ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.
статья на тему

Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандартных, инновационных разработок, направленных на развитие устной речи и остаточного слуха учащихся.

Использование компьютерных технологий в специальной школе играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития неслышащих детей, повышает качество знаний учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volchenko_elena_anatolevna_g._leninsk_.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ленинская школа-интернат»

(ГКОУ «Ленинская школа-интернат »)

Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандартных, инновационных разработок, направленных на развитие устной речи и остаточного слуха учащихся.

Использование компьютерных технологий в специальной школе играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития неслышащих детей, повышает качество знаний учащихся, т. к. позволяет познакомить слабослышащих и глухих учащихся с окружающим миром во всём его многообразии, показать отдельные фазы развития, выделить в сложном те или иные элементы, раскрыть их диалектические связи и закономерности. С помощью компьютера может быть создана особая, индивидуальная форма общения, позволяющая сосредоточить внимание на наиболее существенных аспектах изучаемого материала. В результате создаются условия для обучения учащихся с различными снижениями слуха умению анализировать, сравнивать и обобщать изучаемые материалы, устанавливать причинно – следственные связи, рассуждать.

Мой кабинет для занятий по РС и ФП оснащен компьютером Apple. Появление ПК в слуховом кабинете привело к тому, что практически ни одно занятие не обходится без использования компьютера, что позволяет изменить традиционные методы проведения занятий.

Применение компьютерных технологий позволяет успешно работать над следующими целями: использование на уроках принципа доступности предлагаемого учебного материала и личностный индивидуальный подход к каждому учащемуся; использование адаптированного материала и современных научно обоснованных методов и средств обучения; реализовывать на уроках инновационные методы, нестандартные методы интеграционного характера; использование компьютерных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с учетом структуры нарушения слуха учащихся и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Использование компьютерных технологий на уроках РС и ФП позволяют решать следующие задачи: использование компьютерных программ в качестве мотивации для закрепления навыков произносительной стороны речи глухих школьников; применение компьютерных технологий для предъявления учащимся наглядного материала в виде картинок, слайдов и презентаций; развитие мелкой моторики учащихся при пользовании клавиатурой и мышью.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя – дефектолога на занятиях по РС и ФП осуществляются по разным направлениям.

I.Направление работы: диагностика

Формы использования ИТК: Работа в Microsoft Works (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word).

Предоставляющиеся возможности: создание базы данных по итогам диагностики;отслеживание динамики работы; составление графиков и диаграмм.

II.Направление работы: коррекция произносительных навыков и развитие слухового восприятия

Формы использования ИТК:

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере:

- DVD, CD диски («Голоса птиц и зверей», «Звуки транспорта» и др.);

- специальные компьютерные игры: «Игры для Тигры» - способствует коррекции, формированию и развитию: длительности и силы речевого выдоха, громкости, темпо-ритмической организации, интонационной выразительности, неречевого и речевого слуха, звукового анализа и синтеза слова, лексических связей, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

 «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Программа включает в себя четыре основных раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий. В каждом задании предлагается два режима работы: "Изучение" и "Задание".

2.Использование готовых цифровых образовательных ресурсов: - игры, на сайте www.logozavr.ru, Интернет – школа "Уроки Мудрой Совы". В её учебной программе более 400 бесплатных игровых упражнений для дошкольников и младших школьников. Игры для изучения букв и звуков.

3. Создание собственных презентаций в Microsoft Power Point.

- альбом для обследования произносительных навыков учащихся подготовительного – 5 класса, 6 – 12 классов; альбом для обследования слуха речью; альбом для обследования словарного запаса учащихся подготовительного – 3 класса.

- слайды для работы над речевым дыханием (сдувание листочков с дерева, снежинок с ладони, раздувание туч, и любимое упражнение мальчишек – загнать мяч в ворота). Когда учитель видит, что ученик правильно выполняет упражнение, нажимает на клавишу мышки, и листья или снежинки разлетаются в разные стороны. Ученик не только выполняет упражнение, но и комментирует свои действия: – Я дул хорошо. – Мне трудно. - Я сдул все снежинки. - Я задул две свечи. - Я задул все свечи.

- слайды для работы над голосом (ребёнку интересно выполнять задание вместе с порхающей бабочкой, перелетающей с цветка на цветок);

- слайды для работы над словесным ударением;

- мультимедийные презентации для автоматизации произносительных навыков, дифференциации звуков речи, работы над фразой (соотнесение словосочетаний с иллюстрациями, составление словосочетаний из данных слов, дополнение словосочетаний подходящими по смыслу словами с опорой на картинки и без них; различные виды заданий для работы над фразой - это работа с деформированными предложениями, ответы на вопросы с опорными словами и без них, составление предложений по картинкам, по вопросным схемам, выполнение поручений, разгадывание загадок и кроссвордов; работа над интонацией и правилами орфоэпии). При работе с компьютерной программой по формированию произношения возникают слуховые образы слов и фраз, образы звуков речи, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи. В процессе выполнения заданий, между учителем и учеником создаются особые доверительные отношения. Яркие картинки придают больше привлекательности, помогают понять содержание задания, повышают мотивацию.

- мультимедийные презентации для работы с текстом.

На индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия центральное место занимает речевой материал, состоящий из тестов - диалогов, сказок, загадок, фраз – вопросов, фраз – поручений и текстов описательно-повествовательного характера. Этот материал, отвечая задачам развития общения с помощью устной речи, органической частью входит в содержание учебного процесса. Работа с текстом предполагает поэтапное выполнение целого комплекса заданий, которые от класса к классу усложняются как по форме, так и по содержанию. Применение любой визуальной информации имеет положительный эффект. Использование средств мультимедиа помогает представить явления, действия, предметы, ситуации в приближенном к реальности виде. Анимация даёт возможность наблюдать объект в движении, в действии, что очень важно для детей с нарушением слуха. Данные разработки являются справочным материалом для ученика: просмотрев нужный речевой и анимационный материал, ребёнок сможет применить его в реальной жизни или в учебном процессе. Запоминание идёт увлекательнее и эффективнее.

Систему уроков составили также:

- словарно – иллюстративные презентации «Всё обо всем». Темы: «В классе», «Одежда», «Обувь», «В спальне», «Учебные принадлежности», «Школьная библиотека», «В столовой», «Как вести себя на улице», «Живой уголок», «Уборка квартиры», « Дикие животные», « Домашние животные», «Мебель», « Продукты», « Семья», «Игрушки», «Времена года».

Словарно иллюстративные презентации «Всё обо всём» - это специальный подбор речевого и наглядно материала по соответствующей теме позволяющий ознакомить учащихся со словарем данной тематики, отработать предлагаемый речевой материал путем не только просмотра красочных картинок, но и их последующее угадывание и называние в соответствующих заданиях. Отвечая на вопросы, учащиеся смогут проверить правильность усвоения лексики той или иной темы. Материал подобран с учетом специфики обучения детей с недостатками слуховой функции, специально отобран для данной категории детей. В задачи входит: расширение и усвоение словарного запаса, развитие мышления и памяти, расширение общего кругозора, развитие речи и произношения, развитие навыков самоконтроля и самостоятельной работы учащихся над речевым материалом.

Предоставляющиеся возможности:

- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации); улучшение речевого продуцирования; расширение кругозора школьников, развитие их познавательных процессов; повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала); повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная); активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук; формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития; реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения); возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности; совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни).

Результаты исследований по практическому применению составленного с помощью использования компьютера материала по данной теме, говорят о высокой результативности индивидуальных занятий. Эффективность занятий за последние 4 года возросла на 33% и составила в общем результате 96 %. Значительно повысился интерес учащихся к индивидуальным занятиям с использованием компьютерных технологий. Повысилось качество произносительной стороны речи, расширился кругозор учащихся и словарный запас. Полнота решения поставленных задач и целей, которые ставит учитель, полностью соответствует удовлетворению получаемых результатов. Творческий процесс по данной теме имеет неограниченные и неисчерпаемые возможности, как для учителя, так и для учащегося проявить себя в полной мере творчески в практической деятельности. Ставит новые проблемные задачи и цели, ведущие к дальнейшему совершенствованию учебного процесса, способствующего полноте получаемых умений и навыков в развитии речи, произношении учащихся, их общему интеллектуальному развитию.

III. Актуальность проблемы совершенствования образовательного процесса на основе внедрения электронных средств обучения, ее недостаточная практическая разработанность применительно к развитию слухового восприятия и формированию произношения у детей с нарушениями слуха послужили основанием для разработки электронного пособия «Утёнок». Это авторская работа учителя информатики - Рябова Сергея Леонидовича.

Пособие относится к разделу "Речевые звуки" и представлено мультимедийными заданиями на развитие навыков распознавания слов, словосочетаний или коротких фраз (не более 47 символов, считая и пробелы). Для того чтобы начать выполнение задания, необходимо нажать кнопку с номером 1-10, прослушав слово, проговорить его. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, необходимо нажать клавишу – табличку с данным словом. Если задание выполнено верно, появляется картинка, соответствующая слову. Если же задание выполнено неверно, появляется надпись: «Не правильно! Нажми кнопку с номером, прослушай слово ещё раз». Повторное нажатие этой же клавише позволит выполнить задание ещё раз. Нажав на клавишу с другим номером можно перейти к следующему варианту. Клавиша выход предназначена для завершения работы.

Пособие разрабатывается учителем дефектологом с учетом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, учитывая состояние слуха и индивидуальные особенности ребёнка. Это пособие позволяет развивать слуховое восприятие, фразовую речь, грамматический строй языка, совершенствовать произносительные навыки. Используя возможности данной программы, мною разработаны пособия по всем темам 1-3 классов и активно применяется в работе, что значительно влияет на формы и методы представления учебного материала. Информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.

Вывод.

Данная система уроков, составленная и разработанная с помощью использования компьютерных технологий, позволяет улучшить качество усвоения учебного материала, на каждом этапе урока повышая компетентность ученика по тому или иному вопросу темы до 93 %.

Презентации к текстам способствуют активизации мыслительной деятельности ребенка. Они составлены таким образом, что каждое предложение можно продемонстрировать в действии или подобрать соответствующую картинку. Ребенок получает возможность участвовать в событиях, происходящих в небольших по объему текстах, становится действующим лицом. Всё это побуждает его дать соответствующую оценку действиям того или иного героя. Для этого к текстам подобраны вопросы.

Кроме того, каждому ребенку предоставляется возможность самому принять участие в творческом процессе составления таких текстов. На таких текстах очень хорошо работать над развитием речи и произношением, развивать логическое и абстрактное мышление. Главное – это творческое содружество ребёнка и учителя.

Рациональное применение компьютерных технологий способствует компенсации дефекта слухового анализатора, выправлению нарушенного хода становления всесторонне развитой личности, её социальных связей.

Овладение звучащей речью - это единственный путь для ребенка с нарушенным слухом войти в социум и занять в нем достойное место!

Литература

1.Богданова Т.Т. Сурдопсихология, М., 2002.

2.Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с

недостатками слуха: основные идеи и перспективы. Дефектология, 1995, №3.

3.Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и

воспроизведению устной речи. М.: АКАДЕМИЯ, 2011.

4.Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы. Дефектология, 1994, № 5.

5.Под ред. М.И. Никитиной Сурдопедагогика, М., Просвещение, 1989.

6.Под ред. Речицкой Е. Г. Сурдопедагогика, М.: ВЛАДОС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.

В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации....

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Использование современных технологий декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка в коррекционной школе VIII вида.

Использование современных технологий декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка в коррекционной школе VIII вида....

Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы-интерната VIII вида на тему: "Страна законов"

Занятие разработано для обучающихся 14-15 лет корреционных школ VIII вида. Цель занятия: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний....

Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.

Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...

«Эстетическое воспитание в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида»

quot;Система эстетического воспитания должна быть,прежде всего, единой, объединяющей все предметы,все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника,где каждый предмет, каждый вид занятия имее...