Комнатные растения. Уход за ними.
методическая разработка на тему

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komnatnye_rasteniya.doc332 КБ
Файл prezentaciya1.pptx840.06 КБ

Предварительный просмотр:

Комнатные растения. Уход за ними.

     

       Цели:

          - образовательные: познакомить учащихся с комнатными

                        растениями;      

         составить правила ухода за комнатными растениями.

          - развивающие : развивать вербальную память на основе на основе

           упражнений в запоминании  и воспроизведении;

          - воспитательные: воспитывать бережное отношение к комнатным

          растениям, чувство ответственности за их жизнь, интерес к уходу за  

         комнатными растениями.

     Методы проведения занятия: беседа, рассказ, демонстрация,

       практическая работа.  

       Межпредметные связи: ботаника, экология, рисование.

       Оборудование:

1. Компьютер с мультимидийной системой.

2. Коллекция комнатных растений.

3. Обучающая программа

4. Алгоритмы операций по уходу за комнатными растениями

5. Карточки

Предварительная  работа.  

  Педагог заранее делит учащиеся студии на 2 группы и каждой группе дает задание   написать сообщения о комнатном растении (на выбор по желанию).                                          

Ход  урока.

                   1. Организационная часть  - 1 мин.

1. Контроль посещаемости.

2. Проверка  готовности к  занятию.

Вводная беседа.

         1.   Как называются эти цветы?

  Под картинками появляется по щелчку мыши название цветов  

   (Слайд №1-2).      

          2.  Где эти цветы растут?

          Учащиеся: На клумбе и в кабинете в цветочных горшках.

          3.  Зачем человеку цветы?

         Учащиеся: Они красивые, на них приятно смотреть, они очищают  

         воздух в кабинете.

     Задание: Выберите и назовите  те слова, которые относятся

     к растения.  Докажите почему эти слова относятся к растениям?

     (Слайд №3)

        дышать        расти       зеленеть

        цвести         кормить    размножаться

       охотиться    жевать       кричать      

  3.  Что нужно растению для жизни?

  4.  Корень находится в земле, мы его не видим. Для чего корень растению?

5. По стеблю питание поступает к листьям. Иногда листья становятся сухими и желтыми. Как вы думаете, почему?

6 . Какую роль в жизни человека играют растения?

Изложение нового материала – 20 мин.

      2.  Сообщение темы занятия.

-  Отгадайте загадку , и вы узнаете тему нашего урока. (Слайд №4)

               Очищают воздух , создают уют,

                На окнах  зеленеют, круглый год цветут.

                                (   Комнатные растения).

Знакомство с комнатными растениями.

- Какую роль выполняют комнатные растения?

 - Назовите известные вам комнатные растения?

   Учащиеся делают сообщения  о комнатных  растениях.

Фикус  -  Резиновое Дерево.

Существует большое количество видов фикусов. В домашних условиях

Культивируют лишь некоторые из них. Наиболее известный фикус, который выращивают дома – фикус каучуконосный. У него Красивые кожистные листья, крупные и блестящие. Фикусы с темно- зелеными листьями могут

хорошо расти в полутени. Нельзя держать эти растения около батареи.

Летом хорошо вынести фикус на улицу.

Растение с четырьмя тысячами  цветами.

     Толстые, мясистые, изогнутые листья розеткой выходят от корня.

Листья такие крепкие, что их не согнуть. Правильное название этого

растения – агава американская. Название агавы происходит от слова

- agauos – удивительный. Именем этого растения называется  Мексика,  

что в переводе означает: «Место агавы» (от слова древних ацтеков,  

населявших  Мексику).

              На своей родине, в Мексике , агавы развиваются довольно быстро.

Листья достигают до трех метров , а через восемь- десять лет агавы  

начинают  выгонять стебель высотой  в двенадцать метров , на конце

которого  распускается громадное соцветие , имеющее до четырех тысяч  

желтоватых цветков в восемь сантиметров.

Столетник  второй из  пустыни КАРРУ.

 Столетником называют не только агаву , но и другое растение- алоэ.

Алоэ древовидное прозвали столетником , так как считают , что это растение цветет  один раз в сто лет. Алоэ древовидное легко отличить от агавы. Стебель тонкий , изогнутый, желтовато- коричневый. От одного корня

отходят несколько стеблей .  Листья у алоэ древовидного мясистые, сочные , длиной до 20-25 см , расположены на высоких , хорошо выраженных стеблях, края листьев – с шипами. Они выдерживают сухой воздух , любят солнечное освещение. Алоэ – домашний доктор. Сок алоэ обладает бактерицидным свойством.

Аспарагус.

На окнах часто можно встретить изящное растение. Темно- зеленые ветки, как пуховые перья гигантской  птицы,- легкие, нежные, почти сквозные.

«Листочки » тонкие и мягкие как пушинки. Стебли цепляющиеся, с  небольшими колючками. Это аспарагус плюмозус. Комнатный аспарагус

происходит из Капской Земли, где он растет на сухой песчаной почве.

Царица цветов.

Цветок розы за красоту и аромат с глубокой древности пользуется любовью и почитанием.  Ни одно растение в истории культуры не играло такой роли, как роза. Трудно перечислить замечательные произведения искусства, посвященные розе; невозможно даже рассказать о наиболее интересных

исторических событиях, с которыми так или иначе связан этот прекрасный цветок.

  Древнейшие сказания Индии говорят о том, что богиня красоты Лакшми родилась из бутона розы.

  Роза была известна в Древним Вавилоне и получила особое распространение в Персии. Персия (Иран) и носит поэтическое название  

« Гюлистан»- «Сад роз» (гюль-роза).

 Поэт  Саади в книги «Цветник роз» («Гюлистан») писал в 1258 году

   « Слышь, как всюду весною раздается лишь шепот радости и любви :

это шелест  соловья , читающего книги роз! ».

    Римляне награждали розами за выдающие заслуги. Веря, что роза вселяет мужество, римские войны вместо шлемов  надевали венки из роз, на щитах выбивали  изображения этого цветка.

   В римских  домах часто вешали над столом ветку розы как символ того,

что произнесенное под розой должно остаться тайной. С тех пор  сохранилось выражение: « Под розой сказано» (по – латыни : «Sub rosa dictum»).

3. Беседа.

 Педагог:  Почему эти растения называют комнатными?

Учащиеся: Комнатными растениями называются те растения, которые выращивает человек в своем доме, заботится о них

Педагог: Какую пользу приносят комнатные  растения?

Учащиеся: Они способны

  - очистить воздух  от пыли;

  - поддерживать влажность воздуха;

 - обогатить воздух кислородом;

  - отпугивают вредных насекомых (например моль);

  -  создавать уют и красоту  в комнате;

Педагог: Назовите жизненные потребности комнатных растений.

Что необходимо растениям, чтобы они хорошо росли?

Учащиеся:  Почва, вода, свет, тепло.

 

Соревнование  «  Разнообразие комнатных растений » .

 Участвуют две команды по 6 человек. За правильный ответы команда

получает  баллы в виде цветов  розы.

  1. Конкурс « Разминка ».

Каждая команда получает карточку  заданием.

 -  Правильно соедините названия комнатных растений в первом столбике с народными названиями этих растений во втором столбике. Будьте  внимательны, так как у одного растения может быть несколько названий.

Карточки команды №1

Аспарагус                                                  Резиновое  дерево

Монстера.                                                  Спаржа

Фикус                                                         Девичья краса

Колеус                                                        Плакса

Бегония                                                      Царица цветов.

Роза                                                           Деревцо , уничтожающее моль.

Карточки команды №2

Сансевьера                                              « Ванька » из Занзибара

Бальзамин                                               Драконовое дерево

Кордилина                                              Щучий хвост

Герань                                                     Бабьи сплетни

Традесканция                                          Дружная семейка

Аспидистра                                             Журавлиный нос

2.  Конкурс «Где  растет?»

 Разделите коллекцию  растений   на три группы в зависимости от

их места  произрастания.

    а)  растения пустынь;

    б)   растения тропических лесов;

    в)   растения субтропиков.

Ответы:

    а) растения пустынь - агава, алоэ, эпифиллюм;

    б)  растения  тропических лесов -  колеус, бальзамин,  фикус,

    традесканция, сансевьера;

    в) растения субтропиков - герань, роза, гортензия, цикламен,  

    камнеломка, плющ, фуксия.

3. Конкурс  «Экологические знаки».

Учащиеся рисуют экологические знаки по уходу за комнатными

растениями.

4. Практическая работа  «Уход за комнатными растениями»

     Алгоритм выполнения операции по уходу  за комнатными растениями. [129],  (слайд №5)

        - Полив.

        - Опрыскивание из пульверизатора.

       -  Мытье.

        - Рыхление.

       -  Обрезка.

       - Удаление пыли с листьев и стеблей.

       - Обрезка сухих  листьев и стеблей.

       - Освещение растений  по временам года.

     Алгоритм ухода  за комнатными растениями.[130], (Слайд №6)

     - Комнатные растения держать нужно в теплых , светлых помещениях.

     - Комнатные растения поливать следует правильно.                                            

     - Почву рыхлить надо , чтобы  воздух поступал к корням растении .  

  Алгоритм  « Как правильно поливать комнатные  растения». [130]

  (Слайд №7)

     - Поливать растения надо отстоявшейся водой комнатной  

температуры, иначе они могут заболеть и погибнуть.

    - Летом поливают растения ежедневно. Зимой гораздо реже.

-Необходимо следить , чтобы почва была влажной.

 -  Зимой растение нужно поливать утром , и умеренно; а летом – вечером

и обильно.

  -  Правильно обращаться с лейкой : следует держать двумя руками,

носик лейки ставить на край горшка.

   - Правильно направлять струю воды. Поливают растения из лейки

сбоку, а не сверху.

   - Лить воду нужно медленной струей, не делающей ямок в земле,

не брызгая листья .

  Алгоритм « Способы удаления пыли с листьев комнатных

растений» . [130], (Слайд №8)

     - Влажной губкой.

     - Сухой губкой.

     - При помощи влажной кисточки.

     - Опрыскиванием из пульверизатора.

Алгоритм  « Как пересадить растение».[130-131], (Слайд№9)

   - Пересаживать растение лучше весной.

   -  Земляной ком разрушать нельзя.

   -   Старую землю при пересадке нужно убрать.

   -  На дно горшка насыпать свежую землю.

   - Высаживают растение в горшок.

   -  Закончив посадку, растение нужно обильно полить и, пока оно не

  укоренится

    -  Поместить в слега затененное место.

 Алгоритм   « Обрезка и формовка растений » [131], (Слайд №10)

    -Следует прищипывать верхушку главного стебля, чтобы выросли

боковые побеги.

    -Побеги боковые нужно прищипывать.

    - Обрезка производится садовым ножом.

    - Срезы присыпают толченым углем.

5. Подведение итогов занятия – 5мин. (Слайд №11)

1. На длинной  тонкой ножке , плоские  лепешки.

Лепешки очень колки, на них острые иголки. (Опунция).

2. От какого слова происходит названия агавы? ( Удивительный)

     3. Какие комнатные растения могут плакать? (Монстера).

В нашем кабинете на окне,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот роза, герань, колеус,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

Приложение

     Приложение 1.

     

Приложение 2.

   

   

Литература

1. Александрова Ю. Н., Ласкина Л. Д.,  Николаева Н. В. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.- сост.  Ю.Н. Александрова, Л.Д.  Ласкина ,  Н.В.  Николаева.-  Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. [129], [130], [131]

2. Касатина Н.А.  Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы / Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград.: Учитель, 2004.-160 с.

2. Комнатные растения: мини-энциклопедия: пер. с итал.-К63 М.: АСТ: Астрель, 2007.-192 с.:ил.

 

Сведения об авторе

Макаревич Вера Николаевна

Муниципальное учреждение «Управление образования Новокузнецкого района»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Кузедеевский Дом детского творчества»

Педагог дополнительного образования

Кемеровская область , Новокузнецкий район, пос. Кузедеево, ул. Ленинская 65, индекс 654250

                 

   

           

           

       

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как называются эти цветы? Роза Пион Анютины глазки Фиалка Далее

Слайд 2

Лилии Георгин Георгин Далее

Слайд 3

Выберите и назовите те слова , которые относятся к растения . Докажите почему эти слова относятся к растениям? дышать расти зеленеть цвести кормить размножаться охотиться жевать кричать Далее

Слайд 4

Отгадайте загадку Очищают воздух , создают уют, На окнах зеленеют, круглый год цветут. Комнатные растения Далее

Слайд 5

Алгоритм выполнения операции по уходу за комнатными растениями. - Полив. - Опрыскивание из пульверизатора. - Мытье . - Рыхление. - Обрезка. - Удаление пыли с листьев и стеблей. - Обрезка сухих листьев и стеблей. - Освещение растений по временам года. Далее

Слайд 6

Алгоритм ухода за комнатными растениями : - Комнатные растения держать нужно в теплых , светлых помещениях. - Комнатные растения поливать следует правильно. - Почву рыхлить надо , чтобы воздух поступал к корням растении . Далее

Слайд 7

Алгоритм « Как правильно поливать комнатные растения» - Поливать растения надо отстоявшейся водой комнатной температуры, иначе они могут заболеть и погибнуть. - Летом поливают растения ежедневно. Зимой гораздо реже. -Необходимо следить , чтобы почва была влажной. - Зимой растение нужно поливать утром , и умеренно; а летом – вечером и обильно. - Правильно обращаться с лейкой : следует держать двумя руками, носик лейки ставить на край горшка. - Правильно направлять струю воды. Поливают растения из лейки сбоку, а не сверху. - Лить воду нужно медленной струей, не делающей ямок в земле, не брызгая листья . Далее

Слайд 8

Алгоритм « Способы удаления пыли с листьев комнатных растений» Влажной губкой. - Сухой губкой. - При помощи влажной кисточки. - Опрыскиванием из пульверизатора. Далее

Слайд 9

Алгоритм « Как пересадить растение» - Пересаживать растение лучше весной. - Земляной ком разрушать нельзя. - Старую землю при пересадке нужно убрать. - На дно горшка насыпать свежую землю. - Высаживают растение в горшок. - Закончив посадку, растение нужно обильно полить и, пока оно не укоренится - Поместить в слега затененное место. Далее

Слайд 10

Алгоритм « Обрезка и формовка растений » -Следует прищипывать верхушку главного стебля , чтобы выросли боковые побеги. -Побеги боковые нужно прищипывать. - Обрезка производится садовым ножом. - Срезы присыпают толченым углем. Далее

Слайд 11

На длинной тонкой ножке , плоские лепешки. Лепешки очень колки, на них острые иголки? . Опунция От какого слова происходит названия агавы? Удивительный Какие комнатные растения могут плакать? Монстера Далее

Слайд 12

В нашей кабинете на окне, В расписных горшочках Подросли цветочки. Вот роза, герань, колеус, Колких кактусов семья. Их польем мы спозаранку. Я и все мои друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бирки для комнатных растений (правила ухода за растениями)

Эти бирки ламинируются и закрепляются на возонах комнатных растений или создаётся альбом "Правила ухода за  комнатными растениями"...

Практическое занятие по уходу за комнатными растениями "Растения и красота"

Разработка практического занятия по уходу за комнатными растениями по теме "Растения и красота"...

воспитательное занятие "Комнатные растения и уход за ними"

Практическое занятие по уходу за комнатными растениями...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

Конспект урока в 4 классе для детей ОВЗ по теме" Комнатные растения. Уход."

Конспект урока в 4 классе для детей ОВЗ по теме " Комнатные растения. Уход."...

План-конспект урока по ОСЖ в 5 классе "Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода"

План-конспект урока по основам социальной жизни в  5 классе, на тему "Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода"...

Презентация к уроку в 5 классе "Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода."

Презентация к уроку в 5 классе, на тему "Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода."....