Программа "Веселая грамматика " ( Подготовка к школе )
рабочая программа по теме

Рыкова Светлана Александровна

Программа « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»

 

Целью программы является  подготовка руки ребенка к письму- овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Обучение письму является обязательным элементом комплексного подхода при обучении грамоте детей дошкольного возраста. Процесс чтения и письма взаимосвязан: то, что изучается на чтении ,обязательно изучается и на письме для создания полноценной картины видения буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaya_grammatika.odt23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование.

№ п\п

Тема занятия

Дата

Скорректированные сроки

1

Звуки и буквы. Слова.

2

Буква А. Написание буквы А.

3

Буква А .Написание буквы А

4

Буква О. Написание буквы О.

5

Буква О. Написание буквы О.

6

Буква У. Написание буквы У.

7

Буква У. Написание буквы У.

8

Буква ы. Написание буквы  ы .

9

Буква ы. Написание буквы ы.

10

Буква Э. Написание буквы Э.

11

Буква Э. Написание буквы Э.

12

Буква Л. Написание буквы Л.

13

Буква Л. Написание слогов с буквой Л.

14

Буква М. Написание буквы М.

15

Буква М. Написание слогов и слов с буквой М.

16

Буква Н. Написание буквы Н.

17

Буква Н. Написание слогов и слов с буквой Н.

Предложение.

18

Буква Р. Написание буквы Р.

19

Буква Р. Написание слогов и слов с буквой Р.

20

Буква Я. Написание буквы Я.

21

Буква Я. Написание слогов и слов с буквой Я.

22

Буква Ю. Написание буквы Ю.

23

Буква Ю. Написание слогов и слов с буквой Ю.

24

Буква Е. Написание буквы Е.

25

Буква Ё .Написание буквы Ё.

26

Буква И. Написание буквы .

27

Буква И. Написание слогов и слов с буквой И.

28

Буква Г. Написание буквы Г.

29

Буква Г. Написание слогов и слов с буквой Г.

30

Буква К. Написание буквы К.

31

Буква К. Написание слогов и слов с буквой К.

32

Буква Д. Написание буквы Д.

33

Буква Д. Написание слогов и слов с буквой Д.

34

Буква Т. Написание буквы Т.

35

Буква Т. Написание слогов и слов с буквой Т.

36

Буква В. Написание буквы В.

37

Буква В. Написание слогов и слов с буквой В.

38

Буква Ф .Написание буквы Ф.

39

Буква Ф. Написание слогов и слов с буквой Ф.

40

Буква З. Написание буквы З.

41

Буква З. Написание слогов и слов с буквой З.

42

Буква С. Написание буквы С.

43

Буква С. Написание слогов и слов с буквой С.

44

Буква Б. Написание буквы Б.

45

Буква Б. Написание слогов и слов с буквой Б.

46

Буква П. Написание буквы П.

47

Буква П. Написание слогов и слов с буквой П.

48

Буква Х. Написание буквы Х.

49

Буква Х. Написание слогов и слов с буквой Х.

50

Буква Ж. Написание буквы Ж.

51

Буква Ж .Написание слогов и слов с буквой Ж.

52

Буква Ш .Написание буквы Ш.

53

Буква Ш .Написание слогов и слов с буквой Ш.

54

Буква Ч. Написание буквы Ч.

55

Буква Ч. Написание слогов и слов с буквой Ч.

56

Буква Щ. Написание буквы Щ.

57

Буква Щ. Написание слогов и слов с буквой Щ.

58

Буква Ц. Написание буквы Ц.

59

Буква Ц .Написание слогов и слов с буквой Ц.

60

Буква Й  .Написание буквы Й.

61

Буква Й .Написание  слов с буквой Й.

62

Буква Ь .Написание буквы Ь.

63

Буква Ь .Написание сочетаний букв  и  слов с буквой Ь.

64

Буква Ъ .Написание буквы Ъ.

65

Буква Ъ .Написание слов с буквой М.

66

Закрепление. Буквы Я, Ю,Е,Ё.

67

Закрепление .Буквы Я,Ю,Е,Ё- в начале слова.

68

Закрепление. Алфавит. Написание всех букв.

69

Закрепление. Играем в буквы и слова.

Кроссворды.

70

Закрепление. Играем в буквы и слова.

Анаграммы.

71

Закрепление. Играем в буквы и слова.

Ребусы.

72

Путешествие по буквам.

                                        

Пояснительная записка.

        Программа  « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»

        Образовательная программа направлена  подготовку руки ребенка  к письму- овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

         Обучение  письму  является обязательным элементом комплексного  подхода  при обучении грамоте детей дошкольного возраста. Процесс чтения и письма взаимосвязан: то, что изучается  на чтении ,обязательно  изучается и на письме для создания полноценной картины видения буквы.

         Целью программы является правильная  и своевременная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.

 

Задачи программы:

Образовательные:

Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Знакомить с графическим  изображением  буквы;

Учить соотносить звук и букву;

Упражнять в аналитико-синтетической деятельности ;

Формировать элементарные графические умения;

Познакомить с изображением буквы;

Упражнять печатать буквы, слоги ( по образцу);

Учить обводить, штриховать по нанесенному контуру.

Обучать работать в ограниченном пространстве;

 Развивающие :

Развивать  мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки.

Осуществлять правильный захват орудия письма ;

Развивать глазомер ,четкой координации руки;

Развивать графические навыки проводить прямые и замкнутые линии, штриховать по контуру;

Воспитательные:

Прививать элементарные гигиенические правила письма;

Воспитывать усидчивость;

Воспитывать чувство ритма в движении ;

Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Отличительной особенностью программы является то, что содержание предусматривает аналитико — синтетический метод обучения грамоте. Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо прежде всего является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.

Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий  в области педагогики , психологии, а также возможностей детей ,педагогов.

        Изучение материала проходит поэтапно, задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму предлагаются в определенной системе и последовательности.

        1.Ознакомление с тетрадью в линейку, с понятиями «широкая» и «узкая» строка и умение ориентироваться в них

        2.Развитие умения проводить прямые и замкнутые линии в ограниченном пространстве.

        3.Закрепление умения штриховать, не выходя за контур.

        4.Рисование в тетради в линейку сложных изображений предметов, требующих анализа и синтеза.

        5.Написание букв.

        6.Написание слов, предложений печатными буквами соответственно заданным условиям: писать в определенном порядке, не выходя за контур клетки, количество букв должно соответствовать количеству клеток.

Способы и формы работы с детьми.

  1. Дидактические игры;
  2. Практические занятия;
  3. Занятия - соревнования;
  4. Беседы;

Режим занятий:

        Программа составлена для детей 5,5-6,5 лет,

занятия будут проходить 2 раза в неделю по 30 мин.

        Срок реализации программы 1 год.

        Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий, игр и игровых  упражнений, теоритическую и практические части. Для подготовки руки ребенка к письму в каждое занятие включены упражнения для развития пальцев и кистей рук, которые  дети выполняют на физкультминутках.

        Предполагаемая наполняемость групп 12-14 человек.

        Планируется провести 72 занятия за учебный год.

        Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

Прогнозируемые результаты:

К концу года дети должны уметь:

  1. Понимать смыслоразличительную  функцию звуков, букв;
  2. Проводить анализ и синтез графических образов  букв;
  3. Ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая полоса);
  4. Рисовать предметы в тетради в клетку;
  5. Печатать буквы русского алфавита;
  6. Печатать слоги и слова  по образцу;
  7. Схематично  изображать слоги, слова, предложения ;
  8. Писать элементы школьного шрифта;
  9. Правильно захватывать орудие письма;

        В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

        Для проведения занятий используются    наглядные пособия и рабочие тетради, развивающие игры, средства технического обеспечения .

                                Список литературы.

Литература педагога для реализации программы.

1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.

2.М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. Творческий центр СФЕРА. Москва 2010 г.

3.М.М.Безруких. Обучение письму. Методическое пособие .Издательство Рама  Паблишинг .Новосибирск . 2009 г.

4.С.О.Филиппова. Подготовка дошкольников к обучению письму .Методическое пособие .Издательство Детство-Пресс. Москва .2008 г.

Литература для детей и родителей.

1.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.

2.Е.В.Колесникова «Веселая грамматика»  Рабочая тетрадь. Издательство ЮВЕНТА . 2010 г.

3.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.        

                      Подготовка к обучению письму

      Письмо — сложный навык и в полном объеме недоступен ребенку-дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению письму.
      Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо прежде всего является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
      Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.
      1. Развивать руку.
      Сформировать правильный захват орудия письма.
      Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
      Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
      Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
      Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
      Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы
 одновременно формируется щепоть руки.
      Развивать мелкую моторику рук.
      Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами.
      Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.).
      2. Начать подготовку к технике письма.
      Развивать пространственную ориентировку.
      В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
      Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
      Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.
      3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
      4. Формировать элементарные графические умения.
      Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по грамматике в коррекционной школе

Это подробный план-конспект урока грамматики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха)....

Обучение английской грамматике в начальной школе

В презентации представлены особенности детей, обучающихся в начальной школе и приступающих к изучению иностранного языка, а также разработка для объяснения грамматического материала. В презентации исп...

Программа по английскому языку «Грамматика в начальной школе»

       Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует преодолению психологического барьера и в использовании английского языка, даёт испо...

Программа факультатива для 9 класса.«Текст. Стилистика. Грамматика. (Подготовка к ОГЭ)».

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует  навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс ориентирован на подготовку к итоговой аттестации, где незав...

Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)

В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...

Английская грамматика для начальной школы.

Данное пособие помогает моим ученикам разобраться со сложными правилами английского языка....