Статья "К 90-летию систему дополнительного образования в России"
статья по теме

Юдина Татьяна Анатольевна

Статья посвящена развитию системы дополнительного образования в России, её значении как уникальном явлении художественного образования. Рассматриваются принципы обучения, функции искусства, основы воспитания искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал «Вестник руководителя организации НАО», №6, 2008, стр. 38. Статья «К 90-летию системы дополнительного образования в России».

Дополнительное образование в России и, в первую очередь, художественное образование- явление уникальное, не имеющее аналогов в мире. Представлено 5700 различными учебными заведениями в сфере культуры и искусства, такими как музыкальные, хореографические, фольклорные, хоровые, театральные, школы искусств, цирковые, эстрадно-джазовые, хоровые и другие. Школы искусств есть и в маленьких поселках и в крупных городах и мегаполисах. Есть школы с контингентом 100, есть и с контингентом 1500 учащихся. Расширяются возрастные границы для поступающих, образовательные программы становятся все многообразнее, личностно ориентированы на каждого отдельного ученика. «Искусство для всех»- вот основные цели и задачи сегодняшнего дня в художественном образовании в целом.

Но вместе с этим приходится констатировать тот факт, что занятия искусством дети давно воспринимают как необязательные и неважные. По официальным данным дополнительным образованием охвачены лишь 15% детей.

Не смотря на то, что в стихийных и организованных формах общение с искусством ребенка начинается гораздо раньше его обучения в школе (а с психологической точки зрения возраст 5-6 лет самый благоприятный для начала систематических занятий искусством) все-таки для основной массы детей художественное образование начинается и заканчивается именно в образовательной школе. Поскольку через образовательную школу проходит 100% детей, хочется поговорить о том, какую же роль может сыграть слияние образовательных программ системы художественного образования и работы общеобразовательных школ в принципе.

Художественное образование решает целый ряд задач важнейших для общества, и прежде всего, воспитание подрастающего поколения. Система обучения и воспитания искусством уникальна. В ней используется всесторонний чувственный опыт ребенка, сохраняется целостность его личностного развития.

Функции искусства различны, но искусство всегда обращалось к категории «прекрасного», соединяет в себе этическое понятие добра, блага, понятия «красоты». Искусство на протяжении всей своей истории концентрировалось вокруг полюса позитивно-прекрасного, поэтому оно и несет в себе воспитательную функцию.

В силу специфики образования в общеобразовательных школах этим категориям уделяется все меньше и меньше внимания. Как говорит главный редактор журнала «Искусство в школе» А.Мелик-Пашаев в своей статье «О состоянии и возможностях художественного образования»: «Рационализируемое общее образование игнорирует сферу чувств растущего человека, пускает на самотек его эмоционально- нравственное развитие. Это чревато эмоциональной тупостью, отсутствием чуткости к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добро и зло».

Важнейшей составляющей современного образования признается развитие креативности. Потребность в творчестве является неотъемлемой характеристикой нормально развивающегося человека. Отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. Отсюда личностный кризис и асоциальные проявления, вплоть до немотивированных поступков. Некоторые психологи, например, считают, что «компьютерная» преступность во многом является следствием невостребованности творчески одаренных молодых людей. Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества, другими словами, порождение и осуществление собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире, и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. Ведь именно поэтому, мировые открытия- это результат, прежде всего, творческой мысли.

Искусство, в первую очередь, область практического творчества. Кроме того, занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство. В учебных заведениях, где художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Самое важное обстоятельство- занятия искусством снимают, а не увеличивают умственные перегрузки! Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей, положительно влияющих на успеваемость (а не отвлекают от нее), развивают воображение и так далее. Данная тема уже рассматривалась в статье окружной газеты «Музыка- ключ к успеху». Школьники, без предварительного отбора, поступающие в «эстетические классы» начинают заметно опережать своих сверстников и в интеллектуальном плане, и в эмоционально-нравственном развитии.

Детская школа искусств ломает стереотип «искусство только для избранных». Обще-эстетическое отделение нашей школы выполняет именно эти функции. Усиленные занятия художественным творчеством приводят к личностному росту детей, обогащается их эмоциональная сфера, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию. Растут самостоятельность и ответственность ребенка- а это признак психологического здоровья. У подростков исчезает тяга к самоутверждению через асоциальное поведение. Среди людей, общающихся с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.

Воспитание искусством, духовное развитие, воспитание чувств осуществляется незаметно, через добровольное приобщение к положительным ценностям, которые несет в себе художественно-творческий опыт. Образование и культура, их слияние в общих целях и задачах- это очень важная тема. Общаться с искусством имеет право каждый ребенок. Без сомнения, и общее художественное образование, должны получать все дети. Формы взаимодействия образовательных школ и учебных заведений в сфере искусства могут быть самыми разнообразными. Все зависит от приоритетов самих учреждений. Интегративное обучение гуманитарных дисциплин и искусства начинает широко внедряться. А такие предметы, как история, литература тесно переплетены и неразрывно связаны с историей культуры, искусством, что облегчает понимание и обучение этих предметов. Художественное образование, искусство- это не украшение жизни и не сфера обслуживания. Это реальная необходимость и неотъемлемая составляющая существования человека вообще. Именно в этом хотелось бы видеть перспективу всей дальнейшей образовательной политики в регионе.