Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
методическая разработка по теме

Копысова Оксана Николаевна

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ

ПРОГРАММЫ   ПИСЬМО
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
VIII ВИДА
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ  

(ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ)

В последнее время наметилась тенденция снижения уровня здоровья подрастающего поколения. А также возрастает количество обучающихся, которых мы относим к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К данной категории относятся и дети с нарушением интеллекта. В преобладающем большинстве случаев умственная отсталость у детей сочетается с аномальным развитием двигательной сферы. Двигательная недостаточность учащихся  особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Качество процесса письма в значительной мере обусловливается уровнем развития мелкой моторики и графомоторных   навыков Конкретными недостатками развития являются: несформированность зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки; недоразвитие силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук.

Неподготовленность детей к письму может привести в дальнейшем к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ

ПРОГРАММЫ   ПИСЬМО
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ  

(ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ)

                     Работу выполнила:

                                                                    Учитель СКК VIII в.

                                                                 МБОУ НОШ № 52

                                                                 р.п. Ильиногорск

                                                                                              Володарского муниципального района

                                                                        Нижегородской области

                                                                                                Копысова Оксана Николаевна

                                                                                                   Педагогический стаж – 10 лет                                                                                                                                                                                      Образование – высшее профессиональное

р.п. Ильиногорск

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность

Глава I. Концептуальные основы развития мелкой моторики и графических навыков детей с  ограниченными возможностями здоровья

Глава II. Пояснительная записка к разделу программы «Письмо»,  подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

2.1. Триединая дидактическая цель

2.2. Ожидаемые результаты

Глава III. Психолого-педагогическая характеристика класса

Глава IV. Описание опыта на примере программы «Письмо»,  подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII в.

4.1. Система знаний и система деятельности на примере раздела  «Письмо»,  подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

4.2. Тематическое планирование на год

Глава V. Результативность опыта

Выводы

Приложения

Список используемой литературы

Актуальность

В последнее время наметилась тенденция снижения уровня здоровья подрастающего поколения. А также возрастает количество обучающихся, которых мы относим к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К данной категории относятся и дети с нарушением интеллекта. В преобладающем большинстве случаев умственная отсталость у детей сочетается с аномальным развитием двигательной сферы. Двигательная недостаточность учащихся  особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий. 

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Качество процесса письма в значительной мере обусловливается уровнем развития мелкой моторики и графомоторных   навыков Конкретными недостатками развития являются: несформированность зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки; недоразвитие силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук.

Неподготовленность детей к письму может привести в дальнейшем к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Цель опыта: подготовить детей к обучению технике письма через развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук в игровой и учебной  деятельности, используя коррекционно – развивающие упражнения.

Исходя из цели, были намечены следующие задачи:

- формировать зрительно – двигательную координацию и  пространственную ориентировку;

-  развивать силу, координацию, точность, пластичность движений  кисти и пальцев рук;

- стимулировать речевое развитие детей;  

- снижать психоэмоциональное напряжение и  повышать работоспособность обучающихся

 

Новизна:

  • Разработана и внедрена в практику система комплекса коррекционно-развивающих  упражнений и заданий, направленных на развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.  Коррекционные упражнения и задания вводятся на уроке поэтапно:

       I этап – «Умные пальчики» (пальчиковые игры)

      II этап – «Полезные предметы» (работа с предметами)

     III этап – «Веселый карандаш» (работа в тетрадях)

  • Созданы дидактические материалы, способствующие развитию мелкой моторики в игровой и учебной деятельности

Цель данной работы: Обобщить опыт своей деятельности по проблеме развития мелкой моторики и графомоторных навыков

Задачи: 

- изучить и описать теоретические основы опыта Марии Монтессори, систему пальчиковых упражнений И. Ф. Марковской и Е. А. Екжановой, систему упражнений по развитию графического навыка Е. Н. Потаповой

-  провести диагностику обучающихся подготовительного специального (коррекционного) класса VIII вида  уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков

- систематизировать коррекционно-развивающие упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков

- дать анализ результата опыта  по данной проблеме

Глава I. Концептуальные основы развития мелкой моторики и графических навыков детей с  ограниченными возможностями здоровья

       В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». 

      Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов.

 Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к школьному обучению.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точныхдвижений кистями и пальцами рук и ног.

      Многие специалисты (Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) считают, что нарушение в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Ученые отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.

      Выдающийся итальянский педагог и психолог Мария Монтессори одна из первых разработала методику обучения умственно отсталых детей. Она одна из первых отметила,

какое значение имеет для детей игра — это удивительное саморазвивающее занятие. Материалы Монтессори - это что-то среднее между учебными пособиями и развивающими играми, которые обязательно  изготовлены из натуральных материалов. Дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику. Они играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. Упражнения, предложенные этим автором  для развития мелкой моторики рук – нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и мн. др - просты и эффективны.

      Письмо, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у детей с интеллектуальными нарушениями.  Процесс формирования навыков письма у учащихся этой категории имеет свои специфические особенности.

Многие специалисты утверждают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями.

Исследования Е.А. Екжановой, А.Н. Корнева, Н. Варенцовой были посвящены проблеме развития графических навыков у детей с нарушением интеллекта.  Формирование графических навыков письма, по мнению специалистов и практиков является процессом длительным и непростым. Они отмечают, что графические навыки  у  детей с интеллектуальной недостаточностью вырабатываются в процессе длительных упражнений.  

Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

И. Ф. Марковской и Е. А. Екжановой была предложена система упражнений для пальцев и кистей рук, которая способствует развитию графического навыка.

Педагог Е. Н. Потапова обращается к опыту предшественников. В ее опыте красной нитью проходит мысль о том, что всё новое – это хорошо забытое старое. Исследуя опыт древних греков, затем ученика Сен – Симона Сегена, а впоследствии и Марии Монтессори, автор сумела создать свою программу обучения письму, взяв из опыта вышеперечисленных предшественников то главное, что обогатило её собственную систему, но не просто взяв, а переработав и дополнив применительно к требованиям нашего времени, данной эпохи. Цель таких занятий заключается в том, чтобы вырабатывать умения правильного написания движений руки слева направо, сверху вниз и снизу вверх, развивая при этом глазомер, мелкую мускулатуру пальцев и кисти руки.

Глава II. Пояснительная записка к разделу программы «Письмо»,  подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII в.

  • Программа письмо под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой
  • Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

        Подготовительный класс функционирует как пропедевтико-диагностический. В него направляются дети с низким уровнем подготовленности к обучению по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) и дети, состояние которых требует более длительного обследования.

       Цель занятий в подготовительном классе — повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению.

      На занятиях, условно называемых письмо, решаются  задачи подготовки учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки.

       Обучение в подготовительном классе  строится по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях.

развития.
      Важным является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.

2.1. Триединая дидактическая цель

Познавательная

  1. Познакомить с различными видами упражнений для развития мелкой моторики
  2. Формировать познавательный интерес к процессу обучения
  3. Познакомить с дидактическим материалом, способствующим развитию мелкой моторики

Коррекционно-развивающая

  1. Развивать умения производить точные  движения кистью и пальцами рук.
  2.  Развивать способности координировать работу рук со зрительным восприятием.
  3. Учить пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, карандаш
  4. Учить владеть орнаментальным рисованием в тетради,писать элементы букв, соблюдая строчки

Воспитательная

  1. Формировать добрые чувства по отношению друг к другу и своим близким
  2.  Воспитывать взаимопомощь в отношениях друг с другом и с окружающими
  3.  Формировать потребность в общении

2.2. Ожидаемые результаты

  • Снижение психоэмоционального напряжения и  повышение   работоспособности обучающихся
  • Умение  выполнять точные движения кистью и пальцами рук
  • Умение выполнять определённые действия с предметами,  выполнять упражнения с карандашом
  • Сформированы умения выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами
  • Умение правильно держать ручку и владеть орнаментальным рисованием в тетради
  • Умение правильно писать элементы букв
  • Умение называть предметы ближайшего окружения и находить их среди других предметов и на картинках

     

Глава III. Психолого-педагогическая характеристика класса

       До поступления в школу дети подготовительного специального (коррекционного) класса VIII вида  дошкольных учреждений не посещали. 60%  – это дети из неблагополучных семей, 40% - дети, которые по медицинским показаниям не могли посещать дошкольные учреждения.  Все обучающиеся этого класса нуждаются в целенаправленной коррекционной работе, в  поддержке интереса к учению, выработке положительной мотивации, формировании нравственной и волевой готовности к обучению в школе. Одной из проблем, с которой я столкнулась, начав обучение этих детей – это низкий уровень развития мелкой моторики. Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторики руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки обучающихся к письму.  Поэтому свою работу я начала с диагностики развития мелкой моторики и графомоторных навыков.

Задачи диагностической работы:

- выявить уровень развития мелкой моторики обучающихся  подготовительного специального (коррекционного) класса VIII вида

- наметить наиболее эффективные пути их совершенствования.

В качестве критериев развития мелкой моторики были взяты следующие параметры: дифференцированность усилий пальцев рук,  развитие координации движений глаза и руки,  точность движений  (сформированность внимания и контроля за собственными действиями), готовность к овладению письмом.

   Для диагностики уровня развития мелкой моторики детей подготовительного специального (коррекционного) класса VIII вида мной были использованы методики доступные в использовании и позволяющие определить необходимые компоненты развития мелкой моторики. Для того чтобы избежать беспокойства детей и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами проводилась в игровой форме.

Методика “Фигуры” (по В.Мытацину).

Цель: выявить степень дифференцированности усилий пальцев рук.                            Материал: листы плотной бумаги с отчетливо нарисованными фигурами несложной формы. Ход задания: вырезать фигурки по заданным контурам. Ширина линий подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип фигур с каждой попыткой усложняется.

Инструкция для ребенка: “Здесь изображены различные фигуры. Попробуй вырезать эти фигуры по контуру, чтобы не перерезать линию и не отдаляться от нее далеко”.              Критерии оценки результатов: уровень выполнения считается низким, если ребенком допущены следующие ошибки: линия реза выступает за внешний контур более чем на 1 мм; линия реза выступает с внутренней стороны более чем на 1мм;  наличие углов при вырезании плавного контура; средний уровень: если допущено небольшое количество ошибок; высокий уровень: задание выполнено без ошибок

Были получены следующие результаты: высокий уровень дифференцированности усилий пальцев рук – 17%, средний уровень – 33%, низкий уровень – у 50% обучающихся.

Приложение 1.

Методика “Стежки” (по В.Мытацину).

Цель: определить уровень развития координации движений глаза и руки ребенка.                Материал: На листе плотной бумаги (или материи) обозначаются точки. Точки нумеруются по порядку и в своей совокупности представляют рисунок. Ребенку предлагается соеденить эти точки, прошивая их стежками разноцветных ниток (или пришивая к ним пуговицы). Расстояние между точками устанавливается так, чтобы восприятие целостного изображения было доступно для ребенка. Тип фигур может усложняеться.  

Инструкция для ребенка: “Здесь отмечены точки. Они пронумерованы, если соединять их по порядку, то получится рисунок. Попробуй!”

 Критерии оценки результатов: низкий уровень: если количество правильно соединенных точек менее 50 %, Средний уровень – от 80 до 50% точек соединены правильно, высокий уровень – если ребенком точно соединены 80 % точек и более.

Были получены следующие результаты: высокий уровень развития координации движений глаза и руки ребенка – 0 %, средний уровень – 33%, низкий уровень – 67%.

Приложение 1

Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)

Цель: определение развития точности движений (сформированность внимания и контроля за собственными действиями)
Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребёнку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.
Инструкция для ребенка: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки». Выходы за пределы «дорожки» могут учащаться с приближением к «домику»: торопясь к цели, ребёнок забывает о других условиях задачи.
Критерии оценки результатов:
высокий уровень выполнения, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трёх раз;  средний уровень если один, два выхода за пределы, низкий – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.

Были получены следующие результаты: высокий уровень развития координации движений глаза и руки ребенка – 0 %, средний уровень – 17%, низкий уровень – 83%.

Приложение 1

Методики “Узоры” и “Линии” (по В.Мытацину).

Цель: определить готовность ребенка к овладению письмом.

Материал: На листе нелинованной бумаги педагог изображает начальную часть узора или линии определенной траектории, а ребенок продолжает их выполнение. По мере необходимости узоры и линии усложняются.

Инструкция для ребенка: дорисуй узор, дорисуй линию.

 Критерии оценки результатов: высокий уровень выполнения если ребенок хорошо справляется с заданием, средний уровень – если допущены незначительные ошибки при выполнении, низкий уровень - если нарисованные им узоры и линии не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.п.

Были получены следующие результаты: высокий уровень развития координации движений глаза и руки ребенка – 0 %, средний уровень – 33%, низкий уровень – 67%.

Приложение 1

  Из проведенной диагностической работы можно сделать выводы о том, что необходимо:

  • работать над формированием зрительно – двигательной координацией и пространственной  ориентировкой;
  • развивать силу, координацию, точность, пластичность движений  кисти и пальцев рук.

Глава IV. Описание опыта на примере программы «Письмо»,  подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII в.

4.1. Система знаний и система деятельности на примере раздела  «Письмо»,  подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII в.

       В современной отечественной психолого-педагогической литературе предложено большое количество разнообразных технологий и методик ведения занятий по развитию мелкой моторики и формированию графомоторного навыка. Проанализировав много разнообразной литературы по данной проблеме, мной была выработана следующая система  работы .     В основу работы положены следующие принципы:

  • Принцип наглядности  (привлечение органов чувств к восприятию учебного материала);
  • Принцип повторности  (автоматизация навыков, совершенствование в исполнении); который осуществляется в основном в упражнениях. Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает  скорость  и точность в процессе упражнения.
  • Принцип доступности, требует  учета  особенностей  развития  учащихся, анализа  материала  с  точки  зрения  их  реальных  возможностей   и   такой организации обучения, чтобы они не испытывали  интеллектуальных,  моральных, физических  перегрузок.  
  • Принцип учета индивидуальных особенностей  (учет особенностей  развития  учащихся); хорошо знать способности детей к  письму, учитывать особенности  зрения  детей  (близорукие,  дальнозоркие).

      Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

      Вся система комплекса упражнений по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей включает в себя три этапа, которые осуществляются в следующей последовательности.

I этап – «Умные пальчики»

II этап –   «Полезные предметы»

III этап – «Веселый карандаш»                        

                                      (Приложение 2)

Целью I этапа «Умные пальчики», является – снижение напряжения мышц руки, положительный настрой на учебную деятельность, снижение психоэмоционального напряжения. Выполнение упражнений на данном этапе направлены на:

  • Умение сжимать, разжимать пальцы. Для этого использую следующие упражнения: «Лягушка», «Это наши пальчики». Наибольший эффект удается достигнуть если соотносить действия с реальными предметами.
  • Умение расслаблять пальцы и кисти рук. Использую следующие игровые упражнения: «Красим забор», «Погладим котенка», «Курочка пьет водичку». Использую такие формы работы как показ, демонстрация.
  • Умение  удерживать позы кистями рук. Игровые упражнения: «Зайчик»,  «Кольцо», «Гусь». Выполнение упражнений становится более интересными, если сопровождать их считалками, стихами, загадками
  • Умение выделять большой, указательный пальцы своей руки, пользоваться ими при выполнении определенных действий. Игровые упражнения «Где второй наш пальчик?»  «Где большой наш пальчик?» Выполняя эти упражнения использую прием «театр на ладошке»
  • Умение выполнять упражнения, состоящие из серии последовательных действий кистями рук. Это такие упражнения, как: «Пальчики поздоровались», «Человечек бежит, «Цветок распустился», «Зайчик-кольцо», «Ладонь-кулак». Такие упражнения полезны для автоматизации и развития внимания. Они сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует выполняемым движениям.
  • Умение самостоятельно выполнять  движения кистями рук.  Игровые упражнения: «Зайчик – кольцо», «Ладонь – кулак – ребро», «Барабан», «Белочка» Эти упражнения предлагаю проделывать сначала каждой рукой поочередно, затем постепенно двумя руками одновременно.
  • Умение выделять отдельно каждый палец на своей руке. Упражнения: «Есть игрушки у меня», «Пять пальцев», «Ну-ка, братцы, за работу».  Упражнения также сопровождаю стихами, чистоговорками, потешками.
  • Умение самостоятельно выполнять  движения кистями рук.  Игровые пальчиковые упражнения: «Гроза»,  «Капитан», «Моя семья» с проговариванием потешек, пальчиковый театр: упражнения «Прилетела бабочка», «Два забавных лягушонка»
  • Умение выполнять движения с ритмом. «Пять утят», «Весна», «Гвозди»
  • Умение выполнять технику самомассажа рук «Я рисую» (групповая)

Любое действие ребенка обязательно должно сопровождаться одобряющей оценкой, что служит мотивацией для дальнейшего обучения.

Приложение 3.

Целью II этапа «Полезные предметы», является развитие координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук.

Выполнение упражнений на данном этапе направлены на:

  • Умение захватывать предметы щепотью. Захват ладонями сыпучих материалов Упражнения: «Спрячем игрушку», «Домик для мышки».  Для этого использую емкости, наполненные горохом, фасолью, манной крупой (по типу сухого бассейна).
  • Умение раскладывать большие и мелких предметы по емкостям «Разложи зернышки». При выполнении этого задания использую различные зернышки, семена (окрашенные в разные цвета, разного размера). Предлагаю сортировать по величине, цвету, предварительно смешав их.
  •  Умение проводить линии ладошками на песке «Проведи такую же линию», «следы», «Песочные картинки». Можно использовать как сухой, так и сырой песок.
  • Умение нанизывать крупные бусы из разного материала на нить (шнурок). Упражнение: «Бусы для мамы». Для этого использую бусы разного размера. На первых занятиях рекомендую нанизывать крупные бусы на толстую нить или шнурок, затем можно чередовать крупные бусинки с более мелкими.
  • Умение выкладывать дорожки из мелких предметов на столе по подражанию, самостоятельно. Упражнения: «Дорожка», «Зайчик», Собака» «Корабль». Применяю в работе различные крупы (горох, фасоль, чечевицу). Можно использовать в рисунках один вид крупы, а затем комбинировать, используя несколько
  • Умение перематывать  клубок. Упражнения:  «Бабушкин клубок», «Клубок размотался». Использую нитки разной толщины, разного цвета. Упражнения провожу в форме игры – соревнования «Кто быстрее размотает клубок», «Кто быстрее смотает»
  •  Умение выполнять шнуровку вверх, вниз. Игровые упражнения «Шнуровки». Использую доску, выполненную по методике Монтессори.
  • Умение выкладывать  мелкие детали на дощечку с размазанным пластилином Игровые упражнения: «Узоры», «Дорожки», «Игрушки». Для этих упражнения использую различный природный материал (ракушки, скорлупу орехов и т.д.)
  • Умение застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, липучки, крючки различной величины Игровые упражнения: «Бабка коробка», «Я нашел жука», «Кармашек с секретом». Использую доску, выполненную по методике Монтессори.
  • . Умение раскручивать и закручивать пробки. Упражнения: «Жук» «Листочки». Использую дидактический материал, изготовленный по методике Монтессори
  • Умение выполнять шнуровки. Упражнения: «Бабочка», «Яблоко». Учу выполнять более сложные шнуровки, используя материал Монтессори
  • Умение узнавать на ощупь материал Упражнения: «Подушечки». Использую подушечки с разным наполнением.
  • Умение разгибать и сгибать листы бумаги  в 2-3 слоя. «Конвертик». Работа с бумагой квадратной формы
  • Умение выкладывать простые узоры из мозаики. Упражнения: «Веселые картинки». Применяю мозаику различной формы (начиная с более крупной)
  •  Умение выстраивать дорожки, используя, конструктор Лего. Упражнения: «Узоры», «Дорожки».
  • Умение выполнять перекрещивание шнурков: Игровые упражнения: «Шнуровка». Применяю шнурки разной длины, толщины.
  • Умение плести из полосок кожи, бумаги Упражнение: «Коврики». Использую полоски разного размера.
  • Умение изготавливать несложные поделки из бумаги (оригами): «Кошка», «Собака». Использую такие формы работы как показ, демонстрация.
  • Умение плести косички Упражнение: «Мамины  помощники». Использую доску, выполненную по методике Монтессори. Плетение косичек из двухшнурков, затем из трех.

Приложение 4.

Целью III этапа «Веселый карандаш» -  является подготовка кисти и пальцев рук для практической работы в тетрадях, формирование тонкомоторных навыков.

Выполнение упражнений на данном этапе направлены на:

  • Умение выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш с ребристой поверхностью. При выполнении данного упражнения использую карандаши разных размеров, с разной поверхностью. Игровые упражнения: «Повтори»
  • Умение проводить прямые линии без отрыва, прямые линии по пунктирным точкам (сверху вниз, слева направо). Упражнения: «Лабиринты», «Найди дорогу к домику» Работа проводится на больших листах
  • Умение проводить прямые линии, ломаные линии. Игровые упражнения: «Ежик заблудился. Помоги ему», «Набежала тучка»,  «Солнышко», «Заборчики». Работа проводится в тетради (крупная клетка)
  • Умение обводить по контору простые предметы. Игровые упражнения: «Игрушки» Работа с шаблонами
  • Умение проводить волнистые линии по пунктиру (без отрыва). Упражнения: «Дорожки».  Работа в тетрадях в крупную клетку
  • Умение штриховать простые предметы в одном направлении (сверху вниз, слева направо и наоборот). Упражнения: «Яблоко»,  «Воздушный шар», «Морковка», «Огурец». Работа в тетрадях в крупную клетку
  • Умение штриховать прямыми линиями в разных направлениях. Упражнения:  «Овощи», Животные», «Кораблик», «Снеговик» Упражнения в тетрадях в крупную клетку.  Штриховка различных фигурок
  • Умение раскрашивать простые рисунки цветными карандашами, не выходя за контур. «Гусеница», Заборчик», «Дерево». Работа в тетрадях в крупную клетку
  • Умение обводить по трафарету геометрические фигуры, несложные предметы и их закрашивание Упражнения: «Круг», «Квадрат», «Треугольник», «Прямоугольник»
  • Умение обводить клетки. Работа в тетрадях в крупную клетку
  •  Умение проводить прямые линии, выполнять орнаменты в тетрадях, дорисовывать предметы. Упражнения: Елочки», «Бабочка»,  «Транспорт», «Неваляшка», «Овощи и фрукты». Работа в тетрадях в крупную клетку
  • Умение копировать рисунки. Упражнения: «Нарисуй такой же». Работа на больших листах
  • Умение писать элементы букв Упражнения: «Крючки»,  «Петельки». Работа в тетрадях в крупную линейку.

Приложение 5

        Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов их приёмов обучения. В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил: задания подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
Обязательно учитываю индивидуальные особенности детей, темп их развития, возможности, настроение. Работу провожу регулярно, систематически.
Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления детей.
Повышаю интерес у обучающихся к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.  Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у моих учеников положительную мотивацию.

В работе использую различный дидактический материал, в т.ч. выполненный своими руками по методике Марии Монтессори. Например, «Жуки» - это игрушка  с завертывающимися пробками. Работая с ней, ребенок не только развивает мелкую моторику, но и получает необходимый жизненный опыт. Игры-шнуровки, застежки, крючки – мы объединили на одной доске, которую в любой момент можно перенести в нужное место работы.

На своих уроках я активно применяю показ, демонстрацию, беседы, объяснения.

4.2. Тематическое планирование на год

 

 Содержание работы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков

Коррекционно-развивающие упражнения

Средства обучения

I четверть

1- 17 урок

17 ч.

II четверть

18-34 урок

17 ч.

III четверть

35-52 урок

18 ч.

IV четверть

53-68 урок

16 ч

I этап. Умение сжимать, разжимать пальцы

Умение расслаблять пальцы и кисти рук

Умение  удерживать позы кистями рук

Умение выделять большой, указательный пальцы своей руки, пользоваться ими при выполнении определенных действий

II этап. Умение захватывать предметы щепотью, раскладывать большие и мелких предметы по емкостям. Захват ладонями сыпучих материалов

III этап. Умение выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш с ребристой поверхностью.

Умение проводить прямые линии без отрыва, прямые линии по пунктирным точкам (сверху вниз, слева направо)

I этап. Умение выполнять упражнения, состоящие из серии последовательных действий кистями рук

II этап. Умение нанизывать крупные бусы из разного материала на нить (шнурок)

Умение выкладывать дорожки из мелких предметов на столе по подражанию, самост-но.

Умение перематывать  клубок.

Умение выполнять шнуровку вверх, вниз

Умение выкладывать  мелкие детали на дощечку с размазанным пластилином

III этап. Умение проводить прямые линии, ломаные линии.

Умение обводить по контору простые предметы

 I этап. Умение самостоятельно выполнять  движения кистями рук.

Умение выделять отдельно каждый палец на своей руке

II этап. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, липучки, крючки различной величины.

Умение раскручивать и закручивать пробки. Умение выполнять шнуровки.

Умение узнавать на ощупь материал.

Умение разгибать и сгибать листы бумаги  в 2-3 слоя.

Умение выкладывать простые узоры из мозаики. Умение выстраивать дорожки, используя конструктор Лего

III этап. Умение проводить волнистые линии по пунктиру (без отрыва).

Умение штриховать простые предметы в одном направлении (сверху вниз). Умение штриховать прямыми линиями в разных направлениях

Умение раскрашивать простые рисунки цветными карандашами, не выходя за контур.

Умение обводить по трафарету геометрические фигуры, несложные предметы и их закрашивание

 I этап. Умение самостоятельно выполнять  движения кистями рук.  Умение выполнять движения с ритмом.

II этап. Умение выполнять перекрещивание шнурков

Умение плести из полосок кожи, бумаги

Умение изготавливать несложные поделки из бумаги (оригами)

Умение плести косички

III этап. Умение обводить клетки. Умение проводить прямые линии, выполнять орнаменты в тетрадях, дорисовывать предметы.

Умение копировать рисунки

Умение писать элементы букв

«Лягушка», «Это наши пальчики»

«Красим забор», «Погладим котенка», «Курочка пьет водичку»,

«Зайчик»,  «Кольцо», «Гусь»

«Пальчики-зайчики»

«Где второй наш пальчик?»  «Где большой наш пальчик?»

«Спрячем игрушку», «Домик для мышки», «Проведи такую же линию», «следы»,

«Песочные картинки», «Разложи зернышки»

«Повтори»

«Лабиринты», «Найди дорогу к домику», «Ежик заблудился. Помоги ему», «Набежала тучка»,  «Солнышко», «Заборчики»

«Пальчики поздоровались», «Человечек бежит, «Цветок распустился», «Зайчик-кольцо», «Ладонь-кулак»

«Бусы для мамы»

«Дорожка», «Зайчик», Собака» «Корабль»

«Бабушкин клубок»

«Шнуровки»

«Узоры»,

«Дорожки», «Игрушки»

 «Зайчик – кольцо», «Ладонь – кулак –ребро», «Барабан», «Белочка», «Есть игрушки у меня», «Пять пальцев», «Ну-ка, братцы, за работу»

«Бабка коробка», «Я нашел жука», «Кармашек с секретом»

 

«Жук», «Листочки»

«

Бабочка», «Яблоко»

«Подушечки»

«Конвертик»

«Веселые картинки»

«Узоры», «Дорожки»,

«Клубочки»

«Яблоко»,  Воздушный шар», «Морковка», Огурец»

«Овощи», Животные»,

«Кораблик»

«Снеговик»

     Гусеница», Заборчик»,     «Дерево»

«Круг», «Квадрат», «Треугольник», «Прямоугольник»

Игровые упражнения: «Гроза»,  «Капитан», «Моя семья», «Пять утят», «Весна», «Гвозди»

    «Шнуровка»

     «Коврики»

«Кошка», «Собака»

«Мамины  помощники»

 «Лабиринты»,  «Узоры», «Орнаменты», «Бабушкин клубочек»

«Елочки», «Бабочка»,  «Транспорт», «Неваляшка», «Овощи и фрукты»

«Нарисуй такой же»

«Крючки»,  «Петельки»

Показ, демонстрация

Показ, демонстрация

Показ, демонстрация

Показ, демонстрация, театр на ладошке

Работа с речными песком. Работа с сыпучими материалами (горох, фасоль).

Показ, демонстрация

Работа на больших листах

Показ, демонстрация

Работа с крупными бусинами

Работа с сыпучим материалом (зерна), работа с мозаикой

Работа с цветн. нитками (клубками)

Работа с играми-шнуровками

Работа с ракушками, прир.материалом

 Работа в тетради (крупная клетка), работа с шаблонами

 

 Показ, демонстрация

Показ, демонстрация

 

Работа с доской Монтессори

Работа с играми, выполненными  по методике Монтессори

Игры-шнуровки

Работа с подушечками (различного наполнения)

Работа с бумагой

Работа с пазлами, мелкой мозаикой, конструктором Лего

Работа в тетради (крупная клетка)

Работа в тетради (крупная клетка)

Работа на листах бумаги (раскраски)

Работа в тетрадях (крупная клетка)

   Показ, демонстрация

Игры с доской Монтессори

Работа с бумагой, кожей

Работа с бумагой

Работа с нитками

Работа в тетради

Работа на листах бумаги

Работа в тетради (в крупную, клетку, в крупную линейку)

Глава V. Результативность опыта

В конце года мы проверили эффективность системы работы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков в подготовительном специальном (коррекционном) классе  VIII в.

Задачи:

- выявить результаты проделанной работы;

- проследить динамику уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков.

Были использованы те же методики, что и на этапе констатирующего среза

Методика “Фигуры” (по В.Мытацину), позволяющая определить степень дифференцированности усилий пальцев рук. Методика “Стежки” (по В.Мытацину), определяющая развитие  координации движений глаза и руки. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру), позволяющая определить точность движений (сформированность внимания и контроля за собственными действиями). Методики “Узоры” и “Линии” (по В.Мытацину), позволяющие определить готовность к овладению письмом.

По всем показателям видна положительная динамика, важно отметить, что низкий уровень подготовки к письму на конец года  понизился на 50%, а высокий уровень – вырос на 17%.

Приложение 6.

Выводы

В ходе разработки и реализации системы комплекса упражнений и заданий по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков детей подготовительного специального (коррекционного)  класса VIII вида мы убедились, что упражнения и задания подобранные нами способствовали развитию мелкой моторики и графомоторных навыков.

Применение данной системы дало положительные результаты, подтверждающие ее эффективность:

  • Благодаря проведению системных упражнений по развитию мелкой моторики у детей улучшилась координация, точность, пластичность движений  кисти и пальцев рук
  • Включение в работу большого количества    дидактического материала, игровых заданий и упражнений способствовало снижению психоэмоционального напряжения учащихся
  • Поэтапная работа на   уроках способствовала повышению работоспособности обучающихся

Всё это создаёт благоприятную базу для  более успешного обучения в школе

Приложение 1.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ                                       РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИ

 УСИЛИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК                                           ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗА И РУКИ

Методика “Фигуры” (по В.Мытацину)      Методика “Стежки” (по В.Мытацину)

ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ                                          ГОТОВНОСТЬ К

                                                                                ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ

                                                                                   Методики “Узоры” и “Линии”

                                                                                                         (по В.Мытацину)

Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)

Приложение 2.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И

ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Приложение3.

Упражнения :

«Лягушка» - Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

«Это наши пальчики»- На вытянутых руках вперед, сжимание в кулачек и разжимание пальчиков.

Это наши пальчики, маленькие мальчики

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать

«Красим забор» -  движение кисти руки вверх-вниз, затем вправо-влево.

«Погладим котенка» -  плавные движения поглаживания выполняются сначала одной рукой, потом другой.

  «Курочка пьет водичку» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

 «Зайчик» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки.

Заинька, зайка, маленький зайка

Длинные ушки, быстрые ножки 

Зимой белый, летом серый.

Прыгает ловко, любит морковку.

 

«Кольцо» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.

 

 «Гусь» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.

 

«Пальчики-зайчики» - поочередное загибание и разгибание пальчиков

 Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка,

этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка,

третьего зайчика зовут Тришка,

четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка,

 а пятого, самого маленького (мизинчик), – Трусишка.

 Из кулака показывается только большой палец

Где наш старший мальчик? Вот я, здесь!                           

 Палец сгибается – кивает.

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!    

 вместе с пальчиком качается из стороны в сторону

Где второй наш пальчик?         

 Из кулака показывается только указательный палец

Где второй наш мальчик?

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!

Где наш третий пальчик?

Где наш средний мальчик?

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!

Где четвертый пальчик?

Безымянный мальчик?

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!

Где же пятый пальчик?

Где наш младший мальчик?

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!

Где все наши пальчики?

Где все наши мальчики?

Вот мы, здесь!

«Пальчики поздоровались»- кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Упражнение выполняется сначала одной рукой, а затем двумя. Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Выполнение этого упражнения сочетается с чтением наизусть потешек:

 

Жили-были три пингвина: Пик, Пак, Пок.

Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.

 

 «Человечек бежит - указательный и средний пальцы «бегают» по столу. Сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой. Далее-двумя руками вместе.

 «Цветок распустился»  - пальцы зажаты в кулак.  Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Другой вариант этого упражнения: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней-цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках синхронно отводятся назад-цветок распустился. Это упражнение сопровождается загадкой о цветке, например, о ромашке:

 В поле сестрички стоят,                  

 У каждой сестрички

Желтые глазки в небо глядят.      

Белые реснички.

 «Зайчик-кольцо» - упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, а далее обеими руками вместе.

«Ладонь-кулак» - руки опираются на локти, ладони обращены друг к другу. Ладонь одной руки хлопает о другую, затем сжимается в кулак и легко ударяет в ладонь другой руки. Затем положение рук меняется. Усложнение задания достигается за счет ускорения ритма.

 

 «Белочка» (по мотивам народной песенки) 
Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке, Воробью, синичке,
Мишке косолапому, Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 

«Есть игрушки у меня» - Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши) 
Паровоз и два коня, Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход, Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики)

 «Пять пальцев» На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

 Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

 «Ну-ка, братцы, за работу» - Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед). Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы

Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

.

Приложение 4.

Упражнение. «Спрячем игрушку». Необходимо наполнить емкость высотой 30-40 см. фасолью (наполнители можно менять: горох, манная крупа и т.д.). Попросить детей найти спрятанную игрушку.

«Как-то раз наши ребятки

Поиграть решили в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы искать.

 Упражнение «Домик для мышки». Попросить детей спрятать игрушку в наполненный сухой бассейн.

Упражнение «Проведи такую же линию». Для организации необходимо следующее оборудование: водонепроницаемый деревянный ящик, чистый просеянный песок. Эти игровые упражнения можно выполнять как на сухом песке, так и на влажном.

 «Следы» - оставлять на песке отпечатки ладошек, затем  оставлять отпечатки с помощью фигурок легким нажатием

«Песочные картинки» - проводить линии на песке

Упражнение «Разложи зернышки».  Для этого необходимо раскрасить зерна в два разных цвета, смешать их и попросить детей разложить зерна в разные емкости. Можно смешать разные сорта зерен. Например, бобы и горох.

Зерна мы перебираем,

По блюдцам разложить хотим.

Хоть с закрытыми глазами

Боб от гороха отличим.

Упражнение «Бусы для мамы». Для выполнения этого упражнения необходимы следующие материалы: толстая нить (шнурок), бусинки разного размера и цвета.

Выполнение: один конец шнура закрепить узелком, чтобы бусинки не соскакивали. Учить детей нанизывать бусинки на шнур. Предложить сделать бусы одного цвета, для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д.

Нанизывание бус разной величины. Учить детей нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д.

Нанизывание бус разной формы. Бусы разной формы (круглые, кубические, овальные и т. д.), но одинаковые по размеру и цвету нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме. Фиксировать внимание детей на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.

Нанизывание бус разного цвета. Учить детей поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый и т. д.). Далее предлагать бусы других цветовых сочетаний.

Упражнение  «Дорожка». Необходимые материалы: мозаика, крупные зерна (фасоль, арбузные семечки и т.д.). На столе из семечек (мозаики) учить выкладывать дорожки разной длины, в разных направлениях.

Упражнение «Зайчик». Необходимые материалы: мозаика, крупные зерна (фасоль, арбузные семечки, горох и т.д.). На столе выложить фигурку «зайчика», используя разные зерна.

 Упражнение Собака». Необходимые материалы: мозаика, крупные зерна (фасоль, арбузные семечки, горох и т.д.). На столе выложить фигурку «собачки», используя разные зерна.

Упражнение «Корабль». Необходимые материалы: мозаика, крупные зерна (фасоль, арбузные семечки, горох и т.д.). На столе выложить фигурку «кораблика», используя разные зерна.

«Бабушкин клубок» Необходимы материалы: клубки ниток (разного цвета и толщины). Учить детей сматывать нитки в клубок, разматывать. Выполнять упражнения на скорость: «Кто быстрее»

Упражнение «Шнуровки». Необходимые материалы: Игры «шнуровки». Учить детей выполнять шнурование вверх, вниз; завязывать узлы на конце, банты.

Упражнение «Узоры» с использованием природного материала. Необходимые материалы: пластилин, различный природный материал (ракушки, семечки, шишки и т.д.), дощечки.  

Выполнение работы: предварительно размазать пластилин на плоской поверхности (это могут быть дощечки, пластиковые крышки, корпус от дисков и т.д.) тонким слоем. Учить выкладывать различные узоры на поверхности.

…Я леплю из пластилина

Домик, на крыльце - кота.

Получается картина -

Ах, какая красота!...

Упражнение: «Бабка коробка». Необходимые материалы: игра «застежки для пуговиц», выполненные в виде бабки коробки, сидящей на листочке. На крыльях бабочки точки (пуговицы), которые можно застегивать и расстегивать.

"Коровка-коровка, полети на небко,

Там твои детки – кушают конфетки.

А тебе не дают, всем ребятам раздают".

"В лесу я столкнулась с летающей бабкой,

Она у меня покружилась над шапкой.

«Яга», — про себя я подумала робко.

А бабка в ответ: «Не Яга, а коробка!»"

 Упражнения: «Я нашел жука», «Жук», «Листочки». Необходимые материалы: игрушки, выполненные в виде жука, на спинке которых, расположены закручивающиеся пробки. Жуки разного цвета, пробки с закручивающимися крышками подобраны под цвет жуков. Точно такие же игрушки сделаны в виде зеленых объемных листочков.

Выполнение работы: учить откручивать и закручивать пробки. Можно предварительно раскрутить пробки сразу у нескольких игрушек разного цвета, перемешать их и попросить детей закрутить пробки по цветам.

«… Я нашла себе жука на большой ромашке

Не хочу держать в руке, пусть сидит в кармашке…»

Упражнение «Кармашек с секретом». Необходимые материалы: доска, выполненная по методике М.Монтессори. На доске расположены кармашки на липучке, на молнии, на пуговицах, на застежках. Расстегивая кармашек, дети обнаруживают внутри изображение какого-либо животного, или игрушки.

Упражнения: «Бабочка», «Яблоко». Необходимые материалы: игры-шнуровки, выполненные в виде  бабочки, яблока.

Выполнение: учить выполнять шнуровки в различных направлениях.

Упражнение «Подушечки». Необходимые материалы: подушечки разного цвета с разным наполнением (вата, мелкая группа – манка, гречневая крупа, горох, арбузные семечки).

Выполнение упражнения: с закрытыми глазами находить на ощупь одинаковые мешочки.

Упражнение: «Конвертик». Необходимые материалы: листок бумаги квадратной формы.

Выполнение работы: 1. Согнуть квадрат по диагонали. 2. Согнуть правый и левый края на встречу друг другу  (можно заправить один уголок в другой). 3. Верхний уголок отгибаем вниз.

Упражнение: «Коврики». Необходимые материалы: полоски шириной 2 см  длиной10 см 8 шт. из плотной цветной бумаги или кожи.

Выполнение работы: простое переплетение уложенных крест-накрест полосок  между собой.

Упражнение «Кошка» (оригами).  Необходимые материалы: лист бумаги.

Выполнение работы: 1. Сгибаем и разгибаем ромб по диагонали. 2. Загибаем верхние уголки. 3. Складываем сверху вниз фигуру пополам. 4. Теперь делаем кошке ушки. С каждой стороны по два раза загибаем внутрь края бумаги. 5. Теперь кошку можно раскрасить, нарисовать ей глаза, нос и усы, в общем, дать волю фантазии.

Упражнение: «Собака» (оригами).

Выполнение работы: 1. Сгибаем и разгибаем по вертикальной диагонали наш квадрат, получая складку по центру; 2. Загибаем нижний и верхний уголки ромба; 3. Сгибаем фигуру пополам по горизонтальной диагонали; 4. Загибаем книзу правый и левый верхние углы. Как вы уже догадались, это будут уши нашей собаки;5. Отгибаем назад верхний уголок.

Упражнение: «Мамины  помощники». Необходимые материалы: дощечки  прикрепленными  3 –мя шнурками (толстыми нитками).

Выполнение работы: плетение косичек.

«…Посмотрите,

Наша Кичка

Заплела Себе

Косички!...»

Приложение № 5

      Упражнение «Повтори». Для выполнения этого упражнения необходимо взять шестигранный карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла. Время выполнения 1-2 минуты.

После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти до появления в ней ощущения тепла. Время выполнения: 1-2 минуты. Затем тоже левой рукой.

Упражнение «Лабиринты». На большом листе бумаги нарисованы лабиринты (дорожки шириной 5-6 см). необходимо с помощью игрушки пройти эти лабиринты.

Упражнения: «Найди дорогу к домику», «Ежик заблудился. Помоги ему». Нарисованы лабиринты (шириной 1-2 см). Необходимо карандашом провести непрерывную линию (например: от домика до ежика).

Упражнение: «Набежала тучка». Выполняется на большом листе бумаги. Нарисована тучка, необходимо провести вертикальные линии (капает дождь).

…Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,

Сразу радуга смеётся…

Упражнение: «Солнышко». Работа выполняется на больших листах. Нарисован круг, нужно провести лучики

Упражнения: «Заборчики», «Дорожки».  Работа выполняется на больших листах. Необходимо продолжить рисунок по опорным точкам

 Упражнение: «Игрушки», «Клубочки». Рисование в тетрадях в крупную клетку по опорным точкам.

Упражнения: «Яблоко»,  Воздушный шар», «Морковка», Огурец», «Овощи»,  Животные»,

«Кораблик», «Снеговик». Работа проводится в тетрадях в крупную клетку. Детям дается образец рисунка (несложный), размер одна-две клетки.

   

Упражнения: «Гусеница», Заборчик», «Дерево». Работа на больших листах. Детям предлагается раскрасить рисунки, не заезжая за края. Использовать 1-2 цвета.

Упражнения: «Круг», «Квадрат», «Треугольник», «Прямоугольник». Работа выполняется в тетрадях в крупную клетку. Дается образец фигур Выполняется в одной клетке, прямоугольник – в двух клетках.

Упражнения:«Лабиринты»,  «Узоры», «Орнаменты», «Бабушкин клубочек», «Елочки», «Бабочка»,  «Транспорт», «Неваляшка», «Овощи и фрукты», «Нарисуй такой же».

 Работа выполняется в тетрадях в крупную клетку. Рисунки выполнены в виде различных элементов букв.

Упражнения: «Крючки»,  «Петельки». Работа выполняется в тетрадях в крупную линейку. Деям предлагается написание элементов букв по образцу.

Приложение 6.

Результативность

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ

ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗА И РУКИ

Методика “Стежки” (по В.Мытацину)

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ УСИЛИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК

Методика “Фигуры” (по В.Мытацину)

        

ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ

(сформированность внимания и контроля

за собственными действиями)

Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)

ГОТОВНОСТЬ К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ

Методики “Узоры” и “Линии”

(по В.Мытацину)

        

.      

Список используемой литературы

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта М.: Просвещение,2005

3.  Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2003

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1995.  

5.  Потапова Е.Н. Радость познания. – М.:Просвещение, 1990.

6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры: Развитие мелкой моторики; Улучшение координации движений; Подготовка руки к письму: Для детей 4-7 лет – Литера, 2008

7. Хилтунен Е. Упражнения с Монтессори-материалом. Издательство: Рига: Эксперимент, 1998

8.   Е.М. Мастюкова Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1992

9. Е.Н.Сорока Формирование графических навыков у детей с тяжелой умственной отсталостью. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 6 2005

10.  Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе М.: Творческий Центр, 2005

11.С.Г. Шевченко Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты М.: Владос, 1999

12 Е.А. Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры М.: Гном-Пресс, 1999

13. Е.Краузе Логопедия. Санкт-Петербург, Корона принт, 2003

14. Петров А.В. Игротека "Ловкие ручки" обучает и воспитывает: Методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных  задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...

Календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Материал содержит календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учеб...

Календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учебного года.

Материал содержит календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учеб...

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология. Швейное дело» основного общего образования (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) для учащихся 8 класса

Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 8 кл...