Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»
методическая разработка на тему

Каныгина Татьяна Александровна

Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подготовки Студии развивающего обучения "Малышок". Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас"  включает учебно-методическую документацию: учебные пособия, дидактические материалы, методические материалы, мониторинг по комплексной образовательной программе "Семицветик" раздела "Мир вокруг нас".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей цент детского творчества г. Курганинска

Муниципального образования Курганинский район Краснодарского края

Учебно-методический комплекс

к учебному плану

комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»

                                                                                                 

             

                                                                                           Разработала:

                                                                                           Т.А. Каныгина методист

                                                                                           МАОУ ДОД ЦДТ

                                                                                           г. Курганинска

г. Курганинск

2011г.

Аннотация

Учебно-методический комплекс подпрограммы «Мир вокруг нас» является одним из элементов комплексной образовательной программы «Семицветик» в организации образовательной деятельности студии развивающего обучения «Малышок».

Учебно-методический комплекс – это система учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для качественной реализации комплексной образовательной программы, в соответствии с учебным планом.

Цель учебно-методического комплекса подпрограммы «Мир вокруг нас»:

предусматривать логически последовательное изложение учебного материала  образовательной программы «Семицветик»;

предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

соответствовать современным научным представлениям в предметной области;

обеспечивать межпредметные связи;

обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.

Учебно-методический комплекс подпрограммы «Мир вокруг нас» включает в себя следующую учебно-методическую документацию:

учебные пособия;

дидактические материалы;

методические материалы;

мониторинг по образовательной программе «Семицветик».


В УМК подпрограммы «Мир вокруг нас» содержатся материалы, с помощью которых можно организовать работу в этом направлении по подготовки детей от 5,5 - 7 лет обучению в школе.
Пособием могут пользоваться педагоги, как на занятиях, так и вне их, и родители для индивидуальной работы с детьми дома.

             Для организации работы с детьми в студии развивающего обучения «Малышок» мною был разработан учебно-методический комплекс для подпрограммы «Мир вокруг нас», входящий в комплексную образовательную программу «Семицветик»

Учебно-методический комплекс подпрограммы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:

учебные пособия;

дидактические материалы;

методические материалы;

мониторинг по образовательной программе «Семицветик».

Учебные пособия, обеспечивающие реализацию содержания подпрограммы «Мир вокруг нас», представляют собой перечень справочной литературы, художественной литературы, научно-популярной литературы, видеоматериалы, аудиоматериалы, электронные средства образовательного назначения, с помощью которых организуется учебно-воспитательный процесс в студии:

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» развитие коммуникативных способностей ребёнка. – Екатеринбург. «АРД ЛТД», 1998г.

Бондаренко А. «Дидактические игры в детском саду», М.,1991.

Венгер Л. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию» М., Просвещение,1975.

Венгер Л.А., Мухина С.В. «Психология». – М., 1998г.

Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М., Мозаика_Синтез, 2005.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Проверяем знания дошкольника». – ОАО «Дом печати – Вятка», 2012г.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Тесты для детей 5-6 лет (6-7 лет)». - ОАО «Дом печати – Вятка», 2012г.

Гурович З.Я. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» - М.: Просвещение, 2003г.

Дыбина О., Рахманова Н., Щетинина В. Неизведанное рядом Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Дыбина О.- ответственный редактор.- М.:ТЦ Сфера,2002.-192 с.

 «Хочу всё знать» Энциклопедия для маленьких.

Куликовская Т. Забавные чистоговорки. Мы говорим правильно.- М.: Издательство Гном и Д, 2001. -32 с. /Практическая логопедия./

Лысаков В.Г. «1000 загадок» - Москва, «Издательство АСТ Сталкер», 2006г.

Молодова А. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск.: 1998.-80 с.

Смирнова М.В. «2500 скороговорок». Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005г. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005г.

 Скоролупова О.А «Осень» 1,2 части «Издательство Скрипторий 2000», 2005г.

Скоролупова О.А «Зима». «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

Скоролупова О.А «Ранняя весна» 1,2 части «Издательство Скрипторий 2000», 2006г.

Скоролупова О.А «Лето». «Издательство Скрипторий 2000», 2006г.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М.: Просвещение, 2001г.

Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» - Москва, Творческий Центр «СФЕРА»,  2008г.

Сорокина А. «Дидактические игры в детском саду». М.; Просвещение, 1992г.

Черепанова С.Н. «Правила дорожного движения дошкольникам» - Москва, ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

 DWD диски «Рассказы тётушки Совы», «Безопасность на улице и дома», «Азбука безопасности на дороге», «Уроки живой природы», «Уроки осторожности», «Уроки хорошего поведения», «География для малышей», «Времена года».

 Слайдовые презентации по темам: «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Труд людей осенью. Профессии сельской местности», «Сад. Огород. Ягоды», «Лес. Деревья», «Грибы. Ягоды. Ядовитые грибы и ягоды», «Перелётные и зимующие птицы», «Одежда, головные уборы и обувь», «Зимние забавы. Зимние виды спорта», «Экзотические животные севера, юга и жарких стран», «Твоя безопасность», «Обитатели рек, водоёмов, морей», «Транспорт. Дорожная азбука», «Школьные принадлежности. Скоро в школу!»

Разработанные мною слайдовые презентации очень органично вписываются в учебно-воспитательный процесс. Вызывают у детей неподдельный познавательный интерес и желание познавать окружающий мир.

В учебно-методический комплекс  подпрограммы «Мир вокруг нас» входит картотека дидактического материала. Ознакомление с окружающим миром в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка - дошкольника. Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать дидактические игры различной вариативности: с предметами, настольно-печатные и словесные. В играх с предметами уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры сопровождают словом. Слово предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.

Предметные игры дают возможность детям сравнивать предметы, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Мною подобраны и разработаны дидактические игры, позволяющие в игровой форме познавать окружающий мир, природу, знания о человеке и взаимоотношениях людей.  
«Посмотри и запомни». На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет все предметы; педагог меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.
«Угадай, что спрятали». Педагог раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; педагог убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал педагог.
«Наведи порядок». В этой игре педагог учит детей называть предметы и классифицировать их. Для игры подбираются предметы двух-трех категорий; они раскладываются по категориям, а затем педагог перекладывает предметы из одной категории в другую и предлагает детям определить, что изменилось, и восстановить порядок.
Во всех этих играх вместо предметов можно взять так называемые предметные картинки нужной категории предметов.
«Найди и принеси». Педагог раскладывает на видных местах предметные картинки, затем вызывает ребенка, дает ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает по ней найти такую же картинку.
В этой игре, как и в других дидактических играх, возможны различные, более сложные варианты:
1) педагог только показывает парную картинку, а ребенок ищет такую же по памяти;
2) вместо картинок педагог раскладывает на видных местах предметы, ребенок по картинке должен найти соответствующий предмет.
«Угадай, что изменилось». В этой игре педагог так комбинирует расположение предметов, чтобы детям пришлось использовать слова: впереди, сзади, сбоку, вверху, внизу, справа, слева и т. п.

«Пищевые цепочки на лугу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

«Пищевые цепочки водоёма».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

«Пищевые цепочки в лесу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

«С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

«Опиши предмет по схеме».

Цель: закрепить умения детей описывать предметы согласно схеме.

Правила игры: Ребенок перечисляет, согласно схеме-подсказке, основные внешние признаки предмета (форма, цвет, величина, материал) и некоторые его отличительные свойства (вкусовые качества и др.). Например: это мяч. Мяч по форме круглый. На ощупь он упругий. Мяч сделан из резины. Мячом играют.

Особый интерес у детей вызывают игры по ТРИЗ технологии – «Круги Лулия», «Лабиринты», «Дидактический мяч», «Волшебная дорожка» и т.д.

Настольно-печатные развивающие игры дают возможность систематизировать знания детей об окружающем мире: «Математическое лото», «Найди и прочитай», «Парные коврики», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Созданы и приобретены серии игр «Домино».

Словесные дидактические игры проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Мною разработана серия игр по закреплению тем «Профессии родителей», «Профессии военных», «Посуда» и т.д.

«Кто это?» — определение профессии по действию. Например: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
«Что делает?» — определение действий людей разных профессий.
Например: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр?
«Назови что-нибудь деревянное (металлическое, резиновое, меховое и т. п.)» — подбор предметов по материалу или по какому-либо другому признаку. Дети могут назвать: стол, стул, шкаф, полка, кубики (деревянные предметы); ножницы, чайник, кастрюля, утюг (предметы из металла); калоши, ботики, мяч (резиновые предметы) и т. д.
«Назови какой» — подбор определений. Например: какой хлеб? Какая скатерть? Какая тарелка? Какой дом? Какое платье?
«Кому что нужно?». Например: что нужно прачке для стирки? Что нужно почтальону? Что нужно школьнику взять с собой в школу?

Разработала серии игр, которые могут использоваться на занятиях других подпограмм, на прогулках, экскурсиях: «Большой – маленький», «Один – много»,  «Подбери признак»,  «Что где растет?», «Кто как передвигается», «Подскажи словечко», «Весёлый счет», «Четвертый лишний», «Исправь ошибку», «Отгадай загадку», «Чья, чей, чьи, чьё?», «Узнай по описанию», «Назови ласково», «Сначала – потом» и т.д.

Рекомендации для педагогов:

Систематически планировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающим детей старшего дошкольного возраста.

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Использовать в работе игры с различными усложнениями.

Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал).

Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.

Наблюдать за самостоятельными играми детей с целью выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения.

Использовать в работе игры с различными усложнениями.

Требования к проведению дидактических игр:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом надо обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Подобраны подвижные игры для детей и представлены в картотеке.

Найди свой цвет

Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание. Ход игры: Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета. Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Солнышко и дождик

Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места. Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

Воробушки и автомобиль

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве. Ход игры: Дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль» , дети убегают на свои стульчики. После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Поезд

Цель: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу. Ход игры: Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Огуречик… огуречик…

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет. После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Наседка и цыплята

Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество. Ход игры: Дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.

Пробеги тихо

Цель: воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно. Ход игры: Дети распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец зала. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

Самолеты

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу. Ход игры: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Найди свой домик

Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях. Ход игры: С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале. После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Кролики

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развивать ловкость, смекалку, уверенность. Ход игры: В одной стороне зала полукругом расставлены стулья – это клетки кроликов. На противоположной стул – это дом сторожа. Дети сидят на корточках за стульями. Когда сторож выпускает кроликов на лужок – дети один за другим проползают под стульями, а затем прыгают продвигаясь вперед. По сигналу «Бегите в клетки» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями. Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Пузырь

Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами. Ход игры: Дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова: Раздувайся пузырь, раздувайся большой. Оставайся такой да не лопайся. Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь!». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп!». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш». затем снова становятся в круг.

Где звенит колокольчик?

Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве. Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый спрятавшись звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук. Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.

Цветные автомобили

Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию Ход игры: Дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, де, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д. Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Где постучали?

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. Ход игры: Дети стоят в кругу. Водящий встает в середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг сзади, останавливается возле кого-нибудь, стучит палочкой и кладет ее так, что бы не было видно. Отходит в сторону и говорит «Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали и подойти к тому у кого спрятана палочка. Отгадав он становится на место ребенка за которым была спрятана палочка, а тот становится водящим.

Кот и мыши

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации. Ход игры: С одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей (высота 50 см.). на другой стороне зала дом кота. Воспитатель говорит: Кот мышей сторожит, притворился будто спит! Дети проползают под рейками и бегают. Воспитатель приговаривает: Тише, мыши, не шумите. И кота не разбудите! Дети бегают легко и бесшумно. Со словами «Кот проснулся», ребенок изображающий кота бежит за мышами. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через неогороженную часть.

У медведя во бору

Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом. Ход игры: Дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами: У медведя во бору Грибы-ягоды беру. А медведь не спит И на нас рычит. Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

Мышеловка

Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с игровыми действиями. Ход игры: Играющие делятся на две неравные подгруппы. Меньшая образует круг – мышеловку. Остальные – мыши. Игроки в кругу двигаются и приговаривают Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть. Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть. По окончании слов дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.

У кого мяч?

Цель: развивать внимательность; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры. Ход игры: Играющие образуют круг. Выбирается водящий, который стоит в центре. Остальные игроки плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-нибудь мяч, и дети за спинами передают его друг другу. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Он говорит «Руки!» и тот к кому обращаются должен выставить обе руки. Если водящий угадал, он берет в руки мяч и становится в круг. Игрок у которого забрали мяч становится водящим.

Лохматый пес

Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость. Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим что-то будет! После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.

Береги предмет

Цель: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер. Ход игры: Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик. Воспитатель находится в кругу и старается взять кубик то у одно то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Вначале водящий не забирает кубики у детей, а только делает вид. Затем при повторении он может взять кубик у игрока, не успевшего закрыть его руками. Этот ребенок временно не участвует в игре. Впоследствии роль водящего может быть предложена наиболее активным детям.

Автомобили

Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную. Ход игры: Каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднят зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется. Игра проходит эмоциональнее под музыкальное сопровождение.

Мы веселые ребята

Цель: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры. Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят Мы веселые ребята, любим бегать и скакать Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови! После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

Найди себе пару

Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро. Ход игры: Для игры необходимы платочки по количеству детей. половина платочков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются. На слова «Найди пару!» дети имеющие одинаковые платочки встают парой. В случае если ребенок остался без пары, играющие говорят «Ваня, Ваня не зевай, быстро пару выбирай». Слова воспитателя можно заменить звуковым сигналом. Игра эмоциональней проходит с музыкальным сопровождением.

Удочка

Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. Ход игры: Играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.

Не попадись

Цель: развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила; совершенствовать прыжки на двух ногах. Ход игры: Играющие располагаются вокруг шнура положенного в форме круга. В центре – двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и из него по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, тот получает штрафное очко. Через 40-50 секунд игра останавливается, подсчитываются проигравшие, и игра повторяется с новым водящим.

Пожарные на учении

Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу. Ход игры: Дети становятся в 3-4 колонны лицом к гимнастическим стенкам - это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой на расстоянии 4-5 метров от стены. На каждом пролете на одинаковой высоте привязаны колокольчики. По сигналу дети стоящие первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней и звонят в колокольчик. Спускаются вниз, возвращаются к своей колонне и встают в ее конец воспитатель отмечает того кто быстрее выполнил задание. Потом дается сигнал и бежит следующая пара детей.

Не оставайся на полу

Цель: развивать ловкость, быстроту, увертливость; играть, соблюдая правила. Ход игры: Выбирается ловишка, который вместе со всеми детьми бегает по залу. Как только воспитатель произносит слово «Лови1», все убегают от ловишки и взбираются на предметы. Ловишка старается осалить убегающих. Дети до которых он дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитывается количество пойманных и выбирается новый ловишка.

Ловишки с ленточками

Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную. Ход игры: Дети стоят в кругу, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, а ловишка старается вытянуть у них ленточки. На сигнал остановки дети собираются в круг, водящий подсчитывает ленточки. Игру можно проводить с усложнением: - в кругу стоят двое ловишек - ловишки нет, мальчики собирают ленточки у девочек, а девочки у мальчиков.

Лиса и куры

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве. Ход игры: На одной стороне зала находится курятник (можно использовать скамейки). На насесте сидят куры. На другой стороне – нора лисы. По сигналу куры спрыгивают с насестов и свободно передвигаются по свободному пространству. Со словами «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в сою нору. Когда водящий поймает 2-3 кур, выбирается другой ловишка.

Ловишки

Развивать увертливость, ловкость, быстроту. Ход игры: Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку.

Два мороза

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами. Ход игры: На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Водящие - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос встают посередине, лицом к играющим и произносят текст Я – Мороз Красный нос. Я – Мороз Синий нос. Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься? Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!" После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь.

Сети

Цель: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры. Ход игры: Одни дети встают по кругу и держат обручи. Другие - «рыбки» - снуют туда-сюда через обручи. Далее возможны варианты: 1. Щука гоняется за рыбками. 2. Дети с обручами медленно двигаются, по сигналу бегут по кругу, и тогда из него не возможно выбраться 3. Дети с обручами стоят неподвижно и только по сигналу начинают двигаться. Ведется подсчет улова.

Гуси-лебеди

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями. Ход игры: На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся. Пастух: Гуси, гуси! Гуси: Га-га-га! Пастух: Есть хотите? Гуси: Да-да-да! Пастух: Так летите. Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой! Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите! Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.

Воздушный футбол

Цель: совершенствовать ловкость, силу, смекалку; развивать координацию движений. Ход игры: Дети из положения сидя, зажимая ногами брусок, перекатываются на спину и бросают брусок через сетку, в ворота или вдаль. Вместо бруска можно использовать мяч. Летает, не летает Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение. Ход игры: Дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает. Возможен вариант с мячом.

Море волнуется

Цель: дать знания о различных пароходах, старинных парусниках, предметах такелажа. Ход игры: Играющие сидят на стульях, каждому присваивается определенное название. Затем капитан начинает двигаться по внешнему кругу, называя предметы, необходимые для плавания. Все названные предметы встают. На слова «Море волнуется1» дети начинают двигаться под музыку, изображая движения волн. Команда капитана «Море утихни!» служит сигналом к тому, что нужно как можно скорее занять места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном.

Почта

Цель: развивать игровую фантазию, умение соблюдать правила игры. Ход игры: Игра начинается с переклички игроков и водящего: - Динь, динь, динь! - Кто там? - Почта! - Откуда? - Из города… - А что в том городе делают? Водящий может сказать, что танцуют, поют, рисуют и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Потом фанты выкупаются, выполняя различные задания.

У Мазаля

Цель: совершенствовать согласованность движений. Ход игры: Участники сидят на стульях, выбирают деда Мазаля. Все остальные отходят от него и договариваются, что будут показывать. После чего идут и говорят: «Здравствуй, дедушка Мазаль с длинной белой бородой, с карими глазами, с белыми усами» - Здравствуйте, детки! Где вы были, что делали? - Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем. Все выполняют движения, о которых договаривались. Когда дед отгадает, играющие разбегаются, а он их ловит.

Птицелов

Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами. Ход игры: Играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод Во лесу в лесочке, На зеленом дубочке Птички весело поют. Ах, птицелов идет, Он в неволю нас возьмет. Птицы, улетайте! Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице. Водящий должен угадать имя игрока и птицу.

Четыре стихии

Цель: развивать внимание, память, ловкость. Ход игры: Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом какое либо из слов стихии (например - воздух). Тот кто поймал мяч должен назвать обитателя воздуха. Если названа земля – животное, если вода – рыбы. При слове огонь все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая руками.

Черный, белый не берите, «Да» и «Нет» не говорите

Цель: развивать внимательность, умение следить за своими ответами в ходе игры, закреплять знания об окружающем. Ход игры: Игра начинается так: Вам прислали сто рублей, Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да», «Нет» не говорите. После этого водящий ведет разговор, задавая вопросы. Тот кто сбился в ответе, отдает водящему фант. После игры, проштрафившиеся выкупают свои фанты, выполняя различные задания.

Краски

Цель: закреплять знание цвета и оттенков; совершенствовать навыки основных движений. Ход игры: Выбирают хозяина и двух продавцов. Все остальные игроки – краски, которые выбирают себе цвета. Покупатель стучится: - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришел? – За краской. - За какой? - За голубой. Если данной краски нет, хозяин говорит: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке". Выигрывает тот покупатель, который угадал больше красок.

Цветы

Цель: закреплять знания о цветах (или каких либо других предметах, например спортивный инвентарь), совершенствовать реакцию, скоростные качества. Ход игры: Каждый играющий выбирает себе цветок. По жребию выбранный цветок начинает игру. Он вызывает любой другой цветок, например мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Потом мак может назвать любой другой цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Подбери пару

Цель: развивать логическое мышление, учить играть коллективом. Ход игры: Детям предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи. Например: причина-следствие, род-вид. Необходимо к указанному третьему слову подобрать из рада уже имеющихся, то слово, которое находится с ним в той же логической связи. Например: школа – обучение, больница – доктор, ворота – футбол ит.д. И третьи слова: ученик, лечение, больной, мяч, футболка.

Снежный ком

Цель: учить формировать последовательность в словах, запоминать предыдущие слова, согласовывать движения со словами. Ход игры: Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранение их последовательности, добавив к ним свое слово. Игра проводится с передачей мяча.

Запретный номер

Цель: способствовать развитию внимания. Ход игры: Играющие встают в круг. Нужно выбрать цифру, которую нельзя говорить, вместо нее надо хлопнуть в ладоши, молча нужное количество раз.

Слушай команду

Цель: способствовать развитию внимания, совершенствовать умение самостоятельно организовываться, успокаиваться. Ход игры: Дети идут под музыку. Когда музыка замолкает все останавливаются и слушают произнесенную шопотом команду и тот час ее выполняют.

Противоположное слово

Цель: учить детей обосновывать свое решение, подбирать слова, противоположные указанному. Ход игры: Предложить детям подобрать слова противоположные по смыслу к данным. Для слов допускающих неоднозначное значение (например - сырой), предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.

Угадай слово

Цель: совершенствовать умение соблюдать правила игры, развивать навык классификации, выделение наиболее значимых признаков. Ход игры: Детям предлагается угадать названия произвольно выбранных предметов, задавая при этом уточняющие вопросы, на которые можно получить ответ «Да» или «Нет».

Птицы

Цель: закрепить знания детей о различных птицах; совершенствовать умение соблюдать правила игры. Ход игры: Играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные - птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит - Зачем пришел? - За птицей! - За какой? Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.

Ловля рыб

Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам. Ход игры: Игроки делятся на две группы. Одни становятся напротив других на расстоянии нескольких шагов. Одна группа – рыболовы, вторая – рыбы. В начале игры у них происходит разговор: - Что вы вяжете? (рыбы) - Невод. (рыбаки имитируют движения) - Что вы будете ловить? - Рыбу. - Какую? - Щуку. - Ловите. Рыбы поворачиваются и бегут до черты. Рыбаки стараются выловить как можно больше рыбы.

Винт

Цель: развивать творческую фантазию, воображение, пластику движения. Выполнение: И.П. Основная сойка. Корпус поворачивается вправо и влево. Руки свободно следуют за корпусом. Раз, два, три, четыре, пять – Тебе в космос улетать!

Шалтай–болтай

Цель: развивать творческую фантазию, умение вживаться в образ, передовая характерные движения, выполнять движения одновременно с текстом Выполнение: Педагог проговаривает слова: Шалтай-болтай сидел на стене Шалтай-болтай свалился во сне… Ребенок поворачивает туловище вправо – влево. На слова «Свалился во сне» Резко наклоняет корпус вниз.

Методические материалы представлены по изучаемым темам подпрограммы «Мир вокруг нас»: картотека конспектов занятий, демонстрационный, наглядный, раздаточный материал, слайдовая презентация и методические рекомендации по использованию игровых технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Собран демонстрационный материал:

Плакат «Азбука»

Плакат «Цифры»

Плакат «Транспорт».

Плакат «Дорожные знаки».

Плакат «Домашние животные, птицы».

Плакат «Животные жарких стран».

Плакат «Дикие животные».

Плакат «Обитатели морских глубин».

Плакат «Мой дом».

Плакат «Игрушки»

Плакат «Лес. Деревья»

Плакат «Сад. Огород. Ягоды»

Плакат «Перелётные и зимующие птицы»

Плакат «Профессии»

Плакат «Насекомые»

Плакат «Мебель»

Плакат «Времена года»

Плакат «Насекомые»

Плакат «Одежда, головные уборы, обувь»

Плакат «Пожарная безопасность»

Плакат «Дорожная безопасность»

«Мир в картинках». Животный мир. Растительный мир. Транспорт. Посуда. Бытовая техника. Мебель. Одежда. Профессии. Школьные принадлежности. Игрушки.

Серия книг «Школа для дошколят» рабочие тетради «Учимся писать», «Учимся решать задачи», «Учимся считать», «Учимся читать», «Развиваем память», «Развиваем внимание».

 Настольно-печатные игры.

 Портреты русских и советских писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, К.И. Чуковского, А.Л.  Барто

 Иллюстрации с изображением флагов, гербов России, Краснодарского края, Курганинского района.  

- раздаточный:

предметные и сюжетные картинки;

предметы ухода за растениями – лупа для осмотра растений, набор по уходу за растениями (грабельки, лопаточка, деревянная палочка), лейка для полива растений, тара для высаживания растений в период экспериментирования, календарь природы, отрывной календарь; настольно-печатные игры, домино.

Методические рекомендации.

При организации занятий по ознакомлению с окружающим используется игровая технология. Она предполагает проведение занятий в форме занятие-игра, игра-путешествие, занятие-сказка и т.д. Структурная часть занятия – формирование в игровой форме учебной задачи, задания, проблемной ситуации и т.д.; использование элементов игры-драматизации с участием различных персонажей; организация объяснения, закрепления, контроля через дидактические, сюжетно-ролевые игры. Подобранные конспекты занятий реализуют игровую технологию.

Разработала схемы по определению уровня освоения обучающимся подпрограммы «Мир вокруг нас». Данный мониторинг позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. При определении уровня освоения обучающимся можно использовать систему оценки показателей качества результатов обучения.:

Низкий уровень  

Средний уровень

Высокий уровень

      Мною разработаны критерии оценки знаний, умений, навыков воспитанников, которые предполагают следующую оценку знаний:

Низкий.

Ребёнок допускает ошибки при выборе предметов и материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Существенные родовые особенности предметов вычленяет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но привлекательные признаки.

Ребёнок различает и называет объекты «живой» и «не живой» природы, вычленяет их особенности.

Знает некоторые потребности животных, насекомых и растений (во влаге, пище). Понимает состояние объекта и среды.

Устанавливает частные связи, сравнивает предметы, объекты по отдельным характерным признакам с помощью педагога. В выделении общих признаков испытывает затруднение.

Содержание описательного рассказа неполно отражает особенности предметов, животных, насекомых, растений; средства языковой выразительности не используются.

Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

Ценностное отношение к окружающему миру неустойчиво, требует пристального внимания педагога и родителей.

Средний.

Ребёнок правильно выбирает предметы и материалы для  самостоятельной деятельности, исходя из их качеств и свойств.

Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого.

Ребёнок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и существенные признаки под руководством педагога. Знает признаки живого.

Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно владеет общими понятиями и общими связями.

С помощью педагога составляет описательный рассказ, полно отражающий особенности предметов, животных, насекомых, растений.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

К проявлениям негативного отношения к окружающему миру других детей чаще пассивен.

Высокий.

Ребёнок осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям.

Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает вместе с педагогом и самостоятельно частные и общие связи.

Моделирует признаки объектов и связи.

Самостоятельно составляет полный описательный рассказ о предметах, животных, насекомых, растениях.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

Бережно, заботливо, гуманно относится к окружающему его миру. Готов оказать помощь в случае необходимости. Нетерпим к негативным проявлениям других людей к окружающему миру.

Познавательное отношение устойчиво.

Эмоционально воспринимает окружающий мир, видит его красоту.

Данные результаты могут вписываться в диагностическую таблицу:

Диагностика «Мир вокруг нас» (ознакомление с окружающим миром)

                                           Фамилия, имя ребёнка




Разделы                  

Предметный мир

1. Умение называть игрушки (5-6 шт.)

2. Умение называть одежду (5-6 шт.)

3. Умение называть головные уборы (5-6 шт.)

4. Умение называть обувь (5-6 шт.)

5.Умение называть предметы мебели (5-6 шт.)

                 

6. Умение называть предметы посуды (5-6 шт.)

7. Умение называть электроприборы (5-6 шт.)

8. Умение называть школьные принадлежности

(5-6 шт.)

9. Умение называть транспорт, виды транспорта

10. Знание разновидностей материала, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения

11. Иметь представления о компьютере

Мир природы

- Неживая природа: 

12. Знание характерных признаков времён года (осень, зима, весна, лето)

13. Знание причины смены времён года

14. Вода, его свойства, значение для живого

15. Воздух, его свойства, значение для живого

16. Земля, почвы, их свойства и значение

- Живая природа:

Растения:

Деревья

Кустарники

Травы

Растения леса, сада, луга, поля

Комнатные растения

Условия, необходимые для роста растений

Уход за растениями в уголке природы – рыхление, полив

Животные:

Домашние животные и их детёныши

Дикие животные леса и их детёныши

Животные и птицы полярных районов Земли

Животные и птицы жарких стран

Зимующие и перелётные птицы

Насекомые

Обитатели рек, водоёмов, морей

      31. Знание правил поведения в природе

Мир социальных отношений

32. Знание своего имени, фамилии, отчества, домашний адрес, телефон

33. Знание названия своего города, района, края, страны

34. Знание имён родителей, где и кем они работают

35. Понимание родственных отношений в семье: члены семьи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка), ближайшие родственники по линии матери и отца (тётя, дядя)

36. Знание отличия города от деревни, основные признаки

37. Знание профессий взрослых: профессии сельской местности; профессии обслуживающего труда; профессии военных

38. Знание об основных частях тела человека, о правилах личной гигиены

39. Знание правил поведения в общественных местах

40. Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, основных правил безопасности жизни

41. Знание о разных странах, языках и обычаях разных народов

Всего:  количество                                                В        В

С

Н

Всего:   %                                                                В

                

                                                                                  С      

Н


ИТОГО:     В -                С -                 Н –

       Ввести эти показатели – задача каждого педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения подпрограммы «Мир вокруг нас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план образовательных программ

Пояснительная записка к учебному плану раннего развития детей....

Учебно- методический комплекс к образовательным программам

Призентация учебно-методического комплекса к образовательным программам по моделированию детской одежды "Силуэт" и валянию из шерсти "Стильные штучки"...

учебно методический комплекс к образовательной программе по бисерному рукоделию

К программе "Вдохновение" по бисерному рукоделию прилагается уникальный  учебно-методический комплекс, состоящий из пяти блоков, таких как: тематические подборки, методические пособия (авторские)...

Учебный план образовательной программы "Домашняя оранерея"

Распределение учебных часов по темам на каждый год обучения...

Выступление на методобъеднение "Интернет-ресурсы по учебным дисциплинам образовательной программы (для учителей-предметников)".

Выступление  на методобъеднение "Интернет-ресурсы по учебным дисциплинам образовательной программы (для учителей-предметников)"....

Выступление на городском методобъеднение "Интернет-ресурсы по учебным дисциплинам образовательной программы (для учителей-предметников)". (ZOOM)

Выступление на городском методобъеднение "Интернет-ресурсы по учебным дисциплинам образовательной программы (для учителей-предметников)". (ZOOM) Апрель 2021 г....

Выступление на методобъеднение "Интернет-ресурсы по учебным дисциплинам образовательной программы (для учителей-предметников)".

Выступление на методобъеднение "Интернет-ресурсы по учебным дисциплинам образовательной программы (для учителей-предметников)"....