ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НАТЕМУ: «САМОВОСПИТАНИЕ В РАННЕЙ ЮНОСТИ»
статья на тему

 

В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребёнок, поэтому в качестве важнейшего развития часто называют самовоспитание, которое подчёркивает целенаправленные действия самого воспитанника.

Важно помнить, что воспитание – лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание.

Таким образом, самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой как под влиянием социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием, как воспитания, так и самовоспитания.

Как изменяется личность в период юности?

В годы юности происходят очень существенные изменения и в стремлениях личности, и в формах её самоорганизации. Прежде всего, меняется в юношеском возрасте отношение к своей  личности. Напомню, что подростковый возраст был отмечен резким развитием самосознания. Подросток уже осознаёт, что он не просто человек, которому столько-то лет, не просто школьник, имеющий на счету какие-то удачи и неудачи и занимающий в классе какое-то положение, он – личность, у которой, как и у других, есть интересы, желания, побуждения, взгляды. Именно поэтому подросток претендует на уважительное отношение к себе, к своим запросам, к своему мнению, поэтому возникают у него "взрывы", поэтому он конфликтует со взрослыми. Возросшее самосознание подростка вызывает у него потребность в более тесном общении с близкими сверстниками, с кем можно поделиться своими мечтами, ожиданиями, переживаниями. И это общение позволяет ему лучше осознать мир собственных устремлений.

У юных же мы имеем дело с новым уровнем самосознания. Он в том, что юноша отчётливо сознаёт себя неповторимой, не похожей на других личностью, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. (Хотя на самом деле это часто взгляды, точки зрения, оценки, присущие многим другим его сверстникам, отражающие те веяния, которые характерны для целых групп молодёжи).

И эту свою личность, как нечто особое, не похожее на других, юный человек хочет утвердить себя среди окружающих людей. Он хочет, чтобы его, как особенную личность, заметили. Отсюда – тенденция к «самопоказыванию» в  разных формах: в манере двигаться, говорить одеваться; в своеобразных оценках явлений быта, школьной жизни, произведений литературы и искусства; в каких-то особенных словечках и выражениях, в неприятии (чаще на словах) некоторых общепринятых положений.             

Изменившееся отношение к себе, а именно сознание своей особости, сочетается с интересом к себе, со стремлением к самосознанию.

Самосознание – означает осознание самого себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих возможностей, своих взаимоотношений с другими людьми, своих сил, действий и поступков.

Главным элементом самопознания является самооценка. Кто я? Каков я? Самооценка может быть адекватной, завышенной или заниженной.

(Ознакомление с результатами анкетирования учащихся. Анкета 1.)

Кто я? Этот вопрос каждый задаёт себе. И не случайно. Призыв – «Познай самого себя» – был высечен на арке Дельфийского Храма и адресовался каждому входящему сюда. Мы люди, а это такие существа, которые ищут причину происходящего вокруг них. Рано или поздно возникает желание узнать и о себе. Это случается чаще всего тогда, когда мы начинаем сами оценивать свои поступки и искать их причины. При этом сравниваем себя с другими людьми: со своими товарищами, взрослыми, героями фильмов. Каждый из нас представляет собой загадочный и сложный мир, который можно сравнить разве что, со вселенной и предсказать изменения в котором порой кажется невозможным. Мы знаем, как отремонтировать утюг, плиту и даже магнитофон. А вот разобраться в себе, оказывается, совсем не просто.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический лекторий

В помощь классному руководителю...

Презентация к родительскому собранию по теме : «Психологические особенности ранней юности».

Презентацию можно использовать в качестве сопровождения родительского собрания в 9 классе....

Гендерные особенности личностного восприятия времени и перспективы будущего в период ранней юности

Время - основное свойство марии. Как же оно воспринимается в период раней юности?...

Методические рекомендации для родителей. Особенности психического развития в ранней юности.

Юношеский возраст – период жизни между подростковым возрастом и взрослостью. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослост...

Выступление на родительском собрании «Особенности возраста ранней юности»

Цель: расширить знания родителей о психологических особенностях периода ранней юности; познакомить  родителей  со  способами  оказания  поддержки  при возникающих труднос...

Особенности психического развития в ранней юности.

На какие особенности ранней юности необходимо обратить внимание...