Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо своими руками»
рабочая программа (5 класс) по теме

 

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Рукоделие, развивающее художественный вкус, и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащают внутреннюю жизнь ребёнка и приносят истинное удовольствие от выполненной работы.

Работы по шитью, вышиванию, моделированию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребёнок от сделанной своими руками салфетки, сувенира, картины, игрушки. Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

Новизна программы

Новизна - в разнообразии, более широком подходе к творчеству, дана возможность ребёнку познакомиться с большим количеством видов прикладного творчества, попробовать свои силы в разных видах народного искусства, получить и углубить свои знания, умения, навыки по наиболее понравившемуся виду творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_chudo_svoimi_rukami.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Образования города Москвы

Государственное общеобразовательное учреждение

«Центр Образования №1085»

УТВЕРЖДАЮ

директор ГОУ ЦО №1085

------------------М.К.Малышева

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Чудо своими руками»

разработана в  2006 году для студии

декоративно-прикладного творчества

«Радуга» на 3 года обучения

для детей от 7 до 15 лет.

Составитель: учитель высшей

квалификационной категории,

 педагог дополнительного образования

Нечунаева Светлана Анатольевна.

Рецензент, декан факультета дизайна и технологии МГПУ,

профессор, доктор технических наук  Т.Т. Фомина

Москва, 2006 год


Пояснительная записка

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, в отношение человека к природе. От приобщения детей к декоративно- прикладному искусству в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.

Исследования, относящиеся к области эстетического воспитания и художественного развития школьников, свидетельствуют о распространённости одностороннего подхода, когда они по существу выполняют роль только зрителей и слушателей. Но эстетическое развитие человека осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений, и, в первую очередь, труд. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством. Особенно важно приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, художественным ремеслам.

Знакомство в доступной для детей форме с прикладным творчеством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение.

Декоративно-прикладное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям — действенное средство развития художественно-творческих способностей детей, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться.

Рукоделие, развивающее художественный вкус, и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащают внутреннюю жизнь ребёнка и приносят истинное удовольствие от выполненной работы.

Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства, справедливо утверждающих, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения, «в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена йота нового, обязана своим происхождением творческому процессу человека». [2.]

Работы по шитью, вышиванию, моделированию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребёнок от сделанной своими руками салфетки, сувенира, картины, игрушки. Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда; чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (Юсов Б. П.).

Новизна программы

Новизна - в разнообразии, более широком подходе к творчеству, дана возможность ребёнку познакомиться с большим количеством видов прикладного творчества, попробовать свои силы в разных видах народного искусства, получить и углубить свои знания, умения, навыки по наиболее понравившемуся виду творчества.

Цель:

Целью программы является создание условий для развития творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия. Это предполагает:

- формирование качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, начиная от определения потребностей продукции до её реализации.

- формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт.

Задачи:

Воспитательные задачи - воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма,

человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения.

Развивающие   задачи - развитие   самостоятельности,   способности учащихся решать

творческие и изобретательские задачи, знакомство с декоративно-прикладным искусством, развитие творческого потенциала.

Обучающие задачи - изучение мастерства ручного шитья, овладение опытом подбора

цветовых сочетаний, изучение технологических процессов шитья, обработки волокнистых, нетрадиционных и природных материалов; обучение приёмам работы с различными  инструментами, обучение умению планировать и организовывать свою работу, обучение приёмам самостоятельной разработке изделий.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих заключаются в охватывании большего количества видов прикладного творчества, в возможности для детей познакомиться с ними в рамках одного образовательного учреждения.

Обучение в студии основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогике развития, в центре внимания которых - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка. Работы по вязанию, плетению, лепке развивают сенсомоторику, оказывают влияние на умственное развитие, повышают устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.

Образовательный курс программы по декоративно- прикладному творчеству рассчитан на 3 года. Возраст детей в группе первого года обучения - 7 - 10 лет, в группе второго года обучения - 10 - 12 лет, в группе третьего года - 12 - 15 лет. Для успешного освоения программы количество детей первого и второго годов обучения - до 15 человек, для третьего года - до 10 - 12 человек.

Режим работы с учащимися 2 раза в неделю  по 2 часа (148ч. в год).

Система оценки результатов

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе, оценивается динамика личных достижений и удовлетворённости детей и родителей на основе собеседований. Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов. Результаты участия детей в выставках фиксируются в творческой папке студии. По окончании обучающего процесса учащиеся награждаются грамотами и подарками.

Формы проведения занятий

- групповые

- индивидуальные с одарёнными детьми

- индивидуальные при подготовке к конкурсам

В результате обучения в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:

-  умение  выполнять  все  виды  ручных  швов,  используемых  при  изготовлении  швейных изделий;

- умение изготавливать несложные панно, сувениры, картины;

- умение работать с лекалами и выкройками;

- различать основные свойства текстильных и нетрадиционных материалов;

- умение работать с основными инструментами;

- различать основные понятия композиции, сочетания цвета;

- владение способами оформления поделок;

- расширение кругозора в области экологии, изобразительного искусства, истории, биологии, народного творчества.

В результате обучения в течение учебного года по программе второго года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:

- владение приёмами изготовления сложных игрушек, сувениров, картин, эстампов, и т. д.

- умение корректировки выкроек изделия в нужном масштабе;

- владение приёмами подборки цветовой гаммы;

- умение последовательно вести свою работу;

- умение самостоятельно подбирать материал для своего изделия;

- самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок;

- владение приёмами обработки текстильных и нетрадиционных материалов;

- знания основных понятий композиции;

расширение кругозора в области экологии, изобразительного искусства, истории, биологии, народного творчества.

В результате обучения в течение учебного года по программе третьего года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:

- умение выполнять сложные композиции по готовым эскизам;

-    самостоятельно    разрабатывать    эскизы    композиций,    поделок,    изготавливать    их    по творческому замыслу

- умение самостоятельно оценивать свои склонности и способности.

Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, качество индивидуальной работы. Оценка знаний и умений проводится с помощью опросов на каждом занятии, организовываются выставки детских работ, выставки-конкурсы. Итогом работы учащихся является участие в конкурсах-выставках различного уровня: школьных, городских, областных, всероссийских.

Примерное тематическое планирование работы студии декоративно-прикладного творчества «Радуга»                                                1год обучения


п\п

раздел

                                                Количество часов по месяцам

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

май

Итого за год

1

введение

2

2

2

Бумага

Картина-8

елочка – 4

кактус-2

открытки-2

кактус-2

открытки-2

гирлянда-2

Снежинки объемные-2

24

3

Работа с тканями и другими волокнистыми материалами

Игольницы-8

Плоскостные игрушки-4

обтяжные игрушки-4

обтяжные игрушки-2

карандашница   собака-6

Карандашница  заяц-6

Игрушки из носков-6

Игрушки из помпонов-4

Валентинки-4

Прихватки-8

Салфетка на раме-10

Аппликация-2

Аппликация-4

Прихватка-6


Пальчиковые игрушки-4

Театральные куклы-2

Театральные куклы-6

86

4

Работа с природными материалами

Скрапбукинг-2

Лесовик-4

Гирлянда-2

Открытки-2

Сувениры из пера-4

14

5

Работа с различными материалами

Изонить-6

Вышивка бисером-6

Картины на стекле-8

Роспись бутылок-4

24

итого

18

18

12

18

16

16

18

16

18

150

Примерное тематическое планирование работы студии декоративно-прикладного творчества «Радуга»                                                2 год обучения


п\п

раздел

                                                Количество часов по месяцам

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

май

Итого за год

1

введение

2

2

2

Бумага

Бумагокручение-12

Шкатулка диванчик-14

Шкатулка диванчик-4

Фоторамка-4

34

3

Работа с тканями и другими волокнистыми материалами

Диванная подушка-6

Диванная подушка-2

Салфетка на раме- 10

Салфетка на раме- 4

Декоративный тапок-10

Декоративный тапок-6

Косметичка-6

Прихватки игрушки-4

Прихватки игрушки-6

54

4

Работа с природными материалами

Открытки-2

Пояс-6

Открытки-2

Мукосол-10

20

5

Работа с различными материалами

Поролонопластика-16

Конфетница-2

Роспись керм.плитки-4

Сувениры-2

Роспись керм.плитки-2

Роспись тарелок-4

Бутоньерки-4

Бисероплетение-6

40

итого

18

18

12

18

16

16

18

18

16

150

Примерное тематическое планирование работы студии декоративно-прикладного творчества «Радуга»                                                3год обучения


п\п

раздел

                                                Количество часов по месяцам

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

май

Итого за год

1

введение

2

2

2

Бумага

Декупаж -6

6

3

Работа с тканями и другими волокнистыми материалами

Текстильная кукла-14

Текстильная кукла-2

Одежда для Текстильной куклы-6

Тапочки-лията-6

Тапочки-лията-5

Парик-7

Театральная кукла-18

Шкатулка-10

Шкатулка-2

Держатель для полотенец-8

Бабочка-подушка-4

Бабочка-подушка-14

Головные уборы-16

Рюкзак-12

124

4

Работа с природными материалами

Открытки-2

Соломка-2

Соломка-4

8

5

Работа с различными материалами

Куклы из бисера-4

Меховое вязание-4

8

итого

16

20

12

18

14

16

16

20

16

148

Приведённый в разделе тематический план является примерным. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребёнка по собственной образовательной траектории. При увлечении учащимся каким-либо видом деятельности целесообразно проводить индивидуальные консультации для более углублённого изучения материала.

Содержание программы

Для решения поставленных задач в содержании занятий выделяются три основных раздела:

1.   Работа с природными материалами

2.   Работа с различными материалами

3.   Работа с тканью и другими волокнистыми материалами

Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции не всегда сразу приходит к детям. Необходимо помочь и направить мысль к творчеству.

На первом, вводном занятии, учащиеся знакомятся с правилами поведения в кабинете, с правилами безопасной работы, с организацией рабочего места, с инструментами, материалами, направлениями работы на учебный год, планами. Происходит формирование групп, решаются организационные вопросы, уточняется расписание.

1. Огромен и разнообразен природный мир, дающий материал для полёта фантазии. Нельзя из природного материала создать двух одинаковых вещей. Каждый раз создаются новые цветовые сочетания, изменяются размер, форма, количество и структура составных элементов композиции,  ведь материалом служат шишки, жёлуди, орехи, семена, пух, листья, шерсть, мех, соломка, камни, рыбья чешуя, мука, скорлупа яиц, песок, зёрна злаковых культур, корки цитрусовых, кора деревьев, мох, лишайники, глина, древесный гриб, кожа, ветки, коренья и другие природные материалы. Сама природа подсказывает изделия, которые можно выполнить: эстампы, картины, сувениры, аксессуары, фурнитуру, игрушки и т.д.

2. В разделе «Работа с различными материалами» сведения о самых необычных материалах, которые мы называем нетрадиционными: изоплен, пеноплен. синтепон, пластмасса, стекло, поролон, пластик, пластинил, и др. Раздел знакомит учащихся с изделиями, выполненными в различной технике, овладение способами обработки и оформления материалов в изделии.

Изделиями  могут быть:  эстампы,  сувениры,  картины,  аксессуары,  панно, куклы, игрушки и т. д.

3. В разделе «Работа с тканью и другими волокнистыми материалами» изучается методика выполнения изделий из ткани, меха, других волокнистых материалов. Одним из основных подразделов являются игрушки. Едва ребёнок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником, учителем. Игрушка - это не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребёнка, приобретение реальных жизненных навыков. Одним из способов сохранения единства труда и игры, труда и творчества является создание игрушек-самоделок.  Это важный компонент трудового обучения детей. Занимаясь им, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объёмное мышление. К тому же - это усидчивость, аккуратность, терпение. Ребёнок обучается технологическим операциям и творческому подходу к любой работе.

Условия реализации программы

Отбор учащихся в группы производится по желанию детей и медицинскому разрешению, т. к. работа связана с напряжением зрения. Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Работа в кружке основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней детей, на совместном продуктивном сотрудничестве. Чтобы помочь ребёнку определить направление деятельности на начальном этапе, предлагаются наглядные пособия (рисунки, фотографии, готовые поделки, литература и др.). Младшим школьникам в начале работы предлагаются лёгкие поделки, с минимальными затратами времени и сил, для того, чтобы ребёнок быстрее получил результат своего груда и не потерял интереса к дальнейшей работе.

В первый год обучения дети получают элементарное образование по мастерству рукоделия, т. е. целевое образование на основе специально определённых базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно-культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития образования ребёнка. Для старших предлагаются более сложные поделки. На втором году обучения происходит углубление и расширение знаний и возможностей. На третьем году дети, хорошо усвоившие технические приёмы, постепенно начинают самостоятельно создавать различные поделки. Теоретический материал преподаётся параллельно с формированием практических навыков у детей. Мастерство рукоделия детей развивается индивидуально на уровнях репродуктивном, репродуктивно-творческом и творческом. Все три уровня одинаково важны в образовательном процессе. Уровни могут не соответствовать годам обучения, т. к. одни дети к концу первого года обучения могут работать на репродуктивном и репродуктивно-творческом уровнях, а другие и на третьем году обучения продолжают работать на репродуктивном уровне. На занятиях дети учатся работать в коллективе, для этого создаются все условия. Дети в кружке разновозрастные, что является идеальным вариантом обучения. В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, т. к. царит лад, согласие, порядок, дружеское общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение: более умелые и знающие охотно помогают младшим освоить какой-либо приём, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи: «Из рук - в руки», что способствует интересному творческому общению. Хорошо сплачивает коллектив подготовка к конкурсам.

Дидактические и методические приложения:

- картотека текстильных изделий, изготавливаемых на занятиях;

- выкройки текстильных изделий;

- шаблоны для поролонопластики;

 - библотека книг и журналов;

- инструкционные карты по композиции, колористике, художественному оформлению работ;

- каталог тканей;

- каталог отделочных материалов;

- каталоги обоев;

- каталог образцов по вязанию на спицах, по вышивке;

- схемы: по бисероплетению, вязанию на спицах , вышивке;

- тестовые задания: тесты Вильямса на определение творческих способностей;

- мультимедийные презентации;

- папка по технике безопасности;

- фотоуроки;

- сайт кружка "Радуга";

- папка-презентация готовых работ.

Литература

1.   Винокурова И. К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск. 1999

2.   Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1967

3.   Гипьман Р. Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993

4.   Гукасова А. Внеклассная работа по труду. - М.: Просвещение, 1981

5.   Гулянц Э. К., Базик И. К. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 1991

6.   Давыдова Г. Н.Детский дизайн - 2. Поделки из бросового материала. -- М.: Просвещение, 2006

7.   Жарова Л. В.Учить самостоятельности. - М.:ПросвещениеЛ 998

8.   Зайцева. Мягкая игрушка. - МСП.2004

9.   Закон РФ «Об образовании»

10. Инструкции по ОБЖ

11. Конвенция о правах ребёнка.

12. Куликова. Цветы из бисера, букеты, панно.

13. Мапова Р. 3. Украшения для девочек. Делаем своими руками. - М.: Феникс, 2001

14. Мелик - Пашаев А. А.Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981

15. Нагибина Н. И. Чудеса из ткани своими руками. Пособие для родителей и педагогов. -М.: Академия развития, 1998

16. 11ебогова 3.Мягкая игрушка. Игрушки - сувениры. - М.: «Эксмо - 11ресс», 2003 1 7. 11етухова В. И., Ширшикова Е. Н. Мягкая игрушка. - М.: Просвещение. 1999

18. Сколотнева Е. И. Бисероплетение. - СПб.: Золотой век, 1999

19. Скребцова Т. О. Солёное тесто. Идеи для интерьера. Панно, фотографии, миниатюра.2006

20. Сластенин В.А. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2004

21. Стародуб К. Игрушки и поделки из природных материалов. 2006

22. Ткаченко. Лепим из пластилина. Первые шаги. - М.: Феникс, 2003

23. Шухова. Поделки из всякой всячины. - М.: Айрис, 2004

24. Щебдыкин И. К. Романина В. П. КатаковаИ.И. Аппликационные работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Подарки своими руками"

Программа по внеурочной деятельности, кружок "Подарки своими руками"    охватывает работу с разной по фактуре бумагой в разных техниках...

Дополнительная общеобразовательная образовательная программа "Сувениры своими руками"

                   Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В настоящее время, когда значительная часть декоративных и...

Дополнительная образовательная программа "Сувениры своими руками"

Рабочая программа кружка "Сувениры своими руками"...

Дополнительная образовательная программа «Мыло своими руками»

Дополнительная образовательная программа «Мыло своими руками» - авторская, имеет культурологическую направленность,  разработана с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Умелые руки» на 2018-2019 учебный год

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Умелые руки»...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Подарок своими руками"

Дополнительная общеразвивающая программа «Подарок своими руками» художественной направленности предоставляет возможность обучающимся развить творческий подход в создании предметов декорати...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...