Обобщение опыта по теме самообразования "Театральная игра в духовно-нравственном воспитании ребёнка в современной действительности"
материал по теме

Ширяева Анна Владимировна

Работа над темой велась в течение 5 лет. Изучена методическая литература, в изложении материала использованы практические упражнения, методы и приёмы организации духовно-нравственного воспитания детей на занятиях, досуговых мероприятиях объединения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ для ДДМШВ «Начальная школа – детский сад» с. Началово

Обобщение опыта

по теме самообразования

Театральная игра

в духовно – нравственном воспитании ребенка

в современной действительности

Педагог дополнительного образования

Ширяева Анна Владимировна

   декабрь

   2012 г.

Актуальность.

        Театральная игра по своей сущности тем и актуальна, что при системной, последовательной работе с элементами новизны, творчества, с применением компьютерных технологий дает положительные результаты.

        В современном мире духовные ценности приоритетны, востребованы обществом и требуют к себе самого пристально внимания со стороны, прежде всего, родителей, воспитателей, учителей.

        Поэтому театральная игра в становлении духовного мира ребенка – большой творческий потенциал, где, на примере сказочных героев, жизненных ситуаций, формируется душа ребенка, закладываются основы морали, этики, культуры поведения.

        Компьютерные забавы, непристойные телепередачи, которые дети, зачастую, смотрят вместе с родителями, - алкоголь, табакокурение уводят психику детей в пагубный мир зла, темноты, невежества. Театральная же игра способствует возращению сознания ребенка в мир реальных вещей: тепло семейного очага, дружба, мир, добро. При одном только упоминании о кукле, у ребенка появляется блеск в глазах, улыбка и необъяснимый трепет; кукла – это добро, это положительные эмоции.

Методологическая обоснованность.

        Духовный мир детей формируется с раннего детства. В дошкольных учреждениях, в начальной школе работа по формированию и становлению духовного мира ребенка становится более целенаправленнной и конкретной.

        Театральную игру  в данном случае  организую прежде всего на словесно – эмоциональном и проблемно – ситуативном методе. Путем сравнения, сопоставления нравственных поступков героев дети рассуждают, приводят примеры из жизни дошкольной группы, класса, своей семьи, а потом обыгрывают этюды, инсценируют сказки с эмоциями, мимикой, жестами.

        Наглядно – практический метод воздействия чаще использую при обыгрывании этюдов, песенок – потешек, применяя групповые формы работы с детьми. Здесь чаще срабатываем формула: что хорошо и что плохо.

Широко использую методы приучения, стимулирования, поощрения

Мальчики должны пропустить девочек вперед, подать им стул, все вместе наводят порядок в театральный комнате после занятия и др. На занятиях нет слово «плохо». Сегодня чуть-чуть похуже, на следующем занятии постараешься, уже лучше, молодец, не получается – не расстраивайся, ведь мы пришли сюда учиться – такое общение с детьми – норма в нашем театральном объединении.

Дети не любят играть отрицательные роли, но тем и хороша кукла – петрушка, что она помогает ребенку справиться с сомнениями, т.к. не он сам злой, грубый, невоспитанный Волк, а всего лишь кукла, которую он изображает, стоя за ширмой.

Таким образом, методологической основой опыта является формирование личности ребенка на основе духовных ценностей путем комплексной работы с использованием всех форм воспитательного процесса, с опорой на практическую, мотивационную и эмоциональную деятельность воспитуемого.

Сущность.

Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия, творческой инициативы и самоутверждения – таковы основы духовно-нравственного воспитания детей. Слайд 1    (Приложение 1).

Театр начинается с вешалки, а наша театральная комната – с порога, переступив который, дети окунаются в мир театра. Здесь существуют свои правила: часто улыбаться, вести себя пристойно, умело разговаривать друг с другом, плакать, смеяться, удивляться вместе с куклой, петь песенки - потешки, водить хороводы. Стараюсь умело подойти к каждому ребенку, вовлечь его в театральные игры, раскрепостить, ведь духовный мир ребенка строится по кирпичикам.

В кукольном театре очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Особого внимания требуют к себе дети или одаренные, или слишком «скромные», «неприметные», «стеснительные».

        Одаренным, способным детям предлагаю главные роли, но даю возможность и другим попробовать себя на эту же роль. В тех случаях, когда много текста, роль берут двое детей, и один другого дублирует. Взаимная выручка, помощь, сопереживание за товарища формируют в сознании ребенка мир добра, положительные эмоции удовлетворения.

        Сказочный мир богат на примеры духовной нравственности и морали. Беседа помогает мне выявить пробелы ребенка со стороны родителей, учителей. Как он рассуждает, как оценивает те или иные поступки героев, что предлагает или вообще ничего не предлагает, чтобы найти решение в той или иной ситуации для героя сказки.

        Слайд 2 («Волк и семеро козлят»)

        Дети подсказывают «Что надо сделать, чтобы Волк исправился». Действия персонажа, Волка, обыгрываются куклой и без куклы.

        Можно ли этого злого Волка превратить в доброго? Каким образом? (Дети: Волк сильно хотел есть надо его хорошо накормить; позвать на помощь охотников, но не убивать Волка, а поговорить с ним, попытаться отговорить его от плохого поступка).

        Театральная игра при обыгрывании этюдов, на мой взгляд, наиболее эффективна в воспитании в детях чувства сопереживания, соучастия, положительных эмоций, чувство локтя товарища. Обыгрывая этюды, дети сравнивают себя, свои поступки с поступками действующих лиц этюда. А они, чаще всего, -  являются представителями животного мира. Здесь особо применяю метод приучения, поощрения. Из занятия в занятие детям внушается, прививается тяга к хорошим поступкам, укрепляется чувство удовлетворения, радости, желания творить добро и дальше, умение посмеяться над чужими пороками беззлобно, с чувством юмора, сожаления.

        Слайд 3 (Обыгрывание этюдов)

        Богатый духовный материал нахожу в песенках – потешках, скороговорках, чистоговорках, который наряду с развитием речи, помогает ребенку в конкретных ситуациях с помощью театральной игры осмысливать поступки людей, делать свои умозаключения. Особо обращаю внимание на ценностные отношение к окружающему миру, экологии, на культуру поведения, умение слушать и слышать другого.

        Слайд 4 (Обыгрывание скороговорок)

        Большой практический материал в духовно-нравственном воспитании детей нахожу, в так называемых, часах досуга. Тут произвольная театральная игра берёт верх. В часах досуга включено всё:  песенки - игры - потешки, этюды, инсценировки, своё сочинительство. (Что придумали прямо на этом занятии). Детей делю на подгруппы, и каждая из них показывает своё, что подготовили для выступления. Здесь главенствует самостоятельный выбор, подготовка театральной игры за короткое время. Методом наблюдения отмечаю, с каким ребенком, возможно и родителем, надо усиленно поработать (жадничает, не дает говорить другим, выпячивает свое «Я» и, наоборот, быстро входит в контакт с другими, часто улыбается, не повышает голос и др.)

        Таким образом, работа над становлением духовно-нравственного мира ребенка – это увлекательный, неординарный и очень серьезный, пошаговый эксперимент педагога, совместно с родителями, общественностью.

        В межаттестационный период углубляла и расширяла знания по применению методов и способов формирования духовно-нравственного воспитания детей, родителей.

        Приняла участие в районном проблемном семинаре «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС» (25.11.11г.)

        Составила и защитила «Программу «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях полиэтничности Приволжского района» в рамках начальной школы – сада с.Началово, на районной конференции учителе (27.08.11г.)

        Выступала на общешкольном родительском собрании (16.11.11г.) с докладом «Формирование и укрепление у родителей духовно-нравственной основы на примере положительного отношения к православной и мусульманской религии и культуре».

        На семинаре МО учителей и воспитателей школы-сада (18.12.11),  на районном семинаре руководителей ДУ с презентацией «Новое социальное содержание и современные технологии в духовно-нравственном воспитании детей» (14.12.12г.)

        

Результаты

Члены театрального объединения «Арлекин» организованны, дисциплинированны,   с хорошей посещаемостью занятий; с их стороны крайне редки поступки безнравственного характера во взаимоотношениях с взрослыми, младшими, слабыми. Практически отсутствуют случаи табакокурения школьников, не забывают они о правилах хорошего тона. Дети постоянно выступают на различных мероприятиях в школе-саду, дошкольники часть приглашают на праздники для выступления актеров школьников, смотрят постановки инсценировок на нравственные темы, вместе с ними учатся рассуждать, делать выводы.

        С хорошей стороны проявляют себя арлекинцы на мероприятиях районного масштаба. С 2000 года пользуются они авторитетом у Отдела образования, Отдела культуры, Отдела внутренних дел района, ИК и Д «Современник» и др. Дети обеспечены концертными костюмами, обладают манерами поведения перед зрительным залом, владеют культурой поведения в общественном месте. Приложение 5.

        Однако воспитать человека духовно-нравственного в полном смысле этого слова – процесс долгий и трудоемкий. Коротким сроком  его не решить. Поэтому то, что заложено в детях в области миропонимания духовных ценностей, необходимо укреплять, развивать, совершенствовать и в последующем.

        

 

        

Список использованных источников

для теоретической подготовки педагога

  1. В. Штейн «Что и как в театре кукол»
  2. А. Греф «Доктор – куклы»
  3. Н.Я. Симонович – Ефимова «Записки петрушечника»
  4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»
  5. А. Паляк «Театр сказок»
  6. А. Михайлова «Когда закрывается занавес»
  7. С.В. Образцов «Театральная игра в образах животных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному воспитанию"

Обобщение опыта классного руководителя 7 класса по теме:"Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся,способствующих духовно-нравственному воспитанию"...

Родительское собрание на тему: "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка"

познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить ...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребёнка

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на родительское собрание...

Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"

Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"...

Квест-игра по духовно-нравственному воспитанию школьников, посвященная 95-летию Куйтунского района « По родному краю»

Квест-игра по духовно-нравственному воспитанию школьников, посвященная 95-летию Куйтунского района « По родному краю»...