Главные вкладки

    АДАПТИРОВАНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ учащихся 10 - 14 лет специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида (с нарушениями интеллекта)
    рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8 класс) по теме

    Басова Анна Ивановна

    Пояснительная записка

    ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

    В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
                В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью. Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития нами была создана коррекционно-развивающая программа.
                Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Учащиеся делятся на подгруппы в зависимости от сложности дефектов. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
                Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
                Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 50 минут. Всего формируется 2 подгруппы. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю.
                В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, aPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
    Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

    1 ЭТАП:          Диагностический

    В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с УО, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
    Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

    2 ЭТАП:          Коррекционный:

    Данный этап включает в себя следующие задачи:

    • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций; создания ситуации успеха;
    • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
    • повышение социального статуса ребенка в коллективе;
    • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
    • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;
    • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
    • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_dlya_sayta.docx29.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования города Москвы

    ГОСУДАРСТВЕННОЕКАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

    СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №79

    АДАПТИРОВАНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ
    учащихся 10 - 14 лет
    специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида
    (с нарушениями интеллекта)

                                                            Составитель: Педагог-психолог Басова А.И.

    Педагог-психолог Поднебесных А.И.

    Пояснительная записка

    ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

    В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
                В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью. Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития нами была создана коррекционно-развивающая программа.
                Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Учащиеся делятся на подгруппы в зависимости от сложности дефектов. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
                Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
                Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 50 минут. Всего формируется 2 подгруппы. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю.
                В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, aPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
    Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

    1 ЭТАП:          Диагностический 

    В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с УО, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
    Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

    2 ЭТАП:          Коррекционный: 

    Данный этап включает в себя следующие задачи:

    • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций; создания ситуации успеха;
    • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
    • повышение социального статуса ребенка в коллективе;
    • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
    • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;
    • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
    • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

    Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

    • Когнитивный блок; Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
    • Эмоциональный блок; Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
    • Поведенческий блок. Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

    3         ЭТАП: Диагностический 

    Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
             Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

    4         ЭТАП: Прогностический. 

    Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофо-зиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

    ЦЕЛЬ:   На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

    ЗАДАЧИ:
    o развитие познавательной активности учащихся,
    o формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
    o формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
    o формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
    o совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
    o обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
    o психологическая коррекция поведения ребёнка
    o социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения

    ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

    Аппаратные средства

    • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
    • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
    • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). 
    • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

    Не аппаратные средства
    (игры, специализированные приспособления)

    • Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.) 
    • ЛЕГО- Конструктор;
    • Пособие ПЕРТРА;
    • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
    • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши) 
    • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
    • Тетради для творческих работ учащихся
    • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

    ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

    1 РАЗДЕЛ
    Коррекция когнитивных процессов

    (26 часов)

     Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. "Релаксация - напряжение". Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

    2 РАЗДЕЛ
    Коррекция социальных и коммуникативных умений

    (18 часов)

                Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

    3 РАЗДЕЛ
    Коррекция поведения

    (14 часов)

     Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

    4 РАЗДЕЛ
    Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

    (10 часов) 

    Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию - под контроль.

    ИТОГО:68 ЧАСОВ

    ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

    • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
    • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
    • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
    • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
    • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД
    /Количество часов можно регулировать в зависимости от нагрузки:/

    Темы занятий

    К-во
    час

    Даты

    1

    Исследования учащихся

    4 ч:

     

    1.1.

     Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

    1 ч.

     

    1.2.

     Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

    1 ч.

     

    1.3.

     Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

    1 ч.

     

    1.4.

     Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
       Методика "Эталоны"
    (Зрительное восприятие)

    1 ч.

     

    2

    Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"

    26 ч:

     

    2.1.

     "Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов".

    6 ч.

     

    2.2.

     "Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"

    6 ч.

     

    2.3.

     "Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания".

    4 ч.

     

    2.4.

     "Коррекция восприятия".

    4 ч.

     

    2.5.

     "Релаксация - напряжение"

    3 ч.

     

    2.6.

     "Развитие рефлексивных навыков"

    3 ч.

     

    3

    Коррекция социальных и коммуникативных умений
    Психологический тренинг "Среди людей":

    18 ч:

     

    3.1.

     Освоение приёмов активного общения "Я и другие"

    2 ч.

     

    3.2.

     Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"

    1 ч.

     

    3.3.

     Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"

    1 ч.

     

    3.4.

     Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно"

    2 ч.

     

    3.5.

     "Обучение владению собой"

    2 ч.

     

    3.6.

     Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"

    1 ч.

     

    3.7.

     Сплочение группы "Учимся общаться"

    2 ч.

     

    3.8.

     Устранение барьеров общения "Я + Ты"

    1 ч.

     

    3.9.

     "Стили общения"

    1 ч.

     

    3.10

     Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".

    1 ч.

     

    3.11.

     Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Мафия"

    1 ч.

     

    3.12.

     Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Необитаемый остров"

    1 ч.

     

    3.13.

     "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.

    2 ч.

     

    4

    Коррекция поведения "Познавая себя и других"

    26 ч:

     

    4.1.

     "Я - это я! Знаю ли я себя"

    5 ч.

     

    4.2.

     "Я и мои чувства"

    2 ч.

     

    4.3.

     "Что такое доброта?" (Занятие в технологии французской мастерской)

    1 ч.

     

    4.4.

     "Добрым быть на свете веселей"

    1 ч.

     

    4.5.

     "Добрым быть полезно"

    1 ч.

     

    4.6.

     "Правда, ложь, фантазия"

    1 ч.

     

    4.7.

     "Учимся управлять своими эмоциями"

    2 ч.

     

    4.8.

     "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

    2 ч.

     

    4.9.

     "Что такое ДРУЖБА? "(Занятие в технологии французской мастерской)

    2 ч.

     

    4.10.

     "Настоящий друг". (Сказкотерапия, видеотренинг)

    2 ч.

     

    4.11.

     "Спокойствие. Учимся правильно дышать".

    3 ч.

     

    4.12.

     "Индивидуальность или чем я отличаюсь от других"

    2 ч.

     

    4.13.

     "Я и Ты. Чем мы похожи".

    2 ч.

     

    4.14.

     "Поведение и культура"

    1 ч.

     

    5

    "Коррекция эмоционально-личностной сферы"

    10 ч:

     

    5.1.

     "Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции.

    3 ч.

     

    5.3.

     "Послушание".

    3 ч.

     

    5.4.

     "Застенчивость".

    2 ч.

     

    5.5.

     "Агрессию - под контроль. Коммуникативность".

    4 ч

     

    6

    Итоговые исследования учащихся

    4 ч:

     

    6.1.

     Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

    1 ч.

     

    6.2.

     Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

    1 ч.

     

    6.3.

     Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

    1 ч.

     

    6.4.

     Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
       Методика "Эталоны"
    (Зрительное восприятие)

    1 ч.

     


    ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Нормативные документы

    1. Закон об образовании РФ.
    2. Конвенция о правах ребёнка
    3. Федеральная программа развития образования. 2000г.
    4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
    5. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.

    ЛИТЕРАТУРА.

    1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
    2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
    3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
    4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
    5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
    6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
    7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
    8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
    9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
    10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
    11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
    12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
    13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
    14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
    15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
    16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
    17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
    18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997
    19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
    20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
    21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
    22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
    23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
    24. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
    25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
    26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
    27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
    28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.

    ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

    1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
    2. Газета "Школьный психолог"
    3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
    4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
    5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
    6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

    История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навы...

    Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

    Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

    Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

    Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных  задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...

    Программа для учащихся (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по швейному делу 10 – 11классов.

    Данная программа является продолжением основной программы для учащихся (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по швейному делу 10 – 11классов. Программа предусматривает обучение учащ...

    8 классРабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

    Рабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Ворон...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология. Швейное дело» основного общего образования (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) для учащихся 8 класса

    Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 8 кл...

    Авторская программа по лозоплетению для специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида

    Предлагаемая программа содержит учебный материал по лозоплетению (технологии). Рассчитана на четыре года обучения и предусматривает четыре этапа обучения (6-9 классы), теснейшим образом и циклически с...