Современные концепции одаренности
статья по теме

Бутурлина Фидира Мансуровна

Современные концепции одаренности.

Что же такое одаренность в современном понимании?

Концепции одаренности, созданных современными учеными так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы достаточное количество времени. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессиональные психологи. Облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов – Идее – Концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.


Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- творческости;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon odarennost.zip195.59 КБ

Предварительный просмотр:

Бутурлина Фидира Мансуровна

завуч по учебной работе

«КГКП школа искусств акимата Шемонаихинского района»

Доклад на районный семинар преподавателей дополнительного образования

Тема: Современные подходы к теме одаренности.

        1. Эволюция учений об одаренности

        Наблюдения, свидетельствующие о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

       Но человеческая психика из всех явлений действительности - наиболее трудно познаваемый объект. Вероятно, поэтому, генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении. Выдающийся человек (гений), по мнению древних - счастливый избранник богов. Он послан на землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

        Одной из первых попыток глубокого психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения - Хуана Уарте. Его работа была одним из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи - изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора.

      Х.Уарте высказывал мысль о необходимости создания государственной системы профессионального отбора. Он писал о том, что для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит.                                                                                                        

  Особый интерес представляет предложенный Х.Уарте подход к методике диагностики одаренности. Он предлагал оценивать латентную (потенциальную) одаренность по внешним признакам (формы частей лица, характер волос и др.). Впоследствии эта ветвь диагностики была признана в психологии тупиковой и на протяжении всего XX в. вызывала лишь усмешки ученых.

Эпоху Возрождения сменил период классицизма. Русский философ, поэт В.Тредиаковский отмечал, что мудрые люди «начало поэзии сводят с неба», утверждая, что она влита в человеческий разум от Бога, «а сие всеконечно есть праведно».

         Одним из видных представителей эпохи Просвещения был английский философ и педагог Джон  Локк. Он выдвинул ряд теоретических положений, которые легли в фундамент идеологии Просвещения. Основные из них: не существует врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта; разум человека с самого начала представляет собой «чистую доску». Используемый Локком термин «чистая доска» был предложен еще Аристотелем, но в эпоху Просвещения приобрел особое звучание.                                      

              Первые экспериментальные исследования с широким использованием математических расчетов условно датируются серединой XIX в.   Одним из пионеров эмпирического подхода к изучению проблемы способностей, одаренности, таланта был выдающийся английский ученый Ф.Гальтон. Он первым в книге «Наследственность таланта, ее законы и последствия» попытался доказать, что выдающиеся способности (гениальность) - результат действия в первую очередь наследственных факторов.

         В качестве доказательства он проводит статистический анализ фактов биографий представителей английской социальной элиты. Им обследовано 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений лежит, по его утверждению, в самом человеке и передается биологическим путем, из поколения в поколение. Он приводит данные,  согласно которым на каждых десять знаменитых людей, имеющих выдающихся родственников, приходятся три - четыре выдающихся отца, четыре или пять выдающихся братьев и пять или шесть выдающихся сыновей.                                                          

         

        В начале XX в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей. Постепенно в российской педагогике обозначились следующие основные вопросы для острых научных дискуссий:

-  социальная необходимость выявления и развития одаренности;                                            

- определения понятия одаренности;

-  происхождение и структура одаренности

         Проблема одаренности в  стране  разрабатывалась как психология потребностей. Наиболее яркое отражение это нашло  в работах талантливого исследователя способностей  Б.М.Теплова, Н.С. Лейтеса, А.Г. Петровского,С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина и др.

       Если у нас понятие одаренности отфильтровывалось в теории и в незначительных практических шагах, то в Америке, Англии, Германии в начале XX века эта проблема была исследована глубже, но со своими специфическими особенностями. Среди психологов и педагогов велась острая полемика по различным признакам, параметрам, структурным компонентам одаренности. Все это подпитывалось широкой практикой работы с одаренными детьми, что позволило делать более фундаментальные и природосообразные выводы в условиях того периода. Психологические модели одаренности были разработаны Дж.Гилфордом, Дж.Рензулли, П.Торренсом и др.

           В 70-е годы психолого-педагогические исследования в области индивидуальных различий переместились в сферу образования. Школы стали перестраиваться в сторону дифференцированного 'обучения. Обнаружились дефицит качественных учебников, программ, нехватка средств и т.д. Однако развитие новых технологий, резкое возрастание спроса на людей, обладающим нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, ускорили преобразования в общественной политике.

       

2. Современные концепции одаренности.

Что же такое одаренность в современном понимании?

Концепции одаренности, созданных современными учеными так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы достаточное количество времени. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессиональные психологи. Облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов – Идее – Концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.


Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- творческости;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли

 
одаренные дети,   детская одаренность
Итак, одаренность - это комплекс, включающий все три характеристики. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Интеллектуальная одаренность

Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). Эта практика вызывала много споров.
Но вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем.

Творческаяодаренность.
Одним из первых практиков, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная личностная характеристика, был американский ученый Е. П. Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.
         Креативность (или творческость) - одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет прежде всего особый склад ума.   Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержатся довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. У П.Торренса их четыре (беглость,  оригинальность, гибкость, разработанность «Креативность - пишет П.Торренс - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

       И прежде чем перейти к категории мотивация необходимо упомянуть о современной работе научного коллектива российских ученых во главе с Богоявленской Д.Б. и Шадриковым В.Д. В разработанной ими «Рабочей концепции одаренности» они  предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: "могу" и "хочу".


Мотивация

Мотив (от французского motif - "побудительная причина") - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.
При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос "зачем это нужно ребенку".

           Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности доминируют мотивы.   Важные   аспекты   этой   проблемы   вскрыты   в   исследованиях   психологов В.Э.Чудновского и В.С.Юркевича. Они отмечают, в частности: «...умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей. Эта мысль многократно подчеркивалась многими зарубежными и отечественными последователями. С точки зрения воспитания многие последователи приняли точку   зрения,   согласно   которой   ключевой  характеристикой   потенциала  личности   следует   считать   не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, Р.М.Грановская и Ю.С.Крижанская  пишут:  «...  люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно-значимую задачу, оказываются в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные».     То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

Современное определение понятий одаренности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности

  • Высокие интеллектуальные способности;
  • Высокие творческие способности;
  • Способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
  • Любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
  • Высокая личностная ответственность;
  • Самостоятельность суждений;
  • Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.                                                                

Виды одаренности в деятельностях

  • в познавательной – интеллектуальная одаренность различных видов
  • в художественно-эстетической – хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная, литературно-поэтическая
  • в практической – одаренность в ремеслах, спортивная, организационная
  • в коммуникативной – лидерская

Критерии одаренности

 По критерию «степень сформированности» можно дифференцировать: 
— актуальную одаренность; 
— потенциальную одаренность. 


     
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
     
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). 


По
критерию «форма проявления» можно говорить о: 
— явной; 
— скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить 
— общую одаренность; 
— специальную одаренность. 


Общая одаренность 
проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. 
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). 

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать 
—раннююодаренность; 
— позднюю одаренность. 


        Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. 
    Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д. 


   Доказано, что существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей. 

Возрастные особенности

1.  Потребность  в  новых  впечатлениях (дошкольное детство);

2.  Развитие  любознательности, выраженной  в  интересе  к определённым занятиям,  изучению  конкретного предмета (младший школьный возраст);

 3.Познавательная  деятельность, направленная  на  проведение  научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

            С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители,  поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.                                                                                                                     А это качество необходимо всячески развивать.

        Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

       Цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие: 


- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь); 
- создание условий для развития творческой личности; 
- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей); 
- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Задачи:

  • Выявление одаренных детей
  • Формирование умения учиться
  • Воспитание навыков общения
  • Обеспечение и сохранение
  • Забота о сохранении здоровья
  • Организация развивающей среды
  • Реализация стратегии ускорения
  • Организация контроля

Принципы

Общие принципы обучения к основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся: 
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся. 
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме. 
Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения-специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Содержание образования

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ. 
1.
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. 

2.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. 

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся  сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Формы, методы, приемы

  1. Групповые формы, творческие задания, тематические и проблемные мини курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, дискуссии, диалоги.
  2. Проблемные, проектные, поисковые, эвристические, исследовательские методы.
  3. Факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады.

       Закончить свое выступление мне хотелось бы словами русского философа Георгия Валентиновича Плеханова: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития».

      Хочется пожелать всем педагогам работающим в сфере доп.образования, каждому на своем месте создавать эти условия, с целью наибольшего раскрытия талантов своих питомцев. Удачной работы в данном направлении.

Список использованной литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 
    2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. 
    3. Рабочая концепция одаренности. М., 1998. 
  2. Интернет ресурсы
    http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1146 работа с одаренными детьми

            http://veykova.ru/content/rabota-s-odarennymi-detmiОбобщение опыта работы по психолого-педагогической проблеме"Работа с одарёнными детьми"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции: "Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика"

Вашему вниманию предлагается статья Петровой Н.Б., учителя английского языка,МОУ гимназии № 1.Статья была опубликована в сборнике трудов международной конференции,  посвященной 20-летию основания...

мастер-класс "Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования"

Мастер-класс делает обзор ведущих образовательных технологий и содержит методический тренинг с учителями...

"Современные концепции и подходы к воспитанию "

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. ...

Современные концепции и подходы к воспитанию

Современные концепции и подходы к воспитанию...

Концепция одаренности

Работа с одаренными детьми...

Концепция одаренности

Важная вещь -  концепция одаренности! Советую прочитать коллегам!...