Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».
план-конспект урока (6 класс) по теме

Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока чтения и развития речи

 и социально-бытовой ориентировки в 6 классе

Тема урока: Виталий Бианки «Март».

                                                  Ход урока.

I . Организационный  момент. (учитель чтения)

- Здравствуйте, ребята!

- Сядет тот, кто отгадает загадки:

*Лежало одеяло, мягкое, белое.

  Солнце припекло, одеяло утекло. (снег)

*Растёт она вниз головою,

  Не летом растёт, а зимою.

  Но солнце её припечёт,

  Заплачет она и умрёт. (сосулька)

*На дворе стоит апрель,

  Звенит весёлая…(капель)

*Всех перелётных птиц черней

 Чистит пашню от червей

 Взад-вперёд по пашне, вскачь,

А зовётся птица…(грач)

*Крупно, дробно зачастило,

Зачастило, зачастило,

Землю сильно напоило.  (дождь)

*Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать - дворец

Прилетай скорей…(скворец)

*Из-под снега расцветает,

 Раньше всех весну встречает. (подснежник)

- Молодцы.

- Скажите, что объединяет эти загадки и отгадки?

- Верно. Начинается, пожалуй, самое любимое время года и людей, и природы. И не зря это слово красуется на доске!

СЛАЙД 1 (ВЕСНА)

- Сегодня у нас немного необычный урок. Вы, наверное, удивились, что на урок к вам пришли сразу два учителя разных предметов. И это не случайно, потому что на уроке чтения вам сегодня понадобятся  навыки, полученные на уроках СБО.

- Пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на уроке. А наша общая работа поможет разобраться во всем и справиться с любым заданием.

II. Сообщение темы урока. (Учитель чтения)

- Ребята, назовите весенние месяцы.

- Вспомните, пожалуйста, как зовут автора, который на протяжении этого учебного года рассказывает нам о месяцах года.

СЛАЙД 2(портрет)

- Верно. Ежемесячно мы встречаемся с Виталием Бианки.

- О чём все его рассказы?

- Как никто другой, Виталий Бианки точно описывает природные явления.

Из его небольших рассказов мы узнаём, что происходит с природой, животными, птицами в каждом месяце.

- Сегодня  мы познакомимся с его очередным рассказом, название которого совпадает с названием первого весеннего  месяца.

- Назовите тему урока.

СЛАЙД 3 (тема)

- Запишите её в тетрадь.

- Как уже было сказано, урок сегодня необычный. Поэтому, мы не только познакомимся с произведением Бианки, но узнаем, чем особенно был привлекателен месяц март у русского народа.

- Для начала отгадайте загадку.

* Хочет – прямо полетит,

  Хочет – в воздухе висит,

  Камнем  падает с высот

 И в полях поёт, поёт. (жаворонок)

СЛАЙД 4(жаворонок)

- Сегодня мы будем говорить о весне, о марте, о жаворонках и о празднике с ними связанном.

СЛАЙД 5 ВИДЕО

* Старинный славянский праздник Жаворонки начали отмечать на Руси 22 марта. 22 марта – день весеннего равноденствия. Зима кончается, весна начинается. Праздник Жаворонки стал называться ещё и Сороками. Не в честь белобоких сорок, а  в честь сорока мучеников Севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли  мученическую казнь за веру. Память  их празднуется 22 марта. У русского народа существовала вера, что в этот день прилетают 40 птиц, и первая из них – жаворонок. Этот день считался птичьим днем. 

III. Практическая часть. (Учитель СБО).                                                                   - О каком празднике вы узнали? Наши с вами бабушки и  прабабушки    с большой  любовью и уважением готовились к этому  празднику. Главным атрибутом праздника  являлось  выпекание жаворонков. 

- А давайте мы сегодня с вами попробуем возродить эту старую, добрую традицию наших предков, постараемся испечь жаворонков.

- Вот такими должны  у нас получиться  жаворонки ?

СЛАЙД 6 (жаворонки из текста)

- Один из жаворонков решил с нами познакомиться  и  прилетел  на урок.

Ознакомление с объектом работы.

- Нравится вам жаворонок? Потрогайте его.

- Из чего же приготовлена  наша птичка? (теста)

- Посмотрите внимательно и назовите части тела жаворонка.

 (голова, туловище, хвостик, глазки) 

Составление плана работы.

- Хотите научиться выпекать таких птиц?

- Как вы думаете, с чего необходимо начать работу? (приготовить тесто)

- Тесто я для вас приготовила. Что же будем делать дальше?

1.   Нарезать тесто  на одинаковые кусочки.

- А почему кусочки теста должны быть одинаковыми?

- Какие инструменты и приспособления для этого нужны?

(доска, нож, мука)

СЛАЙД 7 (план работы)

2. Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной 15см

( примерно ширина 2 ваших ладошек)

3. Жгут завязать узлом, придавая одному кончику форму головы.

4. Другой кончик немного расплющить, и сделать несколько надрезов в виде хвостика.

5.Сделать глазки из изюма, изюминку разрезать на несколько частей. 

6. Выложить жаворонков на, смазанный маслом,   противень.  

7. Противень поставить в духовку на 15  - 20 минут.

- Какие приспособления нам нужны будут на уроке? 

Практическая работа. 

-Чтобы приступить к практической работе, давайте вспомним

с чего начинаем работу на кухне?  (моем  руки с мылом, закатываем рукава, надеваем спецодежду.) (Дежурные раздают разделочные доски, ножи, тарелочки с изюмом, противень, кисточка, масло)

-Что будем делать сначала? Как? Почему?

-Посмотрите, как легко раскатывать тесто?

-Что выполните потом?

-Что будем делать затем?

- Обратите внимание, кто  работает более аккуратно?  Найдите самую красивую птичку? Наши жаворонки готовы.

- Ставим их в духовку.

IV.  Чтение  и анализ текста.

  1. Речевая разминка.

- Продолжаем урок чтения.

- Прежде, чем приступить к чтению произведения, проведём речевую разминку.

СЛАЙД 8 (речевая разминка)

* Жаворонки, прилетите!

  Студёную  зиму прогоните!

  Тёплую весну принесите!

  Зима нам надоела,

  Весь хлеб у нас поела!

  1. Чтение рассказа учителем                                                                     СЛАЙД 9- музыка, картинки - март
  2. Анализ текста.

- С каких слов начинается рассказ?

- Почему так говорят в народе?

- За какое первое дело принялась весна?

- Когда наступает день весеннего равноденствия?

- Что это значит?

- Как радуются птицы началу весны?

- Что для птиц делают дети?

4. Чтение учащимися «про себя».

- Прочитайте рассказ «про себя».

- При чтении отмечайте новые или непонятные вам слова.

5. Словарная работа.

СЛАЙД 10

6. Чтение рассказа «вслух».

- Давайте прочитаем текст «вслух».

- Читаем первый абзац по цепочке.

- Как в народе называют март?

- Запишите это предложение себе в тетрадь.

- Второй абзац прочитает Данила.

- Спасибо!

- Прочитайте ещё раз первое предложение этого отрывка.

- Как вы его понимаете?

- Какая работа ожидает весну?

- Что она делает в марте?

- Следующее задание.

- Зачитайте, когда наступает день весеннего равноденствия.

- Запишите это себе в тетрадь.

- Зачитайте, чем примечателен этот день.

- Зачитайте, что начинается с этого дня.

- Зачитайте, кому посвящают дети этот месяц.

- Объясните, почему с приходом весны следует ещё более оберегать птиц.

- Зачитайте, как надо беречь и привечать птиц.

7. Работа с пословицами.

- «Всему своё время», - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И мы с вами дожили до этой прекрасной поры, которая называется весною.

- Вспомните, пожалуйста, с чего начал свой рассказ писатель.

- Составьте ещё приметы о весне, соединив части предложений.

СЛАЙД11 (приметы)

*Грач на горе – весна на дворе.

 Из берёзы течёт много соку – к дождливому лету.

 Как ни злится март, а весною пахнет.

 Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.

Сколько проталинок – столько и жаворонков.

- Молодцы!

Учитель СБО. 

- Посмотрите, наши  жаворонки готовы.

- Как вы думаете, что же дальше с ними делать?

(ответы детей)

- А в старину, выбирали самую красивую птичку, сажали её в заранее приготовленное гнездо и уносили в курятник. Люди делали это для того, чтобы куры не болели и хорошо неслись.

Учитель чтения.

- А часть птичек насаживали на палочки и выносили в поле, тем самым привлекая птиц и закликая весну. Наша с вами речевая разминка и есть весенняя закличка.

СЛАЙД 12 (закличка)

- Мы с вами заучим её наизусть.

- А кто захочет дома испечь таких жаворонков, Наталья Викторовна подарит вам памятки с рецептом. И мы думаем, что если 22 марта каждый из нас в праздник Жаворонки испечёт сорок птичек, то весна обязательно придёт быстрее, будет яркой, тёплой, солнечной, а из далёких стран дружно вернутся все перелётные птицы!

Учитель СБО.

- Итак, кто запомнил, что делали с жаворонками?

- Верно.

- А остальными птичками угощали всех, кто приходил в дом. Такое угощение очень нравилось детям. Пришло время и нам угостить наших гостей.

- Давайте накроем стол к чаю  (сервировка стола).

- Просим всех к столу!

СЛАЙД 13 (Спасибо за работу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе».  Урок закрепления изучаемого материала....

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....