«Право гордиться Победами отцов и дедов»
методическая разработка (7 класс) по теме

Медведева Любовь Яковлевна

Программа дополнительного образования

Дополнительная образовательная программа «Право гордиться Победами отцов и дедов»» имеет патриотическую направленность. Вся деятельность по этой программе направлена на формирование личности гражданина-патриота, любящего своих предков, свою семью, Родину; на решение задач патриотического воспитания граждан РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Право гордиться Победами отцов и дедов»

                                                 Пояснительная записка

Мы родом из войны. Я родом из войны, хотя и родилась в начале 60-ых, 70-ых и если ты даже родился в конце 90-ых. Мы родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел своими глазами ее отдаленных результатов, и даже те, кто еще не родился сейчас. Мы родом из войны. Она была и осталась. Люди смотрят на нее. Более полувека мы разглядываем ее в мельчайших подробностях.

 Давно отгремели жестокие битвы XX столетия за родную землю, за Отечество. Пройден жизненный путь не одного поколения людей, знавших войну    по книгам и художественным фильмам. Немного осталось сегодня в живых тех бывших солдат Великой войны. Уже немногое напоминает в наших домах о тех великих событиях.

 Великая Отечественная война остается главным событием в истории нашего Российского государства, это главное событие всех времен и народов. Дети начала XXI века, взглядывая в прошлое своей семьи, своей фамилии, пытаясь узнать и понять историю нашей страны, сегодня рассуждают так:

«Я хочу изучать историю своей страны не только по книгам учебника, по кинофильмам и художественной литературе. История моей семьи – это часть истории моей Родины. Я хочу узнать лица моих предков на пожелтевших фотографиях, должен знать героев моего дома. Кто они, воспитавшие и вырастившие своих героев. Хочу, чтобы мне не было стыдно перед потомками за память  о той Великой, чтобы достойно выполнялась священная миссия любой семьи – это бережное и передача памяти о своих предках. Помню, в детстве играли в «монетки», где был нарисован танк. Сегодня мне мама объясняет так: «Эта была медаль твоего прадеда». Мне жаль и обидно, что не смогли сохранить фронтовые письма моего прадеда. Сколько было ему лет, когда он уходил на войну, на каких фронтах он воевал? Что и как вытерпел все тяготы русский солдат. Я хочу, чтобы в школе говорили о войне, унесшей более 27 миллионов человеческих жизней не только в торжественные дни, посвященные великим датам. Память должна быть вечной.

Чтобы не было стыдно мне и моей сестренке, чтобы она не пожимала плечами, если соседка-подружка попросит рассказать о бабушке, дедушке, прадеде. Чтобы на экранах телевизоров показывали военные фильмы не только в день Победы. Память должна быть вечной.

Знать подвиги не только  командиров и полководцев Великой Отечественной войны, но фронтовой путь простого солдата, трудовой фронт детей той страшной войны. Память должна быть вечной».

Защитить Победу, добытую нашими предками, нельзя только чтением книг, просмотром телепередач, внеклассными мероприятиями. Очень важно живое общение с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны. Сегодня особую ценность имеет любая информация времен войны, воспоминания не только о себе и членах его семьи, а также о родственниках, однофамильцах и всех даже односельчан, которых он знал. Сегодня многого стоит живой рассказ людей преклонного возраста о нашем дедушке-участнике войны; бабушке, когда молодой девушкой оставляет свою деревню, чтобы строить окопы, работать в лесу, строить завод для выплавки металла для будущих пушек, танков. Горечь сожаления во многих из нас состоит в том: « Если бы я знал, как это важно и нужно не столько ради прошлого, сколько ради будущего. Я бы все выпросил у своей матери, отца и деда». И сегодня, через многие послевоенные десятилетия наши отцы и деды добавляют: «Я бы выслушал и все записал, сохранил и передал бы своим потомкам».   Важно сохранить лица тех времен на пожелтевших фотографиях, найти и сохранить документы времен войны. Обо всем этом должны говорить и учить в школе. Учить гордиться победами отцов и дедов.

Россия уверенно идет по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения. Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина-патриота России, потому что сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм.

Память – важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Понятие память включает заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, уход за мемориальными памятниками. Память живет в каждой семье, ведь ее поколения внесли вклад в боевую и трудовую летопись России. Каждая семья начинает осознавать необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Все это рождает в сердцах юных поколений чувство гордости за свою семью, деревню, за свою великую Родину, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.

Дополнительная образовательная программа «Право гордиться Победами отцов и дедов»» имеет патриотическую направленность. Вся деятельность по этой программе направлена на формирование личности гражданина-патриота, любящего своих предков, свою семью, Родину; на решение задач патриотического воспитания граждан РФ.

Почти в каждом доме можно найти книги, посвященные Великой Отечественной войне: «Книга Памяти», «Они защищали Родину», «Они ковали Победу». Большая кропотливая работа, созданная на базе архивных данных, должна быть продолжена. В чем и состоит отличительная особенность данной программы, что она способствует не только ознакомлению и изучению уже имеющихся материалов, посвященных истории времен Великой Отечественной войны. Программа будет иметь поисково-исследовательский характер.  Во главе с воспитателем дети будут встречаться с жителями поселка Нартас для сбора краеведческого материала по истории войны. Большой интерес будет представлять не только история Нартасского техникума, преподавателей, студентов, выпускников техникума, но простых жителей поселка. В книге «Они ковали Победу» большой список жителей поселка, кто внес свой вклад, кто трудился во имя Победы.

Давно отгремели грозовые годы, давно отгремели салюты в честь празднования 65-летия Великой Победы. Все меньше остается тех, кто приблизил День Победы, тем отчетливо яснее становится живой интерес наших воспитанников в боевых и трудовых подвигах наших предков. Двенадцатилетние подростки в годы войны работали на полях, заводах, строили окопы. Неужели  13-14-летние подростки начала XXI века не должны и не могут узнать правду о своих дедах и прадедах? Разве можно предать забвению имена героев страны, ценой жизни которых добыто наше существование? Давайте оставим на пьедестале тех, да просто запишем их подвиги ради будущих поколений, кто ради Отчизны не пожалел своей жизни. Им – всенародная благодарность и память!

Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа». Правдивые рассказы о Великой Отечественной войне должны звучать не только на уроках в школе, но и на внеурочных мероприятиях. Каждый из подвигов юных участников войны (на трудовом фронте или боевом) по-своему легендарен и неповторим. Для этих ребят слова «патриотизм», «честь», «Родина» были абсолютными понятиями, и они заслужили право быть достойными нашей памяти.

        В реализации данной программы примут участие воспитанники 7 класса Нартасской школы-интерната. Десять детских сердец, с уже непростыми судьбами, вот уже два года живут вдали от Родины, где семья заменена учреждением. Для многих из них бесконечно длинными кажутся дни пребывания вне дома, и такими непонятно удивительно короткими – дни каникул. Скучают они по родительской ласке, а приехав домой, так мило, нежно и ласково они кружатся возле своих дедушек и бабушек. Сколько любви, внимания, ласки и добра они успевают выразить в эти дни. Если в учебе они не сильны, иные с трудом запоминают стихи; если у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии; имеют интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности или большинство отличаются недоразвитостью механизмов управления своим поведением, не умеют общаться с людьми – то  человеческие нравственные качества подарены природой одинаково ровно. Так же, как и все люди Земли они умеют любить, радоваться жизни, умеют переживать и плакать, имеют право гордиться Победами отцов и дедов. Они понимают, и наши занятия помогут детям с ограниченными возможностями развития яснее понять, что их счастливое детство завоевано кровью и потом наших предков.

Работа по данной программе должна заинтересовать детей. Особенность программы состоит и в следующем. У них уже дома во время летних каникул появится желание найти в названных изданиях своего деда, прадедушку, своих родственников, а то и просто однофамильцев. Работа с данными изданиями позволяет детям найти фамилии своих предков, родственников; узнать их жизненный путь, они захотят создать историю своей семьи военного времени, и не только. Дети имеют право гордиться Победами своих отцов и дедов.

Данная программа, как никогда, имеет большую актуальность. Успеть встретиться, успеть поговорить, успеть написать воспоминания, просто пообщаться со всеми, кто создал Победу. Завтра будет уже поздно.

Цель дополнительной образовательной программы «Право гордиться Победами отцов и дедов»:

вспомнить поименно, написать историю поселка Нартас  в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: воспитание гордости за подвиги отцов и дедов; стремления продолжать и приумножать трудовую славу наших предков;

            воспитание любви и уважительного отношения к старшему поколению; уважения к людям труда;

            развитие элементов поисково-исследовательской работы у детей с ограниченными возможностями развития.

Срок реализации дополнительной образовательной программы «Право гордиться Победами отцов и дедов»: 2012-2013 учебный год. Включает в себя теоретические (беседа), так и практические формы занятий (экскурсии, походы). Теоретические занятия будут проводиться в учебные дни во время внеурочной деятельности, практические занятия планируем проводить в календарные выходные дни. Данный режим занятий возможен и даже удобен в условиях школы-интерната. Такая форма занятий, как выход к ветерану войны, их потомкам требует понимания и осмысления увиденного и услышанного. Следует проанализировать, обобщить и систематизировать накопленный материал. Работу целесообразно проводить безотлагательно, пока живы воспоминания в детских сердцах. Программа рассчитана на 32 занятия еженедельно по одному часу. На первых занятиях дети будут знакомиться с историей Марийской республики во время Великой Отечественной войны, далее переходят к изучению истории военного времени Мари-Турекского района, Нартасского техникума. Следующим и самым важным шагом будет создание истории техникума  военного времени силами воспитанников во главе с автором программы на основе поисково-краеведческой работы.

 Неиссякаемым источником патриотического воспитания подрастающего поколения является Великая Отечественная война. Бесконечен список героев и их подвигов. Отделяющие нас от окончания войны годы не уменьшили их значимости. Будут найдены все имена (или почти все) погибших за нашу Родину; имена тех, кто победил и вернулся домой; детей-подростков, мам, сестер, бабушек и дедушек, кто трудился во имя Победы. Для поселка Нартас найти всех, кто включен в издания «Книга Памяти», «Они защищали Родину», «Они ковали Победу», будет непросто. В техникуме учились и работали представители не только марийской земли, но и юноши и девушки из многих соседних областей и республик страны. Времени прошло немало. После окончания техникума новые специалисты села разъехались по всей стране. Потребуется активная работа и в Интернете. Каждая расшифрованная фамилия, знакомство с их подвигами, жизнью и судьбой останется в памяти детей надолго. Дети вместе с автором программы будут радоваться проделанной работе, радоваться тому, что и они внесли свой вклад в Победу.

Сегодня мы заново должны осмыслить значение патриотизма для судеб России и ее граждан, патриотизма не словесного, а действенного, приносящего пользу Родине. «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом» (В.Г.Белинский). Патриотизм, как это было во все времена, должен приносить людям пользу и радость. Наши воспитанники живут в условиях школы-интерната. Пока их молодые сердца просят радости общения с людьми старшего поколения, пока детская душа желает приносить пользу и радость людям, ради памяти всех тех, кто учился и работал в стенах Нартасского техникума, ради будущих поколений, ребята во главе со старшими товарищами, должны это сделать. Программа «Право гордиться Победами отцов и дедов» включает в себя  теоретические, так и практические занятия.  После каждой встречи с участником или ветераном войны будет проведен анализ, обсуждение встречи: что больше запомнили дети, какое событие в жизни ветерана, труженика тыла осталось в их памяти, какое человеческое чувство надо было иметь, чтобы выстоять, выжить и победить врага! Эти занятия для детей будут настоящими уроками мужества, уроками нравственности.

Родина есть самое ценное, то, что объединяет людей и делает их родными и близкими. Родина – это прежде всего ценности, чувства, смыслы, мотивирующие человека на достижение определенных результатов. Результатом реализации программы является изучение боевого и трудового пути, судеб участников войны.  Дети будут реально сопереживать вместе с героями образовательной программы «Право гордиться Победами отцов и дедов». Ощущение чувства Родины происходит только в реальном сопереживании и в процессе эмоционально насыщенной практической деятельности. Дети вместе с автором программы будут писать отзывы о своем отношении к тем героическим дням, будут поздравлять ветеранов войны, не оставят без внимания своих отцов, братьев – защитников Отечества, будут дарить им изготовленные своими руками подарки.

Планируется отразить выполненную работу на страницах периодической печати, с найденными материалами, фотографиями, другими документами знакомить жителей района через газету «Знамя». Участники данной программы могут выступить с проектом в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Итогом реализации дополнительной образовательной программы «Право гордости за Победу отцов и дедов» будет один из разделов будущей книги автора «Нартас: история и судьбы». Дети свои мысли, свой найденный материал могут написать в Альбоме, тем самым оставить Память о проделанной работе. Это будет их посильный вклад в Победу.

Автор уверен, дети будут гореть желанием узнать судьбу своего деда, прадеда, своих родственников. Где они были в годы войны? Как жили? Не оставят дети в покое своих родителей: «Расскажи о бабушке, расскажи о дедушке». Вся семья будет в поисках своего героя. Они есть в каждой семье, кто геройски сражался или работал для Победы, во имя Победы. Дети с помощью своих родителей захотят написать историю своей семьи.

Автор живет надеждой и будет очень рад тому, если не будет поставлена итоговая точка. Работа должна быть продолжена. Позади афганская война, чеченские войны и другие локальные военные конфликты. Выпускники Нартасского сельскохозяйственного техникума, защищая честь мундира и свою Родину, во славу успевшего стать родным учебного заведения, стали кавалерами орденов и медалей, побеждали врагов, продолжая дело своих отцов и дедов.

     

    Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

«Право гордиться Победами отцов и дедов»

№ п/п

          Название разделов

Количество часов

Название тем

Теоретическое,

практическое

1.

 Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

6

1. В  начале войны. Подвиги на фронте.

2. Военно-оборонная работа. Перестройка промышленности.

3. Перестройка сельского хозяйства.

4. Промышленность и сельское хозяйство.

5. Забота о семьях фронтовиков, об эвакуированном населении. Образование и медицина в годы войны.

6.Помощь фронту и освобожденным районам.

Теоретич.

2.

 Мари-Турекский район в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

 

2

7. Развитие района в годы войны. Подвиг тыла.

8. Герои войны.

Теоретич.

Теоретич.

3.

Поселок Нартас и Нартасский сельскохозяйственный техникум в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

2

9. Ученый российской величины В.П.Мосолов.

10. Нартас в годы войны.

Теоретич.

Теоретич.

4.

Большие Ноли и Елымбаево в годы Великой Отечественной войны.

2

11. Большие Ноли в годы войны.

12. Елымбаево в годы войны.

Теоретич.

Теоретич.

5.

Поселок Нартас. Вечная память погибшим на полях сражений.

3

13. Их фамилии в Книге Памяти.

14. Что мы знаем о героях войны.

15. Что нам стало известно о героях войны.

Практич.

Практич.

Практич.

6.

Поселок Нартас. Они защищали Родину.

7

16. Их фамилии в книге «Они защищали Родину»

17. Мы их знаем и помним.

18. Залпы побед. Выпускник техникума Герой Советского Союза Меркушев Иван Иванович.

19. Фронтовики - преподаватели техникума.

20. Фронтовики - студенты, выпускники техникума

21. Мы ищем тебя, герой фронтовик!

22. Итоговое занятие. Они сложили головы ради будущих потомков, помни их.

Практич.

Теоретич.

Теоретич.

Практич.

Практич.

Практич.

7.

Поселок Нартас. Они ковали Победу.

9

23. Их фамилии в книге «Они ковали Победу»

24. Преподаватели техникума.

25. Рабочие техникума.

26. Они работали в Нартасской участковой больнице.

27. Мы ищем вас, труженики тыла.

28. Герои-труженики тыла.

29. Подростки, защитники побед отцов и дедов.

30. Мы ищем тебя, подростки времен войны.

31. Итоговое занятие. Они приблизили день Победы.

Практич.

Практич.

Практич.

Практич.

Практич.

Практич.

Правктич.

Практич.

8.

Итоговое занятие.

1

32. Слава защитникам Отечества. Мы гордимся Победами отцов и дедов, героев войны!

                     Содержание дополнительной образовательной программы

«Право гордиться Победами отцов и дедов»

Изучаемый курс состоит из 7 разделов.

В первом разделе «Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) дети познакомятся с началом войны. В день юбилея советской автономии марийского народа жители республики о нападении на нашу страну фашистской Германии. С первых дней началась мобилизация в Красную Армию. Воспитанники узнают о первых подвигах наших земляков, о Героях Советского Союза В.С.Архипова, С.Р.Суворова, М.Г.Елисеева и других. По теме «Военно-оборонная работа. Перестройка промышленности» детям будет рассказано о том, как трудящиеся выполняли задания ГКО. С запада в республику было эвакуировано оборудование 27 промышленных предприятий из Москвы, Ленинграда и других городов. Были освоены новые виды продукции для фронта и тыла. Перестроилось и сельское хозяйство. Выросли посевные площади. Республика приняла на «передержку» скот, эвакуированный из Смоленской области. По теме «Промышленность и сельское хозяйство в годы войны» детям будет рассказано о развитии машиностроения, строительстве электростанции в Йошкар-Оле, о работе Марийского целлюлозно-бумажного комбината, о соревновании среди работников. Наиболее сложной в развитии сельского хозяйства была проблема трудовых ресурсов. Работали подростки и престарелые. Несмотря на трудности, страна заботилась о семьях фронтовиков, получали пособие, предоставлены льготы по налогам, квартплате. Развивались образование и медицина. Лечились раненые и инвалиды. К концу 1941 года города и деревни МАССР приютили 36,5 тысяч человек. По теме «Помощь фронту» трудящиеся внесли свои взносы по подписке на государственные военные займы, денежно-вещевые лотереи. Вносили средства в фонд обороны.

В разделе «Мари-Турекский район в годы Великой Отечественной войны» дети познакомятся с работой на полях, в лесу, Сендинского предприятия по изготовлению лыж для фронта. На тракторах работали девушки и женщины. Во главе колхозов стояли престарелые и женщины. Колхозы выполняли обязательства по сдаче государству зерна, картофеля и мяса. Труженики района внесли свой вклад в строительство оборонительных сооружений. Дети знакомятся с Героями Советского Союза, уроженцами Мари-Турекского района.

Изучение раздела «Поселок Нартас и Нартасский сельскохозяйственный техникум в годы Великой Отечественной войны»  планируется начать, конечно, с имени В.П.Мосолова. Он не был участником войны, но внес большой вклад в развитие сельского хозяйства, создав свои труды по агротехнике. За свою работу «Агротехника картофеля при посадке верхушками» В.П.Мосолов был удостоен Государственной премии СССР. Техникум в годы войны работал. Студенты и выпускники техникума добровольно ушли на фронт.

Дети знакомятся с книгами «Книга памяти», «Они защищали Родину», «Они ковали Победу». Они узнают об участии жителей деревни Большие Ноли и Елымбаево на полях сражений Великой войны; о том, как стар и млад,  работали на полях, выращивали хлеб для страны. Данный краеведческий материал дети узнают по книге «Большие Ноли: история и судьбы».

Большая работа предстоит ребятам по истории поселка Нартас. Дети будут держать в своих руках «Книгу памяти». Познакомятся с фамилиями, сухими строгими словами: мобилизован, погиб, пропал без вести. Во главе автора, с помощью знакомых и родственников погибших будут знакомиться с теми героями, искать и узнавать новые судьбы.

В разделе «Поселок Нартас. Они защищали Родину» дети знакомятся с участниками войны по уже имеющимся материалам автора и стендам. Один из таких стендов хранится в библиотеке Нартасского сельского клуба. Дети идут в клуб, чтобы познакомиться с героями войны на фотоматериале стенда. Автор заинтересует ребят узнать новое об их подвигах, об их жизненном пути. Этому должны способствовать воспоминания родных и близких, знакомых, информация в периодической печати, документы Мари-Турекского районного военкомата и районного архива. Это поисково-краеведческая работа кропотливая, требует много времени, зато интересная для ребят.

Автор ожидает наибольший результат при изучении и исследовании раздела «Поселок Нартас. Они ковали Победу». Будут новые встречи, походы к труженикам тыла, переписка, работа в Интернете.

                                   Методическое обеспечение программы

Первые четыре раздела по изучению жизни республики, района и поселка Нартас будут проведены в ходе бесед. Книги, составленные на основе документальных источников, помогут лучше узнать и понять жизнь и людей военного времени. Большой краеведческий материал автора, собранный за многие годы работы с детьми в ходе поисково-краеведческой, исследовательской работы, оформленные в рукописные альбомы, будут представлять бесценный наглядный материал.

Будет индивидуальная, групповая работа с детьми при изучении героев войны. Будут живое общение с ветеранами, тружениками тыла. Будут сделаны фото- и видеоматериалы. Будут походы к интересным людям. Весь найденный краеведческий материал дети напишут в альбоме «История поселка Нартас в годы Великой Отечественной войны».

По итогам изучения раздела «Поселок Нартас. Они защищали Родину» и «Поселок Нартас. Они ковали Победу» будут проведены внеурочные мероприятия, где воспитанники знакомят всех обучающихся и работников школы-интерната со своей работой.

Последнее итоговое занятие «Слава защитника Отечества, Мы гордимся победами отцов и дедов, героев войны!» будет проходить в торжественной обстановке. Оно будет посвящено 68-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

   

Список использованной литературы:

Книга памяти. Вспомним их поименно. Мари-Турекский район. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994.

Они защищали Родину. Назовем поименно. Мари-Турекский район. Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2004.

Они ковали Победу. Мари-Турекский муниципальный район: Поименные списки тружеников тыла Великой Отечественной войны. Йошкар-Ола: Издательство ООО «Стринг», 2009.

История Марийской АССР. Том 2. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1987.

Мари-Турекский район: Сборник документальных очерков.-Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, администрация муниципального образования «Мари-Турекский район», 2003.

Наши герои. Сборник очерков о Героях Советского Союза – наших земляках. Составитель М.Т.Сергеев. Марийское книжное издательство, 1985.

Турекская сторона/Автор-сост.-канд.ист.наук Р.А.Бушков.-Казань: ЦОП АБАК, 2000.

Медведева Л.Я. Большие Ноли: история и судьбы: Очерки.-Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2010.

Щербакова А.А. Растить патриотов// Воспитание школьников. № 7, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио проекта Победа деда - моя Победа!

"Георгиевская ленточка" - общественная акция посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 года. Многие дети плохо информированы, что такое День Победы. Цель про...

Сценарий конкурса -чтецов "Победа деда, моя победа"

Конкурс чтецов проводится среди  обучающихся учреждения дополнительного образования и посвящается героям осовободителям.Участники младшая и средняя возрастная группа....

«А Я ЧИТАЮ КНИГИ О ВОЙНЕ, И ПОМНЮ ПОДВИГИ ОТЦОВ И ДЕДОВ!»

Приближается 69-летие Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Мы, родившиеся в мирное время, обязаны хранить память о защитниках нашей Родины. Память потомков заключена в книга...

Простые правила поведения для отцов

      Дарите ребенку свое время и свою любовь....

По стопам отцов и дедов...

Огромное значение в учебной и внеурочной деятельности имеет подготовка и проведение мероприятий, направленных на формирование и воспитание  чувства патриотизма у обучающихся в современной ш...

Дополнительная образовательная программа. «Право гордиться Победами отцов и дедов»

Дополнительная образовательная программа«Право гордиться Победами отцов и дедов»          Пояснительная запискаМы родом из войны. Я родом из во...