образовательная программа "Поиграйка"
рабочая программа по теме

Лисогор Татьяна Олеговна

Программа расчитана на детей 5-7 лет (2 года обучения). Направлена на развитие личностной и социально-психологической готовности к школе, а также обеспечение единых стартовых условий и комфортный переход ребёнка в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_poigray-ki.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Необходимость разработки и внедрения программы, педагогическая целесообразность. Детство. Страна, из которой мы пришли. Яркая, красочная, незабываемая страна. Она полна жизни, радости, огорчений, побед и удач, страсти к развитию, свободе и взрослению. Гражданином такой страны является Ребёнок, у которого дошкольный период является пропедевтическим этапом его будущей школьной жизни: очень значительной, притягательной, но пока ещё неопределённой. Школа – это совершено новая жизнь для ребёнка, который раньше до этого не сталкивался с какой-либо формой регламентации своего существования, своих игр. Всё это требует очень сильной психологической перестройки, перестройки деятельности. Поэтому готовить детей к школе необходимо, поскольку снять проблему приспособления полностью невозможно, а частично или даже очень значительно облегчить этот процесс приспособления – вполне реальная задача.

Велика роль образовательных учреждений, в том числе дополнительного образования, по подготовке дошкольника у новой ступеньке общественной жизни. Каждый родитель вправе выбирать: где его ребёнок будет получать знания – дома, в Детском саду или студии? А может там и там? Это желание родителей. Да и ситуация такова, что многие дети по разным причинам не могут посещать детский сад, и, следовательно, не получают никакой целенаправленной, систематической поддержки, обеспечивающей развитие ребёнка.

Актуальность создания нашей школы будущего первоклассника «Филиппок» обусловлена социальным заказом родителей на интеллектуальное развитие ребёнка и подготовку его к дальнейшему обучению в школе. Это делает правомерное существование дошкольников в учреждениях дополнительного образования.

Отличительной особенностью является то, что занимаясь в ЦД(Ю)ТТ, дети получают не только подготовку к школе, но первоначальные навыки трудовой деятельности с руководителями объединений, а психолог является связующим звеном в этой системе образование. Таким образом, происходит преемственность программ дошкольного образования, требований школы, предъявляемые к первоклассникам и программами дополнительного образования.  Интеграция образовательных программ дошкольного дополнительного образования способствует становления ценностей здорового образа жизни у детей, привитию у них трудовых навыков.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.

Новизна и особенность программы. Составляя программу, основывались на требования, предъявляемые школой, возрастными нормами детей старшего дошкольного возраста, гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения и других нормативных документах и рекомендациях.

Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).

В реализации программы целесообразно использовать следующие педагогические технологии:

- игровая технология, помогающая сбалансировать эмоциональную и интеллектуальную нагрузку занятий;

- проблемное обучение, способствующее усвоению ЗУН путём проблематизации учебного материала, связи с жизнью, усвоению способов самостоятельной деятельности;

- технология сотрудничества, реализующая демократизм, равенство, партнёрство во взаимоотношениях.

        Основополагающими принципами работы по данной программы являются:

  1. Принцип природосообразности,
  2. Принцип социо- и культуросообразности,
  3. Принцип развития;
  4. Индивидуализация.

В решении программных задач предпочтение отдаётся следующим методам:

  1. Организация диагностической работы по выявлению и определению способностей воспитанников;
  2. Установление благоприятного морально-психологического климата;
  3. Создание ситуации успеха;
  4. Признание уникальности ребёнка;
  5. Сотворчество и сотрудничество педагога и детей.

Ведущие педагогические принципы и подходы проведения занятий:

  1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребёнка.
  2. Возрастные соответствия. Предполагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
  3. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
  4. Деятельностный принцип. Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая, продуктивная и начальные формы учебной деятельности, общение.
  5. Сочетание статичного и динамичного положения детей. Упражнения и игры статичного характера перемежаются с подвижными играми, физминутками.
  6. Наглядность. Активное использование предметной среды.
  7. Дифференцированный подход. Учёт индивидуальных особенностей.
  8. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
  9. Конфиденциальность. Адресность информации о ребёнке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов, акцент на рекомендациях.

 

Цели:

  1. Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок успешного школьного обучения.
  2. Обеспечить детям плавное вхождение в систематическое обучение.
  3.  Создать условия для гармоничного развития интеллектуальных, физических, духовных задатков детей.

Задачи:

  1. Познавательная. Развить познавательную активность и способности у дошкольников.
  2. Развивающая. Обеспечить личностную, социально-психологическую готовность к школе.
  3. Развивающая. Сформировать психологическую готовность ребенка к школе, соответствующую требованиям систематического обучения в школе.
  4. Социально-педагогическая. Обеспечить единые стартовые условия и комфортный переход ребенка в школу.
  5. Воспитательная. Заложить основы доброжелательного отношения к сверстникам, выработать навыки общения с ними.
  6.  Обучающая. Помочь родителям квалифицированно подготовить ребенка к школе.

Усилия психолога в рамках программы направлены на:

  1. Изучение динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики, так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности.
  2. Регулярное, систематическое проведение психологических занятий, ориентированных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в условиях школы «Филиппок».
  3. Информирование, консультирование взрослых по вопросам развития детей, их активности, успехов на психологических занятиях.
  4. Вовлечение в развивающую работу родителей в качестве участников психологических занятий.

Основные формы и методы используемые на занятиях:

  1. Беседы (о временах года,  профессиях,  настроении,  транспорте, сказках, праздниках и т.п.).
  2. Наглядно-дидактические и раздаточные материалы (для закрепления знаний об окружающем мире).
  3. Использование художественного слова (стихи загадывание загадок, пословицы и поговорки).
  4. Инсценировки сказок (для раскрепощения детей и развития способностей).
  5. Дидактические игры (для развития логического мышления, памяти, восприятия и внимания).
  6. Создание игровых, сказочных ситуаций на занятиях (для заинтересованности детей и создания положительных эмоций).
  7. Тестирование (для определения уровня и динамики развития дошкольников).

Программа входит в программы Школы будущего первоклассника «Филипок», как один из блоков, но может существовать самостоятельно.

Начальный возраст освоения программы 5 лет. Набор детей свободный, по желанию родителей.

Количество детей в группе – не более 10 детей.

Продолжительность освоения программы – 2 года.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут с физкультминуткой.

        Отличия между первым и вторым годами обучения.

       На первом году обучения дети знакомятся с темами занятий. На втором году обучения происходит дальнейшее более глубокое изучение тем. Изменение содержания тем характеризуется:

 во-первых усложнением материала,

 во вторых, увеличением значимости психологической готовности детей к школе и развитие познавательных способностей (на первом году приоритетным направлением является развитие эмоционально-волевой сферы и развитие коммуникативных навыков),

 в-третьих, меняется собственно организация учебного процесса.

Основной задачей для детей первого года обучения является развитие познавательных способностей и коррекция эмоционально волевой сферы.

Особой задачей в работе с детьми второго года обучения является формирование психологической и мотивационной готовности к поступлению в школу.

Тематический план

Первый  год обучения (для детей 5 лет)


Тема раздела


Содержание раздела

Кол-во часов

1

Знакомство

Психодиагностика на начало учебного года

Психодиагностика:

  1. устойчивости внимания;
  2. внимания (работа по образцу и по условию);
  3. восприятия формы;
  4. опосредованного запоминания;
  5. творческого воображения.

4

2

Психокоррекционная и развивающая работа

Развитие познавательных процессов:

  1. мышления;
  2. внимания;
  3. памяти;
  4. восприятия;
  5. воображения.

Знакомить и расширять знания детей о:

  1. временах года;
  2. сказках;
  3. видах транспорта;
  4. различных профессиях;
  5. цвете и форме;
  6. днях недели;
  7. праздниках.

Коррекция эмоционально волевой сферы:

  1. дать представление о настроении;
  2. учить избавляться от злости;
  3. как побороть свои страхи;
  4. развитие общения.

24

3

Психодиагностика на конец учебного года

Психодиагностика:

  1. устойчивости внимания;
  2. внимания (работа по образцу и по условию);
  3. восприятия формы;
  4. опосредованного запоминания;
  5. творческого воображения.

3

4

Заключительные занятия

Повторение и закрепление полученных знаний.

Выпускное занятие.

5

                           Итого:


36

Тематический план

Второй  год обучения (для детей 6 лет)


Тема раздела


Содержание раздела

Кол-во часов

1

Знакомство

Психодиагностика на начало учебного года

Психодиагностика:

  1. устойчивости внимания;
  2. внимания (работа по образцу и по условию);
  3. восприятия формы;
  4. опосредованного запоминания;
  5. творческого воображения;
  6. словарного запаса;
  7. понимания количественных и качественных отношений;
  8. логического мышления;
  9. математических способностей.

5

2

Психокоррекционная и развивающая работа

Развитие познавательных процессов:

  1. мышления;
  2. внимания;
  3. памяти;
  4. восприятия;
  5. воображения.

Повторять и расширять знания детей о:

  1. временах года;
  2. сказках;
  3. видах транспорта;
  4. различных профессиях;
  5. цвете и форме;
  6. днях недели;
  7. праздниках.

Коррекция эмоционально волевой сферы:

  1. дать представление о настроении;
  2. учить избавляться от злости;
  3. как побороть свои страхи;
  4. развитие общения.

22

3

Психодиагностика на конец учебного года

Психодиагностика:

  1. устойчивости внимания;
  2. внимания (работа по образцу и по условию);
  3. восприятия формы;
  4. опосредованного запоминания;
  5. творческое воображения;
  6. словарного запаса;
  7. понимания количественных и качественных отношений;
  8. логического мышления;
  9. математических способностей.

4

4

Заключительные занятия

Повторение и закрепление полученных знаний.

Выпускное занятие.

5

                            Итого:

36

Ожидаемый  результат:

 Психологическая готовность:

  1. сенсорное развитие;
  2. умение учиться;
  3. развитие речи;
  4. развитие психических процессов;
  5. желание узнавать новое.

Эмоционально-волевая готовность:

  1. положительное отношение к новым видам деятельности;
  2. стремление преодолевать трудности;
  3. потребность в достижении;
  4. умение организовать рабочее место;
  5. умение вступать в контакт с новыми людьми.

Социальная зрелость  

  1. умение общаться со сверстниками и взрослыми,
  2. уметь придерживаться правил в поведении.

Формы подведения  реализации программы:

Диагностика на начало учебного года (бланк методик см. в приложении)..

Промежуточная диагностика (методика Семаго).

Диагностика готовности к обучению в школе (сравнение с результатами на начало учебного года). Цель психодиагностики: диагностика познавательных способностей и уровня эмоционального состояния ребёнка.

 В конце года стало традицией проводить выпускной вечер, где дети в игровой форме показывают преобретёные знания, умения и навыки.

Методы психодиагностики, используемые в течение года:

- тестирование проводится 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (методики см. в приложении),

- анкетирование родителей,

- беседы с детьми, родителями и педагогами,

- анализ продуктов детского творчества (рисунков).

Работа с родителями

        Формы работы:

Анкетирование – помогает быстрее осуществить индивидуальный подход к родителям и к ребенку, изучение межличностных особенностей.

Тестирование – помогает лучше оценить особенности личности родителя и ребенка, понять причины некоторых поступков. А также отношения к вам со стороны других людей.

Индивидуальные беседы – более близкое знакомство, изучение проблем конкретного родителя (ребенка).

Консультации – знакомство с психологическими особенностями детей данного возраста. Выявление проблем, вопросов возникших у родителей. Попытаться вместе найти на них ответ. Даются рекомендации по дальнейшее работе с ребенком.

В начале года, после проведения анкетирования и знакомства с детьми и родителями, формируется запрос на психологическую работу и составляется перспективный план на учебный год.

Работа психолога  помогает  родителям:

- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

- относится к ребенку как к равному;

- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту;

- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

        

Учебно-методический комплекс

к образовательной программе дополнительного образования детей

МОУ ДОД  Центр детского (юношеского) технического творчества

Название  программы: Поиграйка      

Направленность: социально-педагогическая          

Срок реализации программы: 2 года      

Возрастной диапазон освоения программы:  5 -7 лет  

Фамилия И.О. педагога: Лисогор Татьяна Олеговна                

Компоненты учебно-методического комплекса

                                 (на любых носителях: бумажных, электронных и др.)

I. Информационное обеспечение:

1) методическая литература:

  1. Реан А.А., Костромина С.Н.: Как подготовить ребёнка к школе.
  2. Марцинковская Т.Д.: Детская практическая психология.
  3. Овчарова Р.В.: Технологии практического психолога образования.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.: Учи детей общению.
  5. Семаго Н.М., Семаго М.М.: Диагностический комплект.
  6. Рылеева Е.В.: Вместе веселее.

2) рабочие тетради: прописи на развитие психических функций (каждый год формируем сами из нескольких прописей).

II. Алгоритмы деятельности:  

 

демонстрационные и раздаточные учебные материалы: дидактические и настольные игры:

на развитие логического мышления:

  1. Профессии.
  2. Поможем маме.
  3. Логический поезд.
  4. Классификация.
  5. Назови одним словом.
  6. Что для чего?
  7. Аналогии.
  8. Четвёртый лишний.
  9. Обобщения.
  10. Времена года.
  11. Когда пригодится?
  12. Играем в лото.
  13. Из чего сделано?

На развитие восприятия:

  1. Цвет.
  2. Узнай по описанию.
  3. Какой? Какая? Какое?
  4. Сложи картинку.
  5. Найди отличия.
  6. Сложи квадрат.
  7. Вспомни вкус.
  8. Цвет, форма и размер.
  9. Контуры.

На развитие внимания:

  1. Сравни картинки.
  2. Найди по описанию.
  3. Развиваем внимание.
  4. Найди отличия.

На развитие памяти:

  1. Герои сказок.
  2. Кому пригодится?
  3. Разложи в ряд.
  4. Запомни и сложи.
  5. Развиваем память.

На развитие воображения:

  1. Загадочные животные.
  2. На что похоже.
  3. Какое настроение.

III. Контрольно-измерительные материалы:

  1. тестовые задания разработаны для диагностики готовности к школьному обучению (психические функции: память, внимание, восприятие, мышление; уровень эмоциональных состояний). См. в приложении бланк.
  2.  анкета для родителей на начало учебного года с целью быстрого изучения особенностей семьи и запроса на дальнейшую деятельность (см. бланк в приложении).

Приложение

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Ф.И.О. ребенка_________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________

Восприятие

1

Какие предметы спрятаны в рисунках?

2

Найди отличия на картинках

3

Геометрические фигуры

Память

1

Зрительная память (4 рисунка)

2

Образная память (таблица)

3

Кратковременная память (линии)

4

Опосредованное запоминание

Внимание

1

Корректурная таблица

Понимание задания

2

Правильность выполнения

3

«Бусы»

4

Перерисуй домик

Интеллектуальные способности

1

Словарный запас

2

Понимание количественных и качественных соотношений

3

Логическое мышление

4

Математические способности

Воображение

1

Даются одинаковые контуры

2

Даются различные контуры

Уровень эмоционального состояния ребенка

1

Темперамент

2

Статус ребенка в группе

3

Усвоение нравственных норм

4

Уровень мотивации

5

Учебная деятельность

6

Уровень самооценки

7

Уровень тревожности, страх

8

Трудность в общении

9

Конфликтность

ИТОГ:


Рекомендации









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...