Методическая разработка открытого урока по скульптуре
методическая разработка по теме

Морозова Фаина Васильевна

План-конспект открытого урока по скульптуре для 2 класса в ДХШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx1002.73 КБ

Предварительный просмотр:

           МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ОТКРЫТОГО  УРОКА  ПО СКУЛЬПТУРЕ

                         

                        Преподаватель ДХШ Морозовой Фаины Васильевны.

ДАТА УРОКА:

ВИД УРОКА:       Лепка с натуры. 2 класс.        

ТЕМА УРОКА:     Лепка игрушки. «Барыня». /Имитация/.        

ЦЕЛИ УРОКА:

1.ОБУЧАЮЩАЯ – расширение представлений об объемном изделии «Дымковская

                                 игрушка». Обучение роботе с натуры (уметь наблюдать предмет,

                                 анализировать его объем, пропорции, формы при постоянном                

                                 сравнении с натурой. Слепить игрушку; выполнить узор по готовому          

                                 эскизу из элементов росписи пластилина.

2.РАЗВИВАЮЩАЯ – знакомство с технологией обработки пластилина по таблице:    

                                 «Расписной» пластилин, полученный раскатыванием»; с

                                 последовательностью изготовления изделия. Приобретение навыков

                                 мастерства. Развитие мелкой моторики рук, памяти и внимания.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – переосмысление реальных впечатлений от урока. Воспитание

                                художественного вкуса, аккуратности в работе с пластилином.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы: 1. «Система методических приёмов, отраженная в условных

                                обозначениях»; 2. «Последовательность изготовления игрушки

                                «Барыня»; 3. «Расписной» пластилин, полученный раскатыванием».

                                Рисунки и поделки из метод. фонда. Пластилин, доска для лепки, стек,

                                тряпочка для рук, листы бумаги, «скалка».

ПЛАН УРОКА:

1.Организация урока. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.      

 Правила т/б при работе с пластилином.                                                                      3-5 мин.

2.Беседа: «Знакомство с тайнами творчества»

(традиционные народные промыслы)                                                                           5-7 мин.

3.Фронтально – практическая работа с учащимися.

Обзорное знакомство с таблицами – упражнениями, с последовательностью

практической работы                                                                                                       30 мин.        

4.Анализ детских работ. Завершение урока.                                                                  5 мин.

ХОД УРОКА.

1.Устанавливается дисциплина в классе. Сообщается тема, цели и задачи урока. В начале занятия детям предлагается самим придумать форму, в которой инструктаж по т/б: при работе с пластилином станет интересным, например: в виде рекламы, рассказа, стихов.

2.Беседа «Знакомство с тайнами творчества».

Игрушка – это особый вид народного творчества. Простые и выразительные образы украшают наш быт, рассказывают о жизни и традициях людей, их создавших. Где же лепили игрушку? Повсюду, где было распространено гончарное ремесло. Чаще всего лепкой игрушек занимались женщины, чтобы позабавить детей. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом. Поколениями отрабатывались приёмы лепки и росписи, пока игрушка не приобрела характерные черты, которые отличали изделия одного промысла от других. В разной местности облик был различным.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА (дымка). Эта игрушка родом из Дымково – слободы близ города Вятка. Для лепки игрушек использовали красную глину и речной песок. Игрушку лепили и раскрашивали в основном зимой, когда работы в поле уже не было. Барыни в пёстрых юбках, бравые кавалеры, важные петухи и индюки, водоноски, кормилицы, женихи и невесты, бараны, кони, коровы, веселые карусели и многие другие забавные образы создавали дымковские мастерицы.

       

  По весне справляли в слободе Дымково праздник Свистопляски.

Взрослые и дети свистели в глиняные свистульки, перекидывались расписными глиняными шариками.

       Лепили игрушки на доске, положенной на колени. Обжигали в русской печи. Белили мелом, разведенном на молоке, и расписывали красками, замешёнными на яйце, уксусе и квасе. Дымковскую игрушку можно узнать по геометрическому узору из полос, клеток, кругов, пятен, которые чередуются между собой. Иногда игрушку отделывали золотом.

Тончайшие золотые пластинники закрепляли на определенном месте: барыне – на кокошнике, петуху – на гребешке, оленю – на рогах, на стволе и яблоках волшебного дерева.

ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА. Откуда взялось такое необычное слово – «гжель»? Оказывается оно связано с глаголом «жечь», то есть обжигать глину. Обожженные изделия называли «гжель». Две буквы со временем поменялись местами, и сейчас этот керамический промысел называется гжелью.

   По другой версии гжель получила свое имя от одного из сел на реке Гжелке под Москвой. В окрестностях нескольких деревень к востоку Москвы много лет назад нашли богатые запасы белой глины. Из неё делали добротную столовую посуду, а так же игрушки. Гжель отличает особая роспись: яркие однокрасочные (чаще всего – синие) цветы по белому полю, выполненные специальным мазком «в растяжку» - на лепестке цветка сразу получается темный и светлый тона. Но не сразу гжель стала сине-бело-голубой. Раньше изделия выполняли из красной глины и покрывали белой эмалевой глазурью. Такая посуда называется майоликой. Она имеет более толстые стенки, чем фарфоровая. Расписывали тогда такие изделия разными красками, предпочитая жёлтые, светло-зелёные, чёрно-фиолетовые. В XIX веке гжельские изделия стали изящнее, тоньше и легче. Мастера современной гжели делают посуду и игрушки в специальных формах и украшают декоративной цветочной росписью – краской,  называется синим кобальтом: от темно-синего до светло-голубого.

ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА. Тверская игрушка – это роботы мастеров из города Торжок Тверской области. На красно-коричневом фоне обожженной глины много ярких чешуек: красных, желтых, оранжевых, чёрных и белых. Изделия выполняются в виде фантастических рыб, птиц и животных с женскими головами.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА. Еще совсем недавно в северной деревушке Гринёво неподалеку от города Каргополя жила старая мастерица – игрушечница Ульяна Бабкина. В её родной деревне оставалось совсем мало народа – молодежь уезжала в город, старики уходили из жизни. Но настойчивая бабка Ульяна продолжала лепить глиняные фигурки и охотно обучала своему мастерству каждого, кто пожелает. Ученики Уляьны Бабкиной расселились по другим деревням Каргополя. Не погиб древний промысел. Каргопольскую игрушку (из города Каргополь Архангельской области) лепят из красной глины. Затем просушивают, обжигают и белят. Фигурки людей выглядят несколько грубоватыми, неуклюжими. Роспись простая: полоски, штрихи, ромбы, овалы. Набор цветов небольшой, пот стать скромным краскам северной природы.  

            «РАСПИСНОЙ»    ПЛАСТИЛИН,   полученный    раскатыванием»

                     Последовательность практической работы, упражнения

        Какой неповторимой становится глиняная игрушка именно благодаря росписи! Но и пластилин тоже можно украшать узорами. Сначала вспомним, как раскатывают тесто: стол (или доску) и скалку посыпают мукой, чтобы тесто не прилипало, выкладывают тесто и начинают катать по нему скалкой. А мы будем раскатывать пластилин. Вместо муки на стол и сверху на пластилин положим листы гладкой бумаги (можно из тетради).

      «САЛКОЙ» МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЛЮБОЙ НЕБОЛЬШОЙ ГЛАДКИЙ ПРЕДМЕТ

            ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ – КАРАНДАШ, КЛЕЯЩИЙ КАРАНДАШ.

                ПОДГОТОВИМ  ОСНОВУ,  ПРОКАТАВ  «СКАЛКОЙ»  С НЕКОТОРЫМ

      НАЖИМОМ  ПЛАСТИЛИНОВУЮ  ПЛАСТИНКУ МЕЖДУ ЛИСТАМИ БУМАГИ.

ТЕПЕРЬ  НАУЧИМСЯ  ВЫПОЛНЯТЬ  УЗОРЫ (элементы росписи пластилина).

«КРУГИ»: положим шарик на раскатанную основу, слегка вдавив его пальцем, положим сверху бумагу и раскатаем «скалкой» (1).

«КОЛЕЧКИ»: уложим один на другой разные по величине шарики, расплющим и прокатаем сверху «скалкой» (2).

«ЛИНИИ»: прямые и волнистые линии получаются из очень тонких жгутиков (3). 

         

  А КАК ПОЛУЧИТЬ ЭТИ  УЗОРЫ ?

                      

 

 ПРИДУМАЙ УЗОР ИЛИ РИСУНОК ИЗ ТЕХ ЭЛЕМЕНТОВ РОСПИСИ

   ПЛАСТИЛИНА,  КОТОРЫЕ  ТЫ ОСВОИЛ.  

                                БАРЫНЯ

                   (последовательность практической работы)

  Вы уже догадались, как украшена пластилиновая одежда этой барыни? В стиле какой народной игрушки выполнена эта поделка?

 

  1. Выберем узор для юбки. Можно придумать свой.

  1. Подберём каркас для юбки, например три крышки от пластиковых бутылок, соединённых вместе пластилином.
  2. Теперь определяем размер выкройки юбки. Посмотрим, как можно разметить бумагу, прилепив к каркасу кусочек пластилина. 4. Раскатаем основу, положив пластилин на размеченный участок, и выполним узоры.

5.Для волана раскатаем между листами бумаги длинные жгутики и сложим их гармошкой.

6.Чтобы сделать воротник, раскатаем основу в виде круга, а по его краю прокатим жгутик другого цвета. Подравняем края и пальцами придадим воротнику волнистую форму.

На воротнике можно выполнить узоры.

7.Чтобы части изделия стали более гладкими, прокатываем их по бумаге.

8.Детали лица постараемся выполнить из самых маленьких шариков. Узор для кокошника придумываем самостоятельно.

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по скульптуре «Чудо-рыба. Обитатели морских глубин»

Цель занятия: дать учащимся более глубокие знания о возможностях, способах, приемах работы с глиной. Познакомить с техникой выполнения объемной скульптуры из пласта. Совершенствовать приемы и навыки д...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...