Главные вкладки

    Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях коррекционной школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.
    материал по теме

    Видус Марина Викторовна

     

    Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях коррекционной школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания и воспроизведения, применения их на практике при выполнении аналогичных и новых заданий.

    Под влиянием обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определённые знания и умения, однако продвижение их неравномерно. Это вызвано неоднородностью состава учащихся, которая определяется разными потенциальными возможностями школьников и имеющимися у них нарушениями.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке.

    Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, учёт индивидуальных  и типологических особенностей учащихся. Уроки СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся. Занятия направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировке в окружающей их жизни. Поэтому на уроках социально-бытовой ориентировки ставлю задачу, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержание в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.

    Успешному решению поставленных задач способствует рациональное сочетание индивидуальных и групповых форм организации деятельности учащихся, учёт индивидуальных особенностей.

    Во время проведения уроков СБО деятельность детей организовываю различными способами, например:

    Коллективная – совместная работа детей на занятии: ответы на вопросы, поставленные всему классу; составление плана работы или описание предмета в процессе коллективной беседы, игры, упражнения, отгадывание загадок и т.п.;

    Групповая форма  организации деятельности детей на занятии: ученики могут выполнять задания в парах, объединяться в небольшие группы по 2-3 человека, делиться на команды.

    Групповые формы организации деятельности детей могут быть:

    Дифференцированно – групповыми : дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционо – образовательного  процесса (при этом следует учитывать и взаимоотношения детей).

    Бригадными: дети объединяются во временные бригады для выполнения какого-либо учебного задания (такие бригады могут формироваться как по указанию учителя, так и по желанию детей).

     Можно выделить следующие виды групповой работы на занятии:

    Единая – все группы выполняют одно и то же задание, затем проверяют правильность его выполнения каждой группой;

    Дифференцированная:

    1. Группы выполняют одно и то же задание, но на разном уровне сложности; например: выполнить классификацию предметов (одни группы выполняют на изобразительном материале, другие классифицируют таблички с соответствующими словами);
    2. Группы выполняют одинаковое, по сути, задание, но различающиеся у каждой команды по исходным данным, например, каждой группе предлагается отобрать («купить») продукты, необходимые для приготовления каких-либо блюд или целого меню (при этом заданные блюда у каждой группы разные)
    3. Группы выполняют разные по содержанию задания в рамках одной темы.

    Группу (команду, бригаду) характеризует непосредственное взаимодействие между детьми в их совместной деятельности. По организации деятельности каждого ребёнка могут быть такие способы взаимодействия детей внутри группы:

    1. Каждый ребёнок выполняет определённую операцию, этап работы, например, при осуществлении процесса стирки одежды: один готовит воду для стирки, полоскания, растворяет стиральный порошок, сортирует одежду для стирки; другой замачивает и отстирывает её; третий выполаскивает и отжимает. Дети в группе постепенно меняются местами, тренируясь последовательно выполнять все операции.
    2. Или же, ученик, хотя и работает в группе с другими детьми, не испытывает ни какой зависимости от них. Дети даже могут стирать в одном тазу, но каждый выполняет весь процесс стирки определённого предмета одежды сам. Такой самостоятельный характер может иметь деятельность каждого ребёнка в группе при организации дидактических игр, соревнований, например, двум командам предлагается выбрать из набора картинок на доске только картинки заданной группы. Члены команд по одному подходят к доске и выбирают по одному предмету. Побеждает та команда, которая выполнила задание правильно и быстрее другой. Таким образом, результат деятельности команды определяется самостоятельной, независимой от остальных деятельностью каждого учащегося.
    3. По бригадам организуется приготовление различных блюд, уборка помещения. Бригада выполняет задание от начала до конца, причём каждый член бригады делает свою часть работы( например, один чистит батарею, другой вытирает подоконники, двое моют пол и т.д.)

    При приготовлении различных блюд одной бригаде, например, даётся задание – очистить картофель, другой её мелко порезать и следить за процессом приготовления и т.д.

    На занятиях применяю и индивидуальный подход в отношении тех детей, которые значительно отличаются от остальных по своим познавательным возможностям, имеющемуся опыту, темпу деятельности.

    Например, при выполнении заданий слабым учащимся предлагается карточка, в которой более подробно расписываются те действия (шаги), которые должен совершить ученик для достижения правильного результата.

    Например: тема « Подготовка к стирке хлопчатобумажного белья   в стиральной машине – автомат» 7 класс.

    I .Пооперационная (пошаговая) развёрнутая (подробная) инструкция.

    1. Рассортировать бельё (белое, цветное).
    2. Отобрать нужное по весу количество белья одного типа.
    3. Определить степень загрязнения белья.
    4. Определить программу стирки.
    5. Заложить бельё в стиральную машину.
    6. 6. Закрыть люк (дверцу).
    7.  Отмерить нужное количество стирального порошка.
    8.  Засыпать стиральный порошок в приёмник – дозатор.
    9.  Задать программу машине:
    1. Установить в нужное положение ручку регулятора температуры стирки (нагрева воды);
    2. Установить в нужное положение регулятор программы стирки.

    10.Включить машинку.

    Или

    II. Свёрнутая инструкция.

    1. Подготовить бельё к стирке.
    2. Заложить бельё в машину.
    3. Засыпать моющие средства (порошок, отбеливатель, ополаскиватель)
    4. Установить программу стирки.
    5. Включить машинку.

    То есть первая пошаговая подробная инструкция даётся слабым ученикам, вторая – более сильным.

    Как именно организуется работа, зависит от задач занятия.

    Однако в любом случае каждый ученик должен на практике усвоить все необходимые знания и умения. Выполнение той или иной работы осуществляется как по бригадам, так и индивидуально.

    Например, индивидуально заполняются различного рода бланки и квитанции, деловые бумаги, производиться мелкий ремонт одежды, работа с литературой (прочитывание рецептов различных блюд).

    Для выявления индивидуальных различий учебных способностей учащихся и для отслеживания тех моментов в усвоении программного материала, который по каким-либо причинам не усваивается детьми, использую тестирование.

    Тестовый контроль можно проводить как по итогам определённых – четвертных, годовых отрезков времени, так и по темам. Тестовые задания имеют разный уровень сложности, в зависимости от усвоения материала учащимися.

    Например, тема « Продовольственный магазин».

    Вопрос: В каком отделе продовольственного магазина продают соль?

    Возможные варианты ответа:

     1.В овощном.

    2. В бакалейном.

    3. В мясном.

    Нужно выбрать правильный ответ.

    Такие тестовые задания выполняем и при изучении других тем.

    При подведении итогов по какой-либо теме не сравниваю выполнение одинаковой работы разными учащимися, а отмечаю  положительные и отрицательные моменты в работе каждого ученика индивидуально, так как возможности у детей к обучению разные.

    При оценке выполнения работы обращаю внимание на соблюдение учениками в процессе работы санитарно – гигиенических требований или правил безопасности, на организацию рабочего места, соблюдение нужных правил хранения инвентаря, соответствие последовательности действий по плану работы, взаимоотношение учащихся во время работы (если это была работа в бригаде, результаты общего труда, дисциплинированность и т.д.) Важно оценивать не только сам факт выполнения работы, но и качество выполнения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки»

    Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

    Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида

    Проблема повышения уровня обучаемости и обученности, уровня мотивационной деятельности учащихся на уроках имеет особую актуальность на современном этапе обучения и воспитания детей с проблемами в разв...

    Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

    Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....

    Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях специальной (коррекционной) школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

    Дет     Дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующ...

    Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».

    Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

    Календарно-тематическое планирование логопедической работы для учащихся подготовительного класса коррекционной школы VIII вида

    Планирование логопедической работы для  подготовительного класса коррекционной школы VIII вида расчитано на учащихся, имеющих I-II уровень cистемного недоразвития речи....

    К вопросу о формированиии готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов коррекционной школы 8 вида на уроках технологии

         Одна из главных задач коррекционной школы- подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном российском обществе. В школах 8 вида, где обучаются дети с интеллектуаль...