Школа эстетического воспитания «Золотой ключик» - как вариативная форма предшкольного образования детей
статья по теме

Котовская Алевтина Васильевна

Описывается опыт работы школы эстетического воспитания дошкольников "Золотой ключик" в учреждении дополнительного образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoy_klyuchik.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Рассматривая «предшкольное образование»  как образование ребенка до школы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его способностей, а с другой – его успешную социализацию, нельзя не оценить ту большую работу, которую ведёт наш Центр развития творчества в данном направлении.

С 1989 года ведёт свою летопись школа эстетического воспитания для дошкольников «Золотой ключик». И в настоящее время  её позиции только укрепляются.

Школа пользуется большой  популярностью, в ней ежегодно занимается более 150 детей, как посещающих детские сады, так и «домашних» детей.  

По данным этого года только 13 %  наших детей не посещают детский сад.  Следует так же отметить, что к нам дети приходят на добровольной основе, по своему желанию и желанию родителей.

Для дошкольников от 4 до 6 лет  мы предлагаем комплексную программу, рассчитанную на 3 года обучения, которая позволяет  развить мышление ребенка, любознательность, стимулировать его всестороннее  развитие,  а также способствует  формированию опыта общения и обучения в коллективе.

В основу  нашей работы положены следующие педагогические принципы:

  1. создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
  2. свободного развития, создания комфортной психологической атмосферы на занятиях;
  3. развивающего обучения (используется более сложный материал);
  4. сотрудничества (педагог вместе с детьми в любом виде деятельности).

Основная цель школы “Золотой ключик” –  создание условий для социальной адаптации и  эстетического воспитания детей в процессе развития  интереса ребёнка к познанию, общению и творчеству.

В школе эстетического воспитания «Золотой ключик»  на сегодняшний день работают 12 педагогов дополнительного образования  (6 педагогов—высшей категории, 1—первой категории, 2—второй).

Дополнительное образование у нас носит развивающий характер: протекает в процессе активной творческой деятельности: игровой, трудовой, учебной, художественной, с элементами интеграции.

Наши педагоги используют современные методики обучения и воспитания дошкольников, игровые развивающие  педагогические технологии.

С учётом возрастных и психологических особенностей дошкольников мы организуем занятия по  развитию речи, занимательной математике, развивающим играм, музыке, изобразительной деятельности, оригами, ритмике, логоритмике,  английскому языку.

Занятия по развитию речи способствуют речевому развитию детей.  В процессе рассматривания картин, предметов, наблюдения природных явлений мы развиваем у детей словарный запас.  В ходе дидактических игр, общения, диалога  учим детей грамотно говорить. Используя артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику, чистоговорки, скороговорки воспитываем  звуковую культуру.

На занятиях  мы формируем основы диалогической и монологической речи: обучаем рассказыванию, пересказу, диалогу, используя при этом наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок, игр, мультимедийные презентации  по различным лексическим темам. А знакомство детей с художественной литературой учит слушать, понимать, рассуждать, формирует мировоззрение и общую культуру, что очень важно для будущего школьника.

На «Заниматике» освоение математического содержания направлено,  прежде всего, на развитие познавательных  способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи,  а это очень важно для дальнейшего развития и обучения ребёнка в школе.

Занятия изобразительным творчеством развивают у детей интерес к рисованию, образную выразительность, цветовосприятие, формируют умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации.

Решаются  задачи  сенсорного воспитания, формирования представлений о форме предметов, их строении, цвете, умений  передавать их.

Педагоги используют методики Ирины Лыковой, Ларисы Ремезовой, Александра Венгера.

В основе занятий - самостоятельность ребёнка, оригинальность, живописность работ, использование нетрадиционных способов рисования.

На «Развивающих играх» обучение осуществляется с помощью многочисленных интеллектуальных и конструкторских игр, занимательных головоломок, задач, упражнений, соревновательных и дидактических игр.

Занятия по английскому языку удовлетворяют возрастающий интерес родителей к изучению иностранных языков.  Детей учат понимать на слух английскую речь,  задавать вопросы и отвечать на них.

На занятиях проводятся ролевые игры, инсценировки, разучиваются рифмовки, считалки, стихи и песни по темам «Знакомство и приветствие», «Моя семья», «Времена года», «Животный мир», «Мои любимые занятия» и другие.

Обучение английскому языку у нас  становится для детей забавным и увлекательным, приносит много радости.

На первый взгляд, занятия музыкой не имеют большого значения в подготовке детей к школе.

Однако, это не так, музыкальные занятия оказывают на детей всестороннее воздействие:

  1. Активизируют работу левого (логического) и правого (образного)  полушарий мозга.
  2. Развивают и укрепляют дыхательную систему, тонизируют голосовые связки ребёнка, что поможет ребёнку выдерживать большие речевые нагрузки.
  3. Расширяют диапазон голоса, а значит как певческие, так и речевые возможности.
  4. Способствуют развитию музыкальных способностей, памяти, внимания.
  5. Создаются самые благоприятные возможности для формирования общей культуры ребёнка.

На занятиях воспитывается чувство гражданского самосознания через знакомство с календарными праздниками Рождество, Иван –капустник, Сретенье, Сороки, Масленица и др.

 В работе с детьми мы используем методики Галины Вихаревой, Ольги Кацер, Галины Акимовой.

Занятия по ритмике помогают ребенку выразить себя в танцах и играх, снять психологические и мышечные зажимы, выработать уверенность в себе, скорректировать осанку, координацию движений. Нашей целью является развитие музыкальной, зрительной и танцевальной памяти, пластики, чувства ритма, выносливости, умения заниматься в коллективе и здоровья в целом.

Занятия оригами являются средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелких мышц пальцев (что пригодится в школе при письме).

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, занятия оригами положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Конструирование  из бумаги благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения, учатся преобразовывать одни геометрические фигуры в другие, поэтапно планировать свою работу,  пользоваться условными обозначениями, изобретать свои варианты, а так же организовать своё рабочее место.

Оригами помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления.

Предмет «Логоритмика» введён в нашу комплексную программу с 2012 года.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, особенно имеющим проблемы становления речевой функции.

К сожалению, на сегодняшний день количество таких детей постоянно увеличивается.

Регулярные занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

Хочется поделиться с вами нашими педагогическими находками, которые наряду с вышеперечисленным мы используем  при  организации нашей работы.

С течением времени мы всё больше убеждаемся в пользе интегрированных методов обучения. Перемена сфер деятельности соответствует стремлению детей к активности и подвижности, дети не успевают «уставать» от объёма информации, вовремя переключаются на новую форму деятельности.

Особенно интересными получились у нас  интегрированные занятия «Сказка за сказкой» (музыка и развитие речи), «Встреча весны» (музыка и ИЗО).

Наши главные соратники – это родители!  Их активность и внимание значительно влияют на результаты нашей работы.

Родители  активно посещают открытые занятия, вместе с детьми занимаются в «Творческих мастерских», участвуют в игровых программах и праздниках.

Открытое занятие для родителей – простой и очень эффективный способ работы. Они помогают родителям объективно увидеть развитие и проблемы своего ребёнка. В этом случае есть большая вероятность их преодоления  в процессе совместной работы  педагога и семьи.

В творческой мастерской «Радость творчества» дети и взрослые вместе рисуют, создают аппликации и другие творческие работы. Очень удачно прошли занятия в мастерской по темам: «Гравюра на картине», «Зима в нашем городе»,  «Весенние цветы», «Рождественский ангел». Педагог даёт родителям советы и рекомендации по организации творчества детей дома поясняет,  развитию каких качеств, умений, способностей  ребёнка способствует то или иное занятие. Совместная творческая деятельность с ребёнком позволяет изменить представления многих родителей об их роли в жизни ребёнка. Работу творческой мастерской мы считаем одним из удачных методических приёмов привлечения родителей к  совместной с  детьми творческой деятельности,  знакомства с педагогами, формирования  положительной мотивации и детей и  родителей.

Совместный досуг детей и родителей так же  имеет  большое позитивное значение. Реализует функции общения, познания, воспитания детей, стабилизации семьи, эмоционального сближения. Яркие, незабываемые моменты ребёнок переживает, участвуя вместе с родителями в празднике, игровой программе, соревновании.

В практике нашего Центра  большое количество мероприятий для всей семьи: театрализованные праздники, игровые программы  «Рождественские забавы», «Полёт в космос», «Welcom», «Путешествие в сказку», «Мозаика осени», «Зимняя круговерть», «Кладовая осени», отчётный концерт «В стране цветов», «Здравствуй. Лето» и многие – многие другие.

Таким образом, занятия в школе «Золотой ключик» в полной мере способствуют подготовке детей к обучению в школе, учат работе в коллективе, общению с взрослыми, сверстниками, дают хороший старт к  дальнейшему познавательному,  личностному, социальному развитию  дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Развитие творческого мышления и воображения через вариативные формы музыкального образования.

Раскрывает принципы развития творческого мышления на уроке музыке...

Художественно-эстетическое воспитание как один из факторов духовно-нравственного развития детей

Искусство - это окно, которое не только позволяет детям смотреть на мир, который их окружает. Искусство, связанное со звуками по законам мелодии, гармонии и ритма, - это музыка. Чтобы добить...

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников через активные формы и методы работы в детском объединении "Мастерица"

Важное условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии детей-это организация интересной содержательной жизни ребенка в детском объединении....

Литература как школа эстетического воспитания

Литература как школа эстетического воспитания...

Семинар для педагогов школы: «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности».

ldquo;В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Такие слова А. П. Чехова определили необходимость развития эстетического воспитания, становления чувства прекрасн...

Последний звонок в Школе эстетического воспитания

Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного и школьного возраста. Цель: создание праздничной атмосферы, формирование у детей положительного отношен...