Развитие творческого мышления детей в условиях дополнительного образования детей
материал по теме

Понятие «творческое мышление»охватываетмыслительныепроцессы, приводящиек получению решений, созданию необычныхи оригинальных идей, обобщений, теорий, а такжехудожественных форм.

У многих из нас творческий потенциал остается неразвитымв течениевсей нашей жизни; мы не можемзнать, на что именно мы способны, пока не попробуемсвои силы. Все мы имеемтворческое (правое) полушариемозга, и следовательно, все мы способны к творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческое мышление

Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

У многих из нас творческий потенциал остается неразвитым в течение всей нашей жизни; мы не можем знать, на что именно мы способны, пока не попробуем свои силы. Все мы имеем творческое (правое) полушарие мозга, и следовательно, все мы способны к творчеству. Конечно, кто-то рождается с задатками великого композитора, кто-то — художника, а кто-то — спортсмена. Так, юный Моцарт начал писать музыку, когда ему было четыре года. А вот Анна Мари Робертсон (1860—1961), которую еще называют Бабуля Мозес, — американская художница-самоучка, провела большую часть своей жизни в качестве жены фермера. Только когда ей было уже за семьдесят, она для собственного удовольствия вдруг стала писать сельские пейзажи. К тому времени, когда ей исполнилось восемьдесят лет, в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее первая авторская выставка, а перед ней самой открылась карьера художника. В данном случае старое изречение «никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь», оказалось как никогда справедливым.

Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех молодых людей. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты молодости затухают, не получая развития. Однако каждый из нас при помощи новых занятий на досуге или новых увлечений может задействовать потенциал своего мозга, который часто используется крайне незначительно.

   

 Психологи выделяют следующие составляющие творческой деятельности:

  1. Гибкость ума
  2. Систематичность и последовательность мышления
  3. Диалектичность
  4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависит от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Диалектичность мышления - это способность человека соединить, казалось бы, несоединимое. Диалектически мыслящий человек может четно сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Способность рисковать и не бояться ответственности за свои решения – отличная черта творчески мыслящего человека. Это происходит, потому что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.

Выделенные психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У детей способность к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления:

  1. Наглядно – действенное
  2. Причинное
  3. Эвристическое

Диагностика творческого мышления.

Методика «Художник»

Инструкция: Перед тобой лист, разделенный на 8 частей. В каждой из них нарисованы фигурки, художник хотел их дорисовать, но потерял образцы, и теперь этот листочек попал к тебе. Дорисуй и преврати эти фигуры в картинки, но так, чтобы среди них не было одинаковых. В каждой из восьми частей листа должны быть разные картинки. Что ты будешь делать? Ты готов? Пожалуйста, приступай.

По истечении 10 минут экспериментатор спрашивает у ребенка, как можно назвать каждый из восьми рисунков, и подписывает их.

Выполнение задания может быть оценено в баллах.

  1. 0 баллов — ничего не нарисовано.
  2. 1 балл — стереотипные рисунки, отличаются простотой, трудности вербализации при назывании картинок.
  3. 2 балла — простые стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам.
  4. 3 балла — сложные оригинальные рисунки, достаточно хорошая вербализация.

    Данную методику легко превратить в игру и можно использовать как часть групповой работы.

Программа развития творческого мышления.

Предлагаемая программа состоит из трех разделов. Каждый раздел содержит задания в соответствии с этапами развития мышления.

I. Развитие наглядно-образного мышления.

В этом разделе ставится задача сформировать следующие умения:

- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

- узнавать в неопределенных графических формах различные знакомые предметы;

- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;

- узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

- переносить действия, применяемые к одному предмету на другой;

- составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект;

- использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;

- располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства или делать отсюда выводы;

- находить действия противоположные по значению.

Данные упражнения рассчитаны на детей 6-7 лет.

1. Работа со свойствами предметов.

1)     Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названные признака.

НАПРИМЕР: яркий  желтый: свет, солнце, лампа

В некоторых случаях признаки могут использо ваться не только в прямом, но и переносном смысле.

например:  сладкий,  легкий  (жизнь,   запах,  победа)

Пушистый  зеленый                                                                  звонкий  громкий

Прозрачный  голубой                                                               черствый  черный

Сильный  добрый                                                                      сладкий  легкий

2)  Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

Гладкий  черный  тихий                              темный  тяжелый  шумный

Светлый  легкий  блестящий                     белый  мягкий  съедобный

2. Узнавание объекта на основе описания отдельных признаков.

1) Отгадывание загадок.

3. Поиск альтернативных способов действия.

1) Назови как можно больше слов, обозначающих то, что может: давить, лететь, свистеть.

 НАПРИМЕР: лететь может: самолет, парашют, планер, птица, стрела,  пуля,  звук,  облака и т. д.

Давить   лететь    свистеть

4. Умение делать логические выводы.

1) Игра «Вывод».

Сережа выше Наташи, а Наташа выше Оли. Кто самый высокий и самый низкий?

Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый и самый худой?

Петя старше Миши, а Миша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?

  1. Развитие причинного мышления.

В этом разделе ставятся следующие задачи:

- предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;

- устанавливать логику причинно-следственных отношений;

-  уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;

- понимать и применять приемы образного сравнения (аналогии);

- использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, мозговой штурм, комбинационный анализ и т.д.).

Данные упражнения предназначены для детей 8-10 лет.

  1. Умение устанавливать причинные связи между событиями.

1) Сможешь ли ты отыскать связь между двумя, на первый взгляд» не связанными друг с другом событиями? Объясни,  как все происходило.

пример: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под де ревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Заяц бросился в лес, шофер за ним. Шофер заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

2

           Белка, сидя на дереве, упустила шишку. – Самосвал с грузом не пришел по назначению.

Собака погналась за курицей. – Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Молоко выкипело. – Самолет совершил вынужденную посадку.

  1. Умение находить причину события.

1)     Игра «почему это произошло?»

I

Назови  как   можно  больше  возможных   причин для каждой из описанных ниже ситуаций:

Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы.

Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.

Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.

Подойдя к дому, можно было увидеть, что все окна в квартире распахнуты настежь.

Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное звериное рычание.

При поиске возможных причин не стоит отбра сывать причины маловероятные, необычные. НАПРИ МЕР: ситуация, когда речка вышла из берегов и затопила окрестные луга, могла произойти как из-за дружного таяния снега весной, так и из-за того, что корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил ее, образовав запруду.

  1. Умение объяснять образное сравнение.

1) Объясни, что это означает.

Мальчик, как медведь.

Учитель, как грозовая туча.

Девушка, как лебедь.

Человек, как стена.

Машина, как игрушка.

Трава, как ковер.

Деревья, как богатыри.

Воздух, как стеклянный.

Лед, как камень.

Ноги, как ватные.

Человек, как облако.

  1. Умение составлять слова с заданной буквой.

1)  Придумай четыре слова с буквой  «Г».

2) Преврати одно слово в другое, например» слово бант в косу.  Это можно сделать за 5 этапов.

Правила: на каждом этапе разрешается менять только одну букву. Буквы нельзя переставлять ме стами. Подбирать слова можно только из слов русского языка.

пример: бант — коса

БАНТ

рант

рана

РАСА

РОСА

КОСА

Слова: суп — рак;  роза — ваза;  рыба —сеть;  перо –тушь;  волк — нора;  бег — шаг;  море — суша; мост-  река;  миг — век;  шар — куб.

  1. Умение согласовывать слова в предложении.

1)  Напиши   как   можно   больше   предложений,   у которых слова начинались бы с указанных букв.

Б………   у…….  ж……..  б…….

С………  о…….  и……..  с……..

К………  е…….  л……..  к……..

  1. Управление процессом творчества.

1) Мозговой штурм

Метод используется для работы в группе или всем классом.

I        ЭТАП:  Разминка — до 5  минут.

Задача: Создать свободную, непринужденную об становку.

Процедура: Руководитель мозгового штурма дает группе короткие, иногда шутливые задания. Говорят те,  кто хочет ответить.

Примеры заданий:

  1. Если курица стоит на одной ноге и весит 2 килограмма, сколько она будет весить, если встанет на обе ноги?
  2. На лесопильном заводе за 1 минуту машина отпиливает кусок бревна. За какое время машина распилит бревно на 5 частей?
  3. Как тремя разрезами разделить голову сыра на 8 равных частей?

II        ЭТАП:  Генерирование идей  —   10 минут.

Задача: Предложить и зафиксировать за короткий промежуток времени как можно больше идей о решении проблемной ситуации.

Процедура: Описывается проблемная ситуация. Критика идей запрещена. Руководитель предлагает высказываться либо тем, кто хочет (по поднятию руки), либо всем по порядку. Все высказывания фиксируются либо на магнитофоне, либо записыва ются на классной доске или бумаге. В качестве задания лучше всего использовать проблемные ситуации   с   несколькими   альтернативными   вариантами решения.

Примеры проблемных ситуаций:

  1. Как измерить высоту пещеры, до свода которой не доходит даже свет фонарика, а вскарабкаться по стене невозможно? (Нужен простейшей способ, причем вес  «прибора»  должен быть близок к нулю.)
  2. Как измерить высоту египетской пирамиды? Это могли сделать и древние греки почти 600 лет до нашей эры.
  3. Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томительное ожидание, нараста ющее раздражение... Перед руководством фирмы вста ла проблема — либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные. Но все это слишком дорого. Как разрешить эту проблему простыми сред ствами?

III ЭТАП: Систематизация, оценка и отбор лучших идей.

Задача: Выбрать лучшие идеи в соответствии с заданными руководителем критериями.

Процедура: Руководитель объявляет один или не сколько критериев. Далее все идеи ранжируются в соответствии с этими критериями. Чаще всего до статочно выбрать 5 самых удачных идей. Можно также оценить все идеи в соответствии с критериями по пяти-  или десятибалльной шкале.

  1. Развитие эвристического мышления.

В этом разделе программы ставятся следующие задачи:

- строить проблемные ситуации;

- определять вероятность разных исходов взаимодействия;

- выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;

- гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;

- уметь разрешать противоречия;

- сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.

Данные упражнения предназначены для детей 10-11 лет.

  1. Умение разрешать противоречия.

1).    Подскажите,  как действовать герою сказки.

Захотелось отцу женить сына на девушке трудо любивой, аккуратной, чтоб в доме были всегда порядок и чистота.

Но если объявить, что ищешь аккуратную де вушку, так все девушки специально приберутся и не узнаешь,  какая из них самая трудолюбивая.

Решение к заданию № 1:

Старик нагрузил полную телегу слив и поехал по деревням продавать сливы за мусор. Кто из девушек принесет меньше мусора из дома, та и будет  невеста сыну.

2).  Помогите  коту  поймать  мышь.

Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел  мышь.

Возможные решения к заданию № 2:

Кот может обсыпать пол комнаты мукой. В этом случае на муке будут оставаться следы, а сама мышь  постепенно  испачкается  и  будет  видна.

Кот может скормить мыши приманку с твердыми компонентами (косточками, витаминными шари ками  и  т.п.).  Они  будут  видны  в  желудке.

Кот   может   распылять   мел.   Мел,   попавший   на мышь,   выдаст  ее.

3).  Ученые разработали формулу абсолютного рас творителя. Он может растворить все. Но сразу возник вопрос,  как его хранить.

Возможные решения к заданию № 3:

  1. В замороженном состоянии.
  2. В вакууме.
  1. В сильном магнитном поле.

4) Придумайте животное, которое никого и ничего не боится.

5) Предложите способы крепления частей одежды без ниток и клея.

6) Что делать художнику?

        Художник пишет с натуры в горах. Неожи данно он обнаруживает, что в этюднике нет тюбика с голубой краской. Спускаться вниз за краской долго и трудно, и, самое главное, безвозвратно будет упущен момент с очень интересным освещением. Голубая краска дол жна появиться мгновенно.  Как быть?

           Решения к заданию № 6:

        В качестве голубого можно использовать ней тральный серый цвет, который по контрасту с рядом положенным оранжевым, создает впечатление голу бизны.

7) Придумайте сюжеты для картин. Какое коли чество идей  вы  можете предложить?

а)        В лесу много грибов. Надо показать это, не изображая людей.

б)        Надо  нарисовать  пляж,   который   полон  от дыхающими.  Но людей  рисовать нельзя.

Возможные варианты решения:

а)        — Автобусы,  машины,  палатки,  костер.

—        Изображено семейство ежиков. У каждого на иголках  по  грибу.

б)        — Вид сверху.  Люди под зонтиками,  грибками, газетами.   Видны  ботинки,  одежда,   игрушки.

  1. Ночной   пляж.   Светит   луна.   Стоят   палатки, машины  и  т.п.
  2. На пляже морские львы, котики или тюлени.
  3. На пляже отдыхает стая  перелетных  птиц.
  4. Крупным планом изображена табличка:   «Сво бодных  топчанов  и  мест  на  пляже  нет».

Условия, стимулирующие развитие творческого мышления:

  1. Ситуации незавершенности или открытости;
  2. Разрешение и поощрение множества вопросов;
  3. Стимулирование ответственности и независимости;
  4. Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях;
  5. Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

Условия, препятствующие развитию креативности:

  1. Избегание риска;
  2. Стремление к успеху во что бы то ни стало;
  3. Жесткие стереотипы в мышлении и поведении;
  4. Конформность  (приспособление  своего  уклада  жизни, мыслей  и  чувств  к  укладу  жизни,  мыслям  и  чувствам  той социальной группы, в которой человек оказывается);
  5. Неодобрительные    оценки    воображения, фантазии,  исследования;
  6. Преклонение перед авторитетами.

Заключение.

Для подбора заданий в разные части программы мы руководствовались двумя принципами: принципом диссоциации и принципом открытости заданий.

Принцип диссоциации означает, что каждое мыс лительное умение можно разложить на отдельные способности. Эти способности связаны либо с ха рактером развивающего материала (графический, ре чевой, предметный, математический), либо с внут ренней  логикой  формирования  мыслительного умения. Ясно, что умение понимать причинно-следст венные закономерности, это несколько иное, чем понимание речевых оборотов, выражающих эти за кономерности.

Диссоциация также необходима, если формиро вание умения проходит в несколько этапов и конечные результаты зависят от проработанности ребенком каждого этапа формирования умения. К примеру, умение работать с образом-представлением складывается последовательно на основе формиро вания следующих способностей: умение анализиро вать контур предмета — умение запомнить ори ентировку предмета в пространстве — умение в памяти воспроизводить зрительный образ предме та — умение мысленно конструировать образ пред мета из частей (элементов) — умение произвольно изменять зрительный образ и т.д. Для лучшей ориентировки в программе над каждым заданием обозначено то умение, на выработку которого на правлено это упражнение. Программа, таким об разом, намечает главные целевые ориентиры для работы   педагогов   и   родителей.

Принцип открытости заданий означает, что боль шинство упражнений предполагают не один, а несколько вариантов решения. Открытые задания максимально приближены к - житейским и произ водственным проблемным ситуациям, с которыми в жизни сталкиваются люди. В этих ситуациях очень важно умение выдвигать как можно больше альтернативных стратегий решения, а затем, оценив их в соответствии с критериями трудозатрат, сто имости, эффективности, выбрать одно или несколько лучших.

Поэтому желательно поощрять ребенка к выдви жению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество.

Несмотря на то, что формулировка условий заданий в программе обращена к ребенку, выпол нение большинства заданий невозможно без помощи взрослых — родителей или педагога. Только взрос лые могут определить уровень трудности каждого задания для конкретного ребенка и, в случае затруднений, прийти на помощь. Взрослые также могут почувствовать, что предложенных в программе заданий недостаточно для формирования того или иного умения. В этом случае, пользуясь общей структурой задания программы, можно подбирать проблемный материал из окружающей ребенка жиз ни. Кроме того, любой ребенок нуждается в по ощрении и поддержке. Внимание и доброжелатель ное отношение взрослых позволят поддержать и развить интерес к творческим мыслительным за даниям.

В программе собраны задания из очень многих источников. Частично ссылки на них есть в тексте, дан в конце работы и список литературы.

Успешных вам занятий!

ЛИТЕРАТУРА

1.        Анастази А   Психологическое  тестирование.   —  М.,   1982. С. 28—36.

2.        Галкина Т. В., Алексеева Л. Г. Методика диагностики речемыслительной креативности.// Методы психологической диагно стики,  вып.   1   —  М.,  1993. С.52—61.

3.        Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей.   —  Санкт-Петербург,   1994.

4.        Дьяченко   О. М.   Воображение   дошкольника.   —   М.:   Знание, 1986. С.   30—36.

5.        Замбацявичене Э. Ф.  К  разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нор мальных и аномальных детей. // Дефектология, 1984, №1. С.   28—34.

6.        Заика   Е. В.   Комплекс   интеллектуальных   игр   для   развития мышления учащихся.// Вопросы психологии, 1990, № 6. С.        86—92.

7.        Заика   Е. В.   Комплекс   игр   для   развития   воображения.   // Вопросы  психологии,   1993,  №        2.

8.        Козелецкий   Ю.    Психологическая   теория   решений.    —   М., 1979. С.   67—83.

9.        Кэрролл Л.  Логическая игра.   — М.,   1991.

  1. Лук А Я.  Учить мыслить.   — М.,   1975. С.  96.
  2. Матюгин Я.  Зрительная память.   — М.,  1993.
  3. Родари Дж.  Грамматика фантазии. —  М.,   1978.

13. Шардаков М. Я. Очерки психологии школьника. — М., 1955. С. 126—139.

14.        Шумакова М. В. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды. //           Вопросы психологии, 1986, № 1. С.   53—60.

15. Шумакова Я. В.  Возраст Вопросов.  — М.,   1990.

16. Шустерман   3. Г.   Новые   приключения   Колобка   или   Наука думать для больших и маленьких.  — М.,  1993. С.  74


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческого мышления обучающихся в условиях УДО

Слайд 2

Развитие творческого мышления обучающихся в условиях УДО Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

Слайд 3

Результаты диагностики обучающихся

Слайд 4

Составляющие творческой деятельности Гибкость ума Систематичность и последовательность мышления Диалектичность Готовность к риску и ответственности за принятое решение

Слайд 5

Гибкость ума способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Слайд 6

Систематичность и последовательность мышления Позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависит от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Слайд 7

Диалектичность способность человека соединить, казалось бы, несоединимое. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Слайд 8

Готовность к риску и ответственности за принятое решение Способность рисковать и не бояться ответственности за свои решения – отличная черта творчески мыслящего человека. Это происходит, потому что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.

Слайд 9

Стадии развития творческого мышления Наглядно – действенное Причинное Эвристическое

Слайд 10

Диагностика творческого мышления.

Слайд 11

Методика «Художник» Инструкция: Перед тобой лист, разделенный на 8 частей. В каждой из них нарисованы фигурки, художник хотел их дорисовать, но потерял образцы, и теперь этот листочек попал к тебе. Дорисуй и преврати эти фигуры в картинки, но так, чтобы среди них не было одинаковых. В каждой из восьми частей листа должны быть разные картинки. Что ты будешь делать? Ты готов? Пожалуйста, приступай. По истечении 10 минут экспериментатор спрашивает у ребенка, как можно назвать каждый из восьми рисунков, и подписывает их. Выполнение задания может быть оценено в баллах. 0 баллов — ничего не нарисовано. 1 балл — стереотипные рисунки, отличаются простотой, трудности вербализации при назывании картинок. 2 балла — простые стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам. 3 балла — сложные оригинальные рисунки, достаточно хорошая вербализация. Данную методику легко превратить в игру и можно использовать как часть групповой работы.

Слайд 12

Развитие творческого мышления Развитие наглядно-образного мышления. воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти; угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части; узнавать в неопределенных графических формах различные знакомые предметы; комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов; находить в двух и более объектах общие и различные признаки; узнавать объект по описанию возможных действий с ним; переносить действия, применяемые к одному предмету на другой; составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект; использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу; располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства или делать отсюда выводы; находить действия противоположные по значению.

Слайд 13

Развитие творческого мышления Развитие причинного мышления. - предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений; - устанавливать логику причинно-следственных отношений; - уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений; - понимать и применять приемы образного сравнения (аналогии); - использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, мозговой штурм, комбинационный анализ и т.д.). Данные упражнения предназначены для детей 8-10 лет.

Слайд 14

Развитие творческого мышления Развитие эвристического мышления. - строить проблемные ситуации; - определять вероятность разных исходов взаимодействия; - выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций; - гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой; - уметь разрешать противоречия; - сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций. Данные упражнения предназначены для детей 10-11 лет.

Слайд 15

Развитие творческого мышления Творческое практическое задание

Слайд 16

Условия, стимулирующие развитие творческого мышления: Ситуации незавершенности или открытости; Разрешение и поощрение множества вопросов; Стимулирование ответственности и независимости; Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

Слайд 17

Препятствуют развитию креативности: Избегание риска; Стремление к успеху во что бы то ни стало; Жесткие стереотипы в мышлении и поведении; Конформность (приспособление своего уклада жизни, мыслей и чувств к укладу жизни, мыслям и чувствам той социальной группы, в которой человек оказывается); Неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования; Преклонение перед авторитетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную за...

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...

Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей», 2015

1.         Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей» в рамках VII Между...

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образованияИспользование информационно-коммуникационных техн...

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...

Иccледование творческого мышления детей в учреждении дополнительного образования посредством креативных тестов

Несмотря на фундаментальные исследования по психологии творчества детей, в нашей стране до сих пор не выявлено сколько –нибудь значимой методики для комплексной диагностики общей и специфической...