2004.
  14. А.А.Журин Школа, подростки, средства массовой информации (монография), 2000г.
  15. Жак Гонне. Школьные и лицейские газеты. – М., ЮНПРЕСС, 2000г.

Литература для учащихся

  1. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М.,1999 г.
  2. Антонов В. Информационные жанры газетной публицистики. Саранск, 1996 г.
  3. Тертычный А. Жанры периодической печати. М., 2000г.
  4. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. МГУ, 2000г.
  5. Н. Волков Основы макетирования и верстки, М., 1989
  6. Келби С., Уайт Т. InDesign CS: Советы знатоков. Перевод с английского. ' Вильямс' – 2005
  7. Иллюстрированный самоучитель по Adobe InDesign, СПб, «Питер», 2002
  8. Е.А.Григорян Основы композиции в прикладной графике, Ереван, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Давление среды и влияние средств массовой информации.

В содержание урока включены упражнения по развитию умения сказать "Нет", разбор ситуаций   на формирование навыков противостояния отрацательному влиянию среды; с этой целью представляется во...

План-конспект урока английского языка для 8 класса по теме Средства массовой информации

Урок разработан по теме "Средства массовой информации. Преимущества и недостатки ТВ."  Автор УМК М.З.Биболетова и др., 8 класс. К конспекту прилагаются презентации....

урок c презентацией по английскому языку в 8 классе по теме "Средства массовой информации"

Урок  нацелен на развитие речевых умений и поэтому все задания носят  коммуникативную направленность. Большая часть времени отведена на речь и работу учащихся. Активизируются такие виды...

«Средства массовой информации. Это действительно четвертая власть?»

Урок по теме: «Средства массовой информации. Это действительно четвертая власть?» в 9 классе преследует цель создания благоприятных условий для имитации иноязычной языковой среды, для создания...

Социальный проект «Школьная газета, как средство массовой информации школьника», 2016

Формирование активной жизненной позиции, социализация учащихся школы, стимулирование интереса молодого поколения к решению  актуальных проблем  школы и общества, раскрытие творческих способн...

Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.

,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....