Главные вкладки

    План-конспект урока по теме:
    Конспект открытого занятия "Введение в общеобразовательную программу" кружок "Кройка и шитьё"

    Лашкаева Людмила Гавриловна

    Вводное занятие 1-го года обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл portfolio_otkr-e._zan._vved._v_obr._pr.docx33.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Большеболдинский Дом детского творчества».

    Конспект открытого занятия

    «Введение в общеобразовательную программу»

    кружок « Кройка и шитьё»

      Педагог дополнительного образования

                                                                                                             Высшей квалификционной категории

                                                                                                     Лашкаева Людмила Гавриловна.

    Б.Болдино.

    Тема: Введение в общеобразовательную программу. Вводное занятие 1-го года обучения.

    Аннотация на образовательную программу: Образовательная программа декоративно – прикладного направления «Кройка и шитьё» разработана в 2002 году на основе авторских программ «Кружок изготовления игрушек – сувениров» О.С. Молотобаровой, «Кружок конструирования и моделирования одежды» Л.П.Чижиковой и литературы, представленной в конце программы. Программа затрагивает несколько направлений в области шитья, взаимосвязанных  друг с другом: лоскутное шитьё, мягкая игрушка, обработка различных узлов и деталей одежды, изготовление изделия. Программа рассчитана на 3 года обучения и составлена с учётом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей.

    Место проведения: Учебный кабинет.

    Время проведения: 11-00  часов (продолжительность занятия – 45 минут).

    Участники: Незнакомые дети, желающие узнать о деятельности кружка; первоначальный уровень ЗУН соответствует школьной программе по технологии (возраст 9 – 11 лет, 8 человек). Учащиеся творческой группы кружка «Кройка и шитье» (девочки 14 – 15 лет, 2 человека).

    Цель занятия:

    Формирование и развитие у учащихся познавательных мотивов учебной деятельности, творческой инициативы и активности.

    Задачи:

    Обучающая: Обучить изготовлению простейшей игрушки – сувенира, научить применять полученные знания на практике самостоятельно.

    Развивающая: Развить интерес к деятельности объединения, выявить способности детей к шитью, развить внимание, фантазию, воображение, смекалку, память.

    Воспитательная: Создать атмосферу непринуждённого общения, воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, уважительное отношение к старшим и друг к другу.

     Методическое обеспечение занятия:

     - Аудиокассеты или диски с записью весёлой музыки, с записью лёгкой музыки.

    - Диск с компьютерной презентацией «Образовательная программа «Кройка и шитьё».

    - Диск с компьютерной презентацией «Изготовление игрушки сувенира «Смешарик»

    -  Методические рекомендации по изготовлению игрушки «Смешарик»

    -  Карточки с правилами техники безопасности при работе с ножницами и иголками.

    Оформление и наглядный материал:

    - Выставка работ детей 1-го года обучения по пройденным темам ( лоскутная мозаика, мягкая игрушка, игрушки – сувениры.)

    - Книги по изготовлению мягкой игрушки, лоскутному шитью.

    - Технологические карты.

    Оборудование:

    - Мультимедийное оборудование.

    - Компьютер.

    -  Магнитофон.

    - Часы.

    Материалы и инструменты:

    Для знакомства: бейджики, мягкая игрушка «Кот».

    Для конкурсного задания: жетоны; 2 стула, бумага, 2 ножниц, 2 игольницы, 2 иголки, 2 катушки ниток, 2 листа бумаги с нарисованной куклой, 2 одинаковых набора одежды для бумажной куклы, 2 шариковых ручки, 2 стерженя; 2 конверта с пословицами; 2 конверта со скороговорками; 2 набора старой одежды с одинаковыми предметами в кождом.

    Для практического задания: детали кроя игрушки из искусственного меха, иголки, нитки, ножницы, игольницы, синтепон, вязальные нитки, пуговицы, глаза для игрушки, клей ПВА.

    Методы обучения:  Словесный, наглядный,  игровой, практическая работа.

    Приёмы: Объяснение, показ, напоминание, самостоятельная работа, помощь, поощрение.

    Форма работы: Групповая, индивидуальная.

    Тип учебного занятия: Комбинированный.

    Предполагаемый результат учебного занятия:

    Формирование у детей первоначальных представлений о деятельности детского объединения, проявление интереса к занятиям.

    Эмоционально – положительный настрой.

    Знакомство с новыми понятиями (ручной шов «вперёд иголку», правила техники безопасности, презентация).

    Возможность увидеть результат работы уже на первом занятии; игрушка – сувенир, выполненная своими руками («Смешарик»).

    План проведения занятия.

         Организационный этап:

    Приветствие, знакомство с детьми.                                                    3 мин.

         Подготовительный этап:

    Обозначение темы, постановка цели, задач.                                      1 мин.

    Компьютерная презентация.                                                                2 мин.

         Основной этап:

    Практическое занятие                                                                           20 мин.

    Конкурс                                                                                                  15 мин.

         Итоговый этап:

    Обобщение по пройденному материалу. Опрос детей .                    2 мин.

    Подведение итогов занятия. Мини – выставка.                                  2 мин.

       

    Ход занятия.

    Организационный этап. (3 мин.)

       Педагог. Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые взрослые! Я приехала к вам из села Большое Болдино. Кто из вас был в Болдине? Чем оно знаменито? Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Ответы детей). Замечательно!

    Давайте вспомним стихи Александра Сергеевича:

    У лукоморья дуб зелёный,

    Златая цепь на дубе………. том.

    И днём и ночью кот ………учёный

    Всё ходит по цепи……….. кругом.

    (Дети вспоминают и заканчивают строчки стихотворения).

       В нашем кружке тоже живёт кот. А зовут его Филимон. Посмотрите, какой он симпатичный. Давайте с ним познакомимся! Каждый из вас пожмёт ему руку, назовёт своё имя, класс в котором учится и чем любит заниматься. Начнём с меня.

    Меня зовут Людмила Гавриловна Лашкаева, я педагог дополнительного образования, занимаюсь с детьми в Доме детского творчества. Веду занятия в кружке «Кройка и шитьё».

    (Дети по очереди представляются.)

       Со мной приехали помощницы – девочки из творческой группы. Представьтесь пожалуйста. (Девочки называют свои имена). А теперь каждый из вас напишет своё имя и вставит в бейдж, чтобы все знали, как вас зовут.

       Ну, вот мы и познакомились! Очень приятно!

    Подготовительный этап. (3 мин.)

        Наша цель сегодня : Познакомиться, подружиться; узнать, чем занимаются девочки в нашем кружке, немого поиграть и сшить небольшую игрушку.

         С  помощью компьютерной презентации я познакомлю вас с деятельностью нашего кружка, Итак, внимание на  экран (Просмотр слайдов).

     Комментирование:

        Из названия кружка вы наверно поняли, что мы учимся кроить и шить. Сначала мы учимся простому, постепенно наши задачи усложняются. Начинаем с простых ручных швов, несложных лоскутных изделий (прихватка, подушка) игрушек – сувениров, мягкой игрушки. Затем учимся шить на швейной машине с ножным приводом, осваиваем методы обработки различных узлов и деталей одежды ( как правильно сшить карманы, манжеты, воротник и  др.), а уже на 3 году обучения девочки учатся, используя журналы мод, кроить и шить большие изделия. Они шьют для себя понравившуюся одежду: юбки, халаты, сарафаны, шорты, брюки. Наши девочки очень стараются и любят принимать участие в различных конкурсах мастерства. У нас очень много наград: грамот и дипломов за участие в районных и областных конкурсах.

        Я думаю, что умение шить всегда пригодится в жизни. Девочки – будущие женщины, мамы всегда смогут смастерить что-нибудь для себя и своих близких, ну, а мальчикам – будущим солдатам тоже пригодиться умение пришить пуговицу или зашить дырку в кармане.

       Обратите внимание на выставку, которую мы организовали для вас. Здесь представлены поделки детей 1-го года обучения. Вам нравится?

    Ребята, кто из вас умеет хоть немного шить? Где вы научились? Что уже шили? (Ответы детей –  определение их первоначальных ЗУН). Хотите попробовать сделать забавную игрушку – «Смешарик»? (Показ образца), которая станет, я уверена,  вашим добрым талисманом, потому что вы ее изготовите своими руками? (Ответы детей).

    Практическое занятие. (20 мин.)

        Для начала посмотрим компьютерную презентацию по изготовлению игрушки. (Показ слайдов последовательного изготовления игрушки). Нам нужно собрать по краю деталь – туловище швом «вперёд иголку», набить туловище синтепоном, стянуть нитку и закрепить, пришить чёлку, пришить нос – пуговицу, пришить рот – пуговицу, приклеить глаза.

       Ну, что попробуем? А кто из вас, ребята, знает, как нужно обращаться с иголками и ножницами во время работы? Давайте вспомним и запомним. (Раздать детям карточки с правилами техники безопасности при работе с ножницами и иголками: дети по очереди зачитывают).

    Храни иглы и булавки в определённом месте в игольнице.

    Сломанную иглу не бросай, а клади в специально отведённую для этого коробку.

    До и после работы сосчитай количество иголок.

    Не вкалывай иголки и булавки в одежду, в мягкие предметы, занавески и т. д.

    Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

    Не отвлекайся во время работы с иглой.

    Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

    Передавай ножницы кольцами вперёд.

    Работай ножницами только на своём рабочем месте

        Девочки – помощницы заранее скроили детали игрушки из искусственного меха, заготовили волосы из вязальных ниток, приготовили синтепон, пуговицы. Разбираем детали и приступаем к работе. У кого возникнут трудности, вам помогут Кристина, Настя и, конечно, я.

    Практическая работа детей по изготовлению игрушки.

    Компьютерная презентация основных этапов работы:

    Собрать круг по краю швом «вперёд иголка» и стянуть нитку.

    Заполнить получившуюся деталь синтепоном.

    Зашить отверстие.

    Пришить чёлку.

    Пришить нос – пуговицу.

    пришить рот – пуговицу.

    Приклеить глаза.

    Если останется время, украсить игрушку (заколки, бантики, цветы…) (Дать имя).

    (Наглядный показ педагогом последовательных действий изготовления игрушки).

       Ребята, вы прекрасно поработали! Молодцы! А теперь, пока девочки оформляют выставку ваших поделок, давайте немного отдохнём – поиграем в игры, в которые мы играем в нашем кружке.

    Конкурс. (15 мин.)

    Предлагаю  разделиться на 2 команды (можно рассчитаться на первый- второй или разделить детей по партам) и посоревноваться в конкурсах. Задания будут несложные. Итак, у нас 2 команды. Придумайте названия своим командам и выберите капитана. (Называются команды).

    1 конкурс. Дополни пословицу.

    Каждой команде – по 3 пословицы.

    - С миру по нитке – голому………..рубаха.

    - Длинная нитка – ленивая ………...швея.

    - Где тонко, там……………………..и рвётся.

    - Какова пряха – такова на ней…… рубаха.

    - Глаза боятся, а руки………………делают.

    - Начатое дело доводи……………... до конца.

    За правильный ответ – жетон.

    Реквизит: 2 конверта с заданиями.

    2 конкурс. 

    Сиамские близнецы.

    Очень давно в Таиланде родились близнецы, мальчики Чанг и Энг. Они были необычны тем, что у них были общие части тела, то есть они срослись. Так как Таиланд в старину назывался Сиамом, мальчиков назвали сиамскими близнецами. Быть сиамскими близнецами очень нелегко, ведь на двух человек приходится всего 2 руки. Попробуйте убедиться в этом сами: обнимитесь с друг другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого и вот в таком положении выполните простейшие, с точки зрения нормального человека, действия.

    - вденьте нитку в иголку.

    - вырежьте ножницами кружок из бумаги.

    - замените стержень в шариковой ручке.

    - приклейте на бумажную куклу нарисованную одежду.

    Каждая пара должна выполнить все задания по очереди.

    Побеждает та команда, которая правильно и быстро выполнит задания.

    Реквизит: 2 стула; 2 игольницы; 2 иголки; 2 катушки ниток; 2 ножниц; 2 шариковые ручки, 2 стержня; 2 бумажные куклы, нарисованные на листах бумаги; 2 одинаковых набора одежды для бумажной куклы.

    3 конкурс. Скажи скороговорку.

    Каждый участник должен 3 раза быстро сказать скороговорку.

    - Сшит колпак не по- колпаковски; никто его не переколпакует, не перевыколпакует.

    - Ткёт ткач ткани на платье Тане.

    - У Кондрата куртка коротковата.

    - Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

    - У ежа и ёлки иголки колки.

    - Портной клин с приподклинком выкроил и перекроил, перекроил и выкроил.

    - Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

    - Стоит поп на копне, а колпак на попе.

    Кто ни разу не ошибётся – 3 жетона, ошибся 1 раз – 2 жетона, ошибся 2 раза – 1 жетон.

    Реквизит: 2 конверта с заданием для 2 команд.

    4 конкурс. 

    Эстафета «Супермодель».

    Капитан команды встаёт в 6-8 метрах от команды. По сигналу первый игрок из каждой команды подбегает к капитану и надевает на него тот или иной предмет одежды: шляпу, шарф, сумочку, зонтик и т.д., затем этот игрок бежит назад и касается второго игрока в команде. Второй игрок команды бежит к капитану, добавляет ещё один предмет одежды и бежит назад, чтобы коснуться следующего игрока. Третий игрок надевает на капитана что-то ещё и так до тех пор, пока не закончатся предметы одежды. Побеждает команда финишировавшая первой.

    Затем капитаны команд должны придумать название своему образу и продемонстрировать свою модель.

    Реквизит: 2 набора старой одежды с одинаковыми предметами в каждом (по одному для команды) - шляпа, шарф, сумочка, зонтик, юбка, жакет, галстук, пояс, ожерелье и т. д.

    Педагог: Давайте поаппладируем  капитанам  и участникам команд за весёлые и интересные конкурсы.

    Конкурсы оценивает педагог по количеству набранных жетонов.

    Вручаются призы обоим командам.

    По ходу занятия конкурсные задания можно сократить, а если остаётся время, можно загадать загадки (см. приложение).

    Педагог: Приглашаю всех занять свои места.

    Итоговый этап (4 мин.)

       Педагог: Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии? Что нового вы узнали о нашем кружке? А как вы считаете,  достаточно ли одного занятия, чтобы научиться шить красиво и правильно? (Ответы детей). Вот потому мои кружковцы и занимаются в течение 3 лет, и, я надеюсь, вам тоже захочется научиться всему и продолжить занятия в швейном кружке. Посмотрите на мини – выставку, которую оформили наши помощницы: какие красивые игрушки у вас получились! Ведь вы очень старались и замечательно справились со всем, что мы запланировали. Спасибо вам большое, что вы сегодня пришли, что мы с вами познакомились и подружились. Приглашаем вас к нам, в Пушкинские места, в Болдино. Ну и, конечно, в память о нашей встрече ваши поделки останутся с вами.

    Приложение.

    Загадки.

    У бабушки старой один только глаз  Да хвостик- вьюнок, что пускается впляс

    Когда она пляшет над снегом холста  Всегда в нём оставит кусочек хвоста.                      

    Иголка с ниткой.

    В чёрном поле заяц белый Прыгал , бегал, петли делал

    След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц?... Мел.

    Белый зайчик прыгает по чёрному полю.       Мел.

    Есть у меня работник  Во всём помочь охотник

     Живут не за стеной – День да ночь со мной: Целый десяток верных ребяток.                                           Пальцы.

    Белая чайка по чёрному полю скакала

    Следы за собой оставляла.                   Мел.

    Твои помощники – взгляни  Десяток дружных братцев

     Как славно жить, когда они работы не бояться.      Пальцы.

    7.У пяти братьев одна работа.                      Пальцы.

    8.  Тонконогая Ненила  Всех одела, нарядила.

    На самой бедняжке даже нет рубашки.      Игла.                                                             

    9. Держится подружка за моё  за ушко

       Стёжкою одною век бежит за мною.         Игла с ниткой.

    10. У вострушки – хвостик в ушке.               Игла с ниткой.

    11. Шагает мастерица по шёлку, да по ситцу

         Как мал её шажок, зовётся он стежок.                   Игла.

    Маленькая головка на пальце сидит

         Сотнями глаз во все стороны глядит.                   Напёрсток.

    Инструмент бывалый – не большой, не малый.

         У него полно забот: он и режет, он и шьёт.                      Ножницы.

    Смотрите, мы раскрыли пасть в неё бумагу можно класть:

    Бумага в нашей пасти разделится на части.                              Ножницы.

    Пройдусь слегка горячим я  И гладкой станет простыня

    Могу поправит недоделки   И навести на брюках стрелки.              Утюг.

     Влез на стол он из-под лавки,Осмотрелся на подставке,

     Гибким хвостиком вильнул  Складки с галстука слизнул.                Утюг.

    То назад, то вперёд, Ходит – бродит пароход,

    Остановишь – горе:  Продырявит море.                        Утюг.

    У двух матерей по пяти сыновей  Одно имя всем.                Руки, пальцы.

    19. Два брюшка, четыре ушка.                       Подушка.

    20. Круглая гора, что ни шаг, то - нора.        Напёрсток.

    21. Под одной шапкой четыре брата стоят.           Стол.

    22. В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий

          И на много – много лет Оставляет чёрный след.       Ручка, карандаш.

    23. Одноглазая старушка узоры вышивает.        Иголка.

    24. Весь мир одевает, сама нагишом.                  Иголка.

    25. Всех на свете обшивает, Что сошьёт – не одевает.      Иголка.

    26. Одна подружка пролезла другой в ушко.         Нитка с иголкой.

    27. Сама коротка, а хвост длинён.                         Нитка с иголкой.

    28. Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.                Нитка с иголкой.

    29. Маленького роста я Тонкая и острая

          Носом путь себе ищу За собою хвост тащу.     Нитка с иголкой.

    30. На пальце одном ведёрко вверх дном.                      Напёрсток.                   

    31. Железный жучок   На хвостике – червячок.                Булавка.

    32. Гладит всё, чего касается,  А дотронешься – кусается.      Утюг.

    33. В полотняной стране, по реке – простыне Плывёт пароход, то назад, то вперёд.  

          А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать.                  Утюг.

    34. Грамоты не знаю, а весь век пишу.                            Карандаш.

    35. Белый камешек растаял,  На доске следы оставил.             Мел.                                         

    36. Птичка – невеличка: Носик стальной, а хвостик льняной.     Иголка с ниткой.

    37. На одной яме – сто ям с ямкой.                                    Напёрсток.      

    38. Зверёк с вершок, а хвост – семь вёрст.             Иголка с ниткой.

    39. Куда нос, туда и хвост.                                       Иголка с ниткой.

    40. Чёрный Ивашка – деревянная рубашка,

          Где носом ведёт, там заметку кладёт.                              Карандаш.

    41. На поляне шерстяной Пляшет тонконожка.

          Из-под туфельки стальной  Выползает стёжка.       Швейная машина.

    Скороговорки:

       Сшит колпак не по- колпаковски;

       никто его не переколпакует,

       не перевыколпакует.

        Ткёт ткач ткани на платье Тане.

        У Кондрата куртка коротковата.

        Сшила Саша Сашке шапку,

        Сашка шапкой шишку сшиб.

        У ежа и ёлки иголки колки.

        Портной клин с приподклинком

        выкроил и перекроил,

        перекроил и выкроил.    

        Кукушка кукушонку купила капюшон.

        В капюшоне кукушонок смешон.

        Стоит поп на копне, а колпак на попе.

    Поговорки:

    С миру по нитке – голому………..

    Длинная нитка – ленивая ………...

    Глаза боятся, а руки………………

     Где тонко, там……………………..

     Какова пряха – такова на ней……

     Начатое дело доводи……………...

    Литература:

    Афанасьев С.П. Коморин С.В. Триста творческих конкурсов – Кострома, РЦНИТ «Эврика – М», 1999. – 112с.

    Барри Шейла Энн /пер. с англ. В.Л.Кашникова Лучшие игры для вечеринки – М.: Рольф, 2002. – 192с. (Досуг).

    Васильева И., Васильев В. Мягкая игрушка своими руками  г.Чебоксары изд. «Чувашия».1999. – 18с.

    Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков – М.: Просвещение, 1983. -176с.

    Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина 1000 загадок Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития:, Академия К*, 1999. – 224с. (Серия: игра, обучение, развитие, развлечение)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"

    План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...

    Конспект открытого занятия в классе предподготовки детей к школе. Тема: «Дифференциация звуков С _ З в слогах и словах.»

    Видиозапись данного занятия представлялась для участия в конкурсе "На звание лучшего специалиста в области сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии", который проходил с 15 января п...

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

    Конспект открытого урока в 5 классе (углубленное изучение) УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева по теме "Health is Above Wealth".

    Данный урок направлен на обобщение наиболее интересных и эффективных приемов работы по теме "Health is Above Wealth". Постановка цели урока, содержательность, многообразие используемых упражнений...

    Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

    Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...