Рабочая программа по учебному предмету « ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

Адаптированная образовательная программа по письму и развитию речи в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkiy_yazyk.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Береговой

Муниципального района Шигонский Самарской области

Рассмотрено

на методическом объединении

Протокол № 1 от 29.08.2017г.

Принято

педагогическим советом

Протокол

№1 от 30.08.2017г.

Утверждаю.

Директор

ГБОУ СОШ пос. Береговой

______Яцких Т.П.

Приказ № 69/11 от 30.08.2017г.

     

Рабочая программа по учебному предмету

« ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Класс: 6.

                                                            Разработана учителем

русского языка и литературы

                                                     Самаркиной В.П.

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках/ под ред. Воронковой В. В. – М: Гуманит. изд. центр Владос,2012.

      Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

     В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского  языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо. 

      Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

    Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

ЦЕЛЬ: 

      1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

3) Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

 ЗАДАЧИ:

  • Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • Формировать  орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  • Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов.

   Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

   Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 6 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 6классе отведено 102 часа в год (3 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться)  в зависимости от уровня усвоения темы обучающихся. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

  Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически.

Ввиду психологических особенностей детей, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развития мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики;

- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция-развитие памяти; коррекция и развитие внимания;

-развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления:  развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

-развитие основных  мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

-коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, воспитание самостоятельности принятия решения;

-коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия, коррекция монологической и диалогической речи, развитие лексико-грамматических средств языка;

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Уроки русского языка в  классах коррекционной школы строятся так, чтобы усвоение знаний, формирование умений и навыков органично сочетались с развитием у каждого ребенка положительных качеств личности и способствовали комплексному решению задач обучения и воспитания.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание в корне безударных гласных и звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;

- строить простое распространенное предложение с однородными членами;

- связно высказываться устно и письменно (по плану);

- пользоваться школьным орфографическим словарем.

Обучающиеся  должны знать:

Способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

3. Содержание программы учебного курса.

I четверть

1. Повторение

Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения нераспространенные и распространенные.

Распространение предложений.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания.

Контрольное списывание

                                        2.  Звуки и буквы

Алфавит. Звуки гласные и согласные.

Мягкий знак, обозначающий мягкость и разделительный ь.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Закрепление по теме звуки и буквы.

Развитие речи. Изложение.

Работа над ошибками.  

3. Состав слова

Однокоренные слова. Корень слова.

Закрепление по теме: «Однокоренные слова. Корень слова».

Приставка. Значение приставки.

Суффикс. Значение суффиксов. Корень, суффикс,  приставка.

Образование новых слов.

Окончание.

Разбор слов по составу.

Правописание безударных гласных в корне.

Правописание звонких и глухих согласных.

Непроизносимые согласные в корне.

Упражнения на закрепление правил правописания гласных и согласных в корне.

Приставка и предлог. Их правописание.

Разделительный ъ после приставок.

Разделительный ъ и ь знак.

Правописание приставок. Гласные в приставках.

Правописание приставок. Согласные в приставках.

Развитие речи. Объявление.

Контрольный диктант за I четверть.

Работа над ошибками.

Упражнения на закрепление темы «Состав слова».

Грамматические игры.

II четверть

Повторение пройденного по  теме «Состав слова»

4. Части речи

Понятие о частях речи.

Имя существительное

Имена собственные.

Существительные с шипящей на конце.

Склонение имен существительных в ед.ч.

Безударные падежные окончания существительных 1 скл.

Безударные падежные окончания существительных 2 скл.

Безударные падежные окончания существительных 3 скл.

Диктант.

Работа над ошибками

Множественное число имен существительных.

Склонение имен существительных во множественном числе.

Безударные падежные окончания имен существительных множественного числа.

Д.п. существительных множественного числа.

Т.п. существительных множественного числа.

П.п. существительных множественного числа.

Р.п. существительных множественного числа.

Изложение.

Работа над ошибками.

Существительные в родительном падеже с шипящей на конце.

Контрольный диктант за II четверть.

Работа над ошибками.

Существительные в родительном падеже множественного числа с шипящей на конце.

Дифференциация существительных ед.ч. и мн.ч. с шипящей на конце.

Грамматические игры

III четверть

Имена существительные в форме только ед.ч. и мн.ч.

Имя прилагательное как часть речи. Связь прилагательного с существительным.

Изменение имен прилагательных по родам.

Окончания имен прилагательных м.р.

Окончания имен прилагательных ж.р.

Окончания имен прилагательных ср.р.

Окончания имен прилагательных ср.р. после шипящих.

Изменение имен прилагательных по числам. Окончания прилагательных мн.ч.

Развитие речи. Сочинение.

Работа над ошибками.

Сравнение окончаний имен прилагательных ед.ч. и мн.ч.

Упражнения на закрепление темы «Изменение имен прилагательных по числам».

Диктант.

Работа над ошибками.

Склонение имен прилагательных м.р. и ср.р. в ед.ч.

Согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных м.р. и ср.р.

Родительный падеж имен прилагательных м.р. и ср.р.

Дательный падеж имен прилагательных м.р. и ср.р. ед.ч.

Творительный падеж имен прилагательных м.р. и ср.р. ед.ч.

Развитие речи. Изложение.

Работа над ошибками.

Предложный падеж имен прилагательных м.р. и ср.р. ед.ч.

Упражнения на закрепление темы «Склонение имен прилагательных в ед.ч.»

Склонение имен прилагательных ж.р. ед.ч.

Р., Д., Т., П. падежи имен прилагательных ж.р. ед.ч.

Винительный падеж имен прилагательных ж.р.

Контрольный диктант за III четверть.

Работа над ошибками.

Упражнения на закрепление темы «Склонение имен прилагательных ед.ч. ж.р.»

IV четверть

Повторение пройденного по теме «Склонение имен прилагательных в ед.ч.»

Развитие речи. Изложение.

Работа над ошибками.

Склонение имен прилагательных во мн.ч.

Родительный и предложный падежи имен прилагательных во мн.ч.

Дательный и творительные падежи имен прилагательных  во мн.ч.

Закрепление пройденного по теме «Склонение имен прилагательных во мн.ч.»

Развитие речи. Сочинение по данному началу.

Работа над ошибками.

5. Предложение

Однородные члены предложения

Знаки препинания при однородных членах

Диктант.

Работа над ошибками.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Сложное предложение.

Запятая в сложном предложении.

Обращение.

Контрольный диктант за год

Работа над ошибками.

Закрепление темы «Обращение»

Тестирование по пройденному материалу.

Грамматические игры.

Урок занимательной грамматики

5. Учебно-методические средства обучения.

Учебник

Русский язык.6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М,: Просвещение, 2012.

Методическая литература:

1

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176с.

2

Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. – 384с.

3

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

4

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти томах. – М.: Мир книги, 2003.

5

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я.Кудрявцева . – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.

6

Занимательное азбуковедение: кн. для учителя/ Сост. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 368с.

7

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 2-4 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.

8

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно- тематическое планирование/авт.-сост. Э.Ф.Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191с.

9

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – 184с.

10

Олимпиады по русскому языку. 3 класс/ О.А.Орг, Н.Г.Белицкая. – М.:Изд-во «Экзамен», 2010. – 93с.

Интернет-ресурсы

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk

2. http://www.uchportal.ru

5. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол.

часов

Дата

I четверть

1.Повторение ( 5 ч.)

1

Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

4.09

2

Повторение Распространенные и нераспространенные предложения.

1

5.09

3

Повторение Распространение предложений.

1

7.09

4

Повторение Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

1

11.09

5

Контрольное списывание «Сказка»

1

12.09

2.Звуки и буквы (5 ч.)

6

Алфавит. Гласные и согласные звуки.

1

14.09

7

Мягкий знак, обозначающий мягкость и разделительный ь.

1

17.09

8

Гласные и согласные в корне слова.

1

15.09

9

Закрепление по теме «Звуки и буквы».

1

19.09

10

Развитие речи. Изложение «Сказки».

1

21.09

3.Состав слова (14 ч.)

11

Однокоренные слова. Корень слова.

1

24.09

12

Приставка. Значение приставки.

1

28.09

13

Суффикс. Значение суффиксов. Корень, суффикс, окончание, приставка.

1

29.09

14

Образование новых слов.

1

1.10

15

Окончание.

1

3.10

16

Разбор слов по составу.

1

5.10

17

Правописание безударных гласных в корне.

1

6.10

18

Правописание звонких и глухих согласных.

1

8.10

19

Непроизносимые согласные в корне.

1

10.10

20

Приставка и предлог. Их правописание.

1

15, 10

21

Разделительный ъ и ь знак.

1

20.10

22

Правописание приставок.

1

22.10

23

Контрольное списывание за I четверть «Бабье лето»

1

27.10

24

Работа над ошибками. Грамматические игры.

1

29.10

II четверть

4. Части речи (73 ч.)

25

Понятие о частях речи.

1

14.11

26

Существительные с шипящей на конце.

1

19.11

27

Безударные падежные окончания существительных

 1 скл.

1

23.11

28

Безударные падежные окончания существительных

2 скл.

1

24.11

29

Безударные падежные окончания существительных 3 скл.

1

26.11

30

Диктант «Калина».

1

28.11

31

Работа над ошибками

1

30.11

32

Множественное число имен существительных.

1

1.12

33

Д.п. существительных множественного числа.

1

7.12

34

Т.п. существительных множественного числа.

1

8.12

35

П.п.  и Р.п существительных множественного числа.

1

10.12

36

Изложение «Мороз».

1

12.12

37

Работа над ошибками.

1

14.12

38

Повторение темы «Имя существительное».

1

17.12

39

Проверочная работа по  теме «Имя существительное».

1

18.12

40

Изложение «Встреча зимы»

1

19.12

41

Анализ изложения «Встреча зимы»

1

21.12

42

Контрольный диктант  за 2 четверть «Зимой»

20.12

43

Работа над ошибками

22.12

44

Существительные в родительном падеже множественного числа с шипящей на конце.

1

23.12

45

Дифференциация существительных ед.ч. и мн.ч. с шипящей на конце.

1

24.12

46

Грамматические игры

1

25.12

47

Грамматические игры. Кроссворды.

26.12

Ш четверть

48

Имя прилагательное как часть речи. Связь прилагательного с существительным.

1

12,01

49

Изменение имен прилагательных по родам.

1

16.01

50

Изменение имен прилагательных по числам.

1

25.01

51

Окончания прилагательных  в ед. и мн.ч.

26.01

52

Упражнения на закрепление темы «Изменение имен прилагательных».

1

2.02

53

Развитие речи. Сочинение «Как изменилась природа зимой».

1

4.02

54

Склонение имен прилагательных м.р. и ср.р. в ед.ч.

1

8.02

55

Согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже.

1

9.02

56

Именительный и винительный падежи имен прилагательных м.р. и ср.р.

1

11.02

57

Родительный падеж имен прилагательных м.р. и ср.р.

1

13,02

58

Дательный падеж  и творительный падеж имен прилагательных м.р. и ср.р. ед.ч.

1

14.02

59

Развитие речи. Изложение «Дятел».

1

18.02

60

Работа над ошибками.

1

19.02

61

Предложный падеж имен прилагательных м.р.  ед.ч.

1

26.02

62

Предложный падеж имен прилагательных с.р.  ед.ч.

1

27.02

63

Объяснительный диктант «Лес зимой».

1

1.03

64

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

3.03

65

Комплексный анализ текста

1

4.03

66-67

Упражнения на закрепление темы «Склонение имен прилагательных в ед.ч.»

2

6. 03

68

Склонение имен прилагательных ж.р. ед.ч.

1

9.03

69-71

Р., Д., Т., П. падежи имен прилагательных ж.р. ед.ч.

3

11,13

15.03

72

Контрольный диктант за III четверть «На берегу реки».

1

16.03

73

Работа над ошибками.

1

18.03

74-75

Винительный падеж имен прилагательных ж.р.

2

20, 22 .03

76

Упражнения на закрепление темы «Склонение имен прилагательных ед.ч. ж.р.»

1

23.03

77-79

Повторение пройденного по теме «Склонение имен прилагательных в ед.ч.»

3

1, 3, 5.04

80

Развитие речи. Изложение «Чем пахнет весна».

1

6.04

81

Работа над ошибками.

1

8.04

IV четверть

82

Склонение имен прилагательных во мн.ч.

1

10.04

83

Родительный и предложный падежи имен прилагательных во мн.ч.

1

12, .04

84

Дательный и творительные падежи имен прилагательных  во мн.ч.

1

15,.04

85

Закрепление пройденного по теме «Склонение имен прилагательных во мн.ч.»

1

19.04

86

Развитие речи. Сочинение по данному началу «Ежики»

1

26.04

87

Работа над ошибками.

1

27.04

5.Предложение (15ч.)

88

Однородные члены предложения

1

29.04

89

Знаки препинания при однородных членах

1

3.05

90

Диктант  «Шиповник»

1

6.05

91

Работа над ошибками.

1

8.05

92

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

10.05

93

Сложное предложение.

1

11.05

94-95

Запятая в сложном предложении.

2

13,

17.05

96

Обращение.

1

18.05

97

Контрольный диктант за год «На Глухом озере»

1

20.05

98

Работа над ошибками.

1

22.05

99-100

Закрепление темы «Обращение»

2

25 .05

101

Тестирование по пройденному материалу.

1

27.05

102

Грамматические игры.

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В IХ КЛАССЕ (ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕУЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В  IХ КЛАССЕ(ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА)А. К. Аксенова, Н....

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология. Швейное дело» основного общего образования (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) для учащихся 8 класса

Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 8 кл...

Рабочая программа по учебному предмету « Изобразительное искусство» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.

Программа составлена на 17 часов в год (по 1 ч. в неделю  в первом полугодии). Индивидуально обучается Терехов Виталий....