мастер-класс "Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования"
материал по английскому языку по теме

Казаченко Виктория Валентиновна

Мастер-класс делает обзор ведущих образовательных технологий и содержит методический тренинг с учителями

Скачать:


Предварительный просмотр:


Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования.

Современный педагог – это прежде всего яркая творческая личность, сохраняющая способность к постоянному самопознанию и саморазвитию.

Современный педагог-профессионал должен отличаться «лица не общим выраженьем», быть методически мобильным. Здесь на помощь нам приходят современные пед. технологии или инновационные технологии.

Сегодня я ставлю перед собой задачу – научить вас отрефлексировать свой пед. опыт на научно-методической основе (уметь научно обосновать то, что вы делаете).

«Но ведь в деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует», - возразите вы мне. Да, вы правы. И это еще раз доказывает то, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приемов и методов может дать необходимый нам результат. Соответственно чем больше технологий вы знаете, тем лучше. И сегодня, я надеюсь, вы пополните свой багаж.

Для начала дайте разберемся, что в вашем багаже уже имеется. Это и покажет методический тренинг, который я сейчас с вами проведу.

Я описываю ситуации, которые встречались на моих уроках, а вы определяете, какую пед. технологию я использовала.

Ситуация 1.

Ребенок демонстрирует рисунок, коллаж или постер и описывает его. (ответ: метод проектов – это личностно-ориентированный подход) Слайд 2

Ситуация 2.

Картинка, где дети составляют предложения из слов. (ответ: игровые технологии  - так и остаются «инновационными»  в системе российского образования. Эльконин, психолог, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Слайд 3

Игр существует великое множество, я бы хотела поделиться с вами своим изобретением. Все мы прекрасно знаем  как сложно заставить детей выучить неправильные формы глаголов: стихи, песенки, распределение по группам и т.д. Я придумала следующий способ: на обычные игральные карты приклеила бумажные карточки с формами глаголов. Вот как они выглядят.

Ситуация 3.

Картинка, где дети с понятыми руками ( ответ: здоровьесберегающие технологии – это также личностно-ориентированный подход). Слайд 4

Ситуация 4.

Я перечислю вам основные принципы этой технологии.  (ответ: технология УДЕ: деформированные упражнения, в данном случае участвуют в совокупности несколько мыслительных операций) Слайды 5,6,7,8

 Это универсальная технология, которую можно использовать при изучении любой темы.

Будущие времена (способов выражения будущего много), при изучении глагола use, used to- would- was going to ( противоположные понятия) и т.д.

Ситуация 5.

Слайд с портфолио учащегося. (ответ: технология «Портфолио») Слайд 9

Ситуация 6.

На слайдах приемы «Корзина идей, понятий, имен, …» или кластер, механизм ЗУХ, перевернутые логические цепи, прием «Пометки на полях», прием «Кубик», «Сиквейн», «Написание эссе». Слайды 10-15

(ответ: технология развития критического мышления – интерактивная технология)

В начале урока на этапе warm-up  можно использовать прием «Корзина идей, понятий, имен» или прием «Кластер».

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Механизм ЗУХ - В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На начальном этапе урока заполняется первая колонка, в ходе урока – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.  

«Пометки на полях». Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст.

  1. «Кубики» – метод, позволяющий рассмотреть ту или иную тему с имеющихся перспектив. Используется с различными подсказками для мышления.
  2. Кубики – 15-20 см – 6 подсказок:
  1. Опишите это.
  2. Сравните это.
  3. Дайте ассоциацию этому.
  4. Проанализируйте это.
  5. Примените это.
  6. Дайте аргументы за или против этого.
  7. «Синквейн»-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.

Ситуация 7.

На слайде дебаты (ответ: технология «Дебаты» - интерактивная технология)

Слайд 16

Ситуация 8.

Какую технологию использовала я, проводя этот методический тренинг? (ответ: ИКТ – информационная технология) Слайд 17

А сам по себе методический тренинг является формой интерактивных технологий.

Итак, багаж у вас хороший. Сегодня вы пополните его еще двумя инновационными технологиями. Устроим эксперимент, если он провалится честь вам и хвала.

Я называю технологию, вы поднимаете руки, если использовали ее в своей практике. Кейс – технологии. На самом деле в течении многих  лет мы с вами пользуемся этой замечательной технологией, но никто и представить себе не мог, что она так называется. Слайды 18-23

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций (интерактивные технологии). Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.

 

Примеры тематики кейсов:

  1. Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению, имеющих право считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор».
  2. Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.

К данным заданиям обычно идут так называемые language support boxes, где собраны полезные слова и выражения по теме.

По сути дела кейс-метод можно использовать в виде целого урока и на одном из его этапов. Например, на этапе Активизации нового лексического материала на уроках английского языка, то есть в конце урока.

Этот метод хорошо представлен в учебниках New Millennium English. Поэтому педагоги, работающие по данным учебникам могут с радостью вписать в систему своей работы данную технологию.

А теперь поднимите руки те, кто использовал данный метод в своей практике.

И вторая «инновационная» технология (игра Знамя) – это методика станционного обучения. Кто понял о чем идет речь?

Она отвечает главным принципам личностно-ориентированного  обучения.

Слайды 24-26

Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы. Я из своей практики поняла, что это великолепный способ провести интегрированный урок, особенно русский-английский проецируется на эту методику идеально. В прошлом году мы опробовали эту методику в нашей школе, нам она понравилась.

При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:

1) подготовительный;

2) процессуальный;

3) рефлексивный.

Подготовительный этап самый длительный и трудоёмкий для учителя, так как требует от него много сил и времени. На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок. Количество станций зависит от сложности, объёма заданий и времени на их выполнение: чем сложнее задание, тем больше времени потребуется на его выполнение, тем меньше станций должно быть запланировано на уроке.

Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете (обычно это отдельный стол, на котором установлена табличка с номером и названием станции), где ученик может выполнить задание этой станции. У каждого стола должны быть предусмотрены в достаточном количестве посадочные места, карандаши, фломастеры, бумага и прочее, необходимое для выполнения задания на этой станции. Стол учителя должен быть расположен так, чтобы все учащиеся находились в поле его зрения.

Примерные схемы расположения станций:


Важный момент в подготовительном этапе – это разработка сопроводительного листа или маршрутной карты или маршрутного листа. Маршрутная карта – это лист с номерами и названиями станций, полями для ответов на каждой станции. В этот лист учащиеся вписывают свои ответы, наклеивают в нужном порядке разрезанные на отдельные фрагменты тексты или выполняют творческие задания, которые указаны на станциях. В этой же маршрутной карте выставляются баллы при самоконтроле учащихся после завершения маршрута. В правом нижнем углу маршрутной карты ученики пишут сумму баллов, полученных на всех станциях, а затем по разработанной учителем шкале переводят сумму баллов в оценку.

Процессуальный этап – это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания.

Рефлексивный этап предусматривает самоконтроль и самооценку. Ученикам раздаются листы ключей к заданиям, которые они выполняли на станциях. Они сверяют свои ответы с правильными и вписывают в маршрутные листы заработанные ими баллы.  Затем им предлагается шкала перевода баллов в оценку.

На мой взгляд, одним из путей развития станционной методики является способ дифференциации заданий на каждой станции. Так, в разработке урока по методике станционного обучения, приведённой в этой работе, на станциях учащимся предлагаются для выполнения задания одного уровня сложности. С точки зрения личностно ориентированного подхода в обучении английскому языку стоит предусмотреть на каждой станции задания разных уровней сложности, чтобы ученик мог выбрать задание по своим силам. В таком случае можно использовать карточки разного цвета. Например, карточка зелёного цвета обозначает задание элементарного уровня, выполнив которое ученик получает “3”. Карточка жёлтого цвета – задание среднего уровня сложности с оценкой “4”. А карточка красного цвета – задание повышенной сложности, выполнив которое ученик получает “5”. Ребёнок сам решает, какой уровень сложности ему “покорится”.  Это еще и хорошая возможность работать на одарённого ученика, который опережает товарищей по скорости учебной работы, у этого ребёнка появится возможность изучать предмет глубже, чем это предусмотрено программой.

Вот на этой позитивной ноте я бы хотела закончить свой мастер-класс. Творите, развивайтесь, двигайтесь вперед, будьте мастерами своего дела, шанс есть у каждого, так как мастерами не рождаются, мастерами становятся. Творческих вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Notebook Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования. Казаченко Виктория Валентиновна

Слайд 2

Методический тренинг Метод проектов Ситуация 1

Слайд 3

Методический тренинг Игровые технологии Ситуация 2

Слайд 4

Методический тренинг Здоровьесберегающие технологии Ситуация 3

Слайд 5

Методический тренинг Ситуация 4 1) совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций; 2) широкое использование метода обратного действия; 3) применение деформированных упражнений;

Слайд 6

Методический тренинг Технология УДЕ Ситуация 4

Слайд 7

Методический тренинг Технология УДЕ Ситуация 4

Слайд 8

Методический тренинг Технология УДЕ Ситуация 4 ‘ S 1) My friend’s a mother. 2) My friend’s mother is a teacher. 3) My friend’s a good boy.

Слайд 9

Методический тренинг Технология « Портфолио » Ситуация 5

Слайд 10

Методический тренинг Технология развития критического мышления Ситуация 6 корзина идей, понятий, имен или кластер механизм ЗУХ пометки на полях кубик сиквейн написание эссе перевернутые логические цепи

Слайд 11

Технологии развития критического мышления Корзина идей, понятий, имен

Слайд 12

Технологии развития критического мышления Механизм ЗУХ Знаю Узнал новое Хочу узнать подробнее Прилагательные Степени сравнения прилагательных Исключения, степени сравнения наречий

Слайд 13

Технологии развития критического мышления Пометки на полях « v » – я так и думал «+» - новая информация «-» – у меня по-другому «?» – не очень понятно

Слайд 14

Технологии развития критического мышления Кубик Кубики – 15-20 см – 6 подсказок: Опишите это. Сравните это. Дайте ассоциацию этому. Проанализируйте это. Примените это. Дайте аргументы за или против этого.

Слайд 15

Технологии развития критического мышления Сиквейн В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Слайд 16

Методический тренинг Технология «Дебаты» Ситуация 7

Слайд 17

Методический тренинг ИКТ Ситуация 8

Слайд 18

Инновацион ные технологии Кейс-метод Моделирование Системный анализ Мысленный эксперимент Методы описания Проблемный метод Метод классификации Игровые методы «Мозговая атака» Дискуссия

Слайд 19

Инновацион ные технологии Кейс-метод Expressing opinion. My point of view is that... It seems\ appears to me that... I think\ believe...\ must...\ In my opinion\ view... To me...\ may\ might From my point of view... To my mind/ way of thinking... As far as I am concerned... I am totally against... I (do not) agree that \ with... I (completely) agree \ disagree that \ with...

Слайд 20

День из жизни обычной семьи. One Day in the Life of an Average Family. Составить меню на 1 день (завтрак, обед, ужин). Обсудить список продуктов, которые надо купить для приготовления блюд (с указанием количества продуктов и места, где это можно сделать). Приготовить праздничное блюдо, чтобы отметить особое событие в семье. Указать ингредиенты и способ приготовления. Decide on the menu for a day including breakfast, dinner and supper. Discuss the shopping list for food you need to buy for the menu above (what you need, how much and where you can buy it). Cook a special dish for a special occasion in your family . Give the ingredients and explain how to cook it.

Слайд 21

День из жизни обычной семьи. One Day in the Life of an Average Family.

Слайд 22

День из жизни обычной семьи. One Day in the Life of an Average Family. Собрать ребенка на отдых В лагерь на море В туристическую поездку по Англии. Pack your child’s things to go on holidays. To the camp at the seaside On the tour around Britain

Слайд 23

День из жизни обычной семьи. One Day in the Life of an Average Family.

Слайд 24

Инновацион ные технологии Методика станционного обучения 1) подготовительный 2) процессуальный 3) рефлексивный

Слайд 25

Инновацион ные технологии Методика станционного обучения

Слайд 26

Инновацион ные технологии Методика станционного обучения 3 4 5

Слайд 27

Инновацион ные технологии Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения английскому языку как иноязычной коммуникативности на "пороговом уровне" в едином образовательном пространстве

Современные  технологии  обучения  английскому  языку как  иноязычной коммуникативности на "пороговом  уровне"  в  едином  образовательномпространств...

Использование современных технологий обучения как условие повышения качества образования

Использование современных технологий обучения как условие повышения качества образования...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные во...

Концепция учебного предмета "иностранный язык".Современный контекст иноязычного образования в школе.

В своем выступллении анализирую достижение образовательных результатов в формате новых ФГОС,  как достижение предметных, метапредметных и личностных результатов на базе своей школы....

Современная модель иноязычного образования

Статья о современных тенденциях в преподавании иностранных языков в условиях реализации ФГОС...

Доклад на тему: «Концепция иноязычного образования в современных условиях в Республике Бурятия»

Доклад на тему "Концепция иноязычного образования в современных условиях в Республике Бурятия"  предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на выступлении в метод...

Выступление на ШМО 2021- 2022 уч. г. «Проектная деятельность на уроках английского языка в рамках современной концепции языкового образования»

В современном мире одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творчески...