Использование технологии личностно ориентированного обучения с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся
статья по теме

Пахомова Лариса Петровна

 

   Современный  этап   педагогической   практики -   это   переход   к   деятельностно  развивающей,   личностно ориентированной    технологии   обучения,   формирующей   широкий   спектр   личностных   качеств   ребёнка.   Важными    становятся   не   только   усвоенные   знания,   но   и   сами   способы   усвоения    учебной информации,   развитие   познавательных   возможностей   и   творческого   потенциала   учащихся.

 

     Новизна:   технологии   личностно ориентированного развивающего  обучения   на   основе   эффективности    управления   и   организации   учебного   процесса   можно   использовать   в   условиях   коллективной   деятельности   класса   не   только   в   системе   занятий   с   отстающими,  но   и  в   развитии   творческих   способностей   одарённых   учеников;   дают   возможность   проявить   самостоятельность   в   организации   своей   деятельности;   создают   условия   для   творческого   подхода   к   изучению   любой   темы ,  позволяют   вовлечь   каждого   ученика   в   творческую   работу   на   уроке,   развивают   нестандартное  , активное   мышление.

 

 

   Продуктивность   опыта:   учащиеся   не  только   успешно   овладевают   системой   знаний,  но   и   развивают   познавательную   активность   и   самостоятельность;   у   учащихся   появляется   устойчивый   интерес   и   положительное   отношение   к   изучаемому   предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnoe_opisanie_pedagogicheskogo_opyta.rar45.27 КБ

Предварительный просмотр:

Модульное  описание  педагогического  опыта

Использование технологии личностно  ориентированного обучения с целью развития познавательных и

творческих способностей учащихся

     Актуальность  темы. 

 

   Современный  этап   педагогической   практики -   это   переход   к   деятельностно  развивающей,   личностно ориентированной    технологии   обучения,   формирующей   широкий   спектр   личностных   качеств   ребёнка.   Важными    становятся   не   только   усвоенные   знания,   но   и   сами   способы   усвоения    учебной информации,   развитие   познавательных   возможностей   и   творческого   потенциала   учащихся.

 

      В своей   педагогической   деятельности   я   столкнулась   с   проблемами:

*  на   уроке   ученики   выполняют   задания   в   разном   темпе;

*  одинаковые   задания   для   одних   учеников   бывают   лёгкими,   а   для   других   трудными;

*   в   гимназическом   классе   есть   ученики,   которым   нравятся   задания   повышенной   сложности,   где   надо   исследовать   языковые   явления,   есть   ученики,   которые   любят   творческие   задания;

*   в   классах   коррекции   исследовать   и   творить   на   должном   уровне   ученикам   трудно,   но   у   каждого   есть   свои   пробелы   в   стандартных   минимальных   знаниях,   умениях.

    Поиск   решения   данных   проблем   привел   к   необходимости   выдвинуть   гипотезу,   которая   стала   ведущей   идеей   опыта:   индивидуальный   подход   является   необходимым   фактором   развития   индивидуальности. Развитие   способностей   эффективно,   если   мотивировать   сам   процесс   учения,   предоставлять   ученику   возможность   работать   на   том   уровне,   который   для   него   сегодня   возможен.

 

     Теоретическая   интерпретация   опыта.

     Сущность   опыта:   процесс   обучения   и   воспитания    строится   с   использованием   альтернативных   технологий, учитывающих   индивидуальный   подход, активных  нестандартных  методов и  приёмов  работы, развивающих   индивидуальность   школьников.

      Условия   формирования   опыта.

     Технологии личностно ориентированного обучения использую в своей практике в классах разных уровней обучения – гимназических, общеобразовательных, компенсирующего обучения. Хороших результатов в этих классах можно достигнуть, используя нетрадиционные формы, методы и приемы, отдавая предпочтение развивающим, дифференцированным и индивидуализированным способам обучения. Личность  представляет   собой   уникальное   явление,    отличающееся   индивидуальным   подбором   качеств   и   собственным   вариантом   развития.   Уроки   русского   языка   и   литературы   позволяют   развить   познавательную   активность    и   самостоятельность,   найти   свой   индивидуальный   стиль   общения   с   помощью   богатства   и   выразительности    художественных   приёмов   русской   словесности.   Литература,   представляющая   вечные   нравственные   и   эстетические   ценности,   путь   освоения   которых   детьми   есть   основа   их   духовного   личностного   становления   и   развития.   Индивидуальный   подход   на   уроках   русского   языка   и   литературы   способствуют   развитию   творческой,  самостоятельной,  активной   личности   ребёнка.    

     Теоретическая   база   опыта.

     В   1919г.   в   США   Е.Паркхарст   делает    попытку     заменить   классно- урочную   систему   индивидуальной   работой   с   каждым   учеником   с   последующей   работой   каждого   ученика   по   плану,   выработанному    совместно   с   педагогом. Ученики    получили   возможность   продвигаться   в   изучении   школьных   программ   каждый   своим   темпом.   В   России   такой   «метод   проектов»   применялся   во   многих   школах  и   вузах   в   20-х   годах.   Сегодня   школьная   практика   вновь   обращается   к   нему.   Метод   проектов  -  это   комплексный   обучающий   метод, который   позволяет   индивидуализировать   учебный    процесс,   даёт   возможность   ученику   проявить   самостоятельность   в   планировании,   организации   и   контроле   своей   деятельности.

     В   начале   30-х   годов   Л.С.Выготский   выдвинул   идею   обучения,   идущего   впереди   развития   и   ориентированного   на   развитие   ребёнка   как   на   основную   цель.   Согласно   его   гипотезе,   знания   являются   не   конечной   целью   обучения,   а   средством   развития   учащихся.

     Идеи   Л.С.Выгодского   были   разработаны   и   обоснованы   в   рамках   психологической   теории   деятельности   (А.Н.Леонтьев,  П.Я.Гальперин).   В   результате   пересмотра   традиционных   представлений   о   развитии   и   его   соотношении   с   обучением   на   первый   план   было   выдвинуто   становление   ребёнка   как   субъекта   разнообразных   видов   и   форм   человеческой   деятельности.

     В   настоящее   время   в   рамках   концепции   развивающего   обучения   разработан   ряд   технологий.  Технологии   Л.В.Занкова,   Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,   Г.К.Селевко,   И.С.Якиманской.  

     Индивидуальный   подход   как   принцип   осуществляется   в   той   или   иной   мере   во   всех   существующих   технологиях,   поэтому   индивидуализацию   обучения   можно   также   считать   «проникающей   технологией».

     В   современной   отечественной   педагогической   практике   и   теории   наиболее   яркими   примерами   технологий   внутриклассной   индивидуализации   обучения   являются   следующие:

-технология   индивидуализированного   обучения   Инге   Унт;

-адаптивная   система   обучения   А.С.Границкой;

-обучение   на   основе   индивидуально-ориентированного   учебного   плана   В.Д.Шадрикова, Селевко Г.К.

     Научные   разработки   данных   педагогов   и   психологов   являются   теоретической   базой   моего   педагогического   опыта.

     Новизна:   технологии   индивидуального   обучения   на   основе   эффективности    управления   и   организации   учебного   процесса   можно   использовать   в   условиях   коллективной   деятельности   класса   не   только   в   системе   занятий   с   отстающими,  но   и  в   развитии   творческих   способностей   одарённых   учеников;   дают   возможность   проявить   самостоятельность   в   организации   своей   деятельности;   создают   условия   для   творческого   подхода   к   изучению   любой   темы ,  позволяют   вовлечь   каждого   ученика   в   творческую   работу   на   уроке,   развивают   нестандартное  , активное   мышление.

   Продуктивность   опыта:   учащиеся   не  только   успешно   овладевают   системой   знаний,  но   и   развивают   познавательную   активность   и   самостоятельность;   у   учащихся   появляется   устойчивый   интерес   и   положительное   отношение   к   изучаемому   предмету.

   Трудоёмкость   опыта:   разработка   дидактического   материала,  учитывающего   индивидуальные   особенности   каждого   ребёнка.

    Возможность   внедрения:   опыт   может   быть   использован   каждым   учителем   в   процессе   преподавания  своего    предмета.

Система  работы  учителя

    Личностно ориентированное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:

1) учитель взаимодействует с одним учеником;

2) один учащийся взаимодействует со средствами обучения (книги, компьютер, алгоритм действий и т.п.).

3) развитие индивидуальности каждого ребенка

     Главным достоинством индивидуализированного обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, за его продвижением от незнания к знанию вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность обучающегося и учителя. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, выполнять задания в оптимальное для себя время, что позволяет достигать успешных результатов обучения.

    Индивидуальный подход – это:

1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

    Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

    Акцент целей.

  1. Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
  2. Содействие средствами индивидуальности выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
  3. Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
  4.  Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
  5. Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

    Концепции индивидуализированного обучения.

  1. В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.
  2. В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80% времени учитель может уделить для индивидуальной работы с учениками.
  3. Развитие способностей эффективно, если давать ученику картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него возможен, доступен.

    Общие принципы.

  1. Индивидуальный подход является необходимым фактором формирования индивидуальности.
  2. Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
  3. Предпосылкой индивидуального обучения является изучение особенностей школьников, которые следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы, особенности психического развития (память, мышление, творческие способности).

    Особенности содержания и методики.

  1. Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, планирование к индивидуальной самостоятельной работе,  индивидуальные задания по критической, учебной, справочной литературе, составление учениками своих проектов.
  2. Особое  построение урока: часть первая  - обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная  работа  учителя  с  отдельными  учениками.
  3. Использование обобщенных схем, алгоритмов, дифференцированных заданий.
  4. Индивидуальное планирование деятельности отдельных учеников, которое позволяет вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, их творческому развитию.

   

    Особенности технологий личностно ориентированного  обучения.

  1. Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

  1. Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях умениях и навыках.

  1. Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

  1. Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

  1. Формирование общеучебных умений и навыков.

  1. Формирование адекватной самооценки учащихся.

  1. Использование технических средств обучения.

    В своей работе использую технологии адаптивной системы образования, способной каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Уроки построены с применением развивающих технологий обучения. Основным компонентом обучения является индивидуальный подход.

 Используются методы оптимизации учебного процесса, проблемного обучения, уровневой дифференциации, применяется проектная методика.

    Проводятся нетрадиционные уроки: интегрированные, уроки-семинары, сюжетные уроки, конкурсы, тематические зачеты, учебные конференции, тестирование, защита проекта, анализ текста, урок-исследование.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материалы к урокам русского языка.

    Индивидуальный подход можно осуществлять на всех этапах урока.

    Урок начинается с постановки учебной задачи с помощью создания проблемной ситуации:

1) постановки проблемного вопроса;

2) исследовательского задания.

    Учащиеся начинают осознавать недостаток знаний, когда обнаруживается, что для решения новых учебных задач им необходимо приобрести новые умения. Индивидуальная исследовательская деятельность переходит в коллективный учебный диалог, где каждый может высказать свою точку зрения, т.е. является активным деятелем на уроке, а не пассивным слушателем. После проведения исследования, возможно, что новое правило уже будет сформулировано самими учащимися, или намечен план действий изучения нового материала.

    Например, при изучении разноспрягаемых глаголов изучение нового материала начинается с вопроса:

- Вы можете определить спряжение любого глагола?

- Да.

- Тогда запишите слово бежать. Определим спряжение и гласную в личных окончаниях.

- Бежать. Это первое спряжение, в личных окончаниях пишется е.

    Учитель (или кто-нибудь из учеников, заметивших противоречие):

- Значит, ты что делаешь? «бежешь»?

    Ученики предлагают гипотезы, основываясь на знании аналогичных явлений:

- Может быть, исключение?

- Может быть, это как разносклоняемые существительные?

    Выводим термин разноспрягаемые, отражающий суть языкового явления. Далее доказывают, почему глагол называется разноспрягаемым.

    Изучая в 6 классе тему «Не с существительными», предложить учащимся решить такую задачу:

    Учитель отметил в тетради ученика следующую ошибку: небыл. Ученик не согласился и объяснил, что он заменил, не был синонимом без не: отсутствовал. Кто прав? Учащиеся ищут ответ и приходят к выводу, что для правильного написания важно сначала определить, с какой частью речи употреблена частица не, так как разные правила регулируют правописания не с существительными и глаголами.

    Решая такие задачи, ученики охотно начинают составлять их сами, и тогда подобные задания можно предлагать на других этапах урока. Умение организовать самообразовательную деятельность предполагает и самостоятельную постановку учебной задачи.

    Можно предложить школьникам самим сформулировать правописание, опираясь на графическое обозначение орфограммы, как, например, на уроке в 7 классе при изучении темы «Буквы о и е после шипящих на конце наречий». На доске запись:

свежо

певуче

    Учащиеся, исходя из предложенных графических обозначений, формулируют тему урока, правило правописания.

   

    На этапе закрепления знаний и отработки навыков используется дифференцированная самостоятельная работа с включением индивидуальных заданий:

- индивидуальные задания по учебнику, рабочим тетрадям на печатной основе, индивидуальным карточкам; (можно использовать «Универсальные дидактические материалы по русскому языку» А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой, «К пятерке шаг за шагом» Л.А.Ахременковой и др.);

- индивидуальные исследовательские задания текста с использованием словарей, справочников, составление схем, таблиц, алгоритмов;

- индивидуальные творческие задания;

- работа по индивидуальному плану.

    Выбор задания определяется самим учеником.

    Для детей с быстрым темпом работы предлагаются различные дополнительные задания. Например, основное задание: вставить нужную букву, расставить знаки препинания. Дополнительные (индивидуальные задания):

- объяснить правописание обозначенных слов (корректирование пробелов знаний слабых учащихся);

- различные виды разборов;

- подобрать синонимы, антонимы к словам;

- определить стиль, тип текста, доказать;

- найти тропы, используемые автором в тексте, определить их роль;

    И другие дополнительные задания, учитывающие индивидуальные знания и способности ученика. Удобно построены для такой работы учебники Разумовской М.М., Бабайцевой В.В., «Универсальные дидактические материалы» Пахновой Т.М. и др. Подобные задания помогают формированию более прочных навыков, систематическому повторению пройденного. Упражнения с комплексными заданиями формируют системные знания.

    В работе с сильными учениками ведущее место занимают различные творческие задания: сочинения, составление тематических кроссвордов, лингвистических игр.

    На уроках обобщения и систематизации знаний используются индивидуальные задания повышенной сложности.

    Уроки контроля знаний проводятся в виде тестовых проверочных работ, тематических зачетов, комплексного анализа текста, защиты проектов.

    Например, на уроке обобщения знаний были предложены индивидуальные задания: провести исследование текста 1) определить стиль, тип, аргументировано доказать; 2) исследовать текст с точки зрения орфографии; 3) с точки зрения пунктуации. Ученикам нужно обобщить, сделать выводы, привести примеры. Остальные ученики могли задавать вопросы к выступающим. Индивидуальный подход должен быть и в выполнении домашних заданий.

 На уроках использую карточки для дифференцированной работы учащихся по всем темам программы. Каждая карточка содержит два вопроса, один из которых – для устного ответа, а второй – для практической работы. Карточки можно использовать для организации индивидуальной и коллективной проверочной работы, зачетов, дополнительных заданий, коррекции знаний.

     

    5 класс.

*10   ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

             ОРФОГРАФИЯ

  1. Расскажи, чем отличается предлог от приставки?
  2. Запиши слова правильно, обозначь предлог и выдели приставку:

Вот (под) ушки, подложи (под) ушки, вырос (под) осинами, нашел (под) осиновик, (до) бежал быстро, (по) мчался вскачь.

*37   СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

             ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  1. Чем отличается предложение от набора слов?
  2. Приведи примеры предложений, где одно и то же слово выступало бы в роли:

1) подлежащего;     2) обращения.

Начерти схему предложения с обращением.

*51   СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

            ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  1. Что такое прямая речь?
  2. Переделай предложения так, чтобы прямая речь стояла перед словами автора.

   Иван Сергеевич Тургенев писал: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».

   Александру Васильевичу Суворову принадлежат слова: «Доброе имя должно быть у каждого человека».

  1. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
  1. Какая гласная ы или и пишется после ц в корне слова?
  2. Вставь пропущенные буквы, выдели корень.

Ц…фра, ц…пленок, ц…нга, панц…рь, на ц…почках, ц…ркуль, ц…кнуть, ц…рк, ц…трусовый, ц…ган.

Составь простые предложения со словами-исключениями.

  1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
  1. Рассмотрите темы сочинений. Что их объединяет, чем они различаются?

Весна. – Весенний денек. – Весна в лесу. – Весенние перезвоны.

  1. Какая тема является широкой, какая – узкой? Составь несколько предложений на одну из тем и запиши их.

     Для слабых учеников можно предложить алгоритм работы.

  1. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
  1. Какая гласная пишется в корне слова после шипящих – о или е?
  2. Запиши ответы на вопросы в виде отдельных слов. Выдели изученную орфограмму.

Как называется: 1) цвет, противоположный белому цвету; 2) знак переноса слов; 3) плод дуба; 4) разговор тихим голосом; 5) цвет одуванчика; 6) предмет для чистки зубов; 7) тонкая ткань; 8) колючий кустарник с зелеными плодами.

   Составь два простых предложения с этими словами.

Алгоритм работы

  1. По лексическому значению определите слово.
  2. Руководствуясь правилом (см. учебник, с. 179), определите, какая гласная пишется в корне слова. Запишите слово.
  3. Графически обозначьте орфограмму (см. форзац учебника, орфограмма №14).

Помеченные  *  карточки – повышенной сложности .

Данные карточки использованы из книги  Рогачевой Е.Ю. «Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку». –М; Творческий центр, 2002г.

   Урок закрепления изучаемого материала или урок повторения можно построить   по   принципу   игры   « Снежный   ком». Вначале   выполняются  

простые   задания, затем   более   сложные   и   задания   повышенной   трудности.  Задания   имеют   три   уровня   сложности, в   каждом   уровне   несколько   заданий. Ученики   работают   в   посильном   для   себя   темпе.

Деятельность учащегося по индивидуальному плану.

    Особо в индивидуальном обучении можно отметить индивидуальное планирование. Во-первых, после проведения проверочных, контрольных работ составление индивидуальной карты допущенных ошибок, с последующей ликвидацией пробелов знаний этими учениками на последующих уроках. Во-вторых, работа по индивидуальному плану сильных учеников. Составление заданий  более сложного уровня. В-третьих, составление индивидуального плана на одаренных учеников, по которому они работают на уроке и дома. Возможность выбора задания на уроке и задания индивидуального плана. Задания индивидуального плана можно использовать на различных уроках русского языка и литературы в форме теоретического сообщения, исследовательского заключения по работе с текстом, творческой письменной работы.

    При составлении индивидуального плана должны учитываться личные интересы и возможности ребенка. Так при составлении индивидуального плана на Юрчишину Н., учитывалось, что ученица обладает  навыками логического гуманитарного мышления, хорошей памятью, быстрым темпом работы, любит писать сказки, рассказы, проводить исследование художественного текста.    Работая по индивидуальному плану, ученик может самостоятельно организовать свою работу на уроке и дома.

    Индивидуальный план для 7 класса составлен по учебнику «Уроки словесности» Львовой С.И. Задания предполагают использование и другой литературы, научно-популярных энциклопедий, словарей. Темы плана рассчитаны на внимательную, творческую работу с текстом.

    Индивидуальный план для 8 класса составлен по учебнику «Русская словесность. От слова к словесности», Альбеткова Р.И., 8 класс, который действует в единстве с программой «Основы русской словесности», 10 – 11 класс, разработанной А.И.Горшковым. Индивидуальный план связан с тематическим планированием уроков русского языка и литературы, рассчитан на углубленное изучение изобразительно-выразительных возможностей языка для передачи собственных мыслей и чувств, формирование собственного стиля, умение применять богатство языка в своих творческих работах.

    Индивидуальный план помогает учащимся готовить выступление к научной конференции, создавать рефераты к экзаменам.

Материалы к урокам литературы.

    Использование индивидуальных заданий на уроках литературы помогают активизировать процесс чтения, развивают творческое мышление, учат быть внимательными к художественному слову. На уроках использую такие индивидуальные задания, как чтение и пересказ эпизода, анализ эпизода, ответы на проблемные вопросы, инсценирование, сообщение, задания по критическим статьям, различные творческие задания, исследование, сравнительный анализ, прогнозирование, диалог с текстом, стилизация. При проведении проверочных работ, учитываются индивидуальные возможности учащихся, предоставляется выбор заданий.

    Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут. Анализ литературного текста – это способ познать себя. Принципы и правила ведения мастерской позволяют не просто передать знания, а развивают мыслительную деятельность, активизируют работу каждого ученика на уроке. С помощью мастерской осуществляется принцип индивидуального обучения: на уроке успешно, активно работает каждый на том уровне, который для него возможен. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, затем совместное обсуждение, диалог – это позволяет не чувствовать себя лишним на уроке. С помощью заданий мастерской развиваются творческие способности и самостоятельность. Атмосфера мастерской, психологический комфорт позволяет каждому быть уверенным в себе, способствует росту личности ученика.

    Предлагаемый мной урок литературы в 7 классе, построен по типу мастерской.  Урок рассчитан на 2 часа.

«Пусть будет счастье, когда его не может быть».

А.С. Пушкин

«Выстрел»

(Литературный герой и его характер в эпическом произведении.)

   Цели урока:

  1. ознакомление учащихся с рассказом А.С.Пушкина «Выстрел»; показать мастерство Пушкина в создании характера литературного героя;
  2. понять проблемы, о которых говорит автор, переосмыслить их и создать собственный текст;
  3. в процессе работы с текстом развивать умения идейно-композиционного и стилистического анализа произведения;
  4. развитие критического мышления, воспитание активной жизненной позиции.

Ход урока.

  1. Сообщаются задачи урока, способы и условия деятельности, выдаются индивидуальные задания. (Ответы заслушиваются в конце урока).

Тема урока формулируется учениками в конце урока и записывается на доске.

Индивидуальные задания.

  1. Определить способы создания характера литературного героя  в повести.
  2. Указать особенности композиции повести, почему рассказ разделен на две части?
  3. Кто рассказывает историю Сильвио?

    - Мы часто слышим выражения «на роду написано», «предопределено судьбой», «везучий человек», «злой рок», «испытывать судьбу», «играть с судьбой». Верите ли вы в судьбу, что жизнь предопределена судьбой?

    Ответы учеников разные. Кто-то согласен, кто-то считает, что жизнь строит сам человек. Важно, что каждый задумался над вопросом.

  1. Обсуждение эпиграфа.                        

                                                              Автор   словно  подсказывает   судьбе,

как спасти героя, поясняя, что нет безвыходных положений и пусть будет счастье, когда его не может быть.

                                                                                                               А. Ахматова.

  1. История создания повести (индивидуальное домашнее задание).

  1. – Какие образы вы себе представляете, когда слышите слово выстрел?

в – война

ы – дуэль

с – ссора, месть

т – трусость

р – игра

е – зло

л – любовь

          Ассоциации используются для актуализации личного опыта учеников, содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.

  1. Прогнозирование событий по названию текста и словам ассоциациям. В конце урока выясняем, что, действительно, многие из предполагаемых событий описаны в повести. Ученики испытывают чувство гордости, что смогли предугадать ход событий, значит, они уже могут анализировать различные ситуации по значению слова.

  1. Название очень точно выражает содержание повести.

- Какие чувства у вас вызывает название?

(Чувство тревоги, жалости, страха, сострадания).

          - Каким цветом вы бы написали название?

(Черным, красным, желтым (вспышка, озарение)).

    Эти задания активизируют работу в начале урока, помогают ученикам размышлять над словом (названием), его значением; понимать, какую важную роль в произведении играет каждое слово.

  1. Знакомство с героем. Чтение портрета Сильвио. Запись в тетради и на доске ключевых слов, словосочетаний описания Сильвио. Ключевые слова записываются и дальше по ходу чтения повести. Должна получится следующая запись:

                     Сильвио              Граф

странный        блистательный счастливец !        

таинственный                    умный

угрюмый                         красивый

крутой нрав                 веселый

злой язык                      храбрый

уверенный в себе                            беспечный ?

высокомерный                              открытый

великодушный ?        дружелюбный

сдержанный ?        свободный разговор

умный        любезный

опытный        счастливый !

вид дьявола ?        честный

привык первенствовать        благородный

наслаждался славою        терпеливый

эгоистичный        хладнокровный

завистливый        счастливый !

мстительный

злой

пробуждение добра ?

    Знак ? стоит возле слов, которые требуют комментария в зависимости от ситуации в тексте (анализ эпизода); как раскрывается качество именно у этого героя.

    Знак ! – обрати внимание (слово счастливый употребляется несколько раз при описании графа).

  1. Диалог с текстом (ученики задают вопросы к тексту) и прогнозирование событий по ходу чтения.

    Например, «На вопрос, случалось ли ему драться, отвечал он сухо».    Почему?

    «Нечаянный случай всех нас изумил». Какой случай?

    После каждого смыслового абзаца, мы останавливаем чтение, задаем вопросы к тексту, обсуждаем поступки героев и события.    Задавая вопросы к тексту, ученики размышляют, высказывают разные предположения о возможном развитии событий; они увлекаются, им интересно, что же будет дальше.

  1.      По ходу чтения и после прочтения повести учитель задает вопросы ученикам.

-  Что вы можете сказать о характере главного героя? Почему Пушкин дал ему такое необычное имя?

-  Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка? Когда раскрылась тайна героя?

-  За что Сильвио возненавидел нового товарища по полку? Кто виноват в состоявшейся дуэли? Почему герой оставил выстрел за собой? Какой мыслью он был одержим?

-  Ожидаема ли такая развязка повести? Могли бы вы представить себе, что Сильвио откажется от выстрела?

-  Каким герой предстает в финале? Что победило в его душе?

-  Кто из героев счастлив и почему? Что мешало Сильвио быть счастливым?

-  Сильвио был убит. Можно ли сказать, что гибель его закономерна?

-  Как в этой повести Пушкин решает тему судьбы, предопределенности в жизни человека? Согласны ли вы с утверждением А.Ахматовой (чтение эпиграфа).

  1.   - Как бы вы назвали сегодняшний урок? (После обсуждения выбирают строку Ахматовой «пусть будет счастье, когда его не может быть).

  1.  Актуальность повести.

  1.  Рефлексия.

  1.  Написать сочинение «Какого человека я мог бы назвать счастливым?».

Заключение.

    Ребенок живет своей полноценной жизнью. Каждый ребенок – индивидуальность. В школе он ученик. Но школа – это часть жизни ребенка, поэтому урок должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и учитывать все многообразие человеческой деятельности: интеллектуальное, эстетическое, нравственно-психологическое. Творчески овладевая русским языком, вдумчиво читая художественные тексты, ребенок учится самостоятельно мыслить, чувствовать, созидать.

   Учитывая возможности, способности и интересы каждого ученика, личностный подход и индивидуальная деятельность помогают развивать творческую, самостоятельную, активную личность. Использование современных образовательных технологий ( личностно ориентированного обучения, проектного обучения, развития критического мышления, игровых технологий)  повышают эффективность урока.   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса

Материал поможет овладеть моделями обучения и инновационными педагогическими технологиями. Дана информация о адаптации данных технологий применительно к урокам химии....

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в рамках внедрения ФГОС

Данный материал можно использовать как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности учащихся...

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образованияИспользование информационно-коммуникационных техн...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии...


 

Комментарии

Пахомова Лариса Петровна

технологии личностно ориентированного развивающего обучения на основе эффективности управления и организации учебного процесса можно использовать в условиях коллективной деятельности класса не только в системе занятий с отстающими, но и в развитии творческих способностей одарённых учеников; дают возможность проявить самостоятельность в организации своей деятельности; создают условия для творческого подхода к изучению любой темы , позволяют вовлечь каждого ученика в творческую работу на уроке, развивают нестандартное , активное мышление.