«Эстетическое воспитание в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида»
материал

Филина Ольга Николаевна

"Система эстетического воспитания должна быть,

прежде всего, единой, объединяющей все предметы,

все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника,

где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу

в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

Амурской области «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка, Ивановского района, Амурской области

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

«Эстетическое воспитание в условиях коррекционной школы-интерната

VIII вида»

Докладчик: воспитатель

I квалификационной категории

О.Н.Филина

Март, 2017 г.

"Система эстетического воспитания должна быть,

прежде всего, единой, объединяющей все предметы,

все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника,

где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу

в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Одно из практических применений по развитию эстетического вкуса, это проведение  мероприятий на группе. Такое мероприятие, как «Тайны подводного мира», проведенное в  1-й четверти, послужило развитию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, формированию чувств прекрасного, положительных эмоций  личности, развитию умственных способностей, вниманию и логическому мышлению.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании образованного, культурного и нравственного человека. Обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни. Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические чувства, а помогут ему в этом могут взрослые…

Содержание и методы эстетического воспитания

Содержание эстетического воспитания  включает  в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов и интересов.

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни - у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности - умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

По выражению А.С. Макаренко, инструментом прикосновения к личности, способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.

Основными методами, которые используются в эстетическом воспитании являются:

Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.

Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.

Развитие самостоятельных действий - воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.

Включение в трудовое воспитание - учить детей познавать красоту труда.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Формирование основ эстетического воспитания

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические, нравственные и интеллектуальные.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа - вечный источник разнообразных эстетических переживаний. 

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, дымковские свистульки и другие.

Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке.

Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора.

Юмор - форма комического, в которой предметы, события и их поступки изображаются в смешном виде.

У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам. Исследователи - психологи считают, что развивать у детей способность замечать и понимать смешное - значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это обогащает мысль и фантазию.

Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора способствуют произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др., раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.

Чувства, в том числе и эстетические - специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств. Природа - это самый совершенный объект для эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами. Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы на природу. Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты, аккуратности и так далее.

Слайд 1

Я поставила перед собой цель, изучить и пронаблюдать развитие и эффективность эстетического направления в процессе воспитания.

Основными задачами эстетического воспитания являются следующие:

1) развитие умения видеть и подвергать оценке красоту;

2) понимать прекрасное, гармоничное;

3) рассматривать свое поведение и собственные поступки с точки зрения эстетических представлений.

Слайд 2

Эстетическое воспитание можно подразделить на категории, называемые эстетическими:

1) прекрасное и безобразное;

2) трагическое и комическое;

3) высокое и низменное.

Приобщение к миру прекрасного - сложный и длительный процесс, в условиях которого дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к прекрасному путем экскурсий в парк, к достопримечательностям нашего села, посещение музея, районной библиотеки и т.д.

Слайд 3

           Этому способствует умелое сочетание методов эстетического воспитания, которые условно подразделяются на:

-словесные,

-наглядные,

-практические.

В течение всего времени, я осуществляла эстетическое воспитание в комплексе с трудовым, художественным, музыкальным воспитанием и этическими нормами, которые тесно связаны с этикой. Интегрированный подход позволял наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Слайд 4

В настоящее время проблеме воспитания и обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание, это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день имеются убедительные данные о том, что наибольшие педагогические возможности для коррекции недостатков в развитии ребенка имеются в период раннего детства, так как в этот период психика наиболее пластична.

Еще В.А.Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью, это особенно важно для ребенка.

Задачи, которые были поставлены – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи, расширение словарного запаса; развитие творческих способностей детей в различных видах художественного творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.

Например, по развитию художественного направления, ребята не только принимали участие в конкурсах, но и часто рисовали во внеурочное время на свободные темы.

Слайд 5

Особый интерес у детей вызывает художественное искусство. В прошлом учебном году и в первом полугодии, они ознакомились с творчеством знаменитых  художником, таких как – Шишкин, Васнецов. Осуществлялся не только просмотр их произведений, но и обсуждался тональный и эмоциональный настрой картин.

Слайд 6

А также ребята очень любят смотреть на себя со стороны – свои фотографии. Во время таких просмотров, мною применялась методика на внимательность, т.е. в конце просмотра обсуждалась любая фотография – кто куда смотрел, какие были эмоции на фото, какого цвета одежда и т.д.

Слайд  7

Всем известно, что эстетический вкус в первую очередь прививается с окружающего мира или окружающей среды. Когда дети впервые приезжают к нам, обязательно обращаешь их внимание на эстетическое оформление нашей школы, как везде чисто и аккуратно, красиво и со вкусом. А после летних каникул, обязательно заостряется внимание, на то, что изменилось.

Также, ребята сами принимали активное участие в оформлении бытовой и спальни, что не мало важно при развитии эстетических норм.

Слайд 8

После какой–либо активной деятельности, помещение, в котором ребята находятся, естественно требует уборки, и наша любая деятельность плавно переходит в хозяйственно - бытовой труд. Это, конечно же тесно связано с навыками самообслуживания, что является не приемлемой частью воспитания адаптированного и приспособленного человека.

Слайд 9

Дальнейшая деятельность осуществляется во время внеклассных мероприятий, где ребята принимают участие в различных конкурсах, викторинах, развлекательных программах и т.д., где особое значение также имеет оформление зала, костюмы, музыкальное сопровождение. Во время данной деятельности происходит интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"

Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

Программа развития воспитания "Надежда" для коррекционной школы-интерната VIII вида

Программа развития воспитательной системы определяет общую стратегию воспитательной деятельности школы, в ней отражены цели и задачи, приоритетные направления работы, принципы, условия для реализации ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.

Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандар...

Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.

Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...