Рабочая программа кружка "Мел' не"
рабочая программа по теме

Ворновицкая Елена Владимировна

 

    Программа «Мел Не»  художественной направленности,  предназначена для детей в возрасте от 7 до 16 лет. Программой предусмотрено изучение нескольких видов народного творчества, ненецких орнаментов, их значения и применения в быту Северных народов. Основной интерес представляет орнамент. Это своеобразная письменность, которая сопровождает человека на всем его жизненном пути. Именно для того, чтобы помочь детям получить дополнительную информацию, расширить, уточнить, закрепить имеющиеся знания, умения в области литературы, истории, географии и т.д. я разработала данную программу, которая будет способствовать развитию личности, умеющей ориентироваться в современном мире. Наблюдения за детьми, посещающими объединение, показало, что многие воспитанники имеют ограниченные интересы: просмотр программ по телевизору, компьютерные игры.

Цель: пополнение запаса знаний и формирование на этой основе новых понятий. Познавательное стремление подростка довольно точно выражается крылатой фразой «Знать все о немногом и хотя бы немного обо всем». Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая носит поисковый характер. Ребенок увлечен, испытывает эмоциональный подъем. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на развитие психических процессов – мышление, воображение, память, внимание, способствует адаптации личности. Творческое объединение могут посещать девочки и мальчики. Обучение построено на принципе индивидуальности с учетом способностей и возможностей каждого ребенка. Учебный процесс осуществляется по принципу народной педагогики «от учителя к ученику», «от старшего к младшему», поскольку в одной группе могут заниматься дети разного возраста. При составлении тематического планирования я опиралась на программу дополнительного образования, автором которой является  Тусида Т.Н.

Срок реализации программы: 1 год.

 

Цели рабочей программы:

Обучающие

·         Закрепление и расширение знаний по истории национальной культуры и быта коренных жителей Ямала

·         Знакомство с основами знаний в области композиций, цветоведения и декоративно –прикладного творчества

·         Знакомство с малыми жанрами фольклора и традициями народных праздников (Масленица, Рождество, Пасха, день Рыбака, День Оленевода, День Солнцестояния)

·         Повышение уровня знаний в области истории, географии, биологии, геометрии, родной ненецкой литературы.

·         Закрепление умений воспитанников в изображении ненецкого орнамента приемами симметричного и силуэтного вырезания.

Развивающие

·         Развитие самостоятельности и творчества в передаче украшения (выбор, трактовка элементов узора, цвета ткани, композиционный строй)

·         Развитие образного мышления, наблюдательности, воображения

·         Развитие экологической этики воспитанников, ответственности по отношению к природе

·         Активизация участия воспитанников в выставках и ярмарках

      Воспитательные

·         Осуществление трудового, эстетического и нравственного воспитания детей через народное творчество

·         Побуждение и закрепление интереса, любви и уважения к народному творчеству

·         Воспитание патриотических чувств.

·         Воспитание уважения к мастерам народного творчества

·         Воспитание любви, уважения к родителям, младшим братьям и сестрам, старикам, педагогам, воспитателям

Задачи:

·         Формирование знаний о видах декоративно – прикладного искусства, истории возникновения и развития народного творчества.

·         Изучение техники и технологии плетения бисером.

·         Изучение техники и технологии шитья по меху.

·         Изучение вариантов композиционного размещения орнамента и других декоративных элементов.

·         Развитие умений и навыков по ручной и художественной обработке меха.

·         Развитие умений делать акценты в плетении бисером, шитье по меху, сукну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Мел’не» составлена на основании модифицированной, программы «Рукодельница», автор Тусида Т.Н., ЯЦВР.

При составлении рабочей программы, было выявлено несоответствие часовой нагрузки авторской и рабочей программы, т.к. модифицированная, программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения рассчитан на  144 часа, а второй год обучения на 216 часов. Программу я взяла первого года обучения, рассчитанную на 144 часа. Рабочая программа кружка «Мел’не» расчитана на 108 часов,  из расчёта 3 часа в неделю, продолжительность занятий составляет 1 час 30 минут. Поэтому почасовую нагрузку на изучаемые темы пришлось уменьшить.

Таблица  тематического  распределения  часов  на  2011 – 12  учебный год:

п/п

Разделы, темы.

Количество часов

Модифицированная программа

Рабочая программа

Теория

Практика

1.

Вводное  занятие

2

1,30

1,30

        -

2.

Народы  Севера

-

3

1,30

1,30

3.

Изготовление  сувенира «Солнышко»

-

7,30

0,30

7, 0

4.

Изготовление  цветов  из  кожи, сукна, меха.

-

6,0

0,30

5,30

5.

Конструирование  поделок  из материалов   плоской  формы

-

6,0

0,30

   

  5,30

6.

Изготовление  кукол  в национальном  стиле

-

12,0

1,30

10,30

7.

Коллективная  работа. Оформление  уголка  природы.

-

12,0

1,30

10,30

8.

Изготовление  сувенирных изделий

33,0

12,0

0,30

11,30

9.

Изделия  из  меха  с применением  ненецкого орнамента

20

12,0

0,30

11,30

10.

Изготовление  панно  «Мой Ямал!»

-

12,0

0,30

11,30

11.

Выставка  детских  творческих работ

2

1,30

0,30

1,0

12.

Виды национальной  одежды

21

10,30

0,30

10,0

13.

Художественное моделирование  из  различных материалов

-

12,0

1,30

10,30

Всего часов в год:

Итого:

-

108

11,30

96,30

       

    Программа «Рукодельница»  художественной направленности,  предназначена для детей в возрасте от 7 до 16 лет. Программой предусмотрено изучение нескольких видов народного творчества, ненецких орнаментов, их значения и применения в быту Северных народов. Основной интерес представляет орнамент. Это своеобразная письменность, которая сопровождает человека на всем его жизненном пути. Именно для того, чтобы помочь детям получить дополнительную информацию, расширить, уточнить, закрепить имеющиеся знания, умения в области литературы, истории, географии и т.д. я разработала данную программу, которая будет способствовать развитию личности, умеющей ориентироваться в современном мире. Наблюдения за детьми, посещающими объединение, показало, что многие воспитанники имеют ограниченные интересы: просмотр программ по телевизору, компьютерные игры.

Здесь важная цель: пополнение запаса знаний и формирование на этой основе новых понятий. Познавательное стремление подростка довольно точно выражается крылатой фразой «Знать все о немногом и хотя бы немного обо всем». Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая носит поисковый характер. Ребенок увлечен, испытывает эмоциональный подъем. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на развитие психических процессов – мышление, воображение, память, внимание, способствует адаптации личности. Творческое объединение могут посещать девочки и мальчики. Обучение построено на принципе индивидуальности с учетом способностей и возможностей каждого ребенка. Учебный процесс осуществляется по принципу народной педагогики «от учителя к ученику», «от старшего к младшему», поскольку в одной группе могут заниматься дети разного возраста. Срок реализации программы: 1 год.

Цели рабочей программы:

Обучающие

  1. Закрепление и расширение знаний по истории национальной культуры и быта коренных жителей Ямала
  2. Знакомство с основами знаний в области композиций, цветоведения и декоративно –прикладного творчества
  3. Знакомство с малыми жанрами фольклора и традициями народных праздников (Масленица, Рождество, Пасха, день Рыбака, День Оленевода, День Солнцестояния)
  4. Повышение уровня знаний в области истории, географии, биологии, геометрии, родной ненецкой литературы.
  5. Закрепление умений воспитанников в изображении ненецкого орнамента приемами симметричного и силуэтного вырезания.

Развивающие

  1. Развитие самостоятельности и творчества в передаче украшения (выбор, трактовка элементов узора, цвета ткани, композиционный строй)
  2. Развитие образного мышления, наблюдательности, воображения
  3. Развитие экологической этики воспитанников, ответственности по отношению к природе
  4. Активизация участия воспитанников в выставках и ярмарках

          Воспитательные

  1. Осуществление трудового, эстетического и нравственного воспитания детей через народное творчество
  2. Побуждение и закрепление интереса, любви и уважения к народному творчеству
  3. Воспитание патриотических чувств.
  4. Воспитание уважения к мастерам народного творчества
  5. Воспитание любви, уважения к родителям, младшим братьям и сестрам, старикам, педагогам, воспитателям.

Задачи:

  1. Формирование знаний о видах декоративно – прикладного искусства, истории возникновения и развития народного творчества.
  2. Изучение техники и технологии плетения бисером.
  3. Изучение техники и технологии шитья по меху.
  4. Изучение вариантов композиционного размещения орнамента и других декоративных элементов.
  5. Развитие умений и навыков по ручной и художественной обработке меха.
  6. Развитие умений делать акценты в плетении бисером, шитье по меху, сукну.

Методы работы:

- Словесные. С помощью таких приемов, как объяснение, рассказ, распоряжение, беседа.

- Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления об аппликации с помощью учебных рисунков, учебных таблиц, показа отдельных элементов и способов аппликации.

- Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условия выполнения заданий.

Методика обучения направлена на то, чтобы программа была принята учащимися, и они с желанием, творчески выполняли ее.

Все занятия проводятся на основе сотрудничества. Учащиеся являются активными субъектами.

Выдвигая перед ребенком определенную задачу, педагог ставит сложные условия, заставляя думать, творчески подходить к решению проблемы. В этих условиях ребенок раскрывается как личность. Он сам может оценить свои успехи и успехи товарищей.

Формы организации учебной работы: беседы, экскурсии, викторины,  выставки, интеллектуально – познавательные игры.

Для большей заинтересованности детей в конечном результате обучения, применяется метод стимулирования (похвала, одобрение, взаимооценка).

При изготовлении изделий декоративно – прикладного творчества, воспитанникам постоянно приходится думать над тем, как добиться единства, традиционного назначения декоративности изделия, как сделать его более совершенным, эстетически выразительным.

Все это дает дополнительные возможности для развития творческого воображения.

Приступая к изготовлению изделия, дети рассматривают различные варианты образцов, оценивают, учатся выбирать оптимальный вариант. Постепенно у них вырабатывается критический взгляд на работу, умение контролировать, определять оптимальный вариант, аккуратность, воля, целеустремленность, настойчивость, ответственность, умение самостоятельно решать творческие задачи.

На занятиях воспитанники узнают о применении природных материалов в повседневной жизни. Во время экскурсий знакомятся с предметами декоративно – бытового назначения, с религиозным и философским мировоззрениями своих предков. Таким образом, реализация программы обучения на основе принципа природосообразности, роста культуры личности, позволяет организовать творческую, трудовую деятельность воспитанников, которая служит хорошим средством адаптации в обществе, позволяет узнать корни и историю своего народа, видеть прекрасное в быту, стремиться к тому, чтобы приносить радость и пользу людям, способствует росту престижа мастерового человека.

СОДЕРЖАНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название раздела (блока)

Темы

Описание раздела

Часы

Прогнозируемый результат

1.

Вводное занятие

Краткая программа курса.

Техника безопасности. Коренные жители Ямала. Культура. Быт.

Знакомство с детьми. Коллективное планирование работы на год.

Демонстрация изделий, выполненных воспитанниками объединения. Беседа по соблюдению правил техники безопасности.

1,30

Знакомство с программой курса на учебный год Закрепление знаний по технике безопасности.

Повышение интереса у детей к занятиям по данной программе.

2.

Народы Севера

Знакомство с Севером. Северное сияние. Животный мир. Растительный мир. Условия жизни (Чум,   узоры, игрушки).

Северные национальные орнаменты, сюжетные мотивы. Технологические приемы выполнения аппликации с использованием кусочков меха, сукна. Упражнения с применением принципов построения композиции, определение цветового строя. Выполнение простых композиций на основе образцов, репродукций, фотографий.

3,0

Знание технологических приемов выполнения аппликации с использованием кусочков меха, сукна. Основы принципов построения композиции. Знание видов национальных северных орнаментов, понимание их значения.

3.

Изготовление сувенира

«Солнышко»

Раскрашивание основы солнца. Нанизывание бисера на проволоку. Ручная и художественная обработка меха. Вырезание меха.

Беседы с элементами сказки.

Демонстрационный показ. Работа с акриловыми красками, бисером, проволокой, технологическими карточками.

        7,30

Умение выполнять простые технологические приемы при плетении изделий из бисера, при работе с мехом.

Умение работать с источниками информации.

4.

Изготовление цветов из кожи, сукна, меха.

Приемы работы с кожей, мехом, сукном.

Материалы и инструменты. Подготовка материала. Выполнение цветка  «Ямальская  роза».

Приемы изготовления элементов цветка. Объект изготовления. Эскиз. Вырезание деталей. Практическая работа: свойства материалов. Выполнение на основе технологической карты своего варианта цветка.

6,0

Знать приемы работы с мехом, кожей, сукном. Уметь выполнять объемные фигурки цветов, используя приемы сгибания бумаги, вырезания деталей,  придавать устойчивость.

5.

Конструирование поделок из материалов плоской формы.

Техника безопасности. Материалы и инструменты, используемые при изготовлении поделок. Способы соединения плоских деталей. Изготовление плоских игрушек из картона. Выполнение аппликаций из меха, сукна, кожи.

Демонстрационный показ. Упражнения на выполнение способов соединения деталей (щелевое, через прокол, клеевое, ниточное). Составление композиций с применением геометрических фигур. Передача образов по замыслу ребенка.   Выполнение простых и сложных композиций под руководством педагога.

6,0

Закрепление знаний по безопасности труда. Знакомство со способами соединения деталей.

Умение составлять композиции с применением геометрических фигур под руководством педагога.

6.

Изготовление кукол в национальном стиле.

Мастера народных промыслов. Изготовление различных кукол в национальной одежде.

Беседа. Технологические приемы изготовления кукол.

Самостоятельное применение изученных орнаментов при выполнении игрушек. Развитие навыков шитья и кроя. Оформление верхней одежды кукол. Реклама выполненных изделий.

12,0

Знание технологии изготовления кукол  в национальном стиле. Совершенствование навыков шитья и кроя. Умение защитить свою работу.

7.

Выполнение коллективных работ. Оформление уголка природы.

Знакомство с жилищем коренных народов Севера. Шитье  чумового покрытия и орнаментов.

Беседа. Работа с журналами. Демонстрационный показ различных изделий, выполненных мастерами. Экскурсия в лес. Оформление уголка природным материалом.

12,0

Совершенствование навыков шитья и кроя.

Знание особенностей расположения орнамента на чумовом покрытии. Умение поставить и эстетически оформить чум.

8.

Изготовление сувенирных изделий.

Вековые традиции жителей Ямала. О сувенирах.

Изготовление сувениров на свободную тему.

Выставка детских творческих работ.

Беседа, наглядные пособия, работа с литературой, встреча с мастерами, выполнение эскиза, изготовление, оформление сувенира.

12,0

Знать технологию изготовления сувенира, уметь выполнять сувенирное изделие,

Создание новых форм сувениров на основе старых, развитие критического мышления.

9.

Изделия из меха с использованием ненецкого орнамента.

Изделия из меха. Ручная и художественная обработка меха. Изготовление сувениров, орнаментов, чехлов для телефона, подвесок для телефона, кулонов.

Беседа, рассказ, встреча с мастерами, экскурсия, работа с технологическими карточками, журналами. Изготовление и оформление изделий.

12,0

Уметь выполнять простейшие технологические приемы при работе с мехом. Знать способы соединения деталей. Уметь составлять композиции с применением геометрических фигур

10.

Изготовление панно.

Изготовление композиции «Мой Ямал». Дизайн декоративного панно из сукна, меха, кожи, бисера.

Показ видеофильма соответствующей тематики. Технологические приемы по работе  с кожей, мехом, нитками, бисером, сукном, используемых при выполнении панно. Принципы составления  композиции (соразмерность). Изготовление деталей композиции. Анализ выполненных работ.

12,0

Знакомство со свойствами материалов (кожа, мех, бисер, нитки, сукно)  и технологическими приемами при работе с ними. Принципы составления композиций.

11.

Выставка детских творческих работ.

 Выставка детских творческих работ.

 

 Оформление работ, подготовка к выставке. Проведение выставки. Подведение итогов.

1,30

Умение критически оценить работу, правильно оформить как выставочный экспонат.

12.

Шитье женской национальной  одежды «Ягушка»

Знакомство  с видами одежды.

Изготовление ягушки  для Барби.

Экскурсия в музей, викторина на рисование орнамента на скорость, изобретательная эстафета.

Разработка эскизов одежды. Раскрой. Шитье, оформление изделия, инсценировка сказки. Самооценка.

10,30

Знать виды одежды,

Уметь анализировать модели, определять качество, совершенствовать навыки шитья, развитие творческих способностей.

13.

Художественное моделирова -

ние из различных материалов.

Изготовление шкатулки  из различных материалов: картонных коробочек, деревянных коробочек, пластмассовых коробочек. Выполнение изделий из различного материала: птичьих перьев, меха, сукна, бисера, пайеток.

Беседа с демонстрационным показом. Упражнения на закрепление способов соединения деталей (щелевое, ниточное). Практические опыты по изучению свойств используемых материалов.  Порядок выбора узора.  Вырезание узора. Выбор способов крепления.  Принципы сочетания сегментов картины. Выполнение изделия по замыслу ребенка. Анализ выполненных работ.

12,0

Знакомство со свойствами материалов (кожа, мех, бисер, нитки, ткань)  и технологическими приемами при работе с ними. Принципы составления композиций.

Знания и умения

К концу учебного года учащиеся должны усвоить:

  1. Правила техники безопасности
  2. Как организовать рабочее место
  3. Свойства материалов
  4. Знать и уметь применять несложные технологии шитья по меху
  5. Составлять цветовые композиции с применением геометрических фигур
  6. Знать виды орнаментов
  7. Уметь выбирать способ соединения соответствующих материалов

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  1. Знать историю развития народных промыслов
  2. Понимать значение народной культуры
  3. Совершенствование умений по выполнению работ с применением меха, бисера
  4. Расширение кругозора в области традиций и обычаев народов, живущих на Ямале
  5. Уметь подготовить изделие к участию в выставке, конкурсе

       Условия реализации

Для успешной реализации образовательного процесса необходимо иметь следующие материалы и оборудование:

  1. Просторный, светлый кабинет.
  2. Столы, стулья. Рабочий шкаф для наглядных пособий.
  3. Выставочные стенды. Демонстрационная доска.
  4. Электрический утюг.
  5. Ножницы, ножницы – зигзаг. Карандаши, ластики. Кисточки разных размеров.
  6. Рамки, для оформления работ.
  7. Краски акриловые, акварель, гуашь.
  8. Картон, ватман, калька. Цветная бумага. Клей канцелярский, ПВА.
  9. Кусочки ткани, разные по фактуре, флизелин, мех, поролон, синтепон.
  10. Природный материал.
  11. Линейки, лекала.
  12. Наглядные пособия – образцы.

       Необходимы следующие расходные материалы:

  1. Бисер, стеклярус, бусины, рубленый бисер
  2. Наперстки
  3. Иглы, леска рыболовная диаметром 0,2-0,25 мм, ножницы, иглы швейные, наперсток
  4. Тетради в клетку для рисования схем, цветные карандаши, фломастеры
  5. Клей ПВА.
  6. Краски.
  7. Ткани, нитки цветные, сукно
  8. Мех: песец, норка, олень; перья птиц,
  9. Природный материал: солома, ветки кустарников, клювы птиц, лапы или камусы оленя
  10. Мялки, доски для выделки шкур

        

Литература для педагога

  1. А.М. Сязи. Декоративно – прикладное искусство народов ханты Нижней Оби. Т.1998.
  2. А.М. Сязи. Узоры северного сияния. Арт.2005.
  3. Энциклопедия «Край земли, устремленный в будущее». Яр – Сале, С-Петербург 2005.
  4. Л.В.Хомич. Ненцы. 1995.
  5. В.А.Рондин. Орнаменты. 1995.
  6. А.Божко. Бисер. М.2005.
  7. Ю.Попов, Н.Цимбалистенко. Мифология, фольклор Ямала. Просвещение.2005.
  8. Г.Г.Харючи «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
  9. Энциклопедия рукоделий. АСТ пресс, 2004.
  10.    В.З.Пушкина. «Кожа» Практическое руководство. М.-: Издательство «Эксмо», 2004 г. -248 стр. серия «Академия мастерства».
  11. Н.П.Коноплева. «Вторая жизнь вещей» Книга для учащихся М: Просвещение, 1993 г.
  12. М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль: «Академия развития», 1997 серия «Вместе учимся мастерить».

Литература для детей

  1. М.Приходько «Хомани».  Изд. Светлячок.2005.
  2. Аппликационные работы в начальных классах. Просвещение.1989.
  3. Бисероплетение  для девочек. Внешсигма. 1999.
  4. Ю.И.Попов, Н.В.Цимбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала. Просвещение 2005.
  5. Т.И.Борго, В.Т.Галкин. Культура народов Ямала. Просвещение, 2004.
  6. М.Я.Бармич, В.Н.Няруй. Ненеця вада. Просвещение ,2005.

  1. Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

  2. «Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»

  3.  

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Мел’не»

Возраст 7 – 16 лет.

        

                                                 

Ворновицкая Елена Владимировна -

Воспитатель, педагог дополнительного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

Рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса.       Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...