Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.
статья по теме

Маковеева Нина Гелиевна

В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv-e_sl-rechevogo_vospr-ya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.

 

                                                                   Маковеева Н.Г.- учитель-дефектолог

                                                                  ГБС(К)ОУ школа-интернат(1)вида№1

                                                                  г. Санкт- Петербург

 

Дети с КИ, обучающиеся в нашей школе, относятся к самой сложной категории с точки зрения слухоречевой реабилитации. Во - первых, они были проимплантированы в позднем возрасте (8-16 лет). Во- вторых, у них есть сопутствующие нарушения: проблемы слуховой памяти, внимания, мышления, низкий уровень языкового развития.

Кроме этого, у детей с врожденной глухотой меньшие возможности развития слухового анализа, эти возможности очень индивидуальны.

В условиях нашей школы учащимся с КИ  оказывается коррекционно-педагогическая помощь по развитию слухоречевого восприятия

На подготовительном этапе работа начинается с развития слухового внимания путём обучения учащихся восприятию неречевых звуков. С самого начала необходимо получить от ученика реакцию на звук: слышит он звук или не слышит, обратить его внимание на множество звучаний и их различия.

 На первых занятиях ребятам предлагаются следующие звуки: шуршание бумаги, звон ключей, шум воды, стук в дверь, топот ног, бренчание ложки в стакане. Ученик, услышав звук, реагирует на него. Учитель предъявляет табличку - оречевляет производимый звук. Ученик прочитывает табличку, а потом старается произнести написанное без таблички по памяти. Это способствует накоплению пассивного и активного словаря. Затем идёт работа по обнаружению места, откуда исходит звук. После этого учим дифференцировать неречевые звуки при парном сравнении. Начинаем с восприятия наиболее контрастных звучаний : хлопание в ладоши и бренчание ключей, стук в дверь и звук свистка, бренчание ложки и кашель.

Постепенно количество неречевых звуков, предлагаемых ребёнку,  увеличивается, а их тематика расширяется. Изучаются звуки транспорта, звуки природы, звучание музыкальных инструментов, бытовых приборов, звуки, издаваемые животными, человеком.

Параллельно с восприятием неречевых звуков на индивидуальных занятиях идёт работа по развитию фонематического восприятия, которая в свою очередь неразрывна с формированием произносительной стороны речи. Это важно для формирования у ребёнка слухо-артикуляторных координаций - умения контролировать свою речь с помощью слуха.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

На первом этапе уточняется произносительный и звуковой образ изолированного звука. Начинаем работу с гласных звуков, так как умение узнавать гласные звуки очень облегчает ребёнку понимание речи, даже если он плохо различает согласные звуки.

Работа строится по следующему плану:

1.Знакомство с изолированным звуком.

 Учим ребёнка анализировать  звуки

      -  по  длительности звучания

       - по  количеству звучания

       - по громкости звучания

учим воспринимать звуки с разного расстояния относительно ребёнка

и с разных мест относительно Импланта.

Параллельно идёт уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие и кинестетические ощущения.

Далее учащимся предлагаются задания на:

1.Узнавание изолированного звука.

2.Выделение звука на фоне слога.

3.Определение наличия звука в слове.

4.Выделение слова со звуком  из предложения.

Подобные упражнения предлагаются при знакомстве со всеми звуками- гласными и согласными.

На втором этапе проводится сопоставление звуков в произносительном и слуховом плане.

Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука.

Дифференциация изолированных звуков.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация звуков в словосочетаниях

Дифференциация звуков в предложениях

Дифференциация звуков в текстах

Слуховое различение звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Эта работа проводится на третьем этапе развития фонематического восприятия. Чем более точно представляет ребёнок звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, тем более чётко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки речи.

 На этом этапе мы предлагаем следующие задания:

-определение звуковой структуры слова,

-определение места звука в слове,

-определение слогового состава слова.

Отметим, что работа по формированию фонематического восприятия проводится на индивидуальных занятиях в части,  отведённой на формирование произносительных навыков, так как гарантировать стойкий навык правильного произношения можно только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Во второй части занятия проводится  работа по развитию слухового восприятия.

Дети учатся  различать и опознавать на слух фразы, тексты, словосочетания, слова Учащиеся постепенно накапливают в памяти слуховые образы этих сигналов, усваивают значения этих слов и фраз, что позволяет им узнавать эти сигналы в обычной жизни.

Слушая образец правильной естественной речи учителя, учащиеся овладевают элементами ритмико - интонационной структуры речи. В этой же части занятия  продолжается работа над увеличением в памяти количества слуховых образов неречевых сигналов окружающей среды.  Для занятий подбираются  неречевые звуки, которые близки  теме занятия. Например: если тема занятия «Весна»,

ученик слушает капель, журчание ручейка, пение птиц. А если тема урока – «Семья»,

 слушает звуки бытовой техники, звуки, которые издают люди, и домашние животные.

Важно развить у учащихся с КИ  умение воспринимать речь в естественных ситуациях.

Для этого необходимо хорошо усвоенный учеником материал  в тихих условиях закреплять на фоне посторонних шумов - сначала в кабинете на занятиях, а потом  в других шумных помещениях (во время перемены,  экскурсий, праздников), разговаривая по телефону и общаясь с людьми, отличающимися темпом речи, тембром голоса.

Свои знания, умения и навыки, полученные на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения, учащиеся, в том числе и имплантированные дети, реализовывают во время праздников, олимпиад, речевых конференций, проводимых в стенах школы. А также на занятиях, проходящих вне школы: в районной библиотеке, в Доме детского творчества «Союз», во время экскурсий и дома, общаясь с родными и знакомыми. Каждый ребёнок с К.И.в зависимости от своих возможностей проходит свой путь слухоречевого развития. Так,2 наших ученика с К.И. уже перешли в школу II вида и показали себя с хорошей стороны. Остальные имплантированные дети пока продолжают обучение в нашей школе.

Нам есть ещё над чем работать.

 Литература:

И.В. Королёва Кохлеарная имплантация глухих и взрослых. -  СПб.: Каро, 2009.

О.В. Зонтова  Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом. - Санкт-Петербург, КАРО, 2008г.

Т.А.Ткаченко Формирование навыков звукового анализа и синтеза- Москва: «издательствоГном и Д», 2003г

Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие.- Москва: Владос,2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях коррекционной школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют специальные занятия по соци...

Занятие для обучающихся коррекционной школы VIII вида по теме "Восприятие мира. Наши органы чувств"

Занятие для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII видаТема: Восприятие мира. Наши органы чувств.Цель: знакомство с различными каналами восприятияЗадачи:- актуализация зрительног...

Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».

В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.

Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандар...

Доклад Этапы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации

Доклад и  презентация (13 слайдов). Этапы слухоречевой реабилитации детей после КИ - первое положение "слухового" метода.Литература - Королёва И. В....

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Составитель: Юрина Галина Николаевна, учитель -дефектолог

Рабочаа индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для детей с нарушениями слу...