Главные вкладки

    Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.
    рабочая программа (7 класс) по теме

    Мухаметова Нуриса Шамиловна

     

    История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств  гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в  общество. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по истории Отечества  составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

    История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств  гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в  общество.

    Цель обучения  – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.

    Основными задачами курса являются:

    -освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;

    -помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

    -развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;

    -овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

    Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

    Исторический материал за 7 класс интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далёком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. Процесс обучения истории носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    В  пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Поэтому  в курс истории Отечества включается авторский курс краеведения «Моя малая Родина», разработанный учителем  т. е  весь исторический материал представлен отечественной историей и  краеведческой. Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела  программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.

    Актуальность курса краеведения «Моя малая Родина» состоит в том, что изучаемые на уроках исторические события  часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстракцией.

    Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов.  Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин).  На курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно  уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

    Курс истории Отечества за 7 класс сосредоточен  на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей IX-XV века. Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками (вещественными, устными, письменными), по которым учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времён до конца XV века.

    Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

    История нашей страны с древнейшего периода – 12 часов;

    Киевская Русь – 15 часов;

    Распад Киевской Руси  – 11 часов;

    Борьба Руси с иноземными завоевателями – 10 часов;

    Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества – 11 часов;

    Повторение – 4 часа.

    Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой,  Т.Г. Лифановой «История Отечества» – 7 класс.

    Название учебно-методического комплекта:

    1. Учебник « История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2005 г.

    В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

    Методы:

    словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

    наглядные – наблюдение, демонстрация

    практические – упражнения.

    методы изложения новых знаний      

    методы повторения, закрепления знаний    

    методы применения знаний

    методы контроля

    Занятия проводятся в классно урочной форме.

    Типы уроков:

    Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

    Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

    Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

     Комбинированный урок

    Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

     Контроль  за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). В курс вошло  6(шесть) уроков проверки контроля знаний. На тестовые,  самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам – 4 урока.

    Требования к уровню подготовки обучающихся  :

    Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие  компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками

    К концу учебного года учащиеся должны знать:

    – какие исторические даты называются точными, приблизительными;

     – когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

     – кто руководил основным сражениями.

    Учащиеся должны уметь:

    – пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

     – пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

     – соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

     – пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

     – устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

     – правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

    Содержание программы истории Отечества

    № п/п        Название раздела, темы, количество часов, цель, ЗУН.        

    Введение в историю        7ч.

    Формировать у обучающихся представление об истории, как о науке, о прошлом человечества, знать основные понятия раздела, уметь определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.

    1 История –  наука о прошлом. 1        

    2 Исторические памятники. 1

    3  Наша Родина – Россия. Моя родословная.         1

    4 Счёт лет в истории. Лента времени. 1        

    5 Наша страна на карте. 1

    6 Краеведение. Символика Белгородчины, города Губкина.        1          

    7 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Введение». 1        

    История нашей страны древнейшего периода  (12 часов)                  

    Формировать у обучающихся представление о восточных славянах, как о предках русских, белорусов, украинцев. Знать основные понятия изучаемого периода. Уметь работать с иллюстрацией, исторической  картой, сравнивать исторические события.

     1 Легендарная история происхождения славян и земли русской. Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов.1        

    2 Роды и племена восточных славян и их старейшины.1        

    3 Славянский посёлок.1        

    4 Основные занятия восточных славян.1        

    5 Ремёсла восточных славян.        1

    6  Как жили наши предки в далёком прошлом. Обычаи восточных славян.        1

    7 Верования восточных славян.1        

    8 Соседи восточных славян, торговые отношения с ними.1

    9 Славянские витязи – богатыри и варяги – русичи.1        

     10 Объединение восточных славян под началом Рюрика. Появление княжеств в VI-IX веке.1        

     11 Краеведение. Древние славяне в крае.1        

     12 Повторительно-обобщающий урок по разделу «История нашей страны с древнейшего периода».1        

    Киевская Русь         .15 ч                  

    Формировать у обучающихся   представление об образовании древнерусского государства  Киевская Русь, правителях древнего государства и их деятельности. Знать основные понятия, даты, персоналии раздела. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать исторические события.

     1  Образование государства восточных славян – Киевской Руси.1        

    2 Первые русские князья Олег, Игорь, Ольга, Святослав.1

    3 Княжеская дружина и укрепление  власти князя.1

    4 Оборона Руси от врагов.1

    5 Крещение Руси при князе Владимире.1

    6 Былины – источник знаний о Киевской Руси.1

    7 Искусство древнерусских ремесленников.        1

    8 Княжеское подворье, дружина. 1

    9 Жизнь и быт простых людей в Киевской Руси.1

    10  Лента времени. Исторические даты.1

    11 Образование и грамотность на Руси.1

    12 Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».1

    13 Приход к власти Владимира Мономаха.1

    14 Краеведение. Древнерусские города на территории области.1

    15 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси». 1

    Распад Киевской Руси          11

            Показать причины и значение распада Руси.        Знать основные понятия, даты персоналии раздела. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, связно и развёрнуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. Объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц.

    1 Причины распада Киевской Руси.1        

    2 Рост городов.1        

    3 Образование самостоятельных княжеств.        1

    4 Киевское княжество в XII веке.1        

    5 Владимиро-Суздальская Русь. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. 1        

    6 Господин Великий Новгород.1

    7 Хозяйство Новгородской земли. Торговля, ремёсла.1        

    8 Управление в Новгороде.1        

      9 Русская культура XII-XIII века.1        

    10 Краеведение. Северская земля и кочевники XI-XIII век.1        

    11 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси».        1

    Борьба Руси с иноземными завоевателями .        10 ч

    Показать взаимосвязь раздробленности на Руси и нашествия иноземных завоевателей.        Знать основные даты, понятия, персоналии раздела. Развивать умение составлять описания условий жизни людей, уметь элементарно анализировать исторический материал, делать выводы, проводить сравнение объектов, извлекать знания из различных источников.

     1 Монголо-татары. Государство Золотая Орда.        1

    2 Нашествие моголо-татар на Русь.1

    3 Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Злой город Козельск. Подвиг Евпатия Коловрата.1        

      4 Русь под монголо-татарским игом.        1

    5 Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт.1

    6 Александр Невский и новгородская дружина.1

    7 Невская битва.1

    8 Ледовое побоище.1

    9 Краеведение. Нашествие монголо-татар.1

     10 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями».        1

    Начало объединения русских земель . 11 ч         

    Показать значение объединения российских земель под началом Москвы.        Знать основные понятия, даты, персоналии раздела. Уметь раскрывать причинно-следственные связи в ходе работы с различными историческими источниками. Уметь давать нравственную оценку поступкам исторического деятеля, делать выводы.

     1 Возвышение Москвы.1        

    2 Московский князь Иван Калита, его успехи.        1

      3 Основные слои городского населения, их быт традиции.        1

    4 Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Князь Дмитрий Иванович и хан Мамай.1

    5 Сергий Радонежский.1

    6 Битва на Куликовом поле.1

    7 Значение Куликовской битвы для русского народа.1

    8 Иван III. Освобождение от иноземного ига.        1

      9 Укрепление Московского государства.1

     10 Краеведение. Вхождение земель Белгородчины в состав Московского государства.        1

     11 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества».1

    Повторение         4 ч                 

    Повторить изученное  в 7 классе. Знать основные  понятия,  даты, кто руководил основными сражениями, исторических деятелей IX-XV века. Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

     1 Повторение по разделу «Киевская Русь».1

    2 Повторение по разделу «Распад Киевской Руси».1

    3 Повторение по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями».1

    4 Повторение по разделу «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества».1

    Перечень учебно-методических средств обучения

    Литература основная: учебник «История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  7 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2011 г.

    Дополнительная:

    Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.

    Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.

    Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.

    Россия великая судьба. Сергей Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2007 г.

    Литература по краеведению:

    Белгородский край в истории СССР.  Под редакцией Мартынова А. Ф.. Воронеж 1982 г.

    Заметки краеведа. Алексенко Н. П..  Губкин, 1992 г.

    Мой край. Овчарова Н. Г., Осыков Б. И..  Воронеж 1977 г.

    Старый Оскол. Никулов А. П.. Старый Оскол, 1997 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

    Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

    Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

    Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных  задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...

    Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс

    Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

    8 классРабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

    Рабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Ворон...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология. Швейное дело» основного общего образования (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) для учащихся 8 класса

    Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 8 кл...

    АДАПТИРОВАНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ учащихся 10 - 14 лет специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида (с нарушениями интеллекта)

    Пояснительная запискаТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие это...

    Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой. История, авт. О.И. Бородина, В.М. Мозговой, Л.С. Сековец. 9 класс

    История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение умениями и знаниями, коррекционное воздействие на личность ученика изучаемого материала,...