методическая разработка "День науки"
методическая разработка на тему

Толстунова  Екатерина Владимировна

Материал разработан для проведения в детской эколого-краеведческой экспедиции "Шерна". Массовое мероприятие на 100 учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-познавательная программа

«Наука опытным путем»

Цель: познакомить учащихся с новыми направлениями науки.

Предварительная подготовка:

на линейке отряды получают задание  - подготовить выступление на заданную тему.

в течение дня отряды совершают экскурсию Музея занимательных наук  «Экспериментариум» г. Москвы.

Оформление: надпись «Наука опытным путем»; «Галилео», портреты ученых, таблица «Классификация наук».

Ход программы:

Звучит музыка. Выходят ведущие.

Ведущий 1

Над буйным хаосом стихийных сил

Сияла людям Мысль, как свет в эфире.

Исканьем тайн дух человека жил,

Мощь разума распространялась в мире.

Ведущий 2

Упали в прах обломки суеверий,

 Наука в правду превратила сон:

 В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,

 Познав составы звезд и жизнь бактерий.

Ведущий 1

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

Ведущий 2

Что было бы? Пришла бы снова

Хаоса мрачная пора.

Лучам приветственное слово.

Науке - громкое “Ура”!

Наша страна может гордиться своими учеными, которые внесли свой вклад в мировую науку! Один из таких великих людей Михаил Ломоносов.

(сценка и М.В. Ломоносове в исполнении отряда – организатора)

Звучит русская лирическая песня. Выходит мальчик лет 8-9, смотрит на всё с интересом по сторонам. На переднем плане сидит отец, чинит рыбацкую сеть. На фоне музыки:

– …дитятко, поморский сын!

 Ты был как кораблик белопарусный!

 Как чаечка был белокрылая,

 …дитятко, поморский сын!

 Белопарусный кораблик ушёл за море,

 Улетела чаица за синее…

Мальчик идет, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его.

Мальчик и отец:

– Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?...А пошто немцы говорят несходно с нами?

– Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.

Мальчик уходит за ширму. Песня звучит громче. Выходит юноша – повзрослевший мальчик.

– Татко, а латинскому языку где учат?

– В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать…

– Ну…Сей день не без завтра…

– Слав Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет…

– Татенька! А все господа многограмотны.

– Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как “Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!”

– Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

– Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

– Татенька, государь, благослови в Москву учиться…

– Ну, сын…Воля твоя…Люди-те, люди-те скажут: “У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…”

– Татенька, не плачь!..Воля твоя…

Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит.

На сцене ведущие-студенты (на каждом академическая шапочка).

– Зимой 1730 года ушёл Михайло из дома. Ушёл в Москву вместе с проходящим мимо рыбным обозом. Имел на себе шубу да кафтан, да три рубля денег.

– Больше двух столетий прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын великого русского народа – М.В.Ломоносов.

– Простой русский человек, сын архангельского крестьянина-помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.

– По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты русского народа.

– Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое: химия, физика, история, поэзия, экономика, механика, геология, астрономия.

– Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом.

– Пушкин сказал о Ломоносове: “Ломоносов был великий человек…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

– Ломоносов рождён был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.

Звучит торжественная музыка. Выходит юноша – Михаил Ломоносов.

– О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Ведущий 1

8 февраля 1724 года  Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 году — в Российскую Академию наук. В настоящее время в структуру Российской академии наук входят девять отделений по областям и направлениям науки, и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров.

Ведущий 2

В  советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля.

7 июня 1999 года Указом президента Российской Федерации был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля. В Указе говорится, что праздник был установлен «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям».

И пусть у нас на поляне не февральский холод и метель, мы провозглашаем открытие Дня науки в нашей экспедиции!  Но это невозможно без нашего специального гостя, встречаем: Александр Пушной!

Звучит музыка из телепередачи «Галилео»,

 выходит ведущий «Александр Пушной»!

Александр Пушной

Нау́ка -  особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Обратимся к классификации наук. Науки делятся на естественные (биология, химия, физика и т.д.) и общественные (история, экономика, психология и т.д.). Мы сейчас совершим путешествие по разным областям науки, ведь мир интереснее, чем кажется!

Ведущий 1

Физика, какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук!

О том, что тела падают на Землю вследствие притяжения их Земным шаром, знали еще древние, например Платон. Но впервые сформулировал Закон Всемирного тяготения английский ученый Исаак Ньютон в 17 веке. О его открытии существует много легенд, одну из которых мы сейчас увидим.

Когда однажды, в думу погружен,

Он увидел яблока паденье,

Он вывел притяжения закон

Из этого простого наблюденья.

(Сценка об открытии закона Всемирного тяготения

в исполнении отряда-организатора)

Мы расскажем вам историю о том, как старая мудрая яблоня помогла великому Ньютону совершить великое открытие.

Лето 1666 года, город Вулсторп, Англия.

Песня
1 куплет:
Жил на свете Ньютон, он известность искал,
Он под древом сидел, об открытьях мечтал.
Всех хотел удивить и как птица летать.
Но всегда как кирпич падал об земь опять.

2 куплет:
В это год на беду урожай был большой.
Но под яблоню Ньютон сел с легкой душой.
Думал он: "Почему не взлетает кирпич?",
Ведь летит же по небу различная дичь.

3 куплет:
Раскачала тут яблоня ветвь и потом
Вдруг швырнула в Ньютона огромным плодом.
Плод попал ему в лоб, и упал наш Ньютон.
И открылся Ньютону Всемирный закон.

(читает закон Всемирного тяготения: сила гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы, разделёнными расстоянием, пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними)

Четко сформулировать закон всемирного тяготения Ньютон смог, когда занялся астрономией. Сила притяжения наглядно проявляется в космосе, где одни тела обращаются вокруг других.

Ведущий 2

Всем со школы известны законы классической механики Ньютона. Но есть вещества, которые не подчиняются данным законам. Например, Неньютоновская жидкость.

Александр Пушной

(демонстрация опыта с неньютоновской жидкостью)

Неньютоновской жидкостью называют жидкость, при течении которой её вязкость зависит от градиента скорости. Обычно такие жидкости сильно неоднородны и состоят из крупных молекул, образующих сложные пространственные структуры.

Для тех, кому неохота лезть в Википедию, скажу кратко, что такая жидкость ведет себя по-разному в зависимости от воздействия. Если на нее воздействовать резко, сильно, быстро - она проявляет свойства, близкие к свойствам твердых тел, а при медленном воздействии становится жидкостью. Наверняка вы сталкивались с такой жидкостью, когда готовили овсяный кисель. При загущении киселя крахмал размешивается с небольшим количеством жидкости и, возможно, вы замечали, что такая штука как-то плохо размешивается, ощущение, что остаются комочки и крахмал все время оседает. Это особенно заметно, если мешать быстро, чувствуется сопротивление. А если мешать медленно, то жидкость однородная. Для эксперимента смешайте примерно равные количества крахмала и воды (воды даже чуть меньше), вылив воду на крахмал и размешивая. Получилась белая жидкость.

Ведущий 1

Какая же интересная наука – физика! А интересно, чем объясняется то, что некоторые предметы удерживаются на поверхности воды, в то время как другие сразу идут ко дну? И почему айсберги плавают и не тонут? Ответить на этот вопрос нам поможет один из отрядов.

(выступление отряда на тему «Плотность и плавучесть. Закон Архимеда»)

Ведущий 2

Так много вопросов «почему?» мы задаем себе с самого детства. Ребята, попробуйте на них ответить.

Почему зимой туристы не должны оставлять на улице воду в стеклянной бутылке? (вода при замерзании расширяется, и бутылка может лопнуть)

Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле? (стекло и рассол в банке играют роль линзы)

Что охладится быстрее - ванна, наполненная горячей водой, или стакан с горячим чаем? Объясните свой ответ. (ванна, так как площадь испарения больше)

Почему реактивные самолёты могут летать с большими скоростями только в верхних слоях атмосферы? (Плотность воздуха мала, сопротивление движению мало)

Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой? (Чтобы вода успела растечься ровным слоем)

Почему палец примерзает к холодному металлу? (Из-за большой теплопроводности металла при соприкосновении имеющаяся на коже влага замерзает)

Греет ли вуаль женской шляпки? (нет, сохраняет тепло)

Почему легко поскользнуться на банановой шкурке, попавшей под ногу? (Уменьшение силы трения)

(отрядам задается вопрос, через минуту времени ребята дают устный ответ на вопрос)

Ведущий 1

Как много полезных изобретений было совершено физиками для  комфортной жизни людей. Об этом нам расскажет один из отрядов.

Выступление отряда по теме «Изобретения для комфорта человека»

Александр Пушной

Мы знаем, что тепловую энергию солнца можно использовать для приготовления пищи. Мы изготовили солнечную печь. Для этого использовали коробку из-под обуви и фольгу. Солнечные лучи будут хорошо отражаться от согнутой блестящей поверхности и фокусироваться на посуде, в которой будет готовиться пища. Так что в летний солнечный день можно приготовить что-нибудь вкусное! Удачи!

Ведущий 2

Нам дарит химия сегодня

Чудесных множество веществ,

Пластмассы, каучук, волокна

Всех их, конечно же, не счесть.

Но…

Все было в химии неясно,

Порой запутано ужасно.

Но вот пришел в науку он,

И силой мудрого прозренья

Открыл ценою озаренья

Периодический закон.

Слово одному из отрядов.

(выступление отряда на тему «Дмитрий Иванович Менделеев. Периодический закон»)

Ведущий 1

Кроме Д.И. Менделеева мировую известность получили и другие ученые-химики: Роберт Бойль (впервые применил индикаторы для определения кислот и щелочей), М.В. Ломоносов (изложил основы атомно-корпускулярного учения), Лавуазье Антуан Лоран (Заложил основы органического анализа), Клод Луи Бертолле (Описал  метод окислительно-восстановительного титрования), Жозеф Луи Гей_Люссак (изучил свойства газов), Нильс Бор (создал квантовую теорию атома), Александр Михайлович Бутлеров (создал теорию строения органического вещества) и многие другие.

Александр Пушной

Что превращает пищу в энергию, уголь в огонь, а железо в ржавчину? Ответ на все эти вопросы один – химические реакции. Химические реакции происходят вокруг нас и внутри нашего тела. Смотрите.

(показывает химические реакции и объясняет результаты экспериментов)

А теперь, наши юные химики, попробуйте провести исследование сами. В стаканчике находится некая жидкость, попробуйте определить, какая при помощи индикатора.

(отряды выполняют задание)

Ведущий 2

Название науки  «биологии» переводится на русский язык как учение о жизни (bios – жизнь, logos – учение, понятие). Термин «биология» впервые был предложен в 1802 году французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком для обозначения науки о жизни как особом явлении природы.

А что такое жизнь? Долгое время ученых-биологов мучил вопрос зарождения жизни. Но эксперименты великих ученых Франческо Реди и Луи Пастера  пролили свет на тайну появления живого. Слово отряду.

(выступление отряда на тему «Жизнь. Свойства живого.

 Доказательство невозможности самозарождения жизни опытами Франческо Реди и Луи Пастера»)

Ведущий 1

Главная информация о строении живого организма заключена в ДНК. Но ранее люди этого не знали. Науки генетики еще не существовало, и ученые бились над вопросом «по каким законам происходит наследование признаков у организмов»? Сейчас мы узнаем о открытиях австрийского биолога и ботаник, сыгравшего огромную роль в развитии представления о наследственности.  Слово отряду.

(выступление отряда на тему «Грегор Мендель. Законы Менделя. Генетика сегодня. Генная инженерия»)

Ведущий 2

Предлагаем вам задание:

Много умных слов мы знаем,

 Часто их употребляем.

 И сейчас проверки ради

 Мы запишем их в тетради.

1

Процесс движения вперед – серьезнейший процесс.

Его зовут ученые понятием прогресс.

2.

Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть
симбиоз.

3.

Можем резать гидру смело –
Восстановит свое тело.
Это – не сенсация,
А
регенерация.

4.

Нету жизни в этом теле.
Тело дышит еле-еле.
Скрыта жизнь, вот в чем курьез.
Это все –
анабиоз.

5.

Могут жить без кислорода
Их зовут
анаэробы.

(отряды записывают термины в тетради)

Ведущий 1

В устах ученых много лет

Жила мечта заветная –

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное

Мы хотим вам рассказать об одном очень известном ученом. А о ком, угадайте сами. Подсказки:

1. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.

2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.

3. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.

4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.

5. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза. (Ответ: итальянский ученый Галилео Галилей.)

Выступление отряда-оранизатора о Галилео Галилее

автор

Век XVI. Италия. Утверждения древних учителей

Подверг смелой критике Галилео Галилей!

Аристотеля и Птолемея во взглядах косных

О том, что в пространствах космоса звездных

Центральное место Земля занимает.

Галилей:

Когда к телескопу впервые я встал,

 То был изумлен я устройством Вселенной!

 Как много светил и планет! Несомненно

 Земля – лишь одно из космических тел!

 И я с восхищеньем на небо глядел!

Так все-таки движется Земля или нет?!

Я дал на вопрос утвержденный ответ.

Была инквизиция раздражена:

Наука и истина ей не нужна!

автор:

По приказу разгневанного Римского Папы

 Над больным Галилеем, - старым и слабым, -

 Был начат процесс! Были люты угрозы!

 И бедный старик, утирающий слезы,

 Формально отрекся от взглядов своих!…

 Но светоч науки горящий не стих!

 Ученье Коперника в мире жило

 И к нам драгоценным наследством дошло!

 Рукописи Галилея инквизиция жгла,

 Но знания свет погубить не смогла!

 Ученики Галилея с любовью и заботой

 Спасли для потомков Учителя работы!

Галилей поднимает плакат «И все-таки она вертится!»

Ведущий 2

К настоящему времени космические аппараты, сконструированные людьми, побывали  на каждой планете Солнечной системы и доставили на Землю потрясающие фотографии и сведения. А в этом году исполнилось 50 лет со времени первого полета человека в космос.

Выступление отряда на тему «Первый полет человека в космос»

Ведущий 1

Ребята, настало время проверить ваши знания о великих ученых и их открытиях.

Отряды заполняют кроссворд «Великие ученые и их открытия»

Ведущий 2

Как же много открытий сделано в науке, перечислить все и дня не хватит. Наша страна может гордиться своими учеными. Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку. Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Ведущий 1

Четырнадцать российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик И. П. Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, — И. И. Мечников за труды по иммунитету. Последним российским лауреатом стал физик К. С. Новосёлов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.

Ведущий 2

А интересно, что нас ждет в будущем? Наверняка в недалеком будущем мир потрясут новые великие открытия. А может кто-нибудь из наших ребят станет лауреатом Нобелевской премии.

Александр Пушной

Только пытливые, любознательные и трудолюбивые люди способны совершить переворот в науке. А наши ребята именно такие. Очень хочется, чтобы они не останавливались на достигнутом и совершили большой шаг в науку. Я хочу взять с вас клятву, повторяем все вместе.

Мы, участники ДЭКЭ «Шерна, клянемся:

всегда пытаться проникнуть в суть окружающего мира;

учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала человеческая культура;

овладевать знаниями  с постоянным упорством;

штурмовать читальные залы библиотек, сайты сети Интернет.

Ведущий 1

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

 Ты, солнце святое, гори!

 Как эта лампада бледнеет

 Пред ясным восходом зари,

 Так ложная мудрость мерцает и тлеет

 Пред солнцем бессмертным ума.

 Да здравствует солнце, да скроется тьма!

 Вперед все в науку!

 Свершите большие дела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения учителей естественных наук МБОУ СОШ №5 за 2010 – 2011 учебный год

Школьное методическое объединение естественных дисциплин продолжает работать  над темой: «Повышение познавательной активности учащихся на уроках дисциплин естественного цикла». Учителя пост...

Приложение в форме методической презентации"Интергирование биологии в дрругие науки"

Методическая презентация в приложение к выступлению на педсовете  "Интегрирование биологии в другие науки "( Занимают много веса фото картин в презентации необходимо при просмотре и пользовании ...

Документация школьного методического объединения естественных наук

С данным материалом я выступала на районном конкурсе "Лучшее ШМО". Результат 3 место....

Методические разработки по модулю "Геология как наука" для профильного курса географии в 10-11 классах

В папку "Геология как наука" входят четыре презентации,  проверочный тест  с ответами, два практических задания и геологический понятийный диктант....

Методическая разработка "Наука на переменках"

Возможностей популяризации научных знаний бесконечно много. Целью данного проекта является популяризация знаний по разделам естественно-научного цикла. Возможность с интересом провести время на переме...

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...