Как подготовить и провести проблемную беседу
методическая разработка (8 класс) по теме

Общая проблема

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_i_provesti_problemnuyu_besedu.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

КАК    ПОДГОТОВИТЬ  И      ПРОВЕСТИ                  проблемную  беседу.

К проблемному обучению вновь и вновь возвращается наука и практика обучения. Это объясняется, с одной стороны, пониманием преимуществ такого обучения, с другой,- трудностью его организации на практике. Сегодня мы обратимся к практике подготовки и проведения проблемной беседы как наиболее эффективного вида уроков.

Детальный анализ примеров проблемных бесед, проведенных специалистами по проблемному обучению, позволяет выделить ряд требований, выполняя которые учитель может провести такую беседу на достаточно высоком уровне. Перечислим требования к проблемной беседе.

1.  Изучение нового материала следует начинать с интересной практической или исторической задачи, позволяющей создать исходную проблемную ситуацию. Практические задачи можно почерпнуть из специальных сборников или из раздела учебного пособия, предназначенного для закрепления материала. В результате анализа проблемной ситуации формулируется проблема.

2. Основная проблема часто разбивается на ряд под проблем, каждая из которых порождает свою проблемную ситуацию. Проблемная беседа, как правило, содержит от 2 до 5 проблем. Последние связаны с поиском решения основной проблемы, способа достижения выдвинутой цели.

3. Реальный процесс выхода из проблемной ситуации имеет, как правило, несколько направлений. Поэтому на уроке следует предусмотреть несколько способов и путей решения каждой под проблемы.

4. Разрешение проблемных ситуации имитирует реальный процесс мышления - открытие нового. А реальный процесс мышления, решения задач - не «накатанная дорога». В нем имеют место тупиковые ситуации, когда очередная гипотеза приводит:

либо к очевидному противоречию;

либо к невозможности продолжить решение в данном направлении из-за отсутствия необходимой базы.

Такие ситуации должны иметь место и в процессе обучения, когда ложные представления учащихся не отвергаются сразу, а подвергаются рассмотрению. Если учащиеся попали в тупиковую ситуацию первого вида, то необходимо дать им возможность самим найти допущенную ошибку. Тупиковые ситуации заставляют учащихся вернуться на исходную позицию и продолжить поиск, выдвигая новые гипотезы. Если учащиеся, хотя и не предпринимают ложных шагов, но и не видят пути решения, то учитель инициирует действия, не позволяющие получить результат или приводящие к ошибке.

5. В процессе обучения возможны два способа предъявления материала, создающие проблемную ситуацию, или две схемы - историческая и логическая. Логическая - более краткая, отражающая результат исследования; историческая - более естественная, отражающая реальный процесс решения проблемы. История развития научного знания внутренне проблематична.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить и провести беседу с родителями

Важнейшей целью общения педагога с родителями является формирование установки на взаимодействие в работе с ними. Главное – лучше узнать и понять своего ученика для одной стороны и своего ребенка...

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС (методический материал для МО классных руководителей)

КЛАССНЫЙ ЧАС – ЭТО… Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?...

как подготовить и провести интегрированный урок

Особенности интегрированного урока...

Как подготовить и провести методический мастер-класс по обмену опытомурока ФК

Как подготовить и провести методический мастер-класс по обмену опытом  Профессиональное методическое   мастерство   всегда   есть ...

Методические рекомендации "Как подготовить и провести дискуссию".

Из опыта организации и проведения дискуссий....

Как подготовить и провести современный урок? Как оценить? Рекомендации педагогам.

В  условиях  новых  ФГОС  остро  встает  вопрос  об  изменении  подходов  к  структуре  урока,  выбираемым  технологиям,  фор...