Организация игровых движений начинающего пианиста.
методическая разработка по теме

Беседина Елена Сергеевна

об организации игрового аппарата маленького ученика, о проблемах постановки руки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchiy_obzor_pervonachalnogo_obucheniya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. Г.Кукуевицкого»

Общий обзор первоначального обучения. Организация игровых движений начинающего пианиста.

Исполнитель Беседина Елена Сергеевна-преподаватель фортепиано,концертмейстер.

                                Сургут

                                 2009

ОБЩИЙ ОБЗОР ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Трудность первоначального обучения вытекает из того,что игра на фортепиано с первых же шагов требует распределения внимания между большим числом объектов.Начинающий ученик должен: верно читать нотный текст,брать нужные клавиши нужными пальцами,соблюдать правильные штрихи,играть ритмично,внутренне слышать исполняемую мелодию,играть осмысленно,эмоционально. Первые уроки целиком посвящаются предварительному развитию слуха и слуховой памяти ,ознакомлению с клавиатурой и игре простейших мелодий.Предварительное развитие слуха и слуховой памяти производится посредством выполнения и постепенного усложнения следующих заданий:

1)точное интонирование голосом отдельных звуков

2)запоминание и повторение голосом сначала очень коротких и простых,затем несколько более длинных и сложных мелодий

3)разучивание детских песен и подбирание их на инструменте

4)нахождение на инструменте по слуху отдельных звуков, а также простейших созвучий

Одновременно начинается игра простейших мелодий с показа-это значит,что ученик не только слушает мелодию,играемую педагогом,а так же смотрит на его руку и через это постепенно усваивая целесообразные игровые движения.

Современная методика рекомендует начинать с игры  нон легато,вернее,портаменто.Этим ,во-первых,сразу же  вводится рука,устанавливается координация   между работой руки и пальцев,и во-вторых,устраняется на первых порах забота о взаимной координации работы пальцев.

Начальные мелодии обязательно играются правой и левой рукой отдельно:желательно играть и двумя руками вместе-при этом полезнее,чтобы расстояние между руками было в две октавы.При игре портаменто рука не должна сколько-нибудь высоко подниматься над клавишами.Все движения руки вверх-вниз,вправо-влево обязательно делаются от плеча всей рукой.

С того момента,когда ученик начинает играть мелодии разными пальцами,должна воспитываться строжайшая аппликатурная дисциплина.

Необходимо,чтобы ученик умел играть хотя бы часть начальных мелодий,не глядя на руки и клавиши,так как дальнейшая игра потребует,что бы взгляд его был почти непрерывно направлен в ноты.

Игра начальных мелодий с показа включает освоение названий клавиш и развитие элементарного умения играть ритмично,кроме того способствует активизации слуха ученика.К ритмической стороне игры с самого начала должны предъявляться высокие требования,не следует допускать никакого укорачивания длительностей,никакого ускорения или замедления темпа.

После того,как ученик научился играть ряд мелодий с показа ритмично и осмысленно,красивым звуком,правильными движениями,можно начинать подбирание мелодии по слуху.Полезно транспонировать их.При этом движения рук должны быть так же организованны,как и при игре с показа.

После того,как ученик хорошо усвоил название клавиш,нужно пройти с ним и названия октав.Далее для закрепления знаний полезно проводить следующие упражнения:

1)быстро называть любую клавишу,показанную педагогом

2)быстро показывать любую клавишу,названную педагогом

3)играть под  диктовку

Игру по нотам можно начинать после того,как ученик научился играть( с показа,по слуху) ряд мелодий хорошим звуком и организованными движениями.Прежде чем начинать играть печатные нотные примеры,ученик должен:

1)освоить соответствующий участок(диапазон) нотного стана

2)освоить соответствующие ритмические сочетания

Для освоения каждого участка нотного стана педагог сочиняет мелодии соответствующего диапазона и записывает в тетрадь ученика.Сначала мелодии поступенные,а затем и с различными скачками,но примитивные по ритмике.Первая вспомогательная мелодия сначала играется под диктовку.Затем ученик играет самостоятельно и называет вслух каждую следующую ноту ,прежде чем брать ее.Далее ученик твердо  должен запомнить,какая нота и на какой линейке,и в каком промежутке пишется.Дальнейшие вспомогательные мелодии ученик должен пробовать играть самостоятельно,по прежнему называя вслух каждую следующую ноту,раньше,чем извлечь звук.Если ученик в каком-то месте ошибся,не следует его сразу поправлять,приучать к подсказке.Надо заставить его найти даннуюноту в ранее выученной мелодии и правильно узнать ее.

Для усвоения знаков альтерации так же полезны вспомогательные мелодии.После того,как ученик практически освоит полутораоктавный диапазон скрипичного ключа(до первой-соль второй октавы),его знания должны закрепиться теоретически.Ознакомление с басовым ключом происходит тем же путем.

Большое внимание должно быть уделено и дальнейшему изучению нотного стана на добавочных линейках.Сильнейшим средством повышения грамотности ученика является аккуратное переписывание нотного текста.Для усвоения записи ритмики очень полезны вспомогательные примеры на ритмику,нетрудные в высотном отношении.Эти примеры должны играться,как со счетом вслух,так и без него.

Очень важным моментом является начало игры легато-сначала на коротких,а затем на более длинных мотивах.Перед этим совершенно необходимо пройти с учеником специальные упражнения.

Первое разучивание начинающим учеником новых нотных примеров должно ( в течении некоторого периода) производиться на уроке,под наблюдением педагога.Помощь педагога,однако,не должна состоять из непрерывного показа или подсказа,что приводит к тому,что ученик долгое время не может научиться работать самостоятельно по тексту.Роль педагога –контролировать самостоятельную работу ученика на уроке.Показ отнюдь не исключается,он очень важен,однако нужен он для того,что бы:

1)перед началом разучивания ознакомить,заинтересовать ученика новым произведением

2)улучшить звучание и движение,сделать игру более содержательной

Для облегчения ученику задачи первого разбора новой пьесы полезно проводить предварительную работу над текстом:ученик должен назвать все ноты вслух,показать их,так же нужно простучать со счетом вслух ритмический рисунок.

Такую же работу с текстом нужно проводить и в тех случаях,когда в игре ученика,-что нередко бывает с начинающими,появляются ошибки вторичного происхождения,т.е. появившиеся после того,как пьеса была правильно разобрана.

Ученик должен разучивать новую пьесу обязательно по фразам,а каждую фразу каждой рукой отдельно.Разучивание каждой рукой отдельно не может,однако,иметь место в тех случаях,когда мелодия передается из одной руки в другую.

Процесс постепенного соединения фраз полезно производить с конца.Благодаоя этому конец пьесы,где внимание ученика ослабевает,выучивается прочнее,чем начало,исполняемое со свежим вниманием.

Ученик должен уметь сыграть хорошо любую фразу,начиная с любого места.

Игра детских пьес требует не только осмысленности,но и соответствующей содержанию эмоциональной настройки.Здесь на помощь должна прийти образная речь,а так же показ педагогом.Забота о точном,певучем и выразительном звучании все время должна быть в поле зрения педагога.Совершенно недопустимо откладывать работу над звучанием и выразительностью до того времени,когда ученик технически разовьется.

В.А.Сухомлинский говорил:»То,что ребенок обязан запомнить,прежде всего должно быть интересным».Добиться интереса учащегося к занятиям можно лишь в том случае,если уроки будут яркими,содержательными и интересными,наполненными образными сравнениями,примерами.

Всем известно,что любая пьеса,как бы она ни была точно исполнена,не тронет сердце слушателя,если ее не пережил,не прочувствовал исполнитель.Вот почему параллельно с овладением навыками игры на фортепиано,с усвоением  нотной грамоты,необходимо формировать душу ученика чуткой,внимательной,думающей,отзывчивой не только на свою,но и на чужую радость и беду,а каждому педагогу известно насколько непроста такая задача.Основной теоретический материал маленькому ученику лучше доносить в форме сказок,игр,стихов.Прочитав ребенку текст стихотворения,сказки, необходимо заострить его внимание на выразительных особенностях произведения,обязательно побеседовать о содержании.То же касается и пьес,предназначенных для слушания на уроке.

В домашних заданиях предлагается ученику заучивать наизусть стихи и уметь выразительно их рассказать.Задача-разбудить эмоциональную отзывчивость ребенка,раскрепостить его,сделать духовно богаче.Опыт показывает-насколько выразительно ребенок умеет читать стихи,настолько выразительно он исполняет музыкальные пьесы.

Ни для кого не секрет,что дети дошкольного возраста мыслят образно,у них хорошо развито воображение.Познание окружвющего мира для них неразрывно связано с погружением в мир сказок и игрушек.Не следует прерывать эту связь,когда ребенок переступит порог класса.Игрушка способна оживить урок,помочь в усвоении нового материала(например,при изучении регистров).Кроме того,любимый медвежонок,кукла могут стать просто гостями на уроке,которые будут»смотреть»,как ведет себя их «хозяин» в классе,как он трудится,а в конце занятия можно о любимой игрушке сочинить песенку или пьеску,слова к которой ребенок сочинит дома.При умелом использовании таких игровых моментов несомненно будут положительные результаты.Помимо того,что это сблизит ученика с педагогом,появится большая возможность внести разрядку в урок,не отвлекаясь от него.

Организация игровых движений начинающего ученика.

Основная задача организации игровых движений у начинающих состоит в сочетании активности пальцев и гибкости кисти и плавном движении всей руки от плеча.Кроме того нужно развивать независимость движений пальцев друг от друга,а так же умение пользоваться движением  предплечья, плечевого пояса и  корпуса.

На первых этапах обучения показ педагогом движений должен быть особенно высококачественным,никакая приблизительность «показа» тут недопустима.Также требуется бережное отношение к возрастным особенностям и индивидуальному складу ученика.Поэтому,если ученик играет показанную ему мелодию не совсем теми движениями и звуком,какие были у педагога,но мелодия звучит красиво и осмысленно,никак не следует добиваться точного копирования.

В тех случаях,когда ученик играет мелодию плохим звуком и ,когда повторный показ не вызывает целесообразных движений,необходимо бывает повести прямой разговор о движениях,объяснить ученику точными словами какая часть руки или палец не то делает и как нужно делать.Полезно,чтобы ученик сам( после вашего объяснения) умел показать и рассказать,как надо делать и как не надо.

Начинающий ученик должен усвоить правила посадки:

  1. Сидеть нужно настолько высоко,что бы немного отведенный  локоть находился на уровне клавиатуры или чуть выше
  2. Сидеть нужно напротив середины клавиатуры
  3. Сидеть нужно настолько далеко от инструмента,что бы локоть находился слегка впереди  корпуса и, чтобы правая рука легко ходила к басам,а левая-к дискантам
  4. Ноги ставятся всей ступней на пол, подгибание их под стул или отведение в сторону не допускается.Если ноги не достают до пола,ставится скамеечка
  5. Корпус не должен быть сутулым или напряженно выпрямленным.В нужных случаях он должен непринужденно наклоняться вправо,влево,немного вперед,иногда даже слегка назад.

Ученик должен так же усвоить некоторые неизбежные в начальном обучении правила ограничения игровых движений:

1)при игре в близкой позиции(все пальцы на белых клавишах)-1й палец ставится на край клавиши,3й-близко к средней линии ( т.е. к линии,где начинаются черные),5й –приблизительно на полпути от края до средней линии, 2й и 4й –чуть-чуть дальше от средней линии,чем 3й

2)если один из средних пальцев или несколько берут черные клавиши,то вся позиция руки слегка отодвигается дальше от края.Если 5й палец берет черную клавишу,позиция отодвигается еще дальше.Если 1й палец берет черную клавишу,то рука ставится в далекую позицию.Полезно специально приучить ученика к игре на далеких точках

3)при игре одноголосных рисунков положение и движение локтя до известной степени определяется требованием, чтобы 3й палец в момент звука располагался вдоль клавиши.

Нужно в достаточной мере следить за тем,чтобы локоть был гораздо  чаще в несколько отведенном,чем в прижатом положении, т.к. последнее снижает ловкость руки

4)в тесных фигурах и узких созвучиях пястно-фаланговые суставы располагаются несколько выше запястья. 2й,3й,4й пальцы должны быть дугообразно закруглены и касаются клавиш мякотью( подушечками),; 5й- почти выпрямлен,а 1й- несколько согнут в концевом суставе.Если 1й и 2й пальцы берут секунду,то они как бы образуют несколько разомкнутый  овал

5)в широких фигурах пястно-фаланговые суставы поднимаются и становятся на уровень с запястьем, пальцы несколько выпрямляются, и вся кисть принимает уже не выпуклый,а плосковатый (но не провалившийся) вид.

Несмотря на тщательное проведение начального периода,через некоторое время у многих учеников появляются различные двигательные дефекты.Причин несколько.

Первая- педагог успокаивается на достигнутом в начале обучения и перестает обращать внимание на игровые движения ученика.Вторая- из-за неумения правильно  наладить самостоятельную работу ученика над текстом, аппликатурой, ритмикой педагогу приходится тратить на это большую часть времени на уроке. На работу над звуком, над движениями времени не остается.

При обнаружении двигательных дефектов  прежде всего нужно углубить работу над качеством звучания, попутно исправляя движения. Пусть ученик пройдет в не быстром темпе несколько нетрудных для него  этюдов, где большую часть внимания он мог отдать звучанию и движениям. Если эти меры окажутся недостаточными, необходимо прибегнуть к некоторым специальным упражнениям.

1.Непрерывная приподнятость плечевого пояса.

Здесь полезно играть несложное пятипальцевое упражнение, то поднимая, то опуская плечевой пояс.

2.Инертное, скованное плечо.

Нужно заставить ученика сидеть дальше от инструмента, чем он привык.Это требует от плеча повышенной активности.

А так же играть упражнения на далекие скачки (переносы) рук.

3.Тряска руки (неустойчивое запястье при игре легато).

При этом- весьма стойком дефекте- нужно испробовать следующее:

__1)вернуться к начальным упражнениям для выработки легато

   2)проработать несколько упражнений с выдержанными клавишами, например, 1й и 4й удерживают клавиши, а 2й, 3й, 5й играют какую-нибудь фигуру

   3)на время отказаться от «опертой» игры и исполнять быстрые линии не глубоким, а легким легато.

4.Скованность кисти, чрезмерно высокое или чрезмерно низкое положение запястья.

Требуется:

1)играть небыструю трель, все время то плавно поднимая, то плавно опуская запястье

2)играть широкие( для данной руки) фигуры, т.е. такие, которые без гибких движений кисти,без перемещения запястья и локтя неисполнимы

3)работать над кистевым стаккато.

5.Недоразвитость супинационных движений.

Эти движения представляют собой вращение предплечья вокруг его собственной продольной оси. ПРОНАЦИЯ-внутрь к 1-му пальцу, СУПИНАЦИЯ- наружу к 5-му пальцу.

Недоразвитость этих движений мешает ловкости исполнения быстрых зигзагообразных фигур, тремоло.

Поэтому бывает полезно:

1)преодолеть быстрые пронационно-супинационные движения вне клавиатуры

2)применять их при игре ломанных терций, секст и т.д.

6.Супинированное положение предплечья.

Рука валится на 5-й палец. Дефект легко исправляется посредством игры упражнений при преувеличенно отведенном локте.

7.Неустойчивость 2, 3, 4, 5 пальцев в пястнофаланговых суставах.

Нужно играть несложные пятипальцевые упражнения и при этом поддерживать ладонь снизу указательным пальцем другой руки. Полезно играть портаменто одним пальцем, преувеличенно круто ставя палец.

8.Неустойчивость 2, 3, 4, 5 пальцев в концевых суставах.

Так называется « проламывание» кончиков пальцев.Нужно применять упражнения на скольжение: два пальца ставятся на интервал секунду, терцию, кварту, а затем производится скольжение «от себя» (вперед) и  «к себе»(назад) – при сохранении неизменной формы пальцев.

9.Недоразвитость движений пястной кости 1-го пальца.

Это затрудняет охваты интервалов, а так же игру арпеджио.Здесь нужно делать гимнастику для первого пальца ( вне инструмента ).

10.Напряженность незанятого 5-го пальца.

Следует:

  1. Играть связные фигуры 3, 4, 5 пальцами
  2. Медленно играть связные фигуры 1, 2, 3, 4 пальцами, стараясь держать 5-й палец у самой клавиши.

11.Напряженность незанятого 1-го пальца.

В этом случае полезно играть связные фигуры 2, 3, 4, 5 пальцами и при этом выводить 1-й палец за пределы клавиатуры, свободно опуская его.

12.Запоздалое приподнятие пальцев при игре легато.

Причина- чрезмерное давление на клавиатуру. Для устранения этого недостатка нужно играть разными парами пальцев трель в посильно быстром темпе.

При исправлении пианистических недостатков у детей младшего возраста можно применять игровые ситуации в упражнениях. В общении же с подростками лучше объяснить сущность пианистического дефекта и способ его устранения,т.е. расшифровать цель каждого упражнения. Сознательный подход учащегося к исправлению своих пианистических недостатков увеличит эффективность работы.

«От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отношение к нему». Эти слова, сказанные А.Эшпаем, исключительно точно говорят о той ответственности, которая ложится на плечи педагога с момента появления на занятии маленького ученика. Постарайтесь понять его, полюбить всей душой, станьте ему добрым, верным другом. Поверьте: ваша искренняя любовь к нему, доброе, честное отношение к своему труду сделают свое дело- ребенок воздаст вам сторицей.

Вырастить из ученика музыканта-профессионала- необычайно трудная задача, но куда сложнее сберечь в человеке личность, сформировать правильно его душу ( к сожалению порой уже частично испорченную чьим-то неумением или равнодушием). 

Список используемой литературы:

1.     Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1978.

2.     Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» – М., 1988.

3.     Андреева М. «От примы до октавы». – М., 1983

4.     Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» - М., 1989.

5.     Богословский В.В. «Общая психология» - М., 1978.

6.     Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» - М., 1978.

7.     Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. «Язык, музыка математика» - М., 1981.

8.     Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1978.

9.     Дубровина И., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. «Психология» - М., 1998

10. Исследовательская деятельность в педагогическом училище и колледже. Ч. II

СПб – Иркутск 1998.

11. Калачева С.В. «Стих и ритм» - М., 1978.

12. Кузин В.С. «Психология» - М.,1978.

13. Кончаловская Н. «Нотная азбука» - М., 1997.

14. Лившиц И. «Ритмика» - М., 1999.

15. Ляховицкая С. «задания для развития самостоятельных навыков при обучении

фортепианной игре» - Л., 1970.

16. Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3 – М., 1973.

17. Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста» - К., 1997

18. Москаленко Л.А. «Донотный период обучения юного пианиста» -

19. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М.,1982

20. Литература. Учебная хрестоматия для 6 класса. Автор – сост. В.П. Полужина

– М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"

В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...

"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"

В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...

Организация игрового аппарата пианиста

Освоение игровых приемов, их соответствие двигательной природе человека....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»

Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...

«Основные принципы организации игрового аппарата начинающего скрипача»

Вопросы постановки рук исполнителя на протяжении истории развития инструментального исполнительства вообще и скрипичного искусства в частности были и остаются ключевыми. При этом они всегда вызывали м...