Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Шаг за шагом» социально-педагогической направленности. Тема «Шар»
план-конспект на тему

Белых Алла Гаврииловна

Конспект открытого занятия по предмету: "ФЭМП", тема: "Шар". Занятие подготовлено и проведено для детей с ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_femp_2017g.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:

«Шаг за шагом»

социально-педагогической направленности

Тема «Шар»

Методическое объединение воспитателей, учителей дефектологов, логопедов специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР 

ФИО: Белых А.Г.

                                                                                                                     Должность:  воспитатель высшей категории

Санкт-Петербург

2016- 2017 уч. год


Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Белых Алла Гаврииловна, воспитатель

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1» г. СПб, Петергоф

Группа

№19, сборная

Программа (указать название программы, направленность по образовательной области,

«Шаг за шагом», социально-педагогическая направленность

Дата проведения занятия

Предмет

Учебные навыки, элементарные математические представления

Тема занятия

«Шар»

Форма занятия (кол-во детей)

Подгрупповая  3 человека

Продолжительность по времени

30 минут

Тип занятия

комбинированное

Цель занятия

Формировать представление о геометрической форме шар

Задачи занятия

  1. образовательная
  2. коррекционная
  3. воспитательная

1.Знакомить с понятием шар на основе упражнений на прокатывания.

2. Развивать мелкую моторику рук, на основе игр и упражнений с пальчиками, природным материалом.

Формирование умение соотносить себя  и предметы с фотографией.

3.Воспитывать положительные эмоциональные реакции при взаимодействии с воспитателем.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесный, наглядный, практический

Методическое и техническое обеспечение занятия

средства технические: магнитофон, музыкальные записи, ноутбук.

методические средства : наглядные пособия,  дидактическая игрушка – заяц, фотографии детей, воспитателя, предметов, горка.

раздаточный материал: шарики разного цвета, фактуры и размера,орехи, коробка, подносы.

Предварительная работа

-Дидактические игры «Собери шарики в коробку», «Переложи шарики», «Игры с мыльными пузырями».
-Подвижная игра на фитболе «Кач, кач покатай меня мяч», «Прокати мяч мне»
-Занятия по изодеятельности (лепка колобок, шарики, аппликация шарики большой и маленький).

-Рассматривание картинок с изображением предметов, фотографий детей группы.

-Чтение малых фольклорных форм (песенки, потешки), игры с пальчиками.

Использованная литература

1.Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с ТМНР под ред.В.Н.Асикритова, Т.А.Алексеевой,Е.Ю.Коржовой.-СПб.; ЛЕМА,2015г.

Ход занятия  

Название упражнения,

Частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент 3 мин

Ритуал приветствия.

-Формирование умение соотносить себя  с фотографией.

-Воспитывать положительные эмоциональные реакции при взаимодействии с воспитателем.

Работа с   доской, с карточками.

(воспитатель вводит детей в группу по одному, приветствует гостей персонально с каждым ребенком)

-К нам пришли гости. Поздоровайся, Аэлита, Соня, Надя помаши рукой.

- Привет, привет!

(воспитатель подвозит детей к коммуникативной доске,

-Кто здесь? Кто с нами? Кто пришел?

-Аэлита к нам пришла!

Здравствуй!

(воспитатель указательным жестом показывает на ребенка, затем на фотографию).

- И это Аэлита, Соня, Надя.

(ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт)

-Кто здесь, кто пришел? Кто с нами?

- Алла.

(воспитатель указывает на себя, затем на фотографию).

- Алла – это я.

Здравствуйте, девочки!

- Будем заниматься. (воспитатель показывает табличку «Заниматься» каждому ребенку, затем вывешивает ее на мольберт.

- «Заниматься" (Восп. показывает жест «заниматься»)

Дети машут

рукой с помощью воспитателя

Дети садятся на стульчики у коммун. доски

Ребенок показывает себя и на фото показывает себя (с помощью воспитателя)

  1. Мотивация образовательной деятельности 2 мин

Куклотерапия. 

«Встреча Зайчика»

-Формирование умение соотносить предметы с фотографией.

Сообщение темы занятия

Сюрпризный момент.

- Тук-тук, кто к нам пришел? Посмотрим?

- Это Зайчик (игрушка). И это Зайчик(фото).

-Поздоровайтесь с Зайчиком.

 (Зайчик здоровается с каждым ребенком,  воспитатель называет имя ребенка и устанавливает эмоциональный контакт с каждым ребенком)

- Молодцы, поздоровались с Зайчиком!

-Он   хочет  играть.

-Сегодня на занятии познакомимся с формой шар и научимся играть с шариками.

Дети  рассматривают зайца, фотографию зайца, здороваются.

  1. Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие 3 мин

«Игра с пальчиками»

-Установление эмоционального контакта.

Чтение считалочки.

-Подготовим руки к занятию.

 (упражнение на подготовку рук к работе, массаж рук).

– Надя, Соня…, дай мне левую руку:  

(воспитатель берет левую руку и делает поглаживания кисти. Пальчики растираем и поглаживаем, сжимаем в кулачок)

  «Раз, два, три, четыре, пять.

   Вышли пальчики гулять.

   Раз, два, три, четыре, пять.

   В домик спрятались опять»

-Встанем, пройдем и сядем за столы.

Дети дают поочередно левую и правую руку.

Ребенок помощью воспитателя: разжимает пальцы из кулака по одному, начиная с большого.)

(ритмично разжимает и сжимает все пальцы вместе.)

Дети переходят в обучающую зону, садятся за столы

  1. Основная часть
  1. Актуализация имеющихся знаний 3 мин

«Собери орешки»

-Развивать мелкую моторику рук, на основе игр  с природным материалом

- Мы будем заниматься. Садитесь. (обратить внимание на осанку…,повторить «Будем заниматься» и показать жест)

-Зайчик рассыпал орешки, поможем Зайчику собрать  орешки в ведерко.

-Посмотрите, как я собираю орешки.

-Беру и крепко держу орешек в руке.

-Я разжимаю пальцы и, опускаю орешек в ведерко.

 (воспитатель объясняет и  показывает   ход работы, захват  и удерживание в руке  орешка, опускание орешка в ведерко)

-Зайчик, посмотри, как Аэлита, (Соня, Надя) собирает орешки в ведерко.

-Аэлита… взяла  орешек и  положила в ведерко.

-Молодцы, девочки собрали все орешки в ведерко.

(Зайчик всем говорит спасибо)

Дети садятся за столы

Дети с помощью воспитателя выполняют упражнение

  1. Изучение нового материала 6 мин

-Знакомить с понятием шар на основе упражнений на прокатывания. 

Дидактическое упражнение «Возьми шар — кати шар»

-Формировать представление о геометрической форме шар

-Девочки, что лежит в коробке?

(Восп. достает из коробки шар)

-Это шар (предмет).

-Шар круглый.

-Посмотрите, я беру и крепко держу шар в руке.

-Шар круглый.

(Восп. обводит движением руки контур шара, показывает круглый шар.

Восп. катает шар между ладонями обеих рук)

-Вот какой шар. Шар круглый. Шар катится.

-Аэлита, возьми шар в руки.

-Это шар.

-Шар круглый.

-Покатай шар в ладошках.

-Шар катится.

(Восп. дает шар ребенку в руки и, используя совместные действия, помогает ему обследовать округлую поверхность шара, покатать шар между ладонями и проговаривает стихотворение,    обращает внимание на героя занятия-зайчика )             

 «Я – шар, круглый,

 Меня потрогайте рукой,

 Возьмите в руки

 И по ладошкам прокатите».

-У Сони (Нади) шар.

-Соня (Надя)  - это шар, гладкий, круглый.

-Покатай шар в ладошках.

-Шар катится.

-Вот какой шар. Шар круглый. Шар катится.

-Восп. кладет шар на стол, легонько подталкивает и ловит его другой рукой)

-Шар круглый он катится.

-Покатился. Шар катится. Вот как катится.

(Восп. предлагает детям покатать шары, сопровождает действия детей соответствующими простыми фразами)

- Аэлита, шар катится, лови шар.

-У Аэлиты  шар круглый, поэтому он  катится.

- У Сони… шар круглый, поэтому, но катится.

-Все шары катятся. Шары круглые.

(Дети играют с шарами. По ходу занятия шары могут падать. Зайчик помогает понять шары и участвует в игре. Педагог использует эти моменты, подчеркивая свойства круглого предмета: «Упал... Круглый — покатился и упал. Надо шар поднять»

Дети смотрят на предмет шар.

 Дети держат в руке шар, обследуют руками шар.

Дети катают шар в ладошках, играют с шарами с помощью воспитателя

Дети прокатывают шар по столу, играют с шарами  с помощью воспитателя

  1. Физкультминутка 5 мин

П/игра «Дорожка»

П/игра «Веселый шар»

- Вы, наверное, устали?

 -Нас ждет дорожка и шар.

-Пройдем по дорожке, разомнем свои ножки

(восп.  каждого ребенка, проводит  по дорожке, шар катится впереди, обращать внимание на осанку)

-Шар круглый, поэтому он катится по дорожке.

Выполняются упражнения на фитболе

1.« А это шар – огромный, славный,

Мы покатаемся на нём,

Обхватим, ляжем животом»

Выполняются упражнения прыжки на обеих ногах с поддержкой воспитателя.

2.«Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем

Головкой покиваем

И снова поиграем»

 - Молодцы, весело и дружно играли. Зайчику понравилось!

Дети идут по дорожке, толкают ногой шар

Дети катаются на фитболе, лошадке, выполняют прыжки на обеих ногах  с помощью воспитателя.

  1. Первичная проверка понимания 3 мин

Д/игра «Горка»

-Формирование представлений о форме предмета.

-Садитесь на стулья, будем заниматься.

(воспитатель сажает детей на свои места, жестом показывает «заниматься»)

-Зайчик принес нам горку для шариков.

-Это горка.

-Поиграем с шариками, шарики круглые, шарики катятся.

-Беру шар в руку, кладу наверх горки и шар скатывается.

(восп.шар кладёт на верхний край горки, шар скатывается).  

-  С горки крутой катись, шарик к себе домой!

-Шар круглый он катится.

-Аэлита, Соня, Надя…возьми шарик в руки, положи его наверх горки, шарик катится.

Шар круглый, он катится.

 (воспитатель предлагает детям покатать шарик по желобку, Зайчик помогает).

По ходу занятия шары могут падать. Педагог использует эти моменты, подчеркивая свойства круглого предмета: «Упал... Круглый — покатился и упал. Надо поднять». 

Дети садятся на стулья

Дети с помощью воспитателя кладут шарики на горку и следят, как они катятся

  1. Заключительная часть
  1. Закрепление нового материала 3 мин

Д/и «Веселые шарики»

-Совершенствовать навыки захвата и удержания предмета округлой формы  рукой

- Наши шарики расшалились, по всему столу раскатились!

 Как бы, не заблудились! Давайте их обратно в коробку соберем.

-Посмотрите, как я собираю шарики.

-Беру и крепко держу шарик в руке.

-Я разжимаю пальцы и, опускаю шарик.

 (воспитатель объясняет и  показывает   ход работы, захват  и удерживание в руке  шарика, опускание шарика в коробку)

 (дети с помощью воспитателя и Зайчика  собирают шарики в коробку)

-Молодцы, справились, все шарики собрали.

Дети с помощью воспитателя собирают шарики  в коробку

  1. Подведение итогов 2 мин

Ритуал завершения занятия

(воспитатель подвозит детей к коммуникативной доске)

-Мы поиграли с шариками. Узнали, что

шар круглый. Шар катится.

К нам в гости пришел Зайчик. Ему было с вами весело играть.

- Аэлита, Соня, Надя вы сегодня занимались.

- Аэлита хорошо катала шарики по столу.

-Соня хорошо собирала и складывала  шарики в ведерко.

-Надя с удовольствием каталась на большом шаре.

- Вы сегодня – молодцы, хорошо занимались, все старались.

Ритуал прощания.

До свиданья, Аэлита, (Надя, Соня) покажи, где Аэлита?....,где Зайчик.

(воспитатель снимает с коммуникативной доски пиктограмму- занятие)

-Наше занятие закончено.

(восп. жестом показывает, занятие закончилось)

-До свиданья, пока, пока, пока.

-Попрощаемся с гостями: пока-пока.

Дети с помощью воспитателя прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «Шаг за шагом» социально-педагогической направленности Тема «Шар»

Конспект открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: "Шаг за шагом" социально-педагогической направленности. Тема "Шар"....

КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок»

КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок» ...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». Изготовление «Рождественского ангела».

Открытое занятие "Изготовление "Рождественского ангела" предназначена для педагогов, которые работают с группой детей начального школьного возраста (2 уровень, 1 и 2 г. обучения)....

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». «Веточка цветущей вишни». Декоративное панно.

Открытое занятие "Веточка цветущей вишни" (декоративное панно) предназначено для педагогов, а также воспитателей, которые работают с группой детей дошкольного возраста (1 уровень, 2 год обуч...