НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ И КОЛЛЕДЖЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
методическая разработка на тему

Чулкина Елена Викторовна

 В предлагаемом пособии изложены основные аспекты первой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни пациента. Предлагается к изучению неотложная помощь при инфекционных болезнях.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ

После завершения изучения данной темы вы должны получить определенные знания и навыки в оказании помощи инфекционным больным в наиболее часто встречаемых неотложных состояниях.

 

Вы должны представлять:

 

·        основные причины и механизм развития неотложных состояний в инфекционной практике;

·         основные симптомы и синдромы инфекционных болезней;

·         основные методы медикаментозного лечения инфекционных больных.

 

Вы должны знать:

 

·        признаки, по которым можно заподозрить угрожающее жизни пациента состояние;

·         способы информирования пациента об инфекционном заболевании и его состоянии, цели и сути диагностических вмешательств, о возможностях лечения, прогнозе;

·         принципы постановки врачебного диагноза инфекционного заболевания.

 

Вы должны уметь:

 

·         определять пути, с помощью которых можно содействовать соблюдению медикаментозного лечения пациентом;

·         соблюдения предписываемого режима активности;

·         выполнять врачебные назначения из числа медикаментозных и инструментальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mk_neotlozhnaya_pomoshch.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Республики Татарстан

ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»

Чулкина Е.В.

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ медицинских училищ и колледжей ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ – 2011

Чулкина Е.В.

Неотложная помощь при инфекционных болезнях.

Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей.

Рецензенты: Султанова Р.З.., преподаватель медицины катастроф высшей квалификационной категории ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»;

Наговицына Н.М. врач первой квалификационной категории ГУЗ «Набережночелнинская инфекционная больница».

Учебное пособие предназначено для использования на уроке и для самостоятельного изучения темы «Первая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни пациента». В пособие входят: краткий конспект темы, алгоритм выполнения манипуляций, вопросы для закрепления, задачи, а также вопросы итогового контроля знаний.

  1. Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................4

Требования к студентам ………………………………………...4

Рекомендуемый порядок работы с пособием ………...……..5

I. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО

 МАТЕРИАЛА ……………………………………………...….…6 

Синдром лихорадки ………………………………………....…6

Гипертермия ……………………………………………………....6

Синдром острой сосудистой недостаточности …………....8

Обморок……………………………………………………...…..…8

Коллапс……………………………………………………………..9

Анафилактический шок…………………………...…………..11

Инфекционно-токсический шок……………………………..13

Гиповолемический шок…………………………..…………….14

Синдром заболевания ЦНС………………………………….16

Отек мозга……………………………………………….………..16

Судороги …………………………………………………………18

Синдром заболеваний органов дыхания …………………19

Отек Гортани (отек Квинке) …………………………………..19

Острый стенозирующий ларинготрахеит…………………..21

Острая дыхательная недостаточность……………………….22

Синдром заболеваний острых хирургических заболеваний ………………………………………….………….24

Острый живот………………………………………………...….24

Желудочно-кишечное кровотечение…………………...……26

Синдром заболеваний печени …………………….………..28

Острая печеночная энцефалопатия………………………….28

Синдром заболеваний почек ……………………….…….…30

Острая почечная недостаточность…………………...………30

II. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ………….32

III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ …………………………...……….35

ВВЕДЕНИЕ

В предлагаемом пособии изложены основные аспекты первой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни пациента. Предлагается к изучению неотложная помощь при инфекционных болезнях.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ

После завершения изучения данной темы вы должны получить определенные знания и навыки в оказании помощи инфекционным больным в наиболее часто встречаемых неотложных состояниях.

Вы должны представлять:

  1. основные причины и механизм развития неотложных состояний в инфекционной практике; 
  2. основные симптомы и синдромы инфекционных болезней;
  3. основные методы медикаментозного лечения инфекционных больных.

Вы должны знать:

  1. признаки, по которым можно заподозрить угрожающее жизни пациента состояние; 
  2. способы информирования пациента об инфекционном заболевании и его состоянии, цели и сути диагностических вмешательств, о возможностях лечения, прогнозе;
  3. принципы постановки врачебного диагноза инфекционного заболевания.

Вы должны уметь:

  1. определять пути, с помощью которых можно содействовать соблюдению медикаментозного лечения пациентом;
  2. соблюдения предписываемого режима активности;
  3. выполнять врачебные назначения из числа медикаментозных и инструментальных.


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПОСОБИЕМ

Изучение материала необходимо начать с ознакомления с конспектом темы в разделе I, затем перейти к разделу II – закрепление полученных знаний.

Вам необходимо ответить на вопросы. При отработке практических навыков вы можете пользоваться учебными картами манипуляций, сверять свои действия с таблицами. Если вы уверены, что имеете хорошие знания по изучаемой теме, то можете перейти к разделу III – контролю знаний и практических навыков. Вам нужно ответить на вопросы теста, решить ситуационные задачи.

Вы можете сверить ваши ответы с правильными ответами. Если Вы правильно решили ситуационные задачи, правильно заполнили «слепые» логико-дидактические структуры и правильно ответили не менее чем на 20 вопросов из 24 предложенных, то Ваши приобретенные знания – хорошего уровня. Следовательно, Вы можете перейти к изучению следующей темы. Если Ваши знания не соответствуют вышеизложенным требованиям, то Вам необходимо вновь детально изучить эту тему.


I. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Синдром лихорадки

Гипертермия у детей.

  1. Причины развития: 
  1. Сосудистые расстройства, чаще кровоизлияния, энцефалит, опухоли, тиреотоксикоз.
  2. Врожденное отсутствии потовых желез, ихтиозе, распространенных ожогах кожи.
  3. Прием лекарственных средств.
  4. Инфекционные агенты (бактерии и их эндотоксины, вирусы, спирохеты, дрожжевые грибы).

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

  1. Повышение температуры до 38,5ºС – 40°C.
  2. Кожные покровы – гиперемированы, горячие на ощупь, влажные, сыпи нет. 
  3. Вялость, озноб, одышка, отказ от еды, просить пить.
  4. Двигательное и речевое возбуждение.
  5. Судороги.
  6. Капризен.
  7. Снижение артериального давления, тахикардия.

       3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Вызвать врача

Состояние требует оказания врачебной помощи

2. Уложить в постель.

Снять физическое и эмоциональное напряжение

3.Расстегнуть стесняющую одежду.

Обеспечить доступ свежего воздуха.

4.Провести мероприятия в зависимости от показателей температуры:

37,0–37,5°С - назначить обильное питье; поить ребенка часто (питье прохладное, витаминизированное)

37,5–38,0°С - провести физическое охлаждение:

раскрыть ребенка, обтереть кожу спиртом или столовым уксусом, приложить холод к паховым областям, области печени, обдуть вентилятором, сделать промывание желудка и кишечника водой комнатной температуры;

38,5°С – дать выпить  жаропонижающие средства.

Увеличение теплоотдачи

Мочегонный и жаропонижающий эффект.

Увеличение теплоотдачи

5.При ознобе, холодных конечностях укрыть, положить грелку к ногам.

согреть

6.Повторно измерить температуру через 30 минут

Контроль за состоянием

  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.
  1. Шприцы, иглы.
  1. Подготовка медикаментов.
  1. Панадол, парацетамол 0,05—0,2 7кг массы.
  2. Жаропонижающие свечи: «Цефекон», «Эффералган» и др. Раствор анальгина — 50%-ный раствор из расчета 0,1 мл на год жизни;
  3. Литические смеси: 50%-ный раствор анальгина, 1%-ный раствор димедрола, 2%-ный раствор папаверина — 0,1 мл на год жизни;
  4. 2,5%-ный раствор аминазина — 1 мл;
  5. 2,5%-ный раствор пипольфена (2%-ный раствор супрастина) — 1 мл;
  6. 2,4%-ный раствор эуфиллина - 0,1 мл на кг массы тела детям до года и 1 мл на год жизни старше 1 года;
  7. 2%-ный раствор папаверина гидрохлорида внутривенно, внутримышечно в дозе 0,2—0,4 мл детям старше 6 мес, 0,5—0,8 мл — от 1 года до 7 лет, 1 мл — старше 7 лет;
  8. Дибазол 0,5—1%-ный раствор из расчета 0,5—1,5 мл в зависимости от возраста;
  9. Но-шпы 2%-ный раствор — детям до года — 0,—0,8 мл, 1—2 мл старше 1 года жизни.
  10. Мидозолам 0,2 мг/кг;
  11. Диазепам 0,3 – 0,4 мл/кг;
  12. 20% раствор оксибутирата натрия 1мл/год жизни;
  13. Гидрокортизон в дозе 3—5 мг на кг массы тела или преднизолон (1—2 мг/кг массы тела).

  1. Оценка достигнутого.
  1. Состояние улучшилось, ребенок успокоился, уснул, температура снижается на 0,5º С в течение 30 минут, рекомендован вызов участкового врача.
  2. Состояние без изменений или ухудшилось – перейти к оказанию помощи по стандарту «холодная лихорадка».

Синдром острой сосудистой недостаточности

Обморок.

1.        Причины развития:

  1. Нарушение нервной регуляции сосудов (ортостатические, синокаротидные, рефлекторные обмороки);
  2. Кардиогенные обмороки (при тахи- и брадиаритмии, пароксизмальной тахикардии, пороках сердца);
  3. Гипогликемические состояния;
  4. Инфекции, интоксикации.

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

  1. Часто предшествует тошнота, рвота, зевота, потливость, слабость, потемнение в глазах, головокружение, шум в ушах.
  2. Внезапная потеря сознания.
  3. Кожные покровы бледные
  4. Дыхание поверхностное.
  5. Пульс частый, ритмичный.
  6. Конечности холодные.
  7. Снижение мышечного тонуса.
  8. Расширение зрачков.
  9. Тоны сердца приглушены, АД снижено.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Уложить горизонтально, без подушки с приподнятыми ногами (если условия не позволяют усадить больного, опустить голову на колени).

Для предупреждения гипоксии

2. Приток свежего воздуха, кислород

3.Расстегнуть одежду, побрызгать холодной водой лицо. Дать понюхать ватку с нашатырным спиртом.

Рефлекторное воздействие

4.Дать настойку валерианы или боярышника 1 капля/год. Сладкий крепкий чай.

4. Измерить АД

Контроль состояния

4. Подготовка аппаратуры, инструментария.

  1. Шприцы, иглы, системы, жгут.

5. Подготовка медикаментов.

  1. 10% кофеин бензоат натрия или кордиамин 0,1 мл на год жизни. 
  2. 25% раствор кордиамина,
  3. 40% глюкоза.
  4. 1% раствор мезатона.
  5. 0,1% раствор атропина.

6. Оценка достигнутого.

  1. Пациент пришел в сознание, состояние улучшилось, рекомендовать консультацию врача.
  2. Состояние внушает тревогу – вызвать скорую неотложную помощь.

Коллапс.

1. Причины развития:

  1. Тяжелое течение инфекционных заболеваний (грипп, пневмония, пиелонефрит, кишечные инфекции и т.д.);
  2. Тяжелая травма;
  3. Острая кровопотеря;
  4. Острая надпочечниковая недостаточность.
  5. Состояние может возникнуть при резком снижении температуры, резкой перемене положения тела (вставание и др.).
  1. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

Симптоматическая фаза:

  1. Возбуждение.
  2. Повышение мышечного тонуса.
  3. Кожные покровы бледные, мраморные.
  4. Похолодание кистей и стоп.
  5. Тахикардия, артериальное давление норма или снижено.

Ваготоническая фаза:

  1. Заторможенность.
  2. Адинамия.
  3. Снижение мышечного тонуса.
  4. Серо-цианотичный оттенок кожи и слизистых оболочек.
  5. Акроцианоз.
  6. АД низкое (систолическое 70 мл рт. ст. или ниже), пульс нитевидный, брадикардия.
  7. Патологический ритм дыхания.
  8. Олигоурия.

Паралитическая фаза:

  1. Отсутствие сознания.
  2. Угнетение рефлексов.
  3. Появление на коже синебагровых пятен.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1. Вызвать скорую помощь или врача

Состояние требует оказания врачебной помощи

2. Придать горизонтальное положение со слегка согнутой в дорсальном направлении головой.

Для предупреждения гипоксии

3.Обеспечить свободную проходимость верхних дыхательных путей (устранить стесняющие детали одежды провести ревизию ротовой полости и носоглотки).

4. Обеспечить приток свежего воздуха.

Улучшить приток крови к мозгу

5. Измерить АД

Контроль состояния

  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.
  1. Шприцы, системы, иглы, жгут.

  1. Подготовка медикаментов.
  1. 0,1%Адреналин или 1% раствор мезатона 0,1 мл/год жизни в/в или в/м;
  2. 3% Преднизолон 2-3 мг/кг в/в или в/м;
  3. 0,2% р-р норадреналина гидротартрат
  4. Инфузионные растворы – полиглюкин, 0,9% натрия хлорид, 5% глюкоза.

  1. Оценка достигнутого.
  1. Самочувствие улучшилось.
  2. Состояние не улучшилось.

Анафилактический шок.

1.        Причины развития:

  1. Состояние может развиться на парентеральное введение антибиотиков, сывороток, вакцин, при проведении аллергологических проб, укусы змей.

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить аритмию.

  1. Одышка, удушье (синдром ОДН, стеноз гортани или бронхоспазм).
  2. Жалобы на головную боль, головокружение, чувство жара.
  3. Бледность, цианоз.
  4. Холодный липкий пот.
  5. Снижение артериального давления, нитевидный пульс.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Прекратить введение препарата

2. Вызвать скорую помощь

3.Уложить, повернуть голову на бок, ноги приподняты.

Профилактика асфиксии рвотными массами, западение языка, улучшить приток крови к сердцу, голове

4.Измерить артериальное давление.

Замедление всасывания антигена

5.На область введения препарата или укуса положить холод или наложить выше жгут.

6.Приток свежего воздуха или кислород.

Профилактика гипоксии

7. Повторно измерить АД

4.    Подготовка аппаратуры, инструментария.

  1. Шприцы, иглы, жгут, система для в/в вливаний, тонометр.

5.Подготовка медикаментов.

  1. 0,1% адреналин.
  2. Супростин.
  3. 2,4% эуфиллин.
  4. Мезатон.
  5. Преднизолон.
  6. Инфузионные растворы.

6.Оценка достигнутого.

  1. Сознание восстановилось, АД повысилось, улучшился характер пульса, дыхание нормализовалось.
  2. Состояние ухудшилось или не изменилось – ввести 0,1% раствор адреналина 0,1мл/год.

Инфекционно-токсический шок.

1.        Причины развития:

  1. Возникает при ряде инфекционных заболеваний, вследствие метаболических, нейрорегуляторных и гемодинамических нарушений, вызванных бактериемией (вирусемией) и токсемией – менингококковая инфекция, грипп, брюшной тиф, сыпной тиф, геморрагическая лихорадка и т.д.

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить ИТШ.

  1. Температура, сначала высокая потом падает.
  2. Кожа бледная с цианотичным оттенком.
  3. Больные вначале возбуждены, затем заторможены, с развитием шока может быть потеря сознания.
  4. Тахикардия, гипотония, пульс нитевидный.
  5. Олигоурия, анурия.
  6. Кровоизлияния, кровотечения.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1. Сообщить немедленно врачу

2. Уложить больного, голову на бок, ноги поднять под углом 45° , обложить грелками

Профилактика асфиксии рвотными массами, западение языка, улучшить приток крови к сердцу, голове

3. Измерить АД, пульс

Контроль состояния

4.Дать кислород (открыть окно, подать кислород, увлажненный через аппарат Боброва или подушку)

Профилактика гипоксии

 5.Проверить наличие необходимых медикаментов.

4. Подготовка аппаратуры, инструментария.

  1. Шприцы, иглы, жгут.
  2. Увлажненный кислород, мешок Амбу.

5. Подготовка медикаментов.

  1. Анальгин 50%.
  2. Димедрол 1% при гипертермии.
  3. Левомецитина сукцинат натрия.
  4. Преднизолон или гидрокартизон.
  5. Реополиглюкин (гемодез), солевые растворы.
  6. Лазикс.
  7. Реланиум.
  8. Гепарин.
  9. Эуфиллин 2,4%.
  10. Натрия гидрокарбонат.

6.Оценка достигнутого.

  1. Состояние улучшилось – восстановление сознания, нормализация АД, восстановления диуреза, исчезновения цианоза, одышки, тахикардии. Продолжать ранее начатые мероприятия до приезда скорой помощи.
  2. Состояние ухудшилось, остановка дыхания – действия по стандарту «Клиническая смерть».

 Гиповолемический  шок.

1.        Причины развития:

  1. Возникает при ряде инфекционных заболеваний – тяжелая форма холеры, сальмонеллез, пищевая токсикоинфекция и других кишечных инфекциях с массивной потерей жидкости.

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить ОПН.

  1. Гиповолемический  шок  1  степени  — характеризуется  жаждой,  сухостью  во  рту,  тошнотой,  одно-,   двукратной рвотой, цианозом губ, частотой стула 3—10  раз  в  сутки,  гипертермией  или субфебрилитетом. Это соответствует  потере  жидкости  в  количестве  1-3%  к массе тела.
  2. Гиповолемический  шок  II  степени  — характеризуется жаждой, сухостью слизистых оболочек рта и  кожных  покровов, акроцианозом,   судорогами   в   икроножных   мышцах,   уменьшением   объема мочеотделения,  гипотензией,  тахикардией,  снижением  тургора  кожи,  3—10- кратной рвотой, частотой стула  до  10—20  раз  в  сутки.  Температура  тела нормальная. Это соответствует потере жидкости  в  количестве  4—6%  к  массе тела.
  3. Гиповолемический  шок  III  степени  — характеризуется цианозом, сухостью кожных  покровов  и  слизистой  оболочки, выраженным  снижением  тургора  тканей,   афонией,   олиго-   или   анурией, тахикардией,  гипотензией,  одышкой.  Температура   тела   нормальная.   Это соответствует потере жидкости в количестве 7—10% к массе тела.
  4. Четвертая степень обезвоживания характеризуется  гипотермией,  анурией, тотальным цианозом, тоническими судорогами, а  также  прекращением  рвоты  и отсутствием стула.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Сообщить немедленно врачу

2.Уложить больного на холерную кровать, голову на бок

Профилактика асфиксии рвотными массами, западение языка

3. Измерить АД, пульс

Контроль состояния

4.Учитывать потерю жидкости каждые 2 часа (собирать в мерную посуду)

Контроль состояния

5.Вводить в/в подогретые до 38° солевые растворы вначале струйно, затем капельно выполнять назначения врача

4. Подготовка аппаратуры, инструментария.        

  1. Шприцы, иглы, одноразовые системы,  жгут.
  2. Набор для промывания желудка.

5. Подготовка медикаментов.

  1. Для оральной регидратации: 1 л теплой (38...40°С) воды с 20 г глюкозы, 3,5 г  натрия  хлорида, 2,5 г натрия бикарбоната, 1,5 калия хлорида.  Глюкоза  может  быть  заменена пищевым  сахаром,  натрия  хлорид  —  пищевой  солью,  натрия  бикарбонат.
  2. 2%  раствор питьевой  соды.  
  3. Полиионные   растворы   с добавлением 20—40 мл 40% раствора  глюкозы  в  объеме  возмещения  расчетной потери  жидкости  со  скоростью  100—120  мл/мин.  

6.Оценка достигнутого.

  1. Состояние улучшилось – прекращение рвоты, жидкого стула, исчезновения судорог, жажды,  нормализации пульса и стабилизации АД на рабочих цифрах. Продолжать ранее начатые мероприятия.

Синдром заболевания центральной нервной системы

Отек мозга.

1. Причины развития:

  1. Инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалиты, нейротоксикоз на фоне ОРВИ).
  2. Токсические и гипоксические состояния.
  3. Эпилептический статус.
  4. Нарушение мозгового кровообращения.
  5. Опухоли головного мозга.
  6. Соматические заболевания.

2.        Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

  1. Общее беспокойство «мозговой крик», рвота, мышечные подергивания, судороги.
  2. Нарушение сознания (до сопора и комы), бред, галлюцинации.
  3. Менингиальные симптомы, наличие патологических рефлексов, гипертензия.
  4. Злокачественная гипертермия.
  5. Гемодинамические расстройства (повышение, а затем понижение АД, коллапс, брадикардия).
  6. Нарушение дыхания.
  7. Застойные диски зрительных нервов на глазном дне.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1. Вызвать врача

2.Приподнятое положение в кровати

Для предупреждения гипоксии

3.Очистить ротоглотку и предупредить западение языка

Для обеспечения проходимости дыхательных путей

4.Обеспечить доступ свежего воздуха или давать кислород

Для предупреждения гипоксии

5.В тяжелых случаях интубация и ИВЛ

Профилактика гибели пациента от дыхательной недостаточности

4. Подготовка аппаратуры, инструментария.

  1. Аппарат Боброва или кислородную подушку
  2. Роторасширитель, зонд, шпатель.
  3. Набор для интубации.
  4. Аппарат ИВЛ.
  5. Шприцы, иглы, жгут.

5. Подготовка медикаментов.

  1. Дексаметозон или гидрокартизон 2 – 3 – 5мг/кг/сутки.
  2. 15 – 20% маннитол.
  3. Диакарб ½ таблетки.
  4. 10-20% альбумин.
  5. Фуросемид (лазикс) 1,5 – 2 мл.
  6. 10% глюкозу 5 мл/кг с инсулином, реополиглюкин

6. Оценка достигнутого.

  1. Состояние стабильное, ухудшений нет.
  2. У пациента остановка дыхания – действовать по стандарту «клиническая смерть».

Судороги.

1. Причины развития:

  1. Инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалиты, нейротоксикоз на фоне ОРВИ, фебрильные судороги).
  2. Метаболические (гипогликемические, гипокальцемические).
  3. Гипоксические (энцефалопатии, дыхательная недостаточность, недостаточность кровообращения, коми).
  4. Эпилептические.
  5. Структурные (на фоне органических поражений ЦНС).

2.        Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

  1. Внезапные приступы непроизвольных сокращений скелетных мышц, вздрагивания, подергивания, автоматизм непроизвольных движений, тремор.
  2. Гипертонус разгибателей.
  3. Вынужденное положение с запрокидыванием головы.
  1. Нарушенное сознание.
  1. Состояние может возникнуть на фоне гипертермии (чаще холодной лихорадке).

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1. Вызвать врача

2.Уложить пациента на ровную поверхность, попытаться голову повернуть набок

Профилактика аспирации рвотных масс и травмы

3.Убрать все повреждающие предметы

Профилактика травматизма

4.Очистить ротоглотку и предупредить западение языка

Для обеспечения проходимости дыхательных путей

5.Обеспечить доступ свежего воздуха или давать кислород

Для предупреждения гипоксии

6.Заложить в ротовую полость между коренными зубами шпатель (ложку), обернутый ватой и бинтом, или узел салфетки

Профилактика западения языка и гибели пациента от дыхательной недостаточности

4.  Подготовка аппаратуры, инструментария.

  1. Аппарат для дачи кислорода.
  2. Пузырь со льдом
  3. Роторасширитель, шпатель, грелки.
  4. Шприцы, иглы, жгут.

5.  Подготовка медикаментов.

  1. Реланиум 2 мл;
  2. Оксибутират натрия 20% - 10 мл;
  3. Дроперидол 0,25% - 10 мл или аминазин с пипольфеном по 2-3 мг/кг каждого препарата.
  4. 5% глюкоза.
  5. Преднизолон по 2-5 мг/кг или гидрокартизон по 10 мг/кг в сутки.

6.  Оценка достигнутого.

  1. Состояние стабильное, ухудшений нет, судороги купированы.
  2. У пациента остановка дыхания – действовать по стандарту «клиническая смерть».

Синдром заболеваний органов дыхания.

Отек Квинке (отек гортани).

1. Причины развития:

  1. В/в или в/м введение каких-либо лекарственных средств.
  2. Укусы насекомых.
  3. При вдыхании аллергена – лаки, краски, парфюмерные средства.

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

  1. Внезапно появился нарастающий отек в области губ, век, шеи.
  2. Осиплость голоса, лающий кашель.
  3. Нарастающая смешанная одышка, свистящее дыхание.
  4. Лицо синюшное затем бледнеет.
  5. При затрагивании желудочно-кишечного тракта – резкая боль в животе, тошнота, рвота, нарушение актов дефекации.
  6. Потеря сознания и смерть

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1. Вызвать врача

2. Устранить аллерген

Уменьшение аллергической реакции

3.Уложить и   успокоить пациента

Снять физическое и эмоциональное напряжение

4.Обеспечить доступ свежего воздуха. Дать 100% увлажненный кислород

Уменьшение гипоксии

5.Закапать в нос сосудосуживающие капли (нафтизин, санорин, глазолин)

Уменьшить отек слизистой оболочки носоглотки, облегчение дыхания

4.    Подготовка аппаратуры, инструментария.

  1. Систему для в/в вливаний, жгут, шприцы, иглы, мешок Амбу, иглу Дюфо большого диаметра или коникотом.
  2. Набор для трахеотомии, ларингоскоп.
  3. Набор для интубации, пульсоксиметр.

5.    Подготовка медикаментов.

  1. 1% раствор адреналина 1 мл.
  2. Преднизолон 30-60 мг.
  3. Супрастин или димедрол 1 мл.
  4. Сальбутамол.
  5. Лазикс.

6.    Оценка достигнутого.

  1. Уменьшение отека, нормализация общего состояния.
  2. Состояние ухудшилось – экстренная госпитализация в реанимационное отделение.

Острый стенозирующий ларинготрахеит.

1.        Причины развития:

  1. ОРВИ.
  2. Бактериальные инфекции – эпиглоттит.
  3. Анафилактические реакции немедленного типа.

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

  1. Затрудненный звучный вдох.
  1. Втяжение податливых мест грудной клетки на вдохе.
  1. Лающий кашель, дисфония.
  2. Беспокойство ребенка.
  3. Состояние возникает чаще ночью на фоне катаральных явлений верхних дыхательных путей.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Вызвать врача или неотложную скорую помощь

2.Ребенка взять на руки, успокоить. Доступ свежего влажного воздуха

Для улучшения проходимости верхних дыхательных путей

3.Ребенку в положении «сидя с запрокинутой головой» залить в нос или на корень языка 0,05% раствор нафтизина (детям до 1,5 лет – 0,3мл, старше 0,5мл) или сделать ингаляцию.

4.Ручные, ножные горячие ванны до появления гиперемии конечностей

5. Теплое щелочное питье

Отхождение слизи

  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.
  1. Шприцы, иглы, жгут.
  2. Небулайзер.
  3. Набор для назотрахеальной интубации или трахеотомии.
  4. Кружку Эсмарха с наконечниками.

  1. Подготовка медикаментов.
  1. Беротек, беродуал.
  2. 2,4% эуфиллин 2-4 мг/кг.
  3. Преднизолон 3-5 мг/кг.
  4. Пипольфен 2,5% 0,1 мл/год жизни.
  5. Эпинефрин 0,01 мг/кг.
  6. Антибиотики при гнойном трахеобронхите.

  1. Оценка достигнутого.
  1. Самочувствие улучшилось, пациент успокоился, продолжить начатую терапию.
  2. Самочувствие ухудшилось – экстренная госпитализация в реанимационное отделение.

Острая дыхательная недостаточность.

1.        Причины развития:

  1. Нарушения   легочной   вентиляции   при ларингоспазме  (столбняк,  бешенство).
  2. Острое    воспаление    гортани (дифтерийный,  вирусный  крупы).
  3. Паралич   дыхательных   мышц   (ботулизм, дифтерия).
  4. Обтурирующем  трахеобронхиальном  и  альвеолярном  воспалительном отеке (грипп, острые респираторные заболевания, корь).

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

  1. Резко выраженная одышка.
  2. Разлитой  цианоз.
  3. Мучительный кашель с трудно отделяемой вязкой мокротой. Иногда приступообразный с переходом в асфиксический криз.
  4. При отеке легких в альвеолярную фазу – кашель, вдох затруднен. Участие вспомогательной мускулатуры.
  5. Мелкопузырчатые хрипы
  6. Артериальное давление падает, пульс нитевидный, частый.
  7. Клокочущее дыхание, слышное на расстоянии.
  8. Отхождение жидкой пенистой мокроты желтого или розового цвета.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1. Вызвать врача

2.Попытаться разобраться в причине возникновения состояния.

Оказание помощи по стандартам

3.Придать полусидящее положение, расстегнуть одежду, маленького ребенка взять на руки.

Улучшение проходимости верхних дыхательных путей

4.Осмотреть, освободить верхние дыхательные пути (отсосать слизь, рвотные массы).

5.Доступ свежего воздуха, дача кислорода

Профилактика гипоксии

6.Наложить жгуты на бедра (при развитии отека легких).

Разгрузить круги кровообращения.

    4.    Подготовка аппаратуры, инструментария.

  1. Шприцы, иглы, жгут.
  2. Увлажненный кислород, мешок Амбу.
  3. Электроотсос.
  4. Зонд для питания.
  5. Аппарат ИВЛ.

5.Подготовка медикаментов.

  1. Строфантин или коргликон.
  2. 1% лазикс.
  3. Глюкокортикоиды.

6.Оценка достигнутого.

  1. Состояние улучшилось – продолжать ранее начатые мероприятия до приезда скорой помощи.
  2. Состояние ухудшилось, остановка дыхания – действия по стандарту «Клиническая смерть».

                                 

Синдром заболеваний острых хирургических заболеваний.

Острый живот.

1.        Причины развития:

  1. Острый холецистит.
  2. Острый панкреатит.
  3. Острая кишечная непроходимость.
  4. Острый перитонит.
  5. Брюшной тиф.
  6. Дизентерия.

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

Стадия шока (первые 6 ч) характеризуется резкой болью в  эпигастральной области, возникшей  внезапно  по  типу  “удара  кинжалом”.

  1. Возможна тошнота, рвота.
  2. Отмечается бледность кожных покровов  с  небольшим  цианозом  губ.  Холодный пот.
  3. Дыхание  поверхностное.
  4. Брадикардия,  АД  снижено.  
  5. Температура  тела нормальная.
  6. Живот в дыхании не  участвует,  втянут,  пальпация,  и  перкуссия живота сопровождаются резкой болью.
  7. При пальпации  —  выраженное  напряжение мышц (живот  “как  доска”).  
  8. Симптом  Щеткина-Блюмберга  положительный.  
  9. При перкуссии может отмечаться исчезновение печеночной тупости.

Стадия мнимого благополучия (после  6  ч)  характеризуется  уменьшением болей в животе, но  нарастают  симптомы  перитонита  и  общей  интоксикации:

  1. тахикардия, повышение температуры тела, сухость языка,  нарастающее  вздутие живота, задержка стула и газов за счет пареза кишечника. Перкуторно — газ  и наличие жидкости в верхних отделах и в отлогих местах живота,  перистальтика вялая. Симптом Щеткина—Блюмберга положительный.

Стадия перитонита (развивается через 10-12 ч  от  начала  заболевания).

  1. Боли в животе усиливаются, беспокоит чувство  вздутия,  неотхождение  газов, температура тела  повышается,  нарастает  тахикардия.  Симптомы  раздражения брюшины резко положительные. Перистальтические  шумы  либо  ослаблены,  либо отсутствуют.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Вызвать врача или скорую помощь

Больной нуждается в срочной врачебной помощи

2. Успокоить больного

Снятие эмоционального напряжения

3.Запретить  пить, есть, принимать лекарства

Чтобы не изменить клинической картины

4.Холод на живот: пузырь со льдом, грелка с холодной водой, кусок льда, завернутый в полиэтиленовый пакет на 15 минут, затем 5 минут перерыв

Профилактика разлитого перитонита

5.Измерить АД, пульс

Контроль состояния

  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.
  1. Шприцы для в/в и в/м, пузырь со льдом, тонометр.

  1. Подготовка медикаментов.

Купирование болевого синдрома возможно только при полной уверенности в диагнозе!!!

  1. Спазмолитики: 0,1% раствор атропина по 0,05 мл/год жизни в/м; дротаверин (но-шпа) 2% 0,5-1 мл в/м.
  2. Неопидные анальгетики: метамизол натрия (баралгин) 0,1 мл/год жизни в/м или в/в.

  1. Оценка достигнутого.
  1. Больной успокоился, состояние больного стабильное.
  2. Состояние ухудшается, необходима экстренная госпитализация в хирургическое отделение.

Желудочно-кишечное кровотечение.

1.        Причины развития: 

  1. Хронические и острые  язвы  желудка  и  двенадцатиперстной  кишки.
  2. Брюшной тиф.
  3. Дизентерия.
  4. Цирроз печени.
  5. Холецистит. Холангит.
  6. Новообразования.
  7. Эрозивный геморрагический гастрит.
  8. Портальная гипертензия.

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

  1. Скрытый  период   начинается   с поступления крови в просвет пищеварительного тракта,  при  этом  появляются: слабость, головокружение,  шум  и  звон  в  голове,  тошнота,  потливость  и обмороки. Ректальное исследование обязательно у всех больных  с  подозрением на кровотечение, в частности, у больных  с  так  называемым  “постобморочным состоянием”.
  2. Период профузной геморрагии начинается с кровавой  рвоты или мелены.  Затем  появляются  признаки  остро  развивающегося  малокровия: головокружение, общая слабость, холодный пот, бледность  кожных  покровов  и слизистых оболочек, падение артериального давления, тахикардия.    

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Вызвать врача, скорую помощь

Состояние требует оказания врачебной помощи

2.Уложить и   успокоить пациента.

Снять физическое и эмоциональное напряжение

3. Голову повернуть набок

Профилактика аспирации рвотных масс и травмы

4.Пузырь со льдом на эпигастральную область

Уменьшение кровотечения

5.Запретить есть, пить, разговаривать, принимать лекарственные препараты

Чтобы не изменить клинической картины

6.Обеспечить доступ свежего воздуха или давать кислород

Для предупреждения гипоксии

7.Измерить АД, пульс, температуру,  подсчитать частоту сердечных сокращений

Контроль состояния

8.сСрогий носилочный режим;

при коллапсе —транспортировка в  положении Тренделенбурга;

  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.
  1. Систему для в/в вливаний, жгут, шприцы, тонометр, пузырь со льдом, холодную грелку, зонд Блекмора
  2. Все необходимое для определения группы крови  резус-фактора.
  3. Носилки.
  1. Подготовка медикаментов.
  1. Плазмозаменяющие препараты.
  2. 12,5% Дицинон 1-2 ампулы.
  3. 1% раствор мезатона.
  4. 5% глюкоза.Фамозин (квамател 40-80 мг) в\в;
  5. Омепразол (лосек) 40-80 мг внутрь.

  1. Оценка достигнутого.
  1. Прекращение рвоты. Стабилизация АД и ЧСС.
  2. Состояние ухудшилось - экстренная госпитализация в хирургическое отделение.

Синдром заболеваний печени

           Печеночная кома (энцефалопатия).

1.        Причины развития:

  1. Острая недостаточность.
  2. Хроническая недостаточность.
  3. Цирроз печени.

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить ОПН.

  1. Нервно-психические нарушения: астения, печеночный делирий, эйфория, чувство тоски, нарушения сна, сознание, спутанное или отсутствует и т.д.
  2. Тошнота и многократная рвота (может быть кофейной гущи).
  3. Прогрессирующее нарастание желтухи, появляется температура.
  4. Болезненность в области печени, нарастание дряблости, симптом «таяния» печени.
  5. Тромбогемморагический синдром (кровотечения, гемморагии на месте инъекций).
  6. Тремор губ и подбородка, клонико-тонические судороги.
  7. Падение АД, тахикардия.
  8. Олигоурия.
  9. Печеночный запах изо рта.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Сообщить немедленно врачу

2.Уложить больного, голову на бок

Профилактика асфиксии рвотными массами, западение языка

3.Измерить АД, пульс, температуру

Контроль состояния

4.Выполнять назначения врача

4. Подготовка аппаратуры, инструментария.

  1. Шприцы, иглы, жгут, аппарат Боброва или кислородную подушку или мешок Амбу.
  2. Набор для проведения высоких очистительных клизм.
  3. Гемодиализ (гемосорбция).

5.  Подготовка медикаментов.

  1. Инфузионные растворы: 5-10% глюкозу, кристоллоидные (Рингера, Филиппса), коллоидные (гемодез, реополиглюкин).
  2. Эссенциале форте.
  3. Лазикс.
  4. Глюкокортикоиды.
  5. Трасилол, гордокс, контрикал.
  6. Аскорбиновая кислота.
  7. Сердечные гликозиды.
  8. Антибиотики.
  9. Дроперидол, седуксен.

6.  Оценка достигнутого.

  1. Состояние улучшилось – восстановления сознания, исчезновения рвоты, тахикардии, нормализация артериального давления
  2. Состояние ухудшилось, остановка дыхания – действия по стандарту «Клиническая смерть».

Синдром заболеваний почек.

    Острая почечная недостаточность.

1.     Причины развития:

  1. Развивается при заболеваниях, сопровождающихся инфекционно-токсическим  и дегидратационным шоком.
  2. Сепсис.
  3. Злокачественная малярия.
  4. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом.
  5. Лептоспироз.

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить ОПН.

  1. Олигоурия (400-500 мл в сутки).
  2. Анурия (50-100).
  3. Уремия (чувство усталости, головная боль, судороги, повторная рвота, рвотные массы нередко с запахом аммиака, диарея чередуется с запорами, зуд кожи.
  4. Нарушение свертываемости крови (кровоточивость, кровотечение).
  5. Отек лица, конечностей.
  6. Мучительная жажда, сухость во рту, голос глухой.
  7. Метеоризм, боли в животе.
  8. Брадикардия.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Сообщить немедленно врачу

2.Уложить больного, голову на бок

Профилактика асфиксии рвотными массами, западение языка

3.Согревание тела,

4. Измерить АД, пульс

Контроль состояния

5.Учивать почасовой диурез (с помощью катетера)

Контроль состояния

6.Выполнять назначения врача

4.    Подготовка аппаратуры, инструментария.

  1. Шприцы, иглы, жгут.
  2. Гемодиализ, плазмоферез.

5.     Подготовка медикаментов.

  1. Дофамин (допамин, допмин) капельно - 0,05% раствор в 5% растворе глюкозы по 5-10 кап./мин (за сутки 200-400 мг препарата для взрослого).
  2. Гепарин (5-10 тыс. ед. первый раз, а затем капельно в суточной дозе 40-60 тыс. ед).
  3. Лазикс по 40-80 мг повторно.

6.      Оценка достигнутого.

  1. Состояние улучшилось – восстановления диуреза, исчезновения судорог, жажды, брадикардии. Продолжать ранее начатые мероприятия.
  2. Состояние ухудшилось – экстренная госпитализация в реанимационное отделение, располагающее возможностью проведения гемодиализа и плазмофереза. Положение больного при госпитализации - лежа, с приподнятой головой и согнутыми в коленях ногами.


II. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Внимательно изучите учебные таблицы манипуляций.

Алгоритмизируйте действия по всем манипуляциям, ответьте на предложенные вопросы.

Это поможет Вам выявить «слабые места», непонятный материал «пробелы» в знаниях, закрепит Ваши знания и практические навыки.

Задание №1. Ответьте на предложенные вопросы.

Назовите причины развития гипертермии.

Перечислите клинические признаки коллапса.

При каких инфекционных болезнях может развиться инфекционно-токсический шок?

Какие показатели при ИТШ говорят о стабилизации состояния пациента?

Какие медикаменты необходимо подготовить для оказания врачебной помощи при обмороке.

Перечислите заболевания, при которых может развиться острая печеночная недостаточность?

Перечислите стадии развития острого живота.

Назовите клинические проявления перитонита.

Задание №2. Заполните предложенные таблицы. Составьте правильный алгоритм действий.

Тактика медицинской сестры при гипертермии.

Действия

Обоснование

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тактика медицинской сестры при анафилактическом шоке.

Действия

Обоснование

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Тактика медицинской сестры при судорогах.

Действия

Обоснование

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тактика медицинской сестры при желудочно-кишечном кровотечении.

Действия

Обоснование

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Для контроля полученных знаний:

  1. ответьте на вопросы посттеста
  2. решите ситуационные задачи

Задание №1. Ответьте на предложенные вопросы.

1. Основные проявления отека Квинке:

А) потеря сознания, повышение АД,

Б) отеки на лице по утрам, нарушение мочеиспускания,

В) отеки нижних конечностей, боли в области сердца,

Г) отеки на лице, затруднение дыхания, осиплость голоса.

2. При лечении отека гортани применяют:

А) валидол, корвалол,

Б) преднизолон, лазикс,

В) клофелин, дибазол,

Г) антибиотики, сульфаниламиды.

3. Анафилактический шок чаще наступает при введении больному:

А) вакцин, сывороток,

Б) сердечно-сосудистых препаратов,

В) мочегонных,

Г) периферических вазодилататоров.

4. Резкое падение АД наблюдается при:

А) анафилактическом шоке,

Б) крапивнице,

В) отеке Квинке,

Г) аллергическом дерматите.

5.Неотложная помочь при анафилактическом шоке состоит в
введении:

А)строфантина, анальгина,

Б) дибазола, лазикса,

В) адреналина, преднизолона, супрастина,

Г) морфина, гепарина.

6. Неотложная помощь при легочном кровотечении начинается с введения:

А) дицинона, аминокапроновой кислоты,

Б) гепарина, ацетилсалициловой кислоты,

В) димедрола, супрастина,

Г) анальгина, баралгина.

7. В оказание неотложное помощи при коллапсе входят назначения:

А) лазикса,

Б) папаверина,

В) нитроглицерина,

Г) преднизолона.

8. Пеногасители применяются при:

А) отеке легких,

Б) отеках нижних конечностей,

В) отеке Квинке,

Г) отеке мягких тканей при укусах пчел.

9. В неотложную помощь при желудочном кровотечении входит назначение:

А) гепарина, аспирина,

Б) преднизолона, гидрокортизона,

В) этамзилата натрия, аминокапроновой кислоты,

Г) папаверина, дибазола.

10.Неотложная помощь при печеночной колике состоит в введении:

А) атропина, баралгина,

Б) дибазола, лазикса,

В) димедрола, супрастина,

Г) гепарина, аспирина.

11.В оказание неотложной помощи при почечной колике входит назначение:

А) баралгина, но-шпы,

Б) тавегила, супрастина,

В) дибазола, папаверина,

Г) гепарина, аспирина.

12. Кровь при кишечном кровотечении:

А) алая, пенистая, выделяется при кашле,

Б) цвета «кофейной гущи», выделяется при рвоте,

В) со сгустками и примесью пищи, выделяется при рвоте,

Г) алая, выделяется через нос при сморкании.

13.Боли опоясывающего характера, тошнота, рвота с примесью

желчи — характерные признаки:

А) острого холецистита,

Б) острого панкреатита,

В) острого гастрита,

Г) острого энтероколита.

14. Боли в правом подреберье, тошнота, рвота, положительные симптомы Ортнера, Керра характерны для:

А) острого панкреатита,

Б) острого холецистита,

В) острого гастрита,

Г) острого энтероколита.

15. Признаками острой непроходимости кишечника являются:

 А) боли в животе, рвота желчью и каловым содержимым, неотхождение газов

 Б) боли в животе, частый жидкий стул, тошнота, рвота

 В) боли в животе опоясывающего характера, тошнота, рвота

 Г) острые, «кинжальные» боли в животе слабость, холодный пот

16. Острые, «кинжальные» боли в эпигастрии, слабость, падение АД — характерные признаки:

А) острого аппендицита,

Б) острой непроходимости кишечника,

В) острого панкреатита,

Г) язвенной болезни желудка, осложненного прободением.

17. Такие симптомы, как выраженная слабость, головокружение, падение АД, рвота «кофейной гущей», дегтеобразный стул характерны для:

А) желудочного кровотечения,

Б) легочного кровотечения,

В) кровохарканья

Г) маточного кровотечения.

18. В клинике почечной колики выделяют следующие симптомы:

А) боль в правом подреберье с иррадиацией в правое      плечо,  ключицу,

Б) боль в левом подреберье «опоясывающего» характера,

В) боль по всему животу с локализацией в правом паху

Г) боль в пояснице с иррадиацией в пах и половые органы

19. При печеночной колике развивается желтуха:

А) подпеченочная (механическая),

Б) надпеченочная (гемолитическая),

В) печеночная,

Г) физиологическая.

20. Для какого заболевания гортани характерен лающий кашель?

А) дифтерии гортани,

Б) стенозирующего ларингита,

В) опухоли гортани,

Г) атрофического ларингита.

 

21. Отсутствие сознания, снижение АД менее 60 мм рт.ст., учащение пульса до 140 уд./мин, слабого наполнения и напряжения, заострившиеся черты лица, величина кровопотери до 50% ОЦК – клиника:

А) шока первой степени

Б) коллапса

В) шока третьей степени

Г) обморока

21. Отсутствие сознания, прекращение дыхания, отсутствие пульса на сонных артериях,

расширение зрачков, при аускультации – отсутствие тонов сердца - признаки:

А) клинической смерти,

Б) биологической смерти.

В) жизни,

1) ни один из них.

22. Возникновение приступа кратковременной потери сознания, чаще в молодом возрасте, снижение артериального давления, бледность кожных покровов — характерные признаки:
             А) коллапса,

Б) обморока

В) истерического припадка,

Г) эпилептического припадка

23. Во время транспортировки пострадавшего в бессознательном состоянии необходимо:

А) уложить на бок,

Б) уложить на спину с запрокинутой головой

В) уложить на спину с высоко приподнятым головным концом

Г)  уложить на спину с приподнятым ножным концом.

24. При оказании реанимационного пособия одним реанимирующим соотношение вдохов и компрессий грудной клетки должно составлять:

А) 1 вдох рот в рот и 15 компрессий грудной клетки

Б) 2 вдоха и 5 компрессий грудной клетки

В) 2 вдоха и 15 компрессий грудной клетки

Г) 1 вдох и 5 компрессий грудной клетки


Задание №2. Решите ситуационные задачи

1. Вызов на дом бригады СП. Мужчина 37 лет страдает язвенной болезнью желудка в течение 7 лет. В настоящее время жалуется на слабость, головокружение. Сегодня была 3 раза рвота, и рвотные массы напоминали «кофейную гущу».

Объективно: кожные покровы бледные. Пульс 100 уд./мин, АД 90/60 мм рт. ст. В легких везикулярное дыхание, живот слегка вздут, болезнен в области эпигастрия.

  1. Ваш предварительный диагноз?
  2. Ваша тактика и неотложная помощь на догоспитальном этапе?

2. По «Скорой помощи» к фельдшеру обратился мужчина 30 лет с жалобами на остро возникшие очень интенсивные «кинжальные» боли в эпигастральной области, слабость, головокружение. Заболел 3 часа назад. В анамнезе язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки.

Объективно: бледен, лицо покрыто холодным потом, заторможен. АД 90/60 мм рт. ст. В легких везикулярное дыхание, живот напряжен, «доскообразный», резко болезнен в эпигастральной области, больной в вынужденной позе на боку с притянутыми к животу бедрами.

  1. Ваш предварительный диагноз?
  2. Ваша тактика и неотложная помощь на догоспитальном этапе?

3. Женщина 20 лет обратилась с жалобами на выраженный, плотный, бледный, незудящий отек лица, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, повышение температуры до 38'С. Это состояние развилось через 30 мин после инъекции антибиотика.

Объективно: на лице значительно выраженный отек, ушные раковины отечные, глаза почти закрыты, из-за отека язык не умещается во рту, голос осипший. Пульс 110 уд./мин. АД 90/60 мм рт. ст. В легких дыхание везикулярное, живот безболезнен.

  1. Ваш предварительный диагноз?
  2. Ваша тактика и неотложная помощь на догоспитальном этапе?

4. Пациент 25 лет сразу после введения сыворотки стал жаловаться на головокружение выраженную слабость чувство жара, головную боль, нарушение зрения, чувство тяжести за грудиной.

Объективно: состояние тяжелое бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Тоны сердца резко приглушены, пульс нитевидный, 120 уд./мин. АД 80/50 мм рт. ст. Число дыхательных движений грудной клетки — 40 в минуту.

  1. Ват предварительный диагноз?
  2. Ваша тактика и неотложная помощь на догоспитальном этапе?

5. Пациент 18 лет при заборе крови из пальца потерял сознание.

Объективно: кожные покровы бледные, зрачки расширены АД 80/60 мм рт. ст. Пульс 60 уд./мин, слабого наполнения и напряжения. В горизонтальном положении у больного сознание быстро и полностью восстановилось.

  1. Ваш предварительный диагноз?
  2. Ваша тактика и неотложная помощь на догоспитальном этапе?

6. По СП поступил больной 24 лет с жалобами на боли по всем животу, вокруг пупка, тошноту, однократную рвоту. Боли приступообразного характера, за последний час локализовались в правой подвздошной области.

Объективно: температура 37,5°С, живот болезнен при пальпации в правой паховой области. Положительны симптомы Ситковского, Воскресенского, Щеткина — Блюмберга.

  1. Ваш предварительный диагноз?
  2. Ваша тактика и неотложная помощь на догоспитальном этапе?

7. Больная 72 лет обратилась с жалобами на боли по всему животу, вздутие живота, отсутствие стула и газов, рвоту желчью. В анамнезе несколько полостных операций.

Объективно: кожные покровы бледные, тоны сердца ритмичные. Пульс 68 уд./мин. АД 130/100 мм рт. ст. В легких везикулярное дыхание, живот вздут, при пальпации болезнен во всех отделах. Аускультативно: отсутствие перистальтики кишечника.

  1. Ваш предварительный диагноз?
  2. Ваша тактика и неотложная помощь на догоспитальном этапе?


  1. Литература

  1. Антонова Т.В., Антонов М.М и др. Инфекционные болезни. СПб.: СпецЛит. 2000.

  1. Покровский В.И. , Лобан К.М. "Руководство по инфекционным болезням" М. 1996

  1. Ю. П. Дерягин «Грипп и др. острые респираторные заболевания». Учебное пособие Ростов – на-Дону Феникс Красноярск Издательские проектв, 2006год – 160с.

  1. Ю. В. Лобзин, В.В. Пилипенко, Ю.Н. Громыко «Менингиты и энцефалиты» - СПб:. ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2006 год – 128с.

  1. Зубик Т.М., Иванов И.С., «Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний», 1991г .

  1. Нисевич Н.Е., Учайкин В.Ф., «Инфекционные болезни у детей для педиатрического факультета», 1990г.

  1. Справочник врача общей практики по инфекционным болезням у детей под редакцией В.В. Ивановой, г. Санкт-Петербург, 1997 год.

  1. Чайцев В.Г., «Неотложные состояния при основных инфекциях», 1989г.

  1. Шувалова Е.П.,  «Ошибки в диагностике инфекционных заболеваниях», 1985г.

  1. «Тактика оказания экстренной неотложной помощи в педиатрии». Под редакцией проф. В.Н. Чернышова

  1. ©  2007—2010 Med-Obzor.Ru   "Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь" справочник под редакцией академика Чазова, 1990 г.

  1. Под ред. В. Михайловича "Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях" и другие статьи из раздела Неотложная помощь при инфекционных заболеваниях.

  1. «Протоколы скорой медицинской помощи»                             (догоспитальный этап). Под редакцией министра здравоохранения Республики Беларусь                           профессора В.А. Остапенко.

  1. Василенко Е.А. «Неотложная помощь: домашний справочник». Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 237 с.

  1. Верткин А.Л. «Скорая медицинская помощь». Учебное пособие. Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа», Москва, 2007 – 400с.

  1. А.И. Хоменко, С.К. Шадринская «Антибиотики: химиотерапия инфекционных заболеваний». Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002 год – 192с.

  1. М. Б. Ингерлейб «Полный лекарственный справочник медицинской сестры» (2 издание) Серия «Медицина для Вас» - Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 544с.

  1. Учебное пособие/Под ред. Г.Н. Котельникова. Для студентов факультетов Высшего Сестринского образования, студентов медицинских колледжей 2-е издание переработанное. Ростов н/Д: Феникс, 2007 год – 697с.

  1. Л.А. Степанова, В.Ф. Яненко, Т.А. Киселева, Е.И. Лесникова «Фельдшер общеобразовательных учреждений». Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс, 2003год – 384с.
  2. Под редакцией доктора медицинских наук, профессора, член-корр. РАЕ и РЭА Ю.Ю, Елисеева Н.И. Зрячкин к.м.н., Ю.С. Цека к.м.н., Л.В. Малугина, В.А. Подколзина, Е.А. Романова «Полный справочник инфекциониста»: М.: Издательство Эксмо, 2004 – 992с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ...

Методическое пособие для студентов медицинского колледжа "Легочное кровотечение"

Методические разработки призваны облегчить подготовку студентов факультетов Сестринского дела и Лечебного дела к занятиям. В них более подробно разобраны моменты основных направлений в объективной диа...

Методическое пособие для студентов медицинского колледжа "Легочное кровотечение"

Методические разработки призваны облегчить подготовку студентов факультетов Сестринского дела и Лечебного дела к занятиям. В них более подробно разобраны моменты основных направлений в объективной диа...

Использование наглядных пособий по теме «Молекулярная физика» для формирования устойчивых знаний в рамках обозначенной темы у студентов первого курса Медицинского колледжа по специальности «Сестринское дело» на занятиях по дисциплине "Физика"

В данной статье рассказывается об эффективном использовании  наглядных пособий  в рамках курса физики для студентов  первого курса  Медицинского колледжа по специальности «Се...

Методическая разработка теоретического занятия по общеобразовательной дисциплине Математика для студентов первого курса специальностей сестринское дело и лабораторная диагностика

Пояснительная записка. "Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойств...

Экологические основы природопользования Учебное пособие для студентов гостиничного сервиса, технологических и торговых специальностей

Учебное пособие по дисциплине «Экологические основы природопользования» составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по с...

ИСТОРИЯ Учебное пособие для студентов 2 курса очной формы обучения специальностей среднего профессионального образования

В учебном пособии рассматриваются методологические основы и понятийный аппарат дисциплины «История». Представленный материал соответствует требованиям ФГОС специальностей среднего професси...