Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)
материал (6,7 класс) по теме

Баймуханбетова Елена Лукьяновна

 

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди наших дней, это родная земля со всем, что растет и дышит в ней. Без Родины и без своего народа человек не может жить. А мы любим свой маленький город, гордимся его людьми, по крупицам собираем историю родного края, мы хотим знать и помнить свое родство.

Поэтому на заседаниях школьного клуба «Краевед», с интересом изучаем  происхождение и генеалогию своих предков, рода и племени, своих истоков. Ищем ответы на вопрос: «Кто мы и откуда родом?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx443.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 4 г. Харабали"

 Астраханской области

Районный семинар  заместителей директора по  учебной  части

Открытое внеклассное мероприятие

"Люби и знай свой край"

(Научно-практическая конференция)

(6-7 классы)

                                                   

     Руководитель клуба «Краевед»:

                                                             учитель географии

                                                                Баймуханбетова Е.Л.

Апрель 2009 года

Цель: привить чувства патриотизма и любви к родному краю.

Задачи:

  1. образовательная: обобщить, расширить знания  о родном крае.
  2. развивающая: развить познавательный интерес у детей, наблюдательность, мышление и память.
  3. воспитательная: воспитывать любовь и  бережное отношение к родному краю, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, диски

Ход мероприятия:

1.  Орг. момент.

       Проверка готовности детей и приглашенных гостей к мероприятию,

 приветствие детей и гостей.

  1. Основная часть.

Учитель:

          В этом году мы с ребятами приняли участие в областном конкурсе исследовательских работ по истории казахского народа по программе «Родословие», и заняли первое место. Сегодня вашему вниманию хотим предложить фрагменты этой и других работ  ребят по изучению истории и культуры нашего края.

Ведущая

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди наших дней, это родная земля со всем, что растет и дышит в ней. Без Родины и без своего народа человек не может жить. А мы любим свой маленький город, гордимся его людьми, по крупицам собираем историю родного края, мы хотим знать и помнить свое родство.

Поэтому на заседаниях школьного клуба «Краевед», с интересом изучаем  происхождение и генеалогию своих предков, рода и племени, своих истоков. Ищем ответы на вопрос: «Кто мы и откуда родом?».

В ходе работы мы изучили национальный состав края, района, города и школы; традиции и культуру русского народа и других национальностей, проживающих на территории нашей области и района.

В ходе подготовки к 450-летию города  Астрахани, с интересом взялись за  изучение истории народов, проживающих на территории нашего края: русского, казахского, армянского и других. Исследовали вопросы  родословной, и составляли свое генеалогическое древо.

1 ученик:

          Мы посетили библиотеки, краеведческий музей, ходили к старейшинам, беседовали с ними, брали интервью. Каждый из нас провел исследование своего древа с помощью родителей, дедушек и бабушек.  

В результате этой подготовительной  работы, мы собрали  необходимую литературу об истории нашего народа, из которой мы узнали много нового: как на территории Астраханской области впервые появились народы, проживающие сейчас: как они жили, чем занимались; познакомились с делением казахского народа на определенные роды, племена, научились строить генеалогическое древо своего рода, и еще мы узнали о том, что история казахского народа сначала была устной, и называлась она  Шежире.

Ведущая:                                                   Судьбы моей заветная река

                                                                    Течет меж двух родимых берегов.

                                                                     Два берега – два чудных языка,

                                                                    За них отдать всего себя готов!..

                                                                    Так и живу на солнечной земле,

                                                                    Где прорастают дружбы семена,

                                                                    Где нераздельны дастархан и хлеб…

                                                                     Два языка, а Родина – одна!                   

Шежире – это устная история казахов. Ученые подсчитали, что семь поколений (считается, что надо знать «свои корни до 7 колена) занимает период 75 – 200 лет. Это позволяло молодому поколению знать свою историю за этот период. Цивилизованные народы     стремились знать свою историю, свою генеалогию.

Многие казахи стали интересоваться происхождением и генеалогией своих предков, рода и племени. Не имея письменности, казахи могли передавать свою историю только устно, в виде Шежире, от поколения к поколению и довести до наших дней. Шежире – это история о происхождении племен и родов казахского народа. Но Шежире – это забота о чистоте нации, сохранении генофонда, предостережение от кровосмешения. Знание Шежире – это знание не только некой структуры, генеалогического древа, а познание истории, культуры, народной педагогики.

Разные историки время зарождения казахского народа относят к разным векам.

К середине XIV – началу  XVII века образовалась кочевая казахская народность, состоявшая из трех групп, соответствующих трем историко-хозяйственным зонам Казахстана: Южной (Семиречье), Центральной и Западной. Так возникли три казахских «жуза» («сотня», «часть»): Старший (Большой) в Семиречье,  Средний – в Центральном Казахстане и Младший – в Западном.  Казахская пословица гласит: «Старшему жузу перо дай и писцом поставь. Среднему жузу домбру дай и певцом поставь. Младшему жузу найзу (пику) дай и бойцом поставь»[1].

Учитель:

Как и когда же казахские племена появились на Волжских степях?

2 ученик: После ликвидации Калмыцкого ханства, на запустевшие степи Волжско-Уральского междуречья стали проникать казахские кочевья, хотя и раньше сюда часто вторгались казахские военные отряды для грабежа.      

Наконец, в 1799г. Букей, один из младших сыновей хана Малой Орды, Нурали, обратился к императору Павлу I с просьбой разрешить перекочевку на эти земли. В 1801 г., получив разрешение, орда Букея в 500 кибиток (22775   чел.), к которым позднее присоединилось еще 1265 кибиток (около 8500 чел), перекочевали в российские пределы, на левый берег Волги, где образовалась Внутренняя (Букеевская) орда.  

Вместе с дозволением переселиться Букей был пожалован золотой медалью для ношения на шее на черной ленте, и в 1812 году был пожалован титулом «Высокостепенного и Высокопочтенного киргизов Меньшей Орды хана».

Так образовалась отдельное от Младшего жуза самостоятельное Букеевское ханство, часть территории которого находилось в восточной части Астраханской губернии. Внутренняя Орда охватывала часть территории современной Астраханской, Западно-Казахстанской и Атырауской областей.

 Термин «казах» стали применять с 30-х годов XVI века ко всему населению степей, входившему ранее в Узбекское ханство. Казахи в XVI – XVIII веках были известны русским под именем «казахов - кайсацкой орды». Позднее их ошибочно назвали «киргиз – казахами» и «киргизами», перенося на них само название соседнего народа – собственно киргизов.

Нынешние казахи говорят на языке, относящемся к северо-западной, или кыпчакской группе тюркских языков. Верование казахов – мусульмане-сунниты[2].

3 ученик:

Казахи вели традиционный для кочевников образ жизни: жили в разборных юртах «тюркского типа» с выходом на восток и кочевали   вместе со скотом с одного пастбища на другое. Состав скота был также традиционен – овцы, лошади, верблюды.[3] 

Повседневной пищей казахов была конская колбаса, горячим блюдом служил бараний бульон – «сурпа»; был известен пшеничный и ржаной хлеб.

Трудолюбивый и дружелюбный казах, удививший русских промышленников и своих хозяев добросовестным отношением к работе, снискал к себе уважение и рассчитывал на хорошее расположение с их стороны. Между казахами и русскими установились дружественные отношения. Они ходили  друг к другу в гости, беседовали о житье – бытье. Казахи оказывали гостеприимство, угощая традиционным чаем с баурсаками, бесбармаком.

Казахи русских называли «тамыром» (кровный друг). Обычай «тамырлык» заключается в том, что казах, желая выразить свое искреннее добросердечие, предлагает взять любую вещь в его доме. Что бы гость ни попросил – отказа не может быть. Такое же добродушие проявляли и русские. Вот так рождалась и крепла дружба между нашими народами в Астраханской губернии.

Достоверно известно, что казахский народ делится на три основных жуза, которые отличаются друг от друга не только территориальным делением, но и по другим признакам, например, родом трудовой деятельности:

УЛЫ (большой)  ОРТА (средний)    КIШI (малый)

Представители каждого жуза имеют свою отметину и были склонны к определенному роду трудовой деятельности.

Представители большого жуза – это хорошие животноводы, люди трудолюбивые, выносливые и терпеливые.

           Люди, относящиеся к среднему жузу, склонны к дипломатии. Это

поэты, писатели, композиторы, ораторы, то есть люди интеллектуального труда.

Большая часть казахов Астраханской области относятся  к Младшему жузу. По устному Шежире Младший жуз пошел от потомков человека  по имени Бекарыс.

Ведущая: В Харабалинском районе проживают люди старшего поколения, которые хорошо знают, интересуются культурой и традициями своего народа и  рода, а также устно передают все свои знания и опыт молодому поколению.  Нам удалось найти такого человека и побеседовать с ним. Хочется рассказать об одном таком знатоке – Байсултанове  Хазиме Хайроллаевиче, живущем в селе Тамбовка. Хазим Хайроллаевич родился в 1938 году.

4 ученик:

Хазим Хайроллаевич действительно человек уникальный не только по своей природе,  складу ума, но и по-настоящему влюбленный в свой народ, степь, наполненную запахом полыни, отарами овец, золотыми рассветами и алыми закатами. Уже много лет он увлекается изучением истории своего народа, его обычаев, традиций, культуры.

 О своей семье Хазим-ака знает практически все. И в этом он многого добился. Это один из тех людей, у которых нужно учиться современной молодежи. Он не только много знает, но и удовольствием делится своими знаниями с молодежью, т.к. считает, что кто не знает своих истоков, у того не может быть будущего. Это то качество, за которое этот человек заслуживает почета, внимания и главное уважения!  Знания этого всеми уважаемого человека поистине энциклопедичны: Род  семьи Байсултановых - «Таз» относится к малому жузу, мы представляем вам генеалогическое древо этой семьи. Вот так родословная Байсултановых, маленьким ручейком вливается в историю своего казахского народа. В нашей школе учатся внуки этого замечательного человека.

Ведущая: Не менее интересно генеалогическое древо рода Шантемировых.

5 ученик:  Род Шантемировых, род «Берiш»  тоже относится к малому  жузу, он

является ветвью древа Бай улы, обратимся подробнее к ней. Братья прадедушки Муталипа проживали в Харабалинском  районе, внуки и правнуки проживают по всей России. Сам прадедушка Муталип погиб на поле брани  Великой Отечественной войны под Сталинградом в 1943 году. Сын его Зинетулла – мой дедушка, всю жизнь  проработал водителем в селе Тамбовка сейчас на пенсии. Насипхан, супруга Зинетуллы – моя бабушка, бывшая учительница, пенсионерка.

Нашу семью Шантемировых – Набиевых можно назвать интернациональной: в ней  перемешалась кровь казахская, русская, узбекская, таджикская, марийская,  и еврейская.  Все мы живем  дружно, заботятся друг о друге. Очень интересно, когда  собираемся все вместе: такие разные, но объединенные одной семьей  и любовью друг другу.

 В 1989 году благодаря союзу моих родителей Самата Шантемирова и Зульфии Набиевой образовалась новая семья, которая стала дальнейшим продолжением нашего рода Берiш – Тыныс.

Е. Айнур: У ветви «Берiш» есть еще «почка» «Келдiбай», от которой отходит поколение «Есен берiш», потомками которого и является род Нуралиевых. Нуралиев Зинулла Амиржанович - мой дедушка, родился в 1928 г. С самого раннего детства он познал, что такое труд, т.к. рос в многодетной семье. В 12 лет он мог управлять трактором: косил сено, работал в колхозе. В свободное от работы время помогал пасти скот. Став взрослым,  мой дедушка всю жизнь проработал трактористом в колхозе «Ленинский путь», создал семью, в которой родились дети. Бисенгали –  мой папа, был вторым ребенком в семь деда. Он пошел по стопам отца, с раннего возраста он начинает работать, садится за трактор. Папа всегда стремился помочь своей дружной семье. Но это не помешало ему хорошо учиться в школе. Все 10 лет он учился на «4» и «5». В 1983 г. Мои родители - Бисенгали  и Сауле решают пожениться. А в 1994 г. в этой семье родилась – я - Айнур. Так маленькая, но дружная семья Нуралиевых продолжает род «Есен берiш».

Учитель: Изучая историю казахского народа, мы не могли не заинтересоваться творчеством казахского поэта и композитора Курмангазы Сагырбаева. Нам даже удалось прошлым летом съездить в село Алтынжар, побывать на могиле поэта, посетить музей. Об этом нам расскажет

6 ученица: В селе Алтынжар построен единственный в России восточный красавец -  мавзолей, воздвигнутый над могилой великого  казахского акына Курмангазы, давший приют гонимому гению домбры. Мавзолей виден издалека, кажется, что он плывет в воздушном мареве над степью, над волжскими водами. Дуют над его могилой свежие ветры, расстилаются вокруг воспетые им родные бескрайние степи, призывая живущих на них  людей к миру, добру и согласию. Музей Курмангазы входит в состав Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника. В 2008 году был создан памятник Курмангазы в г. Астрахань.

7 ученик: Изучая  национальный состав населения Астраханской области, мы выяснили, что он очень неоднороден. Причиной этому является положение области на стыке между Казахстаном и Калмыкией, близость к Кавказу, а также история заселения низовий Волги.  

Всего на территории Астраханской области проживает более 160 народов. На 2002 год русские составляют основную массу населения – 69,7 %, казахи – 14,2 %, татары – 7 %, и другие.

Район, в котором мы живем, также многонационален. Всего в Харабалинском районе проживает 40955 человек. Из них 38,9% - казахи.

 Мы изучили национальный состав города Харабали, в нем проживают люди многих национальностей, все живут в мире и согласии и это  доказывает доброжелательные отношения между различными народами.

              Наш город всех сплотил навек.

 Здесь каждый – настоящий человек.

 Тут армянин, татарин и грузин,

 Здесь дагестанец и казах, чеченец, осетин.

 Не сосчитать всех наций в городе родном,

 В котором вместе мы живем.  

                                                                                                 

 

В нашей школе учатся и очень дружат между собой ребята разных национальностей: русские, казахи, армяне, дагестанцы и другие.

Заключительная часть:

Память народа, отчеканенная в веках, впитавшая в себе особенности его бытия, его духовного возвышения, хранит не только великолепные мифы, легенды, предания, но и летописные истории множества родословных. Эти памятки позволяют каждому народу глубже узнать свою историю, проникнуть в фундамент настоящего и будущего.

            А будущее народа – есть знание его прошлого!

                                                                 

         

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"

Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора;  любовь к родной стороне и бережное отношение...

рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...

Элективный курс по географии "Люби и знай свой край"

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических и социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины, своего края, мест...

Презентация к интеллектуальной игре "Люби и знай свой край"

Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся среднего звена,  и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через исполь...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ"

Данное мерпиятие разработано для учащихся среднего звена...

Образовательная программа дополнительног8о образования детей "Люби и знай свой край"

Программа переработана в 2012 году с учетом внедрения ФГОС в образовательный процесс и предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве расти...

Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия...