Методическая разработка урока хорового пения "Здравствуй, новая песня!"
методическая разработка (5 класс) по теме

Тоглакпан Маргарита Маадыр-ооловна

 

Данный урок - урок изучения нового учебного материала.

Тема: « Здравствуй, новая песня!»

(Разучивание песни «Что мы Родиной зовем?»)

Цель занятия:

  • Знакомство с новой песней, краткой биографией композитора; закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья голоса;
  • Развитие интереса учащихся к хоровому пению, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя и ансамбля.
  • Воспитание певческой культуры,  любви к Родине и интереса хоровому искусству.

Задачи:

1.     Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса

2.     Снять утомление и повысить работоспособность учащихся

3.     Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу и потребность в занятиях хорового пения

4.     Разучить  новую песню с разными голосовыми партиями и спеть по нотам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_k_uroku_horovogo_peniya.pptx318.55 КБ
Файл razrabotka_uroka_horovogo_peniya.docx112.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуй, новая песня! Тема урока: Разучивание новой песни «Что мы Родиной зовем?» Слова В.Степанова, музыка Г.Струве. Разработала: педагог дополнительного образования Тоглакпан Маргарита Маадыр-оловна

Слайд 2

Во время пения спину надо держать прямо. *Следи, чтобы твои плечи были развернуты, а подбородок приподнят. *Руки положи перед собой на стол или на колени. Не прижимай локти к бокам. *Внимательно следи за указаниями педагога. *Дыхание надо брать ртом. *Не смотри по сторонам, смотреть надо только на педагога. *Если во время пения ты стоишь, то не переминайся с ноги на ногу.

Слайд 3

Дыхательные упражнения лечебной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание; Улучшает дренажную функцию бронхов; Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани; Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает нервно- психическое состояние.

Слайд 4

Упражнение “Ладошки” Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки. Делаем 12 раз.

Слайд 5

Упражнение “Погончики” Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Слайд 6

Упражнение “Обними плечи” Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

Слайд 7

Георгий Александрович Струве (1932 – 2004)

Слайд 8

Композитор, хормейстер, дирижёр, выдающийся педагог, народный артист России. Основатель студий- ного движения в стране. Создатель уникальной системы массового обучения музыке и хоровому пению. Г.Струве более 50 лет работал с детьми. Был учителем пения в сельской школе в Московской области, с 1953 г. в этом же районе стал руководить школьным хором пос. Вишняки. На базе этого хора в 1959 г. создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия». За полвека воспитал более 10 тысяч учеников. Его ученики - профессиональные музыканты. Среди них большое число заслуженных артистов, заслуженных работников образования, культуры, лауреаты международных,всесоюзных и всероссийских конкурсов.

Слайд 9

Что мы Родиной зовем? Слова В. Степанова Музыка Г. Струве

Слайд 10

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём, И берёзки, вдоль которых Взявшись за руки идём. Припев: Вот что мы Родиной зовём, Вот что любимой мы зовем. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Припев: Вот что мы Родиной зовём, Вот что любимой мы зовем. Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой живём, И рубиновые звёзды, Звёзды мира над Кремлём. Припев: Вот что мы Родиной зовём, Вот что любимой мы зовем.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Разработка урока хорового пения

(младший хор)

Педагог: Тоглакпан Маргарита Маадыр-ооловна

Тема: « Здравствуй, новая песня!»

(Разучивание песни «Что мы Родиной зовем?»)

Цель занятия:

  • Знакомство с новой песней, краткой биографией композитора; закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья голоса;
  • Развитие интереса учащихся к хоровому пению, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя и ансамбля.
  • Воспитание певческой культуры,  любви к Родине и интереса хоровому искусству.

Задачи:

  1. Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса
  2. Снять утомление и повысить работоспособность учащихся
  3. Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу и потребность в занятиях хорового пения
  4. Разучить  новую песню с разными голосовыми партиями и спеть по нотам.

Оборудование: музыкальный инструмент; музыкальный центр;

                             карточки со словами песни;

                             мультимедийная презентация урока.

                           

Музыкальный материал:  Упражнения на распевку, каноны «Музыканты»,

                                            «Братец Яков»  французская народная песня;

                                            «Что мы Родиной зовем» Сл. В.Степанова, муз.

                                            Г. Струве

                                                                                     

                                             

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

А) Музыкальное приветствие.

Б) Проверка певческой посадки: (Правильную певческую посадку следует контролировать перед каждым эпизодом вокальной работы - распеванием,

повторением и разучиванием песни, ее исполнением).

 *Во время пения спину надо держать прямо.

*Следи, чтобы твои плечи были развернуты, а подбородок приподнят.

*Руки положи перед собой на стол или на колени. Не прижимай локти к

бокам.

*Внимательно следи за указаниями педагога.

*Дыхание надо брать ртом.

*Не смотри по сторонам, смотреть надо только на педагога.

*Если во время пения ты стоишь, то не переминайся с ноги на ногу.

- Проверьте, правильно ли вы сидите? Помните, кто лучше сидит, тот лучше поет.

    2.  Выполнение дыхательных упражнений.  Дыхательные упражнения
лечебной гимнастики  А.Н. Стрельниковой.

       Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

- Сейчас давайте, ребята, сделаем дыхательные упражнения. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную      роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
  • Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает  нервно- психическое состояние.

  1. Упражнение “Ладошки” (разминочное)

    Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки. Делаем 8 раз.

http://www.muzruk.info/vocal/strelnikova.jpg

  1. Упражнение “Погончики” 

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

     В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

http://www.muzruk.info/vocal/strelnikova2.jpg

  • Упражнение “Обними плечи”

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

http://www.muzruk.info/vocal/strelnikova4.jpg

- Молодцы, ребята! А теперь правильно сели.

  1. Распевание:

      Каждый из нас - сам себе музыкальный инструмент. Когда мы поем, мы "играем на себе". А любой инструмент, как известно, нуждается в настройке. Поэтому, прежде, чем начать петь, мы распеваемся.

Упражнение 1. Исполним гамму до мажор со словами «Вверх по ступенькам поднимись, потом обратно вниз спустись».

Упражнение 2. Распев русской народной песни "Пойду ль выйду ль я".

http://www.muzruk.info/vocal/vokuprazneniya/izpesni/18.jpg

       Пропеть в тональностях: Фа-мажор, Соль-бемоль мажор, Соль мажор, поднимаясь каждый раз в новую тональность на полтона.

Упражнение 3. Французская народная песня «Братец Яков», «Музыканты» (каноны).

Братец Яков, Братец Яков,

Спишь ли ты? Спишь ли ты?

Колокол ударил. Колокол ударил.

Дин, дон, дон, дин, дон, дон!

 

 -    Следим за дыханием. Не зажимаемся, дышим животом. Звук должен идти не из горла, не из груди, а из живота. Если звук идет из живота, и пресс в этот момент напрягается, песня получается звонкой, глубокой, звучит не только горло, но и все тело. И связки не надрываются, и не устаем, и поем естественно. Споем сначала все вместе в унисон (в один голос). Затем попробуем спеть каноном, разделившись на 2 или 4 группы (по возможности)

4. Слушание и разучивание новой песни «Что мы Родиной зовем?»

Музыка: Г. Струве, слова: В. Степанова.

На экране  показывается портрет и биография композитора.

      Георгий Струве – композитор, хормейстер, дирижёр, выдающийся

педагог, народный артист России. Основатель студийного движения в стране, создатель уникальной системы массового обучения музыке и хоровому пению.

        Г.Струве более 50 лет работал с детьми.

        Был учителем пения в сельской школе в Московской области,  с 1953 г. в этом же районе стал руководить школьным хором пос. Вишняки. На базе этого хора в 1959 г. создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия».

       За полвека воспитал более 10 тысяч учеников. Его ученики - профессиональные музыканты. Среди них большое число заслуженных артистов, заслуженных работников образования, культуры, лауреаты международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов.

- Сегодня мы познакомимся  с песней Георгия Струве. Послушайте ее внимательно.

Слушание песни «Что мы Родиной зовем?».

 
- Скажите мне, ребята, о чем это песня? (о Родине)

- Что такое Родина? Можете ответить словами из песни. (Дом, где мы с тобой растем, край, где мы с тобой живем).

-  Какие чувства  у вас вызывает эта песня?

 (переполняет чувством гордости за свою Родину, как она красива, просторна, богата).

 

- Определите характер песни. Как она поется? (Напевная, мелодичная, чувствуется легкость, красота).

- Начнем разучивание первого куплета песни.

Заучивание песни по нотам. На экране появляются слова песни. У каждого ученика на парте карточки с нотами и текстом песни.

Сразу научить двухголосие в припеве песни, повторяя наиболее трудные места. После того, как дети начнут петь двухголосие, можно спеть всю песню.

Игра «Мы лучшие голоса». Ребята - сопрано и альты соревнуются в двухголосном соединении партий припева песни. При каждом правильном интонировании, каждой группе ребят дается звездочка. Какая группа получит больше звездочек, та группа ребят побеждает.

- Молодцы, ребята, хорошо спели.  Сейчас попробуем спеть под фонограмму. Сначала идут вступление, после второго куплета идет проигрыш, затем третий куплет и припев повторяется 2 раза.

5.  Итог занятия: Какую песню мы научились петь на занятии, ребята? Кто автор песни? Текста? О чем поется в песне?

Домашнее задание: Выучить всю песню наизусть.

Стоя пропеть «До свидания!» в мажорном трезвучии.