Статья "Игра как средство формирования коллектива"
статья по теме

Статья об игре как средстве формирования коллектива, о знакомстве с  русскими  народными  играми на занятиях в клубе "Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ob_igre_d.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования коллектива

    Детство и игра неотделимы. Ребенок в игре живет, причем живет по-настоящему, одновременно познавая и постигая окружающее. Игра для него  - это целый мир, где он приобретает свой первый социальный опыт.  

    Но современные дети играют все меньше и меньше Почему это происходит? Некоторые  практики утверждают, что сократился набор игр, известных детям, да и времени для игр, как у детей, так и у взрослых стало меньше.

    Существует множество игр, разнообразных по своему содержанию, организации и назначению. Выделяют следующие разновидности:

познавательно-развивающие;

ролевые, где ребенок автор сюжета игры или сюжет ее «задан» интересной книгой, фильмом, спектаклем;

обучающие игры, моделирующие определенные ситуации;

игры -забавы и аттракционы;

музыкально-ритмические и хороводные;  

подвижные и военно-спортивные;

комбинированные.  

    Все эти игры имеют огромный воспитательный потенциал, и большинство из них способствуют созданию и укреплению детского коллектива, развитию активности и самостоятельности ребят, формированию у них организаторских умений.  

    В начальный период создания коллектива на первый план выступают изучение педагогами детей, выявление наиболее активных детей, формирование центра самоуправления.  

   Можно затрачивать много времени на изучение личности ребенка, просматривать документацию, беседовать с ним и его родителями и все-таки узнать его недостаточно. А в самой простой игре, во время экскурсии дети раскрываются полнее.

   Подвижные игры ускоряют процесс знакомства ребят и выявление активистов.

   При занятиях с детьми младшего школьного возраста надо учитывать, что в психике ребенка переход от игры к учебе переходит не сразу. Дети более успешно усваивают знания, умения и навыки в игровой деятельности. В обучении и воспитании младших школьников игра помогает формировать положительные привычки, преодолевать детское упрямство, лень, страхи, непослушание.  

    Разновидностью подвижных игр являются русские народные игры. Они имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколения, вбирая в себя русские национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости играя в лапту.

    Зимой развлечения были другими: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

      Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.  

    В программу клуба «Родина», руководителем, которого я являюсь, входит изучение традиционной культуры Гороховецкого края.  К традиционной культуре относятся и праздники народного календаря с русскими народными  играми.  Для каждого праздника характерны свои забавы. Например, на масленицу  строят и берут штурмом крепости.  

  Среди народных игр и забав существовали много разновидностей. Они могли быть связаны с определенным обрядом, подразделялись на детские, молодежные или взрослые: женские, мужские или смешанные.

       Взрослые игры обычно проводили во время календарных праздников

  На занятиях с ребятами проводятся такие праздничные программы.: «Широкая Масленица», «День Никиты-гусятника», «Троица».

    Их цель - дать детям почувствовать атмосферу праздника. Разучиваются русские народные игры, хороводы.  С большим интересом ребята принимают участие в  русских народных играх.  Наиболее популярными являются игры: «Два Мороза», «Горелки», «Лакомка».

     

Игра « Два Мороза».

     На противоположных сторонах площадки отмечаются два «дома» ( Например, флажками).  Играющие выбирают двух Морозов: Мороз – красный нос и Мороз – синий нос. Морозы становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией 2 дома».

Оба Мороза обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

1й Дед Мороз ( указывает на себя). Я Мороз – красный нос.

2й Дед Мороз.   Я Мороз – синий нос.

Вместе:  Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?  

Все игроки:   Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

    После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию « дома». Оба Мороза ловят и « замораживают»  перебегающих. Кого « заморозили», те остаются стоять на месте. Затем Морозы опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают назад в « дом», выручая по дороге « замороженных, дотронувшись до них рукой. Те, кого выручили, присоединяются к остальным ребятам. Игра продолжается дальше. Поиграв в игру несколько раз, можно выбрать других водящих.  

Игра « Горелки».

      Среди играющих выбирают водящего- « горелку». Остальные становятся парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя « ворота».  Последняя пара проходит под «воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. « Горящий» становится впереди шагов на 5 от первой пары, спиной к ним. Все играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Сказав последние слова, дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. « Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем « горелка» запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, 2 горелка» вновь горит.  Игра повторяется.

   Если « горелке» удалось запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, - « горит».

Игра «У медведя во бору»

 Выбирают одного водящего – это медведь. Он становится в углу площадки или помещения – в берлоге. Остальные играющие – дети. Они располагаются между домом и берлогой медведя – лес. Дети идут в бор за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к медведю.

Во время сбора грибов и ягод дети говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

Медведь простыл,

На печи застыл!

А медведь сидит

И на нас рычит!

   Медведь притворяется спящим во время припева ребят.

На последних словах медведь потягивается и бежит за ребятами, а они быстро поворачиваются и убегают к себе домой или разбегаются в стороны, стараясь не попасться медведю, и спасаются, наконец, у себя дома.

   Кого медведь поймает, тот меняется с ним ролью. Если медведю не удается поймать никого, он идет к себе в берлогу и продолжает водить.

Правила:

  1. Медведь не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова.

   2. Ловить можно только в установленных пределах площадки.

  3. Если кто-либо из ребят убежит за пределы площадки, он становится водящим медведем или выбывает из игры (по договоренности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».

данный проект способствует развитию интереса и понимания учащимися танцевальных особенностей и обычаев различных народов при изучении их на уроках народно-сценического танца....

«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»

Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА.

Игра для него целый мир, где он приобретает свой первый социальный опыт. Игра – это форма деятельности детей, которую он принимает охотнее всего и больше всего любят. Поэтому я считаю жизнь младших шк...

Диагностика как средство формирования и воспитания классного коллектива

Диагностика  от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.В нашем случае – изучение проц...

Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.

Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...

Футбол, как средство формирования коллектива.

Футбол-это командная игра, в этом случае "один в поле-не воин!". Главная задача любого трененра или педагога дополнительного образования, который занимается секцией футбола сформировать кома...


 

Комментарии

Знакомство с русскими народными играми на занятиях в клубе "Родина"