Программа для учащихся (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по швейному делу 10 – 11классов.
рабочая программа (10, 11 класс) по теме

Шинкаренко Ольга Юрьевна

Данная программа является продолжением основной программы для учащихся (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по швейному делу 10 – 11классов. Программа предусматривает обучение учащихся  пошиву женской и детской одежды со специализацией по профессии швея женской лёгкой одежды индивидуального пошива.

   Программа 10 – 11 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологии пошива женской и детской одежды и приёмами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьникам специализироваться не только по пошиву женской и детской одежды, но и по пошиву другой продукции, что даёт возможность школе самостоятельно регулировать пошив изделий исходя из способности и возможности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_10-11klass_shveynoe_delo.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Пояснительная записка

     Данная программа является продолжением основной программы для учащихся (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по швейному делу 10 – 11классов. Программа предусматривает обучение учащихся  пошиву женской и детской одежды со специализацией по профессии швея женской лёгкой одежды индивидуального пошива.

   Программа 10 – 11 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологии пошива женской и детской одежды и приёмами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьникам специализироваться не только по пошиву женской и детской одежды, но и по пошиву другой продукции, что даёт возможность школе самостоятельно регулировать пошив изделий исходя из способности и возможности учащихся.

   Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания.

    Эти знания помогают строить чертежи, выкройки, учитывать расход материала, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства на производстве.

   Обучение учащихся дополняется экскурсиями в ателье и Дома быта. Благодаря данным экскурсиям  учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения и знакомятся с различием между массовым производством одежды и индивидуальным.

    В программе учтены все требования, предъявляемые производственными предприятиями к выпускникам.

    В процессе практического обучения, при выполнении производственных работ и законов предприятия бытового обслуживания населения, особое внимание уделяется формированию у школьников навыков и умений по профессии швейного производства. Важное место отводится ознакомлению учащихся с технологией изготовления швейных изделий, применяемыми инструментами и оборудованием, экономией и организацией труда на швейном предприятии с видами и свойствами швейных материалов, с технологическими процессами производства, формированию умений по изготовлению швейных изделий, по подготовке технологической документации, по работе на промышленных швейных машинах с использованием приспособлений малой механизации, которая получает дальнейшее развитие в процессе производительного труда, а также соблюдения техники безопасности при всех видах работ.

   График учебного процесса регламентируется чередованием теоретического и производственного обучения. Производственное обучение производится на протяжении всего времени обучения.

    Учебный процесс завершается выпускным экзаменом, который проводит экзаменационная комиссия, где присутствует специалист с производства (данного профиля).

    Экзамен проводится в виде ответов на вопросы экзаменационных билетов (два вопроса – теоретических, которые направлены на выявления качества усвоения знаний учащихся по технологии изготовления одежды, оборудованию, материаловедению, охране труда, а один вопрос – практическая работа), а также защитой творческого проекта который учащиеся 11 класса выполняют в конце года.

   При успешной сдаче экзамена выдаётся свидетельство о присвоении квалификации: швея женской и детской лёгкой одежды 1-2 разряда.

В 10 – 11 классах учащиеся должны знать и уметь:

- правильно производить расчёты по построению выкроек, пользоваться и читать                     чертежи выкроек, а также работать с лекалами чертежей;

- выполнять раскладку на ткани и рассчитывать расход ткани на изделия;

- пользоваться законами, предусмотренными законодательством  по охране труда

   на производстве;

- применять новейшие технологии и материалы на производстве;

- пользоваться экономическими знаниями в процессе производства в швейной промышленности;

- рационально организовывать своё рабочее место;

- работать на бытовых швейных машинах: с ручным приводом, ножным и электрическим приводом;

- пользоваться средствами малой механизации: различными видами лапок и ограничительными линейками;

- работать на производственных швейных машинах: универсальных общего назначения (стачивающих) одноигольных швейных машинах 97-А класса ОЗЛМ, 1022-М класса ПМЗ; специальной краеобмёточной машине 51-А класса ПМЗ, машине потайного подшивочного стежка 85класса ПМЗ, машине для окантовки срезов деталей 22-3 касса ОЗЛМ; полуавтомате для пришивания пуговиц 827 класса ПМЗ, машине для обмётывания петель 25- А класса ПМЗ, выполнения закрепок 1820 АО;

- правила приёма заказов  на пошив одежды;

- делать примерки и устранять дефекты изделий;

- выполнять все виды операций соответствующих 1, 2 разряду швея женского и детского лёгкого платья;

- работать в темпе, позволяющем приблизиться к выполнению установленных норм выработки квалификационных рабочих, соответствующего разряда.

Цель курса:

1. Получение подростками с ограниченными возможностями здоровья теоретических и практических умений, необходимых для правомерной деятельности на профессиональном уровне, обеспечивающей производственную компетентность работников и адаптацию на современном рынке труда.

2. Формирование знаний учащимися по использованию законов, предусмотренными законодательством по охране труда на производстве.

Задачи курса:

1. Обучение обработке деталей и монтажа изделий, изготовлению и обработке узлов, деталей, изделий.

2. Обучение приёмам контроля качества узлов, деталей изделий.

3. Рациональная организация своего рабочего времени и места.

4. Обучение работе в темпе, позволяющем приблизиться к выполнению установленных норм выработки квалифицированных рабочих, соответствующего разряда.

Содержание программы

10 класс.

I – полугодие.

Вводное занятие.

Подведение итогов за прошлый год. Ознакомление учащихся с планом работы на год. Техника безопасности в мастерских. Порядок работы в мастерских.

 

Теоретические знания.

Материаловедение:

Общие сведения о волокнах и их свойствах. Классификация волокон. Натуральные волокна растительного происхождения. Лабораторно - практическая работа. Натуральные волокна животного происхождения. Лабораторно - практическая работа.

Оборудование: Бытовая швейная машина «Чайка» - 142 ПМЗ

с электроприводом. Общие сведения об устройстве машины. Заправка машины и регулировка строчки. Устройство челночного комплекта. Общие сведения о машинных иглах. Знакомство учащихся с универсальными, специальными машинами и полуавтоматами, средствами малой механизации. Общие сведения об универсальной машине 22- А класса ПМЗ, её заправка и регулировка. Общие сведения об специальной швейной машины 51- А класса ПМЗ, её заправка и регулировка.

Основы конструирования:

История развития одежды. Стиль и силуэт в одежде. Выбор, зарисовка и описание фасона платья. Снятие мерок для построения чертежа женского платья.  Построение основы чертежа женского платья в М 1:4 и в натуральную величину. Выполнение моделирование на чертеже по выбранному фасону. Построение и моделирование чертежей деталей одежды в М 1: 4 (рюши, волана). Построение  чертежа отложного воротника. Моделирование выреза горловины в платьях. Выбор, зарисовка и описание фасона блузы. Снятие мерок для построения чертежа блузы.  Построение основы чертежа блузы в М 1:4 и в натуральную величину. Выполнение моделирование на чертеже по выбранному фасону.

Технология изготовления швейных изделий: Ассортимент швейных изделий. Классификация одежды. Целевое назначение и размерные показатели одежды.  Ознакомить с видами одежды. Ручные работы – инструменты и приспособления. Организация рабочего места для ручных работ. Терминология ручных работ. Машинные работы. Организация машинного рабочего места. Оборудование для машинных работ.

Знакомство учащихся с универсальными, специальными машинами и полуавтоматами, средствами малой механизации. Терминология машинных работ. Влажно – тепловые работы. Организация рабочего места.

Оборудование и приспособления для влажно – тепловых работ. Терминология влажно – тепловых работ. Виды отделок их обработка и соединения с основными деталями одежды : тесьма, сутаж, кружево, оборки и воланы, рюши, настрачные бейки.  Детали кроя платья и блузы. Наименования линий и срезов деталей кроя. Технические условия на выкраивание деталей. Обработка срезов.

Охрана труда:

 Техника безопасности в мастерских. Техника безопасности с ручными инструментами.

Умения. 

Заправлять и регулировать швейную машину, а также пользоваться малой механизацией. Выполнение образцов ручных стежков и строчек, машинных швов с применением малой механизации. Обрабатывать различные виды отделок.

Производственное обучение: Пошив платья и блузы по выбору с различной отделкой. Раскладка деталей выкройки на ткани и раскрой изделия. Смётывание и примерка платья. Обработка выточек. Обработка кокеток.

Обработка плечевых и боковых швов. Обработка изделия отделочным материалом. Обработка рукава и соединение его с проймой. Обработка горловины отделочным материалом.

10 класс.

II – полугодие.

Вводное занятие.

Требования безопасности к производственному оборудованию. Санитарно – гигиенические требования на рабочем месте.

Теоретические знания.

Материаловедение:

Общие сведения о химических волокнах (искусственные и синтетические). Лабораторно - практическая работа. Общие сведения о видах клеевых материалов. Основные направления и применения клеевых материалов. Свойства клеевых материалов. Лабораторно - практическая работа.

Нетканые материалы. Лабораторно - практическая работа.

Оборудование:

Общие сведения об универсальной машине 97 кл ОЗЛМ, её заправка и регулировка. Общие сведения об универсальной машине 1022 кл ОЗЛМ, её заправка и регулировка. Общие сведения об универсальной машине 803 кл ПМЗ. Общие сведения об универсальной машине 852 кл ПМЗ.

Приспособления малой механизации. Оборудование для выполнения швейных работ. Организация машинного рабочего места.

Основы конструирования:

Выбор, зарисовка и описание фасона брючного костюма(брюки и жилет). Снятие мерок для построения чертежа женского брючного костюма.  Построение основы чертежа брюк и жилета в М 1:4 и в натуральную величину. Выполнение моделирование на чертеже по выбранному фасону. Выбор, зарисовка и описание фасона сарафана. Снятие мерок для построения чертежа. Построение основы чертежа сарафана в М 1:4 и в натуральную величину. Выполнение моделирование на чертеже по выбранному фасону.

Технология изготовления швейных изделий: 

Клеевые соединения. Обработка прорезного кармана без клапана с прямым прорезом, с овальным и фигурным прорезом. Обработка прорезного кармана с клапаном и отделочным клапаном. Обработка прорезного кармана с листочкой. Общие сведения о женских костюмах. Обработка кармана с листочкой в швах и складках. Карман в шве. Карман из основных деталей изделия. Детали кроя и последовательность обработки. Общие сведения о жилетах и последовательности обработки. Последовательность обработки брюк.

Охрана труда: 

Техника безопасности с бытовыми машинами. Техника безопасности влажно – тепловых работ.

Умения.

Распознавать клеевые материалы. Заправлять и работать на специальных и универсальных машинах. Выполнять построения чертежей швейных изделий в масштабе и в натуральную величину. Пользоваться готовыми лекалами. Выполнять прорезные карманы на швейных изделиях.

Производственное обучение:

Пошив брючного костюма (брюки и жилет), сарафана. Раскладка лекал на ткани и раскрой изделия. Подготовка и проведение примерки. Смётывание и стачивание плечевых и боковых швов. Обработка подбортов и воротника. Окончательная обработка  готового изделия. Практическое повторение. Выполнение контрольной работы.

11 класс.

I – полугодие.

Вводное занятие.

Итоги обучения за прошлый учебный год. Профессия швея женской и детской одежды. Правила поведения в мастерских и техника безопасности. План работы на год.                                                                              

Материаловедение:

Общие сведения о прядении. Ткацкое производство. Ткацкие переплетения.

Оборудование:

Специальные промышленные машины. Общая характеристика спецмашинах швейных машин 85 кл ПМЗ; 302ПМЗ. Общие сведения о  машинах 22-3 кл ОЗЛМ; ВМ-50 ПЗШО. Общая характеристика о спец. машинах397 кл ОЗЛМ; 797 кл ОЗЛМ; 1097 кл ОЗЛМ. Общая характеристика 508 – М кл ПЗЛМ,

851 кл ПМЗ. Общая характеристика 229кл – 231кл «Текстима». Общая характеристика 408 – АМ кл. Общая характеристика 876 кл ПМЗ; 811 «Минерва». Общая характеристика швейной машины 73401- РЗ.

Основы конструирования:  Описание фасон блузы. Снятие мерок с фигуры для расчёта и построения чертежа блузы. Выполнение моделирования по выбранному фасону. Описание фасона юбки. Снятие мерок с фигуры. Построение чертежа, выполнение моделирования по выбранному фасону юбки. Описание фасона детского платья. Снятие мерок с фигуры. Построение чертежа, выполнение моделирования по выбранному фасону детского платья.

Технология изготовления швейных изделий: Изготовление лёгкой женской одежды по индивидуальному заказу. Общие сведения об ателье мод и Доме мод, об их устройстве и работе. Характеристика оборудования основных помещений ателье. Приём и оформление заказа. Определение сложности изготовления одежды. Описание изделия минимальной сложности. Основные усложняющие элементы. Технологическая последовательность обработки изделия по индивидуальным заказам. Экскурсия в ателье. Ознакомление с технологией индивидуального производства швейных изделий.

Охрана труда:

Техника безопасности на производстве, в мастерских. Правила техники безопасности при раскрое швейных изделий.

Умения.

Выполнение приёма и оформление заказа. Определение сложности изготовления одежды. Описание основных усложняющих элементов и изделия минимальной сложности. Подобрать отделку к выбранной модели.

Производственное обучение:

Практическое повторение. Пошив изделий блуза и юбка по выбору. Раскладка лекал на ткани. Раскрой и пошив изделий. Пошив детского платья. Подготовка ткани и лекал к раскрою и раскрой изделия. Окончательная обработка изделия.

11 класс.

II – полугодие.

Вводное занятие.

План работы на второе полугодие.

Материаловедение:

Волокнистый состав ткани. Ассортимент тканей. Хранение швейных материалов.

Оборудование:

Промышленные машины – полуавтоматы. Общая характеристика машины – полуавтомата 260 кл ПМЗ. Общая характеристика машины – полуавтомата

596 – М кл ОЗЛМ. Оборудование для влажно – тепловых работ.

Основы конструирования:

Выбор модели и описание фасона женского костюма. Снятие мерок с фигуры. Построение чертежа, выполнение моделирования по выбранному фасону. Выбор модели и описание фасона детского платья. Снятие мерок с фигуры. Построение чертежа, выполнение моделирования по выбранному фасону детского платья.

Технология изготовления швейных изделий:

Последовательность выполнения работ по пошиву изделия в ателье. Подготовка и проведение первой примерки изделия на фигуре заказчика.

Обработка изделия после первой примерки. Подготовка ко второй примерки и её выполнение. Сдача готового изделия заказчику. Особенности обработки изделий с предварительным изготовлением полуфабрикатов. Особенности обработки изделия в бригадах. Обработка бортов и застёжек в швейных изделиях. Ремонт и обновление одежды. Экспериментальный цех и его функции. Подготовительный цех и его функции. Раскройный цех. Государственная система стандартизации. Стандартизация, виды стандартов. Контроль и качество продукции.

Охрана труда:

Гигиена на производстве. Законодательство по охране труда. 

Умения.

 Выбрать и описать фасон швейных изделий. Выполнять обработку различных видов застёжек. Производить ремонт и обновления одежды. Подготавливать изделия к примеркам как в ателье. Производить пошив и выполнять окончательную обработку изделий самостоятельно.

Производственное обучение:

Изготовление женского костюма (пиджак без подкладки и юбка). Раскладка лекал на ткани. Раскрой и пошив изделий. Практическое повторение. Подготовка к экзамену. Выполнение экзаменационного изделия и творческого проекта. Пошив детского платья по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных  задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

8 классРабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

Рабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Ворон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология. Швейное дело» основного общего образования (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) для учащихся 8 класса

Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 8 кл...

АДАПТИРОВАНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ учащихся 10 - 14 лет специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида (с нарушениями интеллекта)

Пояснительная запискаТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие это...