Образовательная программа ДО "Логика"
рабочая программа по теме

 

В основе лежит переработанная и дополненная программа Горячева А.В. по информатике. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 8 - 10 лет и рассчитана на 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logika_programma_otredaktirovannaya1.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 33

с углубленным изучением математики»

Рассмотрена

на педагогическом совете                  

протокол № 3

от 15.03.12г.

           УТВЕРЖДАЮ

       Директор школы № 33

         ___С.В.Белканова              

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Логика»

                                                  Автор:

Горячев А. В.

                                                                     Возраст обучающихся: 8 – 10 лет                                                            

                                                                                            Срок реализации программы: 3 года

Педагог дополнительного образования:                                                                                                                                                   

Бибичева Анастасия Андреевна

Великий Новгород

2012


Пояснительная записка

     Программа «Логика» имеет познавательную направленность и составлена на основе программы «Информатика и ИКТ» А.В. Горячева. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода и предназначена для реализации на занятиях дополнительного образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №33 с углублённым изучением математики».

    Педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в том, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

     Актуальность выбора программы «Логика» определена необходимостью развития логических умений, познавательной активности  в связи с выявленными на основе диагностических фактов слабо развитым логическим мышлением, концентрацией внимания, быстротой реакции у младших школьников.

     «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

      Таким образом  целью программы является развитие логического и алгоритмического мышления, совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

      Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:

Обучающие задачи:

  1. формирование логического мышления;
  2. обучение приемам поисковой деятельности;
  3. обучение приемам творческой деятельности;
  4. обучение математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  5. обучение выполнению заданий по алгоритму.
  6. формирование стремления ребенка к размышлению и поиску

Развивающие задачи:

  1. развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  2. развитие общеучебных умений и навыков
  3. развитие у детей познавательных интересов, развитие различных видов памяти, внимания, воображения
  4. развитие пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающие задачи:

  1. воспитание системы межличностных отношений;
  2. воспитание у детей развитых форм сознания и самосознания

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная - адаптирована к условиям образовательного процесса учреждения. В рамках модификации сокращён технологический компонент программы за счёт расширения логико-алгоритмического компонента. Добавлены разделы: «Комбинаторика» на первом и втором году обучения, «Языковая логика» на третьем году обучения. В качестве отдельных выделены разделы: «Отношения» и «Множества». Исключён раздел «Применение моделей (схем) для решения задач». Данные изменения обусловлены необходимостью сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления обучающихся.

     Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы преимущественно 8 - 11 лет.

    Сроки реализации образовательной программы – 3 года обучения.

     Программа включает 102 занятия: одно занятие в неделю, 34 часа за учебный год.

Продолжительность занятий: 1 – 3 год обучения – 30 минут.

Формы занятий:

  1. по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  1. по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  2. по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Первый год обучения

По окончании обучающийся должен знать:

  1. логические операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  2. правила сравнения;
  3. простейшие модели решения задач (предметные рисунки, схемы);
  4. понятия: причинно-следственные отношения, родовые отношения.

Обучающийся должен уметь:

  1. объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  2. выражать свои мысли, аргументировать;
  3. овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
  1. отличать факты от домыслов;
  2. оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  1. перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  2. находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
  1. выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  1. применять правила сравнения;
  2. задавать вопросы;
  3. находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  4. строить причинно-следственные цепочки;
  5. упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  6. находить ошибки в построении определений;
  7. делать умозаключения.

Второй год обучения

 По окончании обучающийся должен знать:

  1. современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  2. классификации по родовидовым признакам;
  3. понятия: истинные и ложные высказывания, отрицание.

Обучающийся должен уметь:

  1. выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  2. сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
  1. планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  1. соблюдать нормы этики и этикета;
  2. пользоваться логическими действиями анализа;
  3. устанавливать причинно-следственные связи;
  1. выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  2. аргументировать, доказывать;
  3. вести дискуссию.
  1. выделять свойства предметов;
  2. обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  3. сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  4. описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  5. приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  6. приводить примеры отрицаний;

Третий год обучения

По окончании обучающийся должен знать:

  1. способы решения проблем поискового характера;
  2. виды отношений между понятиями;
  3. способы решения комбинаторных задач (с помощью таблиц и графов)

Обучающийся должен уметь:

  1. определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  2. осознанно строить речевое высказывание;
  3. использовать логические действия: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  4. использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами;
  1. давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  2. работать на результат;
  3. конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса;
  1. определять виды отношений между понятиями;
  2. решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
  3. находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  4. устанавливать ситуативную связь между понятиями;
  5. рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
  6. решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

   

     Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе педагога);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  1. тестирование;
  2. практические работы;
  3. творческие работы;
  4. самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания»;
  5. индивидуальные таблицы уровня усвоенности материала (для родителей).

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  1. степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  2. поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  3. результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  4. косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  1. 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  2. 60-80% - уровень выше среднего;
  3. 50-60% - средний уровень;
  4. 30-50% - уровень ниже среднего;
  5. меньше 30% - низкий уровень.

Учебно-тематический план

1 год обучения

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

всего

теория

практика

1.

Отличительные признаки и составные части предметов.

12

2

10

2.

Логические рассуждения.

5

5

3.

Алгоритмы.

3

3

4.

Комбинаторика.

5

5

5.

Отношения.

9

9

Учебно-тематический план

2 год обучения

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

всего

теория

практика

1.

Группы (классы) предметов.

14

1

13

2.

Логические рассуждения.

11

11

3.

Комбинаторика.

2

2

4.

Множества.

7

2

5

Учебно-тематический план

3 год обучения

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

всего

теория

практика

1.

Логические рассуждения.

12

12

2.

Отношения.

5

5

3.

Комбинаторика.

3

3

4.

Языковая логика.

14

14

Содержание программы 1 года обучения

I. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРЕДМЕТОВ (12 часов).  Теория: 2 часа. Практика: 10 часов.

  1. Входной тест. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

Тест №1. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Запуск и завершение выполнения программы.

  1. Выделение признаков. Компьютерная графика. Примеры графических редакторов.

 Выделение признаков предметов. Знакомство с графическими редакторами.

  1. Различие. Сходство. Панель инструментов графического редактора.

Выделение однородных предметов среди разнородных по разным основаниям. Выполнение операций в графическом редакторе (рисование точек, прямых и кривых линий).

  1. Различие. Сходство. Панель инструментов графического редактора.

Упражнения на поиск сходств и различий. Сравнение двух или более предметов. Выполнение операций в графическом редакторе (рисование фигур).

  1. Существенные признаки. Основные операции при рисовании.

Формирование умения выделять характерные признаки. Узнавание предметов по заданным признакам. Выполнение операций в графическом редакторе (сохранение и редактирование рисунков)

  1. Характерные признаки. Основные операции при рисовании.

Формирование умения выделять характерные признаки. Узнавание предметов по заданным признакам. Выполнение операций в графическом редакторе (сохранение и редактирование рисунков)

  1. Упорядочивание признаков. Основные операции при рисовании.

Упражнения на упорядочивание признаков. Построение рисунка в соответствии с предложенными признаками.

  1. Правила сравнения. Значение сравнения.  Основные операции при рисовании.

Знакомство с правилами сравнения, применение их на практике. Создание плана итоговой творческой работы.

  1. Итоговая творческая работа.

Выполнение итоговой творческой работы, используя освоенные операции.

  1. Тест «Сравнение».

Тест №2.

  1. Работа над ошибками.

Работа над ошибками в тесте.

  1. Понятие о классах. Правила классификации.

Выделение групп однородных предметов, подбор им названия, постановка в соответствие предметов из одной группы предметам из другой группы.

II. ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (5 часов).  Практика: 5 часов.

  1. Истинные и ложные высказывания.

Формирование умения отличать высказывания от других предложений, определять истинные и ложные высказывания.

  1. Отрицание высказывания.

Построение высказываний, по смыслу отрицающих заданные.

  1. Вопросы.

Составление вопросов и загадок.

  1. Определения. Ошибки в построении определений.

Упражнения на построение определений. Поиск ошибок в построении определений.

  1. Рассуждения.

Составление логических рассуждений.

III. АЛГОРИТМЫ (3 часа).  Практика: 3 часа.

  1. Алгоритм.

Формирование умения выполнять задания по алгоритму, составлять свои собственные алгоритмы.

  1. Тест «Алгоритм».

Тест №3.        

  1. Работа над ошибками.

Работа над ошибками в тесте.

IV. КОМБИНАТОРИКА (5 часов).  Практика: 5 часов.

1. Закономерность в числах и фигурах. Текстовые редакторы.

Нахождение закономерностей в расположении. Примеры текстовых редакторов.

  1. Закономерность в буквах и словах. Правила клавиатурного письма.

Нахождение закономерностей в расположении. Знакомство с правилами клавиатурного письма.

  1. Комбинаторика. Перестановки. Основные операции при создании текстов.

Упражнения на перестановку. Выполнение операций на компьютере (набор текста, перемещение курсора).

  1. Комбинаторика. Размещения. Основные операции при создании текстов.

Упражнения на размещение. Выполнение операций на компьютере (копирование и вставка текста).

  1. Комбинаторика. Сочетания. Основные операции при создании текстов.

Упражнения на сочетание. Выполнение операций на компьютере (выбор цвета, размера и начертания символов).

V. ОТНОШЕНИЯ (9 часов).   Практика: 9 часов.

  1. Причина и следствие. Причинно-следственные цепочки. Основные операции при создании текстов.

Отличие причины и следствия. Построение причинно-следственных цепочек. Сохранение и редактирование текстовых документов.

  1. Противоположные отношения между понятиями.

Умение подобрать к заданным понятиям противоположные.

  1. Отношения: род-вид.

Взаимосвязь видовых и родовых отношений.

  1. Упорядочивание по родовидовым отношениям.

Упражнения на упорядочивание по родовидовым отношениям.

  1. Виды отношений.

Формирование умения определять виды отношений между понятиями.

  1. Тест «Отношения».

Тест №4.        

  1. Работа над ошибками.

Работа над ошибками в тесте.

  1. Итоговый тест.

Тест №5.

  1. Работа над ошибками. Итоговое занятие.

Работа над ошибками в тесте. Подведение итогов.

Содержание программы 2 года обучения

I. ГРУППЫ (КЛАССЫ) ПРЕДМЕТОВ (14 часов).  Теория: 1 час. Практика: 13 часов.

     1. Входной тест.

Тест №1.

     2. Закономерности в чередовании признаков.

Упражнения на нахождение закономерностей.

     3. Классификация по какому-то признаку.

Обобщение предметов, явлений, слов по какому-то признаку.

     4. Сравнение предметов по признакам.

Сравнение предметов по признакам.

     5. Тест «Сравнение».

Тест №2.

     6. Работа над ошибками.

Работа над ошибками в тесте.

     7. Состав предметов. Проектирование. Компьютерное проектирование.

Сопоставление части и целого. Знакомство с панелями инструментов программ для проектировки зданий.

     8. Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

Игра «Угадай предмет».

    9. Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

Игра «Кто так делает?»

   10. Функциональные признаки предметов. Основные операции при  проектировании зданий.

Выделение функциональных признаков предметов. Основные операции при проектировании зданий: создание стен, окон и дверей.

     11. Симметрия. Симметричные фигуры. Основные операции при проектировании зданий. 

Построение симметричных фигур. Основные операции при проектировании зданий: установка бытовой техники, размещение мебели.

     12. Классификация по одному свойству.

Составление классификаций по одному свойству. Определение свойства, в соответствии с которым составлена классификация.

     13. Тест «Классификация».

Тест №4.

     14. Работа над ошибками.

Работа над ошибками в тесте.

II. ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (11 часов).  Практика: 11 часов.

     1. Выражения и высказывания. Высказывания со связками «и», «или». Поисковые системы. 

Построение высказываний со связками «и», «или». Знакомство с поисковыми системами.

     2. Отрицание.  Поисковые запросы.

Построение высказываний, по смыслу отрицающих заданные.

     3. Логическая операция «и». Основные операции при проектировании зданий.

Решение логических задач. Основные операции при проектировании зданий: выбор цвета и вида поверхностей.

     4. Основные операции при проектировании зданий.

Основные операции при проектировании зданий: сохранение и редактирование проектов домов или квартир.

     5. Решение логических задач и задач-шуток.

Решение логических задач и задач-шуток.

     6. Результат действия предметов.

Логические упражнения в соответствии с темой.

     7. Обратные действия.

Логические упражнения в соответствии с темой.

     8. Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

Решение задач-шуток.

     9. Тест «Отношения».

Тест №3.

     10. Работа над ошибками.

Работа над ошибками в тесте.

     11. Порядок действий, последовательность событий. Создание проекта (плана или эскиза) творческой работы.

Составление алгоритмов, поиск ошибок в алгоритмах. Создание плана творческой работы.

III. КОМБИНАТОРИКА (2 часа).  Практика: 2 часа.

     1. Комбинаторика. Перестановки, размещения. Компьютерное проектирование.         Интерьер. Дизайн. Архитектура.

Решение логических задач в соответствии с темой занятия. Основные понятия проектирования. Обзор и осмотр проектов.

     2. Комбинаторика. Размещение, сочетание. Выполнение творческой работы.

Выполнение итоговой творческой работы, используя освоенные операции.

IV. МНОЖЕСТВА (7 часов).  Теория: 2 часа. Практика: 5 часов.

      1. Множество. Элементы множества.

Знакомство с понятиями «Множество», «Элементы множества».

      2. Способы задания множества.

Способы задания множества.

     3. Сравнение множеств.

Упражнения на сравнение множеств.

     4. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

Упражнения на определение принадлежности элементов пересечению и объединению множеств.

     5. Решение задач с использованием понятий о множествах.

Решение задач с использованием понятий о множествах.

Содержание программы 3 года обучения

I. ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (12 часов).  Практика: 12 часов.

     1. Входной тест.

Тест №1.

     2. Повторение основных мыслительных операций.

Решение задач на повторение основных мыслительных операций.

     3. Причинно-следственные цепочки.

Составление причинно-следственных цепочек. Поиск ошибок в причинно-следственных цепочках.

     4. Интегрированный: логика в окружающем мире.

Составление причинно-следственных цепочек. Поиск ошибок в причинно-следственных цепочках.

     5. Интегрированный: логика в русском языке.

Составление причинно-следственных цепочек. Поиск ошибок в причинно-следственных цепочках.

     6. Логические связки «или», «и». Таблицы в публикациях.

Построение высказываний с логическими связками «или», «и». Вставка таблиц в печатные публикации.

     7. Логическая связка «если …, то». Таблицы в публикациях.

Построение выводов в виде правил «если…, то …». Составлять короткие цепочки правил «если…, то…» по заданной ситуации.

     8. Логические возможности.

Построение и поиск высказываний, соответствующих логической возможности.

     9. Ситуативная связь между понятиями.

Решение логических задач.

     10. Оценка ситуации с разных сторон.

Ролевая игра «Оценка ситуации с разных сторон».

       11. Рассуждения. Операции в электронных публикациях.

Построение рассуждений. Составление схем рассуждений. Операции в электронных публикациях (добавление звуков и музыки).

       12. Выводы в рассуждениях. Операции в электронных публикациях.

Запись выводов в виде правил «если…, то…». Делать выводы с помощью схем рассуждений. Операции в электронных публикациях (вставка анимации и видео).

II. ОТНОШЕНИЯ (5 часов).  Практика: 5 часов.

     1. Виды отношений между понятиями.

Составление причинно-следственных цепочек. Поиск ошибок в причинно-следственных цепочках.

     2. Рефлексивность отношений.

Решение житейских логических задач.

     3. Симметричность отношений.

Решение житейских логических задач.        

     4. Тест «Отношения между понятиями».

Тест №2.

     5. Работа над ошибками.

Работа над ошибками в тесте.

III. КОМБИНАТОРИКА (3 часа).  Практика: 3 часа.

     1. Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.

Решение задач при помощи таблиц.

     2. Понятие о графах.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию. Составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

     3. Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. Операции в электронных публикациях.

Решение задач с помощью графов. Операции в электронных публикациях (добавление в тексты со схемами, таблицами и рисунками гиперссылок).

IV. ЯЗЫКОВАЯ ЛОГИКА (14 часов).  Практика: 14 часов.

     1. Язык и логика. Фразеологизмы. Текстовые редакторы.

Признаки фразеологизмов. Поиск фразеологизмов в тексте. Выполнение упражнений, используя операции текстовых редакторов.

     2. Язык и логика. Образность и меткость речи. Печатные публикации.

Приёмы создания образной и меткой речи. Создание печатной публикации.

     3.  Язык и логика. Речевые ошибки. Схемы в публикациях.

Поиск речевых ошибок. Добавление схем в печатные публикации.

     4. Язык и логика. Пословицы. Иллюстрации в публикациях.

Признаки пословиц. Поиск пословиц в тексте. Вставка иллюстраций в печатные публикации.

     5. Тест «Язык и логика».

Тест №3.

     6. Работа над ошибками.

Работа над ошибками в тесте.

     7. Образное сравнение.

Поиск и самостоятельное составление образных сравнений.

     8. Синонимы. Многозначность.

Разграничение понятий синонимии и многозначности. Подбор и поиск синонимов и многозначных слов.

     9. Антонимы.

Поиск антонимов в тексте. Подбор антонимов к заданным словам, понятиям.

     10. Тест «Языковая логика»

Тест №4.

     11. Работа над ошибками. Электронные публикации. Виды электронных публикаций.

Работа над ошибками в тесте. Знакомство с понятием «электронная публикация». Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет.

     12. Подготовка презентаций «Юмор и логика».

Подготовка презентаций.

     13. Юмор и логика. Творческий отчёт.

Творческий отчёт. Просмотр лучших презентаций.

     14. Конкурс эрудитов.

Конкурс эрудитов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки, должен быть обеспечен современными персональными компьютерами, с выходом в Интернет, обеспечивающим возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.

     Педагог должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.

     С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет.  

     На компьютере должно быть установлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, проекты зданий.

     В образовательном учреждении  должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио обучаемых в  информационной среде школы. Кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки, должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров обучаемых и компьютера педагога.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы для педагога

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Горячев А.В. Программа «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)» (для четырёхлетней начальной школы)
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / /Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).
  7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. – М.: Экзамен, 2009.

Список литературы для обучающихся

  1. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 2 класса. – М.: Баласс, 2011.
  2. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2011.
  3. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2011.


Приложение 1

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

2 класс

Тест «Алгоритм»

  1. Выполни действия. Впиши результаты.
  1. Задумай однозначное число;
  2. Прибавь 5;
  3. Сложи результаты действий 1 и 2 ;
  4. Вычти 4 ;
  5. Прибавь 10;
  6. Вычти удвоенное задуманное число;
  7. У тебя получилось 11?

Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.

  1. Нарисуй рамку. Выполни действия:
  1. Отметь внутри рамки две точки;
  2. Обозначь эти точки буквами А и В;
  3. Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
  4. Обозначь эту точку буквой С;
  5. Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.

Какая фигура у тебя получилась?

  1. Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?

Перечисли эти действия в нужном порядке:

  1. _________________;
  2. _________________;
  3. _________________;
  4. _________________;
  5. _________________ .

2 класс

Тест «Сравнение»

  1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
  1. Деревянный, удобный, письменный … .
  2. Летний, солнечный, праздничный … .
  3. Узкий, длинный, кожаный … .
  4. Черная, рыхлая, влажная … .
  5. Большие, сине, грустные … .
  6. Душный, сухой, пыльный … .

  1. Подбери близкие по значению слова.
  1. Друг – товарищ.
  2. Храбрый - … .
  3. Скоро - … .
  4. Разломать - … .
  5. Думать - … .
  6. Редко - … .

  1. Сравни самолет и автобус.

Сходство

Различие

Самолет

Автобус

  1. Какой признак отличия лежит в основе деления:
  1. Перелетных и зимующих птиц;
  2. Хвойные и лиственные деревья.
  1. Выдели признаки сходства.
  1. Песок, крупа - … .
  2. Глина, снег - … .
  3. Книга, телевизор - … .
  4. Чайник, утюг - … .
  1. Напиши красивое сравнение.

Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.

  1. Красногрудые снегири похожи на … .
  2. Волосы мягкие, как … .
  3. Голос звучал нежно, как … .
  1. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.

Например: друг ( старый) шкаф.

  1. Настроение ( … ) утро.
  2. Обида ( … ) таблетка.
  3. Торт ( … ) загар.

Дополнительное задание.

а)  Пропали гласные:

Н … В … Д … Н … Н

К … Р … С … Л

Р … С … Н … К

б) Восстанови порядок букв и получи слово.

ИКОРКДОЛ

ЯЯЛБНО

2 класс

Тест « Отношения».

  1. Определи тип отношений, запиши рядом.
  1. Телевизор – экран                         Воробей – утка
  2. Брюки – одежда                             Горький – сладкий
  3. Почтальон – письмо                       Сегодня – завтра
  4. Гололед – перелом руки               Карман – кнопка
  1. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.

а) Вид – род

лето - …

столяр - …

поезд - …

б) Целое – часть

растение - …

рыба - …

воздух - …

в) Противоположности

аккуратный - …

прямой - …

 бросил - …

г) Рядоположности

люстра - …

Буратино - …

 сердце - …

д) Функциональные

уши - …

гитара - …

корова - …

е) Последовательности

седьмой - …

 завтра - …

молния - …

ж) Причина – следствие

игра со спичками - …

долго был летом на солнце - …

погибло много птиц - …

  1. Составить самостоятельно пару понятий:
  1. род – вид;
  2. рядоположности;
  3. целое – часть;
  4. причины – следствия.
  1. Зачеркни неверные пары.

Род – вид:            звери – животные.

Противоположные: жара – засуха.

Причина – следствие: утро – вечер.

Последовательные: последний этаж – чердак.

Функциональные: медведь – берлога.

Целое – часть: озеро – глубина.

Рядоположности: река – рыба.

  1. Напиши противоположные понятия:
  1. свежая газета - …
  2. свежая рубашка - …
  3. свежий хлеб - …
  1. Расположи понятия от более широкого к более узкому (пронумеруй).
  1. Спортивная обувь, кеды, обувь.
  2. Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
  1. Построй сам такую цепочку.

Роза - … - … - … .

Расшифруй слова.

а) М З К - …                         б) Ц Е Л С Н Т И А

К Р К Д Л - …                            И Ч Т О Н К И Л    

З М Л Т Р С Н - …

2 класс

Итоговый тест

  1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.
  1. Мера длины, равная 100 см, -  …  .
  2. Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - …  .
  3. Твердое состояние воды непрозрачного цвета - …  .
  4. Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз,  - …  .
  5. Четырехугольник, у которого все углы прямые,  - …  .
  6. Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - …  .
  7. Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - …  .
  8. Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
  1. Дополни определение.
  1. Час – это единица времени.
  2. Гроза – это явление природы.
  3. Корень – это часть растения.
  1. Самостоятельно составь определение.
  1. Дневник – это …  .
  2. Делитель – это … .
  3. Береза – это …  .
  4. Справедливость – это …  .
  1. Вычеркни определения с ошибками.
  1. Враг – это человек, который желает тебе зла.
  2. Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
  3. Чай – это кипяченая вода  чайнике.
  4. Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
  5. Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
  6. Корова – животное, которое дает молоко.
  7. Ствол – это древесный стебель.
  1. Объясни своими словами крылатые выражения.
  1. Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
  2. Глаза – зеркало души.

3 класс

Входной тест

1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.

2. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

  1. мальчик, девочка, бабушка - … .
  2. сметана, кефир, майонез - … .
  3. Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
  4. дуб, баобаб, береза, осина - … .
  5. предательство, доброта, честность - … .

б)  Сравнение.

Солнце – Луна: сходство, различие.

в) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.

  1. Вверх – вниз
  2. Говорил - …
  3. Думать – размышлять
  4. Ломать - …
  5. Брюки – штанина
  6. Рубашка - …
  7. 1 2 3 – 2 3 4
  8. 3 4 5 - …

3.   Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У

Я М Л О Н И

У А К Т Р К

3 класс

Тест «Классификация»

  1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
  1. Коза, корова, лось, лошадь - … .
  2. в, з, ш, д - … .
  3. Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
  4. Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
  5. Добрый, жадный, честный, голодный - … .
  1. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
  1. Ель                                    ромашка                                         шиповник
  2. Клен                                 ландыш                                            смородина
  3. Береза                              колокольчик                                   сирень

  1. Раздели на группы. Дай группам название.

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

  1. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.

Посуда

  1. Произведи классификацию самостоятельно.

Геометрические фигуры

  1. Исправь ошибки в классификации.
  1. Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
  2. Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
  3. Водоемы делятся на океаны и моря.
  1. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
  1. Люди делятся на детей и взрослых.
  2. Машины делятся на грузовые и легковые.
  3. Год делится на зиму, лето, осень, весну.
  4. Горы делятся на старые и молодые.
  5. Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
  6. Час состоит из минут и секунд.

3 класс

Тест «Сравнение»

  1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.

Впиши ответы:

_____________;

_____________;

_____________.

  1. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.

Впиши ответ: ________________________________________________ .

  1. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.

Ответ: _________________________________ .

  1. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?

Ответы впиши в таблицу:

Сходство:                                                    Различие:

_а)_________________                             a)_________________

_b)_________________                             b)_________________

_c)_________________                             c)__________________

_d)_________________                             d)__________________ .

  1. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?

Ответ подчерки и объясни.

  1. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.

Ответы:

  1. __________;
  2. __________;
  3. __________ .

* Разгадай загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет,

На все садится,

Тепла боится.

Ответ: ______________ .

3 класс

Тест «Отношения»

  1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .

  1. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
  1. Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
  2. 8, 17, 24, 32, 2;
  3. Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.

Ответы:

  1. _____________;
  2. _____________;
  3. _____________ .
  1. Укажи родовое понятие:
  1. Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
  2. Пятиугольник, круг, квадрат;
  3. Пчела, муха, бабочка;
  4. Ель, береза, сосна, клен.

Ответы:

  1. ______________
  2. ______________
  3. ______________
  4. ______________ .
  1. Заполни таблицу.

Род

Виды

Птица

Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)

3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)

Итоговый тест за курс 3 класса

  1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
  1. быстрая, бурная, горная, … .
  2. крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
  3. летняя, теплая, звездная, … .
  4. меткая, поучительная, мудрая, … .
  1. Вычеркни неверные сравнения.
  1. У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
  2. Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
  3. В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
  4. Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
  1. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.

Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

1

2

3

  1. Произведи классификацию по любому основанию.

а) Все экосистемы делятся на … .

б) Всех зверей можно разделить на … .

  1. Дай группе слов родовое понятие.
  1. Яблоко, желудь, шишка - …  .
  2. Тополь, кошка, мухомор - …  .
  3. Шелк, ситец, вельвет - …  .
  1. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.

  1. Что это?

…   -  движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.

 …   -  одна сторона листа.

…   -  знаки, с помощью которых записываются числа.

  1. Составь определение.

Чемодан – это  …   .

  1. Напиши противоположное понятие.
  1. Замерз  -  …  .
  2. Огорчить  -  …  .
  1. Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому …  .

  1. Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что  …  .

  1. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.

Входной тест

4 класс

  1. Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
  2. Назови одним словом, исключив лишнее.
  1. Злость, радость, восторг - … .
  2. Пингвин, журавль, верблюд - … .
  3. Тюмень, Киев, Москва - … .
  4. Желудок, позвоночник, череп - … .
  1. Сравнение.

Сравнить – это значит найти признаки … и … .

  1. Классификация.

Сходство

Различие

Книга

Тетрадь

  1. Аналогия.
  1. Продолжи по аналогии:
  2. Побежал, подарок, походка;
  3. 701, 6002, 50003, … .
  4. Маленький, умненький, кисленький, … .
  1. Расшифруй слова:

А Г И К Л О  - …                           Е М А В И Н И Н - …

П Т А Я М Ь - …                          Ш Л Ы М Е Е Н И - …

4 класс

Тест «Отношения между понятиями»

  1. Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.

____________

Дятел – птица

Учитель – …

Часы – …

_____________

Улыбнулся – нахмурился

Упрямый – …

 Заболел – …

______________

Книга – страница

Здание – …

Рассказ – …

________________

Чай – кофе

Ручка – …

Землетрясение – …

_________________

Кровь – кислород

Яблоко - …

Овца - …

__________________

Ноябрь – декабрь

Утро - …

1/7 - …

__________________

Грубость – обида

Шутка - …

Дождь - …

  1. Напиши аналогичную пару:

Стол – мебель

Китай - …

Машина – кузов

Паровоз - …

Глаза – картина

Уши - …

Широкий – бескрайний

Безымянный - …

Лето – июль

Рубашка - …

  1. Выполни аналогичное задание.

А)  Лук – связка лука.

сыр - …                                           чай - …

бензин - …                                      песок - …

суп - …                                             клей - …

 молоко - …

Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.

Ель - … - … - … - … .

Апельсин - … - … - … - … .

В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.

  1. Вымыть посуду.
  2. Передохнуть.
  3. Справиться с напряжением.
  4. Находиться в отпуске.
  5. Тянуть лямку.
  6. Гнуть спину.
  7. Испытывать судьбу.
  8. Потерять почву под ногами.

4 класс

Тест «Язык и логика»

  1. Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
  1. Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
  2. Зимой в саду расцвели яблони.
  3. Внизу над ними расстилалась пустыня.
  4. В ответ я киваю ему рукой.
  5. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
  6. Сорняки шипучи и плодовиты.
  7. Настоле лежала карта нашего города.
  8. Самолет сюда, чтобы помочь людям.
  9. Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
  10. Дети страдали от недоедания пищи.
  1. Закончи фразеологизмы:
  1. Ни к селу, … .
  2. В час по … .
  3. Как снег … .
  4. Совать нос … .
  5. … из мухи … .
  1. Продолжи пословицы.
  1. Январь – году начало, зиме … .
  2. … всякий молод.
  3. Красна птица пером, а человек … .
  4. Крепкую дружбу … .
  5. Мал золотник, да … .
  1. Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
  1. Вести честную игру.
  2. Играть со смертью.
  3. Быть хозяином своей судьбы.
  4. Играть по правилам.
  1. Объясни смысл следующих фразеологизмов:
  1. с  минуты на минуту;
  2. утереть нос;
  3. перемывать кости;
  4. говорить в глаза.
  1. Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
  1. полной темноте;
  2. том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
  3. делах, которые идут успешно, удачно;
  4. том, что одно плохое портит много хорошего.
  1. У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.

Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.

  1. Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
  1. Я под синим пулогом
  2. На холме полугом.
  3. Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
  4. На двери замка ни … .
  5. Живет щегол здесь – первый … .
  6. И утром белка из …
  7. Ему готовит гоголь-моголь.

4 класс

Тест «Языковая логика»

  1. Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
  1. дом                                           бабочка
  2. книга                                         лекарство
  3. класс                                          дорога  
  4. аппетит                                      взгляд
  5. лето                                             кресло
  1. Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.

Хлеб – ручка.

а) …

б) …

  1. Вымыть посуду.                                    В мгновение ока.
  2. Передохнуть.                                         Пока еще не поздно.
  3. Справиться с напряжением.              Лучше поздно, чем никогда.
  4. Находиться в отпуске.                         В два счета.
  1. Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.

Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.

  1. Объясни смысл следующих сравнений:
  1. Медвежья услуга - … .
  2. Заячья душа - … .
  3. Волчьи законы - … .
  1. Найди синонимы и подчеркни их.
  1. Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
  2. Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
  3. Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
  1. Угадай многозначное слово.
  1. Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
  2. Часть книги ( … ) часть дерева.
  3. Древнее оружие ( … ) овощ.
  4. Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
  5. Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
  1. Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
  1. Свежая газета - …
  2. Свежая рубашка - …
  3. Свежий воздух - …
  4. Свежие новости - …
  1. К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
  1. ____________________________ хвост, холод.
  2. ____________________________ характер, перстень.
  3. ____________________________ нервы, труба.
  4. ____________________________ жизнь, конфета.
  1. Реши анаграммы и исключи лишнее слово.

К О Х Й Е К

СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т

4 класс

Конкурс эрудитов

  1. Закончи фразеологизмы.
  1. Ни в зуб … .
  2. Как снег … .
  3. Ждать у моря … .
  4. Язык … .
  1. Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.

Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.

  1. ГОР ( … ) ОЛАД.
  2. КАБ ( … ) ОШКО.
  3. ЗА ( … ) ЕЦ.
  1. За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
  2. В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.

Какие эпитеты употребляются со словами:

  1. Ночь                                              Сокол
  2. Вода                                              Леса
  3. Горы                                              Поле
  4. Солнышко                                    Реки
  1. Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий7 Ответ поясни.
  2. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
  3. Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:

… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.

  1. В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.

Печальная береза

У моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят.

И радостен для глаза

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы (заря)

Я наблюдать за ней.

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

  1. Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.

Ю К И Л Т

Л Ю Т А Н Ь П

ОЗАР
А Л И Ф К А

  1. Вставь пропущенное слово в паре по аналогии  с первой парой:

Квадрат – куб;                               d) Жара – зной;

Треугольник  - …;                               Смелый - …;

Дуб – дерево;                                  e) Дерево – ствол;    

Стакан - …;                                            Человек - …;

Река – озеро;                                     f) Молоко – сыр;

Яблоко - …;                                             … - печенье.

  1. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
  1. Куй железо, пока горячо.
  2. Один в поле не воин.
  3. Лес рубят – щепки летят.
  4. Не все золото, что блестит.
  5. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Приложение 2

Поурочное планирование

1 год обучения


Количество часов

Наименование темы

всего

теория

практика

1.

Входной тест.

Правила техники безопасности в компьютерном классе.

1



1

2.

Выделение признаков.

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов.

1

1

3.

Различие. Сходство.

Панель инструментов графического редактора.

1

1

4.

Различие. Сходство.

Панель инструментов графического редактора.

1

1

5.

Существенные признаки.

Основные операции при рисовании.

1

1

6.

Характерные признаки.

Основные операции при рисовании.

1

1

7.

Упорядочивание признаков.

Основные операции при рисовании.

1

1

8.

Правила сравнения. Значение сравнения.

Основные операции при рисовании.

1

1

9.

Итоговая творческая работа.

1

1

10.

Тест «Сравнение».

1

1

11.

Работа над ошибками.

1

1

12.

Истинные и ложные высказывания.

1

1

13.

Отрицание высказывания.

1

1

14.

Понятие о классах. Правила классификации.

1

15.

Вопросы.

1

1

16.

Алгоритм.

1

1

17.

Тест «Алгоритм».

1

1

18.

Работа над ошибками.

1

1

19.

Закономерность в числах и фигурах.

Текстовые редакторы.

1

1

20.

Закономерность в буквах и словах.

Правила клавиатурного письма.

1

1

21.

Комбинаторика. Перестановки.

Основные операции при создании текстов.

1

1

22.

Комбинаторика. Размещения.

Основные операции при создании текстов.

1

1

23.

Комбинаторика. Сочетания.

Основные операции при создании текстов.

1

1

24.

Причина и следствие. Причинно-следственные цепочки.

Основные операции при создании текстов.

1

1

25.

Противоположные отношения между понятиями.

1

1

26.

Отношения: род-вид.

1

1

27.

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

1

1

28.

Виды отношений.

1

1

29.

Тест «Отношения».

1

1

30.

Работа над ошибками.

1

1

31.

Определения. Ошибки в построении определений.

1

1

32.

Рассуждения.

1

1

33.

Итоговый тест.

1

1

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО:

34

2

32

Поурочное планирование

2 год обучения


Количество часов

Наименование темы

всего

теория

практика

1.

Входной тест.

1

1

2.

Закономерности в чередовании признаков.

1

1

3.

Классификация по какому-то признаку.

1

1

4.

Сравнение предметов по признакам.

1

1

5.

Тест «Сравнение».

1

1

6.

Работа над ошибками.

1

1

7.

Состав предметов.

Проектирование. Компьютерное проектирование.

1

1

8.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

1

9.

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

1

1

10.

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура.

1

1

11.

Функциональные признаки предметов.

Основные операции при проектировании зданий.

1

1

12.

Симметрия. Симметричные фигуры.

Основные операции при проектировании зданий.

1

1

13.

Логическая операция «и».

Основные операции при проектировании зданий.

1

1

14.

Основные операции при проектировании зданий.

1

1

15.

Решение логических задач и задач-шуток.

1

1

16.

Результат действия предметов.

1

1

17.

Обратные действия.

1

1

18.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

1

19.

Тест «Отношения».

1

1

20.

Работа над ошибками.

1

1

21.

Порядок действий, последовательность событий.

Создание проекта (плана или эскиза) творческой работы.

1

1

22.

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

Выполнение творческой работы.

1

1

23.

Множество. Элементы множества.

1

1

24.

Классификация по одному свойству.

1

1

25.

Тест «Классификация».

1

1

26.

Работа над ошибками.

1

1

27.

Способы задания множества.

1

1

28.

Сравнение множеств.

1

1

29.

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1

1

30.

Решение задач с использованием понятий о множествах.

1

1

31.

Выражения и высказывания. Высказывания со связками «и», «или».

Поисковые системы.

1

1

32.

Отрицание.

Поисковые запросы.

1

1

33.

Итоговый тест.

1

1

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО:

34

3

31

Поурочное планирование

3 год обучения


Количество часов

Наименование темы

всего

теория

практика

1.

Входной тест.

1

1

2.

Повторение основных мыслительных операций.

1

1

3.

Причинно-следственные цепочки.

1

1

4.

Интегрированный: логика в окружающем мире.

1

1

5.

Интегрированный: логика в русском языке.

1

1

6.

Виды отношений между понятиями.

1

1

7.

Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.

1

1

8.

Понятие о графах.

1

1

9.

Рефлексивность отношений.

1

1

10.

Симметричность отношений.

1

1

11.

Тест «Отношения между понятиями».

1

1

12.

Работа над ошибками.

1

13.

Язык и логика. Фразеологизмы.

Текстовые редакторы.

1

1

14.

Язык и логика. Образность и меткость речи.

Печатные публикации.

1

1

15.

Язык и логика. Речевые ошибки.

Схемы в публикациях.

1

1

16.

Язык и логика. Пословицы.

Иллюстрации в публикациях.

1

1

17.

Тест «Язык и логика»

1

1

18.

Работа над ошибками.

1

1

19.

Логические связки «или», «и».

Таблицы в публикациях.

1

1

20.

Логическая связка «если …, то».

Таблицы в публикациях.

1

1

21.

Логические возможности.

1

1

22.

Ситуативная связь между понятиями.

1

1

23.

Оценка ситуации с разных сторон.

1

1

24.

Образное сравнение.

1

1

25.

Синонимы. Многозначность.

1

1

26.

Антонимы.

1

1

27.

Тест «Языковая логика»

1

1

28.

Работа над ошибками.

Электронные публикации. Виды электронных публикаций.

1

1

29.

Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.

Операции в электронных публикациях.

1

1

30.

Рассуждения.

Операции в электронных публикациях.

1

1

31.

Выводы в рассуждениях.

Операции в электронных публикациях.

1

1

32.

Подготовка презентаций «Юмор и логика».

1

1

33.

Юмор и логика.

Творческий отчёт.

1

1

34.

Конкурс эрудитов.

1

1

ИТОГО:

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...