Программа "Я начинаю читать " (Подготовка к школе )
рабочая программа по теме

Рыкова Светлана Александровна

 

Программа « Я начинаю читать» составлена на основе авторской программы 

Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»

 Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития , что позволяет успешно учиться. Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе — развитие связанной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_nachinayu_chitat.odt26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Дата

Скорректированные сроки

1

Мир звуков . Звуки .

Алфавит.

2

Звук « А», буквы А, а.

 Слова со звуком «А»

3

Закрепление. Звук « А», буквы А, а.

4

Звук « О», буквы О, о.

Слова со звуком «О»

5

Закрепление .Звук «О», буквы О, о.

6

Звук «У», буквы У, у.

 Слова со звуком «У»

7

Закрепление. Звук «У» , буквы У, у.

8

Звук «Ы» ,буква  ы.

Слова со звуком  «Ы»

9

Закрепление. Звук  «Ы» и буква ы.

10

Звук «Э» , буквы Э, э .

Слова со звуком «Э»

11

Закрепление .Звук «Э» ,буквы Э, э.

12

Звуки «Л», «Л» и буквы Л, л. Слог- часть слова.

Слова со звуком «Л»

13

Закрепление .Звук «Л»,»Л» и буквы Л, л.

14

Звуки «М» , «М» и буквы М, м. Слова и слоги.

Слова со звуком «М»

15

Закрепление. Звук «М» и буквы М, м.

16

Звуки «Н» ,«Н» , «Н» и буквы Н, н.

Слова со звуками « Н», «Н»

17

Закрепление. Звуки «Н», «Н» и буквы Н ,н.

18

Звуки «Р», «Р» и буквы Р, р.

Слова со звуками «Р», «Р».

19

Закрепление. Звуки «Р», «Р». Буквы Р, р.

20

Большая буква.

 Буквы Я, я. Слова с буквами Я, я.

21

Закрепление .Буквы Я, я. Слоги и слова.

22

Буквы Ю ,ю.

Слова с буквами Ю, ю. Предложение.

23

Закрепление. Буквы Ю, ю.

24

Буквы Е, е. Слова с буквами Е, е.

25

Буквы Ё, ё. Слова с буквами Ё, ё.

26

Звук «И» .Буквы И ,и. Слова со звуком «И».

27

Закрепление. Звук «И» .Буквы И, и.

28

Звуки «Г», «Г». Буквы Г, г.

Слова со звуками «Г», «Г»

29

Закрепление. Звуки «Г», «Г», Буквы Г ,г.

30

Звуки «К», «К» .Буквы К, к.

 Слова со звуками  «К», «К».

31

Закрепление. Звуки «К», «К». Буквы К, к.

32

Звуки «Д», «Д», Буквы Д, д.

Слова со звуками «Д» , «Д».

33

Закрепление .Звуки «Д», «Д». Буквы Д, д.

34

Звуки «Т» , «Т». Буквы Т, т.

 Слова со звуками «Т», «Т».

35

Закрепление. Звуки «Т», «Т». Буквы Т, т.

36

Звуки « В», «В». Буквы В, в.

Слова со звуками «В» , «В».

37

Закрепление. Звуки «В» , «В». Буквы В ,в.

38

Звуки «Ф», «Ф». Буквы  Ф, ф.

Слова со звуками «Ф» , «Ф».

39

Закрепление. Звуки «Ф», «Ф». Буквы Ф, ф.

40

Звуки «З» , «З». Буквы З, з.
Слова со звуками «З», «З».

41

Закрепление. Звуки «З» , «З». Буквы З, з.

42

Звуки «С», «С». Буквы С, с.

Слова со звуками «С», «С».

43

Закрепление. Звуки «С» , «С» .Буквы С, с.

44

Звуки «Б» , «Б» .Буквы Б, б.

Слова со звуками «Б» , «Б».

45

Закрепление. Звуки «Б», «Б» .Буквы Б ,б.

46

Звуки «П», «П». Буквы П, п.

 Слова  со звуками «П» , «П».

47

Закрепление. Звуки «П» , «П». Буквы П, п.

48

Звуки «Х», «Х». Буквы Х, х.

Слова со звуками «Х» , «Х»

49

Закрепление. Звуки «Х», «Х». Буквы Х, х.

50

Звук «Ж». буквы Ж, ж.

Слова со звуком «Ж»

51

Закрепление Звук «Ж». Буквы Ж ,ж.

52

Звук «Ш». Буквы Ш ,ш.

Слова со звуком «Ш».

53

Закрепление .Звук «Ш». Буквы Ш, ш.

54

Звук «Ч». Буквы Ч, ч.

Слова со звуком «Ч»

55

Закрепление .Звук «Ч» Буквы Ч, ч.

56

Звук  «Щ». Буквы Щ, щ.

Слова со звуком «Щ»

57

Закрепление. Звук «Щ» .Буквы Щ, щ.

58

Звук «Ц». Буквы Ц, ц..

Слова со звуком «Ц».

59

Закрепление .Звук «Ц» .Буквы Ц, ц.

60

Звук «Й». Буква Й.

Слова со звуком «Й».

61

Закрепление .Звук «Й». Буква Й.

62

Буква Ь.

Слова с буквой Ь.

63

Закрепление. Буква Ь.

64

Буква Ъ.

Слова  с буквой Ъ.

65

Закрепление. Буквы Ь и Ъ. Алфавит.

66

 Знакомство с устным народным творчеством.

Русские народные сказки.

67

Сказки народов мира.

68

Литературные сказки. В. Сутеев.

Сопоставление сказок

69

Басни и сказки. Л.Н. Толстой.

70

«Для чего нужны руки» Е. Пермяк.

Составление рассказа.

71

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Рассказы о животных.

72

Загадка. Составление загадок по сюжетным картинкам.

Литературная загадка. К. Чуковский .

                              Пояснительная записка.

        

          Программа  « Я начинаю читать» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»

    Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития , что позволяет успешно учиться. Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного  подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе — развитие связанной речи.

Актуальность программы .

        Программа органически соединяет  традиции отечественной педагогики  и новейшие достижения  в методике дошкольного обучения.

Целью программы является комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым  анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

Задачи программы.

Образовательные :

  1. Совершенствовать речь, как средство общения;
  2. Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
  3. Дать представление о предложении;
  1. Учить делить слова  с открытыми слогами на части;
  2. Учить составлять слова из слогов;
  3. Учить выделять последовательность звуков в простых словах;
  4. Учить различать на слух  и при произношении гласные и согласные звуки;
  5. Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных ; количество звуков в слове ; выделять ударный слог ;
  6. Учить  соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью;
  7. Расширять словарный запас;

Развивающие:

  1. Развивать связанную речь;
  2. Развивать фонематическое восприятие звука;
  3. Развивать  умение использовать в своей речи разные части речи  в точном соответствии  с их значением и целью высказывания;
  4. Развивать умения составлять рассказы  по сюжетным картинкам и из личного опыта;
  5. Развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;
  6. Развивать мелкую моторику, глазомер;
  7. Приобщать детей к чтению художественной литературы;

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру речевого общения;
  2. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность  и корректное отношение к собеседнику;
  3. Воспитывать внимание;
  4. Воспитывать организованность и самостоятельность;
  5. Воспитывать  интерес  к  чтению;

    Отличительной особенностью программы является то, что содержание предусматривает аналитико — синтетический метод обучения грамоте, который помогает формировать первоначальные навыки чтения. Решающая роль при усвоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом  индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка.

  Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий  в области педагогики, психологии, а также возможностей детей ,педагогов.

        Изучение материала проходит поэтапно по двум разделам:

1.Обучение осознанному чтению;

2.Развитие речи;

-формирование словаря;

-звуковая культура речи;

-формирование грамматического строя речи;

-подготовка к обучению грамоте;

              Характеристика речевого развития детей 6-7 лет.

        Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.Активно используются  синонимы  и  антонимы, Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.

        Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер)

        Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета.

        Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова  с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы.

        Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

        В развитии связанной речи происходит существенные изменения.

        Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения  различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.

        Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов   о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется  умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач  остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.

        В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети ориентируются в  звуко - буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы.

        

Способы и формы работы с детьми.

  1. Дидактические игры;
  2. Моделирование ситуаций;
  3. Беседы;

Режим занятий:

        Программа составлена для детей 5,5-6,5 лет,

занятия будут проходить 2 раза в неделю по 30 мин.

        Срок реализации программы 1 год.

        Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий, игр и игровых  упражнений, теоретическую часть, физкультминутки будут способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

        Предполагаемая наполняемость групп 12-14 человек.

        Планируется провести 72 занятия за учебный год.

        Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

Прогнозируемые результаты.

К концу года дети должны знать:

  1. буквы русского алфавита
  2. знать слоги
  3. знать гласные и согласные звуки
  4. знать звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.
  5. определять ударный и безударный слог;
  6. знать 2-3 любимых стихотворения ,2-3 считалки ,2-3 загадки.

К концу года дети должны уметь:

  1. различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
  2. называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;
  3. определять место звука в слове;
  4. уметь складывать слоги;
  5. уметь читать слова;
  6. проводить фонетический разбор слова;
  7. уметь составить схему предложения;
  8. употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
  9. различать жанры литературных произведений;
  10. называть сказки и рассказы;
  11. называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг;
  12. понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию произведению;
  13. выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа.

        В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

        Для проведения занятий используются   наглядные пособия и рабочие тетради, развивающие игры, средства технического обеспечения.

Учебно-тематический план.

п\п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Введение

1

          1

-

2

Звуки и буквы

50

-

50

3

Слоги .

Деление слов на на слоги

8

-

8

4

Предложение.

6

1

5

5

Устное народное

творчество.

2

2

-

6

Произведения детских

писателей

4

4

-

7

Закрепление

1

1

-

Всего

72ч.

9

63

                 

                          Содержание программы.

Звуки и буквы.

    На занятиях по этой теме у детей следует развивать фонематический слух. Познакомить с понятием «звук».

Учить вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный  анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.

Учить определять место звука в слове;

Познакомить с понятием «буква».

Знакомить с буквами , которые не обозначают звуков.

Учить графически изображать звуки;

Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

Учить разделять гласные и согласные ,твердые и мягкие ,звонкие и глухие согласные звуки ;

Развивать устную речь ,навыки слушания и говорения

Развивать интерес к чтению.

Ориентировать на позиционный принцип чтения .Дети начинают читать слияния ,слоги, простые слова

     Слоги и слова . Деление слов  на слоги.

Учить понимать и правильно употреблять термины «слово», «слог».

Учить  делить двусложные и трехсложные слова  слова с открытыми слогами на части. ,определять количество слогов.

Проводить  слого-буквенный анализ, учить схематично изображать слог, подбирать слова к схеме.

Уметь определять ударный слог, ударную гласную.

Закреплять навыки правильного произношения звуков в слогах;

учить составлять слова из слогов;

Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова.

Предложение.

Дать представление о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова, согласование слов в предложении. Слова. Помогать правильно строить сложные предложения .

Учить отвечать на вопрос полным и развернутым ответом.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Устное народное творчество.

Особое внимание уделяется приобщению детей к художественной литературе. Учебный материал позволяет включать в занятия малые фольклорные формы: пословицы ,поговорки , потешки и загадки. Знакомство с ними позволяет обогащать речь дошкольника, имеет воспитательное значение. Загадки пробуждают интерес к окружающему миру ,расширяют и закрепляют представления о нем. Развивают мышление.

Необходимо пополнять литературный багаж сказками .Помогать детям объяснять различия между литературными жанрами :сказкой ,рассказом , стихотворениями.

Произведения детских писателей.

При прочтении произведений детских писателей дети учатся внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения, которые способствуют расширению знаний и представлений об окружающем мире. Важно воспитывать любовь к художественному слову, обогащать словарь ребенка, использовать в речи выразительные средства языка.

Методическое обеспечение образовательной программы .

 п/п

Название

раздела

Формы

занятий

Организация

учебно-воспит.

процесса

Форма подведения

итогов

1

Звуки и буквы

Беседа,

дидактическая игра

Демонстрационный материал,

раздаточный материал, азбука букв, предметные

картинки.

Опрос,

беседа

2

Слова и слоги.

Деление на слоги.

Беседа, дидактическая

игра

Демонстрационный материал,

раздаточный материал, карточки со слогами, предметные

картинки.

Опрос,

 беседа

3

Предложение.

Беседа,

дидактическая

игра.

Таблицы, предметные картинки, раздаточный материал.

Дидактическая

 игра

4

Устное

народное творчество.

Сюжетно-ролевая игра,

театрализованное занятие.

Книги «Русские

народные сказки», книги с загадками, скороговорками, поговорками. Репродукции к известным сказкам.

Викторина

.5

Произведения

детских писателей

Сюжетно-ролевая игра,

викторина

Книги детских писателей.

Портреты детских писателей .

Конкурс

                                   Перечень оборудования.

Учебно — методическая литература

Наборы дидактических игр

Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»

Пазлы с буквами.

Проектор.

Хрестоматии для чтения.

Настольно-печатные игры.

Обучающие компьютерные игры «Веселая азбука», «АБВГДейка»

                                   

                                    Список литературы.

Литература педагога для реализации программы.

1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.

2.М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. Творческий центр СФЕРА. Москва 2010 г.

3.Л.Е.Кыласова.Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Издательство «Учитель», Волгоград 2011 г.

Литература для детей и родителей.

1.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.

2.Е.В.Колесникова «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Издательство ЮВЕНТА .Москва 2010 г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа " Азбука счета " ( Подготовка детей к школе )

Программа «Азбука счета» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высоког...

Программа "Веселая грамматика " ( Подготовка к школе )

Программа « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Целью программы является  подготовка р...

Программа кружка "Росток" (подготовка к школе)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы кружка "Подготовка детей к школе" (Автор: Алла Повалишникова, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД ДЮЦ "Клуб" г. Владимира )Цель прог...

Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...

Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)

В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...

Высшая школа экономики начинает мониторинг цифровой трансформации школ

С апреля 2021 года стартует мониторинг цифровой трансформации в общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования...

Когда начинать готовить ребенка к школе

В статье говориться о том каким образом ребенок готовится к школе и когда это нужно начинать....