Познавательное занятие "Деревянные ложки"
план-конспект урока по теме

Маркеева Александра Николаевна

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevyannye_lozhki.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр эстетического воспитания детей г.Балашова

Саратовской области»

Конспект познавательного занятия

 «Деревянные ложки».

Маркеева Александра Николаевна

                                                                  педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания

 детей г.Балашова Саратовской области

Балашов 2012 г.

             

                                     

       Конспект познавательного занятия  «Деревянные ложки».

      Данное занятия направленно на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей.

Предмет: Народные инструменты.

Класс: 3-4.

Тип занятия: информационно – познавательный.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Цели:

  1. Закреплять и обобщать знания учащихся о народном фольклоре.
  2. Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах.

Задачи:

  1. Развивать художественный, музыкальный, эстетический вкусы учащихся.
  2. Расширять и углублять теоретические знания.
  3. Развивать устойчивое внимание и самоконтроль в процессе исполнения музыкального произведения.
  4. Воспитывать интерес и любовь к народной музыке, потребность в общении с ней.
  5. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, внимание.

Прогнозируемые результаты: усвоить способы и приемы игры на ложках; добиться правильной корпусной установки, позиции туловища, координации рук; исполнить музыкальные произведения.

Музыкальный и видео материал: Саратовские переборы, Ложкари, Попурри на народные песни, Братья Купленко 1965 год Игра на ложках.

Инструментарий: Компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, деревянные ложки.

План:

  1. Оргмомент. Приветствие. Объявление темы занятия.
  2. История возникновения деревянных ложек.
  3. Теоретическая часть. Способы и приемы игры на ложках.
  4. Практическая работа. Исполнение произведений.
  5. Подведение итогов занятия.

Литература и методические пособия:

  1. Афанасьев С. Работа с детским самодеятельным         оркестром русских народных инструментов. – М., 1990.
  2.        Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический      курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. – М., Музыка, 1975.
  3.       Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. – М., Музыка,1975.
  4.       Музыкальная энциклопедия. Т 1-6. М., 1973-82.
  5.       Паномотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. – М., 1973.
  6.       Пересада А. оркестры русских народных инструментов. – М., 1985.

Ход занятия:

1.  Оргмомент.

Слайд 1. 

Слайд 2.

Ложки в дробь пошли послушно,
Не приемля фальшь и брак.
Вид народного искусства
Не какой–нибудь  пустяк.

По коленкам, по суставам, 
Как по рёбрышкам стучит,
А затем движеньем плавным
Замирает и молчит.

Так мелодией народной,
Словно пламенем зари,
Озорство и дух свободный
Разжигают ложкари!
(А.Олейников)

Слайд 3.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия – «Деревянные ложки». Мы поговорим об истории возникновения деревянных ложек как народного музыкального инструмента, познакомимся со способами и приемами игры на них исполним музыкальные произведения.

2.   История возникновения ложек.

Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно, с течением времени стали употребляться в народном музицировании, а позднее стали называться народными музыкальными инструментами. Когда же это произошло? Мысленно перенесемся в далекий 15 век.

              А вы знаете, ребята, кто были первые исполнители на народных инструментах?

              Ответ детей - скоморохи.

Слайд 4. 

Правильно, это были скоморохи, бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей. В сведениях, сохранившихся до наших дней, говориться, что первые ложки, на которых играли, были с бубенцами или колокольчиками. Первые довольно подробные сведения о ложках, как музыкальном инструменте, появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян.

               Вся жизнь наших предков, всего русского народа, сопровождалась песнями, плясками, играми. И несмотря на жестокую борьбу царей и церковных властей с народным искусством оно ширилось и развивалось. Фольклор проникал в церковную и классическую музыку. Многие великие русские композиторы использовали русские народные песни в своем творчестве.

               Что же означает слово «Фольклор»?

Слайд 5.

Ответ детей - Этот термин пришел к нам из староанглийского языка и в переводе означает «народная мудрость».

Именно так возвышенно и уважительно принято называть во всем мире устное народное творчество, музыкальное и литературное.

       Игра на ложках называется «музыкальным фольклором» - это исполнение обработок русских народных песен, танцев, наигрышей.

Слайд 6. 

То, что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII — XIX векам, изображающие козу и медведя, где есть надпись «Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом — с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и вприсядку пляшет».

В XIX — XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

Просмотр видеофрагмента - «Братья Купленко 1965 год игра на ложках». Освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях.

Слайд 7. 

Мастера-виртуозы очень ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по половникам. Ложечник В. С. Морозов, артист оркестра хора им. Пятницкого, за свою неподражаемую игру на ложках и других народных инструментах был удостоен почетного звания заслуженного артиста РСФСР. Мастерство даже в таком, казалось бы, шуточном деле всегда высоко ценится нашим народом. 

Слайд 8.

Из сведений, сохранившихся о ложках, ясно одно, что играл на них простой люд. Сойдя со стола, и оказавшихся в руках мастеровых людей они приобрели новую значимость, хлестко отстукивая зажигательные ритмы, сверкая радужной росписью в замысловатых движениях рук исполнителей. Специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них всецело зависело от фантазии исполнителей. Так из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт – различные способы и приемы игры на этом самобытном народном инструменте.

        В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера.

 Слайд9.                                                                   

 

3. Теоретическая часть. Способы и приемы игры на ложках.

Слайд 10.

Способ игры на двух ложках. Используется здесь только одна пара ложек. Исполнитель держит две деревянные ложки одинакового размера в правой руке, зажав ручку одной из них между большим и указательным пальцами, второй между указательным и средним. Ложки повернуты друг к другу выпуклостями, но не касаются одна другой. Играют при такой постановке сидя. Удары парой ложек в этом способе игры часто называют хлопками, так как ложки во время удара касаются о левую ладонь или другую точку корпуса своей открытой стороной- емкостью, совершая как бы хлопок.

В этом способе хлопки совершаются парой ложек о плечи, колени и ступни ног, о левую ладонь (с обеих сторон), о локоть левой руки. Кроме хлопков существуют еще такие приемы игры, как большое и малое тремоло (малое- быстрое чередование ударов между пальцами рук, большое- быстрое чередование ударов между ладонью и ногой), тремоло между коленями, большие и малые дроби (скользящее чередование ударов от руки к правой ноге). (Педагог показывает исполнение приемов игры на ложках, дети повторяют за ним).

 

                                             

Слайд 11.

 Способ игры на трех ложках. В игре этим способом участвуют три деревянные ложки. В левую руку мы берем две ложки с таким расчетом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй - между средним и безымянным пальцами, концы рукояток при этом направлены наружу. Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повернута тыльной стороной к выпуклости первой, а в углубление ее вкладываются пальцы: средний безымянный и мизинец. Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклых полушарий одно о другое. В правой руке держат третью ложку, ее тыльной стороной вскользь ударяют по выпуклостям первых двух ложек. При игре стоя иногда можно вставлять три – четыре ложки за кушак. Удары одиночной ложкой чередуются как о пару ложек в левой руке, так и о ложки за кушаком. При игре сидя ложки можно дополнительно вставлять между колен с той же целью, что и при игре стоя. (Педагог показывает исполнение приемов игры на ложках, дети повторяют за ним).

                               

                                 

Слайд 12.

Способы игры на четырех ложках. В игре этим способом участвуют уже две пары ложек - по паре ложек в каждой руке. Ложки берутся так же, как в способе игры на двух ложках. Суть этого способа в том, чтобы продемонстрировать игру обеими парами ложек одновременно. Каждая пара ложек (попеременно) совершает хлопки по противоположной руке (у запястья), затем по коленям, после чего идет серия быстрых ударов обеими парами ложек о грудь и колени. Очень интересен прием игры – удары обеими парами ложек по коленям сидящих рядом игроков. Приемы игры: одновременные двумя парами ложек, переменны удары.

                                 

Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За пояс или голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят прямые и скользящие удары по всем остальным. Приемы игры: удары, дробные удары, тремоло.

                               

                                             

Следующий способ игры похож на способ игры на трех ложках. В правую руку вкладываются ложки так же, как и в левую. Путем быстрого сжатия каждой кисти совершаются удары в каждой паре ложек. Новые приемы игры в этом способе – одновременные удары двумя парами ложек друг о друга с одновременными поворотами кистей рук и переменные удары ручками ложек друг о друга. Приемы игры: одновременные удары двумя парами ложек, переменные дары, скользящие удары. (Педагог показывает исполнение приемов игры на ложках, дети повторяют за ним).

                                 

А сейчас мы с вами отдохнем и немного потанцуем.

Проведение физкультминутки. Дети повторяют движения анимированных персонажей под музыкальную презентацию «Народное попурри».

4.Практическая работа.

 Теперь давайте возьмем ложки в руки и попробуем сыграть уже известные нам способы и приемы игры на ложках.

Педагог исполняет ритмический рисунок под музыку – приемы игры сначала на двух, затем на трех и четырех ложках - дети повторяют за ним.

Игра на двух ложках исполняется под фонограмму «Саратовские переборы».

Игра на трех ложках исполняется под фонограмму «Ложкари».

Игра на четырех ложках исполняется под фонограмму «Попурри на народные песни». Под это произведение исполняются три способа игры на четырех ложках по очереди. Каждый способ игры сменяет другой в процессе исполнения без перерыва.

           5.Подведение итогов: (хвалю, делаю замечания, указываю на ошибки).

Слайд 13.

Ребята, наше занятие окончено. Спасибо всем за прекрасную работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе. Деревообработка. Резная ложка

В работе представлена информация из истории и порядок практической работы...

Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Фольклорный праздник "А у нас ложки да трещотки"

Меропроиятие содержит народные песни, инсценировки народных песен, народные игры....

Дополнительная образовательная программа «Озорные ложки»

Сегодня деревянная ложка – чаще всего просто  расписной сувенир, хотя изначально использовалась как предмет домашнего быта.«Всех кормлю с охотой я, а сама безротая» - такую загадку об...

Креативный подход к обучению игре на деревянных ложках.

В данном пособии описаны разработанные мною методы и приемы исполнения музыкальных произведений игровым комплектом, состоящим из 2-х и 3-х деревянных ложек....

Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"

Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"....

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...