Главные вкладки

    Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.
    материал на тему

    Ехлакова Наталья Евгеньевна

    Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx37.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.

    Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Роль детского коллектива в школе-интернате VIII вида:

    - овладение на практике нравственными нормами поведения;

     -формирование понимания норм общественной морали.

    - этапы работы по формированию коллектива учащихся с нарушением интеллекта.

    -организация деловых и личных взаимоотношений.

    -правильная организация учебно-трудовой деятельности.

     Успехи или неудачи в обучение влияют не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и на развитие его личности. О результатах своего учебного труда ученик судит, прежде всего, по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива. Правильная организация взаимопомощи детей, помощь в подготовке рабочего места к уроку тем детям, которые не могут это сделать самостоятельно, проверка записей в дневнике, выполнения письменных заданий, выученного стихотворения, работы с контурной картой помощь в выполнении различных бытовых заданий, в общественно полезном труде, спортивных соревнованиях. Коллективная игровая деятельность большие возможности для наблюдения и изучения потенциальных возможностей учащихся с нарушением интеллекта создание условий, позволяющих пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи соотнесение своих личных интересов с интересами коллектива ощущение причастности к общему делу.

     Вливание в коллектив, предполагает включение ребенка в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки его поведения и структуры деятельность. Но это включение должно каким-то образом быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля выполняет образовательный и воспитательный процесс в школе.

    . Сегодня социально-педагогическая наука находится в поиске эффективных средств и методов социальной адаптации детей-сирот. Для разрешения данной проблемы необходимо использовать игровые технологии в профессиональной деятельности педагога, которые являются одним из наиболее подходящих и эффективных средств, и которые обеспечили бы успешную коллективизацию данной категории детей.

    Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся  от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

    В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игр а– это вид деятельности детей, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является  одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

     В аспекте педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры, как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций.

    Что же касается исторического происхождения игры, то первыми возникли игры-упражнения, затем игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений детей. Дальнейшее развитие производственных сил, усложнение орудий труда и тесно связанное с этим  разделение труда, сказавшееся на положении детей, способствовало возникновению ролевой (сюжетной) игры. Таким образом, игра возникает в ходе развития человеческого общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по происхождению и природе.

    В онтогенезе хронологически первой появляется ролевая игра, которая, возникая как особая форма удовлетворения потребности ребенка в совместном взаимодействии со взрослыми, преобразует эту потребность в конкретную ее форму – осуществлять деятельность, свойственную взрослым, общественно значимую и общественно оцениваемую. Затем появляются и остальные. По содержанию детские игры отражают  разнообразные виды человеческой активности. Однако всем им присущи три основные черты:

    1. Свободная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, выбираемая ради удовольствия, которое она доставляет;

    2. Активный творческий характер этой деятельности;

     3. Эмоциональная насыщенность игрового действия характерными для игры эмоциями .

    В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры– обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра– это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней– наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей.

    Ведя речь об игре, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжет – сфера действительности, которую отражает человек в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др. Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, от  его кругозора, от той исторической эпохи, в которой он живет. Правила игры – это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Это одно из важных организующих ее элементов. Они предопределяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров. Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы как, неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т.д.

    С точки зрения О.С. Газмана, игровая деятельность состоит из трех компонентов.

    1. Игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение субъекта к реальной действительности в определенный промежуток времени. Игра будет только в том случае если есть определенное эмоциональное состояние играющих. Если есть игровое действие, но нет состояния или есть общение, но вновь нет состояния, то не может быть полноценной игры.

    2. Игровое общение. Игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует. Общение в игровой действительности специфично, так как в игре существует определенная игровая мобилизация личности на решения задачи взаимодействия со всеми участниками игры в соответствии с правилами. Поэтому, можно выделить такие мотивы игрового общения как ориентация на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения.

    3. Собственно игровая деятельность строится на анализе трех важных элементов деятельности: субъект (индивид, группа, коллектив); объект (характеризуется в зависимости от игры, цели, участников игрового взаимодействия); активность, которую направляет субъект на объект.

    Классификация игр.

    Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

    Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Игра, влияя на складывание определенных поведенческих навыков, отражает вероятностное будущее, она выступает как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы - варианты, человек учится ориентации.

    Таким образом, игровые технологии по своей природе располагает к участию в ней любого человека. Остановимся на основных особенностях игрового взаимодействия.

    1. Условность игры позволяет игрокам быть причастными к грандиозным событиям. Игровое пространство и время может сжиматься и, наоборот, растягиваться. Игры позволяют получить целостное представление о реальности за счет условности, воспроизведения лишь существенных компонентов системы, сжатия временных и пространственных интервалов.

    2. Игра это проба потенциальных возможностей личности, но в отличие от действительности без ущерба.

    3. В игре исчезает конкретная личность и появляется роль, в которой могут проявиться скрытые до этого возможности человека.

    4. В игре нет внешних отрицательных оценок, всегда есть риск, неопределенность, но никогда нет страха, т.е. в игре человек свободен.

    5. Игра – мир с управляемой реальностью. Он строится, модифицируется в зависимости от желания и возможностей игроков. В игре играющий – хозяин мира. Хотя игровая действительность порой более суровая, чем реальная, так как в жизни сложные ситуации можно избежать, обойти, а в игре их решение является целью игрового взаимодействия.

    6. Игру, в отличие от жизни можно начинать снова и снова, играть лучше – это своеобразная обратимость будущего.

    Следовательно, игра – самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности.

    Тем самым, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценностях.

    Игровые формы работы в учебном процессе могут нести на себе ряд функций:

    ▪ Образовательная;

    ▪ Развлекательная;

    ▪ Релаксационная;

    ▪ Игротерапевтическую;

    ▪ Развивающая;

    ▪ Воспитательная;

    ▪ Социализирующая;

    ▪ Коммуникативная;

    ▪ Диагностическая;

    ▪ Коррекционная


    Сюжетно-ролевая игра.


    Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры. Существуют также и виды данного типа игровой деятельности: диалогические, режиссерские, театрализованные. Все они имеют свою специфику.

    Содержанием игры становятся отношения между людьми, поэтому  ход игры необходимо направить так, чтобы дети могли создавать модели этих отношений. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет.  и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.

     Применяя в работе с детьми-сиротами данный вид игровых технологий, педагоги тем самым способствуют не только привитию детям социального опыта, но и их социальной адаптации в школе-интернате, а в дальнейшем результаты этой педагогической деятельности станут базисом для дальнейшей успешной социальной интеграции ребенка-сироты в социуме. Благодаря   сюжетно-ролевой игре у детей-сирот развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых.


     Вариация их использования

    1.   Свобода. Игра – это вид деятельности, который никогда не может строиться на принуждении, обязательности. Ребенок поступает согласно своей воле, целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.

    2.   Творчество. Игра требует не повторение уже известного, а выбора из множества вариантов наиболее удачного, оптимального. Это характеризует творческую деятельность, которая сопровождается познавательным интересом и является стимулятором активности личности. Творчество способствует самовыражению, дает возможность ребенку показать свою самоценность и индивидуальность. Игра– условие проявления ребенком креативности, свободы, безопасности.

    3.   Деятельность. Игра для младших школьников является специфическим видов деятельности. Цель ее не в результате, а в самом процессе. Этот вид деятельности регулируется двумя целями: цель в объекте, связанная с преобразованием окружающего мира, и цель в субъекте, связанная с преобразованием самого субъекта деятельности. Любые виды игры моделирую проблемные жизненные ситуации; создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; открывают простор для фантазии, импровизации; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не находят применения в повседневной жизни. Именно в сюжетной игре скрыт большой потенциал возможностей для обучения ребенка, оставшегося без попечения родителей, элементарным бытовым навыкам, которые являются крайней необходимостью для нормальной жизнедеятельности в обществе. Основная задача педагогов –сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры. Одним из условий освоения социальной адаптации является овладение всеми навыками самообслуживания, а именно:


    I. Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.

    Учить детей самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде.

    II. Навыки культуры еды.

    Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой.

    III. Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.

    Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания и умывания, а также раздевании. Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять или обращаться за помощью к взрослым.

    IV. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

    Привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду: раскладывать ложки и т.п.; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их; убирать игрушки после игр, принимать участие в починке коробок из-под игр, в ремонте книг, игрушек. Вместе с педагогом выносить на участок игрушки; убирать на участке палочки, камушки, листья. 

    4.   Общение. Оно составляет основу игрового взаимодействия. Сюжетно-ролевая игра передается через общение, организуется им, функционирует в нем. В такой деятельности у учащихся накапливается опыт общения, которое основывается на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве воспитателя и воспитуемого. Все это помогает детям установить правильные взаимоотношения, справедливо решать вопросы. Общение помогает младшему школьнику ставить интересы другого человека выше своих собственных, соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями. Деятельность педагога должна быть здесь направлена на то, чтобы привить детям, проживающим в условиях школы-интерната, навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений : учить детей здороваться и прощаться со взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям., товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы. Учить соблюдать правила культурного поведения на улице, дома (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате)

    5.   Отношения.  Этому качеству присущи избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действий. В процессе игровой деятельности и игрового общения они являются связующим звеном. Главная их функция–   перенос центра ориентации ребенка с предметной среды на личность субъекта. Отношения очеловечивают игровую деятельность, придают ей преобразующий характер, одухотворяют общение. В игровой деятельности у младших школьников складываются  и развиваются такие качества, как симпатия, товарищество, дружба, сердечность, откровенность и др. Вне игры эти качества становятся  основой для развития других.

    6.   Эмоциональность. Любая игра младших школьников проходит с эмоциональным подъемом, что возбуждает у детей стремление к воображению, способность к подражанию, копированию поведения. В эмоциональном фоне игры проявляется уровень ее нравственной, психологической культуры, насыщенность духовной жизни.

    7.   Кооперативность, которая представляет собой позитивную взаимозависимость, индивидуальную ответственность, стимулирование успеха друг друга. В игровой деятельности повышается интерес друг к другу, симпатии, товарищеские связи. Все это объединяет детей и создает большие возможности для формирования коллективистских отношений.

    8.   Комплексность. Педагогически организованная игра выполняет двуединую комплексность: первую в организации воспитательного процесса, вторую– в формировании личности. Игра может быть носителем содержания, выступать средством, методом, формой работы с детьми и является собственно деятельностью младших школьников. Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Игра и есть практика развития. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет .


    Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при применении игровых технологий в профессиональной деятельности социального педагога, а в частности сюжетно-ролевой игры, необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста. Игра– это особый вид деятельности, воспитательный потенциал которой очень велик. Игра не только воспитывает, но помогает ребенку расслабиться, активизирует его личностный потенциал (во время игры ребенок выступает инициатором, проявляет креативные способности). Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.

    Использование игровых методик в воспитательной работе с детьми в школе-интернате.


    Игровые технологии в воспитательной работе с детьми-сиротами носят характер игровой терапии. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях.

    Игровая терапия используется  при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения у детей. Все это так или иначе связано с социальной адаптацией детей в коллективе ( стенах) школы- интерната.

    Однако для применения игровых технологий в работе с детьми необходимо составить программу проведения занятий.

    Октябрь

    Игры на знакомство, на установление доверительных отношений

    «Веревочка», «Паутинка», «кто Я», «Паровозик», «Поезд добродетелей»,

    Ноябрь

    Игры на установление доверительных отношений, на формирование гуманистических чувств

    «Я взрослею», «Какой я хороший», «Пресс-конференция», «Что значит, быть вежливым?»

    Декабрь

    Игры на формирование культуры поведения, поддержание положительного эмоционального фона

    «Жизнь взрослых», «Таможня», «Пойми меня», «Скульптор», «Артисты пантомимы», «Окно», «Театр-экспромт»

    Январь

    Игры на сотрудничество, сплочение коллектива

    «Золотой ключик», «Мост», «Башни», «Сиамские близнецы»,

    Февраль

    Игры на сотрудничество, формирование культуры поведения

    «Баба-Яга», «Согласованные движения», «Спина к спине», «Платформы», «Фигуры», «Скала»

    Март

    Игры на коллективное доверие, внимание, расслабление, создания положительного настроения

    «Море, суша, небо», «Гроза», «Болото», «Вопрос соседу», «14 предметов», «Хохотунья»

    На каждом занятии  ребятам также предлагались задания различного характера: загадки, кроссворды, геометрические задачки на пространственное восприятие и другие задания познавательного характера.

    Вот перечень некоторых игр, применяемых в работе с детьми-сиротами:

    1.   Игра «Путаница»

    Цель: поддержание группового единства.

    Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться– кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.

    2.   Игра «Скала»

    Цель: на сплочение и взаимовыручку.

    Ход игры: Команда в полном составе выстраивается на бревне в ряд. Спереди и сзади – «бездонная пропасть». Каждый член команды по очереди перемещается  из одного конца бревна в другой таким образом, чтобы тот, кто в начале упражнения стоял последним, в результате оказался первым.

    3.   Игра «Вопрос соседу»

    Цель: развитие внимания и сосредоточенности.

    Все садятся в круг, ведущий– в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например, «Как тебя зовут?», «Кто твой лучший друг?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.

    4.   Игра «Ласковые шаги»

    Цель: формирование гуманистических убеждений.

    Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 10– 12 шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.

    5.   Игра «Проведи слепого»

    Цель: Сплочение коллектива.

    Каждая группа выбирает одного человека, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа проводит игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.

    6.   Игра «День рождения»

    Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.

    Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

    Исходя из вышесказанного, при работе с детьми необходимо выявить их особенности и в соответствии с этим подобрать  игры определенной направленности, направленные на конструирование социально полезных качеств и уменьшения степени интенсивности поведенческих реакций негативного характера. При этом занятие должны проводиться регулярно по четкому плану. Необходимо учитывать индивидуальные особенности самих детей, потому что не все игры могут проводится с данной категорией детей. И самое главное при всем этом не потерять доверие детей и быть всегда с ними корректным и искренним, потому что дети не терпят лжи и фальши.

    1. Обеспечивать создание доброй, безопасной ситуации, где ребенок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь педагогу в решении его проблем;

    2. Осуществлять основную коррекционную работу с детьми. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе самой терапии позволяют дополнить, изменить запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка;

    3.  Закреплять полученные навыки и формы общения у детей. Применять разнообразные игровые и неигровые приемы, которые помогают предотвратить различные конфликтные ситуации, способствуют взаимопонимания участников, рефлексии и контролю своего поведения. Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме: первое направление– контактные игры; второе– коррекционно-направленные и обучающие игры; третье направление – контактные + обучающие + контрольные игры. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.

    Таким образом, игра:

    v помогает в диагностике;

    v способствует налаживанию контакта между педагогом и ребенком;

    v помогает словесному выражению чувств

    v дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;

    v помогает расширить круг интересов ребенка;

    v помогает создать у ребенка чувство безопасности и дозволенности в системе отношений так, чтобы ребенок мог свободно исследовать и выражать собственное Я;

    v привлекает к переживаниям ребенка и отражает его чувства таким образом, что он постепенно приходит к самопониманию;

    v помогает ребенку действовать ответственно, раскрывает его способность решать личные проблемы;

    v помогает раскрыть внутреннюю направленность ребенка, позволяет ему быть лидером во всех областях;

    v позволяет педагогу оценить постепенность игротерапевтического процесса;

    v помогает устанавливать такие ограничения, которые позволяют ребенку принять на себя ответственность в данной системе отношений

    Можно выделить основные задачи, которые решает игровая деятельность в контексте социальной адаптации, вызываются новые формы переживаний; воспитываются позитивные чувства к взрослым, сверстникам, самому себе; развиваются система самооценки и самосознание, повышается уверенность в себе; развиваются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности.

    В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

    В связи с развитием содержания игры, игрового творчества происходит сложный процесс формирования детского коллектива.

    Игра – самостоятельная деятельность школьников. По большей части они сами придумывают сюжет, сами организуют игру. Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласованно с товарищами, на практике усваивают нормы поведения.

    Игра очень важна для формирования реальных взаимоотношений детей. В игре формируется “общественность” - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Особенно важны для этого самостоятельные игры, в которых дети сами устанавливают свои взаимоотношения.

    В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы педагога- воспитателя.

     Итак, детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества.

    Существуют два взаимосвязанных пути формирования детского коллектива: через игровой образ и через выполнение принятых в группе норм поведения. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков способствуют развитию дружеских чувств, сплачивают детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

    Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Они совместно обсуждают ход игры, согласовывают свои действия друг с другом. И в то же время конфликты между играющими становятся более острыми. Это связано с развитием самолюбия, которое проявляется в борьбе за выбор игры, за лучшую роль, правоту своего мнения.

    Очень часто воспитатель влияет на ребенка через коллектив. Дети сами отстраняют от главной роли зазнавшегося хвастуна, иногда отказываются с ним играть. Но при этом необходимо неослабленное внимание взрослых, так как даже при самом организованном коллективе дети по неопытности легко могут допустить несправедливость.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Учитывая возрастные особенности и особенности социализации детей, следует упомянуть о том, что для  социальной адаптации данной категории детей необходимо подобрать эффективные воспитательные и социализирующие средства, которые будут способствовать  формированию их самосознания, личностного становления и приобщенности к коллективу.

    Игровые технологии способствуют успешной адаптации детей в школе-интернатеVIII вида. Сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку предоставляется возможность смодулировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни за пределами стен школы-интерната. В данном виде игровой деятельности дети усваивают бытовые навыки самообслуживания, общения со сверстниками, также усваивают особенности гендерных ролей, что является немаловажным в создании своей будущей семьи. В игре дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений.

     Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые помогают предотвратить различные конфликтные ситуации, способствуют взаимопонимания участников, рефлексии и контролю своего поведения Это говорит об эффективности применения игровых технологий в работе педагога с детьми-сиротами. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Удачный подбор игр при составлении программы их проведения на определенный промежуток времени обеспечит эффективность социальной адаптации детей в школе-интернате, а более обширное применение игровых технологий будет способствовать более успешной социализации таких детей в постшкольный период.

    Литература:

    1. О.С.Газман –М.Просвещение,1988г. Книга для учителя. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников.
    2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка// вопросы психологии 1966г.№6
    3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика 1978
    4. Плеханов Г.В. Письма без адреса: письмо третье//Собрание сочинений: в 20т.-М.,1924Т.XIV


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"

    Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....

    «Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»

    Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...

    Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната

    Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.

    Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандар...

    Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.

    Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...

    Тема:«Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива посредством проектной деятельности».

    В жизни ученика важную роль играют взаимоотношения в коллективе. Особое значение приобретает такая характеристика  коллектива, как сплоченность. Но для того чтобы превратить классную организацию ...