Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования
статья на тему
Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования
Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremya_est_velichayshiy_iz_novatorov.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. В. Филатова
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Октябрьский» города Липецка
Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Мы живем в веке информационных технологий, в период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Осуществляется переход от «индустриального общества» к обществу «информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей.
Перед современной педагогической наукой стоит очень важная задача— воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией.
Сущностью современного образования является развитие личности, как элемента системы «мир-человек». В этом процессе личность человека выступает как активное творческое начало. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития — активная познавательная деятельность, при этом ее становление означает становление духовного развития.
«Образование в данном случае, не утрачивая своей традиционной функции – передачи социального опыта подрастающим поколениям, должно выполнять принципиально новую функцию, - создание высокоадаптивной педагогики информационного общества».[1]
Актуальность заключается в том, что с применением ИКТ (информационно-коммуникационные технологи), происходит внедрение новых эффективных методов обучения и методических приёмов, которые активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся, способствуют их развитию, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний, и являются важным звеном в реализации основных задач современного образования.
Под информационно - образовательными технологиями понимается совокупность информационно – компьютерных средств и способов, используемых в качестве доминантных в образовательных технологиях и способствующих достижению планируемых целей обучения и воспитания.
По способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами информационно-образовательные технологии можно разделить на две группы:
1) рецептивно-образовательные технологии - односторонние, направленные только на приём разнообразной по типу учебной информации;
2) интерактивно-образовательные технологии, которые обеспечивают двустороннее взаимодействие между учащимся и информационным средством. С точки зрения личностно-ориентированного подхода к образованию, интерактивность - важнейшая функция средств обучения, предполагающая активное взаимодействие учащегося с используемым им средством и возможность оперативной обратной связи.
В свою очередь, интерактивные информационно-образовательные технологии можно разделить на: 1) репродуктивно-образовательные технологии и 2) продуктивно-образовательные технологии.
К группе репродуктивно-образовательных технологий относятся компьютерные технологии, основанные на идеях программированного обучения (Б. Скинер, П. Л. Гальперин, Л. Н. Ланда, Н. Ф. Талызина и др.). Это демонстрационные и обучающие программы, тренажёры, тесты, электронные учебники, дидактические игры, предназначенные для освоения определённого учебного материала, заложенного в программы их авторами и используемые в основном для репродуктивной познавательной деятельности.
Вторую группу составляют информационно – образовательные технологии, используемые учащимися в качестве инструментов продуктивной познавательной деятельности. Работая с ними, дети сами выступают в роли разработчиков, самостоятельно добывающих и творчески конструирующих продукт познавательной деятельности. Планирование, принятие решения и самоконтроль процесса обучения осуществляется самими учащимися. Выделяют следующие продуктивно-образовательные информационные технологии, которые целесообразно использовать для развития творчества учащихся: издательские системы, базы данных, электронные таблицы, компьютерная графика, музыкальные редакторы, технологии мультимедиа, программирование. Существенная роль здесь принадлежит дополнительному образования, цель которого - развитие творческой личности.
Педагоги дополнительного образования МАУ ДО Дома творчества «Октябрьский» города Липецка имеют большой опыт работы с детьми. Одним из условий успешной работы коллектива является профессиональная компетентность каждого педагога, направленная на развитие личностных способностей детей, на создание условий, где обеспечивается успешность, творчество, вдохновение и профессиональное самоопределение. На занятиях детских творческих объединений реализуется системно-деятельный подход. Занятия ведутся в групповой и индивидуальной форме, что создает благоприятные условия для развития познавательных способностей, активности, одаренности каждого учащегося. Практически все образовательные программы нашего образовательного учреждения реализуются с применением ИКТ.
На современном этапе в дополнительном образовании выделяют следующие направления по использованию ИКТ: средства обучения; инструменты обучения; объекты изучения нового материала; средства автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психологической диагностики; инструменты по организации коммуникаций с целью передачи и приобретения педагогического опыта; средства организации творческого и интеллектуального досуга.
Основными средствами и инструментами ИКТ в дополнительном образовании являются: информационно-поисковые и справочные; демонстрационные; обучающие; познавательно-игровые и тренажерные (для отработки, повторения и закрепления нового материала).
Использование ИКТ на занятиях и различных мероприятиях в учреждении дополнительного образования позволяет: усилить положительную мотивацию обучения и воспитания; активизировать познавательную деятельность учащихся; реализовать идеи дополнительного образования; повысить качество образования.
Для дошкольников актуальны тематические праздники с применением средств мультимедиа, обеспечивающих визуальные и звуковые эффекты, значительно повышающих интерес к ходу мероприятия. Обучающие презентации, видео фрагменты, музыкальные подборки – все это способствует росту заинтересованности учащихся к занятию, лучшему усвоению и запоминанию изучаемой темы.
Кроме того, в ДТ «Октябрьский» длительное время существуют детские объединения, реализующие образовательные программы по изучению работы непосредственно в компьютерных программах. Это студия журналистики «Оранжевый лис», где учащиеся активно занимаются издательской детальностью и фотографией, с применением различных издательских систем и графических редакторов. Детское творческое объединение «Компьютер и Я», где учащимся предоставляется возможность совместить процесс овладения компьютерной грамотностью с творчеством. Ребята создают тематические творческие презентации, монтируют видео, рисуют, обрабатываю фотографии, принимают участие в городских и областных конкурсах. Конкурсы мотивируют учащихся, а долгожданные победы и призы позволяют самоутвердиться и стремиться к дальнейшему профессионально-личностному росту.
Активно реализуется проектная деятельность. Из опыта работы в системе дополнительного образования по техническому направлению, можно сказать, что дети гораздо лучше усваивают новые знания и умения в том случае, когда это не просто задания по образцу или ряд заданий на отработку того или иного изучаемого объекта, а именно долгосрочный проект. Например, при овладении навыками работы в программе Excel, учащимся предлагается принять участие в проекте «Магазин», где дети с удовольствием создают базу магазина средствами данной программы, вникают в необходимые расчеты, оформляют рекламу для своего магазина средствами раннее изученных программ, вносят новые предложения в ходе проектной деятельности, например сделать базу данных сотрудников магазина, с начислением заработной платы, расчётом процента к заработной плате от проданного товара и т.д. В результате, благодаря проектной деятельности, учащиеся лучше усваивают работу в такой сложной программе как Excel, да и интерес к программе возрастает.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Список литературы
- Хадиева Ф. И. Информатизация образования как инновационная педагогическая технология // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 225-227.
- Чистяков В. А. Понятие «информационно-образовательные технологии и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами»//Научный журнал КубГАУ, №97(03), 2014 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии личностно ориентированного обучения с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся
Современный этап педагогической практики - это переход к деятельностно развивающей, л...
Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".
Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...
методика «Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями с использованием техники Эбру»
quot;Загадка эбру или почему краски не тонут"Я очень люблю удивлять окружающих, поэтому часто провожу опыты и...
Исследование творческих способностей детей в учреждении дополнительного образования
Несмотря на фундаментальные исследования по психологии творчества детей, в нашей стране до сих пор не выявлено сколько –нибудь значимой методики для комплексной диагностики общей и специфической...
Использование средств информационных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
Использование средств информационных технологий улучшает восприятие мира, развивает логическое мышление, память, воображение, внимание, что способствует развитию творческих и интеллектуальных способно...
Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования"
Презентация к мастер - классу для педагогов дополнительного образования "Развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективного способа обучения"...