Программа развития воспитания "Надежда" для коррекционной школы-интерната VIII вида
рабочая программа по теме

Программа развития воспитательной системы определяет общую стратегию воспитательной деятельности школы, в ней отражены цели и задачи, приоритетные направления работы, принципы, условия для реализации поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_vospitaniya.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития воспитания «Надежда2»

I. Пояснительная записка

Воспитание - великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемое ими как наследство от старейших поколений.

В.Г. Белинский

Рубеж XX-XXI веков характеризуется резкими изменениями в социально-историческом развитии нашего общества и мира в целом. Культурологический коллапс затронул и сферу образования. Воспитание как ключевой компонент образовательной системы и как фактор развития личности было сведено к нулю. И именно в эти годы из исторически обозримого прошлого были возвращены в педагогическую лексику понятия «новое воспитание» и «новая школа». Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе. Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Сегодня образ школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

Потребность в свободной, творческой, активной и сильной личности, обладающей умением изменять обстоятельства и ценностные отношения, чьи интересы тесно переплетены с интересами российского общества, а с учётом процесса глобализации и всего человечества, и рождение педагогики, раскрывающей пути формирования человека-гуманиста, оказали значительное влияние на школу, приостановили её распад и разрушительные тенденции в образовании. Задачу воспитания детей в настоящее время взяла на себя именно школа, осуществляющая трудами педагогов-профессионалов историческую миссию подготовки молодого поколения к жизни.

Школа должна возвращать детство тем, кто в семье лишён его.

В.А.Сухомлинский

Программа развития воспитательной системы определяет общую стратегию воспитательной деятельности школы, в ней отражены цели и задачи, приоритетные направления работы, принципы, условия для реализации поставленных задач. Воспитание есть процесс введения ребёнка в контекст современной культуры. И осуществляется оно в школе-интернате силами опытных педагогов, которые вместе с воспитанниками ежедневно совершают такое «вхождение» в культуру. Профессиональная миссия школы-интерната – содействовать подрастающему человеку в выстраивании полноценной, счастливой жизни в созидательном творчестве в гармонии с окружающим миром. Школа-интернат подчиняется законам мировой культуры с её огромным наследием духовных и материально-технических достижений. Средства воспитательного процесса школа черпает из аккумуляторов культуры, фиксирующих, сохраняющих и передающих каждому новому поколению достижения в области науки, искусства, морали. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе разрешает главное противоречие в становлении личности - наличие объективно необходимых социальных норм, требующих неукоснительного исполнения, и стремление растущего человека к индивидуальной свободе как условию полного раскрытия и воплощения своего «Я».

Воспитатель должен в каждом ребёнке заметит всё наилучшее, развивать его, всячески поощрять.

В.А.Сухомлинский

Целью воспитания является личность, способная строить достойную жизнь. Такая цель, отвечая интересам общества, предоставляет человеку свободу волеизъявлений в русле социальной жизни на достигнутом уровне культуры. 

Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности воспитанников,- это идея интеграции в современное общество.

Образ выпускника школы-интерната - это собирательный образ юношества, осознающего социальные связи с обществом, своё место и роль в общественном развитии, оснащённого жизненно важными умениями созидательной деятельности и выстраивания собственной жизни на основании Добра, Истины, Красоты. Единственный способ добиться поставленной цели – организация деятельности самих воспитанников. Разновидная деятельность каждого ребёнка в школьный период выявляет его особенности и задатки и обеспечивает максимально возможное развитие индивидуальности. Во всех сферах школьной жизни культурологические основания лежат в основе организуемой деятельности – учебной, бытовой, досуговой, трудовой, художественной, спортивной и в сфере внеклассного свободного творчества. 

II. Цель программы «НАДЕЖДА 2»:

Каждый ребёнок - солнце, только дайте ему светить.

Сократ 

Создание в школе-интернате единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого воспитанника, формирование духовно развитой, нравственно и физически здоровой, творческой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Главные задачи воспитательной деятельности:

 Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности воспитанника

 Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям

 Формирование гражданского самосознания, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции

 Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума

 Развитие и упрочение детской организации как основы ученического самоуправления, социальной адаптации, социализации, творческого развития каждого воспитанника

Приоритетные педагогические принципы формирования воспитательных отношений:

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально адаптированную, трудолюбивую, нравственно и физически здоровую личность:

 Принцип гуманистической направленности, предлагающий социальную защиту растущего человека, полное признание гражданских прав воспитанника и уважение к нему, отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, субъект - субъектный характер в отношении взаимодействия, психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации воспитанников; 

 Принцип целостности и непрерывности, предполагающий достижения единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического 

процесса, обеспечивающий системность, преемственность, взаимосвязанность всех организационных форм и содержания воспитания

на различных уровнях;

 Принцип природосообразности воспитания, предлагающий выстраивание стратегий воспитания согласно индивидуальным, возрастным, половым особенностям, взаимосвязь природных и социокультурных процессов, формирование ответственности за собственное развитие, развитие этических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, природоохранное знание, мышление и поведение; 

 Принцип вариативности, предлагающий удовлетворение потребности воспитанников в различных личностно ориентированных моделях воспитания; 

 Принцип культуросообразности, предполагающий максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение, приобщение к общечеловеческим ценностям; 

 Принцип демократизма и коллегиальности, подразумевающий учёт интересов, прав, обязанностей, равенства всех участников воспитательного процесса, поддержку самодеятельности и самоуправления; 

 Принцип личностно ориентированного подхода, отражающий очень важные для воспитания характеристики: направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы и поведения. 

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

 развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации; 

 защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений воспитанника и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание; 

 управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы; 

 интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей; 

 корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения воспитанника с целью предупреждения негативного влияния на 

формирование личности; 

 компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности воспитанников и педагогов. 

III. Содержание воспитательной работы 

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни.

А.С.Макаренко

В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

 познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность воспитанника и формирующая потребность в образовании профессиональном развитии;

 художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном;

 спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

 трудовая деятельность, в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям;

 ценностно-ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

 общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

 свободное общение, осуществляемое как досуг воспитанника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком

Педагогический коллектив школы – интерната использует следующие методы воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, пример);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение);

методы контроля, самоконтроля, самооценки в воспитании.

Решению поставленных цели и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

 Личностное развитие, подпрограмма «Я - человек»

Ожидаемый результат: Основы социализации и общение–развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции, «Я сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки; формирования сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принять помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт и т. д.; 

 Основы гражданского и патриотического воспитания, подпрограмма «Я – гражданин своей страны»

Ожидаемый результат: Осмысление себя как гражданина общества; усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры, основы правового просвещения, основы экономической грамотности, социальных взаимоотношений; 

 Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение, подпрограмма «Домоводство»

Ожидаемый результат: Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жильём; овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями; освоение коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях, формирование навыков коллективной деятельности; 

 Охрана здоровья. Физическое развитие , подпрограмма «Здоровье»

Ожидаемый результат: Освоение отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков; профилактика употребления психоактивных веществ, профилактика детского травматизма, правонарушений, вредных привычек, в том числе алкоголизма и наркомании; 

 Знакомство с истоками национальной культуры «Краски Донской земли»

Ожидаемый результат: Познакомить с богатством и разнообразием природы родного края, о народах населяющих территории донской земли, история и быт казачества, их традиции и обычаи, приобретение новых знаний об истории Отечества через изучение истории и традиций Русской Православной церкви; 

 Творческое развитие и эстетическое воспитание «Занятные увлечения»

Ожидаемый результат: Развитие навыков самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций, как основа социальной реабилитации воспитанников, формирование духовных запросов личности каждого воспитанника, адекватной моральной самооценки на основе правильного представления воспитанника о собственном соответствии положительным моральным эталонам; 

 Профилактика травматизма «ПДД»

Ожидаемый результат: Познакомить с правилами безопасного поведения в быту, на улице, формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье; 

 Основы профессионального самоопределения, экономического просвещения «Мир профессий»

Ожидаемый результат: Осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться; овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда, профессионального самоопределения, анализа перспектив; развитие способности строить картинку воображаемого будущего, соотнося её с рядом факторов; экономической грамотности.

IV. Этапы реализации программы «Надежда 2»

1. Подготовительный (2010-2012 учебный год)

- аналитико-диагностическая деятельность;

- внедрение инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учётом личностно значимой модели образования;

- изучение современных технологий новаторов обобщение их педагогического опыта.

2. Практический (2012-2014 гг.)

- апробация и использование в учебно-воспитательном процессе современной нормативной и методической базы организации воспитания, приёмов, методов воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;

3. Обобщающий (2014-2015гг.)

- обработка и интерпретация данных за 5 лет;

- соотношение результатов реабилитации программы с поставленными целью и задачами;

- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

V. «Модель» выпускника школы-интерната VIII вида

Воспитательная система в школе-интернате охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь воспитанников, разнообразную деятельность и общение за пределами школы в едином образовательно-воспитательном пространстве школы-интерната. Цель воспитательной системы школы – интерната - поэтапное создание в школе - интернате условий для развития личности воспитанника. Это означает создание условий для решения каждой личностью на возрастном этапе трёх задач:

I ЗВЕНО - 1-4 кл. – самопознание,

II ЗВЕНО - 5-8 кл. – самоопределение,

III ЗВЕНО - 9-11 кл. – самореализация.

Модель выпускника I звена 

1.Уровень обученности:

Овладел соответственно возрасту основными учебными умениями и навыками, необходимыми для получения основного общего образования:

- учебными умениями и навыками:

а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;

б) составлять простой план деятельности, выделять главное;

в) осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, доказывать, запоминать);

д) обладать умением постановки учебной задачи;

- обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем);

- обладать основными компонентами языкового и речевого развития (овладением основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу);

-учебно-информационные умения:

а) умение правильно и выразительно читать, пользоваться учебником;

б) различать элементы книги (обложка, иллюстрация и т.д.);

- учебно-организационные умения:

а) владеть гигиеной учебного труда;

б) уметь готовить рабочее место к занятиям, пользоваться учебными принадлежностями;

в) руководствоваться режимом дня;

г) осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с педагогом, в группах).

2.Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:

- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:

а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, правила уборки помещений;

- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера.

3. Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:

Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);

б) правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведения на водоёмах;

в) знаниями опасности курения, алкоголизма;

г) знаниями роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;

д) знаниями правил и последовательности выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки.

4.Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной среды, человека и окружающего мира:

Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.

Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения).

Уровень освоения поведенческого компонента (доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению).

Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.

Уровень сформированности культуры личности:

- культуры внешнего вида, одежды;

- первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние человека на природу);

- восприятие и осознание ценностей музыки, народного творчества;

- уровень реализации творческого потенциала воспитанников через продукты детской деятельности: творчество, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.

Модель выпускника II звена

1.Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:

Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

б) знание и соблюдение правил личной гигиены и обихода;

в) знание опасности курения, алкоголизма и т.д.

г) знание и владение основами физической культуры человека.

2.Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных

с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира:

- уровень сформированности мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и результата компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями;

- уровень владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого, погашение конфликтов;

- уровень владения основами мобильности, социальной активности, умения адаптироваться в социуме;

- уровень владения знаниями, умениями, навыками общения: основами устного и письменного обучения, умением вести диалог, знанием и соблюдением традиций, этикета.

3. Уровень сформированности компетенции, связанной с грамотностью:

- правовая культура человека (права и обязанности гражданина, свобода и ответственность за свои поступки);

- нормы и правила поведения в социуме;

- гражданский долг, чувство патриотизма к своей Родине, гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

- осознание собственной индивидуальности (социальной взрослости, уверенности в себе).

4.Уровень сформированности культуры личности:

- культуры внешнего вида, одежды, оформление жилища, рабочего места;

- экологической культуры;

-восприятия, понимания и использования литературы, искусства, музыки, народного изобразительного творчества.

Модель выпускника III звена

1.Уровень обученности, сформированность ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности:

Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

б) знание и соблюдение правил личной гигиены и обихода;

в) знание опасности курения, алкоголизма и т.д.

г) знание и владение основами физической культуры человека.

2.Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:

Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

б) знание опасности курения, алкоголизма;

в) знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;

г) знание особенностей физического, физиологического развития своего организма;

д) знание и владение основами физической культуры человека.

3.Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира:

-владение знаниями, умениями и навыками социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями;

- владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности;

-владение основами мобильности, социальной активности, умением адаптироваться в социуме;

- владение знаниями, умениями и навыками общения (коммуникативная компетенция);

- основы устного и письменного общения, диалог, знание и соблюдение традиций, этикета;

- владение знаниями, умениями и навыками, связанными с гражданственностью;

- знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; воспитание свободы и ответственности человека, уверенности в себе, чувства патриотизма к своей Родине, малой Родине, гордость за символы государства (герб, флаг, гимн).

4.Уровень сформированности культуры человека:

- знание и использование ценностей живописи, литературы, искусства, музыки;

- знание и использование истории цивилизации, собственной страны, религии;

- владение основами экологической культуры;

- знание ценностей бытия, жизни.

Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

VI. Ожидаемые результаты реализации программы «НАДЕЖДА2»

 Успешное функционирование и развитие воспитательной системы в рамках единого воспитательного пространства, эффективность мониторинговых механизмов управления качеством воспитания в системе образования Ростовской области

 Сформированность современной нормативной и методической базы организации воспитания

 Создание информационной базы воспитательных программ для решения задач совершенствования методического обеспечения и обмена передовым опытом

 Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в сфере воспитания

 Создание банка опыта работы педагогов в сфере воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Программа развития МКСКОУ Белоомутская школа-интерната VIII вида.

Школа-интернат создаёт условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразова...

Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс

В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...