Кружок художественной самодеятельности "Алые паруса" (русский детский фольклор). 2011 - 2012 учебный год.
рабочая программа по теме

Аверина Надежда Петровна

Программа кружка художественной самодеятельности "Алые паруса" (русский детский фольклор). 2011 - 2012 учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_detskiy_folklor.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовской СОШ

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                           Директор школы

                                                                                           ____________И.И.Степанникова

                                                                         

 

Программа кружка

художественной самодеятельности

«А Л Ы Е      П А Р У С А»

(РУССКИЙ  ДЕТСКИЙ  ФОЛЬКЛОР)

Срок реализации – 1 год.

                                                                                           

                                                               

                                                                   

                                     

Аверина Надежда Петровна

2012-2013 уч.год

                     Пояснительная записка.

                         

                          «Едва ли можно найти материал более близкий,

                                   затрагивающий интересы и  потребности детского      

                                    возраста и потому самый занимательный, чем тот,

                                    который связан с детским бытом, с повседневной

                                    жизнью, который возник, вырос и развился из

                                    исканий высокой радости детской народной массы.

                                    Это – детский фольклор.»

                                         Г.С.Виноградов.

    Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

    В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

    Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

    Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

    К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.

    В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

Цель кружка: 

пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского   детского фольклора                 

Задачи кружка:

               образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.

                         

               развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.

               воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

   

Продолжительность кружка – 1 год.

                 1 четверть -  9 занятий

                 2 четверть – 6 занятий

                 3 четверть – 10 занятий

                 4 четверть – 9 занятий 

Возраст обучающихся – 9 – 14 лет (4 –8 классы)

 

                                    Состав кружка:

1.     Васин Александр (4)

2.     Порошина Екатерина (4)

3.     Шмырёв Алексей (4)

4.     Гаврилов Дмитрий (5)

5.     Артемьев Вадим (5)

6.     Прохорова Светлана (5)

7.     Славнова Ксения (5)

8.     Горячева Юлия (6)

9. Ершов Андрей (6)

10. Сёмочкин Андрей (6)

11. Вуколов Валерий (7)

12. Столяров Дмитрий (7)

13. Федоркив Тимофей (7)

14. Чиркова Юлия (7)

15. Гаврилова Оксана (8)

16. Столяров Максим (8)

17. Федоркив Игорь (8)

 

  Календарно-тематический план  кружка.

    Дата проведения

                 Тема занятия

  1.

Введение. Русский детский фольклор.

  2.

 Поэзия пестования. Колыбельные песни.

  3.

 

Колыбельные песни.

  4.

 

Пестушки.

 5.

Потешки.

 6.

Прибаутки.

  7.

 

Докучные сказки.

 8.

 

Бытовой фольклор. Детские народные песни.

  9.

 

Заклички и приговорки.

10.

Детская обрядовая поэзия.

11.

 

Прозвища и дразнилки.

12.

 

Детские сказки.

13.

Страшилки.

14.

Потешный фольклор. Словесные игры.

15.

 

Молчанки и голосянки.

16.

 

Поддёвки.

 17.

Сечки.

18.

 

Скороговорки.

19.

 

Небылицы – перевёртыши.

20.

 

Загадки.

21.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам»

22.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам»

23.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам»

24.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам»

25.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам»

26.

 

Фольклорные посиделки.

27.

 

Игровой фольклор. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

28.

 

Формальные ролевые игры с игровыми припевами.

29.

 

Формальные ролевые игры с приговорками.

30.

 

Игры – импровизации.

31.

 

Жеребьёвые сговорки.

32.

 

Считалки.

33.

 

Народный кукольный театр. На весёлой ярмарке.

34.

 

Заключительное занятие.

                           

 Литература:

 1. Александрович Н.Ф. «Внеклассная работа по русскому языку». – Минск: Народная асвета, 1971г.

 

 2.Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1987г.

 

  3.Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» - М: Просвещение, 1992г.

 

 4.Ушаков Н.Н. «Кружковая работа по русскому языку»: (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979г.

 

Предполагаемые результаты освоения программы.

   Должны знать:

 -специфику детского  фольклора;

- историю собирания и изучения детского фольклора;

- классификацию детского фольклора;

-жанры народной поэзии, их особенности.

  Должны уметь:

-определять жанры народной поэзии;

-классифицировать жанры детского фольклора;

-использовать детский фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.

 

 Учебно-тематический план

 

     разделы

       Темы    занятий

Всего

часов

Беседы

Практич.

Введение.

Русский детский фольклор.

   1

   1

 

Поэзия пестования

Колыбельные песни

Пестушки

Потешки

Прибаутки

Докучные сказки

   6

  3

   3

Бытовой фольклор

Детские народные песни

Заклички и приговорки

Детская обрядовая песня

Прозвища и дразнилки

Детские сказки

Страшилки

   6

   3

     3

Потешный фольклор

Словесные игры

Молчанки и голосянки

Поддёвки

Сечки

Скороговорки

Небылицы-перевёртыши

Загадки

 

   7

   3

     4

Игровой фольклор

Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

Формальные ролевые игры с игровыми припевами.

Формальные ролевые игры с приговорками.

Игры- импровизации.

Жеребьёвые сговорки.

Считалки.

  6

    2

    4

«Фольклорные       посиделки»

Подготовка к «Фольклорным посиделкам»

  6

   1

     5

Народный кукольный театр

На весёлой ярмарке

   1

   1

 

 

Заключительное занятие

   1

 

     1

Всего часов:

34

График работы кружка:

Суббота – с 14.00. до 15.00.

Содержание программы

 

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Цели, задачи, содержание программы обучения. Специфика  детского фольклора, история собирания и изучения детского фольклора. Классификация детского фольклора.

 

Тема 2.Поэзия пестования (6 часов)

Тема 2.1., 2.2.  Колыбельные песни.

Понятие жанра. Генезис колыбельной песни. Внутрижанровая классификация. Художественный стиль колыбельной песни.

Разучивание колыбельных песен.

Тема 2.3. Пестушки.

Понятие жанра. Жанровые черты. Физиологическое значение пестушек. Поэтизация текста пестушек. Анализ пестушек.

Тема 2.4. Потешки.

Понятие жанра.Жанровые черты. Функции потешек.

Анализ пестушек, их разучивание.

Тема 2.5. Прибаутки.

Понятие жанра. История жанра. Процесс формообразования прибауток. Группы прибауток.

Анализ и разучивание прибауток.

Тема 2.6. Докучные сказки.

Понятие жанра. История жанра. Функции докучных сказок.

Чтение и анализ докучных сказок.

 

Тема 3. Бытовой фольклор (6 часов)

Тема 3.1. Детские народные песни.

Понятие жанра. Классификация  детских народных песен.

 Своеобразие жанра. Значение жанра.

 Анализ и разучивание детских народных песен.

Тема 3.2. Заклички и приговорки.

Понятие жанров, их генезис. Особенности жанров, отличие их друг от друга.

Анализ и разучивание закличек и приговорок.

Тема 3.3. Детская обрядовая поэзия.

Формы духовного воспитания в старину. Генезис детской обрядовой поэзии. Традиции детской обрядовой  поэзии в современности.

Чтение текстов детской обрядовой поэзии, их анализ.

Тема 3.4. Прозвища и дразнилки.

Понятие жанров, отличие их друг от друга. Поэтика, условия бытования прозвищ и дразнилок. Генезис жанров.

Чтение, анализ прозвищ и дразнилок.

Тема 3.5. Детские сказки.

Генезис жанра. Классификация детских сказок. Педагогическая функция детских сказок. Сказки-импровизации.

Чтение сказок.

Тема 3. 6. Страшилки.

Понятие жанра. Генезис жанра. Жанровое своеобразие. Классификация страшилок. Значение страшилок в жизни ребёнка.

Чтение и анализ страшилок.

 

Тема 4. Потешный фольклор (7 часов)

Тема 4.1. Словесные игры.

Понятие жанра, его генезис. Поэтика игр. Жанровое разнообразие. Коммуникативная и эстетическая ценность жанра.

Разучивание словесных игр.

Тема 4.2. Молчанки и голосянки.

Понятия жанров. Роль жанров в жизни ребёнка. Генезис жанров.

Разучивание и анализ молчанок и голосянок.

Тема 4. 3. Поддёвки.

Понятие и генезис жанра. Педагогическая функция поддёвок. Поэтизация текстов поддёвок. Классификация поддёвок.

Чтение и анализ поддёвок.

Тема 4. 4. Сечки.

Понятие и генезис жанра. Исследование сечек фольклористами.

 Особенности жанра.

 Разучивание сечек.

Тема 4. 5. Скороговорки.

Генезис скороговорок. Публикации собраний скороговорок. Скороговорка – инструмент в работе логопеда. Бытование скороговорок в наши дни.

Конкурс скороговорочников.

Тема  4.6. Небылицы-перевёртыши.

Понятие и генезис жанра.  Педагогическая ценность жанра. Классификация небылиц-перевёртышей, жанровое своеобразие.

Чтение небылиц-перевёртышей.

Тема 4.7. Загадки.

Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Классификация загадок. Приёмы составления загадок.

Анализ и разгадывание загадок.

 

Тема 5. Фольклорные посиделки (6 часов)

Подготовка и проведение «Фольклорных посиделок» для 6-х классов (отчетное мероприятие).

Сбор материала и составление сценария мероприятия. Распределение ролей, составление заданий для участников посиделок. Репетиции мероприятия. Обсуждение интерьера «горницы».

 

Тема 6. Игровой фольклор (6 часов)

Тема 6.1. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

 Особенности жанра. Педагогические функции игры. 

Поэтизация   текстов игр.

Разучивание игр.

Тема 6.2. Формальные ролевые игры с игровыми припевами.

Особенности жанра. Хороводные игры. Генезис жанра. Негативное влияние СМИ на формальные ролевые игры.

 Разучивание игр.

Тема 6.3. Формальные ролевые игры с игровыми приговорами.

Особенности жанра. Классификация жанра.

 Игры, заимствованные от взрослых.

Жизнеспособность формальных ролевых игр с игровыми припевами.

Разучивание игр.

Тема 6.4. Игры-импровизации.

Особенности жанра. Генезис жанра. Игры-импровизации – зеркало жизни народа. Педагогическая ценность игр-импровизаций.

Тема 6.5. Жеребьёвые сговорки.

Понятие и особенности жанра. Генезис жанра и его исследования. Поэтизация текстов сговорок.

Разучивание сговорок.

Тема 6.6. Считалки.

«Неувядаемые произведения». Жанровое своеобразие считалок. Генезис жанра. Вариативность считалок. Классификация считалок. Поэтизация текстов считалок. Композиция считалок. Популярность жанра в наши дни. Разучивание считалок.

 

Тема 7. Народный кукольный театр «На весёлой ярмарке» (1 час).

Генезис народного кукольного театра, его особенности.

 Герой-любимец публики – Петрушка Уксусов.

Чтение сценки и его обсуждение.

 

 Тема 8. Заключительное занятие.

 Сочинение на тему « Что мне дли занятия фольклорного кружка?» Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАНА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД I. Контроль за методической и инновационной работойЦель: организация работы педагогического коллектива школы на п...

Элективный курс "Постигаем структуру художественного текста". Рекомендованный для профильного обучения на 2011 - 2012 учебный год Министерством образования Саратовской области

Элективный курс направлен на организацию помощи страшеклассникам в профессиональном самоопределении, развитии временной перспективы, способности к целеполаганию и развитию социальной компетентсности....

Кружок "ЮИД". 2011 -2012 учебный год.

Рабочая программа кружка "ЮИД" (Юные Инспекторы Движения) Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самос...

Анализ работы классного руководителя за 2011- 2012 учебный год. План воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

Данный материал содержит анализ работы с классом в 2011-2012 уч.году и план воспитательной работы на 2012-2013 уч.год....

Кружок декоративно-прикладного искусства на 2011-2012 учебный год "Удивительное рядом"

Кружок декоративно-прикладного искусства на 2011-2012 учебный год...