« Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного патриотического мероприятия, посвященного юбилею Победы в ВОВ».
методическая разработка по теме

Зорабова Анна Валерьевна

Этапы организации и проведения мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Отделение дополнительного образования детей

 « Методические рекомендации по подготовке и проведению  воспитательного патриотического  мероприятия, посвященного  юбилею  Победы   в ВОВ».

                                                         

                                                                   

Автор составитель: Зорабова А.В.

                                                            методист ОДОД  лицей №533

   

Санкт-Петербург

2010

1. Введение

    За  последние 20 лет в образовательной системе страны произошли  разительные перемены: разрушились многие педагогические представления, концептуальные позиции и даже методики работы с детьми. Многие педагоги выдвинули идею ненадобности процесса воспитания. Такая педагогическая практика привела к ухудшению личностных качеств и черт поведения наших детей.

     Русский философ и ученый И.А. Ильин в своих трудах по педагогике  высказал следующую мысль: “ Образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его…” И.А. Ильин отмечает, что искусство воспитания детей - одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность , то есть силу личного самоутверждения, живое чувство ответственности, стремление  и  волю к совершенству, способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению,  силу личного самоуправления.  Наконец, истинный патриотизм-  основу здоровой государственности культуры “Воспитать, - пишет И.А. Ильин, - значит, сделать из ребенка сердечного и цельного человека с крепким характером”.

    В сегодняшней России, как никогда, востребованы такие качества личности, как самостоятельность, независимость, умение принимать решение, ответственность, активная жизненная позиция.  Подросток формирует свои навыки, линии поведения, ценностные ориентиры, приобщается к знаниям о жизни, посещая занятия в творческих коллективах во внеурочное время.  

    Отделение дополнительного образования детей ГОУ лицей №533 Красногвардейского района г. СПб,  использует   познавательную, ценностно-ориентированную, общественную, эстетическую, досуговую  деятельность, что предоставляет воспитаннику  возможность духовного роста , доставляет ему удовлетворение и радость познания, воспитывает в духе патриотизма,

        Основной девиз нашей работы: “Воспитать – значит организовать деятельность детей”. Приоритетным направлением в воспитательной работе считаем художественно- эстетическую  деятельность. То есть, посредством искусства  втягивать ребенка в мир собственных переживаний и ощущений,  формируя  умение воспринимать произведение искусства через понимание замысла творца.

         Именно гражданско-патриотическому воспитанию   отводится главное место при подготовке, организации и проведения такого важного мероприятия, как празднование годовщины победы в ВОВ. Стало уже традицией приглашать  в такие праздничные дни ветеранов войны   Красногвардейского  района. И всякий раз коллектив педагогов ОДОД ищет новые формы общения,  старается привнести в мероприятие нечто особенное, сделать встречу искренней и незабываемой.

        Чем дальше от нас уходят страшные годы войны, тем актуальнее становится потребность говорить о ней,  записывать  воспоминания участников войны, которых с каждым годом становится все меньше. Понимая, что «это праздник со слезами на глазах» , мы стараемся превратить встречи в радостный праздник тех, кто выжил в страшное военное лихолетье   и живет среди нас. К сожалению,  теперь уже это дети войны, те,  у кого  не случилось детства, те, кому достались  трудные послевоенные годы становления разрушенной страны.

        К работе над сценарием мы привлекаем и наших воспитанников. Творческое  детское мышление привносит в содержание свежую струю, делает  материал современным и актуальным. Участие  подростков в подборе концертного репертуара, беседы с ними об огромной роли их дедов и прадедов в Победе фашизма, о глубине  и значимости понимания   их вклада в историю  Отечества являются на наш взгляд оправданным методом воспитания  в них патриотизма и гражданского долга.

       Кружковцы и студийцы не только готовят тематические  концертные номера, но и непосредственно общаются с гостями-ветеранами, устраивают выставки, выпускают специальный номер газеты, приветствуют  их  цветами и сувенирами, фотографируются на память, рассказывают о своих успехах и достижениях. Вместе поют фронтовые песни, которые актуальны  и  сегодня, и одинаково любимы людьми разных поколений. Такие трогательные встречи еще раз доказывают, что «не стареют душой ветераны». Они, несомненно,  одинаково нужны и старшему поколению и молодежи.

   К празднованию 65 годовщины Победы мы готовимся особенно тщательно, понимая, что к следующей круглой дате уже многих ветеранов может не быть среди нас. Предстоящая встреча должна стать торжественно-трогательной, впечатляющей и запоминающейся. А главное  –  значимой.

    Настоящие методические рекомендации могут стать руководством к действию при подготовке и проведении различных тематических мероприятий и праздновании годовщины Победы в ВОВ, в частности. Рекомендации по оформлению мероприятия, применение технологии массового мероприятия, знание факторов успеха и компонентов эффективности, теоретическое обоснование этапов подготовки мероприятий и, наконец, роль методиста в создании благоприятной атмосферы в творческом коллективе, несомненно, помогут в выборе модели деятельности педагога и детского коллектива.

    При наличии в арсенале воспитательной деятельности различных форм, можно существенно разнообразить творческую работу, прибегая к инициативе всех задействованных в процессе лиц, используя креативный потенциал каждого. Исходя из опыта проведения праздничных и тематических мероприятий, мы сочли наиболее предпочтительной формой в конкретной ситуации спектакль – концерт. Именно так наиболее ярко удается выразить чувства и собственное отношение к героической странице в биографии страны.

    Прилагаемый авторский сценарий праздника и список литературы могут оказаться полезными для методистов и педагогов ОДОД при подготовке подобного мероприятия в своих творческих коллективах.

   

     

2. Теоретическая часть

 

   Массовые мероприятия  - это совокупность форм и методов, направленных на удовлетворение культурных и информационных потребностей читателей. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивать мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание. Успех открытого массового мероприятия зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать. Существуют различные типы массовых мероприятий: устные и наглядные, монолог и диалог, рассчитанные на разную аудиторию, единичные и комплексные, уникальные и много повторяемые, авторские и по готовому сценарию, конкурс, концерт, лекция, беседа, праздник, выставка, экскурсия, диспут, смотр Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

    Выбор формы, образовательного пространства занятия или воспитательного мероприятия зависит от целевых установок. Необходимо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию. На первом плане четкая формулировка и понимание педагогической цели мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие). Важную роль играет и планирование этапов мероприятия, организация подготовки в соответствии с поставленной целью, определение оптимального воспитательного материала с учетом основных принципов воспитания на современном этапе. Далее выбираются наиболее рациональные методы и приемы на каждом этапе мероприятия. Важная составляющая воспитательного мероприятия – это наличие элемента неожиданности, «изюминки», разнообразие и творческий характер деятельности участников мероприятия.

   Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно планировать его организацию и подготовку на трех основных этапах:

1. Подготовительный этап – приобретение, подбор и анализ литературы, составление рекомендательного списка, проведение бесед по теме, определение целей и задач, составление плана, определение хода и содержания мероприятия, определение методов и приемов, разработка сценария, подготовка дидактического и раздаточного материалов, изготовление наглядности, определение участников, распределение ролей, подготовка и распределение заданий, определение места, времени, даты проведения, согласование с администрацией, решение организационных вопросов.

2. Коррекционный этап

Подготовка и проверка оборудования и технических средств, подготовка оформления, репетиции и генеральная репетиция, корректировка сценария, объявление, приглашение зрителей и гостей.

3. Основной этап

Установка оборудования и технических средств, оформление зала, проведение мероприятия, подведение итога, анализ проведенного  мероприятия(самоанализ), обсуждение коллегами, сбор отзывов, разработка методических рекомендаций, распространение опыта работы, обобщение опыта работы в СМИ.

   Актуальность тематики, адекватность содержания, практическая направленность, ориентация на соответствующую аудиторию, ответственность за тщательность подготовки делает мероприятие результативным.

   Воспитательное мероприятие как модель деятельности педагога и детского коллектива, предполагает определенную логику развития и состоит из пяти последовательных элементов, задающих  его целостность.

  1. Цель (мотив)- патриотическое воспитание, образование
  2. Способ (средство)- разучивание песен, танцев, стихов
  3. Исполнение (реализация)- спектакль-концерт
  4. Контроль (самоконтроль ) - зрительный зал

         5.Оценка (самооценка)- внимание зрительного зала, аплодисменты, обсуждение.

     В нашем случае предпочтение отдано такой форме как  спектакль концерт. Нам представляется этот выбор наиболее удачным, т. к. он позволит учащимся прикоснуться к истории своей страны не только с точки зрения знаний, полученных на уроках, почерпнутых из книг, интернета, телепередач и  т. п., но также непосредственно проявить себя и свое собственное отношение к теме мероприятия через раскрытие своих творческих, художественных способностей, выступая в роли непосредственных исполнителей.

3. Основное содержание

    Подготовка мероприятия проходит в несколько этапов.

     Первый этап  - организационный.  Методисты – кураторы объединений в плановом порядке посещали занятия коллективов с целью определения репертуара. Назначается дата для просмотра готовых номеров педагогами и методистами ОДОД. Танец, песня, инсценировка, повествовательное или стихотворное изложение, видеопрезентация, газета, реклама, выставочный экземпляр и.т.д. – должны   соответствовать  основной теме предполагаемого мероприятия -  65 лет со дня Победы в ВОВ. Педагоги дополнительного образования обсуждают с воспитанниками их выбор, помогают наилучшим образом выразить мысль  близкими по роду занятий средствами.

     Каждый коллектив представляет свою работу. При этом, с одной стороны,  происходит  знакомство с различными коллективами ОДОД, с другой,  появляется возможность самовыражения, выявление стремлений, умений каждого воспитанника.

Методист ОДОД, ответственный за данное мероприятие, оказывает методическую помощь, консультирует,  апробируют  отдельные номера, чтобы   в дальнейшем объединить и представить материал в виде готового сценария.

     На первом этапе - организационном, очень  важно  скоординировать работу руководителей  творческих коллективов, помочь им в выборе репертуара. Именно на подготовительном этапе нужно суметь  заинтересовать  кружковцев и студийцев, создать мотивацию,  правильно обозначить задачи и цели. У руководителя есть возможность остановиться на истории вопроса, провести  занятие с использованием информационных технологий. К примеру, преподаватель танцев может познакомить юных танцоров со сценическими костюмами того периода, посмотреть архивные материалы в исполнении коллективов прошлых лет, прочитать литературные источники, которые помогут сделать танцевальную картинку наиболее приближенной к обозначенной теме.

        Танец невозможен без музыки. Она задает темповые, ритмические и динамические характеристики, становится основой образного содержания танца, дает толчок для творческого развития. Правильно подобранная музыка должна помочь зрителю воспринимать танец как рассказ, а исполнителям  выразительные движения использовать как средство, передающее его содержание.

       При выборе вокально-хорового репертуара преподавателям рекомендуется исходить  не только из творческих возможностей  коллектива, но и  из целесообразности  исполнения того или иного произведения, из актуальности его звучания в данном мероприятии, из текстовой  пригодности, и главное, исходя из  вкусов и ожиданий тех, для кого это выступление готовится. Песни военных лет, фронтовые и послевоенные исполняются сегодня в виде «ремиксов», они достаточно популярны и востребованы. Трудность заключается в  выборе из большого числа известных и любимых песен именно той, которая станет связующим звеном в творческом диалоге «отцов и детей». Той песни, которая будет, не формально пропета, а прозвучит из уст исполнителя как слова благодарности, как дань памяти  и признательности от имени  поколения 21 века. Руководителям вокальных коллективов были предложены песни о войне современных авторов.

        Кропотливая работа  театрального кружка и студии предшествует  выходу к такому почетному и важному зрителю, как ветераны войны. Осознавая степень  важности и необходимости тщательного  освоения предлагаемого материала, мы пытаемся свести воедино художественное воплощение и режиссерское видение постановки. Исходя из того, что занимаются в театральной студии ребята с еще не сложившимися  художественными вкусами и взглядами, приходится серьезное внимание  уделять созданию экспозиции  и воплощению режиссерского замысла. Вместе с ребятами мы ищем словесную выразительность, пластическое решение  и характерность образов. Ребята сами  предлагают варианты, приносят заготовки. Сочетание жесткой постановки задачи с максимальной свободой, самостоятельностью  творчества, помогают усилить мотивацию, делают сложный репетиционный процесс  увлекательным.

        Во время подготовки к концерту  мы провели урок «Ничто не забыто, никто не забыт». Это помогло приблизить ребят к тому страшному времени военного лихолетья, прочувствовать и пережить тяжелую судьбу своих прадедов. Такой настрой, на наш взгляд, необходим для достоверности в передаче и раскрытии образа. Однако, учитывая возраст и восприимчивость пожилых людей, было решено включать в программу как можно больше позитивных номеров и главный акцент сделать на Победе. Победа - это праздник, это радость, это - жизнь.

    В том же ключе проходило обсуждение художественного оформления сцены и зрительного зала. На методическом объединении педагогов ОДОД    (художественно – эстетическое направление) методистами были предложены  разные макеты предстоящего оформления и общим решением принят один из них. Обсуждена дата и место проведения. Выдана памятка для воспитанников об этике поведения при проведении массового мероприятия для ветеранов ВОВ.

      Окончательно утвержденный сценарий мероприятия предложен для согласования с руководителем ОДОД, заместителями директора по воспитательной работе и директором лицея.

               Второй этап – коррекционный (обобщение и систематизация материала).

    С учетом дополнений, пожеланий и изменений данный сценарий  отрабатывается  коллективами на репетиционных часах. Проводится генеральная репетиция.

Разработана единая форма пригласительных для ветеранов, живущих на территории «Малая Охта», составлено объявление для размещения в муниципальной газете «Малая Охта».

Назначаются ответственные за встречу гостей, за их размещение в зале, за фото и видео съемку, за музыкальное сопровождение мероприятия, за световое сопровождение,  за сбор отзывов и пожеланий, за размещение кружковцев в комнатах для переодевания,  за своевременное оповещение артистов о выходе на сцену, за организацию общего финального выхода участников мероприятия.

     Эмоциональный контакт сцены и зрительного зала - вот то, ради чего проходят долгие репетиции и  тренировки. Ибо «искусство живет и дышит, волнует и захватывает зрителя  тогда, когда происходит незримый обмен  взаимоустремленных  энергий».

                Третий этап – Этот этап включает в себя  проведение и обсуждение мероприятия с руководителем и методистами ОДОД, педагогами ДО, воспитанниками,  выявление сильных  и слабых сторон

 

   4. Заключение

    История – это своеобразная школа поведения. Человеку свойственно смотреть в минувшее, как в зеркало. Он видит там чужие судьбы, но, зачастую, соотносит их со своей судьбой. С тем, что происходит вокруг.

    От того, как методистом строится воспитательная работа, как с его помощью и при непосредственном участии осуществляются  поставленные задачи, зависит не только  благоприятная атмосфера в коллективе, но и ответственное отношение к проводимому мероприятию, стремление каждого участника воспитательного процесса  продемонстрировать свою гражданскую позицию, наполнить  новым  содержанием.

     Наконец, несомненная роль  методиста заключается и в том, чтобы суметь передать воспитанникам собственную одухотворенность, любовь к сцене и к зрителям, желание творить и служить искусству. Понимание ответственности  и значимости момента, воспитательная составляющая и личный пример - вот  то, что, на мой взгляд, поможет вывести методическую деятельность в отделениях дополнительного образования на новый, более высокий уровень.

5. Литература

1.Композиция в современном танце стр 25 №9 2007г. Журнал дополнительного образования и воспитания.

2. Культурно-досуговая деятельность УДОД стр 12 №7 2008г Журнал дополнительного образования и воспитания.

3. Задачи педагогии искусства 14 №9 2008г.

Журнал дополнительного образования и воспитания.

4. Военно- патриотическая акция «Наследники победы» стр.41 №8 2008г. Журнал дополнительного образования и воспитания.

5. Театральное искусство как пространство для гуманитарного воспитания детей и подростков №9 2007г.

Журнал дополнительного образования и воспитания.

6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н., Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

7. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.  

8. Воспитание школьников -№4. - 2003

   

   

                     

 

 .

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Внеклассная работа. Методические рекомендации для подготовки химического КВНа.

Пример проведения КВН среди учащихся старших классов по химии....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.

В работе дан теоретический и практический материал по подготовке учащихся к ГИА....

Сдаём ЕГЭ. Методические рекомендации для подготовки Егэ по русскому языку, часть С

Данная презентация даёт методические рекомендации по написанию сочинения в рамках ЕГЭ по русскому языку. В частности, предлагаются варианты начала и окончания сочинения с конкретными примерами. Анализ...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....