Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к здоровью"
рабочая программа по теме

Любовь Васильевна Останко

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение.

На современном этапе развития общества, несмотря на достаточно сложные социально – экономические и экологические условия, возрастает роль личной ответственности каждого человека за свое здоровье. Эта проблема особенно актуальна для детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья. Значит, необходимо, как можно раньше вооружить ребенка знаниями, умениями, и навыками по сохранению и укреплению здоровья. Это поможет решить одну из приоритетных задач государственной программы «Здоровье» - вырастить здоровое поколение. По содержанию материала программа «Путь к здоровью» относится к физкультурно-спортивной направленности и предполагает общекультурный уровень освоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Путь к здоровью"262 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 552

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБЕРГА

Рассмотрено

Педагогическим Советом

образовательного учреждения

Протокол №1 от 06.09.2011

Утверждаю

Директор школы № 552

____________ А.А. Кузнецова

приказ №167 от 08. 09.2011

образовательная программа

дополнительного образования детей

«ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ»

возраст обучающихся: 7-12 лет

срок реализации - 2 года

Авторы: Останко Любовь Васильевна

педагог дополнительного образования

Ермакова Ирина Анатольевна

педагог дополнительного образования

Программа скорректирована 2010

Санкт-Петербург

2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

Новизна

3

Актуальность

3

Педагогическая целесообразность

4

Цель программы

4

Задачи

4

Отличительные особенности

5

Условия реализации

5

Сроки реализации

5

Режим занятий

5

Формы занятий

5

Ожидаемые результаты и способы их проверки

6

Результативность

7

2.

УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый год обучения

8

УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

второй год обучения

9

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

первого года обучения

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

второго года обучения

12

4.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

14

5.

ТЕХНИЧЕСКОЕ оснащение занятий

17

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

Список литературы, используемой педагогом в своей работе

18

Список литературы для обучающихся

20


«Жизнь требует движения»

Аристотель

пояснительная записка

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение.

На современном этапе развития общества, несмотря на достаточно сложные социально – экономические и экологические условия, возрастает роль личной ответственности каждого человека за свое здоровье. Эта проблема особенно актуальна для детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья. Значит, необходимо, как можно раньше вооружить ребенка знаниями, умениями, и навыками по сохранению и укреплению здоровья. Это поможет решить одну из приоритетных задач государственной программы «Здоровье» - вырастить здоровое поколение. По содержанию материала программа «Путь к здоровью» относится к физкультурно-спортивной направленности и предполагает общекультурный уровень освоения.

Новизна. Авторы программы на основе собственного опыта работы, своих разработок и публикаций, а так же изученной по данной теме литературы, предлагают практические методы и способы само - оздоровления, само - коррекции физического, соматического и психо - эмоционального состояния в условиях повседневной жизни. Система оздоровления включает инновационные нетрадиционные и классические методики (БОС, ТИСа, фитбол - гимнастику). В программу входят профилактические и оздоровительные комплексы специальных физических упражнений, элементы точечного массажа, приемы само- массажа, подошвенная рефлексотерапия и т.д.), направленные на предотвращение функциональных нарушений, у детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, питания и обмена веществ, имеющих II-III группу здоровья, а также часто болеющих респираторными вирусными инфекциями, профилактику утомления и нервно-психических расстройств.

Актуальность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2-3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений.

Современным детям, независимо от возраста характерны: ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости, работа за партой в режиме ближнего видения, испытывая большие зрительные и учебные нагрузки, что негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровья детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.

Качественный анализ состояния здоровья учащихся 1-11-х классов обнаружил чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. В педиатрической практике перечисленные заболевания получили название «школьных болезней».

В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются физкультурно-оздоровительные занятия.

Педагогическая целесообразность. В результате изучения программы детям прививается любовь к занятиям оздоровительной физической культурой и спорту, воспитывается сила воли, стремление к преодолению трудностей, активному образу жизни, повышению самооценки, развиваются творческие и коммуникативные способности. В результате пусть даже небольших, но важных для ослабленного ребенка побед, при поддержке педагогов, формируется доминанта успешности «Я все смогу!», а значит – решение поставленных задач и достижение намеченной цели.

Исследования ученых, физиологов и гигиенистов, а также собственные наблюдения авторов, показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья детей.

Оздоровительная программа взаимосвязана и дополняет школьные образовательные программы по физической культуре, биологии, ОБЖ.

Цель дополнительноЙ образовательной программы:

Цель программы – создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья и навыков здорового образа жизни.

Программа предполагает решение образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач.

Образовательные задачи:

- совершенствование знаний из области оздоровительной физической культуры;

- изучение правил здорового образа жизни;

- обучение правилам самоконтроля  своего состояния на занятиях и дома;

- освоение и совершенствование основных двигательных умений и навыков;

- обучение диафрагмально-релаксационному дыханию;

- обучение навыкам правильной осанки;

- обучение основам точечного массажа и самомассажа;

-обучение практическим навыкам оздоровительных методик и комплексам специальных упражнений;

- изучение подвижных и психологических игр и упражнений.

Развивающие задачи:

- развитие потребности к занятиям оздоровительной физической культурой и здоровому образу жизни;

 - формирование мотивации и стремления быть здоровым;

- развитие физических качеств и показателей физического развития;

- формирование оптимистического мировоззрения;

- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;

- формирование адекватной самооценки.

Воспитательные задачи:

- воспитание морально-волевых качеств;

- привитие санитарно - гигиенических навыков;

- воспитание культуры здоровья, потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.

Оздоровительные задачи:

- повышение функциональных возможностей организма путем оптимальных физических нагрузок и с помощью оздоровительных методик;

- осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- снижение заболеваемости.

Отличительной особенностью программы является идея гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий (БОС, ТИСа, фитбол - гимнастики), классических и нетрадиционных средств и методов оздоровительной физической культуры. Она объединяет физкультурное и оздоровительное направление и предполагает не только получение знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и самопомощи при его нарушении (оздоровительный само-массаж, точечный массаж, комплексы специальных упражнений).

Программа включает в себя 7 разделов и построена «по спирали», когда ранее изученный материал дополняется более сложным. В основе программы лежит разработанная авторами система оздоровительных занятий. Постепенное усложнение заданий и специальных упражнений, введение новых игр, самостоятельная разработка оздоровительных комплексов, позволяет детям проявлять и развивать творческие способности.

Каждое занятие начинается с разгрузки позвоночника и релаксации с музыкальным сопровождением и словесным настроем. Затем проводится беседа «Добрые вести», «Что хорошего было сегодня дома или в школе?». Назови 3-5 приятных для тебя события. Дети учатся делать акцент на положительных моментах и запоминать их. Обязательно в занятие включается специально разработанная «Дорожка здоровья» для воздействия на БАТ стоп.

Условия реализации:

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 - 12 лет.

В начале учебного года проводится диагностика (изучение медицинских карт, осмотр и антропометрические измерения - определение плечевого индекса). По результатам диагностики дети распределяются по подгруппам: имеющие нормальную осанку, имеющие незначительные нарушения осанки и имеющие выраженное нарушение осанки.

Программа предназначена для работы, как со здоровыми детьми, так и с учащимися, имеющими II-III группу здоровья, а также, относящимися к подготовительной и специальной медицинской группе.

Группы формируются с учетом возрастных особенностей учащихся.

Срок реализации программы: два года.

Первый год обучения – 144 часа; второй год обучения – 144 часа.

Режим занятий:

1 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 академических часа;

2 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Формы организации деятельности детей на занятиях:

Групповая, индивидуально – групповая, по звеньям, индивидуальная (коррекция осанки, коррекция зрения).

Наполняемость групп:

- первый год обучения – 15 человек.

- второй год обучения – 12 человек.

Программа разработана в рамках образовательных услуг структурного подразделения школы, может реализовываться педагогами дополнительного образования. Педагог в праве изменять порядок изучения разделов программы и количества часов по изучаемым темам, в зависимости от подготовленности обучающихся, сохраняя общее количество часов программы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу первого года обучения учащиеся должны:

знать:

- как сохранять и укреплять свое здоровье используя средства физической культуры;

- правила здорового образа жизни;

- гигиенические навыки;

- способы закаливания;

- правила самоконтроля на занятиях;

- комплексы УГГ;

- правила выбора мяча, правила посадки на мяче, комплексы ОРУ на мячах;

- Значение правильного дыхания для здоровья человека;

- виды массажа, основы точечного массажа;

- правила проведения игр, игры малой и средней подвижности;

- технику безопасности при работе на тренажерах и больших гимнастических мячах;

- комплексы упражнений на тренажерах;

- знать подвижные и некоторые психологические игры и упражнения;

уметь:

- правильно составить свой режим дня;

- составлять и выполнять комплексы УГГ, ФМ и ФП, составить индивидуальный комплекс УГГ;

- выполнять комплексы дыхательной гимнастики;

- выполнять комплексы упражнений на больших гимнастических мячах;

- выполнять массаж ушных раковин, пальцев кисти, стоп;

- играть в подвижные и психологические игры;

- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на тренажерах.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

знать:

- нормы двигательной активности в зависимости от возраста, роль движений в сохранении и укреплении своего здоровья;

- гигиенические навыки и способы сохранения хорошего зрения, комплексы упражнений для профилактики близорукости;

- комплексы упражнений для позвоночника и суставов;

- что такое осанка, виды ее нарушений;

- как избежать плоскостопия;

- комплексы упражнений для формирования навыка правильной осанки на мячах;

- типы дыхания;

- основные приемы массажа;

- правила проведения подвижных и психологических игр различной сложности;

- комплексы специальных упражнений  при работе на тренажерах и больших гимнастических мячах;

уметь:

- продемонстрировать упражнения, отражающие разностороннюю  подготовленность по каждой конкретной группе основных физических качеств: силы, ловкости, гибкости, выносливости, быстроты;

- составлять и выполнять комплексы ОРУ с использованием спортивного инвентаря, жонглировать одним и двумя мячами;

- составлять и демонстрировать комплексы для улучшения зрения;

 - составлять и выполнять комплексы для позвоночника и суставов;

- составлять комплексы для формирования навыка правильной осанки, индивидуальные комплексы для коррекции осанки;

- выполнять комплексы дыхательной гимнастики;

- выполнять само – массаж различных областей тела;

- организовать и провести подвижные игры;

- составлять комплексы упражнений на тренажерах и больших гимнастических мячах;

- демонстрировать упражнения на тренажерах, гимнастических ковриках, больших мячах.

К концу освоения всей программы учащиеся будут:

знать:

1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания, самомассажа.

2. Комплексы специальных упражнений и методик направленных на улучшение функционального состояния органов и систем организма;

3. Правила здорового образа жизни, ответственность личности за свое здоровье.

уметь:

1. Применять средства физической культуры, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств.

2. Использовать методики, снижающие утомляемость, возбудимость, тревожность, повышающие работоспособность, улучшающие настроение.

3. Применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.

4. Самостоятельно составлять и демонстрировать комплексы ОРУ.

К концу обучения у обучающихся сформируются коммуникативные навыки, чувство ответственности за свое здоровье. Воспитанники проявят прилежание, терпение, целеустремленность, закалку, сплоченность, самостоятельность, будут стремиться беречь и укреплять свое здоровье.

Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:

  1. начальный контроль (сентябрь)
  2. текущий контроль знаний в процессе устного опроса (группового и индивидуального);
  3. текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой (в течение всего учебного года);
  4. тематический контроль умений и навыков - после изучения тем;
  5. итоговый контроль умений и навыков при демонстрации упражнений и навыков (май);
  6. самоконтроль.

Проверка результативности укрепления здоровья учащихся: 

1. Анализ медицинских карт учащихся (количество острых заболеваний в год);

2. Улучшение физического развития (результаты антропометрии);

3. Положительная динамика показателей плечевого индекса и функциональных проб.

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнении контрольных упражнений; викторин, игр, эстафет; по окончании изучения программы в виде тестов, антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов; соревнований, взаимозачетов, открытых занятий, праздников Здоровья.

В процессе обучения дети учатся правильно оценивать и анализировать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:

  1. оценка педагога;
  2. совместная оценка педагога и учащегося;

-        самооценка;

Основными критериями оценки учащихся являются: правильное выполнение упражнений, умение демонстрировать комплексы упражнений, самостоятельно подбирать упражнения для тренировки различных мышечных групп.

Способы фиксации результатов

- диагностические карты оценки результатов освоения программы.

- антропометрия (показатели плечевого индекса и др)

- функциональные пробы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый год обучения

№ п/п

Тема, раздел

Кол – во часов

всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие. Знакомство с программой

4

2

2

2

Растем здоровыми

18

8

10

3

Оздоровительная гимнастика

20

6

14

4

Фитбол – гимнастика

30

8

22

5

Правильное дыхание

16

6

10

6

Оздоровительный массаж

16

8

8

7

Подвижные и психологические игры

10

4

6

8

Занятия на тренажерах

26

4

22

9

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:


144

48

96

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

второй год обучения

№ п/п

Тема, раздел

Кол – во часов

всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие.

4

1

3

2

Растем здоровыми

12

4

8

3

Оздоровительная гимнастика

40

6

34

4

Фитбол – гимнастика

30

6

24

5

Правильное дыхание

16

4

12

6

Оздоровительный массаж

12

4

8

7

Подвижные и психологические игры

10

-

10

8

Занятия на тренажерах

16

2

14

9

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:

144

29

115

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теория. Знакомство с программой занятий и требованиями к обучающимся. Инструктаж по технике безопасности на занятиях и правилам поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, его назначение, правила обращения с ними. Спортивная форма и обувь. Причины травм, профилактика травматизма. Санитарно - гигиенические требования.

Практика. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп. Функциональные пробы (входной срез).

        I РАЗДЕЛ: РАСТЕМ ЗДОРОВЫМИ

Теория. Тема: «Здоровье – главная ценность человеческой жизни». Что такое здоровье и от чего оно зависит здоровье физическое, психическое, социальное, духовное. Роль самоконтроля в оценке состояния здоровья. Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Доржка здоровья». Самоконтроль при самостоятельных занятиях. Оценка показателей физического развития с помощью таблицы.

Тема: «Здоровый образ жизни. (ЗОЖ)». Какой образ жизни нужно считать здоровым. Критерии. Ценности ЗОЖ. Забота о своем здоровье и здоровье окружающих. Режим дня. Основные моменты режима дня. Режим питания и питьевой режим. Режим сна. Гигиена тела и правила приема водных процедур. Гигиенические процедуры после занятий физическими упражнениями. Закаливание организма. Виды закаливания. Значение закаливающих процедур для организма.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья».Мой режим дня (составление правильного режима дня). Самостоятельная работа. Расчет правильного веса по формуле. Подготовка и проведение викторины, участие в празднике «День здоровья».

II РАЗДЕЛ: ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Теория. Тема: «Утренняя гигиеническая гимнастика». «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!». Правила составления комплексов утренней гигиенической гимнастики.

Беседы «О пользе утренней зарядки». Физкультурные минутки на уроках. Виды физкультурных минуток. Физкультурные паузы. Значение физкультурных пауз и физкультминуток для повышения работоспособности

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы ФМ. Физкультурная минутка в стихах. Комплексы для физкультурных пауз дома. Игра «Физкульт — Лото». Праздник Здоровья.

III РАЗДЕЛ:ФИТБОЛ - ГИМНАСТИКА

Теория. Тема: «Фитбол-гимнастика». Техника безопасности. Правила поведения на мячах. Знакомство со свойствами мяча. Правильная посадка на мяче. Правила выбора мяча. Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Комплексы ОРУ на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. КУ для профилактики нарушений осанки. Комплексы дыхательной гимнастики. Игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Везем арбузы», «Паровозик», «Гусеница», «Прокати мяч».

Теория. Тема: «Школа мяча». Техника безопасности. Техника работы мячами разного диаметра.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация.  «Дорожка здоровья».Броски. Ловля. Передача мяча. Жонглирование. Комплексы упражнений с малыми и средними мячами. Метание в цель. Игры и эстафеты с мячами.

Теория. Тема: «Учимся расслабляться».

Практика: Разгрузка позвоночника. Комплекс релаксационных упражнений на мячах. Релаксация. «Дорожка здоровья». Игры малой подвижности «Запретное движение», «Угадай где мяч».

IV РАЗДЕЛ: ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

Теория. Тема: «Правильное дыхание – основа жизни» «Если бы люди правильно дышали, то болезни стали бы редкостью» Авиценна. Значение правильного дыхания на организм школьника. Беседа «Об органах дыхания». Типы дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Комплексы дыхательной гимнастики.

Освоение методики диафрагмально–релаксационного дыхания. Знакомство с кабинетом «БОС-Здоровье». Формирование навыка диафрагмально – релаксационного дыхания. Игра «Физкульт — Лото».

V РАЗДЕЛ: ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ МАССАЖ

Теория.  Тема: Массаж как средство оздоровления. Виды массажа. Основы точечного оздоровительного массажа Правила применения точечного массажа.

Тема: «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу!» Беседа «О профилактике простудных заболеваний».

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Точечный массаж. Закаливающий массаж. Массаж ушной раковины для повышения работоспособности. Массаж пальцев рук, массаж стоп. Дорожка здоровья. Игры средней подвижности. Игра «Физкульт — Лото».

VI РАЗДЕЛ: ПОДВИЖНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Теория. Тема: «Игра – средство для развития ловкости, быстроты, координации, смекалки и сообразительности».

Исторический аспект и актуальность игры. Классификация игр. Игры по станциям. Ролевые игры. Игры на снятие напряжения.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Игры малой и средней подвижности. Игры с мячом и ракеткой. Сюжетные игры. Игры по желанию. «Пчелы и медведи». «Воробьи и вороны». «День-ночь». «Охотники и утки». «Перемена и урок». «Совушка». «Удочка». «Бой петухов». «Запретное движение». «Салочки». «Кто перетянет?». «Третий лишний». «Угадай, где мяч». «Попади в цель». Игра «Физкульт — Лото».

Эстафеты: «Гонки мячей» (справа, слева, над головой, под ногами). «Ведение мяча по лабиринту». «Обойди кегли». «Попади в цель». «Ловкие и меткие». «Мяч капитану». «Передал – садись». «Мяч среднему». «Прыжки через скакалку». «Эстафета с прыжками». Конкурсы, эстафеты, спортивные развлечения, соревнования («Веселые старты»). Игры на снятие напряжения. «Давайте говорить друг другу комплименты», «Только хорошее», «Дотронемся до счастья», «Отгадай, кто какой». Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья».

VII РАЗДЕЛ: ЗАНЯТИЯ НА ТРЕНАЖЕРАХ

Теория. Тема: «Знакомимся – «ТИСа». Техника безопасности работы на тренажерах. Воздействие модулированных вибрационных колебаний на организм.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». ОРУ на тренажерах. Упражнения в лазании, перелезании, подлезании, переползании. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц спины и брюшного пресса. Упражнения для мышц задней и передней поверхности бедра. Упражнения для стопы и голени. Упражнения в равновесии. Комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости). Комплекс упражнений для красивой осанки. Релаксация под действием вибрации.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Теория. Подведение итогов. Анализ результатов. Праздник. Рекомендации на лето.

Практика: Подвижно – дидактическая игра «Физкульт–лото». Повторение и закрепление комплексов упражнений. Антропометрия - определение плечевого индекса, осмотр осанки и стоп. Функциональные пробы. ( итоговый срез ).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теория: Знакомство с программой второго года обучения  Инструктаж по технике безопасности на занятиях и правилам поведения в зале, правила обращения со спортивным оборудованием и инвентарем. Требования к спортивной форме и обуви. Причины травм, профилактика травматизма. Гигиенические требования.

Практика. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп. Функциональные пробы (входной срез).

I РАЗДЕЛ: РАСТЕМ ЗДОРОВЫМИ

Тема: «Движение и здоровье». Роль движений в сохранении и укреплении здоровья. Нормы двигательной активности в зависимости от возраста. Гиподинамия как фактор, ухудшающий здоровье человека. Основные физические качества: сила, ловкость, гибкость, выносливость, быстрота. Способы их развития и совершенствования. Влияние физических упражнений на здоровье школьников.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, эспандеры, скакалки, мячи, гимнастические палки, диск «Здоровье». Прыжки через скакалку. Жонглирование одним и двумя мячами. Веселые старты - эстафеты: ведение мяча, броски и ловля. Подвижные игры «Салочки», «Третий лишний», «Перемена и урок». Подсчет частоты пульса после физической нагрузки и в покое. Подсчет пульса в покое и при нагрузке. Игра «Физкульт — Лото».

II РАЗДЕЛ: ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Тема: «Как прекрасен этот мир – посмотри!»

Беседы «О гигиене зрения». «Близорукость. Дальнозоркость. Профилактика близорукости».

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». «Школа зоркости» Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Точечный массаж. Игра: «Внимательные глазки», «Жмурки». Подвижные игры, эстафеты. Игра «Физкульт — Лото».

Тема «Гимнастика для позвоночника и суставов».

Беседа «Позвоночник – ключ к здоровью».

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Комплексы упражнений для позвоночника и суставов. Подвижные игры «День – ночь», «Делай как я». Игра «Физкульт — Лото».

Тема: «Развиваем гибкость».

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Комплексы упражнений на развитие гибкости (растяжки). Тест - «Гибкий ли я?». Игры средней подвижности.

Тема: «Осанка».

Беседы «Красивая осанка». «Профилактика нарушений осанки».

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: «Ракета», «Перемена и урок». Игра «Физкульт — Лото».

Тема: «Профилактика плоскостопия» Беседа «О профилактике плоскостопия». БАТ на стопе.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: «Великаны, карлики», «Ель, елка, елочка». Игра «Физкульт — Лото».

III РАЗДЕЛ:ФИТБОЛ - ГИМНАСТИКА

Тема: «Фитбол – гимнастика» Техника безопасности и правила работы с большими гимнастическими мячами. Правила подбора мячей.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Составление комплексов ОРУ на мячах, и работа по ним. Работа в парах. Комплексы упражнений для профилактики утомления. Составление индивидуальных комплексов упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки и работа по ним. Составление комплексов дыхательной гимнастики на мячах. Самостоятельная работа учащихся.

IV РАЗДЕЛ: ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

Тема: «Дыхательная система человека. Её значение». Органы дыхания (повторение). Типы дыхания (ключичное, грудное, брюшное, полное). Техники дыхания.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Комплексы дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения для снятия мышечного напряжения Релаксация. Закрепление навыка диафрагмально – релаксационного дыхания. Игра «Физкульт — Лото».

V РАЗДЕЛ: ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ МАССАЖ

Тема: «Массаж – одно из средств физического воспитания». Повторение основ точечного массажа. Закрепление. БАТ. Точечный массаж для предупреждения заболеваний. Приемы само - массажа (поглаживание, растирание, разминание, вибрация) их воздействие на организм и значение.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Само - массаж различных областей тела. Техника. Методики. Применение дополнительных приспособлений для массажа: колючие мячики, массажные коврики, массажные кольца. Игра «Физкульт — Лото».

VI РАЗДЕЛ: ПОДВИЖНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Практика: Игры и эстафеты с мячами. Составление эстафет. Школа мяча. Развитие и совершенствование навыков бросков, Ловли. Метание мяча на дальность и в цель. Отбивание мяча от пола одной, двумя руками и по переменно правой и левой рукой. Жонглирование мячами. Передача мяча из различных положений. Ведение мяча. Игры на снятие напряжения- «Рассказ о друге», «Знаю ли я себя», «Волшебный стул», «Насос и мяч», «Давайте говорить друг другу комплименты». Разгрузка позвоночника. Релаксация. «Дорожка здоровья». Игра «Физкульт — Лото».

VII РАЗДЕЛ: ЗАНЯТИЯ НА ТРЕНАЖЕРАХ

Тема: «Тренажеры для здоровья». Техника безопасности при работе на тренажерах. Роль тренажеров в укреплении мышц туловища. Применение модулятора мягких природных колебаний для улучшения самочувствия. Подбор упражнений для различных мышечных групп. Круговая тренировка.

Практика: Разгрузка позвоночника. Релаксация.  «Дорожка здоровья». Составление индивидуальных комплексов упражнений на тренажерах и работа по ним. Комплексы упражнений при функциональных нарушениях ОДА и работа по ним. Самостоятельная работа учащихся.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Подведение итогов реализации программы. Анализ результатов. Рекомендации на лето.

Практика: Антропометрия, осмотр осанки и стоп. Функциональные прбы (итоговый срез). Праздник Здоровья.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГАММЫ:

Разделы программы первого и второго года обучения совпадают, но изучаемые темы разные, освоение материала идет «по спирали» от простого к более сложному. Кроме этого на втором году обучения больше часов отводится на практические занятия и самостоятельную работу учащихся.

Формы занятий.

Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая включает в себя теорию (беседа), и практическую часть (освоение приемов, упражнений).

Все выполненные задания фиксируются, что дает возможность педагогу наблюдать за достижениями учащихся, а детям самим анализировать и оценивать свою работу.

Программа включает в себя конкурсы, викторины, игры, эстафеты, праздники Здоровья, открытые занятия.  В конце учебного года вручаются грамоты, благодарности, подарки.

Используются различные формы организации занятий:

- фронтальная

- групповая

- индивидуальная

Формы занятий

первый год обучения




Раздел программы





Беседа

Тестир.

Инструктаж

Учебная игра

Практ.задание

Самост.работа

Анализ

Опрос

Демонстр. упр.

Контр.упр

Тренинг

Викторина

Соревнования -

Эстафеты

1

Вводное занятие

Знакомство с программой. Техника безопасности.

+

+

+

+

2

Растем здоровыми

+

+

+

+

+

+

+

3

Оздоровительная гимнастика

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Фитбол - гимнастика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Правильное дыхание

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Оздоровительный массаж

+

+

+

+

+

+

+

7

Подвижные и психологические игры

+

+

+

+

+

+

8

Занятия на тренажерах

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Итоговое занятие

+

+

+

+

+

+

Формы занятий

Второй год обучения




Раздел программы





Беседа

Тестир.

Инструктаж

Учебная игра

Практ.задание

Самост.работа

Анализ

Опрос

Демонстр. упр.

Контр.упр

Тренинг

Викторина

Соревнования -

Эстафеты

1

Вводное занятие

Знакомство с программой. Техника безопасности.

+

+

+

+

2

Растем здоровыми

+

+

+

+

+

+

+

3

Оздоровительная гимнастика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Фитбол - гимнастика

+

+

+

+

+

+

5

Правильное дыхание

+

+

+

+

+

+

6

Оздоровительный массаж

+

+

+

+

+

+

+

7

Подвижные и психологические игры

+

+

+

+

+

+

8

Занятия на тренажерах

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Итоговое занятие

+

+

+

+

+

Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса.

Для успешного освоения учащимися программы используются различные методы обучения:

- словесные

- наглядные

- практические

- демонстрационные

- иллюстративные

- методы разучивания упражнений

- совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств

- игровой

- соревновательный

- индивидуальный

Основными методами являются - методы разучивания упражнений, совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств. Для детей так же характерно соревнование. Коллективные игры поддерживают соревновательный дух, сочетая его с взаимовыручкой, доброжелательным и честным отношением друг к другу.

Главное в обучении - индивидуальный подход к каждому ребенку, его эмоциональному состоянию, психологическим особенностям и всякое поощрение стремления быть здоровым, заниматься физической культурой, трудиться.

Педагогический подход ориентирован на сотрудничестве с учащимися, создание ситуаций успеха, поддержки, взаимовыручки, помощи, достижения общих побед, результатов, преодоление трудностей на пути самореализации личности ребенка.

Дидактический материал:

1.Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, и здоровьесбережения с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.

2.Литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии, репродукции, рисунки).

3. Видеоматериалы (презентации) и DVD – диски.

4. Аудиокассеты, CD — диски.

Методические разработки авторов программы (опубликованы):

Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения.

Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения.

Ермакова И.А.Путешествие в увлекательный мир дыхания.

Ермакова И.А. Фитбол – гимнастика для красивой осанки 

Останко Л.В. Сам себе я помогу!

Останко Л.В. Гибкая кошечка

Останко Л.В. Путешествие в страну Здоровья 

Останко Л.В. Подвижно-дидактическая игра "Физкульт-лото"для детей дошкольного и младшего школьного возраста 

Останко Л.В. Здоровье без лекарств: метод БОС в общеобразовательной школе 

Останко Л.В. Учимся быть здоровыми 

Останко Л.В. Правильная осанка — залог здоровья ребенка 

Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей.

Останко Л.В. Оздоровительная гимнастика для дошкольников.

Техническое оснащение занятий.

Занятия проводятся в просторном, светлом кабинете, желательно с ковровым покрытием, оснащенным спортивным оборудованием и инвентарем, тренажерами ТИСа.

Для занятий необходим магнитофон и DVD проигрыватель, аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений, явлений природы, живописных пейзажей.

Вспомогательное оборудование и мебель:

  1. шкафы и полки для хранения спортивного инвентаря

Спортивное оборудование и инвентарь:

Тренажеры системы «ТИСа», мячи большие гимнастические, мячи разных размеров, массажные коврики массажные мячики и кольца, обручи, палки гимнастические, гимнастические скамейки скакалки, эспандеры, коврики гимнастические, дартс, диск «Здоровье», кегли, теннисные мячи, ракетки и мячи для настольного тенниса, ракетки и воланы для игры в бадминтон, клюшки и мячи для мини – хоккея, мешочки с песком, утяжелители, гантели


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы, используемой педагогом в своей работе:

  1. Аветисов Э.С. Близорукость. – М.: Медицина, 1999.-287с.
  2. АртамоноваЛ.Л., О.П. Панфилова, В.В. Борисова Лечебная и адаптивно – оздоровительная физическая культура. Учебное пособие для вузов. - М.: Владос - Пресс, 2010.-389с.
  3. Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым. - М.: Ф и С, 1984.
  4. Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики. – Ростов-на-Дону, 1996.
  5. Васичкин В.И., Васичкина Л.Н. Руководство по самомассажу. – Феникс, 2006.
  6. Васичкин В.И.Сам себе массажист (+ DVD-ROM).-Питер,2008.
  7. Виллс П. Точечный массаж. Практическое пособие. Пер. с англ., 2010.
  8. Гольдин Э.А., Мойсюк Л.М., Закидышева Ю.Э. Здоровье и хорошее самочувствие своими руками, – М. 2005.
  9. Гун Г.Е. Компьютер: Как сохранить зрение. Рекомендации для детей и взрослых.- СПб.: Изд.Д  «Нева», 2003.-128с.
  10. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. – СПб. 2000. 
  11. Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. – СПб.: КОРОНА-принт, 2006.
  12. Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. - СПб: КОРОНА-принт, 2006.
  13. Ермакова И.А.Путешествие в увлекательный мир дыхания.//Здоровье детей.- 1-15 ноября/2005. №21.-с.26-29.
  14. Ермакова И.А. Фитбол – гимнастика для красивой осанки - 2010.
  15. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе – Методическое пособие- СПб.: КАРО,2008.-128с.
  16. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. - СПб.: Детство-пресс, 2000.
  17. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1 – 5 классы. – М.: ВАКО, 2004
  18. Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975.
  19. Исаева С.А. Гимнастика для глаз. Наглядное пособие. – Айрис-Пресс, 2004.
  20. Каменев Ю.Я. Дыхательная гимнастика. – М., 2004.
  21. Капранова Е.Г. Практическое пособие. Массаж. – Астрель, 2008.
  22. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. Мастерская учителя. М.: ВАКО, 2007
  23. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. – СПб.: Корона - принт, 2003.
  24.  Красикова И.С. Классический массаж. Самоучитель. Изд.: КОРОНА – Век, + видеокурс, 2009.
  25. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. - М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2000.
  26. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. – М., 2002.
  27. Манин В.Н. Как сохранить здоровье школьника. – М.: Изд. «Инфомедиа Паблишерз», 2009.
  28. Материалы межрегиональной научно – практической конференции «Школа здоровья» - опыт, мастерство, творчество. М., 2009.
  29. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.
  30. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. - М.: Сов.Спорт, 2002.
  31. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 1999.
  32. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы. – ВАКО, 2008. -288 с.
  33. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. - Изд.: Речь, ТЦ Сфера, 2009.
  34. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. Растем и не болеем. - СПб: АСТ, Сова, 2005.
  35. Онучин Н.А. Физическое и психомоторное развитие ребёнка (закаливание, массаж, гимнастика). – Харвест, 2005.
  36. Останко Л.В. Сам себе я помогу! //Здоровье детей. 16-30 ноября/2005. - №22 – С. 32-37.
  37. Останко Л.В. Гибкая кошечка //Здоровье детей.-1-15 декабря/2010.- № 23.-С.20-25.
  38. Останко Л.В. Путешествие в страну Здоровья - 2003.
  39.  Останко Л.В. Подвижно-дидактическая игра "Физкульт-лото"для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2004.
  40. Останко Л.В. Здоровье без лекарств: метод БОС в общеобразовательной школе - 2005.
  41. Останко Л.В. Учимся быть здоровыми  -2006.
  42. Останко Л.В. Образовательная программа "Путь к здоровью"  - 2007.
  43. Останко Л.В. Правильная осанка — залог здоровья ребенка  - 2010.
  44. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. - СПб: Корона - принт, 2005.- 48 с.
  45. Останко Л.В. Оздоровительная гимнастика для дошкольников. – СПб.: ИД Литера, 2006. – 36 с.
  46. Тихомирова Л.Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  47. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. - СПб: Комета, 1994.
  48. Потапчук А.А. Диагностика развития ребенка. Шкала и тесты для оценки уровня здоровья детей и подростков. - СПб.:  Речь, 2007.
  49. Потапчук А.А., Матвеев С.В. Массаж в детском возрасте. – Сфера, Речь, 2007.
  50. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб, 1997
  51. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: АСТ, 2002.
  52. Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. - М.: Сов. Спорт, 1989.
  53.  Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. - М.: Центрполиграф, 2004.
  54. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. - СПб.: Питер, 2005.
  55. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: Аркти, 2003.
  56. Степанова О.В. Современный взгляд на лечение и профилактику близорукости. – Весь, 2005.
  57. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. - Ярославль: Академия Развития, 2003.
  58. Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. - М.: Ринол, 2003.
  59. Тюрин А. Самомассаж. - СПб: Питер, 1997.
  60. Шолохов В.А. Гимнастика здоровья доктора Шолохова (на основе упражнений Куцудзо Ниши). – М., 2009.
  61. Энциклопедический справочник. Здоровье детей. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.


Список литературы для обучающихся

  1. Васичкин В.И., Васичкина Л.Н. Руководство по самомассажу. – Феникс, 2006.
  2. Васичкин В.И.Сам себе массажист (+ DVD-ROM).-Питер, 2008.
  3. Гольдин Э.А., Мойсюк Л.М., Закидышева Ю.Э. Здоровье и хорошее самочувствие своими руками, – М. 2005.
  4. Гун Г.Е. Компьютер: Как сохранить зрение. Рекомендации для детей и взрослых.- СПб.: Изд.Д  «Нева», 2003.-128с.
  5. Дмитриева В.Г. Скороговорки, чистоговорки для развития речи. – М., СПб.: Астрель, Сова, 2008. – 127с.
  6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. - СПб: Детство-пресс, 2000.
  7. Исаева С.А. Гимнастика для глаз. Наглядное пособие. – Айрис-Пресс, 2004.
  8. Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. - СПб: КОРОНА принт, 2006. – 48 с
  9. Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. - СПб: КОРОНА принт, 2006. - 48 с
  10. Ермакова И.А. Фитбол – гимнастика для красивой осанки – 2010.
  11. Исаева С.А. Гимнастика для глаз. Наглядное пособие. – Айрис-Пресс, 2004.
  12. Исаева С.А. Физкультминутки в начальной школе. Практическое пособие. – Айрис-Пресс, 2010.
  13. Кузина О.В. Веселая физкультура для детей и их родителей. – Ярославль: Академия развития, академия Холдинг, 2005.
  14. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. – М., 2002.
  15. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / В.Г. Каштанова, е.г. Мамаева, О.в. Сливина, Т.А. Чуманова – М.: АРКТИ, 2007. (Развитие и воспитание)
  16. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. - М.: Сов.Спорт, 2002.
  17.  Обухова Л.А, Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы. – ВАКО, 2008. -288 с.
  18. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. Растём и не болеем. - Аст Сова. 2005.
  19. Онучин Н.А. Физическое и психомоторное развитие ребёнка (закаливание, массаж, гимнастика). - Харвест. 2005.
  20. Останко Л.В. Путешествие в страну Здоровья - 2003.
  21. Останко Л.В. Подвижно-дидактическая игра "Физкульт-лото"для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2004.
  22. Останко Л.В. Учимся быть здоровыми - 2006.
  23. Останко Л.В. Правильная осанка — залог здоровья ребенка – 2010.
  24. Останко Л.В. Гибкая кошечка //Здоровье детей.-1-15 декабря/2010.- № 23.-С.20-25.
  25. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. - СПб: Корона принт, 2005. – 48с.
  26. Останко Л.В. Оздоровительная гимнастика для дошкольников. – СПб.: ИД Литера, 2006. – 36 с.
  27. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. - Ярославль: Академия Развития, 2003.
  28. Тихомирова Л.Ф. Школьникам о здоровом образе жизни.- Ярославль: Академия Развития, 2003.
  29. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: Изд.: АСТ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Каратэ. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей

Образовательная программа дополнительного образования детей по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – индивидуально-ориент...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Школьный театр"

Данная программа дополнительного образования  детей имеет Сертификат  участия   в конкурсе авторских образовательных программ на базе Федерального института образования  (2012...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Квиллинг»

Знакомство с квиллингомТехники квиллингаХудожественное моделированиеСоставление композицийОформление работТворческий проектВыставки  работ, участие в конкурсах...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Танцующий город"

Программа   « Танцующий город»  разработана на основе и с учетом государственных требований к дополнительной программе в области  хореографического искусства « Хореографическ...