Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Танцующий город"
рабочая программа (5 класс) на тему

 

Программа   « Танцующий город»  разработана на основе и с учетом государственных требований к дополнительной программе в области  хореографического искусства « Хореографическое творчество» как программа по обучению эстрадно – спортивному танцу. Программа сочетает в себе тренировочные упражнения и танцевальные движения. Программа дает возможность педагогу использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных занятий. Целью хореографических занятий является формирование личности обучающегося, его осознанное отношение к  хореографической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtor_titulnik_skinder.doc486.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

                                                            Преподаватель хореографических дисциплин

                                 Скиндер Валентина Петровна

                                                Методист  МБОУ ДОД ДДТ г.Валуйки

                              Исионова Ольга Васильевна

                                                Педагог дополнительного образования

                              МБОУ ДОД ДДТ г.Валуйки

                                         Выскребенцева Ольга Леонидовна

Валуйки  2013 год


                                                Введение.

          В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания.  Хореография – это мир красоты движений, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства!  Искусство - которое имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык.              Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни.  Хореографическое искусство всегда привлекало к себе детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных  и общеобразовательных учреждениях.    Танцевальное искусство  воспитывает и развивает не только художественные навыки исполнения, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с законами красоты.  Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию  детей   и обогащает   их  духовно.

Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму, воплощенному   в  завершенную художественную форму. Общение и положительные эмоции – две основные функции танца. Танец не только отражает жизнь, еще в большей степени он передает наше собственное отношение к жизни. Творческая  личность ребенка  важнейшая цель -  как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

                                    Пояснительная записка.

       Общеобразовательная школа всегда остается центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры  обучающегося. Такое искусство как хореография, играет не менее значительную роль в воспитании подрастающего поколения, чем музыка и изобразительное искусство.  Хореография развивает эмоциональную сферу и совершенствует человека физически. Потребность в движении присуще людям и чем моложе человек, тем эта потребность может удовлетвориться полнее, поэтому двигательную активность, потребность ребенка в движении важно организовать  и направить в нужное русло. Существенную роль в этом  могут сыграть уроки   хореографии. Хореография – искусство, в котором  музыка оживает в движении, а тело приобретает пластичность, изящество и красоту. Уроки хореографии оказывают положительное влияние на формирование таких качеств ребенка, которые недостаточно развиваются на других  уроках – активное творческое мышление, воображение, внимание, память, физическое и нравственное развитие. Занятия хореографией развивают также творческие способности ребенка. Воспитывается ощущение красоты движений, их гармонии с музыкой, формируется  способность передавать в движениях определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства.

         Программа   « Танцующий город»  разработана на основе и с учетом государственных требований к дополнительной программе в области  хореографического искусства « Хореографическое творчество» как программа по обучению эстрадно – спортивному танцу. Программа сочетает в себе тренировочные упражнения и танцевальные движения. Программа дает возможность педагогу использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных занятий. Целью хореографических занятий является формирование личности обучающегося, его осознанное отношение к  хореографической культуре.

      Направленность программы    «Танцующий город» - художественно- эстетическое.   Данная программа создана с опорой на типовую программу: «Программа для  внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», адаптированная к   условиям созданным в  учреждении дополнительного образования детей.

                           Срок реализации программы

  1. год  обучения 144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа;
  2. год  обучения 144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа;
  3. год обучения 144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа.

     

                          Условия реализации программы

Количество  обучающихся в группах – 20-25 чел;

Возраст обучающихся – от 10 до 14 лет;

Срок реализации программы – 3 года.

                                 Актуальность программы

Актуальность  программы очень велика, так как искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность.   Дети должны получить  представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация. Содержание и актуальность программы дает возможность  детям на собственной практике, сопоставляя, сравнивая и осмысленно исполняя движения, получить запас знаний, умений и навыков, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно разбираться в хореографическом искусстве.

                                       Новизна программы

       Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Все дети по своему талантливы, но владеют своим телом по-настоящему немногие. У каждого ребенка порой с раннего детства наблюдаются  те или иные зажимы, боязнь нового, какой-то комплекс, поэтому  педагогу хореографу в своей работе нужно использовать индивидуальный подход к  каждому ребенку. В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, сотрудничеству, у них развивается художественное воображение, память, творческие способности. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей занимающихся хореографией вперед. Нельзя  подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать на занятие, потому,  что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя  не выучить,  не выполнить и т.д..  Поэтому  совершенно  очевидно, что  каждый педагог хореограф посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Учитель должен сформировать, развить и укрепить у детей потребности в общении между собой, в общении  к искусству танца, понимание его языка и хороший вкус ко всему прекрасному.

                                   Особенности программы

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально- тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Программа дает возможность педагогу использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений. Танец способствует развитию мышечной выразительности тела: формирует фигуру, укрепляет здоровье, устраняет недостатки физического развития; формирует движенческие навыки, умение грациозно ориентироваться в сценическом пространстве и т.д.. Можно  с уверенностью сказать, что те дети,  которые занимаются хореографией выглядят уверенными в себе, их движения со временем становятся пластичными, круг общения расширяется. В процессе обучения обучающиеся овладевают  танцевальными навыками и вполне могут принимать участие в различных конкурсах и концертах.

Хореографическое искусство можно рассматривать как часть системы образования, воспитания и развития личности ребенка. Это  огромный творческий потенциал в развитии художественно-эстетической культуры общества в целом. Изучение хореографии помогает развивать те стороны ребенка, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций.  Таким образом, функциональные особенности хореографии определяют актуальность   данного  вида  искусства в системе  дополнительного образования детей.

                                    Цели и задачи программы

-Образовательная  цель программы:  приобщение детей  к танцевальному искусству;

- формирование культуры поведения и личной культуры обучающихся через обучение основам массового  танца;

- развитие музыкально – ритмических  и  танцевальных способностей обучающихся через овладение элементами эстрадно – спортивного танца;

-Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение,  хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;

-Воспитательная цель программы: профессиональная  ориентация и самоопределение ребенка.

                                                  Задачи:

- формирование  танцевальных умений и навыков обучающихся;

- воспитание  важнейших психофизических качеств,  двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;

-развитие  творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;

- приобщение к здоровому образу жизни;

-  развитие творческих  способностей;

- воспитание культуры поведения и общения;

- воспитание умений работать в коллективе;

- развитие психических познавательных процессов – память, внимание, мышление, воображение;

- гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей;

- организация здорового и содержательного досуга.

                                        Содержание   разделов

В программе материал  систематизирован в разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии обучающихся.

Первый раздел « Развитие чувства ритма»  

  1. Подготовка обучающихся к разучиванию танцевальных движений.
  2. Разучивание танцевальных движений композиции « Мы – дети твои, Россия», « Спорт – Данс».
  3. Разучивание танцевальных комбинаций 1 части композиции « Мы – дети твои, Россия», связующие движения, разучивание финала. Разучивание 1 и 2 части танцевальных комбинаций композиции  «Спорт – Данс».

 Второй раздел « Упражнения на ориентировку в пространстве»

  1. Разучивание танцевальных комбинаций второй части композиции «Мы -дети твои, Россия». Разучивание 3 и 4 части танцевальных комбинаций композиции « Спорт – Данс».
  2. Объединение и отработка танцевальных комбинаций « Мы -дети твои, Россия»,  « Спорт – Данс», работа над трюковыми движениями.

Третий раздел « Упражнение с предметами танца»

  1. Разучивание финальных танцевальных движений композиции « Спорт – Данс», работа над трюковыми движениями, работа с предметами( мяч, обруч, лента и т. д.).

Четвертый раздел « Танцевальные движения»

  1. Повторение композиций « Мы – дети твои, Россия», « Спорт – Данс».
  2. Показательные выступления.

                            Используемая литература.


1.  Боголюбская М. С. Учебно-воспитательная работа в детских
самодеятельных хореографических коллективах. М. 1982 г.

2.   Лифиц  И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М.,1987г.

 3.  Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000г.

 4.  Буренина А. Ритмическая мозаика. СПБ, 2000г.  

 5.  Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение.1972г.  

  6. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и в нешкольных учреждениях. 1985 г.

 7. Конорова Е. Танец и ритмика. М.:Музгиз,1960г.

 8. Горшкова Е. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д»,2004г.

 9. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989г.

10. Бахтов С. Программы для хореографических школ искусств. М.,1984г.