Элективный курс по географии "Люби и знай свой край"
элективный курс по географии (8 класс) по теме

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических и социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины, своего края, места и роли человека в них.

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Люби и знай свой край» предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 21 час.

Школьное краеведение - это всестороннее изучение, учащимися под руководством учителя природных, исторических, социально-экономических условий родного края.

Цель курса: -воспитание чувства патриотизма, возможность социальной адаптации,

-духовно-ценностной ориентации ученика,

-выработка активной жизненной позиции,

-чувства сопричастности, любви к своей малой Родине.

В зависимости от особенностей формы обучения, специфики школы количество часов можно изменять, что не оказывает принципиального влияния на программу. Она оставляет определенный простор для преподавателя, его творчества, с учетом глубины предварительной подготовки учащихся. Разделы программы логически связаны друг с другом. Изучение материала опирается на знания, полученные учащимися из предыдущих курсов биологии, истории, географии, экологии. Логическое построение курса позволяет включить в него необходимые материалы по основам безопасности жизнедеятельности, связать теоретические знания с практикой. Курс рассчитан на один год. Данную программу можно взягь за основу предпрофильного или профильного обучения. Изучение нового материала опирается на знания, полученные учащимися в предыдущих курсах краеведения.

Таким образом, выстраивается целостная картина «малой Родины», своего края, места и роли человека в них, систематизируются и обобщаются знания по географии Приамурья. Современный период характеризуется активизацией научно-исследовательской работы учителя и ученика, поэтому в каждом разделе программы выделено время на практические занятия, экскурсии, создание проектов и презентаций. Особое место приобретают прикладные аспекты краеведения, работы с дополнительными материалами, натуральными объектами, что формирует творческую способность в поисках знаний, расширении кругозора учащихся. Познание окружающего нас мира как части Отечества, соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Современный период характеризуется активизацией научно- исследовательской работы учителя и ученика, поэтому в каждом раз¬деле программы выделено время на практические занятия, экскурсии, создание проектов и презентаций. Особое место приобретают прикладные аспекты краеведения, работы с дополнительными материалами, натуральными объектами, что формирует творческую способность в поисках знаний, расшире¬нии кругозора учащихся. Познание окружающего нас мира как части Отечества, соответ¬ствует дидактическому принципу «от частного к общему».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение.

Предмет и задачи курса краеведения.

Роль знаний по краеведе¬нию в жизни современного человека. Основные вехи развития краеве¬дения как науки (направления развития, практика, исследования, связь с другими науками, методы работы). Изображение территории на раз¬личных тематических картах. Практические работы с атласами Рос¬сии, Амурской области, г. Благовещенска.

РАЗДЕЛ 1. Географическое положение, границы Приамурья.

Тема 1. Приамурье - как физико-географическая единица в системе Дальнего Востока. Оценка размеров территории, экономико- географического и геополитического положения.

Тема 2. Амурская область — часть Приамурья. Размеры тер¬ритории, географическое положение, внутренние и внешние границы, их оценка.

Тема 3.Различия во времени на территории Приамурья, ча¬совые пояса. Время летнее, поясное, декретное, местное. Влияние различий на жизнь человека, его хозяйственную деятельность. Практические работы на контурных картах: обозначение границ, пограничных государств. Определение мест пересечения границ важ¬ными дорогами (ж/д, авто, водными путями, ведущими трубопрово¬дами). Крайние точки, определение разницы во времени между ними, соседними регионами, Москвой.

РАЗДЕЛ II. История освоения, заселения и исследования терри¬тории Приамурья

Тема 1. История открытия, освоения, заселения территории Приамурья русскими. Походы И. Москвитина, В. Пояркова, Е. Ха¬барова и др. Присоединение территорий и изменение границ страны (50-е гг. XIX в.), освоение территорий. Сплавы. Топонимика края.

Тема 2. Исследования Приамурья: Комаров, Маак, Мидден- дорф и др. Экскурсия в краеведческий музей. Практические работы с кар¬тами атласа, контурными картами по изучению маршрутов путешест¬вий, границ, своего населенного пункта, топонимики мест. Наши со¬седи, гербы территорий, населенных пунктов. Планы населенных пунктов, городов, поселков, районов.

РАЗДЕЛ III. Природа Приамурья.

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ре¬сурсы. Основные тектонические структуры, главные черты рельефа, их связь со строением литосферы. Горы и равнины Амурской области, их особенности. Изменение рельефа под действием внутренних, и внеш¬них процессов. Геологические и тектонические карты. Новейшие тек¬тонические движения на территории Приамурья, области, их влияние на рельеф, другие компоненты природы, хозяйственную деятельность человека. Опасные рельефообразующие процессы, их территориаль¬ная приуроченность. Полезные ископаемые территории, закономерно¬сти размещения месторождений полезных ископаемых, современные методы поиска и добычи полезных ископаемых. Изменение рельефа человеком. Практическая работа: обозначение на контурных каргах глав¬ных тектонических структур, крупных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых. Объяснение зависимости расположения круп¬ных форм рельефа и месторождений от строения земной коры на при¬мере отдельных территорий (область, район). Экскурсия в геологический музей БГПУ, краеведческий музей (отдел «Природа»), хозяйственная деятельность), АмурКНИИ (музей динозавров, минера¬логический).

Тема 2. Климат. Солнечная радиация, типы воздушных масс, циркуляция атмо¬сферы, главные климатообразующие факторы. Прогнозы погоды, си¬ноптические карты, методы изучения климатических явлений. Про¬фессии: синоптик, метеоролог др. Система Гидрометеослужбы При¬амурья. Типы климата, изменение климата под влиянием естествен¬ных и антропогенных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, здоровье, хозяйственную дея¬тельность. Опасные климатические явления. Агроклиматические ре¬сурсы, карты. Практические работы и задания: наблюдения за погодой, анализ многолетних наблюдений, чтение климатических и синоптических карт. Составление элементарных прогнозов погоды (на основе науч¬ных данных и местных признаков), оценка основных климатических показателей одной из территорий с позиций характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тема 3. Внутренние воды. Главные речные системы, бассейны рек, водоразделы, распреде¬ление рек по бассейнам океанов. Особенности малых рек области. Влияние вращения Земли на формирование берегов рек. Питание, ре¬жим, расход, ледовый режим, годовой сток. Колебания водоносности рек, наводнения, паводки. Эрозионная деятельность рек, твердый сток. Роль рек в освоении территории и развитии экономики Приаму¬рья. Озера, их происхождение. Болота, их виды, распространение по территории, причины образования. Водорегулирующая роль болот. Подземные воды, распространение термальных и минеральных вод по территории Приамурья. Курорты и рекреационные зоны, их лечебное значение. Многолетняя мерзлота. Снежники, ледники. Карстовые яв-ления. Практические работы. Составление характеристики одной из рек (по выбору) с использованием карт атласа, справочной и дополни¬тельной литературы. Оценивание водных ресурсов, гидроэнергетиче¬ского потенциала рек, составление прогнозов и проектов их использо¬вания. Нанесение информации на контурные карты Амурской облас¬ти. Ознакомление с туристическими маршрутами по водным объек¬там, курортами и рекреационными зонами Приамурья. Обеспечен¬ность водными ресурсами, качество питьевой воды (на примере своего района, села, города).

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы. Почвы, их зависимость от состава подстилающих горных пород, рельефа, климата, растительности. Различие почв по механическому составу, их свойства, основные типы, различие в плодородии. Законо¬мерности распространения почв. Изменение почв в процессе их хо¬зяйственного использования, эрозия почв, загрязнение. Мелиорация, охрана почв. Профессии почвоведа, мелиоратора и землеустроителя. Практические работы и задания: сопоставление строения и свойств местных почв с другими типами, определение их свойств, возможных путей повышения плодородия своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ре¬сурсы. Растительный и животный мир области: характер растительно¬сти, типичные растения и животные, их приспособленность к услови¬ям обитания. Изменение растительности с севера на юг и с запада на восток. Причины этих изменений, значение для человека и его хозяй¬ственной деятельности. Дальневосточные леса - уникальный природ¬ный комплекс. Леса - национальное богатство России. Лесистость территорий, запасы древесины, основные лесообразующие породы, ареалы распространения. Ягодники, их медицинское и пищевое зна¬чение. Приспособленность растений и животных лесов к условиям обитания. Значение леса (водоохранное, санитарное, рекреационное, полезащитное и т.д.). Лесные пожары. Лесоразведение. Фауна леса. Биота. Биологические ресурсы. Рыбы бассейна Амура.

Тема 6. Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК) Амурской облас¬ти, их естественное состояние и изменение человеком. Природные зоны и крупные природные районы области. Формирование П'ГК - результат развития географической оболочки. Взаимосвязь и взаимо¬зависимость природных компонентов. Характеристика отдельных природных зон: горной тундры, леса, лесостепи. Высотная поясность. Жизнь в горах. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы, пути решения. Заповедники, заказники. Красная книга. Ан¬тропогенные, культурные ландшафты. Объекты Всемирного природ¬ного наследия на карте Приамурья. Крупные природные районы об¬ласти, их особенности. Практические задания: составление сравнительных характери¬стик ПТК, организация экологического мониторинга (групповые зада¬ния по различным материалам).

РАЗДЕЛ IV: Население Приамурья.

Тема 1. Народы Амура, этнический состав. Многонацио- нальность региона. История формирования специфики этносов При¬амурья. Быт, традиции, влияние природных компонентов на жизнь людей. Демографические проблемы. Занятия населения, промыслы. Экскурсия. Практические работы: комплексная оценка природных усло¬вий для проживания человека в своем районе, изучение расселения коренных народов, описание их быта, одежды, жилища.

Повторительно-обобщающий урок (1 час.) по курсу краеведения (в форме конференций, защиты рефератов, создание сайтов и проек¬тов, экскурсий, круглых столов и т.д.).

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

1. Называть (показывать): основные объекты географической номенклатуры; размеры территории, государственные границы, бере¬говую линию морей; основные структуры земной коры и формы рельефа; месторождения полезных ископаемых; факторы, форми¬рующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны; типы климата, почв, бассейны рек, озера, водохранилища; распространение многолетней мерзлоты; источники загрязнения природы, основные мероприятия по охране природы, особо охраняемые территории, чис¬ленность населения, соотношение городского и сельского населения, коренные народы.

2. Определять: координаты крайних точек, вершин гор; местное и поясное время; основные климатические показатели; положение географических объектов на карте; протяженность территории с «се¬вера» на «юг» и с «запада» на «восток»; абсолютные и относительные высоты; взаимное расположение объектов и явлений, частей террито¬рии относительно друг друга и сторон горизонта;

3. Описывать: географические объекты и явления; природные условия жизни, быта, хозяйственной деятельности людей; природные ресурсы местности, антропогенные изменения природы; типичные ландшафты различных территорий Приамурья (ПТК); времена года; природные зоны, их типичные представители флоры и фауны; куль¬турно-исторические памятники.

4. Объяснять: сущность процессов рельефообразования, почво¬образования, циркуляции воздушных масс, режима водных объектов, формирования ПТК; опасные природные явления и правила поведения (меры защиты); проблемы использования природных ресурсов; различия в освоении территорий; экологические проблемы и их влияние на здоровье населения; выбор карт, дополнительных источников знаний при выполнении заданий; профиль рельефа.

5. Прогнозировать: изменения природных объектов и компонентов под влиянием определенных факторов, хозяйственной деятельности человека во времени. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...

рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...

Презентация к интеллектуальной игре "Люби и знай свой край"

Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся среднего звена,  и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через исполь...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ"

Данное мерпиятие разработано для учащихся среднего звена...

Программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение)

В работе представлена программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение) в соответствии с концепцией предпрофильного обучения в 9 классах. Поскольку учебный предмет «...

Образовательная программа дополнительног8о образования детей "Люби и знай свой край"

Программа переработана в 2012 году с учетом внедрения ФГОС в образовательный процесс и предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве расти...

Учебно-воспитательный курс "Знай свой край"

Программа учебно-воспитательного курса «Знай свой край» предназначена для работы в 5-9, 10-11 классах и состоит из трех основных частей:1)   Факультативный курс «Ростов-на-Дону – столи...